бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

Во всех

экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет

приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль

ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на

макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании

стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор

рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или

министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного

развития денежно-кредитных рынков.

В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он

существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно

обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области

предстоит сделать.

Общая характеристика современного состояния банковской

системы России

В настоящее время в России действует двухуровневая банковская систе­ма. В нее

входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные

организации, к которым относятся коммерческие банки и небан­ковские кредитные

организации, а также филиалы и представительства ино­странных банков.

Формирование современной российской банковской систе­мы происходило в весьма

короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса,

сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии.

Часть коммерческих банков, организованных на базе бывших государ­ственных

специализированных банков, даже войдя в этап подлинной эконо­мической

самостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности,

сохранили за собой не только собственный экономический по­тенциал и

создававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру и

своеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию. Будучи вынужденными

продолжать работу с многочисленными клиентами, чье финансовое положение

становилось все более затруднительным в связи с общим ухудшением

экономической ситуации в стране, нарастанием непла­тежей, эти банки

становились заложниками проблем, решение которых мало зависело

непосредственно от их собственной деятельности.

Отрицательное воздействие на финансовое положение банков оказало и

предоставление ими в 80-х- начале 90-х годов централизованных кредитов

государственным предприятиям, которые вследствие неперечисления им средств из

бюджета во многих случаях оказались безнадежными должниками банков.

Высокая инфляция в первой половине 90-х годов создавала трудности для многих

промышленных предприятий-заемщиков в изыскании денежных средств для погашения

ими задолженности банкам из-за ухудшения соотно­шения между затратами на

выпуск продукции и ценой ее реализации. В то же время инфляция позволяла

банкам получать большие прибыли за счет суще­ственного увеличения стоимости

их посреднических услуг и тем самым поро­ждала благодушное отношение

банковского руководства к контролю за из­держками и резервированию средств на

покрытие убытков по безнадежным ссудам.

Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение очень ограниченного промежутка

времени проходил в условиях острого дефицита

квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных

бух­галтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к

снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это

не могло не сказаться негативно на качестве управления кредит­ными

организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих функций.

Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская сфера, которая

всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного

интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков

испытывает на себе прямые и опосре­дованные формы давления, и во главе многих

кредитных организаций оказа­лись люди с сомнительной репутацией. В подобных

обстоятельствах появле­ние проблем у таких банков стало неизбежным.

Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35%

общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям

финансовой устойчивости. Еще столько же банков испыты­вают определенные, хотя

и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. Сохраняются внешние факторы,

отрицательно влияющие на положение от­дельных банков (кризисное состояние

экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие

которых усиливается существо­ванием еще и внутренних причин

(неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности,

слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные

расходы на нужды банка и др.). Трудно­сти количественного роста, с которыми

сталкивались российские коммерче­ские банки на первом этапе своего

существования (нехватка квалифициро­ванных специалистов, помещений,

оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала,

ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и

прибыльного вложения средств; необ­ходимости расширения ассортимента

банковских продуктов, повышения их качества).

До начала реформирования банковской сферы, первый этап которого относится к

1987-1988 гг., когда были созданы пять государственных специализированных

бан­ков, в стране функционировали всего четыре банка (Госбанк СССР, Стройбанк

СССР, Сбербанк СССР и Внешторгбанк СССР

)

Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде

происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и

мирового опыта системы регулирования деятельности коммерче­ских банков. В

настоящее время функции надзора за кредитными организа­циями в нашей стране

возложены на Центральный банк Российской Федера­ции, который призван

осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями

банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия

в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской

деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных

проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации

проблемных банков.

В нашей стране заложена правовая основа банковского регулирования и надзора,

в целом отвечающая принципам мировой практики. Правовое регу­лирование

банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)» и «О банках и банковской деятельно­сти», другими федеральными

законами и нормативными актами Банка Рос­сии. Законодательно определена

система экономических нормативов дея­тельности кредитных организаций,

установлен порядок надзора за их соблю­дением, определены санкции к кредитным

организациям, допускающим на­рушения федерального законодательства,

нормативных актов и предписаний Банка России.

1.Система банковского надзора в России, ее цели и задачи

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других

странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита

интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед

надзорными органами в каждый данный период времени, не­посредственно

определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными

организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-

экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания

банковской системы в России к кредитным организациям предъяв­лялись

относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвито­стью самой

системы банковского надзора и задачей ускоренного формирова­ния коммерческого

банковского сектора, обусловленной прежде всего поли­тическими целями.

Позднее основной акцент в деятельности надзорных орга­нов был перенесен на

обеспечение надлежащего качества работы функциони­рующих кредитных

организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с

обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ

также поставлена задача разработки сис­темы мер по предотвращению отмывания

«грязных» денег через коммерче­ские банки нашей страны.

Приближение стандартов банковского надзора в России к международ­ным является

закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся

к настоящему времени в нашей стране система надзо­ра за деятельностью

кредитных организаций в значительной степени отвечает международным

требованиям.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)».

Ст. 4, п. 7, ст. 55.

Все большее соответствие мировым стандар­там совершенствуемых Банком России

процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается

путем постепенного ужесточе­ния требований, предъявляемых к кредитным

организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регули­рования и

надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего

реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для

кредитных организаций, устанавливается особый надзор за круп­нейшими банками

федерального уровня.

1.1 Базельские принципы надзора

Решение большинства про­блем банковского надзо­ра видится в усилении

сис­темного подхода, преодоле­нии обособленности отдельных подразделений

надзорного бло­ка, дальнейшем совершенствова­нии их деятельности.

Коротко охарактеризую воз­можные направления совершен­ствования банковского

надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского

комитета (Банк России принял решение присоединить­ся к ним летом 1997 г.).

Базельские принципы эффективного надзора

Стабильность функциониро­вания банковской системы во многом зависит от

эффективнос­ти работы регулирующих органов.

Совершенствование банков­ского надзора в России должно соответствовать

мировым нор­мам и принципам (хотя бы пото­му, что многое в экономических

реформах, в том числе в бан­ковской сфере, делается нами по примеру

государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление

было непростым, накоплен значитель­ный опыт, который мы можем использовать.

Эффективные принципы бан­ковского надзора получили зак­репление в документах

Базельского комитета по банковскому надзору*. Многие из этих поло­жений в том

или ином виде по­лучили отражение в нормативных актах Банка России и в

россий­ском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспе­чивает

именно целостная систе­ма надзорных мероприятий.

Базельский комитет вырабо­тал 25 основных принципов над­зора, затрагивающих

все эта­пы "жизненного цикла" банков и всю систему взаимоотноше­ний между

ними и надзорными органами.

Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно

опреде­лены одна или несколько организаций, например, Цен­тральный банк и

(или) специа­лизированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работаю­щие

под эгидой и в тесном кон­такте с Центральным банком и (или) Министерством

финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко опреде­ленные

функции, с другой сто­роны, конкретные полномочия. Для выполнения

поставленных задач они должны быть опера­тивно независимыми и иметь в

* Базельский комитет по банковскому надзору объединяет государства,

представительство имеет в нем и Россия.

* члены ОЭСР и ряд развивающихся стран.

своем распоряжении достаточ­ные ресурсы. Законодатель обя­зан создать

правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора,

начиная от положения о лицен­зировании банковских учрежде­ний и постоянном

наблюдении за их деятельностью до стадии лик­видации, а также дать критерии

оценки надежности и устойчиво­сти банков. Нормативным под­креплением

обеспечиваются и санационные процедуры.

Одним из базельских прин­ципов является необходимость лицензирования

банковской деятельности. Подход к выда­че разрешения должен быть же­сткий.

Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права

зани­маться банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий

органы банков­ского надзора внимательно ана­лизируют минимальные размеры

уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии

директоров и выс­ших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию

внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.

В соответствии со ст. 1 гл. 1 Федерального закона «О банках и банковской

деятель­ности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое

для из­влечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании

специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять

предусмотренные этим зако­ном банковские операции. При этом в законе проводится

подразделение кредитных организаций на банки и небанковские кредитные

организации.

Банком является кредитная организация, имеющая исключительное

право на осу­ществление в совокупности следующих банковских операций:

привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение

указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях воз­вратности,

платности, срочности;открытие и ведение банковских счетов физических и

юридических лиц.

Небанковской считается кредитная организация, которая имеет

право осуществ­лять отдельные предусмотренные данным законом банковские

операции в установлен­ных Банком России допустимых сочетаниях.

Иностранным банком признается кредитная организация,

зарегистрированная в качестве банка на территории иностранного государства в

соответствии с его законо­дательством.

Для получения разрешения на занятие банковской деятельностью учре­дители

кредитной организации должны выполнить ряд требований, установ­ленных ЦБ РФ в

соответствии с действующим законодательством.

После выдачи лицензии орга­ны банковского надзора должны иметь право

пересмотра или от­клонения любых предложений по передаче другим сторонам

круп­ных пакетов акций, устанавливая для таких процедур определен­ные

критерии.

Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях

выявле­ния проблемности на воз­можно более ранних этапах. Органы надзора

должны: определять минимальный размер уставного капитала;

· Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные

организации (банки) должны будут иметь собственные средства (капитал),

определяемые как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и

нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные

организации с ограниченным кругом операций - не менее 1 млн. ЭКЮ в руб­левом

эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки с

капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего суще­ствования, но с

этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем рынке

банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и кредиторов от

принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом. Таким банкам будет

запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом, а

также осуществлять операции с драго­ценными металлами и участвовать в

капитале других кредитных организаций в объеме, превышающем 25% от величины

уставного капитала последних.

Кредитные организации с капиталом, эквивалент которого составляет менее 1 млн

ЭКЮ, с 1999 г. утратят статус банка и должны будут перерегист­рироваться в

небанковские кредитные организации или должны быть реорга­низованы (путем

присоединения или слияния). В ином случае они подлежат ликвидации в

установленном законом порядке.

По состоянию на 1.01.1997 г. распределение банков в России по величине

объяв­ленного уставного капитала было следующим (с четко выраженной по

сравнению с предшествующим периодом тенденцией к увеличению числа банков с

капиталом от 5 млрд руб. и выше и сокращению числа банков с капиталом ниже 5

млрд руб.):

Размер уставного капиталаЧисло банков% в общем числе банков
до 100 млн. руб.301,5
от 100 млн. до 500 млн. руб.35817,6
от 500 млн. до 1 млрд. руб.1798,8
от 1 млрд. до 5 млрд. руб.68333,6
от 5 млрд. до 20 млрд. руб.59229,2
от 20 млрд. до 30 млрд. руб.643,2
от 30 млрд. и выше1246,1
Всего по России2030100

Уставный капитал кредитной организации формируется из вкладов (номинальной

стоимости акций) ее учредителей (участников), которые могут иметь вид

денежных средств или материальных активов (банковского оборудования

и здания (помещения), в котором располагается кредитная органи­зация, за

исключением незавершенного строительства). При этом установле­но, что

неденежная часть уставного капитала кредитной организации не должна

превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10% - в после­дующие

годы.

· В 1998 году ситуацию мы можем просмотрев рис.2 « Группировка

действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного

уставного капитала по сотоянию на 01.08.1998 г.;

Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

отслеживать, а в определен­ных случаях ограничивать макси­мальные границы

рисков ликвид­ности, платежеспособности, ва­лютных, кредитных (в том числе и

кредиты инсайдерам), процен­тных, рыночных и других рисков

(см. приложение № 1 );

контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с

банковской деятель­ностью.

Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством

управления бан­ками. Так, органы надзора дол­жны:

"удостовериться в том, что банки обладают системами ин­формирования

руководства, ко­торые позволяют последнему вы­явить концентрацию рисков в

рамках портфеля активов" (п. 9);

"убедиться в том, что конт­ролируемый банк обладает чет­кой системой

управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за

правлением и высшим управле­нием)" (п. 13);

"выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая

соответствовала бы типу и масштабу их деятельнос­ти" (п. 14).

Такая система, в частности, предусматривает четкое разде­ление функций по

приему бан­ковских обязательств, расходо­ванию средств, ведению учета активов

и пассивов, защите ак­тивов, строгий внутренний аудит и пр.

Базельский комитет считает, что органы надзора должны под­держивать высокие

этические стандарты в финансовом секто­ре, не допуская преднамеренное или

непреднамеренное исполь­зование банка криминальными структурами.

Наряду с возможностью по­лучения, обработки и анализа необходимой информации

от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на

местах (инспекти­рование) и прибегать к ус­лугам внешних аудиторов. В любом

случае "органы банков­ского надзора должны постоян­но находиться в контакте с

бан­ком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций" (п.

17). Сотрудничая с банками, органы надзора в то

же время в случае серьезных на­рушений должны иметь возмож­ность использовать

"соответ­ствующие средства коррек­ции" (п. 22).

1.2 Международные стандарты в России

Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоеди­ниться к "Базельским

основопо­лагающим принципам эффектив­ного банковского надзора". При этом

Центральный банк РФ ис­ходил из того, что реализация этих принципов "имеет

чрезвы­чайно важное значение для со­здания в России эффективной системы

банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и

отвечаю­щей интересам клиентов и вклад­чиков банков" (Вестник банка России, №

41 (204), 1997, с.1).

Присоединение к этим прин­ципам отнюдь не влечет за со­бой автоматического

улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подхо­дов к

банковскому надзору в Рос­сии, которая связана, в частно­сти, с ужесточением

ряда нор­мативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского уче­та,

созданием новой системы формирования резервов на воз­можные потери по ссудам

и многое другое.

Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены в

самом надзоре. Переосмыслению дол­жны подвергнуться, в первую очередь, основы

банковского надзора. На первый план выд­вигается принцип "конструктив­ного

сотрудничества", определя­емый пониманием не только объективного

существования тес­ных взаимосвязей между коммер­ческими банками и Центральным

банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой ча­стью

народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыноч­ных условиях они либо

вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк мо­жет

обеспечить реализацию сто­ящих перед ним задач (устойчи­вость национальной

денежной единицы, эффективное функци­онирование платежной системы и многое

другое, без чего не­мыслима здоровая экономика) только при наличии прочного

банковского "фундамента" в виде коммерческих банков и благода­ря ему.

Банки в процессе оценки ус­ловий наиболее выгодного раз­мещения активов,

формирования своего кредитного портфеля ре­шают важнейшую макроэкономи­ческую

задачу — эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя

зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельно­сти

лишает экономику этого су­щественного для рыночного хо­зяйства механизма.

Следователь­но, должны быть и разумные гра­ницы надзора (доминирование

принципа "не навреди").

В свою очередь, коммерчес­кие банки объективно заинтере­сованы в максимальном

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.