бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль банковской системы в условиях перехода к рынку

друг другу денег в виде межбанковских кредитов и т.п.).

Рассмотрим принцип функциональной полноты на примере банков.

В последнее время значительную остроту приобретают два вопроса: об

общем достаточном количестве банков и о нужном соотношении между крупными и

малыми банками.

Много, достаточно или мало в современной России банков( Ответить можно

только с помощью косвенных показателей, поскольку априори нельзя рассчитать

нужное количество банков. помочь могут, например, сравнения. Так, в США

насчитывается почти 15 тысяч банков, а в России – около 2,5 тысяч. Можно

рассчитать количество учреждений банков на 1000 человек и сравнить с

соответствующими показателями для Европы или США. Однако, эти расчеты будут

не совсем корректны из-за особенностей экономик разных стран. Можно

провести сопоставление по количеству банков относительно ВВП.

С другой стороны, этот вопрос нельзя решать "валовым" подходом.

Системность банков предполагает, что их должно быть не просто не менее

определенного количества, причем в сочетании разнообразных видов, но еще и

"в нужное время в нужном месте". С этой точки зрения ситуация далека от

благополучия: из общего числа российских банков более 1/3 – московские, из

них более 1/2 – крупнейшие, вместе с тем, что в России остаются огромные

регионы, представляющие собой "банковские пустыни" (особенно в отдаленных

районах и сельской местности). Поэтому нет оснований считать, что в России

избыток банков.

Что же касается соотношения крупных и мелких банков, то последних,

безусловно, не хватает. В таких небольших банках, глубоко интегрированных

во всеобщую банковскую систему России, и нуждаются пресловутые "банковские

пустыни".

То же самое можно распространить и на принцип открытости. В

частности, пока ни Банк России, ни коммерческие банки (быть может, за

небольшим исключением), не готовы вести свои дела публично.

Реализуется ли принцип эффективности? И да, и нет. Казалось бы, каждый

банк стремится получить максимальную прибыль. Однако, многие из них как

будто ставят перед собой прямо противоположную цель. К такому

парадоксальному выводу заставляют придти многочисленные примеры работы без

анализа, четкой стратегии, заботы о повышении квалификации сотрудников (в

чем и кроется причина двух предыдущих бед) и т.п.

В заключении рассмотрим еще и принцип саморазвития, а конкретно

отдельный его аспект – обеспечение безопасности. "На российском рынке

пластиковых карточек грандиозный скандал. Один из крупнейших отечественных

процессинговых центров – Union Card – лишен лицензии Europay на работу с

банкоматами. Выяснилось, что Union Card где-то не доглядел в технологии, в

результате чего мошенники сумели украсть у владельцев карт около $500

тысяч. И тепьрь 400 из 1600 российских банкоматов принимают карточки только

своих банков, а еще несколько сотен либо уже не работают, либо вскоре будут

отключены".[1]

К чему это может привести? К падению доверия к с таким трудом

прививаемой в России системе электронных расчетов, "зарплатых проектов", и,

как следствие, росту недоверия со стороны частных вкладчиков (основных

потребителей услуг на рынке "пластика") к отечественной банковской системе

и ее детищу - Union Card.

III. Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и характер

взаимодействия в современных условиях.

Перейдем к рассмотрению "персонажей" российской банковской системы:

находящегося на первом ее уровне Центрального банка (Банка России) и

основных представителей второго уровня – коммерческих банков.

III.1. "Портрет" Центрального банка.

Зачем вообще нужен центральный банк? Как известно, центральные банки

возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их

создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они

позволяют решить по крайней мере одну сложнейшую экономическую задачу. Дело

в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это

приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные

отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их

стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество

начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала

рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все

участники рынка – и производители, и потребители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу

предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой –

ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне

присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных

потерь. Вторая часть даной задачи решается с помощью общественного контроля

основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия. В

банковской сфере функции такого регулирования поручают такому

государственному институту, как центральный банк.

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-

денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около

трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк

образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка

для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная

финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что “в

странах, где не существует центрального банка, его следует создать”.

Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого)

банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными

властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для

центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих

государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно

Государственной Думе или, образованной ею, специальной комиссии.

Руководителя центрального банка назначает глава государства.

Степень независимости центральных банков неодинакова — от максимально

независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в

полной зависимости от правительства. Банки Англии и России занимают в этом

ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое

законодательное разграничение государственных финансов и банковской

системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться

средствами центрального банка.

Рассмотрим Банк России. Уставный капитал и имущество Центрального

банка нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России

использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России

осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не

финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется

в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является

юридическим лицом. Однако, на деятельность Центрального банка наложен и ряд

ограничений:

13. Центральный банк РФ не может участвовать в капиталах российских

кредитных организаций, кроме Сберегательного банка Российской

Федерации (Сбербанка России) и Банка внешней торговли

(Внешторгбанка);

14. участие в капиталах международных организаций также ограничено.

Вот что говорит ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)":

15. "Банк России обязан обеспечить долю своего участия в капиталах

Сбербанка России, Внешторгбанка, Коммерческого банка для Северной

Европы - Евробанка, Московского Народного банка ЛТД и Ост-Вест

Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна

голосующая акция. Уменьшение долей участия Банка России в данных

кредитных организациях ниже указанного уровня может осуществляться

только в случае принятия по данному вопросу специального

федерального закона…

Банк России не может участвовать в капиталах иных организаций, если

они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений,

организаций и служащих, за исключением случаев, установленных

федеральными законами"[2];

16. "Банк России может участвовать в капиталах и деятельности

международных организаций, которые занимаются развитием

сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в

том числе между центральными банками иностранных государств"[3].

Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по

обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам

государства.

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к

его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для

федеральных органов государственной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех

юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным

законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает

за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,

необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от

прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется

Советом директоров.

Таким образом, Банк России, как и большинство центральных банков

ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он

национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую

законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные

нормативные акты (в отличие от Банка Англии, который издает так называемые

просьбы). Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место,

занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически

не отличается от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых.

III.2. Функции Центрального банка.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное

регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать следующие

цели:

17. создание и поддержание общих условий цивилизованного

функционирования рынка и всего народного хозяйства;

18. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

19. решение макроэкономических проблем.

Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере

должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности,

обязан:

20. поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников

денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры,

предупреждать и разрешать споры;

21. осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное

обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов

и платежей;

22. выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-

кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение

надежности и безопасности банковской системы и т.д.);

23. добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других

макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов

национального производства, темпов и качества экономического роста,

уровня занятости и т.д.).

Вот как определяет цели Банка России статья 3 ФЗ "О Центральном банке

РФ (Банке России)":

24. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностранным

валютам;

25. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

26. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы

расчетов.

27. получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди

всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью.

С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с

другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее

деньгами, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального

банка Российской Федерации. Заметим так же, что в 1997 году зарплата

сотрудников ЦБ составила семь триллионов рублей. А выплачена она из денег,

которые банк заработал за 1997 год.

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской

Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и

обеспечение стабильности рубля.

Ярким примером выполнения этой функции может служить кризис 17 августа

1998 года, когда курс доллара по отношению к рублю изменился за один день

более чем на 250 %.

При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр. А

функции банковского регулирования и надзора несет некоммерческая

организация, созданная осенью 1998 года под патронажем ЦБ и начавшая

работать только в конце марта 1999 года, Агентство по реструктуризации

кредитных организаций (АРКО). Комплекс основных функций Банка России

закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

28. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации

разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную

политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

29. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их

обращение;

30. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,

организует систему рефинансирования;

31. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской

Федерации;

32. устанавливает правила проведения банковских операций,

бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

33. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;

выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,

занимающихся их аудитом;

34. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

35. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в

соответствии с федеральными законами;

36. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства

Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для

выполнения основных задач Банка России;

37. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и

продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления

расчетов с иностранными государствами;

38. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно,

так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

39. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса

Российской Федерации и организует составление платежного баланса

Российской Федерации;

40. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и

прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и

по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и

ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и

статистические данные;

41. а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными

законами.

III.3. Коммерческие банки и их функции.

Коммерческие банки – это многофункциональные учреждения, оперирующие в

различных секторах рынка ссудного капитала. Коммерческие банки могут

создаваться в форме обществ с паевым участием, а также акционерных обществ.

На сегодняшний день большинство российских коммерческих банков существуют в

форме акционерных обществ, как открытых, так и закрытых.

Коммерческий банк – это коммерческое предприятие, которое в условиях

рынка строит свои взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, то

есть на основе прибыльности и риска. Однако банк всегда должен соотносить

прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности. Банк,

предоставивший слишком много ссуд или оказавшийся не в состоянии обеспечить

ликвидность, необходимую в некоторых непредвиденных ситуациях, может

оказаться неплатежеспособным. Это связано с тем, что основополагающим

принципом успешного функционирования любого коммерческого банка является

его деятельность в пределах реально имеющихся реурсов.

Основной правовой базой функционирования коммерческих банков является

ФЗ "О банках и банковской деятельности", который дает само понятие банка,

регламентирует условия его создания, порядок регистрации и лицензирования,

а также дает перечень банковских операций и сделок:

42. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады

(до востребования и на определенный срок);

43. размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

44. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

45. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в

том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

46. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных

документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

47. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

48. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

49. выдача банковских гарантий;

50. осуществление переводов денежных средств по поручению физических

лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых

переводов) (с 7 августа 1998 года);

51. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение

обязательств в денежной форме;

52. приобретение права требования от третьих лиц исполнения

обязательств в денежной форме;

53. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по

договору с физическими и юридическими лицами;

54. осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными

камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

55. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных

помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и

ценностей;

56. лизинговые операции;

57. оказание консультационных и информационных услуг.

Операции банка традиционно подразделяются на активные и пассивные.

Пассивные операции банка – это операции по мобилизации средств, активные –

по размещению этих средств (кредитные операции).

III.4. "Теневые" операции коммерческих банков.[4]

Банки – это кровеносная система экономики, поэтому вместе с остальной

экономикой они давно вовлечены в ее теневой сектор. Среди теневиков

наиболее высок спрос на обналичку и уход от налогов, а спрос, как известно,

рождает предложение.

Вот несколько схем, позволяющих достичь желаемого результата:

1. Оффшорные банки. Регистрируется оффшорный банк (назовем его Cyprus

Bank), корсчета которого открываются в обычных российских банках. В

оффшорных же зонах регистрируются подставные фирмы, счета которых

обслуживает Cyprus Bank. Далее оформляются "липовые" контракты о переводе

денег в эти оффшорные предприятия, а Cyprus Bank подтверждает, что сумма

поступила на его счета в "месте нахождения". На самом деле эти деньги

никуда за пределы России не выходят, а обналичиваются и выплачиваются прямо

на месте.

2. Экспортно-импортные операции. Этот метод помогает и предприятиям,

занимающимся ВЭД, избежать таможенных пошлин. Здесь опять наиболее

популярна схема с использованием оффшорных банков.

Российский банк открывает у себя корсчета в рублях и в иностранной

валюте своему же оффшорному банку (Cyprus Bank). Предприятие, желающее

перевести деньги за границу, перечисляет рубли на счет специальной фирмы в

банке, последняя же переводит рубли компании-нерезиденту за какой-то товар.

Ну а компания-нерезидент держит счет в Cyprus Bank, у кторого корсчет

открыт в россиийском банке. Круг замкнулся. Таким образом, внутри банка

деньги перешли со счета подставной фирмы на корсчет офшорного банка. Далее,

оффшор покупает на эти деньги безналичную валюту (опять же не выходя за

пределы банка). Далее, как того и требовалось, эта валюта отправляется за

границу.

3. Налоговое планирование. Состоит оно в следующем: предприятие

заменяет налог на другой платеж (например, благотворительному фонду, что

приравнивается законодательством к выплатам в бюджет). Задача банка состоит

в том, чтобы обеспечить возврат 35-40% этой суммы.

Какой же вывод можно сделать из всего вышеизложенного? По некоторым

оценкам налоги изымают у юридических лиц от 40% до 80% прибыли. Пока не

будет проведена целенаправленная налоговая реформа, подавляющее большинство

легальных отраслей бизнеса будет оставаться в тени, а банки, вместо

инвестиций в реальный сектор экономики, будут продолжать выводить деньги за

рубеж, а бюджет будет недополучать огромные деньги за счет

"благотворительных" акций фирм.

III.5. Взаимодействие коммерческих банков и

Центрального банка.

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.