|
Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетовp align="left">Суточные операции РЕПО по своей сути имеют сходство с кредитом рефинансирования. Эти операции позволяют банкам, не имеющим в течении дня достаточных средств, получить их в конце дня. Поскольку банки кредитуются в конце дня, то с них Банк Англии берет надбавку (сверх ставки рефинансирования) в размере одной четвертой процента. В принципе Банк Англии рассматривает такую операцию как операцию на открытом рынке и ограничивает сумму предоставления кредита.Конверсия дневного кредита. Банк, не сумевший к концу дня отдать кредит, должен его погасить в течение одного или нескольких дней. Потенциально конверсия дневного кредита в сутки не ограничена, однако на практике ограничивается применением штрафной ставки. Именно штрафной характер ставки должен ограничит стремление банков к получению таких кредитов в рамках чрезвычайных и безвыходных ситуаций. С точки зрения правового механизма все описанные инструменты работают как операции РЕПО. В настоящее время в Великобритании используются два основных вида Генеральных соглашений по РЕПО между Банком Англии и другими финансовыми учреждениями. Первый вид генерального соглашения применяется для юридического оформления дневного кредита, второй - для более долгосрочных кредитов. Залогом по кредитам, предоставляемым Банком Англии, являются государственные ценные бумаги, как правило, депонированные в фунтах стерлингов, а также казначейские, редко коммерческие, векселя, переводные векселя. Это дает возможность контролировать всю банковскую систему, в том числе анализировать состав ценных бумаг, присутствующих в каждый данный момент на рынке. Как можно заметить, основной целью проведения Банком Англии политики рефинансирования является управление ликвидностью финансовых учреждений. Повальное использование механизма РЕПО позволяет Банку Англии, прежде всего упростить и укрепит устойчивость осуществления механизма управления ликвидности в банковской системе, а также эффективно использовать этот новый механизм на английском рынке - одном из самых устойчивых и развитых рынков мира [12, с. 278]. В Испании среди обязательных коэффициентов наиболее важным является норматив обязательных резервов. Этот норматив определяется как процент от суммы вкладов на предъявителя, сберегательных вкладов и срочных вкладов, который кредитное учреждение должно поддерживать в своей кассе или держать на беспроцентных вкладах в Банке Испании. Размер этого норматива влияет на объем пассивных средств кредитного учреждения: меньший пассив кредитного учреждения означает меньшие возможности предоставлять кредиты и в конечном счете сдерживает увеличение денежных средств на рынке. Вторым важным инструментом является квота переучета векселей, устанавливаемая Банком Испании. Увеличение этих квот означает снижение заинтересованности частных банков в учете векселей и, соответственно, также ведет к снижению денежной массы на рынке. Однако оба указанных инструмента могут эффективно применяться только непродолжительное время. В силу того, что Банк Испании не может совершать операции на открытом рынке, в его распоряжении должны быть дополнительные, более гибкие инструменты контроля над финансовой деятельностью. Эту функцию призваны осуществлять кредиты "денежного регулирования", которые Банк Испании своевременно предоставляет кредитным учреждениям для поддержания их ликвидных средств. Помимо этих кредитов, Банк Испании регулирует количество денежных средств посредством операций с ликвидными активами банковских учреждений [18, с. 94]. В США кредитные функции Системы Федерального Резерва (СФР) осуществляются строго в соответствии с основными целями денежной политики и направлены на поддержание здоровой и упорядоченной финансовой системы. Эти основные цели достигаются путем влияния на общий объем и цену кредитов через воздействие на объем и стоимость резервов депозитных учреждений. Взятие кредитов отдельными депозитными учреждениями по учетным ставкам, изменяющимся время от времени в соответствии с господствующими условиями на экономическом рынке и денежном рынке, имеет прямое воздействие на положение резервов учреждений-заемщиков и, таким образом, на их способность удовлетворять потребности в кредите своих клиентов. Вместе с тем воздействие таких займов не остается локальным, но имеет важное влияние на все денежные и кредитные условия. Каждый член БФР имеет право, по правилам и инструкциям Федеральной комиссии по операциям на открытом рынке, покупать и продавать на открытом рынке любые прямые или полностью гарантируемые в основной своей части и процентах обязательства учреждений США. Каждый член БФР обязан открывать счета в других Банках Федерального Резерва для осуществления межбанковских операций. По указанию Совета управляющих СФР такие банки должны также открывать счета в иностранных государствах, определять банки-корреспонденты или создавать представительства за границей для упорядочивания системы международных расчетов США. Любой БФР может предоставить кредит на период не более 15 дней своему банку-члену в обмен на простые векселя, обеспеченные вкладами или заложенными облигациями, другими простыми векселями, долговыми сертификатами или векселями казначейства США, а также вкладами или заложенными облигациями Федеральных банков среднесрочного кредита. Кредит на более длительный срок (но не больше 90 дней) предоставляется банкам-членам взамен их простых векселей. Простые векселя банков-членов должны быть непременно обеспечены простыми и переводными векселями и долговыми обязательствами или акцептованными каким-либо банком векселями, годными по инструкциям к переучету или покупке Банком Федерального резерва. Вышеназванные кредиты предоставляются по процентным ставкам, устанавливаемым этими БФР. Процентные ставки могут пересматриваться Советом управляющих Системы Федерального Резерва [12, с. 290]. Если кредит, предоставленный банку-члену, используется не по назначению (то есть не для кредитования сельскохозяйственного или промышленного производства или торговли реальными промышленными или сельскохозяйственными товарами), то, после отказа подчиниться официальному предупреждению, такой банк обязан немедленно погасить выданный ему кредит. Кроме того, банк лишается права быть заемщиком у БФР своего округа на срок, определяемый Советом управляющих. В Германии коммерческая политика Центрального банка многопланова и имеет различные конкретные проявления. Это политика открытого рынка, валютная политика, политика рефинансирования, дисконтная и ломбардная политика. Политика открытого рынка осуществляется Немецким Федеральным Банком (НФБ) на рынке ценных бумаг. НФБ может для регулирования денежного рынка покупать и продавать: 1) векселя; 2)казначейские векселя и казначейские чеки, которые являются имуществом федерации или земли; 3) облигации, должниками по которым являются федерация, учреждения федерации и земель; 4) прочие облигации, допущенные к официальной биржевой торговле. Продавая или покупая ценные бумаги на финансовом рынке, НФБ влияет на наличие денег в обращении, а также на степень платежеспособности кредитных учреждений. Если на денежном рынке наблюдается повышенный спрос. НФБ скупает ценные бумаги и тем самым в оборот поступают дополнительные денежные ресурсы. Продажу ценных бумаг НФБ производит при наличии повышенного предложения на денежном рынке. Этим достигается высокий уровень платежеспособности в коммерческой банковской деятельности [18, с. 145]. Существенное значение в работе НФБ имеет дисконтная (учетная) политика. Гибкое применение учетной ставки дает возможность привлечения нового количества денег в оборот из банковской системы. Действует механизм рефинансирования. При неблагоприятных экономических процессах в период накопления денег и массового денежного спроса НФБ снижает учетную ставку и таким образом создает более выгодные условия для рефинансирования коммерческих банков. Одновременно снижаются процентные ставки по кредитам, делая их более дешевыми и доступными для развития экономики. В дальнейшем это приводит к росту спроса на кредиты, увеличению инвестиций в экономику. Весьма эффективным средством поддержания платежеспособности и регулирования рентабельности банковской системы ФРГ является ломбардная политика НФБ. Ломбардная политика заключается в готовности НФБ предоставить коммерческим банкам кредиты под залог различных ценностей. Под залог векселей предоставляется заем в сумме не более девяти десятых номинала векселя. В таком же размере предоставляется заем под залог казначейских векселей. Заем может быть предоставлен под залог обязательств, которые выпущены федерацией или некоторыми центральными учреждениями (федеральными железными дорогами, федеральной почтой и др.) или одной из земель. В этих случаях размер займа не может превышать трех четвертей от курсовой стоимости закладываемых облигаций. Существуют и другие объекты залога в виде ценных бумаг, имеющих публично-правовой характер. Ломбардная политика НФБ проводится через регулирование ломбардной ставки и установление ломбардных контингентов. Ломбардные контингенты возможный объем займов, предоставляемых кредитным учреждениям (в том числе главным образом коммерческим банкам) [18, с. 187]. Основными методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции со стороны ЦБ являются: * учетные операции; * операции на открытом рынке; * изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в центральном банке; * контроль над кредитами. Учетные операции (переучет) старейший метод регулирования. Суть этих операций сводится к тому, что центральный банк скупает выставленные кредитными учреждениями ценные бумаги (в основном векселя), срок платежа по которым еще не наступил, за сумму несколько меньшую, чем подлежащая оплате по ценным бумагам. Разница в денежных суммах составляет прибыль Банк де Франс и называется переучетной ставкой. Банки же получают кредиты под свои собственные обязательства. Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг, что приводит к необходимому регулированию сальдо счета банков в Банк де Франс [12, с. 289]. Метод изменения норм обязательных резервов, которые кредитные учреждения хранят на беспроцентном счете в центральном банке, введен в 1967 году во Франции по примеру США. За нарушение норм обязательных резервов кредитные учреждения обязаны выплачивать штраф Банк де Франс. Изложенные выше традиционные методы регулирования в свое время были достаточно эффективны и играли значительную роль в механизме банковской деятельности. Однако в настоящее время они несколько отошли на второй план. В 1985 году был установлен новый подход к системе кредитования, заключающийся в контроле над кредитом и пришедший на смену прямого ограничения размеров банковских кредитов. Это свидетельствует о преобладании рыночных методов регулирования экономики. Кредитные учреждения сами решают вопрос об увеличении или снижении размеров кредитования. Банк де Франс осуществляет лишь контрольную функцию. Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключаются в том, что в рамках системы банковских сообщений осуществляются только оперативная пересылка и хранение расчетных документов, урегулирование платежей предоставлено банкам- участникам, функции же системы расчетов непосредственно связаны с выполнением взаимных требований и обязательств членов. Взаимные расчеты между банками, например, во Франции и Великобритании осуществляются центральным банком страны или, как в России, его расчетно-кассовыми центрами на месте. В ряде стран действуют несколько автоматизированных расчетных систем, которые организованы крупными банками с их филиалами. Яркий пример Германия, где одновременно функционируют расчетные системы Коммерцбанка, Дойчебанка, Берлинербанка, Дрезденбанка и др. Каждая расчетная система учитывает интересы данной кредитно- финансовой организации, ее функциональные цели. В любую такую систему может включиться любой банк, любое кредитное товарищество и т.п. Каждая организация, если она не создает собственной клиринговой системы, выбирает подходящую для себя. В стране может быть несколько таких систем. Например, в США их более тридцати. Все региональные клиринговые системы объединяются двумя общенациональными: федеральной (Fedwire)- для внутренних платежей и международной (CHIPS) [9, с 190]. Fedwire - сеть федеральной резервной банковской системы (Системой Fedwire владеет и руководит Федеральная резервная система банков США. Эта система используется для перевода денежных средств между 6000 банков, объединенных в 12 резервных округов с 12 Центральными региональными банками. Центральные региональные банки и некоторые другие крупные банки - члены федеральной резервной системы имеют собственные серверы. Более мелкие банки имеют терминалы системы Fedwire. Третья группа банков - так называемые "независимые" участники системы Fedwire работают в режиме off-line и осуществляют межбанковские операции по коммутируемым телефонным линиям связи с Центральными региональными банками или передают информацию прямо через другой банк Федеральной резервной системы; CHIPS (Clearing House Interbank Payment System) - межбанковская платёжная сеть. Телекоммуникационная система CHIPS создана в 1970 годы в США для замены бумажной системы расчетов чеками на электронную систему расчетов между Нью-Йоркскими банками и иностранными клиентами. Все банки разделяются на головные банки, расчетные банки и банки - участники системы CHIPS. Всего к системе подсоединено 140 банков, при этом она работает примерно с 10000 счетов. Система CHIPS система работает в режиме off-line. Предусмотрено накопление и последующая отправка сообщений, при этом обеспечивается сохранение целостности данных в центральной базе данных. В настоящее время системы Fedwire и CHIPS обслуживают до 90% межбанковских внутренних расчётов США. Во Франции межбанковские расчёты основаны на телекоммуникационной клиринговой системе S.I.T. Проект системы S.I.T. был разработан в 1982-1983 годах крупнейшими банками Франции. Взаимодействие банковских систем в системе S.I.T. происходит на основе выделенных каналов общедоступной сети Transpac. Отличительной особенностью данной сети является то, что плата за предоставление канала не зависит от расстояния между банками-абонентами. Система S.I.T. взаимодействует с платежными системами VIZA и MasterCard [15, с. 223]. В Великобритании применяются системы HAPS (Clearing Houses Automated Payment System) и BACS (Bankers Automated Clearing Services). Первая из них очень схожа с Американской системой C.H.I.P.S. поэтому рассмотрим вторую. Телекоммуникационная система B.A.C.S. создана в 1968 году и, по состоянию на 1988 год, имела 16 банков-акционеров. Позднее система была преобразована в систему BACSTEL. Система предоставляет два вида услуг для абонентов: "сервис по графику" (передача сообщений в режиме off-line) и "сервис по требованию" для передачи коротких сообщений по каналам общедоступных телекоммуникационных сетей. В небольших странах Западной Европы (Австрии, Швейцарии, Венгрии и др.) так называемые GIRO- системы. Они создаются коммерческими банками обычно в форме акционерного общества открытого типа путем объединения технических средств, технологий, организационных мероприятий и, главное, финансовых ресурсов. Системы обеспечивают GIRO- расчеты между участниками и аккумулируют средства для этих расчетов. Центральный банк страны является, как правило, одним из учредительных клиринговой системы [15, с. 231]. Одно из основных достижений SWIFT- создание и использование специальных стандартов банковской документации, призванных международной организацией стандартизации. Унификация банковских документов позволила избежать сложностей и ошибок, которые вызывались расхождениями в традициях их оформления в разных странах, затруднений языкового характера. Немалое преимущество данных стандартов заключается в том, что их создатели одновременно являются и их пользователями, а, следовательно, имеют возможность оперативно их совершенствовать. Преимущества стандартов SWIFT оказались настолько очевидными для банковских учреждений, что другие аналогичные (Лондонская CHAPS, французская SAGITTAIRE, Нью-Йоркская CHIPS) также приняли их на вооружение, или создали систему автоматического перевода стандартов SWIFT в собственные. Политика органов денежно-кредитного регулирования в развитых странах в первом полугодии 2008 г. по_прежнему в существенной степени определялась задачей поддержания стабильных условий в финансовом секторе и ограничения рисков, обусловленных последствиями кризиса субстандартного ипотечного кредитования. Федеральная резервная система США (ФРС) в период с января по апрель 2008 г. снизила ориентир ставки по федеральным фондам с 4,25 до 2% годовых. Банк Англии за аналогичный период уменьшил ставку рефинансирования с 5,5 до 5% годовых. Европейский центральный банк (ЕЦБ) в первой половине года поддерживал ставку рефинансирования на уровне 4% годовых ввиду усиления инфляционных рисков в зоне евро. По мере приближения к середине года задача сдерживания инфляции приобретала все большее значение среди факторов, определяющих денежно-кредитную политику центральных банков. ФРС и Банк Англии с мая 2008 г. поддерживали ключевые процентные ставки без изменения (ЕЦБ в июле 2008 г. повысил ставку рефинансирования до 4,25%). В первой половине 2008 г. процентные ставки были повышены в Швеции, Норвегии, Польше, Венгрии, Чехии, Индии, Индонезии. Центральные банки Турции и Филиппин в начале года снижали процентные ставки, однако во II квартале перешли к их повышению. Ставки LIBOR по депозитам в долларах США на сроки от 1 месяца до 1 года в первом полугодии 2008 г. (июнь к декабрю 2007 г.) снизились на 1_2,5 процентного пункта, по депозитам в евро изменились незначительно. Ставки LIBOR по депозитам в долларах США были ниже соответствующих по срокам ставок LIBOR по депозитам[23]. Таким образом, межбанковские отношения в различных зарубежных странах обладают существенными отличиями. Каждая страна проводит соответствующую своим законам и целям денежно - кредитную политику, но общие принципы проведения тех или иных межбанковских операций одинаковы. В связи с увеличением значения международных межбанковских кредитов и расчетов создаются и используются специальные стандарты банковской документации. 2. Межбанковские кредиты в современных условиях 2.1 Роль и место Центрального банка РФ в кредитовании коммерческих банков Активным участником рынка межбанковских кредитов выступает Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) как кредитор "в последней инстанции" - банк банков. Кредиты ЦБ РФ - одна из форм рефинансирования банков в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования. Под рефинансированием центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий. Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые трудности, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя. Официальная ставка рефинансирования - это проценты по ссудам, используемым Центральным банком РФ при кредитовании коммерческих банков. Ставка рефинансирования ЦБ РФ, наряду с обязательными резервами и операциями на открытом рынке, является одним из главных инструментов денежно- кредитного регулирования, осуществляемого Банком России. Понижая официальную ставку рефинансирования, он проводит политику "дешевых денег": делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения кредитов на рынке со стороны коммерческих банков, что влечет за собой удешевление кредитов. Такая политика ставит целью оживить инвестиции и стимулировать экономический рост. Повышение ставки рефинансирования ведет к сжатию денежно- кредитной массы, замедлению темпов инфляции, и одновременно - к уменьшению инвестиционных ресурсов[11,с.55] Центральный банк в своей процентной политике ориентируется, прежде всего, на темпы инфляции. Процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ не является директивной для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Тем не менее, уровень официальной ставки рефинансирования служит для коммерческих банков индикатором проводимой Банком России денежно- кредитной политики и определенным ориентиром при проведении кредитных операций, в том числе на рынке МБК. Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков. Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от: 1) формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); 2) методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов); 3) сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней); 4) целевого характера (продленные сезонные кредиты и корректирующие кредиты). Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции[8, с. 46]. До 1995г. основными кредитами ЦБ РФ выступали кредиты Минфину РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и централизованные кредиты коммерческим банкам. Централизованные кредиты предоставлялись ЦБ РФ коммерческим банкам для кредитования ими предприятий и организаций по государственным программам. Эта сделка оформлялась межбанковским кредитным договором на основе заявки коммерческого банка о предоставлении ему централизованных кредитных ресурсов в территориальное Главное управление ЦБ РФ. В ней содержалось экономическое обоснование суммы кредита, его цели и сроки, обеспечение, графики погашения кредита хозорганом - заемщиком коммерческому банку, а банком - ЦБ РФ. Обязательным условием предоставления кредитов являлось соблюдение коммерческим банком установленных экономических нормативов с учетом получения кредита ЦБ РФ. Договоры о предоставлении кредитов ЦБ РФ коммерческому банку заключались после тщательного рассмотрения его заявки. ЦБ РФ изучал причины потребности в кредите, проводимую коммерческим банком политику, объемы кредитования посреднической деятельности и других банков. Вследствие общей экономической нестабильности и тяжелого финансового положения предприятий большинства отраслей экономики, централизованные кредиты, как правило, в срок не погашались. Начиная с 1995г. ЦБ РФ развивает рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе в форме проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и др. Аукционы проходили в форме аукционных заявок коммерческих банков и кредитных учреждений РФ в сроки, определенные ЦБ РФ исходя из задач денежно-кредитной политики. С 1996г. на аукционной основе стали выдавать ломбардные кредиты[11,с.67]. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |