|
Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетовp align="left">Тем самым операции ЦБ РФ на открытом рынке увеличивают или уменьшают зависимость банка от внешних источников, какими являются межбанковские кредиты. Практика показывает, что проводимые ЦБ РФ операции на открытом рынке существенно влияют на коньюктуру рублевого межбанковского рынка, объемы совершаемых сделок и уровень процентных ставок.Возросшая роль рынка МБК в банковском секторе экономики, увеличение числа его участников, рост объемов совершаемых операций, с одной стороны, и ухудшение финансового положения многих банков, не способных своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства. С другой стороны, вызвали необходимость более внимательного отношения банковских аналитиков к вопросам оценки финансового положения банков- контрагентов, к необходимости оценки различных рисков, анализу и учету, вызывающих их факторов. Одним из способов оценки финансового состояния банков стал широко вводимый в банковскую практику рейтинговый подход, связанный с развитием информационной инфраструктуры рынка - рейтинговой оценкой банков. В основе этой оценки лежит обобщенная характеристика по конкретному признаку, позволяющему ранжировать банки в определенной последовательности по мере убывания данного признака или расположить их по определенным группам. При этом критерием сравнения могут быть как количественные показатели, характеризующие масштаб развития банка, так и качественные показатели, характеризующие степень устойчивости, надежности банка. Источниками информации для составления рейтинга могут быть: данные балансов коммерческих банков, отчетные финансовые показатели банков на определенную дату. Дополнительными источниками информации могут служить данные, почерпнутые из средств массовой информации, полученные от клиентов, партнеров и других источников. Наиболее достоверную рейтинговую оценку надежности коммерческих банков дают государственные органы (центральные банки), которым по законодательству предоставлены права по осуществлению надзорных функций. В российской банковской практике первой квалификацией банков, появившейся в печати, стал рейтинг надежности банков ИЦ "Рейтинг". В дальнейшем данным вопросом стали заниматься некоторые экономические издания - "Коммерсантъ", "Экономика и жизнь", "Деловой мир". Это были первые попытки классификации банков, но они оказались довольно далеки от решения конкретного практического вопроса о возможности и целесообразности кредитования конкретных банков и установления лимитами, реализацией риска ликвидности (т.е. невозможностью привлечь средства оперативно и по среднерыночной стоимости или вообще заимствовать их на межбанковском рынке). Таким образом, рынок перестает выполнять главную функцию - оперативного и надежного источника средств для поддержания ликвидности банков [5, с. 115]. За короткий исторический промежуток времени новая банковская система России пережила несколько кризисов. В результате банковская система в целом окрепла, приобрела устойчивость и более высокую надежность. Повышению дальнейшей стабильности банковской системы будет способствовать устойчивость государственной экономики и адекватное регулирование Центральным банком РФ деятельности коммерческих банков. Таким образом, анализ событий, происходивших на рынке МБК за всю историю формирования и развития, начиная с конца 80-х годов прошлого столетия и до настоящих дней, позволил выделить отдельные этапы развития рынка МБК. Этапы отражают определенный уровень развития рынка и его функциональную направленность. 1.2 Формирование системы межбанковских расчетов Совокупность всех денежных расчетов экономической системы составляет ее денежный оборот. В свою очередь, денежные расчеты совершаются в форме безналичных платежей, либо в виде непосредственного обращения наличных денег. Во всех цивилизованных, экономически развитых странах основной частью денежного оборота (более 90 %) является безналичный платежный оборот. Он представляет собой процесс организации денежных расчетов в экономической системе без непосредственного участия наличных денег по средствам их перевода с одного счета на другой, либо путем, так называемого зачета взаимных требований. Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет покупателя. Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики. В денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений и обществе. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между банками - межбанковских расчетов, что обусловлено широкой разветвленностью хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий. По существу, лишь на основе расчетов между разными банками и их филиалами можно завершить расчеты в народном хозяйстве: * предприятий друг с другом по поводу купли- продажи товаров (услуг); * с финансовыми органами по уплате налогов; * с внебюджетными фондами по перечислению обязательных взносов; * со страховыми компаниями по страхованию коммерческих рисков и имущества; * с собственным персоналом по выплате заработной платы и других платежей; * другие денежные расчеты [9, с. 26]. Определенная часть межбанковских расчетов (МБР) служит для экономических связей самих кредитных и финансовых институтов, например: * при размещении денежных средств в форме депозитов и кредитов; * при переучете векселей друг у друга и в ЦБ РФ; * получение от ЦБ РФ кредитов в порядке рефинансирования; * покупка и продажа ценных бумаг, в том числе государственных. Межбанковские расчеты сопровождают и различного виды внешнеэкономических связей, возникающих в процессе экспорта- импорта товаров (услуг), капиталов и миграции рабочей силы. Таким образом, платежный механизм опосредствует "обмен веществ" в хозяйственной системе, от его четкой и непрерывной работы зависит общая эффективность функционирования экономических институтов [3, с. 89]. Особенно велика роль этого механизма для банков. Организация системы денежных расчетов в советский период, как известно, характеризовалась "административной" спецификой. Разграничение наличного и безналичного денежного оборота было искусственным. Если международные расчеты осуществлялись в какой-то мере в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами, то внутри страны функционирование расчетной системы проводилось в движение исключительно жесткими инструкциями Государственного банка СССР. Действующие принципы организации безналичных расчетов, а, следовательно, и межбанковские расчеты, в России в определенной степени сохраняют в себе черты более чем полувекового господства государственной собственности на банковское дело и заключаются в следующем: * все расчеты должны производиться через учреждения банка; * все платежи должны осуществляться в основном после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а при необходимости, погашение в денежной форме других обязательств (по возврату кредита, например, и др.); * по мере наступления сроков погашения. Допускается и использование авансовых платежей, а также предварительные оплаты в том случае, если это оговорено соглашением между поставщиком и покупателем; * оплата совершается только с согласия или по поручению плательщика- владельца счета. В бесспорном порядке взыскивается недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, штрафы, а также другие средства, списываемые со счета на основании распоряжений судебных органов и т. п.; * платежи со счета должны осуществляться при наличии на нем необходимых средств, либо в том случае, если плательщик имеет право на кредит. Организация межбанковских расчетов является одной из основных проблем развития банковского дела [9, с. 76]. Как уже отмечалось выше, естественной составной частью расчетов, осуществляемых банками, межбанковские расчеты. Причем последние в настоящее время реализуются через систему корреспондентских счетов, открываемых коммерческими банками в подразделениях ЦБ, через прямые связи между коммерческими банками и посредством межбанковского клиринга. Современная система МБР в России регламентировалась специальным Положением ЦБ РФ "Об организации межбанковских расчетов на территории РФ" (от 9 июля 1992 г. - приложение к Положению о безналичных расчетах в РФ). С апреля 1998 г. в действие вступило Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ, утвержденное ЦБ РФ 25 ноября 1997 г. (Положение № 5- П), которое регулирует более широкий круг вопросов, характерных для МБР [10, с. 152]. В процессе развития банковской системы в СССР была создана в целом отлаженная система межбанковских и внутрибанковских расчетов, в том числе с использованием зарубежного опыта. Взаимные зачеты долговых требований между банками- участниками расчетов осуществляли специальные расчетные отделы, созданные при эмиссионном банке (правлении и провинциальных конторах Госбанка России) в 1898 г. Развитие межбанковского клиринга в России отличалось большим динамизмом и высокой эффективностью. Однако, после Октябрьской революции 1917 г. расчетные отделы были упразднены. В СССР расчетные отделы стали вновь создаваться в 1922-1923 гг. в связи с созданием специализированных банков. В то время они осуществляли зачеты взаимных требований между учреждениями банков и сберкасс, производили ежедневный обмен платежными документами. После кредитной реформы 1930-1932 гг. произошли крупные изменения в структуре кредитной системы и характере функций отдельных ее звеньев. Централизация в Госбанке СССР кассовых операций, почти всех операций по краткосрочному кредитованию и расчетам между хозорганами, а в четырех специальных банках долгосрочных вложений операций по финансированию и кредитованию капитальных вложений и подрядных организаций, сокращение сети специализированных банков - все это сделало ненужным применение метода клиринга для расчетов между учреждениями этих банков. В 1933 г. в системе Госбанка СССР были введены расчеты посредством счетов межфилиальных оборотов (далее - МФО), просуществовавшие до конца 80-х годов. Данная система представляет собой своеобразный внутрибанковский клиринг. Конечное сальдо межфилиальных расчетов определялось и отражалось в Правлении Госбанка СССР. Поскольку в стране функционировал, по сути единый государственный банк, клиринг носил общегосударственный характер. Система МФО, введенная в 1933 г., достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны. Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования. Но такая система расчетов могла быть дифференцированной лишь в условиях централизованной системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях между филиалами одного банка. С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества самостоятельных банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов должна была претерпеть изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на корреспондентские отношения между банками. Внедрение и отлаживание новых расчетов всегда сопряжено с большими трудностями экономического, организационного и технического характера [9, с. 115]. Анализ состояния современной расчетной системы России позволяет охарактеризовать ее как четырехуровневую. Первый уровень - расчеты через учреждения ЦБ РФ; второй - расчеты через различные расчетные, клиринговые палаты (в качестве небанковских кредитных учреждений); третий - расчеты непосредственно через коммерческие банки, их расчетные подразделения и четвертый уровень - расчеты через коммерческие сети. Политика ЦБ РФ, и это четко прослеживается по нормативным документам, выступлениям руководящих сотрудников Центробанка РФ на конференциях, семинарах и т.д., направлена на поддержку небанковских кредитных учреждений, осуществляющих расчетную деятельность, а также на активную разработку нормативной и правовой базы их функционирования. В принципе, это тенденция положительная. Было бы неправильным все многообразие форм и видов расчетов осуществлять на каком - то одном из названных уровней. Расчеты федерального значения, например, налоговые, бюджетные платежи должны быть подконтрольны государственным органам и проводиться с наименьшей степенью риска, т. е. через учреждения Банка России. Платежи по операциям на организованных рынках, например, пластиковых карт, ценных бумаг, и других целесообразно осуществлять через созданные самими же ассоциированными членами этих рынков расчетные, клиринговые палаты, что также способствует снижению рисков. Платежи между коммерческими банками, а также между клиентами должны проводиться через взаимные корсчета на основе четко регламентированных договорных отношениях между коммерческими банками, а также банков с их клиентами. Это позволит сократить сроки расчетов, более эффективно управлять ресурсами, снизить финансовые издержки, минимизировать риски. Важно и то, что четырехуровневая расчетная система позволяет равномерно распределить общий объем платежей и, следовательно, нагрузку на каждый уровень по таким признакам, как сумма платежей текущего дня и другим. Это позволяет снизить операционные и технологические риски и риск, связанный с разницей во времени в различных часовых поясах [4, с. 174]. С одной стороны, существование нескольких различных систем свидетельствует о том, что каждая из них несовершенна, обладает определенными недостатками. В какой-то степени это затрудняет контроль над движением денежных потоков. Но, с другой стороны, наличие альтернативных вариантов дает возможность выбора. Несмотря на то, что порядок расчетов в каждой из подсистем имеет существенные отличия и особенности, они базируются на единых принципах. Основными требованием к расчетам являются достаточная их оперативность и предсказуемость платежей, высокая надежность, безопасность, экономическая эффективность и широкое разнообразие в соответствии с потребностями пользователей. Межбанковские расчеты осуществляются согласно принципам, которые свойственны системе безналичных расчетов в целом, однако их проявление в расчетах между банками имеет определенную специфику. Поскольку банки являются начальным и конечным звеном в цепи расчетов между различными экономическими субъектами, их невозможно было бы завершить, если бы не существовала система расчетов между самими банками. В связи с этим огромное значение для организации межбанковских расчетов имеет принцип поддержания банками своей ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное и в полном объеме проведение расчетов с другими банками. Он стремиться совместить получение прибыли, требующее замораживание активов на относительно долгий срок, с гарантией надежности и ликвидности. Отсутствие средств на корреспондентском счете банка и несбалансированности его ликвидности даже в течение непродолжительного времени может вызвать серьезные негативные последствия, поэтому банку необходимо осуществлять управление своей ликвидностью, что диктует необходимость своевременного поступления средств на коррсчета и рационального их использования [12, с. 162]. Большое значение имеет и принцип контроля за правильностью совершения межбанковских расчетов. Специфика его и особая роль заключается в постоянном взаимном контроле за синхронностью и полной идентичностью проводимых сумм, во-первых, по счетам клиентов в банках и по корсчетам банков в РКЦ (или в банках-корреспондентах), во-вторых, по счетам и по балансам собственно самих участников расчетов - коммерческих банков-корреспондентов при расчетах их между собой, а также при расчетах между РКЦ. По мере развития межбанковских расчетов, особенно широко распространение межбанковского клиринга, усиливается значение принципа контроля за технологическими рисками, также отражающего специфику этих расчетов. Общим принципом организации межбанковских расчетов является принцип безусловного платежа по межбанковским обязательствам. Предоставляя платежные услуги своим клиентам, коммерческие банки выступают в роли финансовых посредников. Согласивших осуществлять платежные операции своих клиентов, банки принимают на себя обязательства по межбанковским платежам и расчетам. Эти обязательства, в большинстве случаев связаны с согласием плательщика на списание средств с его счета в определенный срок. Однако списание сумм задолженности по налоговым платежам, искам, рассмотренным в арбитражном суде, может быть осуществлено с корреспондентского счета в безакцептном порядке. Наиболее важным принципом межбанковских расчетов является платеж в пределах средств корреспондентского счета. Этот принцип состоит в поддержании оптимального остатка средств на корреспондентском счете кредитной организации и соблюдения нормативов ликвидности баланса банка. С принципом платежа в пределах остатка средств на корреспондентском счете тесно связано понятие "управление наличной позицией банка" [15, с. 209]. Существующие принципы межбанковских расчетов помогают кредитным организациям своевременно и в полном объеме проводить расчетные операции, переводы платежей по системам корреспондентских счетов. Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики. Таким образом, в денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений в обществе. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между банками, что обусловлено широкой разветвленностью хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий и некоторыми другими факторами. По существу, лишь на основе расчетов между разными банками и их филиалами можно завершить расчеты в народном хозяйстве. Определенная часть межбанковских расчетов служит для экономических связей самих кредитных и финансовых институтов, например, при размещении денежных средств в форме депозитов и кредитов, при переучете векселей другу друга и в центральном банке, получении от него кредитов в порядке рефинансирования, покупке и продаже ценных бумаг, в том числе государственных, при предоставлении дотаций, субвенций и бюджетных ссуд. Межбанковские расчеты опосредствуют и различные виды внешнеэкономических связей, возникающих в процессе экспорта-импорта товаров (услуг), капиталов и миграции рабочей силы 1.3 Зарубежный опыт межбанковских кредитов и расчетов История развития кредитных отношений и основного их звена- банка - насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существующие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от менялых контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось государство, формируя банковскую систему, экономически и социально приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял центральный банк, создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков. В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов денежно- кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа. В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции (Банк Франции) наряду с двумя другими институтами (Национальный Кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов [17, с. 34]. Политика открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердо- процентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные бумаги и др. Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются операции с государственными бумагами на вторичном рынке, характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции. Операции на первичном рынке с государственными бумагами осуществляются в строго определенных рамках в Великобритании. Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно- кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам рефинансирования на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть изменение ставки рефинансирования прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно- кредитной политики центрального банка [15, с. 58]. Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка - путем повышения его ставки рефинансирования. Было ослаблено давление резервных требований на банки. Резко возросла необходимость международного согласования кредитно- денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности. В целом главной тенденцией денежно- кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости. Достаточно специфическая политика рефинансирования применяется в Великобритании. Так, используя инструмент рефинансирования, Банк Англии предоставляет коммерческим банкам следующие основные виды кредита: * дневной кредит; * кредит рефинансирования; * суточные операции РЕПО; * конверсия дневного кредита. Дневной кредит предоставляется в основном для обеспечения плавного движения средств в течении дня, а в конце его предоставленный кредит возвращается. Этот инструмент является бесплатным и направлен главным образом на восстановление утраченной ликвидности банка. Объем кредитования не ограничен при условии. Что у коммерческих банков имеется залог в размере необходимом для его обеспечения. Кредит рефинансирования, который является ночным кредитом, предоставляется на срок от 7 до 10 дней. Поскольку время, на которое выдается данный кредит, не ограничивается одним днем, то за него взимаются проценты (по ставке рефинансирования). Для проведения данной операции Банк Англии определяет объем ликвидности в среднесрочной перспективе, требуемой для банковской системы, и только в необходимом объеме осуществляет ее кредитование [12, с. 267]. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |