бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление запасами на предприятии Стройсервис

совместного хозяйствования многих экономически самостоятельных рыночных

структур, позволяющих достигать рациональной (оптимальной) организации

потоковых процессов, протекающих в пространственно-временной

последовательности, с целью выявления и реализации потенциальных резервов

управления и получения, в конечном счете, дополнительных доходов и прибыли

этими структурами преимущественно за счет общественно-полезных, главным

образом производительных факторов и источников.

Такое толкование логистики с одной стороны объясняет устойчивую

невостребованность практикой отечественного предпринимательства современных

форм и методов логистики, широко распространенных за рубежом, с другой

стороны в условиях проводимых в России реформ ставит на повестку дня ряд

актуальных проблем. К их числу относятся:

- определение степени подготовленности кризисной экономики России и

других стран СНГ к непосредственному использованию классических

инструментов эволюционно отлаженного рыночного механизма, особенно

логистики, а также путей и условий подготовки к этому хозяйственных и

других предпринимательских структур (это во многом предопределяет

эффективность, и, следовательно, целесообразность применения в настоящее

время в нашей стране логистики и ряда других прогрессивных нововведений);

- разработка более широкой и содержательной программы логистизации

потоковых процессов и создания логистических систем как на отдельных

участках и стадиях циклично воспроизводимой деятельности так и по всей

логистической цепи;

- установление более четкого и продуктивного взаимодействия между

маркетинговыми службами и другими подразделениями хозяйственных структур с

их логистическими системами как в организационно-методическом, так и

экономическом аспектах;

- использование достаточно объективных и надежных критериев

общественной и рыночной эффективности программ логистизации, ее отдельных

мероприятий;

- решение логистических (информационных и оптимизационных) задач в

различных звеньях логистической цепи с целью определения зон взаимной

выгоды и перспективного компромисса для нескольких собственников или

распорядителей сопряженных логистических систем;

- применение и развитие логистики, а также ее новых форм

взаимоотношения с маркетингом в постреформенной смешанной экономике России

как базовой части ее национальной модели.

Анализ низкой востребованности рыночными структурами России зарубежных

и большинства отечественных разработок по логистике показал, что

большинство из них сориентировано на иные более строгие и стабильные

«правила игры» по сравнению с российской действительностью. В результате

подавляющая часть знаний и навыков современной логистики, рассчитанных на

более благоприятные, т. е. характерные для развитого цивилизованного рынка

«правила игры», предлагают отечественным структурам такие «рациональные»

или «оптимальные» варианты организации управления потоковыми процессами,

которые либо не выполнимы в российских условиях, либо ухудшают результаты

бизнеса в случае их реализации, особенно по сравнению с конкурентами,

которые проигнорировали логистизацию и соответственно предъявляемые ее

требования и обязательства. В результате даже там, где с помощью

привлеченных со стороны разработчиков делаются попытки использования

логистики в практике предпринимательства, предлагаемая программа

логистизации вступает в противоречие с российскими реалиями. Поэтому она

отторгается работниками хозяйственных систем или ими используется лишь

незначительно.

Неподготовленность действующих в переходный период систем управления

России к непосредственному использованию логистики требует более широкой и

содержательной трактовки логистизации рыночных структур. Основным ядром и

целью логистизации остается обеспечение необходимой рациональности

(оптимальности) управления потоковыми процессами и реализация тем самым

дополнительных резервов за счет осуществления более успешных вариантов

взаимодействия производительных сил. Величина этих резервов зависит от

выполнения системами управления требования объективного закона

экономической кибернетики — закона необходимого разнообразия, согласно

которому управляющие и управляемые системы должны быть адекватны по своей

сложности и структурному многообразию объекта управления. Поскольку объекты

общественной деятельности, особенно экономические объекты, непрерывно

усложняются под влиянием разделения труда, научно-технического прогресса и

других факторов, что особенно наглядно проявляется в повышении степени

связности и взаимообусловленности производительных сил, требуется

периодическая реорганизация (рационализация) более консервативных

управленческих структур. В этом заключается основная задача логистизации и

образованных в результате этого логистических систем.

В содержательном же отношении процесс рационализации управления

потоковыми процессами с помощью логистики сводится к трем основным

проблемам:

- формализации и моделированию возникающих проблемных ситуаций и

улучшению тем самым постановки задач управления на всех уровнях;

- разработка на этой основе более рациональной (оптимальной)

«технологии» управления потоковыми процессами на отдельных участках или по

всей логистической цепи в виде пространственно-временной последовательности

разработки и исполнения управленческих решений распорядительными центрами

различных рыночных структур;

- использование более совершенных, организационных структур, форм и

методов, технических средств и кадров управления, адекватных новой

«технологии» управления для более полного и точного решения логистических

(информационных и оптимизационных) задач.

В решении указанных проблем логистика сохраняет тесную преемственность

с научными разработками по оптимальному управлению социалистической

экономикой, особенно в отношении систем материально-технического

обеспечения. Фонд этих разработок с необходимыми поправками на требования

многоукладной рыночной экономики может быть успешно использован в будущей

логистизации российской экономики, особенно в координации межсистемной

деятельности.

Следует также заметить, что преимущества, а, следовательно,

эффективность и целесообразность использования логистики, возрастает по

мере усложнения информационных и роста числа оптимизационных логистических

задач, что наблюдаются при интегрировании рыночных структур в корпоративные

и ассоциативные объединения, а также при более тесном их взаимодействии,

исходя из взаимной выгоды.

Однако рассмотренная рационализация управления потоковыми процессами

становится необходимой и возможной в условиях экономики России переходного

периода только при обеспечении минимально-необходимой работоспособности

систем управления отечественных рыночных структур.

Работоспособность рыночных систем управления характеризуется

следующими основными параметрами, составляющими ее необходимые и

достаточные условия.

Необходимым условием работоспособности являются параметры

управляемости и адаптивности рыночных структур.

Простая форма управляемости оценивается способностью и готовностью

распорядительных центров рыночных структур и их подконтрольных органов

соблюдать исполнительную дисциплину т. е. выполнять законодательные акты,

приказы, распоряжения, а также другие конкретные решения и команды с

достаточной полнотой и точностью.

Однако большинство законодательных актов и решений разрабатываются и

направляются в виде заданий нижестоящим подконтрольным структурам с

достаточно высокой степенью неопределенности, чаще всего в виде нормативной

социально-экономической постановки задач управления (общей целевой функции,

подлежащей экстремизации, критериев-показателей прироста ее значений, а

также системы ограничений, т. е. требований, при обязательном соблюдении

которых только и допускается максимизация или минимизация целевой функции).

Так любая подконтрольная структура может получить от материнской фирмы

задание увеличить общий объем товарооборота при соблюдении качества

продукции, ассортимента и сроков поставки; минимизировать транспортные

издержки при соблюдении общего объема продаж, сроков поставки и качества

продукции; увеличить доходы и прибыль, соблюдая все гарантии перспективного

функционирования и развития фирмы и т. д.

Соответственно и снижение управляемости (вплоть до неуправляемости)

может проявляться в двух формах: в виде подмены или деформации заданной

целевой функции, когда, например, работники предприятия или учреждения

начинают работать по принципу «максимум привилегий и личных доходов,

минимум неприятностей и забот об основной деятельности»; в виде нарушения

требуемых ограничений, которые часто по своей важности и приоритетности в

системе целей рыночных структур гораздо значительнее самих целевых функций.

Это делает рассмотренную форму неуправляемости более опасной для

жизнеспособности рыночных структур. К ней относится, например, увеличение

доходов и прибыли за счет наркотиков, контрабандных товаров, запрещенной

продажи оружия, недоброкачественных вино-водочных изделий, оправдания

преступников, несоблюдение договорных обязательств контрагентами поставки и

пр.

В условиях слабой управляемости все логические проекты по

рационализации управления потоковыми процессами теряют свою ценность и

смысл, поскольку обрекаются в этих условиях на полное или существенное

невыполнение.

Поэтому, для обеспечения минимально-необходимых параметров

управляемости в любой ее форме, процесс логистизации должен обязательно

предусматривать наличие в рыночных структурах, использующих логистику,

достаточно эффективной системы управляющих воздействий (положительных и

отрицательных стимулов), которые бы побуждали, учитывая мотивацию

деятельности всех работников этих структур, соблюдать как исполнительную

дисциплину, так и нормативную социально-экономическую поставку и реализацию

логистических задач.

Другим параметром работоспособности, который также составляет

необходимые условия логистизации, является адаптивность рыночных структур.

Она состоит, во-первых, из их способности к самонастраиванию и

саморегулированию в изменчивой внешней среде, главным образом, благодаря

инвариантности построения их управляющих и управляемых систем, а также

взятых на вооружение рыночных форм, методов и технических средств

управления. Это позволяет управлять этими структурами из главных

распорядительных центров по принципу «черного ящика», т. е. по входным и

выходным параметрам потоковых процессов, не вмешиваясь в регулирование

внутрифирменных оборотов этого «черного ящика».

Повышению адаптивности способствует, во-вторых, наличие достаточно

объективных и надежных индикаторов оценки последствий стратегических и

тактических решений с использованием обратных связей. Без этого любая

рыночная структура не в состоянии скорректировать свое функционирование и

развитие, особенно в нестабильных ситуациях.

И, наконец, в третьих, к адаптивности рыночной структуры следует

отнести ее селекционную способность правильной оценки и отбора факторов

жизнеспособности и жизнеобеспечения, адаптации и развития данной структуры

в исторически определенной предпринимательской среде в соответствии с

общественными ориентирами, ценностными установками и приоритетами.

Оба параметра работоспособности: управляемость и адаптивность рыночных

структур сводятся к их готовности и способности реализовать свои

общесистемные цели и составляют только необходимое условие, как

работоспособности, так и логистизации, поскольку не раскрывают

содержательную сторону их целеполагания. Поэтому достаточным условием

работоспособности этих структур и одновременно обязательной предпосылкой их

логистизации является необходимая сопряженность интересов и целей

хозяйственных систем с общественными интересами и целями. Это достигается

путем более совершенного законодательства и других достаточно эффективных

управляющих воздействий (положительных и отрицательных стимулов).

Результатом такого сопряжения являются улучшение целеполагания

распорядительных центров хозяйственных систем. Это означает, что

нормативная постановка стратегических и тактических задач управления

предусматривает экстремизацию их целевых функций (доходов, прибыли,

рентабельности, издержек обращения, объема поставок, инвестиций,

конкурентоспособности продукции и услуг и др.), главным образом, за счет

производительных и других общественно полезных факторов и источников (см.

Рис. 1.1).

[pic]

Рис. 1.1 Непродуктивные факторы и источники

Отсутствие требуемой сопряженности в недостаточно развитой и поэтому

деформированной и нестабильной экономике России переходного периода

позволяет хозяйственным системам реализовать свои целевые функции (векторы

ОА и ОД): получать прибыль, вытеснять конкурентов, расширить бизнес и т.

д., не только и не столько за счет производительных (вектор ОС), сколько за

счет непродуктивных, а подчас и антиобщественных факторов и источников

(вектора ОР и ОВ).

Поэтому стратегия и тактика их деятельности значительно ограничивает,

а во многих случаях исключает эффективное использование знаний и навыков

современной логистики, рассчитанных на другие более цивилизованные «правила

игры», а именно на стабильную экономику и бизнес, с преобладанием

производительных и других общественно-полезных факторов и источников своего

успеха.

Комбинированное использование названных факторов и источников для

достижения своих стратегических и тактических целей также ставит серьезные

препятствия для эффективного использования логистики.

Таким образом, логистизацию рыночных систем управления следует

осуществлять в двух главных направлениях:

- создавать необходимые условия для повышения степени управляемости,

адаптивности и улучшения целеполагания логистических систем в качестве

предпосылок для их эффективной реализации;

- одновременно ориентировать формы и методы логистизации систем на

реально достижимую к моменту создания микро- и макрологистических систем

модель управления рыночными структурами. Это означает в свою очередь

необходимость существенной модификации применяемых в экономически развитых

странах знаний и навыков современной логистики с целью их адаптации к

ограниченной работоспособности рыночных хозяйственных систем переходного

периода.

Первое направление тесно увязывается с формированием в России

смешанной экономики. Ее построение отражает объективную тенденцию развития

целостных общественных систем. Поэтому смешанная экономика является

одновременно базисной частью постреформенной национальной модели рыночной

экономики и наиболее благоприятным объектом применения логистики.

Второе направление представляет программу общесистемных и

внутрифирменных мероприятий по логистизации хозяйственных и других систем

неустойчивой экономики переходного периода.

Таким образом, логистизация рыночных структур в условиях реформируемой

экономики России не может ограничиться только рационализацией их систем

управления, а должна сопровождаться их параллельным преобразованием в

логистические системы.

1.2 Оценка эффективности использования материальных ресурсов

Необходимым условием организации производства продукции является

обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом,

энергией, полуфабрикатами и т.д.

Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по

элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без

учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые

снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж,

таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку,

осуществленные сторонними организациями.

Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах может

обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным (рис. 1.2).

Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства

материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Кроме того,

рост объема производства при существующих технологических системах привел к

тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения

окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности

предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более

экономного их использования в процессе производства продукции или

интенсивным путем.

Рис.1.2. Основные пути улучшения обеспеченности материальными

ресурсами

Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных

ресурсов составляет содержание экономического анализа, который предполагает

следующие этапы:

1. Оценка качества планов материально-технического снабжения, анализ

их выполнения;

2. Оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;

3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов;

Источники информации для анализа материальных ресурсов: план

материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на

поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и

использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и

реализацию продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости

выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных

ресурсов.

Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является

полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах (MPi) источниками

покрытия (Ui):

MPi = Ui .

Различают внутренние (собственные) источники и внешние.

К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья,

использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и

полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений

научно-технического прогресса.

К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от

поставщиков в соответствии с заключенными договорами.

Потребность в завозе материальных ресурсов со стороны определяется

разностью между общей потребностью в i-м виде материальных ресурсов и

суммой внутренних источников ее покрытия. Степень обеспеченности

потребности в материальных ресурсах договорами на их поставку оценивается с

помощью следующих показателей:

- коэффициент обеспеченности по плану

|Стоимость материальных ресурсов по заключенным договорам |

|Плановая потребность |

Коб.пл.=

- коэффициент обеспеченности фактический

|Стоимость Фактически поставленных материальных ресурсов|

|Плановая потребность |

Коб.ф=

Анализ данных коэффициентов проводится по каждому виду материалов.

Потребность в материальных ресурсах определяется также в разрезе их

видов на нужды основной и не основной деятельности предприятия и на запасы,

необходимые для нормального функционирования на конец периода.

Потребность в материальных ресурсах на образование запасов

определяется в трех оценках:

- в натуральных единицах измерения, что необходимо для установления

потребности в складских помещениях;

- в денежной (стоимостной) оценке для выявления потребности в

оборотных средствах и увязки с финансовым планом;

- в днях обеспеченности – в целях планирования и контроля за

выполнением графика поставки.

Обеспеченность предприятия запасами в днях исчисляется по формуле:

Здн=Зmi/Pдi ,

где Здн – запасы сырья и материалов, в днях;

Зmi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в натуральных или

стоимостных показателях,

Pдi – средний дневной расход i-ого вида материальных ресурсов в тех же

единицах измерения.

Средний дневной расход каждого вида материалов рассчитывается делением

суммарного расхода i-ого вида материальных ресурсов за анализируемый период

(MPi) на количество календарных периодов (Д):

Pgi = MPi / Д .

В процессе анализа фактические запасы важнейших видов сырья и

материалов сопоставляют с нормативными и выявляют отклонение.

Проверяют также состояние запасов сырья и материалов на предмет

выявления излишних и ненужных. Их можно установить по данным складского

учета путем сравнения прихода и расхода. К неходовым относят материалы, по

которым не было расходов более одного года.

В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит

их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования

определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных

затрат.

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система

обобщающих и частных показателей (табл.1.1).

Таблица 1.1

Показатели эффективности материальных ресурсов

|Показатели |Формула расчета |Экономическая |

| | |интерпретация |

| | |показателя |

|1. Обобщающие показатели |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.