бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ

закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины.

Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные

композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских

богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже

встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов,

состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.

Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на

фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в

разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль

достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались

изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием.

Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем,

например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер):

роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные

композиции. Другой великолепный образец росписи—килик Эксекия. Всю круглую

поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под

белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные

лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых,

согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,

который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного

им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя

богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. В V в. до н.э.

постановки статуй удостаивались боги и герои ранней Республики, легендарная

девушка Клелия, герой Гораций Коклес. С IV в. до н.э. начинают ставить

статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились

поставить статуи себе или своим предкам на Форуме. Во II в. до н. э. Форум

был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное

решение, по которому многие из них были сняты, бронзовые статуи, как

правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в.

до н. э.— греческими скульпторами. Собственно, о римских скульпторах ничего

неизвестно. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших

работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе

представлялась не художественная ценность работы, а портретное сходство.

Постановка статуи должна была прославить данного человека, его потомков, и

поэтому было важным, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь

другим.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с

умерших восковые маски, которые затем хранились п главной комнате римского

дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем

больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах

мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и

развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская

традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на

римских заказчиков.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать

могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже

греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые

вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально

хлынул поток греческих статуй. Греческие статуи выставляются везде: на

Форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах.

Несмотря на обилие греческих подлинников, вывезенных из Греции, рождается

большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется

большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых

мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование

тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области

реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли

свой вклад в развитие скульптуры и дали несколько превосходных работ

(капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под

влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты

натурализма, свойственные этрусской школе, н приобретает черты некоторой

обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.

Постепенно, преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный

архаической скульптуре, греческие статуи становятся более реалистическими.

Развитие скульптуры связано в V в. до н.э. с именами трех прославленных

мастеров—Мирона, Поликлета и Фидия.

Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол»—атлет

в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего

напряжения— любимая тема Мирона. В другом известном произведении—группе

Афины и Марсия—скульптор обращается к хорошо известному каждому греку мифу:

Афина изобрела флейту, но, увидев, как обезобразилось ее лицо во время

игры, в гневе бросила ее, прокляв; каждого, кто будет на ней играть. Мирон

изобразил, как, уходя, Афина услышала шум и полуобернулась—лесное божество

силен живший пять столетий спустя.

Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в.

до н.э. С именем Пилигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие

достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать

глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени,

положив начало живописи в современном смысле слова.

В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль.

Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь

фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных

ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией. красочная гамма

краснофигурных ваз в основном двухцветна.

В росписи краснофигурных ваз окончательно преодолевается старая система

поясов, и чаще всего роспись представляет теперь единую композицию из

нескольких фигур, мифологическую или бытовую сцену. Новые философские и

моральные идеи, искания, находившие воплощение в различной трактовке всем

хорошо известных мифов, в творениях прославленных трагиков, воздействовали

и на искусство, в том числе вазопись. Более частыми стали изображения

бытовых сцен. Это и трогательные сцены прощания с близкими воинов, уходящих

в поход, и разнообразные картины мирного быта: многочисленные изображения

юношей-атлетов, сцены пира, девушки, занятые туалетом. При всем

разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема

художника. Одним из крупнейших аттических вазописцев был Евфроний, в

творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Как бы желая

вдохнуть жизнь в своих персонажей, он писал около каждого произнесенные им

слова. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже. Глядя

вверх на летящую ласточку и указывая на нее рукой, юноша говорит: «Смотри:

ласточка!» Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть

птицу, подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом!» А мальчик, подняв руку,

восклицает: «Вот она!» И мужчина завершает разговор: «Уже весна». Некоторые

вазописцы того времени испытали влияние Полигнота, и их росписи позволяют

судить о стиле этого прославленного художника[13].

Письменность и язык

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало

создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему,

греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться

писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла

«демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать

практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были

«секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого

сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и

говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской

семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским

и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык

распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия (этрусский

язык, оскский, сабелльский, умбрский и др.). Из всех языков только

греческий язык оказал упорное сопротивление латинскому языку и в конце

Республики был равноправным с латинским и довольно употребительным во

многих итальянских и сицилийских городах.

По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и

наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова,

словосочетания и т. д.). Особенно большое влияние на развитие латинского

языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык,

По предположениям некоторых ученых от греков же из г. Кумы в Кампании

римляне и заимствовали алфавит. Однако существует мнение, что римляне

приняли этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основе

греческого.

Заимствован алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к

звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не

употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в

греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгих

преобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым

присоединили в конце республиканского периода еще две буквы (у, z) для

передачи звуков в словах, заимствованных у греков.

Латинский алфавит известен с VII в. до и. э., и с этого времени

начинается латинская письменность. Самым ранним сохранявшимся образцом

латинского письма является надпись на золотой пряжке, найденной в г.

Пренесте (в 17 км от Рима). Эта надпись датируется концом VII в. до и. э. и

содержит всего 5 слов: «Маний (имя мастера) сделал меня для Нумерия» (имя

заказчика). В VI в. до н.э. письменность была уже в широком употреблении.

Есть сведения " том, что в Риме VI в. до н. э. были изданы царские законы,

проводилась перепись населения, ею пользовались для нужд управления, для

составления летописей, записи молитв и оракулов, при заключении торговых

сделок. К середине V в. до н. э. относится составление и запись законен XII

таблиц на медных досках.

Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных

памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент,

покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Наука

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э.

выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в

медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для

Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению

Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от

врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого

пациента, так и естественной среды обитания его.

Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V

в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину,

перестает быть прерогативой одних только пифагорейцев становясь предметом

профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому

философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен

в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также

значительные успехи в астрономии.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к

теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня

развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько

сельскохозяйственных трактатов — Марка Порция Катона (II в. до н. э.),

Теренния Варрона (1 в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются

различные агрономические проблемы.

Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре»

в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римской

архитектурной мысли.

Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая

борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали

развитию ораторского искусства и риторики. Появляются руководства по

риторике, где излагались основные правила ораторского искусства. Несмотря

па сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла

преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике нужно

назвать работу неизвестного автора «Риторика к Гереннию» (некоторые

приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона— «Брут»,

«Об ораторе».

Большое развитие получила наука о праве; правоведение, или юриспруденция.

Первые исследования появились еще во II в. до н. э. , а в 1 в. до н. э.

существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужно отметить

18 книг «Гражданского права» и «Дефиниции» Квинта Муция Сцеиолы (они. к

сожалению, ни сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы

затрагивались и в многочисленных речах Цнцерона.

В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные

исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского

языка, (филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в.

до н. э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были

Нигидий Фигул, написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик

Теренций Варрон, автор сочинения «О латинском языке» и многих других

произведений.

Как огромное римское государство состояло из многих разнородных частей,

еще механически связанных между собой и не слипшихся в органическое

единство, так и римская культура позднереспубликанской эпохи представляла

собой соединение многих начал - этрусского, исконно римского, италийского и

греческого.

Быт

На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать,

что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную

роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских

полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках

дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных

богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода

предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные

памятники, и скульптура и росписи на стенах. В искусстве той пора можно

встретить придворные сцены с участием женщин. Сохранился даже фрагмент,

представляющий женщину, едущую на охоту на колеснице. Несмотря на то, что

между разными греческими городами – государствами существовало немало

различий, были явления, общие для всех Эллады. Практически повсюду

утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть на

детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным повиновением. Греки намного

раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в

свой дом множество жён – обычай варварский и недостойный благородного

человека. Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Иногда

браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало

формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а её отец о

её имени. Если она была сирота, то за от её имени выступал её брат или

близкий родственник, если же у неё не было никого из близких, то все её

дела вёл назначаемый по закону опекун. Появление ребёнка было для семьи

событием торжественным, независимо даже от того, как отнёсся к ребёнку

отец.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой

ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие

семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но

и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их

жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние

времен отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он

определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка,

рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Как и в

Греции, брошенное дитя обычно погибало. Со временем нравы в Греции

смягчились. Девушки, выходя замуж, из под власти отца поступала под власть

тестя. Что же касается рабов то над ними отец семейства имел полную и ничем

неограниченную власть. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и

занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела

гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах.

Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей

свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец.

Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким. Как и греческие

девушки в канун свадьбы римлянки приносили в жертву богам свои детские

игрушки. Никакое торжество, будь оно частное или государственное, не могло

состояться в Риме без жертвоприношений богам. Римское право разрешало две

формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по

взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её

родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность: «Бери свои вещи

и иди прочь». Когда супруги расставались возникало немало споров о разделе

имущества. Однако не было ни не могло быть споров о том, кто осуществлял

опеку над детьми – это всегда делал отец. Ни в Греции, ни в Риме во время

родов женщина не пользовалась услугами врача, поэтому неудивительно, что

случаи выкидыша или смерти новорожденного а иногда и роженицы были очень

часты. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не

обязательно. Впервые регистрацию ввёл и Риме Октавиан Август. В течение 30

дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о

появлении нового римлянина. При этом составлялся письменный акт,

подтверждавший полное имя ребёнка и дающий ему гражданские права. Найденное

дитя согласно римскому праву оставалось в полной власти того , кто принял

его к себе. Несмотря на то что заботилась о ребёнке в семье его мать,

кормила его зачастую не мать а мамка – кормилица. В древнем Риме

существовала детская медицина – педиатрия. Римляне охотно отдавали детей

рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком,

а знание его в Риме очень ценилось.

Намного больше значения, чем греки, римляне придавали фамилии –

родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они

обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились

«семейное» имя, а иногда человек получал и прозвище. Личных имён в Риме был

немного, из часто сокращали несколькими первыми буквами. Греки при рождении

получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова,

объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции

не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное

с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей,

подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо

особенностям своего характера или внешности. Поэтому кровное родство между

людьми в одинаковыми именами не обязательно. Часто эти люди не только

относились к разным родам, но и происходили из двух весьма удалённых

областей Греции. И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при

рождении. Однако чаще из различали по происхождению. Немало иностранцев

стремилось выдать себя за римских граждан, и поэтому охотно принимали

римские имена, особенно родовые.

Праздники

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не

сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников,

некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии,

Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся

всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный

жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем

самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода

состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические

представления.

Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры,

которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее

назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии

отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая

принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с

момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди

греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки,

никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках.

Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом

смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к

недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в

Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную

роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления

были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью

религиозных праздников. В VI в. до и. э. стали устраивать представления

светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не

жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или

иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским

холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. И

течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник

римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение

приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками

были праздники, лизанные с культом земледельческих богов, — цереалии в

честь Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалин — праздник

жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии — праздник межевых камней,

луперкалии — праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей

Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно

почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до п. э. были учреждены также аполлоновы игры,

игры в честь Великой матери богов — мегаленские игры и флоралии в честь

богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли

устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны,

избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14—15 дней (римские и плебейские игры) до 6—7 дней

(флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр

(ординарных) достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделении: 1) торжественное

шествие во главе с магистратом — устроителем игр, называвшееся помпой. 2)

непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и

т.д.. 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских

авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на

несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Как

правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство

игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную

сумму.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные

представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоповы игры,

почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число

сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной

роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это

объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы,

общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения,

которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики,

с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии,

появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на

популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было

постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение

возводилось па площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена

и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица

сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э.

стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н.э. Помпей

построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра,

римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов

(позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась

боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над

орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными

механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема и

опускания тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои

устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они

проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар

гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры

устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и

носили характер частного представления. Постепенно популярность

гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных

зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с

магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление

гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и

быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить

магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На

арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар

гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в

городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько

популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где

устраивались гладиаторские бои.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая

цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры

даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Являясь

вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная культура

построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и

правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура

античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до

нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии,

являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют

значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное

значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие

римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а

римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим

развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и

особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить,

что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться

категории научного мышления, велик вклад античности в развитие

астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и

наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,

развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для

дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее

культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах

этих двух культур. Наиболее важные сходства и различия приведены в таблице

в конце реферата.

Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и

Древнего Рима

| |Греческая культура |Римская культура |

|Критерий | | |

|сравнения | | |

|Общие черты|Агонистичность |Патриотизм; чувство долга; |

|общества и |(состязательность); |более слабое, чем в Греции, |

|культуры |коллективизм; |развитие культуры речи и |

| |антропоцентризм |ораторского искусства |

| |(гуманизм) – выдвижение | |

| |человека на первый план; | |

| |завершенность всех жанров| |

| |культуры; открытость | |

| |культуры для других стран| |

| |и культур | |

|Религия |Идея всемогущества |Обожествление непонятных |

| |божества; отсутствие |явлений природы и |

| |единой религии; связь |общественной жизни; анимизм |

| |богов с конкретными |(вера в духов, обитающих во |

| |полисами; тотемизм, |всех материальных предметах);|

| |представление о всеобщей |позднее появление |

| |одушевлённости природы; |антропоморфного взгляда на |

| |герои как посредники |богов; родовые и семейные |

| |между миром богов и миром|культы, сильное влияние |

| |людей |греческой религии; сходство |

| | |богов с греческими; свободный|

| | |прием в пантеон иноземных |

| | |богов; важное значение |

| | |жертвоприношений; |

| | |практичность религии |

|Искусство |Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества|

| |(«античное искусство») |

| |Видение реальности в её |Продолжение традиций |

| |единстве, сквозь призму |греческого искусства, |

| |мифов; главная тема |преобладание символики и |

| |искусства – человеческий |аллегории, анализ явлений, |

| |облик |расчленение целого на части и|

| | |их детальное изображение, |

| | |более четкое, чем у греков, |

| | |восприятие и описание |

| | |явлений, утрата ощущения |

| | |ценности мироздания |

|Архитектура|Большие открытые |Понимание и описание |

| |сооружения, стоящие чаще |взаимосвязи художественной |

| |на возвышениях, а не в |формы и пространства; |

| |низинах, как в Риме, |предпочтение замкнутым |

| |меньший, чем у римлян, |формам; сооружения, |

| |интерес к практическому |значительно превосходящие по |

| |назначению зданий, |размерам греческие; идея |

| |создание больше храмовых |мощи, силы, подавляющего |

| |комплексов, а не |человека величия в |

| |различных мостов, |литературных произведениях; |

| |акведуков, театров и. т. |стремление к пышной отделке |

| |п.; отсутствие симметрии |зданий; богатому убранству, |

| |различных частей здания |украшениям; строгая симметрия|

| | |разных частей здания; |

| | |применение греческих ордеров |

| | |и изобретение своих |

|Скульптура |Открытые пластичные |Сосредоточенные, большей |

| |формы; отношение к форме,|частью заключенные сами в |

| |объему, пространству |себе образы; наибольшее |

| |основано на |развитие портрета и |

| |концентрической динамике |исторического рельефа; |

| |художественного мышления,|концентрация внимания на |

| |а не на эксцентрической, |личных, индивидуальных |

| |не основанной на прорыве |особенностях человека; |

| |границ и рамок; основная |кажущаяся компактность форм, |

| |тема - изображение богов |вызванная подражанием |

| |и героев – покровителей |греческим образам; массовое |

| |полиса; постепенное |создание статуй низкой |

| |развитие реалистичности |художественной ценности; |

| | |влияние греческой скульптуры,|

| | |за исключением жанра |

| | |реалистического портрета, |

| | |способствующее утрате черт |

| | |натурализма |

|Литература,|Развитию литературы предшествует устное народное |

|театр |творчество, тесная связь театра с жизнью полиса |

| |На развитие литературы |Жанр сатуры; комедия масок – |

| |сильное влияние оказывает|ателлана; очень сильное |

| |народное творчество, |влияние греческих образов на |

| |народная поэзия, |развитие римской трагедии, |

| |распространение |комедии, литературы и других |

| |письменности. Развитие |жанров; появление |

| |литературных жанров, |реалистического направления в|

| |которые непосредственно |литературе; влияние |

| |отвечали на вопросы, |греческого искусства было |

| |выдвигаемые частным и |революционным, зачастую не |

| |общественным бытом; |совпадающим с римскими |

| |расцвет драматического |тенденциями его развития |

| |искусства и жанра | |

| |комедии, которая влияла | |

| |на политику | |

|Письменност|Использование финикийской|Использование латинского |

|ь и язык |слоговой системы для |языка, родственного |

| |создания письма, |греческому. Согласно |

| |демократизация системы |предположениям, заимствование|

| |обучения |греческого алфавита и его |

| | |адаптация |

|Наука |Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие |

| |естественных наук |

| |Большее, нежели и Риме, |Практицизм, большее развитие |

| |внимание к теоретическим |прикладных, а не |

| |наукам |теоретических наук; развитие |

| | |ораторского искусства и его |

| | |независимость от греческих |

| | |прообразов; большое развитие |

| | |науки о праве, юриспунденции;|

| | |зарождение филологии |

|Быт |Относительно большая |Свобода женщины больше, чем в|

| |свобода женщины, полная |классической Греции, но |

| |власть детей над отцом; |только в семейной жизни; |

| |значение фамилий намного |более позднее, чем в Греции, |

| |меньше, чем в Риме |начало соблюдения принципа |

| | |единобрачия |

Список использованной литературы:

1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа,

1971

2. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль,

1989

3. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

4. Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского

университета, 1993

5. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

6. Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993

-----------------------

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20, с 185

[2] Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288

[3] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 304

[4] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа»,

1971, с. 359

[5] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа»,

1971, с. 266

[6] Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., «Искусство», 1985, с.53

[7] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа»,

1971, с. 359

[8] Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского

университета, 1993, с.523

[9] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 329

[10] Моммзен Т. История Рима. С.-Пб, «Лениздат», 1993, с. 122

[11] Бокщанин А.Г. История древнего Рима М. «Высшая школа», 1971, с.283

[12] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 321

[13] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 323

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.