|
Эстетика славянского язычестваЭстетика славянского язычестваМосковский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина Реферат на тему: “Эстетика славянского язычества” Выполнил: Потапов В.В. 45ИПФ Москва 2003 год Содержание: 1. Двоеверие на Руси 2. Достижения Славянской Языческой цивилизации 3. Языческое и христианское отношение к природе 4. Славянские очистительные обряды 5. Первые старейшие боги и богини 6. Родноверческие Праздники Двоеверие на Руси Как известно, обособленность русских княжеств привела к тому, что в ХIII веке Русь пострадала от нашествия татаро-монгольских завоевателей. Начался период ига, продолжавшийся до 1480 года (стояние на р. Угре). Это вопрос истории также неоднозначен, но нас здесь интересует аспект взаимоотношения: власти, народа и православной веры. Христианская церковь не облагалась татарами налогом, и постепенно путем поборов и перехода к ней земель с прилегающими деревнями накапливала огромные богатства. Татары считали, что, поддерживая церковь, они обеспечивают себе ее лояльность. Церковь учила народ, что ему нужно терпеть, что все идет от бога как наказание за грехи, нужно усердно молиться, каяться и трудиться. Но шло время, шла централизация земель вокруг Москвы. Русь несмотря ни на что крепла и усиливалась. Власти нужна была поддержка церкви, а церкви нужна была поддержка власти, чтобы найти согласии с русским народом. В результате образуется компромисс. В исторической версии легенды: это благославление Сергием Радонежским войска Дмитрия Донского на смертельную битву, «за Землю Нашу», на защиту Родной Руси, и символический бой инока Пересвета с татарином Челубеем. На самом деле историкам известно, что Пересвет и Ослябля были служилыми людьми, состоящими при Троицко-Сергиевской лавре. Многие историки отмечали неточности, несоответствия изложение летописных сводов историческим фактам, а также и то, что в русские летописи делались вставки, и они неоднократно переделывались, всем известно, что в русских летописях записано множество легенд. Все это были нужны для усиления эффекта религиозной и политической пропаганды производимой на население по укреплению позиции правящей власти и церкви. Уже в те времена правители хорошо понимали, что пропаганда есть мощное оружие на службе государственной власти. Всем известно, что история пишется всегда со стороны победителей. С их точки зрения, так было всегда и во все времена. То есть враги естественно всегда будут злые и жестокие. У них все плохо, от них исходит все зло. Они идут в своем развитии явно не тем курсом. И культура и нравы у них аморальные и т.д. И наоборот свое родное государство есть самое правильное и лучшее. Так было и на Руси – все то, что было связано с дохристианским периодом русской истории – объявлялось дикостью, злом и варварством. Древнеславянские обычаи, мифы, предания, традиции, письменные свидетельства, история и культура – вся жизнь русского народа дохристианского периода предавалась, таким образом, полному забвению. Беря летописи в качестве исторического источника, ученые последующих времен, подходили к их изучению без должного критического анализа. Кроме того, в то время не рассматривались вспомогательные науки: археология, лингвистика, этнология, нумизматика, изучение фольклорных материалов и т.д. Особенность языческого мировоззрения заключается в том, что оно принимает мир во всем его многообразии, учит находить прекрасное в природе, отсюда следует ее обожествление, а так как человек является частью мироздания, то, следовательно, все люди достойны уважения и понимания. В языческом понимании – единство мира, его развитие заключается в многообразии форм, отсюда говорить человеку, что твоя система взглядов ошибочна и неверна – уже есть неправильно по самой своей сути. Из этого следует и исключительная веротерпимость, миролюбие, проявление уважения к другим взглядам, и другим людям. Поэтому христианская религиозная система, принятая в великокняжеской среде, не смогла в корне изменить и заменить собой мировоззрение русского народа. Оно было адаптировано той средой, в какую попало, и со своей стороны стремилось подогнать свои постулаты под общественную жизнь. Поменялись лишь названия. При наличии древних традиций и религиозных норм, при сохранении содержания слегка поменялась лишь форма. Это проявлялось как в мировоззрении, так и во всех областях общественной жизни. Систему, которая сложилась на Руси, начиная от времени принятия христианства, в истории принято, называть двоеверием. Ее окончательное формирование произошло лишь в 14-15вв. (то есть около пяти веков после официального принятия христианства). Само название – православие, в отличие от Рима (католичество), Византийская церковь – называемая – кафолической приняла от языческой Руси. Если брать буквальный перевод – это прославление Правды, правильная вера. Сам этот термин христианство не могло выбросить из общего языческого обхождения, иначе в глазах всеобщего общественного мнения она была бы неправильной верой, что было недопустимо. Это и, как уже говорилось выше идея Троицы. Далеко не случайно, в отличие от католического запада, где почитают Бога отца и сына, эта идея укоренилась именно на Руси. Число три издавна считалось священным числом на Руси. Все это было связано как с древним пониманием устройства мира, так и с глубокими духовно-нравственными традициями русского народа. Идея Троицы в нравственном аспекте, постулат дружной, здоровой и крепкой семьи, в которой обязательно должны быть отец, мать и их продолжение, третье начало – дети. В языческой Руси – Родовая семья являлось понятием священным, семье предавалось огромное значение, различные инициации подготавливали молодых людей сначала к нахождению друг друга, ведению хозяйства, взаимным обязанностям и только потом к самой семейной жизни. Также кроме веры в единого творца вселенной (Рода) у древних славян существовало понятие борьбы дуалистических сил в природе и вселенной – Белобог сражающийся с Чернобогом. Понятие борьбы добра со злом было отражено в христианском вероучении. Следующий отголосок древних традиционных представлений наших предков – яйцо, которое связывается сегодня с христианской пасхой. Яйцо – это символ жизни, космоса. Тайна бессмертия, ведь именно в яйце хранится «Кащеева смерть». Именно из яйца появляются три царства – золотое, серебряное и медное. Православные святые заменили многих языческих богов; например, Велес стал обозначаться как св. Власий, еще один характерный пример связанный с пророком Ильей, в нем отчетливо прослеживаются черты Перуна поэтому за ним закрепилось прозвище – Илья Громовик и т.п. А также одна из самых популярных тем древнеславянской мифологии – тема змееборчества, а именно поражение Велеса – Перуном (в сказаниях существует несколько вариантов). Именно поэтому так хорошо прижился образ св. Георгия Победоносца поражающего дракона, в православной Руси. Все православные святые играли роль заступников целителей. Каждый из них имел свою «специализацию». Считалось, что Иван Креститель помогает от головной боли, Антипа от зубной, преподобный Марон от лихорадки. Еще одним подтверждением сохранения языческих представлений, это то что, еще одним объектом поклонения на Руси стала Мария. Пожалуй, она заняла центральное место (не предусмотренное догматикой) в сознании приверженцев православия. Этот далеко не самый важный евангельский персонаж принял на себя то, что раньше предназначалось Рожаницам и Мокоши. Она и воспринималась с чисто языческих позиций, как «вододательница», «спорительница» хлебов, то есть несла и функции аграрного божества. Так можно продолжать до бесконечности. Большинство христианских праздников сохранили название языческих: русальная неделя, радоница, Купало и т.д. Упоминание о бурных празднествах Ивана-Купало есть и в Стоглаве, и на страницах Псковской летописи 16в., и в других источниках. Священнослужители в один голос жалуются на «сатанинские песни и пляски», пьянство, оргии и прочие «богомерзкие» дела. О каком мировоззрение русского народа можно говорить, – когда в названии праздника, летнего солнцестояния, спокойно сочетается названия бога языческой религии – Купалы и христианского святого - И.Крестителя? Еще один характерный момент это языческий образ солнца, который стал использоваться в символике православной церкви. Обо всем этом можно говорить очень и очень много. Пользуясь политической и финансовой поддержкой власти и со своей стороны обожествляя эту власть, давая ей мощную подпорку в форме веры – христианство в течении веков использовала все методы давления и убеждения, пропагандируя свои взгляды и укрепляя свои позиции. Начиная с ХVII века самодержавие использует уже все методы власти, чтобы искоренить языческое мировоззрение (пропаганда церкви, жестокое гонения на инакомыслящих, запрещение скоморошества, кулачных боев, давление на знахарей и т.д.) Делалось это, в первую очередь для подавления свободы русского народа, для упрочения диктата правящей власти. Достижения Славянской Языческой цивилизации Вот что мне бы хотелось услышать от "осуждающих язычество": ЧТО(?) они имеют предъявить язычеству, кроме набивших оскомину лживых и лицемерных понятий как: они молятся столбам... они приносят человеческие жертвы... Специально не будем приводить опровержений этому маразму. Вменяемые граждане их и так знают. Оказывается, нечто "такое" у "осуждающих язычество" все-же имеется: это общепринятый среди исторически неграмотных граждан взгляд, который гласит примерно следующее: славяне-язычники, якобы, "были диким и бескультурным народом, и лишь только христианство принесло им высокую культуру и иные достижения цивилизации". Итак, для всех, интересующихся древнеславянской историей (а так же для некоторых исторически-неграмотных граждан, кто, не желая изучать историю, утверждает нелепости о "бескультурности славян") - приводим краткий список достижений славянской языческой цивилизации... - дохристианская письменная культура: У славян была руническая и полуруническая письменность. Надписи подразделяют так: 1. Северо-венедская группа памятников письменности славян по меньшей мере 8 в. сюда относят: - Более восьмидесяти бронзовых скульптур (с руками и ногами, с головами и предметами обихода - это к вопросу о металлургии) и других предметов из Ретринского Храма Радегаста с руническими надписями на них. Найдены в начале 18 века. - Микоржинские камни с надписями на них. Найдены так же на земле Лютичей в тридцатых годах 19 века (три здоровых глыбы). И там и там - рунический строй идентичен и футарком не является. Среди надписей однозначно прочитываются имена Ретра и Радегаст. - Краковский медальон - серебряная монета с руническими надписями типа ретринских, найдена на территори Польши. - Чешская надпись Крольмуса. - Малый брактеат Воланского середины прошлого тысячелетия. - Надписи Лецеевского на камнях в Польше. 2. Среднеевропейская группа - Велестурская руническая наскальная надпись в несколько предложений найденная в Южной Словакии. - Восемь наскальных рунических надписей Жунковича в Чехии и Словакии. 3. Южная группа (Болгария) обе 5-6 в н.э. - Шутгардская (около пяти десятков знаков). - Малая шутгардская надписи (около двух десятков рун), датирована 542 г н.э 4.Черняховские находки Рыбакова и Тихановой: - Надписи на керамике у с. Лепесовка. - Рипневский фрагмент. - Огурцовский фрагмент. - Чаша из с. Войсковое. 5.Беломорская группа - Петрозаводский рунический календарь. 6. Ладожский рунический документ из архива Державина (60 строк) - 860 г.(что-то среднее между велесовицей и рунами) 7. Отдельные источники : - Рунические надписи Терского берега. - Недимовская надпись. - Алекановская надпись. - Надпись на коровьем ребре из Новгорода 9 в.н.э. - Надписи на предметах из Белоруссии - 6-8 вв. 8. Дополнительные источники, некоторые ЧАСТИ из которых на сегодняшний день являются спорными: - Боянов гимн Словену 4 в. н.э. - "Велесова Книга" - 8-9 вв. н.э. см.: А.Платов, Памятники рунического искусства славян / Мифы и магия индоевропейцев, вып 6, - М., Менеджер. 1998, стр. 90-130. Там же помещен САМЫЙ ПОЛНЫЙ СПИСОК источников о славянских рунических надписях 18-20 вв. 36 номеров. В конце-концов, "глыба, которую никто не заметил": САМА СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА свидетельствует о древнейшей письменности! "аз", "буки", "веди", "глаголь", "добро"... Христианских параллелей этому тексту НЕТ, потому что ЭТО идет из глубины не веков, а Тысячелетий! Действительно, даже слепому ясно, что буквы расположены в такой последовательности, чтобы образовать сакральный текст, своего рода божественный завет: Буки ведайте, глагольте добро... и т.д. Никакие христианские параллели ЭТОМУ история нигде не упоминает. - астрономические комплексы: Известны обсерватории язычников-вятичей на знаменитом Куликовом поле. Огромные священные камни Куликова поля пробиты насквозь, причем повернуты так, что сквозь отверстие можно увидеть точку восхода Солнца. Датируются они никак не позже пятого столетия н.э. Я сам видел фотографии и говорил с людьми, геодезистами по профессии среди которых С.Ермаков. (см. например. А.Платов. Священные камни земли Вантит / Мифы и магия индоевропейцев, вып 2, -М., Менеджер. 1996.) Известны сооружения масштабами подобные Стоунхенджу - лабиринты солярного назначения на Кольском полуострове в районе современного Мурманска. В районе Кандалакши, в районе Белого моря, на Соловецких островах древнейшие из них относятся по меньшей мере к первому тысячелетию до н.э. Что-то похожее есть и в Швеции. Естественно, культура их использования принадлежит ВСЕМ народам Восточной и Северной Европы, В ТОМ ЧИСЛЕ и славянам. (cм.например: А.Перепелицын. Тайны Чертова Городища. Монументальный мегалитический комплекс в центре России, Мифы и магия индоевропейцев, вып 3, -М., Менеджер. 1997.) Ниже статьи из Мифы и магия индоевропейцев, вып 6, -М., Менеджер. 1998.) А.Никитин. Каменные лабиринты севера. Е.Лазарев. Святилище Солнечной Девы. К вопросу о символике лабиринтов европейского севера. Е.Лазарев, Забытая культура рассийского Севера. А.Платов. Cеверная Атлантида. см. Работы В.Демина - развитое домостроение, искусство обработки дерева и камня: Во первых, строить дома из камня придумали отнюдь не христиане. Их пророка тогда еще и в проекте не было. Во-вторых, из камня славяне строили там, где был недостаток леса. т.е. на островах (например, Аркона на острове Руян(Рюген)). Дитмар, Саксон и Гельмольд описывают храмы Арконы, Ретры и Ругевитского храма Карензе(Корницы). Аркона и Винетта(тоже взятая данами в 1173-1177 гг) были построены из камня (руины до сих пор стоят!). Поскольку, как уже давно известно, (согласно Герарду Меркатору) в Арконе говорили по-словенски (т.е. как и в Хольмгарде - Новгороде) - это одна культура. Не секрет, что скандинавские саги называют Русь "Гардарикой" - страной городов. Для сравнения: в то время, когда в самом крупном датском городе Хедебю жило 5 тысяч человек - в Новгороде было уже несколько десятков тясяч жителей. - развитая гончарная культура: О культурном уровне гончарной культуры (даже очень древних времен) говорит наличие отожженной расписной керамики и область ее распространения. Академик Рыбаков в книге «Язычество древних славян» приводит описание и репродукции отожженной росписной керамики Триполья - а это около 1400-1200 г до н.э. по меньшей мере! То есть, не только в "позние языческие времена", а даже в столь далекие времена 2-го тысячелетия до н.э. гончарное искусство было на совершенной высоте. Далее это (не столь уж сложное) исскуство только совершенствовалось. Посмотрите в любой из трех томов Археологии СССР. - развитая металлургия: Многочисленные металлические (бронзовые и железные) предметы быта и культа, оружие. Посмотрите в любой из трех томов Археологии СССР (под редакцией Рыбакова - 1987-1988) - искусство обработки почвы и выделки кож: Развитые во всех отношениях древние Афины сдохли бы без сколотского хлеба, сами его не могли производить и закупали через Оливию у скифов. А скифы-сарматы вообще всю Европу и ее Римскую Империю обеспечивали сыромятными ремнями. - развитое кораблестроение: На каких кораблях словене прибыли к Рюрику? На каких кораблях ругии привезли Рюрика и его роды в район Старой Ладоги? А на каких 200 кораблях Олег подступил к Царьграду? (9 век) А как новгородцы освоили уже тогда Соловки и Кольский полуостров? А зачем тогда славянам вообще города на реках и на море: Рерик - порт вагров-славян, Уничтоженный данами в 830 году; известная Аркона; Карензе (Рюген); Винетта (совр. Волин); Выжба (Висбю на Готланде); Новгород (Волхов и Ильмень), который по летописным источникам вел уже в 800-е годы торговлю с Любеком и Ганзой. Посмотрите любую энциклопедию по морскому делу: норманны ходили на шнекарах и дракарах, а вот славяне ходили на ладьях. Что еще может входить в понятие НЕпримитивной материальной культуры? Кто- то, возможно, заметит, что это - монеты собственной чеканки как средство платежа? Однако, это совершенно не показатель. Языческое общество (славяское в частности) построено на таких принципах, что чеканка монет не нужна! Чеканка монет разобщает племена, разрушает сам древний ДУХ родовой(вечевой) демократии. Поэтому использовались обычные весовые отношения металлов, изделия из них, а так же скот. По этому признаку (чеканка собственных монет) можно огульно и культуру майя, и культуру ацтеков, и многие древние культуры Востока зачислить в разряд примитивных. У разных культур бывают разные пути и разные ценности, отличные от принятых ныне, или принятых в других соседних культурах, где материальный аспект имеет более важную роль. Языческое и христианское отношение к природе По самым оптимистическим оценкам сегодняшней ситуации наша планета стоит на грани экологической катастрофы. Пессимисты утверждают, что катастрофа в самом разгаре. Рак, СПИД, разгул вирусных заболеваний, всевозможные генетические отклонения и мутации, связанные с накоплением в организме тяжелых элементов и повышенным уровнем радиации... Как дошли мы до жизни такой? Что свернулось в мозгах человека и заставило его разгромить подчистую тысячелетиями любовно украшавшийся дом, словно все мы переезжаем на новое место жительства? Почему вандализм по отношению к окружающей среде, веками допускавшийся только как проявление ненависти или презрения по отношению к владельцу территории, стал для человека естественен, как отправление нужды? Почему законы об охране природы звучат для нас, как ритуальные фразы на давно забытом языке, необходимые к произнесению в определенных ситуациях, но не имеющие практического смысла сегодня, здесь, сейчас? Экологический кризис принято считать продуктом двадцатого века, или, наиболее объективно, относить его истоки к началу развития промышленного производства. Но мне кажется, что причины экологической катастрофы не в бурном развитии технического прогресса, а в возникновении в свое время принципиально новой системы ценностей - христианского мировоззрения. Другими словами, экологическая катастрофа началась две тысячи лет тому назад. Две тысячи лет тому назад существовало великое множество верований. Божественная сущность, проявленная в этом мире, была подобна ртути: то она собиралась в крупные лужицы, то разбивалась на тысячи мелких капель. Но ртуть оставалась ртутью, Бог - Богом, а человек, как ребенок, играл ускользающими из-под пальцев шариками, познавая мир. Племена и народы где- то славили одно единое божество, где-то предпочитали видеть множество, в полном соответствии со своим разумением и потребностями. Многочисленные религии благополучно сосуществовали: сливались, обогащались заимствованиями, игнорировали друг друга. Народы воевали за территории, за богатства, из-за женщин, для приобретения рабов. Люди судили друг друга по делам, талантам и умению, образу жизни. Вера оставалась собственным делом каждого народа и личным делом каждого индивидуума. Так было до появления христианства. Следует оговориться сразу, что словом “язычество” я называю здесь все дохристианские религии, а, рассуждая о христианстве, я ни в коем случае не смею давать оценку словам и мыслям самого Иисуса Христа, но лишь рассматриваю систему представлений и ценностей, развившуюся из многочисленных трактовок Христова слова и именующую себя христианством. Ведь христианство это единобожие с положительной оценкой только тех проявлений Высшей силы, которые ассоциируются с личностными характеристиками Христа и очернением противоположных по качеству проявлений. Например, Люцифер был ангелом светозарным, но свободолюбивым и непокорным. Такой бунтарский характер дисгармонировал с представлениями христианских идеологов о добродетели. Да еще многочисленные соседи- язычники, всегда со вниманием относившиеся к новым богам, усмотрели духовное сходство Люцифера со своим Богом-Духом живой природы Великим Рогатым, Повелителем Зимы, Великим Охотником. Повелитель Зимы в представлении язычников был неуправляемой стихийной силой и держал в своих руках жизнь и смерть всего, что живет по законам своей физической природы. Это удивительно сочеталось с потребностью христиан персонифицировать Зло. Поэтому они легко согласились с языческой аналогией: украсили голову Ангела Утренней Звезды рогами, приписали ему способность превращаться в библейского змея-искусителя, благо Рогатый Охотник часто изображался со змеей в руке, а в некоторых случаях сам принимал змееподобную форму, и, оставив в его власти Земное Царство (а ну-ка отними!), объявили оное юдолью греха и страданий. С этого времени и по сию пору христианские священнослужители направляют взоры и помыслы своей паствы исключительно к Царству Небесному, Божию, поощряя пренебрежение всеми радостям земного существования. Таким образом, христианство провоцирует антагонизм полюсов, психологически жестко определяет направление движения, борется с любыми отклонениями от намеченного пути и способствует прогрессу только в узком коридоре христианских ценностей. Человек оказывается развернутым лицом к Богу, спиной ко всему остальному миру. И все бы ничего. Каждый волен верить во что угодно и обращать свой взор куда хочется. Но когда христиане заняли |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |