бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Своеобразие деловой культуры Японии

|размеры курганов, под которыми они погребены. |

|Китайское влияние. Военная интервенция в Корею привела к расширению контактов с |

|высокоразвитой цивилизацией на континенте – непосредственно с корейской, а косвенно – и с |

|китайской. Одним из результатов стало приобщение Японии ко многим знаниям и ремеслам. |

|Особенно важным приобретением стала письменность, введенная примерно в начале 5 в. С тех |

|пор стали составляться летописи, преимущественно на китайском языке, хотя постепенно |

|вырабатывались приемы использования китайского письма для нужд японского разговорного |

|языка. К началу 7 в. поиск знаний велся непосредственно в Китае, куда в 607 была |

|направлена официальная миссия, а годом позже – группа учеников. |

|Одним из побудительных мотивов для поддержания связей с Китаем было приобщение к буддизму.|

|Эта религия начала распространяться в 552, когда одно из корейских королевств прислало в |

|Японию священников, сутры и изображение Будды. Однако из-за противодействия со стороны |

|семей, связанных с традиционными японскими верованиями, получившими впоследствии название |

|Синто (путь богов), в отличие от Буцудо (путь Будды), буддизм прочно закрепился здесь лишь|

|в самом конце 6 в. Новая религия принесла счастье семье Сога, которая после победы в |

|конфликте по вопросу о престолонаследии в 587–588 возвела на трон своего претендента. С |

|тех пор буддизм был признан дворцовой элитой, и в большинстве случаев его приверженцами |

|были лично император и высшее дворянство. Синтоизм сохранил значение церемониальной |

|религии. |

|В период правления династии Сога, в частности в годы пребывания у власти императрицы Суйко|

|(593–628), процесс приобщения к китайской культуре распространился на политические |

|институты. Племянник императрицы Сетоку, будучи наследным принцем, формально возглавлял |

|администрацию, и его именем была названа конституция 604, установившая кодекс поведения |

|для чиновников двора. В ней регулировались вопросы этики и управленческой деятельности и |

|использовались термины, заимствованные из буддийских и конфуцианских текстов. Для |

|дворянства по китайскому образцу была установлена система рангов, были пересмотрены и |

|придворные церемонии. |

|Семейство Сога пыталось усилить власть монарха над крупными кланами. Неудивительно, что |

|это вызвало оппозицию со стороны других семейств. В 645 глава одного из них, Накатоми-но |

|Каматари, с помощью членов императорского дома организовал переворот, в результате |

|которого его ставленник оказался на троне, а союзники заняли все ключевые посты. Был |

|принят китайский календарь и девизы, обозначавшие эры царствования (нэнго). |

|Реформа Тайка и Кодекс Тайхо. Основной смысл реформ Тайка (первой эры нэнго) сводился, |

|согласно указам 645–646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии. Вся |

|земля провозглашалась собственностью государства. Часть ее должна была выделяться |

|дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако б[pic]льшая часть |

|предназначалась для тех, кто ее обрабатывал, с учетом размера крестьянских семей. В свою |

|очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также |

|выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские |

|чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть |

|повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц. |

|Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены |

|полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в |

|округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом |

|исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, |

|в том же 7 в., процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде |

|законодательного и административного кодекса, изданного в 701–702, уже в эру Тайхо. |

|Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, |

|привел к созданию в стране системы централизованного управления. Эта система была |

|заимствована из Китая, где правила тогда династия Тан, но имела ряд отличий, обусловленных|

|специфическими поисками, проблемами и идеями. Административный контроль оказался в руках |

|советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их |

|наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор |

|налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными |

|жителями, а сами деревни наделялись автономией. Система Тайхо установила традицию |

|централизованного императорского правления, которая впоследствии никогда существенно не |

|менялась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени |

|отдавали дань на словах, а не на деле. |

|Нара и Хэйан. В 710 была основана постоянная столица в Наре. Ранее столица находилась там,|

|где располагался дворец, и меняла место расположения с приходом нового императора. Однако |

|Нара, созданная по образцу китайской столицы Чанъань, оставалась столицей до 784. В ней |

|самой и вокруг нее было построено много святилищ и храмов. В 712 ученые завершили |

|составление хроники, в деталях повествующей об истории страны начиная с мифических времен |

|(Кодзики, написанная на одном из вариантов японского языка). В 720 появилась летопись |

|Нихонги, или Нихон-сёки, написанная по-китайски и первая в серии подобных работ, |

|продолживших повествование вплоть до 887. Столь же знаменита Манъёсю, первая японская |

|антология, составленная в стихотворной форме во второй половине 8 в. |

|Большую известность как центр культуры приобрела новая столица Хэйан. Решение перенести |

|столицу было принято в 784, вероятно, под влиянияем буддистов. Однако лишь через 10 лет |

|после появления соответствующих намерений было выбрано место и, наконец, построен город, |

|также возведенный по образцу Чанъаня. Это был Хэйан (Хэйанкё), позднее переименованный в |

|Киото, остававшийся императорской резиденцией вплоть до 1869. |

|Организация религиозной жизни в сектах, тоже проведенная по китайскому образцу, началась в|

|Наре. Ведущими вскоре стали две секты, возникшие в начале 9 в. Первой из них была Тэндай, |

|созданная вернувшимся из Китая в 805 монахом Сайтё. Многочисленные обитатели основанного |

|им монастыря Энрякудзи на горе Хиэй, северо-восточнее Хэйана, со временем начали играть |

|видную роль в политической жизни. Другая религиозная секта, Сингон, была организована Кобо|

|Дайси, который выбрал в 816 в качестве своей резиденции гору Коя, расположенную к югу от |

|долины Нара. |

|В 8–9 вв. монастыри появились и в провинции. Однако в двух столицах, Наре и Хэйане, была |

|сосредоточена б[pic]льшая часть достижений японской цивилизации того времени. Именно в |

|этих центрах развивались живопись и скульптура, во многом под влиянием буддизма, а |

|сочинение стихов, каллиграфия, исполнение музыки и танцев стали символами изысканного |

|аристократического общества. Это общество насчитывало всего несколько тысяч членов, |

|увлеченных главным образом церемониалом, остро ощущавших престижность своих титулов и |

|убежденных в том, что выезд за пределы столицы означает ссылку в культурную пустыню. |

|Прилагая огромные усилия к тому, чтобы окружающая действительность удовлетворяла их |

|эстетические вкусы, они отразили ее в увлекательных жизнеописаниях, наиболее выдающимся из|

|которых признается Гэндзи-моногатари (Повесть о Гэндзи) придворной писательницы Мурасаки |

|Сикибу. |

|Фудзивара. К концу 9 в. члены семьи Фудзивара доминировали в Хэйане как в политическом, |

|так и социальном плане. Наследники государственного деятеля 7 в. Накатоми-но Каматари, они|

|с первых дней существования клана использовали любую возможность, чтобы выдать своих |

|дочерей замуж за представителей императорской династии, так что в эпоху Хэйан (794–1185) |

|большинство императоров являлись их родственниками по материнской линии. Пользуясь |

|положением, Фудзивара вскоре установили контроль над всеми важными государственными |

|учреждениями. В 858 Фудзивара Ёсифуса стал первым регентом. В 880 Мотоцунэ, племянник |

|Ёсифуса, принял титул кампаку, дававший права регента при взрослом императоре. Власть рода|

|Фудзивара достигла своего пика во времена Фудзивара Митинага (правил с 996 по 1017). |

|Богатство и престиж правителя запечатлены в названии наиболее известной хроники того |

|периода Эйга-моногатари (Сказание о великолепии). |

|Мощь Фудзивара зависела не только от связей с императорским двором. Семья создала огромные|

|богатства благодаря приобретению земельных владений в провинции, однако не имела войска. |

|Кроме того, члены семьи оставались людьми столицы и двора. Император Го-Сандзё (1068–1072)|

|был первым из правителей, который попытался всерьез укрепить собственную власть, отрекшись|

|в пользу сына, и воспользоваться отцовскими привилегиями в противовес подобным правам, |

|которые обеспечили себе Фудзивара за счет установления родственных отношений с |

|императорами. Таким образом возник прецедент, который т.н. императоры в отставке могли |

|использовать в дальнейшем. Наряду с наблюдавшимся усилением могущества вооруженных |

|феодалов в провинции это способствовало упадку власти Фудзивара. |

|Дальнейшее развитие. Миновав середину эпохи Хэйан, Япония начала отходить от китайской |

|модели. В языке изобретение фонетической слоговой азбуки кана открыло путь к более |

|популярным формам прозы, написанной по-японски (пример – Повесть о Гэндзи), и, хотя |

|китайский оставался языком официальных документов, после 12 в. даже исторические хроники |

|иногда записывались по-японски. В искусстве и архитектуре возникли оригинальные |

|национальные формы; особенно это касается живописи в жанре ямато-э, наиболее известными |

|примерами которой служат картины в свитках. |

|Перемены произошли и в буддизме. Использование простой письменности кана и больший упор на|

|молитву (нэмбуцу), чем на священные писания и ритуал, позволили служителям культа |

|существенно расширить аудиторию. Секта Чистая Земля (Дзёдо), основанная Хонэном |

|(1133–1212), и секта Истинно Чистой Земли (Синсю), созданная его учеником Синраном |

|(1173–1262), в короткие сроки завоевали большое число сторонников. Другая новая секта, |

|названная по имени ее основателя Нитирэна (1222–1282), хотя и менее популярная, носила |

|воинствующе японский характер. К концу эпохи Хэйан уже существовал Ребу (двойной) синто, в|

|котором синтоистские божества рассматривались как местные проявления Будды. Синтоистские |

|храмы все больше переходили под управление буддийских монахов. |

|Наиболее разительные перемены произошли в политической сфере. Уже семья Фудзивара |

|несколько отдалилась от китайских образцов, используя свой личный авторитет и зависящие от|

|нее учреждения с целью обойти систему групп и советов, существовавшую при Тайхо. С |

|падением Фудзивара этот процесс получил продолжение, способствуя формированию строя, |

|близкого западноевропейскому феодализму. |

|Растущее богатство буддийских общин, параллельно с постоянным увеличением обрабатываемого |

|клина, привело к тому, что к 12 в. пашня преимущественно была включена в состав свободных |

|от налогообложения огромных частных угодий, называвшихся сёэн; к ним семьи на местах часто|

|причисляли и свои собственные наделы. |

|Подобное развитие событий ослабило не столько Фудзивара, сколько государственную |

|финансовую систему, поскольку дворяне и буддийские общины, как правило, патронировал сёэн,|

|получая с них доход в обмен на обеспечение их интересов. Перемены сопровождались упадком |

|законности и порядка, что подрывало власть Фудзивара. Местная знать прибегла к найму |

|телохранителей, отряды которых к 10 в. превратились в настоящие частные армии. Большинство|

|этих воинов было связано с сёэн; таким образом начал формироваться класс воинов. |

|Тайра и Минамото. Новая организация общества оформилась в процессе развития системы |

|вассальных отношений. Стержнем ее стал ряд видных военных домов. Крупнейшими из них были |

|Тайра и Минамото, оба включавшие потомков императорской семьи и основанные людьми, которые|

|оставили столицу с тем, чтобы попытаться получить власть в провинции. Тайра первоначально |

|осели в районе Канто на востоке, где в 935 один из них выступил против центра. Развернутая|

|против него кампания была отмечена подъемом рода Минамото, который приобрел большое число |

|сторонников как в Канто, так и в районах, прилегавших к столице. Тайра отреагировали на |

|это расширением своего влияния на побережье Внутреннего Японского моря. |

|Минамото создали альянс с Фудзивара, подавив ряд мятежей, вспыхнувших в 11 в. на |

|периферии. Однако в 12 в. Тайра также успешно сблизились с двором, оказывая поддержку |

|отрекшимся императорам. В 1156–1159 Тайра Киёмори, победив в противостоянии по вопросу о |

|престолонаследии, захватил власть и удалил большинство представителей Минамото из |

|государственных учреждений. В 1180, произошло восстание в Канто под предводительством |

|Минамото Ёримото. После пяти лет сражений Тайра были окончательно разгромлены в морской |

|битве при Данноура (1185). |

|Военное правительство Камакура. В 1192 Ёримото получил титул сёгуна, т.е. генералиссимуса,|

|формально став представителем императора по военным вопросам, а фактически – правителем |

|Японии. Его ставка в Камакура (недалеко от современного Токио), известная как бакуфу, с |

|того времени превратилась в административную столицу страны. В Хэйане по-прежнему |

|размещался императорский двор, при котором Фудзивара и другие представители дворянства |

|имели высокие должности, но город перестал выполнять функцию центра политической власти. |

|Для контроля за выполнением своих решений сёгун назначал собственных вассалов (гокэнин) |

|военными губернаторами (сюго) в провинциях и управляющими (дзито) в большинстве крупных |

|частных поместий. Хотя государственные чиновники, верные двору, продолжали служить бок о |

|бок с новыми военными администраторами, именно последние вскоре заняли привилегированное |

|положение, используя свои возможности не только для укрепления власти бакуфу, но и для |

|собственного обогащения. |

|После смерти Ёримото в 1199 управление страной взял на себя его тесть Ходзё Токимаса, чья |

|семья держала власть в руках за счет регентства вплоть до 14 в. Когда в 1219 ветвь |

|Минамото пала, должность сёгуна перешла к представителю семьи Фудзивара, назначенному |

|родом Ходзё, вопреки попытке отрекшегося императора Го-Тоба (правил в 1183–1198) |

|восстановить свою власть. Го-Тоба преуспел лишь в предоставлении Ходзё возможности |

|продемонстрировать военное превосходство и конфисковать еще больше земель и в итоге в 1221|

|был изгнан. Система дзито была расширена и стала использоваться для поощрения гокэнинов; в|

|Камакура начался период безмятежного правления. С 1252 регенты могли привлекать на |

|должность сёгуна даже принцев из императорского рода. |

|Администрация Ходзё заботилась главным образом о контроле над членами сословия военных, |

|или самураями, и об улаживании конфликтов, связанных с такими проблемами, как права на |

|владение землей, дела о наследстве или вассальный статус. Расходы на управление были |

|невелики, поскольку большинство чиновников получало вознаграждение из доходов, поступавших|

|с сёэн, к которым они были приписаны. Таким образом, общая система налогообложения |

|оказалась ненужной: необходимые средства поступали к сёгуну из собственных поместий. Это |

|позволило сделать режим стабильным и популярным. |

|Ряд факторов способствовал тому, что процесс, приведший самураев к власти, не завершился, |

|и начиная с середины 13 в. стали возникать новые противоречия. Продолжалась борьба за |

|землю, в ходе которой самураи стремились получить дополнительные привилегии, все более |

|усложняя арбитражную функцию бакуфу. Повышение уровня жизни нового правящего класса |

|сопровождалось ростом его расходов, и те самураи, которые не преуспели в приобретении |

|новых земель, оказались в долгах. Наконец, возникли проблемы, связанные с монгольским |

|нашествием. |

|К 1264, когда Хубилай утвердился в Пекине в качестве императора, монголы завоевали |

|значительную часть Центральной и Северной Азии. Прежде чем монголы высадили десант на Кюсю|

|в 1274, Ходзё дважды, в 1268 и 1272, отказывались признавать сюзеренитет Хубилая. К |

|счастью для японцев, монголы покинули остров. Последовало несколько лет военных |

|приготовлений каждой из сторон, сопровождавшихся безрезультатными переговорами, пока |

|монголы не предприняли мощное наступление в 1281. На этот раз захватчики находились на |

|японской территории несколько недель, в течение которых велись ожесточенные сражения, пока|

|шторм не разбросал по морю их корабли, что означало конец экспансии. |

|Расходы на эти кампании еще более подорвали лояльность самураев. Более того, в конце |

|столетия ускорились экономические перемены, и недовольство росло вплоть до того момента, |

|когда власть Ходзё стала неприемлемой для многих гокэнин. Император Го-Дайго, правивший в |

|1318–1339, усмотрел в этом возможность для восстановления прерогатив монарха. В 1333 ему |

|удалось заручиться поддержкой в провинциях со стороны ряда крупных военных домов, с их |

|помощью была захвачена Камакура и свергнуты Ходзё. |

|Сёгуны Асикага. Важный вклад в победу Го-Дайго внес Асикага Такаудзи, воин из рода |

|Минамото. Его амбиции вскоре привели к разрыву с союзником-императором, а в 1336 он |

|захватил Киото и назначил императором своего выдвиженца. Однако Го-Дайго сумел скрыться и |

|основал свой двор в Ёсино, в горах к югу от Нары. До тех пор пока в 1392 не был достигнут |

|компромисс между двумя ветвями императорской семьи, в стране шла непрерывная гражданская |

|война. |

|Асикага Такаудзи принял титул сёгуна и основал свою резиденцию в Муромати, одном из |

|районов Киото. Гражданские войны во многом способствовали укреплению позиций и |

|независимости самураев, которые отняли часть земель у буддийских общин и у семей из |

|придворного круга. Многие создали на местах крупные поместья, и к концу века некоторые |

|правители провинций (сюго-даймё) могли уже безбоязненно игнорировать приказы сёгуна. |

|В середине 15 в. группа крупных семейств, в том числе и находившиеся в родстве с Асикага, |

|контролировали большинство важнейших учреждений в администрации сёгуна. В 1467 спор о |

|престолонаследии ускорил начало схватки за власть, продолжавшейся с небольшими перерывами |

|вплоть до 1573, когда был изгнан последний из Асикага. |

|Гражданская война не помешала вызреванию предпосылок для экономического и культурного |

|развития. В сельском хозяйстве постоянное увеличение площади обрабатываемых земель, |

|улучшение качества семенного фонда и распространение ирригации привели к расширению |

|производства, что способствовало прогрессу сельских ремесел и торговли. К 15 в. были |

|созданы постоянные рынки, часто возникавшие вблизи монастырей и храмов. В дальнейшем |

|ремесленники и купцы все более специализировались в своих занятиях и часто объединялись в |

|гильдии (дза). Внутренняя торговля испытывала подъем, в значительной мере благодаря |

|каботажному судоходству. |

|Экономические связи с Китаем так и не были восстановлены после нашествий монголов. Даже |

|приход к власти династии Мин в 1368 не принес в этом плане реальных улучшений из-за |

|недовольства, вызванного набегами японцев на побережье Китая и Кореи. Тем не менее в 1401 |

|третий сёгун Асикага по имени Ёсимицу направил послания с выражением почтения китайскому |

|императору, которые привели к обмену представительствами. Последние стали посредниками в |

|торговле, которая приобрела важное экономическое значение. Такие японские товары, как мечи|

|и медная руда, обменивались на китайский шелк, фарфор и монеты. Торговые отношения были |

|прерваны лишь в 1549, когда появились португальцы, предложившие альтернативу прямым |

|китайско-японским связям. |

|Среди тех, кто настаивал на продолжении торговли с Китаем, были буддийские монахи из секты|

|дзэн, стремившиеся восстановить контакты с дзэнскими (чаньскими) монастырями в Китае. |

|Некоторые из этих священнослужителей сопровождали миссии за границу, выступая в качестве |

|посланников и переводчиков. Японцы заимствовали в Китае стиль пейзажной живописи времен |

|сунской династии, одним из ярких представителей которого является художник Сэссю |

|(1420–1506). Дзэнские идеи использовались и в чайной церемонии, и в ландшафтном |

|садоводстве. В тот период были созданы многие наиболее знаменитые сады Киото. С того же |

|времени ведут отсчет замечательные архитектурные сооружения: Кинкакудзи, или Золотой храм |

|(1394, восстановлен в 1955), и Гинкакудзи, или Серебряный храм (1479). Эта эпоха стала |

|свидетелем развития классической драмы в жанре ноо благодаря таланту Сэами (1363–1443). |

|Гражданская война и объединение. К 1560-м годам старые семьи сюго-даймё лишились власти, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.