|
Своеобразие деловой культуры Японии|размеры курганов, под которыми они погребены. | |Китайское влияние. Военная интервенция в Корею привела к расширению контактов с | |высокоразвитой цивилизацией на континенте – непосредственно с корейской, а косвенно – и с | |китайской. Одним из результатов стало приобщение Японии ко многим знаниям и ремеслам. | |Особенно важным приобретением стала письменность, введенная примерно в начале 5 в. С тех | |пор стали составляться летописи, преимущественно на китайском языке, хотя постепенно | |вырабатывались приемы использования китайского письма для нужд японского разговорного | |языка. К началу 7 в. поиск знаний велся непосредственно в Китае, куда в 607 была | |направлена официальная миссия, а годом позже – группа учеников. | |Одним из побудительных мотивов для поддержания связей с Китаем было приобщение к буддизму.| |Эта религия начала распространяться в 552, когда одно из корейских королевств прислало в | |Японию священников, сутры и изображение Будды. Однако из-за противодействия со стороны | |семей, связанных с традиционными японскими верованиями, получившими впоследствии название | |Синто (путь богов), в отличие от Буцудо (путь Будды), буддизм прочно закрепился здесь лишь| |в самом конце 6 в. Новая религия принесла счастье семье Сога, которая после победы в | |конфликте по вопросу о престолонаследии в 587–588 возвела на трон своего претендента. С | |тех пор буддизм был признан дворцовой элитой, и в большинстве случаев его приверженцами | |были лично император и высшее дворянство. Синтоизм сохранил значение церемониальной | |религии. | |В период правления династии Сога, в частности в годы пребывания у власти императрицы Суйко| |(593–628), процесс приобщения к китайской культуре распространился на политические | |институты. Племянник императрицы Сетоку, будучи наследным принцем, формально возглавлял | |администрацию, и его именем была названа конституция 604, установившая кодекс поведения | |для чиновников двора. В ней регулировались вопросы этики и управленческой деятельности и | |использовались термины, заимствованные из буддийских и конфуцианских текстов. Для | |дворянства по китайскому образцу была установлена система рангов, были пересмотрены и | |придворные церемонии. | |Семейство Сога пыталось усилить власть монарха над крупными кланами. Неудивительно, что | |это вызвало оппозицию со стороны других семейств. В 645 глава одного из них, Накатоми-но | |Каматари, с помощью членов императорского дома организовал переворот, в результате | |которого его ставленник оказался на троне, а союзники заняли все ключевые посты. Был | |принят китайский календарь и девизы, обозначавшие эры царствования (нэнго). | |Реформа Тайка и Кодекс Тайхо. Основной смысл реформ Тайка (первой эры нэнго) сводился, | |согласно указам 645–646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии. Вся | |земля провозглашалась собственностью государства. Часть ее должна была выделяться | |дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако б[pic]льшая часть | |предназначалась для тех, кто ее обрабатывал, с учетом размера крестьянских семей. В свою | |очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также | |выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские | |чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть | |повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц. | |Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены | |полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в | |округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом | |исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, | |в том же 7 в., процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде | |законодательного и административного кодекса, изданного в 701–702, уже в эру Тайхо. | |Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, | |привел к созданию в стране системы централизованного управления. Эта система была | |заимствована из Китая, где правила тогда династия Тан, но имела ряд отличий, обусловленных| |специфическими поисками, проблемами и идеями. Административный контроль оказался в руках | |советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их | |наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор | |налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными | |жителями, а сами деревни наделялись автономией. Система Тайхо установила традицию | |централизованного императорского правления, которая впоследствии никогда существенно не | |менялась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени | |отдавали дань на словах, а не на деле. | |Нара и Хэйан. В 710 была основана постоянная столица в Наре. Ранее столица находилась там,| |где располагался дворец, и меняла место расположения с приходом нового императора. Однако | |Нара, созданная по образцу китайской столицы Чанъань, оставалась столицей до 784. В ней | |самой и вокруг нее было построено много святилищ и храмов. В 712 ученые завершили | |составление хроники, в деталях повествующей об истории страны начиная с мифических времен | |(Кодзики, написанная на одном из вариантов японского языка). В 720 появилась летопись | |Нихонги, или Нихон-сёки, написанная по-китайски и первая в серии подобных работ, | |продолживших повествование вплоть до 887. Столь же знаменита Манъёсю, первая японская | |антология, составленная в стихотворной форме во второй половине 8 в. | |Большую известность как центр культуры приобрела новая столица Хэйан. Решение перенести | |столицу было принято в 784, вероятно, под влиянияем буддистов. Однако лишь через 10 лет | |после появления соответствующих намерений было выбрано место и, наконец, построен город, | |также возведенный по образцу Чанъаня. Это был Хэйан (Хэйанкё), позднее переименованный в | |Киото, остававшийся императорской резиденцией вплоть до 1869. | |Организация религиозной жизни в сектах, тоже проведенная по китайскому образцу, началась в| |Наре. Ведущими вскоре стали две секты, возникшие в начале 9 в. Первой из них была Тэндай, | |созданная вернувшимся из Китая в 805 монахом Сайтё. Многочисленные обитатели основанного | |им монастыря Энрякудзи на горе Хиэй, северо-восточнее Хэйана, со временем начали играть | |видную роль в политической жизни. Другая религиозная секта, Сингон, была организована Кобо| |Дайси, который выбрал в 816 в качестве своей резиденции гору Коя, расположенную к югу от | |долины Нара. | |В 8–9 вв. монастыри появились и в провинции. Однако в двух столицах, Наре и Хэйане, была | |сосредоточена б[pic]льшая часть достижений японской цивилизации того времени. Именно в | |этих центрах развивались живопись и скульптура, во многом под влиянием буддизма, а | |сочинение стихов, каллиграфия, исполнение музыки и танцев стали символами изысканного | |аристократического общества. Это общество насчитывало всего несколько тысяч членов, | |увлеченных главным образом церемониалом, остро ощущавших престижность своих титулов и | |убежденных в том, что выезд за пределы столицы означает ссылку в культурную пустыню. | |Прилагая огромные усилия к тому, чтобы окружающая действительность удовлетворяла их | |эстетические вкусы, они отразили ее в увлекательных жизнеописаниях, наиболее выдающимся из| |которых признается Гэндзи-моногатари (Повесть о Гэндзи) придворной писательницы Мурасаки | |Сикибу. | |Фудзивара. К концу 9 в. члены семьи Фудзивара доминировали в Хэйане как в политическом, | |так и социальном плане. Наследники государственного деятеля 7 в. Накатоми-но Каматари, они| |с первых дней существования клана использовали любую возможность, чтобы выдать своих | |дочерей замуж за представителей императорской династии, так что в эпоху Хэйан (794–1185) | |большинство императоров являлись их родственниками по материнской линии. Пользуясь | |положением, Фудзивара вскоре установили контроль над всеми важными государственными | |учреждениями. В 858 Фудзивара Ёсифуса стал первым регентом. В 880 Мотоцунэ, племянник | |Ёсифуса, принял титул кампаку, дававший права регента при взрослом императоре. Власть рода| |Фудзивара достигла своего пика во времена Фудзивара Митинага (правил с 996 по 1017). | |Богатство и престиж правителя запечатлены в названии наиболее известной хроники того | |периода Эйга-моногатари (Сказание о великолепии). | |Мощь Фудзивара зависела не только от связей с императорским двором. Семья создала огромные| |богатства благодаря приобретению земельных владений в провинции, однако не имела войска. | |Кроме того, члены семьи оставались людьми столицы и двора. Император Го-Сандзё (1068–1072)| |был первым из правителей, который попытался всерьез укрепить собственную власть, отрекшись| |в пользу сына, и воспользоваться отцовскими привилегиями в противовес подобным правам, | |которые обеспечили себе Фудзивара за счет установления родственных отношений с | |императорами. Таким образом возник прецедент, который т.н. императоры в отставке могли | |использовать в дальнейшем. Наряду с наблюдавшимся усилением могущества вооруженных | |феодалов в провинции это способствовало упадку власти Фудзивара. | |Дальнейшее развитие. Миновав середину эпохи Хэйан, Япония начала отходить от китайской | |модели. В языке изобретение фонетической слоговой азбуки кана открыло путь к более | |популярным формам прозы, написанной по-японски (пример – Повесть о Гэндзи), и, хотя | |китайский оставался языком официальных документов, после 12 в. даже исторические хроники | |иногда записывались по-японски. В искусстве и архитектуре возникли оригинальные | |национальные формы; особенно это касается живописи в жанре ямато-э, наиболее известными | |примерами которой служат картины в свитках. | |Перемены произошли и в буддизме. Использование простой письменности кана и больший упор на| |молитву (нэмбуцу), чем на священные писания и ритуал, позволили служителям культа | |существенно расширить аудиторию. Секта Чистая Земля (Дзёдо), основанная Хонэном | |(1133–1212), и секта Истинно Чистой Земли (Синсю), созданная его учеником Синраном | |(1173–1262), в короткие сроки завоевали большое число сторонников. Другая новая секта, | |названная по имени ее основателя Нитирэна (1222–1282), хотя и менее популярная, носила | |воинствующе японский характер. К концу эпохи Хэйан уже существовал Ребу (двойной) синто, в| |котором синтоистские божества рассматривались как местные проявления Будды. Синтоистские | |храмы все больше переходили под управление буддийских монахов. | |Наиболее разительные перемены произошли в политической сфере. Уже семья Фудзивара | |несколько отдалилась от китайских образцов, используя свой личный авторитет и зависящие от| |нее учреждения с целью обойти систему групп и советов, существовавшую при Тайхо. С | |падением Фудзивара этот процесс получил продолжение, способствуя формированию строя, | |близкого западноевропейскому феодализму. | |Растущее богатство буддийских общин, параллельно с постоянным увеличением обрабатываемого | |клина, привело к тому, что к 12 в. пашня преимущественно была включена в состав свободных | |от налогообложения огромных частных угодий, называвшихся сёэн; к ним семьи на местах часто| |причисляли и свои собственные наделы. | |Подобное развитие событий ослабило не столько Фудзивара, сколько государственную | |финансовую систему, поскольку дворяне и буддийские общины, как правило, патронировал сёэн,| |получая с них доход в обмен на обеспечение их интересов. Перемены сопровождались упадком | |законности и порядка, что подрывало власть Фудзивара. Местная знать прибегла к найму | |телохранителей, отряды которых к 10 в. превратились в настоящие частные армии. Большинство| |этих воинов было связано с сёэн; таким образом начал формироваться класс воинов. | |Тайра и Минамото. Новая организация общества оформилась в процессе развития системы | |вассальных отношений. Стержнем ее стал ряд видных военных домов. Крупнейшими из них были | |Тайра и Минамото, оба включавшие потомков императорской семьи и основанные людьми, которые| |оставили столицу с тем, чтобы попытаться получить власть в провинции. Тайра первоначально | |осели в районе Канто на востоке, где в 935 один из них выступил против центра. Развернутая| |против него кампания была отмечена подъемом рода Минамото, который приобрел большое число | |сторонников как в Канто, так и в районах, прилегавших к столице. Тайра отреагировали на | |это расширением своего влияния на побережье Внутреннего Японского моря. | |Минамото создали альянс с Фудзивара, подавив ряд мятежей, вспыхнувших в 11 в. на | |периферии. Однако в 12 в. Тайра также успешно сблизились с двором, оказывая поддержку | |отрекшимся императорам. В 1156–1159 Тайра Киёмори, победив в противостоянии по вопросу о | |престолонаследии, захватил власть и удалил большинство представителей Минамото из | |государственных учреждений. В 1180, произошло восстание в Канто под предводительством | |Минамото Ёримото. После пяти лет сражений Тайра были окончательно разгромлены в морской | |битве при Данноура (1185). | |Военное правительство Камакура. В 1192 Ёримото получил титул сёгуна, т.е. генералиссимуса,| |формально став представителем императора по военным вопросам, а фактически – правителем | |Японии. Его ставка в Камакура (недалеко от современного Токио), известная как бакуфу, с | |того времени превратилась в административную столицу страны. В Хэйане по-прежнему | |размещался императорский двор, при котором Фудзивара и другие представители дворянства | |имели высокие должности, но город перестал выполнять функцию центра политической власти. | |Для контроля за выполнением своих решений сёгун назначал собственных вассалов (гокэнин) | |военными губернаторами (сюго) в провинциях и управляющими (дзито) в большинстве крупных | |частных поместий. Хотя государственные чиновники, верные двору, продолжали служить бок о | |бок с новыми военными администраторами, именно последние вскоре заняли привилегированное | |положение, используя свои возможности не только для укрепления власти бакуфу, но и для | |собственного обогащения. | |После смерти Ёримото в 1199 управление страной взял на себя его тесть Ходзё Токимаса, чья | |семья держала власть в руках за счет регентства вплоть до 14 в. Когда в 1219 ветвь | |Минамото пала, должность сёгуна перешла к представителю семьи Фудзивара, назначенному | |родом Ходзё, вопреки попытке отрекшегося императора Го-Тоба (правил в 1183–1198) | |восстановить свою власть. Го-Тоба преуспел лишь в предоставлении Ходзё возможности | |продемонстрировать военное превосходство и конфисковать еще больше земель и в итоге в 1221| |был изгнан. Система дзито была расширена и стала использоваться для поощрения гокэнинов; в| |Камакура начался период безмятежного правления. С 1252 регенты могли привлекать на | |должность сёгуна даже принцев из императорского рода. | |Администрация Ходзё заботилась главным образом о контроле над членами сословия военных, | |или самураями, и об улаживании конфликтов, связанных с такими проблемами, как права на | |владение землей, дела о наследстве или вассальный статус. Расходы на управление были | |невелики, поскольку большинство чиновников получало вознаграждение из доходов, поступавших| |с сёэн, к которым они были приписаны. Таким образом, общая система налогообложения | |оказалась ненужной: необходимые средства поступали к сёгуну из собственных поместий. Это | |позволило сделать режим стабильным и популярным. | |Ряд факторов способствовал тому, что процесс, приведший самураев к власти, не завершился, | |и начиная с середины 13 в. стали возникать новые противоречия. Продолжалась борьба за | |землю, в ходе которой самураи стремились получить дополнительные привилегии, все более | |усложняя арбитражную функцию бакуфу. Повышение уровня жизни нового правящего класса | |сопровождалось ростом его расходов, и те самураи, которые не преуспели в приобретении | |новых земель, оказались в долгах. Наконец, возникли проблемы, связанные с монгольским | |нашествием. | |К 1264, когда Хубилай утвердился в Пекине в качестве императора, монголы завоевали | |значительную часть Центральной и Северной Азии. Прежде чем монголы высадили десант на Кюсю| |в 1274, Ходзё дважды, в 1268 и 1272, отказывались признавать сюзеренитет Хубилая. К | |счастью для японцев, монголы покинули остров. Последовало несколько лет военных | |приготовлений каждой из сторон, сопровождавшихся безрезультатными переговорами, пока | |монголы не предприняли мощное наступление в 1281. На этот раз захватчики находились на | |японской территории несколько недель, в течение которых велись ожесточенные сражения, пока| |шторм не разбросал по морю их корабли, что означало конец экспансии. | |Расходы на эти кампании еще более подорвали лояльность самураев. Более того, в конце | |столетия ускорились экономические перемены, и недовольство росло вплоть до того момента, | |когда власть Ходзё стала неприемлемой для многих гокэнин. Император Го-Дайго, правивший в | |1318–1339, усмотрел в этом возможность для восстановления прерогатив монарха. В 1333 ему | |удалось заручиться поддержкой в провинциях со стороны ряда крупных военных домов, с их | |помощью была захвачена Камакура и свергнуты Ходзё. | |Сёгуны Асикага. Важный вклад в победу Го-Дайго внес Асикага Такаудзи, воин из рода | |Минамото. Его амбиции вскоре привели к разрыву с союзником-императором, а в 1336 он | |захватил Киото и назначил императором своего выдвиженца. Однако Го-Дайго сумел скрыться и | |основал свой двор в Ёсино, в горах к югу от Нары. До тех пор пока в 1392 не был достигнут | |компромисс между двумя ветвями императорской семьи, в стране шла непрерывная гражданская | |война. | |Асикага Такаудзи принял титул сёгуна и основал свою резиденцию в Муромати, одном из | |районов Киото. Гражданские войны во многом способствовали укреплению позиций и | |независимости самураев, которые отняли часть земель у буддийских общин и у семей из | |придворного круга. Многие создали на местах крупные поместья, и к концу века некоторые | |правители провинций (сюго-даймё) могли уже безбоязненно игнорировать приказы сёгуна. | |В середине 15 в. группа крупных семейств, в том числе и находившиеся в родстве с Асикага, | |контролировали большинство важнейших учреждений в администрации сёгуна. В 1467 спор о | |престолонаследии ускорил начало схватки за власть, продолжавшейся с небольшими перерывами | |вплоть до 1573, когда был изгнан последний из Асикага. | |Гражданская война не помешала вызреванию предпосылок для экономического и культурного | |развития. В сельском хозяйстве постоянное увеличение площади обрабатываемых земель, | |улучшение качества семенного фонда и распространение ирригации привели к расширению | |производства, что способствовало прогрессу сельских ремесел и торговли. К 15 в. были | |созданы постоянные рынки, часто возникавшие вблизи монастырей и храмов. В дальнейшем | |ремесленники и купцы все более специализировались в своих занятиях и часто объединялись в | |гильдии (дза). Внутренняя торговля испытывала подъем, в значительной мере благодаря | |каботажному судоходству. | |Экономические связи с Китаем так и не были восстановлены после нашествий монголов. Даже | |приход к власти династии Мин в 1368 не принес в этом плане реальных улучшений из-за | |недовольства, вызванного набегами японцев на побережье Китая и Кореи. Тем не менее в 1401 | |третий сёгун Асикага по имени Ёсимицу направил послания с выражением почтения китайскому | |императору, которые привели к обмену представительствами. Последние стали посредниками в | |торговле, которая приобрела важное экономическое значение. Такие японские товары, как мечи| |и медная руда, обменивались на китайский шелк, фарфор и монеты. Торговые отношения были | |прерваны лишь в 1549, когда появились португальцы, предложившие альтернативу прямым | |китайско-японским связям. | |Среди тех, кто настаивал на продолжении торговли с Китаем, были буддийские монахи из секты| |дзэн, стремившиеся восстановить контакты с дзэнскими (чаньскими) монастырями в Китае. | |Некоторые из этих священнослужителей сопровождали миссии за границу, выступая в качестве | |посланников и переводчиков. Японцы заимствовали в Китае стиль пейзажной живописи времен | |сунской династии, одним из ярких представителей которого является художник Сэссю | |(1420–1506). Дзэнские идеи использовались и в чайной церемонии, и в ландшафтном | |садоводстве. В тот период были созданы многие наиболее знаменитые сады Киото. С того же | |времени ведут отсчет замечательные архитектурные сооружения: Кинкакудзи, или Золотой храм | |(1394, восстановлен в 1955), и Гинкакудзи, или Серебряный храм (1479). Эта эпоха стала | |свидетелем развития классической драмы в жанре ноо благодаря таланту Сэами (1363–1443). | |Гражданская война и объединение. К 1560-м годам старые семьи сюго-даймё лишились власти, | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |