|
Своеобразие деловой культуры Японии|пятнистый олень, кабан, горностай, барсук, японский соболь, енотовидная собака, японская и| |малая летяги, белка, бурундук, японский заяц, лесная мышь, японская соня, крыса пасюк, | |белозубка, разные виды бурозубок, могера, японские землеройковые кроты. Среди | |многочисленных птиц выделяются беркут, зеленый и медный фазаны, японская зарянка, | |иглохвостый стриж, японская кедровка, восточный широкорот, тундряная куропатка (выше | |границы леса в горах), пегий буревестник, чернохвостая чайка. Для смешанных | |хвойно-широколиственных лесов характерны вороны, сойки, синицы, овсянки, щеглы, зеленушки,| |дрозды, славки, мухоловки, поползни, воробьи. | |Животный мир о.Хоккайдо имеет много общих видов с дальневосточной тайгой. Здесь | |распространены бурый медведь, енотовидная собака, ласка, горностай, сибирский соболь, | |сибирский бурундук, белка, заяц-беляк. Кроме того, встречаются японский макак, пятнистый | |олень, местный подвид северной пищухи, летяга, лесные мыши, красно-серая и красная | |полевки, крыса пасюк, белозубка, бурозубки. Среди птиц примечательны японский трехпалый | |дятел, желна, белоплечий орлан, рыбный филин. В хвойных лесах многочисленны клесты, | |дубоносы, свиристели, рябчики. | |НАСЕЛЕНИЕ | |Демография. В Японии проживает 126,7 млн. человек (1999), из них на главном острове Хонсю | |– 101 млн., на о.Кюсю – 13,4 млн., на о.Сикоку – 4,2 млн. и на о.Хоккайдо – 5,7 млн. | |человек. | |С 1950 происходит интенсивная миграция из сельской местности. Так, если в начале 1950-х | |годов в деревнях и малых городах численностью менее 5000 жителей проживали в общей | |сложности 20,7 млн. человек, то к 1996 – всего 2,1 млн., тогда как в городах с | |численностью населения свыше 500 тыс. – 11,2 млн. в 1950 (13,5% всего населения) и 32,4 | |млн. в 1996 (25,8%). По общей численности городского населения (97 млн.) Япония в 1995 | |занимала шестое место в мире. | |В 1950 рождаемость составляла 25,1‰, а смертность – 10,9‰. К 1996 эти показатели снизились| |до 9,6 и 7,4‰ соответственно. Младенческая смертность за тот же период упала с 60,1 до | |4,3‰. Ожидаемая продолжительность жизни 77,4 года для мужчин и 83,6 – для женщин (1996). | |Потери, понесенные во Второй мировой войне, составили ок. 1,6 млн. погибших и 309 тыс. | |раненых и пропавших без вести. Более 1 млн. женщин остались в послевоенные годы | |незамужними. Детский бум, начавшийся сразу по окончании войны, завершился лишь к 1951. | |Население Японии быстро стареет. В 1980-х годах на одного человека старше 65 лет | |приходилось восемь лиц в возрасте от 15 до 64 лет, но к 2020 данное соотношение может | |составить немногим более одного к трем. | |Этногенез и язык. Население Японии исключительно однородно в расовом, этническом, языковом| |и религиозном отношениях. Тем не менее в стране имеется ок. 600 тыс. корейцев, хотя многие| |из них родились и выросли на островах, говорят на японском языке и порой носят японские | |имена. Другое меньшинство, – эта, или буракумин, потомки средневековой касты, члены | |которой занимались забоем скота, выделкой кож, были мусорщиками, скоморохами и считались | |«людьми подлых профессий». В настоящее время насчитывается ок. 3 млн. буракумин. | |Хотя японцы воспринимают себя как «чистую» расу и не стремятся ассимилировать | |представителей других народов, их нация сложилась из разных потоков переселенцев. | |Считается, что древнейшим народом, населявшим острова, были айны. На островах Кюсю и | |Сикоку и на юге Хонсю они смешивались с австронезийскими племенами, а на Хоккайдо – с | |выходцами с восточного побережья материковой Азии. В середине I тысячелетия до н.э. на | |Японских о-вах появились т.н. протояпонские племена. Развитие культур этих племен | |происходило вплоть до 5 в. н.э. в тесном взаимодействии с австронезийско-айнскими | |племенами. | |В 6–7 вв. народ, населявший Японские о-ва, воспринял некоторые элементы китайской и | |корейской культур, а к 8 в. на юге Кюсю закончилась ассимиляция австронезийцев. В это же | |время началось заселение северной половины о.Хонсю, а местное айнское население отчасти | |смешалось с пришельцами, а отчасти было вытеснено в более северные районы, на о.Хоккайдо. | | | |Хотя Япония относительно небольшая страна, в японском языке выделяют три основные группы | |диалектов – северо-восточная, юго-западная и центральная – и множество говоров. Особняком | |стоит диалект рюкюсцев. В основе литературного стандартного языка лежит говор одного из | |центральных диалектов – города Токио и равнины Канто. Благодаря телевидению токийский | |диалект имеет широкое распространение. Японский язык, как и китайский, построен на | |иероглифической основе, письменность заимствована в 5–6 вв. в Китае. В 10 в. была создана | |собственная слоговая азбука – кана, состоящая из двух фонетических разновидностей – | |хирагана и катакана. Обычно корни слов записываются иероглифами, а при помощи кана – | |служебные глаголы, окончания знаменательных глаголов и грамматические частицы. Слова, для | |которых нет китайских иероглифов, на письме выражаются также с использованием кана. Язык | |постоянно пополняется большим количеством иностранных слов, главным образом английских. | |Размещение населения. Города. На протяжении многих лет происходит отток сельского | |населения в города. Токийский регион (ок. 25 млн. человек) на востоке и Осакский (10,5 | |млн. жителей) на западе, словно два полюса гигантского магнита, притягивают население с | |периферии и включают такие крупные города, как Токио (7968 тыс. человек, 1995), Осака | |(2602), главный порт страны Иокогама (3307), важный город центральной Японии Нагоя (2152),| |порт Кобе (1424), древняя столица и культурный центр Киото (1464). В других частях Японии | |выросли города регионального значения: на севере – Сендай (971) и Ниигата (495), на | |побережье Внутреннего Японского моря – Хиросима (1109) и Окаяма (616), на о.Кюсю – Фукуока| |(1285), Китакюсю (1020), Кагосима (546) и Кумамото (650). | |В Токио вместе с примыкающими префектурами проживает более четверти всего населения | |страны. Примерно половина компаний, учреждений и средств массовой информации имеют свои | |штаб-квартиры в столице. Там же расположены ок. 85% действующих в Японии иностранных | |финансовых организаций. | |Стремительный рост населения Токио привел к перегрузке общественного транспорта, | |способствовал строительству высотных зданий и заметному повышению цен на землю, достигших | |максимума в начале 1990-х годов. | |Один из планов перспективного развития Японии предусматривает использование концепции | |«технополиса», предполагающей создание отраслей промышленности, базирующихся на применении| |передовых технологий, в центрах, имеющих университеты с современными исследовательскими | |лабораториями и высококвалифицированными кадрами. Еще одно предложение состоит в переводе | |некоторых государственных учреждений в другие города. Более радикальная и дорогостоящая | |идея – перенести столицу в Сендай или Нагою. | |ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО | |Япония – конституционная монархия. Император осуществляет определенные церемониальные | |функции (присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках). На основании | |решения кабинета министров он подписывает официальные документы, подготовленные | |правительством, законы, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает | |нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отставки | |министров и других высших должностных лиц, подтверждает полномочия своих послов и | |принимает иностранных послов, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные | |звания. По решению парламента император назначает премьер-министра, а по представлению | |последнего – членов кабинета министров и главного судью Верховного суда. Юридически | |император безвластен и лишен права голоса в вопросах государственного управления. Однако | |его особа остается важной фигурой, поскольку служит, как сказано в конституции, «символом | |государства и единства нации». | |Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947. | |По закону поправки к конституции должны быть инициированы парламентом и приняты 2/3 общего| |числа каждой из двух палат парламента, после чего проводится всенародный референдум, | |который должен засвидетельствовать их поддержку большинством населения. Вместо референдума| |возможно вторичное рассмотрение поправок новым составом парламента, для чего могут быть | |проведены специальные выборы. До настоящего времени поправки не вносились, хотя и | |выражалось недовольство в отношении ряда положений конституции, в частности – девятой | |статьи, констатирующей отказ от ведения войны и содержания армии. | |Законодательная власть. Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют | |чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения | |новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются | |правительством и в случае одобрения представляются парламенту. | |Парламент состоит из палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата | |представителей насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных | |округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 | |избирательных округах. Срок их полномочий – четыре года, но он может быть сокращен в | |случае роспуска палаты представителей, например, если в результате вотума недоверия | |правительство сочтет необходимым объявить новые парламентские выборы. После этого выборы | |должны быть проведены в течение 40 дней. Палата советников насчитывает 252 члена, которые | |избираются на шесть лет. | |Значительная часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется | |комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических партий. | |Председательствуют в комитетах представители партии, имеющей большинство в палате. Членов | |кабинета министров часто вызывают на заседания комитетов, где представители оппозиции | |могут задавать острые вопросы; ход заседаний носит весьма оживленный характер. | |Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей | |палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников. | |Исполнительная власть. За формирование и осуществление национальной политики, проведение в| |жизнь конституции и законов, внешнюю политику отвечают премьер-министр и кабинет | |министров, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета, которыми | |практически всегда являются политики, избранные в парламент, возглавляют министерства и | |специализированные управления (например, управление национальной обороны). В состав | |кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и | |глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В | |министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных | |конкурсных экзаменов. | |Политические партии и выборы. Работа парламента в значительной мере зависит от | |распределения влияния между партийными группами. ЛДП, созданная в 1955 в результате | |слияния Либеральной и Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения и | |до 1993. Крупный финансовый скандал и последовавший за ним вотум недоверия ускорили | |проведение выборов, в результате которых ЛДП потеряла контроль над нижней палатой. Семь | |оппозиционных партий объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и | |добились права сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр | |политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических социалистов | |и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее состоявших в ЛДП и | |покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию обновления Японии. Следующий | |этап в японской политике начался, когда новое поколение лидеров призвало к пересмотру | |избирательной системы и практики финансирования избирательных кампаний. | |В некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности электоральной | |системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в нижнюю палату носил | |уникальный характер: избирательные округа направляли от 2 до 6 (большинство от 3 до 5) | |депутатов. Таким образом, крупным партиям приходилось выдвигать несколько кандидатов, | |которые на выборах должны были соперничать с членами не только других, но и своих партий. | |В результате принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую | |роль. Целями введения новой избирательной системы были ликвидация коррупции, | |переориентация симпатий избирателя с конкретного лица на политическую партию, а также | |уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении государственной линии. | |Нынешняя избирательная система отдает преимущество ЛДП. В городских районах в парламент | |направляют одного депутата от 250– 350 тыс. избирателей, в то время как в сельских районах| |– всего от 130–140 тыс. человек. | |Местное самоуправление. В административно-территориальном отношении Япония разделена на 47| |префектур. В качестве отдельных префектур выделяются о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис | |Токио и две городские агломерации, Осака и Киото. | |В Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления на | |уровне префектур, городов, поселков и деревень. Во всех этих | |административно-территориальных единицах раз в четыре года проводятся выборы депутатов в | |органы самоуправления – собрания соответствующего уровня. На такой же срок избирают | |префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных лиц входит | |созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по | |отношению к решениям собраний, досрочного роспуска собраний. Префекты могут быть досрочно | |смещены премьер-министром, а мэр города и староста деревни – префектом. Высшие должностные| |лица общей компетенции имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов | |управления на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат | |специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются | |собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За деятельностью | |органов местного самоуправления и управления осуществляется жесткий прямой контроль | |центральных ведомств. Деятельность полиции, школ, больниц контролируют соответствующие | |министерства. Финансовая система страны также способствует усилению централизации, | |поскольку 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и лишь 30% остается на | |местах. | |Судебная система. Конституцией предусмотрена независимая судебная власть. Верховный суд | |страны состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению кабинета | |министров, и 14 судей, назначаемых самим кабинетом. Конституция устанавливает | |референдарную ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с | |выборами в парламент избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей. Имеются | |восемь региональных высших судов, 50 окружных (четыре на Хоккайдо и по одному в остальных | |префектурах) и сеть низовых судов. Верховный суд обладает прерогативой определять | |конституционность административных действий и вводимых в силу законодательных актов. | |Вооруженные силы. Несмотря на конституционный запрет на содержание вооруженных сил, в 1950| |американские оккупационные войска положили начало созданию в Японии национального | |полицейского резерва, реорганизованного в «национальные силы безопасности» в 1952 и в | |«силы самообороны» в 1954. Военная служба носит добровольный характер. В 1996 сухопутные | |войска насчитывали 148 тыс. личного состава. В военно-морских силах, включавших 63 боевых | |корабля и 171 самолет, служили 43 тыс. человек на флоте и 12 тыс. – в морской авиации. ВВС| |насчитывали 44 тыс. личного состава и 300 боевых самолетов. Японский военный потенциал | |по-прежнему остается чисто оборонительным; страна не располагает ни авианосцами, ни | |стратегическими бомбардировщиками. В соответствии с американо-японским договором о | |взаимном сотрудничестве и безопасности 1960, США должны осуществлять оборону Японии в | |случае иностранного вторжения, а американцам разрешено иметь в стране военные базы. | |В качестве ответной реакции на милитаризм 1930-х годов и потери, понесенные во Второй | |мировой войне, в стране начиная с 1950-х годов широко распространены пацифистские | |настроения. После примерно двухлетних ожесточенных дебатов в 1992 парламент принял закон, | |разрешающий отправку военнослужащих за границу для участия в международных миротворческих | |акциях. Впервые с 1940-х годов японские войска в сентябре 1992 были размещены за рубежом, | |участвуя в операции ООН в Камбодже. | |Внешняя политика. Япония стремится к сохранению дружественных отношений со всеми | |государствами. Кроме военного альянса, Япония тесно связана с США в экономическом плане. | |Отношения с другой сверхдержавой, СССР, были обусловлены рядом неразрешенных вопросов. | |Напряженность вызывает спор о четырех небольших островах южной части Курильской гряды | |(Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), отошедших к СССР в конце Второй мировой войны. Японцы| |считают эти острова своей территорией, но СССР отказывался их вернуть до тех пор, пока в | |Японии будут размещаться американские военные базы. Разногласия вокруг островов остались | |предметом спора и в отношениях Японии с Россией. | |Япония имеет длительную историю взаимоотношений с Китаем. С точки зрения Японии, огромный | |Китай представляет интерес прежде всего как крупнейший потенциальный рынок и выгодная | |сфера капиталовложений. Япония имеет тесные внешнеэкономические связи с Республикой Корея | |и Корейской Народно-Демократической Республикой. | |Япония – член ООН, Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Азиатского банка | |развития и участник Плана Коломбо. | |ЭКОНОМИКА | |Япония опережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, а по | |доходам на душу населения опередила многие страны Западной Европы. Даже в начале 19 в. при| |феодальной (сёгунской) системе эпохи Токугава в Японии существовало достаточно передовое | |хозяйство. После 1868, когда произошла «революция Мэйдзи», модернизация экономики была | |объявлена целью государства. Тем не менее единственной современной отраслью, получившей | |существенное развитие к началу 20 в., была текстильная промышленность. В первые 40 лет | |после открытия японских портов для американских кораблей (1854) быстро увеличивался вывоз | |за границу таких товаров, как шелк-сырец и чай. В 1905, после победы в русско-японской | |войне, началось развитие тяжелой промышленности. В 1939, к началу Второй мировой войны, | |японская текстильная продукция доминировала на мировом рынке, а металлургия, | |машиностроение, в частности транспортное, химическая промышленность и др. выдвинулись на | |передний план в экономике самой Японии. Формирование этих отраслей параллельно с | |существованием сильных традиционных производств обусловило существоание в Японии двойной | |экономической структуры, т.н. «нидзю кодзо». | |Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического | |потенциала. Основы для последующего энергичного подъема и структурных преобразований в | |хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики по отношению к | |науке и технике, организации подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также | |благодаря использованию опыта промышленного строительства, накопленного до и во время | |войны. В послевоенные десятилетия, по крайней мере до 1973, темпы экономического роста | |были чрезвычайно высокими: в среднем ок. 10% в год в 1955–1973. До конца 1973 случались | |отдельные кратковременные спады – до 4–6%. В последующие годы, вследствие резкого скачка | |цен на импортную нефть, среднегодовые темпы роста производства снизились примерно до 4,3%.| |В 1977–1987 они составляли 4,2%. | |Японские бизнесмены, ориентируясь на быстрое стабильное развитие, уверенно вкладывали | |средства в расширение и совершенствование старых отраслей промышленности и создание новых.| |Были введены в действие крупномасштабные программы подготовки молодых менеджеров и | |рабочих. Страна закупала лицензии на использование иностранных технологий и импортировала | |большое количество сырья. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |