бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бхагавадгита, как она есть

Мудростью.

Каково это Поле, и чему оно подобно, как оно изменяется и откуда оно,

и кто Он 2, и какова Его сила, это ты теперь услышь кратко от Меня.

На разные лады воспевали Его Святые в различных гимнах и вещих словах

Брахма-сутры 3, исполненных разума.

Великие Элементы, Индивидуальность 4, Разум 5, а также Непроявленное,

десять чувств и одно, и пять пастбищ чувств; 6 Желание, отвращение,

радость, страдание, тело, ум, устойчивость, все это являет собою Поле и его

изменения.

Смирение, непритязательность, незлобивость, всепрощение, прямота,

служение учителю, чистота, стойкость, самообладание, Бесстрастное отношение

к предметам чувств, а также отсутствие эгоизма, проникновение в страдание и

зло рождения, смерти, старости и болезни, Отсутствие привязанности,

отсутствие отождествления себя с сыном, женой, домом и страной и постоянное

душевное равновесие среди желанных и нежеланных событий.

Непоколебимая безраздельная преданность Мне путем (йогой, тяга к

уединению, отсутствие удовольствия в обществе людей.

Постоянство в Мудрости Брахмана 7, понимание цели истинной мудрости, -

все это признано Мудростью; все остальное — неведение.

Открою тебе то, что должно быть познано; что, познанное, приводит к

бессмертию, — безначального высочайшего Брахмана, который не может быть

назван ни Бытием, ни Небытием, Всюду имея руки и ноги, очи, головы и уста,

всеведующее ТО пребывает в мире, обнимая все; Сверкающее всеми

способностями чувств, не имея чувств; не связанное ни с чем и

поддерживающее все; свободное от трех свойств 8 и пользующееся этими

свойствами; Вне и внутри всех существ, двигающихся и неподвижных,

неуловимое по своей тонкости; всегда вблизи и все же в недоступной дали,

таково невыразимое ТО.

Не разделенное среди существ и все же пребывающее порознь в каждом, ТО

познается как Опора всего сущего; Оно и поглощает и производит.

О ТОМ, о Свете всех светов говорится, что Оно пребывает за пределами

тьмы; Мудрость, Мудростью познаваемая и Мудростью достигаемая, пребывающая

в сердце всех.

Таковы Поле, Мудрость и Предмет Мудрости в кратком изложении. Познав

их, преданный Мне ученик вступает в Мое Существо.

Познай, что и Дух 9, и Материя 10 одинаково не имеют начала; познай

также, что все изменения и все свойства (гуны возникают от Материи.

Материя именуется причиною причин и последствий; Дух именуется

причиною восприятия радости и скорби.

Пребывая в Материи, Дух пользуется свойствами, рожденными от Материи;

привязанность к гунам есть причина его рождений в хороших и дурных лонах.

Обозревающий и разрешающий, поддерживающий и вкушающий, великий

Владыка, а также высочайшее Я 11: так именуется в теле высочайший Дух.

Кто таким образом знает Дух и Материю с ее качествами, в каких бы

условиях он ни был, он не подлежит более рождению.

Некоторые созерцают свое Высшее Я в своем "я", соединяясь с Ним

посредством медитации; другие посредством Санкхия-Йоги 12, иные -

посредством Карма-Йоги 13.

Также и те, неведущие, которые слыша о том от других, искренно

поклоняются, они также переступают порог смерти, укрываясь в убежище св.

Писаний.

Какое бы существо не родилось, неподвижное или подвижное, знай, о

лучший из Бхарат, что оно родилось от соединения Поля с "Познавшим Поле".

Кто видит высочайшего Господа, непогибающего в погибающем, равно

пребывающего во всех существах — кто так видит, тот видит воистину.

Кто воистину видит единого Господа, одинаково пребывающего всюду, тот

своим низшим "я" не разрушает Высшее Я и благодаря этому вступает на

Высочайший Путь.

Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь Материей, Дух же

остается бездействующим, тот воистину видит.

Когда он постигает, что многообразное бытие существ коренится в Едином

и исходит от Него, тогда он достигает Брахмана.

Без начала и без атрибутов непогибающее и Высочайшее Я, хотя и

пребывает в теле, о Каунтея, но оно не действует и не подлежит воздействию.

Как вездесущий эфир 14 по своей тонкости не подлежит воздействию, так

и Высочайшее Я, пребывающее в теле, не подлежит воздействию.

Как единое солнце освещает весь этот мир, так и Владыка Поля озаряет

все Поле, о Бхарат.

Так гласит тринадцатая беседа, именуемая:

БОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ.

1 Рrakriti и Purusha.

2 Кshetajna, т.e. Познавший Поле.

3 Краткие иэречения из Вед, относящиеся к Брахману.

4 Аhankara.

5 Buddhi.

6 Пять органов чувств, пять органов деятельности, ум и объекты,

воспринимаемые каждым из пяти чувств.

7 Adhyatma, см.VII 29.

8 Три гуны: движение, инерция, ритм, естественные свойства природы.

9 Рurusha.

10 Prakriti.

11 Вселенское Я.

12 То есть путем знания.

13 Единение, достигаемое путем бескорыстной деятельности.

14 Акаша.

Беседа четырнадцатая

Благословенный сказал:

Снова объявлю Я тебе высочайшую Мудрость, наилучшую из всех; познав

ее, все Мудрецы направлялись к высшему Совершенству.

Кто нашел убежище в этой Мудрости и приобщился к Моей природе, тот

более не рождается даже при возникновении Вселенной и не погибает при

распадений ее 1 Мое лоно — великий Брахман; в него помещаю Я семя; отсюда

происходит рождение всех существ, о Бхарата.

В каких бы лонах не рождались смертные, о Каунтея, БРАХМАН — их

истинное лоно, Я же — производящий их Отец.

Гармония, Движение, Инерция, таковы свойства, которые рождаются от

Материи; они крепко привязывают к телу нерушимого Обитателя тела, о

мощновооруженный.

Из этих свойств Гармония, по своей незапятнанной чистоте, здоровой и

светлой, привязывает влечением к мудрости, о безгрешный.

Знай, что Движение, природа которого есть желание, знай, что оно -

источник привязанности к жизни и жажды ее, о Каунтея, сковывающий

Обитающего в теле влечением к действию.

Инерция же, неведеньем рожденная, вводит в заблуждение всех

воплощенных; она связывает небрежностью, беспечностью и ленью, о Бхарата.

Гармония привязывает к счастью, движение привязывает к действиям, о

Бхарата. Инерция же, окутав собою мудрость, приковывает к беспечности.

Когда побеждены Движение 2 и Инерция, торжествует Гармония, о Бхарата.

Когда же побеждены Гармония и Инерция, тогда берет верх Движение; а когда

побеждены Движение и Гармония, тогда воцаряется Инерция.

Когда свет мудрости излучается из всех врат тела, тогда да познают,

что начинает возрастать Гармония.

Алчность, стремительность, предприимчивость, мятежность, желание — все

эти качества рождаются от возрастания Движения, о лучший из Бхарат.

Темнота, застой, беспечность, а также заблуждение рождаются от

возрастания Инерции, о радость Куру! Если в час распадения тела в

воплощенном преобладает Гармония, тогда он вступает в чистые миры

безгрешных, великих Мудрецов.

Если в этот час преобладает Движение, воплощенный рождается среди

привязанных к действию, умирая в состоянии Инерции, он рождается в лоне

неразумных.

Говорится, что плод праведного действия гармоничен и чист; воистину,

плод страсти есть страдание, плод же инерции есть неведение.

От Гармонии рождается мудрость, от Движения жадность; беспечность же и

заблуждение происходят от Инерции, а также и неведение.

Пребывающие в Гармонии возносятся вверх; страстные остаются на среднем

уровне, неподвижные спускаются вниз, окутанные наихудшими качествами.

Когда прозревший не видит иных причин деятельности, кроме трех свойств

природы, и познает ТО, превышающее все свойства, тогда он вступает в Мое

Бытие.

Когда обитающий в теле поднялся над тремя свойствами природы, от

которых произошли все тела, тогда, освобожденный от рождения, смерти,

старости и скорби, он пьет воды бессмертия 3.

Арджуна сказал:

Как отличить того, кто поднялся над тремя свойствами, о Господи?

Каково его поведение, и как он освобождается от этих трех свойств?

Благословенный молвил:

Тот, о Пандава, кто не отвращается от света, от исходящей энергии или

даже от заблуждения, когда они налицо, и не желает их, когда их нет; Кто,

пребывая в безразличии, не потрясается свойствами природы и, говоря: "гуны

действуют", стоит неподвижно в стороне; Уравновешенный в радости и скорби,

уверенный в себе, для которого ком земли, камень и золото равны, одинаковый

с любимым и нелюбимым, твердый, неизменный среди похвал и осуждений.

Равный в чести и бесчестии, одинаковый с другом и недругом,

отказавшийся от всех предприятий, — о таком человеке говорится, что он

поднялся над тремя свойствами.

И тот, кто служит Мне исключительно йогой преданности, тот, поднявшись

над тремя свойствами, делается достойным стать БРАХМАНОМ.

Ибо Я есть обитель Брахмана и источник неистощимого нектара

бессмертия, извечной праведности 4 и беспредельного блаженства.

Так гласит четырнадцатая беседа, именуемая:

ЙОГА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТРЕХ СВОЙСТВ.

1 Здесь речь идет о новом переводе творчества, о проявленной Вселенной

(Манватара и о ее возвращении в непроявленное состояние (Пралайя)).

2 Rajas, движение, энергия, страсть.

3 Amrita.

4 Дхармы.

Беседа пятнадцатая

Благословенный сказал:

С корнями вверх, с ветвями вниз, Асватха 1, именуется неразрушимым;

его листья — гимны; кто это знает, тот знаток Вед 2.

Вниз и вверх простираются его ветви, питаемые тремя свойствами

природы; его почки — предметы чувств; другие его корни растут вниз,

разветвляясь; они — оковы действия в мире человеков.

Не здесь может быть познана его форма, или его конец, или его

происхождение или место его корней; когда сильным мечом свободы от

привязанности срубается это глубокоукоренившееся дерево.

Тогда настает пора искать Путь, с котором нет возврата. Воистину, Я

иду к тому Первичному Духу 3, от которого изошла первая энергия.

Освободившись от гордости и заблуждения, победив грех привязанности,

непрерывно пребывая в сокровенном Атмане 4, отделавшись от желаний,

освободившись от "пары противоположностей", которые известны нам как

радость и страдание, — тот шествует безошибочно по нерушимому Пути.

На этом Пути не светят ни солнце, ни луна, ни огонь; вступив на него,

более не возвращаются; это — Моя высочайшая Обитель.

Частица Меня Самого, ставшая в мире живых существ бессмертным Духом 5,

собирает вокруг себя чувства, из которых ум есть шестое, облеченное в

материю.

Когда Господь обретает тело, а также покидая его, Он схватывает

чувства и ум и уносит с собой, как ветер уносит благоухания цветов.

Заключенный в ухе, глазе, в органах осязания, обоняния и вкуса, а

также и в уме, Он воспринимает предметы чувств.

Заблуждающиеся не видят Его, когда Он уходит или пребывает, или

воспринимает, увлекаемый гунами; имеющие очи мудрости видят Его.

Также и Йоги, подвизаясь, видят Его, пребывающим в Атмане; но

разумные, хотя бы и подвизающиеся, не видят Его, ибо их "я" не очищено.

Знай, что великолепие, исходящее от солнца, которое озаряет весь мир,

которое пребывает и в луне, и в огне; знай, что это великолепие идет от

Меня.

Проникнув в почву, Я поддерживаю все существа Своей жизненной силой, и

став упоительной Сомой 6, Я питаю все растения; Став Огнем Жизни, 7 Я

нахожу приют В телах живых существ, и соединившись с дыханиями жизни, 8 Я

перевариваю четыре вида пищи.

Я пребываю в сердцах всех к от Меня происходят память и мудрость, а

также отсутствие их. Я — то что познается в Ведах; и Я же "знаток Вед", а

также создатель Веданты.

В этом мире живут две силы: разрушимая и неразрушимая; разрушимая

живет во всех существах, неизменная называется неразрушимой.

Высочайшая же Сила 9 есть воистину Другая, объявленная как высочайший

Атман, как тот непреходящий Господь, который, проникая Собою все,

поддерживает три мира.

Потому, что Я за пределами разрушимого и также выше неразрушимого, Я

признан в Веде Высочайшим Духом 10.

Кто, не впадая в заблуждение, признает Меня таким Высочайшим Духом,

тот, всепознавший, поклоняется Мне всем существом своим, о Бхарата.

Так было дано Мною это наисокровеннейшее учение о безгрешный.

Познавший его, стал просветленным и совершил свою задачу, о Бхарата.

Так гласит пятнадцатая беседа, именуемая:

ЙОГА ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОЧАЙШЕГО ДУХА

1 Аsvatthа, священное фиговое дерево, символ жизни. Символ также иерархии

Небесной.

2 То есть высшее ведение, в отличие от Вед, св. книг, в которых Веда

раскрывается. Веда — единая, Вед — четыре.

3 Первичному Человеку (Пуруше).

4 Jiva, частица жизни Вселенского Духа, ставшая индивидуальностью.

5 Высшее Я.

6 Буквально: "став водяной луной"; по смыслу: "сделавшись соком"; сома

— напиток, извлекаемый из растения сома, — употребляется в ритуалах. Она

символ экстаза и посвящения.

7 Vaishvanara.

8 Prana и Apana.

9 Рurushа.

10 Рurushottama.

Беседа шестнадцатая

Благословенный сказал:

Бесстрашие, чистота жизни, постоянство в йоге Мудрости, милостыня,

самообладание, жертва и изучение св. Писаний, подвижничество и прямота;

Незлобивость, правдивость, отсутствие гнева, отречение, миролюбие,

отсутствие коварства, сострадание к живым существам, отсутствие алчности,

кротость, скромность, постоянство; Величие, всепрощение, великодушие,

чистота, отсутствие зависти и гордости, — таковы черты того, кто рожден с

божественными качествами, о Бхарата.

Лицемерие, заносчивость и самомнение, гнев, а также грубость и

невежество принадлежат тому, кто рожден с демоническими качествами 1, о

Партха! Божественные качества ведут к освобождению, демонические к рабству.

Не скорби, о Пандава, ты рожден с божественными качествами.

Двояко творческое проявление в этом мире: божественное и демоническое;

божественное было подробно поведано тебе, услышь от Меня, о Партха, каково

творчество демоническое.

Демонические люди не знают ни настоящей энергии, ни настоящего

воздержания, ни чистоты, ни даже порядочности, и в них нет правды.

Они говорят: "Вселенная без правды, без основы, без Бога; она рождена

от взаимного сцепления и возникает лишь от чувственной причины".

Люди таких воззрений, поработившие себя малым разумом, являются

врагами мира и жестокими действиями разрушают его.

Отдаваясь ненасытным желаниям, исполненные тщеславия, надменности и

самообольщения, держась вредных взглядов в заблуждении своем, она действуют

с нечистыми намерениями.

Отдаваясь безмерным заботам, которые кончаются смертью, считая

удовлетворение своих желаний высшей целью, уверенные, что этим кончается

все; Связанные сотнями оков ожидания, отдаваясь похоти и гневу, они

добиваются неправедными путями накопления богатств ради чувственных

наслаждений.

"Сегодня я этого достиг, а той цели я достигну завтра; это богатство

уже мое, а то будет моим в будущем".

"Я убил этого врага, и других я также убью. Я владыка, я

наслаждающийся, я достиг совершенства, силы и счастья".

"Я богат и знатен; кто может сравниться со мной? Я буду приносить

жертвы, буду давать милостыни, буду наслаждаться". Так заблуждаются

немудрые.

Смущенные многочисленными мыслями, запутанные в сети заблуждения,

отдавшиеся утолению своих желаний, они падают в ад нечестивых.

Самодовольные, упрямые, исполненные гордости и опьяненные богатством,

они совершают лицемерные жертвы, противные духу Писаний.

Предаваясь эгоизму, любоначалию, высокомерию, сладострастию и гневу,

эти злые ненавидят Меня в чужих телах и в своих собственных.

Этих ненавистников, исполненных низости и жестокости, Я всегда ввергаю

в нечистые, демонические чрева.

Попадая в демонические чрева, рождение за рождением окутанные

заблуждением, стремясь не ко Мне, о Каунтея, они опускаются на самый низ

бездны.

Трояки врата этого ада, в котором погибает их я: чувственность, злоба

и жадность; поэтому человек должен отказаться от этих трех.

Освободившись от этих трех врат мрака, человек творит свое собственное

благо, о сын Кунти, и достигает высочайшей цели.

Но кто, пренебрегая предписаниями св. Писаний, следует голосу желания,

тот не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.

И потому да будут для тебя св. Писания указанием того, что ты должен

делать и чего не должен делать. Познав, что повелевают св. Писания, ты в

этом мире должен согласовать свои действия с ними.

Так гласит шестнадцатая беседа, именуемая:

ЙОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННЫМ И ДЕМОНИЧЕСКИМ.

1 Аsurаs, Асуры — враги светлых Духов.

Беседа семнадцатая

Арджуна сказал:

Каково состояние тех, о Кришна, которые исполнены веры, но

пренебрегают правилами, предписанными св. Писаниями? Находятся ли они в

состоянии чистоты, страсти или мрака? Благословенный молвил:

Трояка по природе своей бывает прирожденная вера воплощенного: чистая,

страстная и темная. Слушай о них.

Вера каждого слагается по природе верующего, о Бхарата. Человек

соответствует своей вере; какова его вера, таков он сам.

Чистые поклоняются Богам; страстные — гномам 1 и великанам 2;

остальные, темный люд 3, поклоняются призракам 4 и сонму духов природы. 5

Знай, что налагающие на себя аскетические подвиги, не предписываемые

Писанием, предающиеся тщеславию и себялюбию, толкаемые силою своих желаний

и страстей, Неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а

также Меня, пребывающего [в недрах тел, знай, что их решение от демонов 6.

Пища, приятная для каждого, также трояка, как и жертва, как

аскетические подвиги и милостыня. Услышь от Меня, в чем их различие.

Пища, от которой возрастает жизненность, чистота, энергия, здоровье и

жизнерадостность настроения, сочная, маслянистая, питательная и приятная,

та пища дорога чистым.

Страстные жаждут пищи горькой, кислой, соленой, слишком горячей,

едкой, сухой и жгучей, которая причиняет боль, страдание и болезнь.

Черствая, безвкусная, испорченная и гнилая пища, несвежая и нечистая,

дорога темным.

Жертва, приносимая человеком без мысли о награде, по повелению св.

Писания, с твердой уверенностью. что жертва есть долг, — такая жертва

чиста.

Жертва, приносимая с мыслью о награде, а также лицемерная, знай, о

лучший из Бхарат, что такая жертва идет от страстей.

Жертва, противная религиозным предписаниям, без раздачи пищи 7,

лишенная силы священных слов 8, даров и веры, — такая жертва именуется

темной.

Поклонение, воздаваемое Богам, дважды-рожденным 9, учителям и

мудрецам, чистота, прямота, воздержание и незлобивость, таков аскетизм

тела.

Речь, не вызывающая возбуждение, правдивая, приятная и полезная, а

также постоянное изучение св. Писаний, таков аскетизм речи.

Душевное счастье, равновесие, молчание, самообладание, а также

природная чистота, — таков подвиг 10 души.

Этот троякий аскетизм, если он совершается людьми уравновешенными,

исполненными глубочайшей веры, без мысли о награде, такой аскетизм

считается чистым.

Ради почета, чести и поклонения, а также из лицемерия совершенный

аскетизм — по природе своей страстен, неустойчив и непрочен.

Совершенный под влиянием возбуждения, с самоистязанием или с целью

погубить другого, такой аскетизм по природе своей темный.

Тот дар, что дается без мысли об отдаче, из чувства долга, в

надлежащее время и в надлежащем месте достойному человеку, такое подаяние

считается чистым, То, что дается с мыслью об отдаче, или о награде, или

нехотя, такое даяние именуется страстным.

Милостыня, подаваемая в ненадлежащем месте и в ненадлежащее время

неподходящим людям, неуважительно и с презрением, такое подаяние именуется

темных.

"АУМ — ТАТ — САТ" таково было всякое обозначение БРАХМАНА, От него

возникли в древности "Брахманы" 11, Веды и жертвоприношения.

Поэтому словом "АУМ" начинаются жертвоприношения, дары и подвиги

познавших БРАХМА, как предписывают св. Писания.

При произношении слова "ТАТ" 12 и без мысли о награде совершаются

различные жертвоприношения и подвиги и предлагаются дары теми, кто жаждет

освобождения.

Слово "САТ" 13 употребляется по отношению к реальному и к благу, о

Партха; а также для восхваления праведных действий.

И постоянство в жертве, подвиге и дарах, именуется "САТ", а также

действие, совершенное во имя Высочайшего.

Все, что жертвуется без веры, что дается без правды, будь это

милостыня, подвиг или иное действие, — именуется "АСАТ" 14, о Партха; Оно —

нечто, в здесь, и в будущем мире.

Так гласит семнадцатая беседа, именуемая:

ЙОГА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРОЙНОЙ ВЕРЫ.

1 Yakshas, гномы, хранящие сокровища земли, служат силам богатства.

2 Rakshasas, великаны, сильные в колдовстве и магии, являются символом

гордыни в самости.

3 То есть младенческие души, стоящие на первых ступенях эволюции.

4 Рretas, призраки умерших людей.

5 Bhutas, лукавые духи природы.

6 Аsurаs, — демоны.

7 По индусскому обряду, жертва Богу должна сопровождаться актом

милосердия относительно нуждающихся.

8 Без мантры, вдохновленной знанием и любовью.

9 Великие подвижники, достигшие высоких ступеней посвящения. Этот же

эпитет применяется и к браминам.

10 Тараs. Корень этого слова Тар — сжигание; оно употребляется в

смысле огненного усилия духа.

11 Часть св. Писаний. содержащая гимны и молитвы.

12 "ТО", чего назвать нельзя, перед чем можно лишь благоговейно

преклониться.

13 "Бытие", то есть единственно Реальное, что действительно существует

в мире, Дух.

14 "Не-есть", то есть то, что в действительности не существует,

нереальное, не-Дух.

Беседа восемнадцатая

Арджуна сказал:

Я желаю, о могущественный, слышать последовательно о сущности

отречения 1 от действия и отказа 2 от плодов, о истребитель врагов!

Благословенный молвил:

Отречение от деятельности, порожденной желаниями, мудрецы называют

отречением; отречение от плодов всякой деятельности мудрые называют

"оставлением".

"Действие должно быть оставлено, как "зло", говорят иные мудрые люди;

"жертвоприношения, деяния и подвиги не должны быть оставлены", говорят

другие.

Слушай Мои заключения об этом отречении, о лучший из Бхарат; отречение

объявлено трояким, о могущественный среди людей. 3 Жертвоприношения, дары и

подвиги не должны быть оставлены, а должны исполняться; жертвы, дары и

подвиги очищают разумного.

Но и эти действия должны совершаться без привязанности и без мысли о

плодах, о Партха; таково Мое истинное и лучшее убеждение.

Воистину не следует отказываться от предписанных действий; такой

отказ, исходящий от заблуждения, считается темным.

Тот, кто отрекается от действия из страха физических страданий, говоря

"больно", совершая таким образом страстное отречение, тот не получает

плодов оставления.

Тот, кто исполняет предписанное действие, говоря: "оно должно быть

совершенно", отказываясь в то же время от привязанности и от плодов, тот, о

Арджуна, совершает чистое оставление.

Отрекающийся от действия, исполненный чистоты, разумный и свободный от

сомнений, — не имеет ненависти к неприятному действию и не имеет

привязанности к приятному.

Воистину, не может воплощенный вполне отказаться от — действия: тот,

кто отказывается от плодов действия, только тот воистину отказывается.

Желательный, нежелательный и смешанный, таков троякий плод действия

для неотрекшегося; но для отрекшегося нет плодов ни здесь, ни там.

Узнай от Меня эти пять причин, из которых истекает всякое действие,

как они изложены согласно Санкхии, о мощновооруженный.

Тело, действувщее лицо, различные органы, разного рода энергии, а

также Дэвы действия 4, всего пять.

Какое бы действие не совершал человек телом, словом или мыслью;

справедливое или несправедливое, причинами действия являются эти пять И

потому тот, кто благодаря недомыслию смотрит на свое обособленное "я" как

на единого деятеля, тот в неразумии своем не видит.

Но кто свободен от себялюбивых представлений, чей Разум не затуманен,

тот не убивает, даже если бы он и убил этих людей; и он не связан.

Познание, познаваемое и познающий — таково троякое побуждение к

действию; орган, действие и действующий — таковы три составные части

действия.

В категории свойств природы 5 познание, действие и действующий

определяются также как троякое, вследствие различия этих свойств; услышь и

о них надлежащим образом от Меня.

То познание, которое видит единое неуничтожаемое Существо во всех

существах, неразделимое в отдельном, знай, что такое познание чистое.

Но то познание, которое рассматривает жизнь многообразных существ, как

нечто отдельное, знай, что такое знание происходит от страсти.

Принятие же каждой отдельной вещи, как будто бы она была все, -

неразумное, узкое, непонимающее реального, такое знание именуется темным.

Надлежащее действие, совершаемое без желания плодов и лишенное

привязанности, без пристрастия или отвращения, именуется чистым.

Но действие, совершенное под напором желания, с себялюбием или с

большим усилием, такое действие называется страстным.

Действие, предпринятое под влиянием заблуждения, без соображения со

способностями и с последствиями, без внимания к ущербу и вреду для других,

именуется темным.

Свободный от привязанности, без самоутверждения, исполненный твердости

и доверия, неизменный среди успеха и неудачи, такой деятель называется

чистым.

Порывистый, жаждущий достигнуть плодов деятельности, жадный, жестокий,

нечистый, двигаемый радостью и горем, такой деятель именуется страстным.

Неуравновешенный, вульгарный, упрямый, обманщик, лукавый, ленивый, легко

впадающий в отчаяние и глупо медлительный, такой деятель называется темным.

Трояко также и разделение Разума и твердости в соответствии с тремя

свойствами природы; об них услышь до конца и подробно, о Дхананджая.

Тот Разум, который познает исходящую энергию, сосредоточенную внутри,

и то, что должно и что не должно быть исполнено, страх и бесстрашие,

рабство и освобождение, такой Разум называется чистым, о Партха.

Разум, который неверно познает, что Добро и что Зло 6, что следует и

что не следует делать, такой Разум страстен, о Партха.

Мраком окутанный, считающий зло добром и все искажающий, такой Разум

темен, о Партха.

Та непоколебимая твердость, которая путем йоги владеет деятельностью

ума, жизненного дыхания и органов чувств, такая твердость, о Партха,

чистая.

Но та твердость, о Арджуна, которая из желания плодов крепко держится

долга, вожделений и богатства, такая твердость, о Партха, страстная.

Та же твердость, которая благодаря глупости крепко держится за сон,

страх, горе, отчаяние а также тщеславие, такая твердость, о Партха, темная.

А теперь услышь от Меня тройственный вид радости, о богатырь среди

Бхарат! Услышь о том, что дает опыт радости и что прекращает страдание; Та

радость, которая сперва подобна яду, а затем обращается в нектар, такая

радость признается чистой и рожденной от блаженного познания Высшего Я.

Та радость, которая от слияния чувств с предметом чувств, вначале

подобна нектару, а в конце становится ядом, такая радость именуется

страстной.

Та радость, которая и в начале, и впоследствии заключается в

самообмане, возникая от сонливости, беспечности и лени, такая радость -

темная.

Нет ни единого существа на земле и даже на небе среди Светозарных,

которое бы было свободно от этих трех свойств, рожденных Материей.

Обязанности 7 Браминов, Кшатриев, Вайшиев и Шудр были распределены, о

Парантапа, согласно свойствам, порожденным их собственной природой.

Ясность, самообладание, подвижничество, чистота, всепрощение, а также

прямота, мудрость, знание, вера в Бога, — таков долг Брамина, рожденный его

собственной природой.

Доблесть, великолепие, твердость, ловкость, а также неспособность

бежать с поля битвы, великодушие, природа властителя, — таков долг Кшатрия,

рожденный его собственной природой.

Землепашество, скотоводство и торговля, — таковы обязанности Вайшия,

рожденные от его собственной природы. Область служения есть долг Шудры,

рожденный его собственной природой.

Человек достигает совершенства, исполняя свой долг с усердием. Услышь,

как достигает совершенства тот, кто с усердием отдается совершенному

выполнению своего долга.

Выражая выполнением своего долга поклонение Тому, от Кого исходят все

творения и Кем все проникнуто, человек достигает совершенства.

Лучше исполнять свой собственный долг, хотя бы и самый скромный, чем в

совершенстве выполнять долг другого, Исполняя долг, вытекающий из его

собственной природы, человек не совершает греха.

Налагаемого рождением долга 8, о сын Кунти, если бы в нем и были

недочеты, не следует бросать. Воистину, все начинания окутаны ошибками,

подобно огню, окутанному дымом.

Тот, чей Разум не привязан ни к чему, чье "я" покорено и умерло для

желаний, тот идет, путем отречения, к высшему совершенству свободы от

всякого обязательства.

Как достигший совершенства приходит к Брахману. к высочайшему

состоянию мудрости, о том узнай от Меня в кратких словах, о Каунтея.

Соединившись с высшим Разумом, очищенный, победивший себя стойкостью,

оставивший звук и другие предметы чувств, сбросив с себя страсть и вражду;

Пребывая в одиночестве и воздержании, покорив свою речь, свое тело и ум,

постоянно сосредоточенный в размышлении и йоге, избрав приют в бесстрастии;

Откинув самость, насилие, заносчивость, желание, гнев, жадность,

исполненный мира и бескорыстия, такой человек достоин стать Брахманом.

Став Брахманом, с затихшим "я", он не скорбит и не желает, -

одинаковый со всеми существами, он исполняется высочайшей преданности ко

Мне.

Преданностью он познает Меня в сути Моей, кто Я и что Я; познав Меня

таким образом в самой сути Моей, он затем вступает в высочайшее ТО.

Хотя и совершая все действия, но, прибегая ко Мне, Моею благостью он

обретает вечную неразрушимую Обитель.

Отрекаясь мысленно от всех действий, сосредоточившись духом на Мне,

найдя приют в йоге распознавания 9, думай всегда обо Мне.

Проникновенно думая обо Мне, ты Моею благодатью преодолеешь все

препятствия; но, если ты из себялюбия не захочешь слушать, ты погибнешь

всецело, Погрузившись в себялюбие, ты думаешь: "не буду сражаться"; но

тщетно твое решение: природа принудит тебя.

Сын Кунти! связанный твоим собственным долгом 10, созданным твоей

собственной природой, ты будешь беспомощно совершать именно то, чего в

самообмане своем не хочешь делать.

Господь пребывает в сердцах всех существ, о Арджуна, силою Своей Майи

Он заставляет все существа непрерывно вращаться, как на колесе гончара.

Ищи у Него прибежища всем существом твоим, о Бхарата; Его милостью ты

достигнешь высочайшего мира, непреходящей обители.

Так открыл Я тебе мудрость более сокровенную, чем сама тайна;

размышляй о ней всецело, а затем поступай так, как ты слышал.

Снова услышь Мое высочайшее и самое тайное слово; любим ты Мною и

постоянен сердцем, и потому Я скажу его для блага твоего.

Погрузи свой ум в Меня, будь предан Мне, жертвуй Мне, простирайся ниц

предо Мною, и ты придешь ко Мне, Я отдаю тебе Мое доверие; ты дорог Мне.

Оставив все Дхармы 11, у Одного Меня ищи убежища; не скорби, Я

освобожу — тебя от всех прегрешений.

Никогда не говори об этом тому, кто не склонен к подвигу и не исполнен

преданности, ни тому, кто не желает слушать или кто говорит дурно обо Мне.

Кто откроет эту высочайшую тайну среди верных последователей Моих,

проявив беззаветную преданность ко Мне, тот несомненно придет ко Мне, И нет

никого среди людей, кто совершил бы более ценное для Меня служение, чем он,

и нет на земле никого более дорогого для Меня.

И тот, кто будет изучать эту священную беседу нашу, научится

поклоняться Мне жертвою мудрости. Такова Моя Мысль.

И если человек, исполненный веры, лишь слушает эту беседу без

отрицания, — он также будет освобождаться от зла и достигнет светлых миров

праведных.

Выслушал ли ты все это с сосредоточенным вниманием, о сын Притхы?

Уничтожено ли твое, не мудростью рожденное заблуждение, о Дхананджая?

Арджуна сказал:

Разрушено мое заблуждение. Через Твою благодать, о Неизменный, я

достиг познания. Я тверд; мои сомнения унеслись от меня. Я поступаю по

слову Твоему.

Санджая сказал:

Я слышал эту чудесную беседу Васудевы с великой душой Партхи, и когда

я внимал им, мои волосы [вставали] дыбом.

Милостью Виасы, я услышал эту тайную и высочайшую йогу из уст Господа

Йоги, Самого Кришны, говорившего перед лицом моим.

О царь, вспоминая эту чудную и святую беседу Кешавы с Арджуной, я

снова и снова радуюсь.

Снова и снова вспоминая этот чудный Образ Хари, велико бывает мое

изумление, о царь. Я радуюсь снова и снова.

Везде, где находится Кришна, Господь йоги, всюду, где есть стрелок

Партха, там обеспечены благоденствие, победа и счастье. Так думаю я.

Так гласит восемнадцатая беседа, именуемая:

ЙОГА ОСВОБОЖДЕНИЯ ПУТЕМ ОТРЕЧЕНИЯ.

1 Относится к отречению sаnnyasi (отшельника, который уходит от мира.

2 Относится к внутреннему душевному акту человека, который, оставаясь

в мире и принимая активное участие в его деятельности, отказывается от

плодов своих действий.

3 Тигр среди людей.

4 По религиозным представлениям Индии, все отделы видимого мира

управляются невидимыми Высшими Силами.

5 Gunas.

6 Dharma и Аdhаrmа, законное и беззаконное добро в зло в самом широком

смысле.

7 Карма, то есть деятельность, опрелеляемая природой человека, которая

возникла от мыслей и желания его прошлых жизней.

8 Кармы.

9 Вuddhi-уоgа.

10 Карма.

11 Dharmas.

Благословенному Кришне поклонение!

Да будет радость!

Так кончается Бхагавад-Гита.

МИР ВСЕМ МИРАМ!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.