бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Национальная культура

ценностей. Логика проста: все национальные культурные ценности должны

вернуться в национальные государства. Но законы мировой общечеловеческой

культуры говорят обратное. Ценности, веками хранившиеся в мировых центрах

цивилизации, нельзя расчленять, дробить, растаскивать, а необходимо

сохранить во имя интересов всего человеческого сообщества, во имя

целостности мировой культуры.

Примечательная особенность мировой культуры — ускорение процесса ее

интеграции. Правда, многие сферы культуры, к которым относятся наука,

философия, мораль, литература и искусство, образование, нравственные

ценности человечества, всегда содержали не только классово направленные, но

и общечеловеческие, универсальные начала. Они способствовали сближению

народов, обогащали цивилизацию. Подчеркивая усиление этой глобальной

тенденции, следует отметить ее позитивный характер, ее роль в решении всего

комплекса задач формирования нового гуманистического видения мира. Но здесь

надо учитывать ряд моментов.

С одной стороны, в мире происходят социально-экономические,

политические и культурные процессы, порождающие глобальное, планетарное

сознание. Крепнут экономические и культурно-информационные связи.

Постепенное распространение новой технологии формирует унифицирующую

тенденцию. Образы жизни разных народов оказываются похожими. Это порождает

представление, что уникальные культурные особенности различных регионов

планеты постепенно стираются, национальные черты размываются, глобальные

процессы универсализируют мир.

С другой стороны, на планете существуют различные и многообразные

культуры. Специфика жизни тех или иных народов предстает как фактор,

оказывающий глубокое воздействие на характер социальной динамики. В

противовес униформизации возникает контрнаправление на сохранение

культурного достояния в его уникальной форме. Никогда прежде не было,

пожалуй, столь мощного и разнохарактерного взлета региональных и

национальных умонастроений, как в наши дни. Этнонациональные проблемы

оказываются в центре внимания мировой общественности и приобретают

глобальный характер.

Попытаемся охарактеризировать обе эти тенденции, представленные в

современной западной исследовательской литературе, и выявить научные

позиции, противостоящие различным версиям «глобализации» или «герметизации»

культур.

В завершающемся столетии решающее значение для экономической и

социальной жизни, для способов производства знания, отмечал американский

социолог Д. Белл, а также для характера трудовой деятельности человека

приобретает становление нового социального уклада. Революция в организации

и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет

компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального

общества. Ход рассуждений Белла сводится к тому, что быстрое развитие

научно-технической революции вносит качественные изменения в жизненный

уклад народов, постиндустриальное общество приобретает сходные черты в

Америке и Японии, на островах Тихого океана и у патриархальных

североамериканских народов. В «тигле» информации окончательно обратятся в

пепел те уникальные особенности культуры, которые «служат помехой

стремительному разбегу цивилизации».

Более развернутую модель «схождения культур» развивает американский

философ Дж. Мартин в книге «Телематическое общество. Вывоз ближайшего

будущего». Когда речь идет о великих цивилизациях прошлого, — отмечает

автор, — имеют в виду географические локальные регионы, скажем, Древнюю

Грецию, Францию XVIII века, современную Америку. Но не то будет по

прошествии нескольких десятилетий развития глобальных коммуникаций, когда

«цивилизации» будут представлять собой географически рассеянные регионы,

объединенные общей культурой. Постиндустриальная западная цивилизация

свяжет воедино все англоязычные страны. Дж. Мартин возлагает особые надежды

на транснациональные корпорации, выступающие, по его концепции, средством

космополитизации мира. Однако, сетует автор, некоторые люди все еще

эмоционально крепче связаны со своей страной, нежели с корпорацией, в

которой они работают. Его утешает то, что иные уже сейчас испытывают

большую лояльность к своей глобальной культурной зоне, нежели к своей

национальной культуре.

Многие теоретики соглашаются с этими идеями «устарелости» национальных

ценностей. На XVII Всемирном философском конгрессе (Канада, 1983 год),

посвященном философским проблемам культуры, некоторые западные теоретики, в

частности, Дж. Грант, Е. Пучипарелли, развивали тезис о том, что

современные динамичные процессы несовместимы с сохранением национальных

сокровищ. По их мнению, глобальные процессы космополитичны, безразличны к

уникальности национальных культур.

Стремление возвести планетарное сознание в некий «повсеместно

действующий и единственный принцип» присуще отнюдь не всем исследователям.

Некоторые из них отчетливо видят, что интенсивный напор на разнородные

культуры может иметь непредвиденные последствия. Так, Т. Стоуньер в книге

«Информационное богатство» отмечает, что в своем постоянном ускорении

техническое развитие вносит изменения не только в экономику, но и в

культуру. Все это может, по мнению автора, обернуться культурным

отчуждением, которое уже сейчас находит выражение в возрождении религиозно-

фундаменталистских идей и культов. По мнению Стоуньера, культурная

дезориентация может оказаться наиболее непредсказуемым и опасным явлением

последних десятилетий XX века.

Нам ближе интернационалистический взгляд на мир, причем это не

лицемерный интернационализм, а искренне честный. Он вовсе не отрицает

национального своеобразия, уникальности культур, а, напротив, предельно

восприимчив к особенностям культурных укладов, вбирает их черты, впитывает

их в «тело» универсальной культуры человечества.

Все еще бытует упрощенный взгляд на процесс взаимопроникновения

общечеловеческих и национальных ценностей, якобы нивелирующий национальные

культуры. Между тем, процесс этот не отрицает, а, наоборот, поддерживает

обогащение национальных культур, выступает за их множественность и

многоцветие, исходит из признания равного права всех наций на существование

и развитие, требует соблюдения принципа равноправия при решении

национальных проблем, чуткости, внимания и такта по отношению ко всем

нациям и народностям, к их историческому прошлому, к самобытности их

культуры. Основанный на системе пронизанных гуманизмом представлений о

самоценности каждой нации, о возможности достижения, разумеется, при

определенных условиях, равноправия и дружелюбия, взаимопонимания, а

следовательно, и взаимодоверия между народами, этот процесс нацеливает

людей мыслить и поступать в интересах всего человечества.

Вслед за национальной общностью усиливается поистине глобальная

общечеловеческая общность, направленная на объединение людей всей планеты.

Чувство этой общности направлено на созидательные действия и постепенно

пронизывает как духовную жизнь общества в целом, так и мотивы, стиль и

характер повседневного поведения людей. Общечеловеческое мировоззрение

объединяет нации, выступает структурным стержнем целостной системы

культуры, определяющим ее направленность, представляет собой специфический

феномен. На его укрепление эффективно воздействует развитие ценностного

содержания всех сфер культуры, и в первую очередь информатики, этики, науки

и т.д. Это мировоззрение сказывается и на культуре человеческих отношений,

в повседневном поведении людей, в социальном и культурном развитии наций и

народов. Развитие естественно-научных основ такого мировоззрения происходит

не в конфронтации, а в тесном взаимодействии с развитием гуманитарного

знания, расширяющего и углубляющего теоретическую основу общечеловеческого

мировоззрения данными социальных наук.

Это мировоззрение — стимулятор активной социальной деятельности

личности, своеобразный регулятор ее общественно-политического поведения;

оно открывает ей доступ к сокровищнице общечеловеческих культурных

ценностей. В противовес ему националистическое сознание идейно обедняет

человека, сужает его духовный кругозор, ограничивает сферу ценностных

ориентации, создает весьма серьезное препятствие для проникновения в мир

общечеловеческой культуры.

Соотнесение с категорией «общечеловеческое мировоззрение» таких

понятий, как «направленность развития личности», «индивидуальная жизненная

концепция», «познание», «творчество» (социальное, научное, художественное),

способствует обогащению жизненной позиции личности, активизации ее чувства

сопричастности к судьбам человечества, уважения к национальному своеобразию

каждого народа. Последняя сфера требует особой деликатности, чуткости, не

допускает никакого насилия.

Особую актуальность приобретает проблема последовательного

формирования у личности, включенной в сферу национальных и межнациональных

отношений, индивидуального общечеловеческого мировоззрения. Отметим в этой

связи, что зафиксировать взаимообусловленность мировоззренческого кредо

личности и ее жизненной позиции — еще не значит раскрыть всю

неоднозначность проблемы укрепления мировоззренческих основ человека.

Процесс формирования индивидуального мировоззренческого кредо, сквозь

призму которого адекватно отражалась бы сложность развития природных и

социокультурных реалий, не мыслим без постоянного повышения роли культуры.

В наше время, когда на новый уровень поднялись индивидуальное сознание,

понимание нерасторжимой связи микрокосмоса «мира человека» с макрокосмосом

всего сущего, новое содержание обрел вклад культуры в совершенствование

мировоззренческих ориентации личности. Глобальность перемен, порождаемых

научно-техническим прогрессом, вызывает подчас непредвиденные последствия.

Разве не парадоксален, например, сам по себе факт, что наряду с бурным

развитием науки в обществе реанимируются и мистические умонастроения? А

автоматика и компьютеризация приводят подчас к снижению профессионализма и

к бездуховности человека. Как ни велико значение национального достоинства

человека, оно не снимает серьезной проблемы, связанной с имеющими место

потерями таких основополагающих черт, как трудолюбие, скромность,

бескорыстие и др.

Поскольку формирование мировоззрения нередко наталкивается на

инертность и ограниченность человеческой психики, необходим постоянный

поиск новых эффективных подходов. Этому препятствуют формализм, сведение

процесса познания к дидактике, начетничеству, словесным увещеваниям;

слишком большие упования на пропагандистские усилия. Перестали действовать

высокопарные фразы о дружбе народов. На смену митинговщине приходит

вдумчивая и кропотливая работа по реализации благородного принципа: не

голое «провозглашение» общечеловеческих ценностей, а умение быть даже в

самые трудные времена их последователями и защитниками. Причем эта позиция

связана с внутренним осознанием собственной потребности человека, а не

внешне ему навязана.

Сложность овладения нормами и образцами общечеловеческого

мировоззрения связана с ограниченностью мышления человека, традиционными

национальными стереотипами, наконец, не в малой степени, с недостаточным

пониманием тех исторических тенденций в социально-культурном развитии

наций, которые присущи современным культурным процессам.

У многих людей существует разрыв между теорией, нормативной моделью и

повседневной практикой следования им. Чтобы преодолеть этот разрыв, надо

неустанно искать алгоритмы взаимопереходов общечеловеческих и национальных

ценностей, чему могут помочь последовательное осмысление, глубокое познание

истории народов и наций, преодоление начетничества, фразеологии,

догматизма.

Для обеспечения поиска этих алгоритмов полезно, на наш взгляд,

рассматривать общечеловеческую культуру как систему, а национальные

культуры — как относительно самостоятельные элементы. Такой подход снимает

противоречие между национальным и общечеловеческим. Национальное

стратегически рассматривается как одна из форм проявления

общечеловеческого, «работает» на него немыслимо в отрыве от него.

Общечеловеческое же также не мыслимо без национального как элемента

системы. Игнорирование национального, как и игнорирование любого элемента

любой системы, ведет к энтропии последней и неизбежной гибели.

Заметим, что до выдвижения на передний план в мировой культуре и

цивилизации общечеловеческого национальное, как и другие характеристики

культуры, «работало» само по себе, порой противореча этим другим

характеристикам, тем самым постоянно «ломая» вектор прогресса культуры.

Попытки объединить различные подходы к культуре были спонтанными,

случайными, а потому малоэффективными. Хотя само стремление к такому

объединению многозначительно: подспудно чувствовалась его необходимость.

Преобразование отдельных направлений, подходов к культуре в систему

способно резко ускорить культурный прогресс, ибо объединительные тенденции

теперь могут развиваться сознательно, необходимость каждого из элементов

этой системы перестает подвергаться сомнению, появляется возможность

применить к системе общечеловеческой культуры хорошо научно разработанный

системный подход.

Содружество государств — содружество культур и языков.

Бесценным богатством нации является язык — своеобразный генофонд

национальной культуры. Язык в жизни народа выполняет этнодифференцирующую и

этноинтегрирующую функции, занимая не побочное, второстепенное место где-то

на периферии, а одно из ведущих, так как выступает носителем духовной

самостоятельности нации. Потеря языка для нее — это потеря взаимопонимания

не только вне, но и внутри нее.

Россия получила от царизма запущенное «языковое хозяйство». Из более

чем ста наций многие не имели письменности. Отсутствие письменности — драма

для народа. Отечественным ученым пришлось создать алфавит для 50 ранее

бесписьменных языков. Подобных примеров истории мировой культуры не

известно. Ведь что означает для народа получение письменности? Это значит

иметь реальную возможность говорить и писать на родном языке, т.е. духовно

обогащаться, постигать исторический путь своей нации, знать и эффективно

распространять свои культуру и эпос, утверждать свое национальное

самосознание.

Язык — основная духовная территория народа. Правы те, кто называет его

становым хребтом национальной культуры. В Древней Руси у слова «язык» было

еще и второе значение — «народ». Дорожить родной речью — высокий

нравственный признак верности Родине и нации. Эти чувства с большой

художественной силой были выражены в годы Великой Отечественной войны Анной

Ахматовой.

«Не страшно пол пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться бел крова

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки»

С чувствами русской поэтессы перекликаются слова аварца Расула

Гамзатова:

«И если завтра язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть»

Несмотря на широкое распространение национально-русского двуязычия

(удельный вес свободно владеющих русским языком в качестве второго языка

возрос с 80,1% в 1970 до 83% в 1979 году), родным языком пользуются все

национальности (93,1% от обшей численности населения).

Требует своего дальнейшего серьезного исследования культура языковых

взаимоотношений, вырастающая ныне в крупнейшую социальную, политическую,

гуманистическую проблему. Естественно, что инонациональным жителям,

проживающим в каком-либо национальном районе страны, нужно уважать традиции

коренного населения изучать его язык и культуру. «Языковый» плюрализм — не

простая проблема. Кто только эту чушь читает? Ведь восстановление законного

права национального языка не может совершаться в ущерб другим языкам,

необходим справедливый подход к их функционированию.

При решении вопроса о государственных языках следует тщательно

учитывать интересы различных национальных групп, проживающих компактно в

том или ином государстве. Объявление государственным языка коренного народа

должно сопровождаться законодательной гарантией свободного развития языков

всех других наций, населяющих ее территорию.

Современная национальная политика призвана создавать условия для

успешного развития всех языков коренных национальных меньшинств в стране.

Но при этом надо иметь в виду, что равноправие национальному языку нельзя

обеспечить искусственно и формально. Необходимы не только колоссальная

воспитательная работа, но и серьезная подготовка кадров, учебных пособий, а

главное — желание людей, их духовная потребность. У нас довольно близоруко

относились к национальным школам, было очень мало школ с преподаванием на

родном языке. Родной национальный язык был оттеснен на далекую периферию.

На Украине, например, нередко освобождали учеников по просьбе родителей от

изучения родного языка. Совершенно ненормальным надо признать явление,

когда в столице Кыргызстана была всего одна киргизская школа и

ликвидировались смешанные школы, где обучение было на двух языках. В

Татарстане только 7% школьников изучали родной язык, 1,5 миллиона татар не

знало своего языка. В Башкирии, ссылаясь на отсутствие учебников,

ликвидировали школы на татарском языке. В то же время весьма огорчительны

имеющие сегодня место притеснения русскоязычного населения.

Ошибка системы народного образования состояла в том, что почти во всех

школах русский язык был выдвинут в качестве альтернативного родному

национальному языку, что приводило к забвению последнего и к языковой

безграмотности, особенно молодого поколения. Недостаточно активными были

деятели литературы и искусства. Ведь от них во многом зависит, чтобы не

засохли родные национальные языки.

Есть и вторая сторона дела. Решение языковой проблемы в системе

многонациональных государств может успешно осуществляться только путем

сосуществования и дружеского сожительства всех языков населяющих его

народов, но при условии наличия одного, общего для всех языка

межнационального общения. Известно, что в Еврейском сообществе таким языком

является английский. В условиях Содружества независимых государств таким

языком органично должен стать русский. Без него трудно обойтись любой

республике-государству, он необходим во всех сферах жизнедеятельности, он

связан с обаянием русской классической культуры.

В отечественной культуре многие годы успешно практиковалось двуязычие

— как норма и необходимость для всех народов, как общий культурный принцип

и «канал» взаимодействия культур. Двуязычие — буквальный перевод

международного термина «билингвизм». Некоторые политики называли двуязычие

двоедушием. Видимо, произошло это по недоразумению или по незнанию, что

этот термин обозначает явление, распространенное во всем мире. В условиях

двуязычия существует лингва франка — свободный, всем принадлежащий язык. В

нашей стране — это был русский язык. Уже прочно вошло в жизнь, что

свободное владение двумя языками, использование их в различных повседневных

сферах является естественным и обычным для людей, стало уже не политикой и

не модой, а фактом жизни, который будет существовать, пока люди говорят на

разных языках, и ни в коей мере не угрожает национальным культурам. Отсюда

роковую роль играют различные законодательные акты, не учитывающие языковое

взаимодействие, направленные на огосударствление единоязычия.

Русский язык — привычный и удобный инструмент духовного общения.

Пушкин завещал русскому языку двуединую миссию — миссию единения и миссию

сбережения иных языков и культур. В нынешних условиях он является важнейшим

рычагом сближения независимых государств. Следует напомнить один

примечательный факт. В 1948 году, в период «холодной войны» Аллен Даллес

поучал: чтобы развалить СССР, не надо атомной бомбы, нужно только внушить

его народам, что они смогут обойтись без знания русского языка. Нарушаются

экономические, культурные и другие связи. Государство перестанет

существовать.

Естественно, что в новых условиях существования Содружества

независимых государств каждый гражданин изучает язык межнационального

общения только по желанию, по велению разума и в силу реальной жизненной

потребности и необходимости. В свою очередь, следует разумно поощрять

стремление людей к изучению русского языка и к разноязычию, создавая для

этого атмосферу социально-политической и духовной заинтересованности.

К сожалению, нет ни одной серьезной фундаментальной монографии о

значении русского языка как средства межнационального общения. Со всей

остротой стоит вопрос о его охране и защите, в него вторгаются чужеродные,

калечащие его слова. Русский язык стал портиться, беднеть, терять свои

богатства, размываться так называемым языком околиц. Во многих регионах

слаба постановка преподавания русского языка. Не хватает свыше пяти тысяч

преподавателей-русистов.

Проблемы русского языка органично связаны с местом русской культуры в

современном обществе — ее великих литературы и живописи, философии и

истории, ролью во всей духовной жизни. Они связаны с теми новыми задачами,

которые русская культура призвана решать не только на своей национальной

почве, но и в контексте консолидации многонациональной отечественной

культуры.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.