бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Национальная культура

общечеловеческого как антинационального, непатриотического.

Откуда корни этого «дикого», агрессивного национализма? Они лежат в

недрах коррумпированного общества, в кланово-родственных связях, в дремучем

лозунге джунглей: «мы одной крови!». Усиливаются явные или скрытые действия

националистических, сепаратистских сил, ставящих выше всего свои интересы и

амбиции. Для массового сознания особая привлекательность национализма

состоит в том, что он «приподнимает» своих приверженцев на

головокружительную высоту, предоставляет им право быть кем-либо, не

становясь им в действительности, не прилагая для этого никаких усилий.

Есть люди, заинтересованные в межнациональных трениях, торпедирующие

культуру межнациональных отношений. Это корыстное сословие безответственных

политиканов, национал-карьеристов рекрутируется из ультраконсервативных и

националистических элементов, стремящихся во имя власти к национальной

изоляции, к мести и разжиганию межнациональных конфликтов. Что это за

социальный тип? В массе своей это люди с авантюрными наклонностями,

невежественные и грубые, с небольшим образованием, аморальные политические

игроки и интриганы, ловко играющие на национальных струнах, вульгарные

фальсификаторы истории и культуры. Подчеркивая исключительность своего

народа, они выдвигают вперед собственные исключительность и превосходство.

Национальные столкновения опасны еще тем, что они несут в себе

предвестие будущих религиозных конфронтации. У национализма есть

повивальная бабка и преданнейшая служанка — фанатизм, в том числе

религиозный.

Всполохи национализма сверкают повсеместно, и дальнейшее нарастание

его легко предвидеть. Сегодня националистические элементы высоко подняли

голову. Их действия уже дали свои печальные результаты. Националистическое

цинично и агрессивно насилует национальное, происходит процесс отчуждения

национальных культур, разрушения прогрессивных элементов цельной

многонациональной культуры. В отдельных суверенных государствах отторжение

«чужой культуры» происходит быстро и драматично, возникает так называемый

окраинный национализм. Все это приводит к непредсказуемым последствиям:

безудержному экстремизму, к культуре стерильного геноцида, к духовной

изоляции, к обеднению родной национальной культуры. Ибо изоляционизм для

нее — катастрофа. В последние годы почти в пять раз сократилось число

гастролей театров и музыкантов между национальными республиками,

национальные кинематограф и кинопрокат оказались замкнутыми в своих

государственных границах, серьезно сократились переводческая деятельность и

межнациональный обмен издаваемой литературой, свертываются комплексные

исследования по культурологии.

Националистическая идея словно раковая опухоль может привести и к

созданию фашистского государства. Ее усиление неминуемо связано с

подавлением прав и свобод человека вне зависимости от его национальности,

изоляцией от общечеловеческих ценностей, заменой свободы личности свободой

нации. Национализм — типичный вид антикультуры, он враждебен прогрессивной,

оригинальной мысли. «Мирного» национализма в природе не существует, он

неизбежно связан с кровью и насилием, проявляется в экстремальных формах,

несет политический анархизм и вырождение нации. Под лозунгами «защиты

национальной культуры» и «национального возрождения» действуют отлично

организованные силы экстремистов, теневой экономики, мафии и

коррумпированных элементов партийного и государственного аппарата.

Сам национализм у его адептов вырастает до масштабов всесильной

глобальной тенденции. Многие его сторонники подчеркивают, что он постоянно

развивается и крепнет как решающий элемент человеческой истории. Они

считают, что в XX столетии выразительнее, чем когда-либо, национализм

движет народами и меняет политико-географическое лицо земного шара. Здесь

следует признать: существует реальная опасность что «вирус национализма»

может приобрести международный характер и вместо идеологического раскола

наступит угроза расчленения стран и народов по национальному, этническому

признаку. К этому могут привести и сегодня разнообразные концепции

«исторического избранничества» и «мессианства». Великий русский философ В.

Соловьев в свое время назвал национализм «сифилисом человечества» и

рассматривал его «как знамя дурных народных страстей». «Я говорю о новом

идолослужении, об эпидемическом безумии национализма, толкающего народы на

поклонение своему собственному образу вместо высшего и вселенского

Божества», — диагностировал философ.

Вызывает недоумение индифферентная позиция наших государственных

органов по отношению к различным националистическим, шовинистическим и

черносотенным организациям «ультра», наносящим своими деструктивными

разрушающими действиями большой вред обществу. В немалой степени это

связано с уродливым развитием отдельных национальных культур, не способных

или не желающих подняться с прокрустова ложа догматических схем и влияния

административно-командной системы, подавлявшей сложный и противоречивый

культурно-исторический путь наций, когда не принимались в расчет

исторические и демографические различия народов, например, в Прибалтике или

Средней Азии.

Борьба с национализмом, шовинизмом, расизмом, антисемитизмом — а это и

есть конкретные области, «горячие точки», где происходит «ошибка»

общечеловеческого и националистического мировоззрения — нередко

обесценивается холодным формализмом мероприятий культурно-досуговых

организаций, отсутствием гибкого, индивидуального, «местного» подхода к

носителям чуждых взглядов и норм поведения, шаблонным однообразием форм и

методов воздействия на духовный, чувственный мир людей.

Тоталитарная система — явление враждебное прогрессивной национальной

культуре. Последствия ее господства будут еще долго ощущаться в духовной

жизни, в обострении национальных противоречий. «Великое переселение

народов», исполненное с чингисхановской жестокостью, равнодушие к духовной

жизни различных наций нанесли страшный удар по национальным культурам,

разрушили их союз, — словно притаившаяся мина взорвала через десятилетия

духовные связи народов.

Под видом борьбы с буржуазным национализмом происходили выселение

целых народов, лишение их государственности, уничтожалось их культурное

наследие. О судьбе немцев Поволжья и крымских татар хорошо известно. Но это

только часть драматической картины. В 1944 году было опубликовано

постановление ЦК ВКП(б) по Татарии, в котором была осуждена «популяризация

ханско-феодального эпоса об Идегее». По руководящему указанию сверху

критическому разгрому были подвергнуты башкирский, туркменский,

азербайджанский народные эпосы. А сказители древнейшей киргизской жемчужины

«Манас» оказались не больше не меньше как сторонниками буржуазного

национализма, из-за чего де национальный эпос был засорен пантюркистскими и

панисламистскими идеями, чуждыми и враждебными киргизскому народу».

Известно, что в результате межнациональной миграции, вызванной

различными экономическими, социальными, демографическими и иными

процессами, более 75 миллионов людей проживают вне границ своих

национальных территориальных образований. Это накладывает отпечаток на их

духовную жизнь, сказывается на национальной культуре. В местах компактного

проживания национальных меньшинств необходимо особенно четко соблюдать

права автономий, предоставлять возможность обучать родному языку своих

детей, готовить и выдвигать национальные кадры. Остро назрела потребность

сохранения культурной автономии малых народов, согнанных и насильно

переселенных из своих родных мест и жаждущих возрождения национальной

культуры, языка, обычаев, традиций, т.е. всего того, что составляет основу

нормальной жизни каждого народа, его процветания. Именно в культуре очень

важно предусмотреть максимальное расширение суверенности государств. В то

же время опасна культурная политика, строящаяся на консервативных

концепциях иерархии национальных культур в зависимости от статуса той или

иной республики. В современном мире практически нет моноэтнических

территорий. Нет ни одного уголка, где бы совместно не проживали, трудились,

радовались и горевали люди самых разных национальностей. Эти люди, в том

числе живущие за пределами своих государственно-территориальных образований

или лишенные их, заслуживают, чтобы иметь необходимые условия и возможности

для удовлетворения своих духовных запросов в сфере образования, обучения на

родном языке, народного творчества. Отсюда необходимость создания в разных

регионах очагов и центров национальной культуры, средств массовой

информации, реализации религиозных потребностей.

Взаимодействие национальных культур: теоретический замысел и воплощение.

Духовные связи народов тесным образом переплетены и интегрированы под

эгидой отечественной многонациональной культуры и общей исторической

судьбы, единого «духовного кровообращения». В тугой узел противоречий

переплелись прогрессивная идея и потребность сближения национальных культур

и закономерный рост национального самосознания, самоутверждения. Сложность

национальной политики в культуре в значительной мере обусловлена множеством

этносов, различных религий и конфессий, высокой степенью поляризации

взглядов и убеждений, множественностью культур.

На едином культурном пространстве не меньше, чем на пространстве

экономическом серьезно отразится разрыв с общечеловеческой цивилизацией,

который может произойти в результате преступно-легкомысленной политики

агрессивного национального изоляционизма, проводимой и сегодня

экстремистскими силами самых разных национальностей. Расчлененная на части

культура — не самое плодоносящее поле.

Единое многонациональное «поле» культуры, на котором трудились «дети

разных народов», разрезанное на суверенитеты, оказалось обреченным на

бесплодие. По-новому, но трагично звучит ныне вопрос: «С кем вы, мастера

культуры — с политикой или с культурой?» Именно с помощью Содружества и

через него открывается кратчайший путь к воссоединению с мировой культурой.

Ведь мировую известность аварец Расул Гамзатов получил через Советский

Союз, так же как грузинскую поэзию открыли миру переводы на русский

Пастернака и Заболоцкого. Многие наши «национальные» деятели литературы и

искусства раскрылись и осуществились в огромном пространстве русского

культурного мира.

Наиболее оптимистическая перспективная тенденция прогресса культур

наций бывшего Союза связана с пониманием и возможностями единого

культурного пространства, как сообщества свободных и равноправных культур,

с идеями гуманизма, когда осуществляется приоритет права человека над

правом нации. Почему же, вопреки мировому общецивилизационному процессу к

сближению национальных культур, в нашем обществе происходит обратное и

будущее связывается с отделением культур друг от друга, на почве которого

бурно произрастает бурьян национального эгоцентризма? Уже древнейшие

мудрецы сумели разглядеть в глубокой разобщенности народов и культур на

заре мировой цивилизации опасность для общности человеческого рода. Главное

заключается, писал Плутарх в «Антологии мировой философии», не в том, что

«мы обитаем в городах и областях и отличаемся своими особыми законами и

нравами, а в том, что мы рассматриваем всех людей как своих сограждан, что

жизнь одна, подобно тому, как мироздание одно».

В сознании XX века все более утверждается идея всемирности культуры.

Перед миром встает идея всечеловечности, идея и для России не новая.

Кончается эпоха изолированности культур. На смену приближается эпоха

планетарного единства, преобразующая традиционные ценности, эпоха,

содержание которой пока еще довольно трудно предугадать. «Индивидуальность

культур переходит в универсальную цивилизацию», — писал Н. Бердяев.

Выдающийся философ М. Бахтин говорил, что культура погранична, поэтому и

культурное самосознание возможно только при участии других культур — по

контрасту, когда происходит их «взаимное отзеркаливание».

Развертывающиеся в мире интеграционные процессы свидетельствуют, что

будущее общемировой культуры связано с тесным взаимодействием и сближением

всех культур, их взаимопониманием и взаимотерпимостью. Когда общество

«переболеет» национальным эгоцентризмом, вызванным драматическими

конфликтами, оно неизбежно будет тянуться к мировым наднациональным

структурам. Но при этом, естественно, каждая национальная культура внесет в

них свою самобытность.

Новые проблемы, возникшие в межнациональных отношениях в нашей стране,

выдвигают необходимость гармонического развития национальных культур и

языков на основе многоцветия. Такое развитие может пойти двумя путями.

Первый — самоизоляция от общей многонациональной культуры и движение к

мировой культуре в одиночку. Второй — ориентация на то прогрессивное общее,

что уже создано в период существования наций в рамках Союза, его развитие и

интеграция через это общее в культуру мировую. Второй путь проще,

продуктивнее, предпочтительнее. Но чтобы идти по нему, надо проделать

гигантскую работу по отсечению всего чуждого подлинной культуре в

наработанных межнациональных культурных связях и по восстановлению доверия

между нациями.

Развитие многонациональной культуры может быть продолжено на новой

основе благодаря прогрессивным изменениям в социальной жизни, создавшимся

условиям для решения качественно новых задач в этнонациональных отношениях.

Это развитие могло бы быть полезным, так как многонациональная культура

наших народов, имеющая, несмотря ни на что, немало достижений и

освобожденная от всего наносного, пошло-официозного, идеологизированного,

могла бы стать посредствующим звеном между культурами наших народов и

общемировой культурой. Но для этого необходим и более высокий уровень

политической культуры, культурной политики. Отечественная культура тем

богаче, чем ярче и красочнее каждая входящая в нее национальная культура.

Отсюда нравственный облик содружества государств определяется уровнем его

отношения к культуре любой нации. Без доброго и уважительного отношения к

«чужой» культуре создать цивилизованное общество практически невозможно.

Уроки прошлого напоминают, какую большую опасность представляет «замкнутый

мир», когда народ живет за «железным занавесом», в самоизоляции, в закрытом

социальном пространстве. Взаимное сотрудничество культур столь же важно и

необходимо, как и соревнование между ними. Но самыми выносливыми и

«приспособленными» оказываются именно те национальные культуры, которые

помогают другим. Спасительный путь здесь — содружество национальных

культур. Оно должно осуществляться на основе свободы, открытости,

честности, гласности, взаимного уважения, но без демагогической трескотни,

поверхностной риторики и вульгарного «учительства».

Содружество национальных культур помогло бы становлению у разных

народов общих черт цивилизованного облика, порождению нового типа

общественных отношений. Для некоторых национальных культур, к примеру

славянских, этот процесс взаимодействия особенно примечателен и органичен,

так как близки и родственны их корневые исторические истоки, гибки

национальные границы и грани, но его нельзя представлять механически, вне

учета противоречивых и кризисных явлений.

Сближение и взаимодействие национальных культур — диалектически

многостадийный процесс, не лишенный своих «болевых точек». Так, на

различных этапах общественного движения проявлялась определенная

закономерность: отделяясь друг от друга, изолируясь от общего культурного

потока, национальные культуры заметно ослаблялись. Наибольших же успехов и

духовного обогащения они добивались, вступая во взаимодействие, в процесс

взаимообогащения. Этот процесс шел всегда, для него нет границ

государственных и временных. Есть весьма значительный и все еще неоцененный

резерв: широкое открытие друг другу национальных ценностей, широкий обмен

ими — но, конечно, обмен реальный, а не декларативный, как было в прошлом,

когда создавалась ситуация видимого или ложного, мнимого сотрудничества.

Взаимодействие национальных культур на новой и обширной географической

сцене привело бы к их серьезным изменениям как в содержании, так и в форме,

а главное, в их исторической судьбе.

Особого внимания требует художественная культура —

наиболее существенная сфера проявления национально-специфического, где

диалектическое сочетание национального своеобразия с общечеловеческим

звучанием является внутренним импульсом и непременным условием

художественности.

Представляется весьма странным, что художественная литература, театр,

кино нередко обходят молчанием вопросы, связанные со сложностью

национальных отношений. Значительная опасность таится в том, что в культуре

пропадает обостренное внимание к общенациональным проблемам, в свете

которых решается духовное переустройство общества. Слабо развит обмен

специалистами, получившими подготовку в различных республиках, что создает

обстановку для определенной национальной замкнутости кадров. Этническая

безграмотность негативно влияет на сферу культуры быта, национальные

особенности поведения. Одной из важных причин обострения межнациональных

отношений явилось волюнтаристское нарушение духовных интересов, культурных

и исторических особенностей каждого народа. Пренебрежение спецификой

национального быта, подавление культурного и национального многообразия

принесли трагические результаты. Так, известные драматические события в

Нагорном Карабахе показали колоссальную опасность, которую несет

безразличие к социально-культурной сфере, национальной культуре, когда

местное население не имело на клубов, ни театров на национальном языке.

Оставались без внимания жизненные коллизии, порожденные

межнациональными браками. И это при том, что каждая пятая семья в России

смешанная. В сводке Госстата СССР «Межнациональные браки в 1988 году» были

приведены интересные сведения о положении в стране с этим вопросом.

Особенно поражают данные о межнациональных браках по союзным республикам.

Так, в 1988 году 57,2% русских мужчин, живущих на Украине, взяли в жены

девушек других национальностей, в Белоруссии — 74,5%, в Грузии — 39,6, в

Литве — 56,5, в Молдове — 61,9%. Почти такую же картину показывает

статистика и по русским женщинам, вышедшим замуж за людей другой

национальности: в Беларуси таких было 73,4%, в Грузии — 53,2, в

Азербайджане — 40,3, в Молдове — 59,9, в Армении — 70,6%. Конечно, и

сегодня большинство этих браков не распалось. Более того, их количество,

хотя и в меньших масштабах, увеличилось. Из этих цифр наглядно видно, сколь

важны различные аспекты интернационального быта, межнационального общения,

повышения его культуры, особенно в области семейно-брачных отношений.

Большой вред наносит бытующая среди деятелей культуры практика

«косметического изображения» истории своего народа, сопровождающаяся

искажением исторического прошлого соседей — братских народов, неуважением к

их национальным святыням. С легкостью необыкновенной в художественной

литературе и искусстве даются поверхностные оценки жизни других наций,

дилетантские обобщения, лишенные глубины и основательных знаний и

оскорбляющие национальное достоинство. Имеет место и другая крайность,

когда тот или иной народ изображается в сентиментально-слащавых тонах, в

провинциально-восторженных красках.

Становление цивилизованного общества требует глубокой реорганизации

деятельности многих организаций и учреждений культуры и искусства,

образования, быта, создания новых форм проведения досуга и др.

Утвердившиеся различные формы межнационального общения, такие, например,

как дни или декады национальных искусств, юбилеи выдающихся деятелей

культуры, «десанты» писателей в республики, зачастую носили «парадный»,

«декоративный» характер, проходили по разнарядке, часто подменялись

парадными ритуалами, столь же формальными, сколь и бездейственными, а то и

вредными. Взаимообогащение национальных культур нельзя, конечно, сводить к

праздникам и юбилеям. Если такие формы культурного обмена скомпрометировали

себя, то можно найти другие, может быть, более эффективные. Ведь здесь мы

имеем дело как раз с той закономерностью, когда содержание значительно

важнее отживших форм.

Путь к гармонизации межнациональных отношений лежит в значительной

степени через культуру. Сегодня как воздух нужно воплощение в практику

идеи, что народы «все распри позабыв, в единую семью объединяется».

Известная формула Гете: «превыше народов человечество».

Универсализм духовных ценностей.

В условиях необходимости культурного обновления общества укрепление

гуманистических идеалов и принципов невозможно вне основной тенденции

развития культуры — обращения к общечеловеческим культурным ценностям.

Возвышенные идеалы мировой культуры испокон века давали ей возможность

подниматься над всеми разделительными границами, таможнями,

государственными запретами. В этом одна из главных причин неприязни к ней

тоталитарных государственных структур: невозможно было установить диктат

над тем, что объективно выше их и недоступно их пониманию.

Поэтому так думают не все. Возник, например, в наше время острый,

кровоточащий вопрос о перераспределении классических национальных

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.