|
Культурологияиз родовых общественных связей. Эти связи возродились под воздействием воли варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни. 2. Второй крупной силой в Византии, после императора, была церковь. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные верования. В то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Несмотря на то, что в Византии христианство было признано в IY веке государственной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранилось до конца Y века. В деревне даже в XII веке продолжал существовать культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству ….. Юлиан хоть и получил христианское воспитание, но став императором выразил приверженность язычеству, реформировав его на основе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. В Александрии в конце IY века был разрушен Серапиум – центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков христиан погибла женщина философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение Олимпийских игр. Имущество закрывавшихся языческих храмов отбиралось в пользу казны. Постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым – христианством, которое все больше определяло духовную жизнь Византии. В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. По мнению церковников человек должен был постичь содержание священного писания вне прикосновения и сохранить данные ему божественные истины, не менять их знание и не изобретать новых. В то же время во мнениях не было единообразия. Богословы и еретики по-разному понимали священное писание, а поэтому духовная жизнь средних веков представляет собой поле битвы, где люди отстаивали свою трактовку любой фразой из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматичными спорами. На Вселенских соборах речь шла о правомерном или неправомерном учении, от членов общины требовалось соблюдение обрядов и признания церковных догматов. Страстные споры разгорелись вокруг главного догмата христианства – о единой и неделимой Троице, включающей Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа Святого. Особенно волновал людей того времени вопрос о природе Христа. Бог он или человек? В христологических спорах мнения участвующих постоянно расходились, менялись на Эдиска (431) и Халкидонском (451) соборах победило мнение, которое пыталось обосноват миф о земной жизни Христа. С течением времени возрастали противоречия между Зап. (католич) и Вост. (православн) церковью. Шла борьба между Папой Римским и Конст. Патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX веке Восточная церковь обособилась от Зап. В XI веке произошел раскол, вследствие чего католическая и православная церкви стали независимыми ответвлениями христианства. Говоря об особенностях положения Византийской церкви, следует иметь в виду ее относительную бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами, которые были в распоряжении церкви на Западе. Куда менее богатым был, по сравнению с Папой и Константин Патриарх. Не было у Византийской церкви и вассалов. Для достижения своих целей Византийская церковь обращалась к социальным низам и почти всегда добивалась успеха. Церковные деятели видели свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия, гасить волны политических страстей. Несмотря на постоянные конфликты между церковью и государством их объединяло одно – стремление сохранить традиционный порядок вещей, не допустить никаких существенных изменений. Христианское мироощущение пронизывает и повседневную жизнь. Высшими ценностями явл. аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается в качестве подготовки к переходу к вечно жизни. Отсутствие «разрывов» в развитии культуры приводит Византию к настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается не только священное писание и священное предание, но и античная, художественная и философская классика. Взаимодействие античной традиции и христианского мировоззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. В IY-YI веках античные литературные жанры были еще широко распространены. Встречалась даже любовная лирика и эротическая поэзия, но уже с конца YI века особое значение приобретают новые жанры (церковная поэзия, назидательное чтение для широких народных масс – житие святых). Огромных успехов Византийская культура добилась в ИЗО и архитектуре. И в этих областях проявилось взаимодействие двух линий влияния – Античной и церковной. Византийским мастерам удалось сохранить и усовершенствовать античную технику ИЗО. В то же время эта техника использовалась для передачи новых христианских образов и символов. 3. В культуре Византии полностью торжествуют обобществленные духовные принципы, общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Окончательно складываются и основные принципы в Византийской эстетике. Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких эстетических категорий, как, прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получил преобладание традиционализм, каноничность. Искусство теперь не противоречит догмам официальной религии. Однако двойственность Византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной церковной идеологии. В XI –XII веках в Византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги: рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, формирование политического и интеллектуального самосознания горожан, консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом, не могли не отразиться на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о земле и Вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром, все это –приводит к обогащению Византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении Византийского общества. Это было время подъема научных знаний, и зарождение рационализма философской мысли Византии. Рационалистические мысли у Византийских философов и богословов так же как у Западно-Европейских схоластов XI – XII веков проявились, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важной предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения Античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI – XII веков воспринимали от античных философов уважение к разуму, на смену слепой веры, основанной на авторитете, приходят исследования причинности явлений в природе и обществе. Византийская философия основана на античных философских учениях разных школ, а не только на трудах Аристотеля. Подводя итого развития Византийской культуры в XI – XII веках можно отметить новые черты: . безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, каноничной, но уже пробивались ростки рационализма и свободомыслия, усиливалась борьба различных общественных группировок в сфере культуры, растет социальное недовольство. . В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к появлению авторской позиции, в ней зарождалось критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. . Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году привел к распаду Византийской империи. …………… В области архитектуры собственно возрождаются планировочные и пластические принципы, начинают проявляться в ряде городов Германии: Аугсбурге, Нюрнберге, Галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской возрождающейся архитектуре изощренность и вычурность. Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось десятки лет вообще невозможно установить границу, разделяющую готику от более поздних стилей. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне, собор в Умли, а также ряд замковых дворцовых сооружений. Интерьеры церквей украшены скульптурой, фресками, реже витражами, алтарями и станковой живописью. Церкви выполняли функции музея наряду с отправлением культовых моментов. В целом достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре. Интересна и музыка времен Северного Возрождения. К 16 веку существовал богатый фольклор (вокальный). Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крест. война и реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей Европейской музыки, но в первую очередь, на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественно научное. Европейская культура Нового Времени. 1. Наука и техника как факторы формирования и феномены новоевропейской культуры. 2. Культурные идеалы и образцы просвещения. 3. Основные характеристики и проблемы техногенной цивилизации. 1. К настоящему времени относится 17-19 века. Каждое столетие эпохи в культурном плане представляет собственное культурологическое течение и художественно-эстетические системы. Однако в плане цивилизации развития это время единого процесса становления индустриально-технологического сообщества прогрессивного типа. Материальным базисом этого процесса стало развитие капитализма, который ориентирован на постоянные новации, свободную конкуренцию, частную инициативу. Эти ориентации противоречат самому духу традиционализма, что и приводило к разрушению его устоев. Получив название модернизации, этот процесс радикального преобразования выявился через следующие культурные характеристики: урбанизация, ………ция, демократизация политических структур, становление гражданского общества и правового государства, невероятно быстрый рост знаний о природе и обществе. Решающую преобразовательную роль сыграли наука и техника. Наука Нового Времени была вызвана к жизни социальными потребностями поиска естественной гармонии и порядка бытия. Предпосылками ее выступили …. натур. философия (учения Галилея и Коперника) и ремесленная практика. Характер определили тезисы о том, что наука должна приносить практическую пользу и строиться на основании опыта (эксперимента), а не схоластических рассуждений. Временем утверждения рационализма и научной революции стало 17 столетие, названное «Веком Гениев». Научная революция началась в математике и механике (Лейбниц, Декарт, Ньютон), объединив два вида точного знания: аксиоматич.-дедуктивное и экспериментальное. Исходя из установки, что человек с помощью своего разума может объяснить природу вещей и установить господство над природой философы и естествоиспытатели утвердили первую научную познавательную модель мира – механистическую. Становление науки завершило формирование рационализма как главной доменанты культуры и обеспечило идейную опору технопрактиз. Рационализм был совместим с христианской религией и учение о разумности сотворенного Богом мира. Научные изыскания обретают большую самостоятельность, опираясь на обоснование точных наук. Формально-логич. методы доказат. В 19 веке утв. статистич. познавательная модель мира, связанная с работами Дарвина, Спенсера, Максвелла. Она помогает окончательному утверждению научного мировоззрения в корне отличного от религиозного. В 20 веке как обобщение предыдущих моделей и одновременно их преодоление утверждается системная познавательная модель мира с принципами целе….. и оптимизации. За 3 века наука стала особым социальным институтом и необходимым условием нормального функционирования и развития всей системы общественного производства. Как главная специализированная форма культуры, ориентированная на познание, наука Нового Времени приобретает статус высшей ценности. В европейском сознании начинает доминировать сц…..изм (абсолютизация …тивной роли науки, как средства изменения мира). Органической частью культуры во все эпохи выступала техника, обеспечивая взаимодействие между обществом и природой. Вплоть до Нового Времени техника имела инструментальный характер, была связана с использованием ручных орудий, технологический процесс при этом зависел от способности человека к приемственности, от его творчества и новаторства. Появление мануфактур, где разделение труда вело к упразднению отдельных производственных операций создало предпосылки для механизации, создания технических средств, их исполнения. Наука Нового Времени накапливала естественно-научные знания и исходила из принципиальной убежденности, механизируемости производства. Итогом стал промышленный переворот: переход от инструментальной к машинной стадии производства, что и помогло европейскому Западу стать на путь сравнительно быстрого самоподдерживающегося экономического роста. Машинный, затем автоматизированный труд и появление новых информационных систем характеризует этапы истории техники Нового Времени. Промышленный переворот, повлекший социальные преобразования выразился в резком усилении влияния техники на формы поведения, образ жизни и мысли человека. В технике стали видеть средство решения общественных проблем. На смену искусству обучения и воспитания пришла техника формиров. мировоззрения. Природе ста… механическим объедин. полезных вещей и свойств. а человек начинает восприниматься как совокупность знаний, усилий, навыков. Принципиально новой социокульт. ситуацией выступает технократизм – власть технических специалистов, инженерной и научной интеллигенции, основанная на вере в высшую миссию установления техно-совершенного бытия, внедрение научных достижений в жизнь общества, создание технотронного рая. 2. Сегодня во многом взгляд на историю мировой культуры опосредован системой Западных ценностей. Европейская культура возникает и развивается на основе Западной модели мира, где центральным событием является человек, как свободное, творящее существо с принципиально неограниченными возможностями освоения мира. В Новом Времени такая модель реализуется в характере буржуазной культуры через светскость и просвещенность, рациональность и практицизм, активность и предприимчивость, индивидуализм, либерализм и демократия. Этим хар- м исторически предшествовали: античные образы и идеи, определенные христианством моральные качества, воспитанные дисциплинарной властью католической церкви, ценностные ориентации средневекового бюргерства. Окончательное формирование системы культурных ценностей Нового Времени происходило в эпоху Ренессанса, Реформации и Просвещения. Ренессанс нацеливает на поиск человеческой индивидуальности. В ходе Реформации вырабатывается протестантская этика, ставшая духовно- нравственной основой Нового Времени. Освещая успех в мирских делах, протестантизм стимулирует активность буржуазного предпринимательства и рыночные отношения. Решающий вклад произвело Просвещение – широкое, антифеодальное движение 17-19 веков, охватившее практически все Европейские страны. Термин впервые употребили Гердер и Вальтер, а его характеристику предложил Кант, считая просвещение выражением родовой сущности человека. Он понимал просвещение как необходимую историческую эпоху широкого использования человеком своего разума для социального прогресса. Культура 20-го столетия. 1. Процесс формирования глобальной культуры. Проблемы модернизации и вестернизации. 2. Феномен массовой культуры и ее социальные основы. 3. Авангард и постмодернизм как культурная стратегия 20 века. 1. 20 век в мировой культуре стал временем грандиозных преобразований всех сфер человеческой жизнедеятельности. Время величайших социальных потрясений, страшных мировых войн, … научно-технического прогресса. Открытие ядерной энергии, возникновение космонавтики, изобретение телевидения, создание компьютера, бытовой техники, развитие транспорта определили облик цивилизации 20 века. Информационные и коммуникационные технологии радикально изменили принципы регуляции общества, функционирования политической сферы, его жизнедеятельность. Именно в 20 веке окончательно сменился образ жизни широчайших слоев населения. Возникла новая информационная культура, обеспечившая интенсивную глобальную взаимосвязь, когда культурные идеи, образы, достижения в течение короткого времени транслируются и усваиваются по всему цивилизационному пространству. Воз… мировая цивилизация сопровождается становлением единой общечеловеческой культуры. Эти процессы переплетаются с мощной тенденцией к сохранению своей иде…чностью, культуры, что безусловно способствует взаимодействию и взаимообогащению культур. Специфику и противоречивость процесса становления глобальной культуры определило стремление запада к политическому, экономическому, идеологическому доминированию. Подобные притязания появились в процессе модернизации и вестернизации. Модернизация как движение доиндустриальных и традиционных обществ к культурным системам характерны для развитых стран рыночной экономики стала базироваться на идее вестерн. При этом универсальность и, безусловно, высший статус Западной цивилизации утвержд. как безоговорочный факт. Процесс модернизации развивающихся стран на протяжении века проходил в следующих вариантах: 1. симбиоз как миним. возд. Данный тип характерен для колониальных стран, в которых введение новых элементов приходилось осуществлять чужеродными властями и в целях, отвечающих интересам метрополий. 2. модернизация против традиционности. Экономической основой стало формирование монопольного международного капитала, утверждающего социально-культурные нормы. Распад традиционных норм и кризис старых форм культуры ослаблял прежние цивилизации и государственные структуры, приводил к дезинтеграции общества. Так протекал распад Австро-Венгерско-_Османской империи, крушение колониальных систем. И эти процессы стали базой многочисленных сепаратистских национально-освободительных движений, конфликтов и войн. 3. синтез модернизац. новаторства и традиционных самобытных ценностей. При этом традиции соединялись с достижениями индустриального общества и НТР, сохраняя прежний смысл. Успеху такой модернизации сопутствовал дух потер…. и корпоративности. Высокое уважение к образованию и знаниям на Востоке (Китай, Индия, Турция). В любых вариантах модернизация в ней пост. проявл.: столкновение традиций и современности; столкновение между Западной культурой и политическими принципами и собственным достоянием; столкновение между стремлением к переменам и стремлением к стабильности или столкновение прошлого с будущим. Обусловленный модернизацией разрыв с традиционными устоями жизни принял в целом ряде стран драматические формы и вылился в различного рода националистические и фундаменталистские движения. В ответ на экспансию культуры Запада исламские фундаменталисты, индийские коммунисты проводили возрождение своего религиозного достояния, пытаясь пересмотреть историю своих народов. При этом ислам, буддизм, индуизм объявлялся важнейшим достоянием общества, который необходимо охранять от проникновения Западных идей. Выступая с критикой буржуазного Запада фундаменталисты превращали ее в критику Западной культуры вообще. Такое противодействие модернизации с культурной базой Запада имеет определенные основания. Именно Западно- Европейская активно-преобразовательная культура привела в 20 век человечество к глобальным тупикам развития ( загрязнение окружающей среды, истощение природных и энергетических ресурсов, угроза термоядерной войны и т.д.). Таким образом, формирование планетарной цивилизации и общемировой культуры выявило противоречивые последствия для судеб человечества. 2. С завершением формирования индустр. общества связывают и становление массовой культуры. Предпосылками этого процесса выступили массовая миграция населения в города. Возникновение многомиллионных армий, развитие различных обществ, движений и объединений, формирование политических партий и электоратов и интесификация процесса управления. В целях урбанизации и такого интенсивного движения, происходит резкий разрыв старых связей между людьми и поколениями, а монополия церкви и власти на управление сознанием людей подрывается. В соперничество за сознание человека вступают частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Они занимаются разрешением ставшей актуальной проблемой стандартизации социально-культурных установок, интересов и потребностей населения, управление политическим поведением, идеологическими ориентациями, потребительским спросом человека. Это требовало создания канала трансляции знаний, установок и норм, а также социально-значимостной информации широким массам населения, всей нации. Первым шагом стало введение всеобщего обязательного начального и среднего образования, затем развитие средств массовой информации, демократизация политических процедур (выборы). Огромную роль сыграло изобретение кинематографа, фотографии, граммофонной записи, ставших основой массового искусства, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. Современная массовая культура так или иначе связана со средствами массовой информации, опосредована техническими возможностями второй половины 20 века (кассеты, спутник, связь, видеофильм). В такой ситуации мас-… выступают и носителями культуры и средством манипулирования. Функциональность культуры в массовом обществе опред. по разным измерениям, среди них: . обеспечение социализации человека в условиях сложной и неустойчивой среды большого города. Через массовую культуру человек учится новым способам регуляции своего поведения, новым ценностям и социальным ролям, необходимым стилям поведения и образу жизни, форме отношений между людьми, возможностям разрешения конфликтной ситуации. . массовая культура удовлетворяет потребность в восстановлении сил и отвлекает индивида от интенсивной гонки жизни за успехом. Она складывается не только на основе развлекательно-религиозных форм искусства, спорта, игр, но и постоянно расширяющейся сферы потребления пищи, одежды, бытовой техники, предметов обихода, образования. Все поступает к человеку через механизм массовой культуры. Эта культура характеризуется всеобщностью, охватывающей серединную часть современного общества, но при этом затрагивает и состоятельную элиту и маргинальные слои. Предшествующая массовой популярная культура лишь претендовала на всеобщность. Массовая культура приобретает этот характер в силу перестройки общественной структуры, вызванной ростом среднего класса (более 50%). К…-ным выражением превращения культуры в средство стимуляции потребления и сам продукт потребления является реклама. Информационная нагрузка рекламы все больше сводится к минимуму, в пользу манипулирования индивид. Она нацеливает человека на реализацию первичных ценностей, связанных с материальным потреблением либо социальным престижем, имеющим предметное воплощение. Реклама создает иллюзию независимого выбора, подчиняя себе человека, навязывая ему иллюзорную потребность. Именно деперсонификация и конформизм поведения человека, избавленного от необходимости сложного и долгого приобщения к высокой культуре и является важнейшей чертой массовой культуры. Всеобщность массовой культуры не исключает ее жанрового разнообразия и структурирования в зависимости от социальных, возрастных, субкультурных различий. В ситуации массового общества и обслуживающей его культуры структура человеческого бытия задается человеку как набор стандартных ситуаций и известных наперед программ: правильный политический строй, единственно верное учение, мода на имидж, сексуальный символ, звезды спорта и эстрады. Массовая культура является «эрзац»-продуктом в высоких областях культуры, не порождает собств. смыслов, а лишь иммитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, не редко редуцируя их до уровня малокультурного потребления. Но ее нельзя оценивать однозначно негативно. Порожденная процессами социальной модернизации, массовая культура выполняет функцию инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами. Она же выполняет своеобразную функцию транслятора смысла от специализиров. смыслом. 3. Ведущими художественно-эстетическими системами культуры 20 века явились модернизм и постмодернизм. Модернизм определяет характер художественной культуры Запада в первой половине 20 века. В его рамках происходит поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. К модернизму относятся самые различные течения искусства: экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, абстракционизм, сюрреализм. Модернизм нашел отражение в живописи, поэзии, скульптуре, графике, хореографии и архитектуре. Его идейной основой стали (философия жизни, интуитизм, психоанализ (Берсон, Лосский, Ясперс, Фрейд, Юнг)). Выступая каждый раз с позиции открытия новых путей искусство модернизма объявляет себя авангардом. Авангардистские течения отразили стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодоление натурализма и реализма, предполаг. доверие к сложившимся формам жизни и предметности. Искусство становится не только отражением реальности, но ее заменой, средством ее преодоления и выражения истинного бытия. Поэтому оно разрывает с прежними формами и проводит или реконструкцию или конструктурирование. Воссоздание принципиально новых моделей бытия. Источником нового могут быть самые разные начала: . созд. принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма, апология техницизма в техноутопиях и живопись футуриста, утвержд. абсолютной ценности индивид. начала философии и литературы. . экзист…. Отказ от изображения реальности в абстракцион. Все авангардные течения отказывают искусству в ист. изобразит и отрицают его познавательные функции. В целом модернизм способствует преодолению традиционных типов буржуазности, внедряет идеи и мотивации зрелого индустриального общества и стремления к выходу за его пределы. В середине 70-х годов 20 века в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, проявляется течение постмодернизма. Оно складывается как адаптация духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в различных сферах бытия. Постмодернизм претендует на преодоление эстетической или рефлексивной дистанции между жизнью и культурой. Подчеркнутая антистильность, смешение жанров, фрагментарность образных средств, ирония и банализация подрывают смысловые элементы культуры. Постмодернизм освобождает человека от внешней принудительности, регулир. силы любого плана. Он стремится снять принудительность прежнего культурного достояния, дискредитирует идею самодост. культуры как высшего выражения ценностей и смысла бытия. Отвергаются не только идеалы, но и сам принцип сохранения культурного наследия и самобытности культуры. В отличие от авангарда, ставившего себя просто выше прошлого, постмодернизм ставит себя вне прошлых достижений культуры. Он оперирует безличными понятиями, делает неопред. лучшим критериям ценностей тексты и рац. текучесть слов наиболее приемлемой формой выражения мысли. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |