|
Культура в зеркале прессызначимый вопрос - культурное воспитание подрастающего поколения через чтение книг. Ведь, что ни говори, а именно чтение развивает интеллект, именно чтение формирует духовно зрелую и социальной ценную личность. И только от читающего человека можно ждать мирового уровня в науке, культуре, искусстве. По мнению писателя, детская литература переживает тяжелый кризис. «Сегодня я не могу назвать ни одного детского писателя, который поразил – порадовал бы меня своим видением мира, манерой письма, интонацией. Недавно я интересовался у издателей: кто из российских детских писателей более востребован, чьи произведения пользуются наибольшим спросом? Мне ответили: ваши книги, книги Чуковского, Барто, Заходера …»2 - рассказывает Сергей Михалков. Из сказанного можно сделать вывод, что перестали у нас писать умные, добрые книжки, которые бы отвечали на вопросы юных читателей о сегодняшней жизни, воспитывали уважение к историческому прошлому и гордость за свой народ. 1 Неверов А. И в 90 лет жить интересно /А.Неверов // Труд – 7. – 2003. – 13 марта. 2 Там же. А родители предпочитают своим детям покупать те книги, которые нравились им, когда они были маленькими. И это естественно. Почему? Да потому, что пришла свобода, отменили цензуру, редактуру и корректуру. Пиши что и как хочешь. Вот и пишут все, кому не лень. Далее Сергей Михалков делает вывод, что «без государственной поддержки литературы и искусства для детей нам не обойтись … Я удивляюсь нашим олигархам, которые вообще-то могли бы и озаботиться духовным и нравственным здоровьем подрастающего поколения. Но они предпочитают финансировать пышные фестивали, какие-то странные премии». 3 Я полностью разделяю точку зрения Михалкова. Ведь у нас нет государственной политики в области чтения. Права детей на культуру и духовные ценности не защищены. Нет закона о духовном развитии ребенка и о праве на свободный доступ к информации. А что есть? С одной стороны, есть издательства, которые не стремятся к публикации книг молодых и неизвестных авторов, ибо нет твердых гарантий, что они принесут прибыль. С другой стороны - каждый может опубликовать сегодня любое сочинение за свой счет качество текста при этом не принимается во внимание. Рассмотрим еще одно интервью журналиста Анатолия Стародубца «Мое невежество спасло «Экипаж»» с известным режиссером Александром Миттой. Поводом для этого интервью опять же послужил юбилей. Автор в этой беседе поднимает серьезную проблему - отсутствие детского кино и засилье на экранах кинотеатров фильмов, преимущественно зарубежного производства: крутых боевиков и триллеров, примитивных мелодрам и так далее. Отечественных фильмов в кинотеатрах практически нет, а детское кино и вовсе исчезло. 3 Там же. Почему? Главную причину бед режиссер видит в том, что «в мире детское кино - это высокобюджетные картины. Но снимать их сверхприбыльно, потому что каждый ребенок - зритель приводит за ручку в кинозал еще и папу с мамой, а это сразу три билета. Но наши продюсеры пока не хотят рисковать, предпочитая вкладывать деньги в крутые боевики или молодежные мелодрамы». 4 Увы, для того, чтобы снимать фильмы на европейском или американском уровне, нужны большие деньги. А наша страна сейчас в кризисе, и неизвестно, когда из него выйдет. Поэтому все наши большие режиссеры снимают крупные фильмы на западные деньги, ведь пока не будет экономически сильной страны, не может быть сильного кинематографа. А так хочется ясных, добрых, открытых отечественных фильмов, «которые дают обширную информацию о жизни и обогащают наше философское ее понимание… Умеют так мастерски завладеть и потом держать внимание кинозала, что зрители забывают обо всем на свете, на полтора часа погружаясь в мир кино.» 5 Ведь ясность, доброта, открытость и покой отечественных фильмов сейчас, как никогда, нужны нам. Может быть, именно на этих фильмах отдохнут наши души от страсти к наживе, похоти и насилия. В этих двух примерах я показала, как авторы сумели найти интересные, актуальные темы для разговоров, обратить внимание на действительно важные моменты в нашей культурной жизни и сумели донести до читателей тревогу своих собеседников. Показали людей правдиво и тактично. В жанре интервью работают сейчас многие. Это модно, находит спрос у читающей аудитории. Но все работают по-разному, а большинство считает, будто интервью - это самый простой и самый легкий жанр. 4 - Стародубец А. Мое невежество спасло «Экипаж» / А.Стародубец// Труд.- 2003 – 29 марта. 5 – Там же. Действуй по принципу: пришел - увидел – написал. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь перед тем, как встретиться со своим героем, нужно очень хорошо подготовиться к беседе. Определить тему разговора, вопросы, а также, насколько это возможно, изучить личность собеседника, его деятельность. Должна сказать, что не всем журналистам «Труда» удается найти глобальную тему для разговора, а также показать живого человека правдиво и тактично. Вот лишь один пример: журналистка Ксения Чебышева в интервью «Послушаем креольское танго» беседует с музыкантом Андреем Макаревичем. О чем? В зачине, предваряющем текст беседы, читаем: «Андрей Макаревич в особом представлении не нуждается. Поэт, певец, композитор, писатель, телеведущий, актер, бизнесмен…Характер вот не самый простой…Как только разговор заходит о чем-то личном, - лаконичен и неуступчиво скрытен». 6 Я считаю, что, вряд ли эти общие фразы можно считать темой интервью. Общее оно и есть общее, потому что разговор идет обо всем понемногу : О политике: - Вы аполитичный человек? - Стараюсь держаться от политики подальше - до того момента, пока не понимаю, что происходит нечто, что может завтра принципиальным образом изменить мою жизнь. О личных качествах: - А как вы сами себя оцениваете? - А зачем? Не собираюсь заниматься самокопанием. Я веду себя так, как считаю нужным себя вести. И делаю то, что считаю нужным делать. Вот и всё. - Ладно… Вы честный человек? 6 Чебышева К. Послушаем креольское танго / К. Чебышева // Труд. –2002. – 2 нояб. - Думаю, что да. - Принципиальный? - Видимо, да. 7 Отсюда сразу видно, что журналистка плохо подготовилась к разговору, беседа не привлекает внимание, не запоминается читателю. Также читатель ни о чем новом не узнает. Хотя в этом разговоре была главная тема – запись шестого сольного альбома Андрея Макаревича «И т.д.» и выступление певца с концертом. «Оркестр креольского танго» в Театре оперетты. Это, на мой взгляд, и должно было стать ведущим мотивом беседы, а об этом автор сказал вскользь. Такое интервью не несет никакой новизны. А произошло это потому, что журналистка недостаточно четко определила для себя тему беседы. Отсюда и вопросы односложные, неинтересные. Однако хочу отметить, что в газете бывают и серьезные, содержательные материалы (не в жанре интервью), претендующие даже на некоторую духовную глубину. Например, критическая статья Любови Лебединой «Жестокие игры» на спектакль «Терроризм», прошедший во МХАТЕ имени Чехова, постановщиком которого являлся режиссер Кирилл Серебренников. Этот «режиссер весьма успешно ставил спектакли в Ростове- на –Дону, - пишет журналистка. - Там я видела несколько работ, покоривших меня раскованной фантазией, юмором, умением «играть» со сценическим пространством…» 8 Однако, после просмотра этого спектакля, автор выражает протест против жестокости, которой итак много в сегодняшнем мире. Ее возмущают сцены в спектакле с проявлением насилия в быту: «Мать заявляет девятилетнему сыну, что покидает его, не желая больше тратить свою драгоценную жизнь на такого дебила, как он. После чего уходит.» Или другой случай: «В офисе повесилась девушка. 7 Там же. 8 - Лебедина Л. Жестокие игры. /Л. Лебедина //Труд .- 2002. – 3 дек. Её подруги, узнав об этом, изображают страх на лицах, падают в обморок, много суетятся, а потом, как ни в чём не бывало, пьют вино в ожидании милиции». 9 Любовь Лебедина рассуждает и задает вопросы не только себе, но и своим читателям. А нужны ли всем нам такие спектакли, где много насилия и жестокости? И приходит к выводу, что «нельзя ставить спектакль о насилии, насилуя при этом зрителей безысходностью, тыканьем мордой в грязь, чтобы они, не дай Бог, не подумали, будто и впрямь «человек - это звучит гордо». 10 Я с ней согласна, ведь в театр зрители идут отдохнуть, а не проникнуться страхом перед злом и бессердечностью. Нам же, в свою очередь остается надеяться, что у нас останутся режиссеры, готовые работать не ради мировой славы и туго набитого кошелька, а ради нас, простых зрителей. Тех самых, которые, быть может, через несколько лет будут платить любые деньги, чтобы посмотреть того же самого «Гамлета» или «Короля Лира». Если, конечно, сегодня мы узнаем, что такое настоящий театр и полюбим его. Итак, подведем итоги. Наиболее популярный и любимый вид жанра у журналистов газеты «Труд» - интервью. В целом это неплохо, придает изданию «живой вид», дает возможность представить разнообразие мнений и точек зрения знаменитостей на ту или иную проблему. Однако, я считаю, что журналисты очень злоупотребляют этим жанром. Почему? Во –первых, как показал анализ, не у всех журналистов получается работать в этом жанре, многие не могут определить интересную, общественно значимую тему для беседы, вызвать своего собеседника на откровенный разговор. Отсюда, все разговоры превращаются в легкомысленную, никому не нужную болтовню, которую скучно читать. 9 Там же. 10 Там же. Во- вторых, такие беседы не дают достаточной информации для размышления, не комментируются и не даются оценки словам собеседников. В большинстве своем не говорят о главном, о сути: мораль, культура, духовность, нравственность… А игнорирование этих тем неминуемо влечет за собой падение уровня культуры в целом. В -третьих, хочется, чтобы на страницах газеты как можно больше появлялось глубоких аналитических материалов, рецензий. § 2. Прежде всего - анализ «Известия» - авторитетное общеполитическое издание, рассчитанное в основном на достаточно образованных людей, интересующихся политикой, экономикой, наукой, культурой и так далее. Значительное место на страницах газеты занимают аналитические жанры –статьи, комментарии, рецензии, обозрения. Замечу, что жанр интервью большим спросом у издания не пользуется. Отсюда вывод – газета не стремится к сенсационности, эпатажности, как большинство изданий, а предпочитает дать своему читателю едва ли не самую богатую и разнообразную информацию обо всем, что может его интересовать. Поэтому у газеты большой коллектив журналистов, которые освещают события, происходящие в культурной жизни общества: Алексей Филлипов, Екатерина Бирюкова, Елена Габайдуллина (театральная сфера), Ольга Кабанова, Николай Молок (живопись, архитектура), Юрий Гладильщиков, Мария Кувшинова, Юрий Богомолов (киноиндустрия), Юлия Рахаева (литература) и так далее. Посмотрим, как журналисты «Известий» используют аналитические жанры в рубрике «Культура» с точки зрения удовлетворения запросов читателей, а также профессионального мастерства. Всем уже давно известно, что театр играет далеко не последнюю роль в духовном, нравственном и культурном развитии общества. Поэтому авторы на страницах «Известий» стремятся как можно больше уделить внимания и рассказать своим читателям о театральной жизни. Журналист Алексей Филлипов в своей статье «Гомер и ушу» делится своими впечатлениями с читателями о необычной постановке спектакля «Гомер. Илиада» режиссера Анатолия Васильева. Статью читать интересно, так как она наполнена живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшую эпоху - деталями быта «на полу лежат легкие китайские мечи и тяжелые двуручные тесаки, палки, огромная секира.»1 Автор свое повествование начинает с описания декораций и костюмов актеров, чтобы показать читателям, где и в какую эпоху происходит «гибель и погребение Патрокла: входят артисты - на некоторых из них белые кимоно, другие одеты, как в айкидо: белый верх, черный низ…»2 Далее журналист рассказывает о том, как режиссер пытается привлечь зрителя, сделать его соучастником представления, которое не имеет сюжета и «подчинить аудиторию своей, воплощенной в спектакле, воле».3 Хороша идея автора познакомить читателя с нетрадиционной постановкой спектакля, в котором использованы борьба ушу и ритмическая музыка. Статья дает читателю пищу для размышлений: нужны ли нам такие спектакли? Ведь «люди, покупающие театральные билеты в уличных ларьках для «Илиады» слишком несовершенны». 4 «Илиада» создана заново и по-новому. И уж так устроен мир, что все новое воспринимается с осторожностью с оглядкой, с опасениями. Мы же привыкли к традиционной постановке спектаклей, где есть внятный, осмысленный, связанный с человеком интерес. В этой же постановке 1 Филлипов А. Гомер и ушу / А. Филлипов //Известия. – 2002. – 27 июля. 2 Там же. 3 Там же. 4 Там же. зрителю предлагают стать не наблюдателем, а соучастником – вслед за артистами впасть в транс, ощутить на себе, что такое вакхическое безумство. Хочу рассмотреть еще один материал Алексея Филлипова «Продавцы воздуха». Cегодня в театрах очень много спектаклей ставится по классическим произведениям литературы. «Публика стосковалась по современной пьесе, - пишет журналист. – Среднему человеку нужны узнаваемые, внятные ситуации.»5 Вот такую пьесу «Профессионалы победы», в жанре «комедия - трагедии», поставил режиссер Александр Гельман. Журналист подробно пересказывает сюжет пьесы, а также рассказывает о работе актеров, задействованных в ней. Повествует об удачных находках в постановке спектакля: «Вячеслав Долгачев удачно использует изображающий телевизор проекционный экран, а двойник Щербакова ведет содержательные диалоги с подлинным Дубовым». 6 И зрителю это нравится… Филлипов приходит к выводу, что именно такие пьесы нужны нынешнему зрителю, ибо рассказывают ему о жизни современного человека со всеми его проблемами, радостями и печалями. Также на страницах «Известий» много материалов посвящено кинематографу. Остановимся на статье Юрия Гладильщикова «Окончательный анализ». В предлагаемом материале автор знакомит читателей с фильмом «Неверная» режиссера Эдриена Лайна. Прекрасный слог автора позволяет читателям постичь глубину содержания фильма, ощутить простые (и такие сложные) истины бытия… «Он - заботливый муж и отец в возрасте за сорок, вероятно, любящий жену, но погруженный в работу. Она - не работает, изменять ему не собирается, но … тут случайно встречает романтического мужчину».7 5 Филлипов А. Продавцы воздуха / А.Филлипов // Известия. –2002.- 24 сент. 6 Там же. 7 Гладильщиков Ю. Окончательный анализ / Ю.Гладильщиков // Известия.- 2002. – 25 июля. И хотя автор нам рассказывает об американском фильме, он все же близок российскому зрителю, ведь в нем есть всё: любовная неразбериха, измены, неожиданности, страсти и … убийство. Юрий Гладильщиков предлагает читателю порассуждать о семейном счастье и любви. Ведь проблема семейного счастья существует всегда, то и дело болезненно напоминает о себе, требуя анализа. В жизни бывает всякое. И придется делать первый шаг, не зная каким будет второй. «Герои же «Неверной», … ради сохранения семьи и будущего своего сына переживают не только измену одного из них, но и оставленный за плечами труп.» 8 Особо хотелось бы отметить статью Ольги Кабановой «Арсенал шедевров». Почему? Как мне кажется, мы все реже и реже читаем такие прекрасные, увлекательные статьи в периодической печати. Ольга рассказывает нам о 8-ой архитектурной выставке в рамках Венецианской биеннале. Статья автора читается на одном дыхании. Ярко, многоцветно описывает журналистка эту выставку: «… магазины, дома, музеи, церкви, вокзалы и небоскребы… Только с первого взгляда все эти здания, рвущиеся ввысь, и птицей распластанные над землей небоскребы, больше похожие на космические объекты или покрытые металлом облака, отчуждены от людских нужд. При детальном рассмотрении ясно, что все в них сделано для удобства потребления, все функционально». 9 Вот так, шаг за шагом, с подробными пояснениями и яркими примерами ведет нас в увлекательное путешествие по выставке Ольга Кабанова: «…это не дивный прозрачный пузырь неправильной формы и не выросшая до гигантского состояния амеба, а хорошо организованный комплекс для удобного взаимодействия человека с автомобилем.» 10 Информация подается автором так, что ее оказывается достаточно, чтобы 8 Там же. 9 Кабанова О. Арсенал шедевров / О. Кабанова // Известия. – 2002. – 10 сент. 10 Там же. понять какие интересные проекты в ближайшие годы станут архитектурными премьерами. Я считаю, что эта статья очень познавательна для читателя, здесь много интересных и необычных идей архитекторов. В общем, читатель найдет в этом материале для себя много полезной, занимательной и любопытной информации. ГЛАВА III. «Восточно- Сибирская правда» о культуре «Восточно- Сибирская правда» - общественно –политическое издание Иркутской области. Освещает не только историю родного Приангарья, но и является зеркалом происходящих в области и России перемен. Авторы, печатающиеся на страницах газеты, очень большое внимание уделяют культурной жизни Иркутской области. Обращаются к прошлому и смотрят в будущее, чтобы яснее представить нам, своим читателям, какие вехи в общественной истории оставил город наш, чем приумножил богатства натуральные и духовные, чем порадовал мир, чем был жив до нас и чем живет сейчас, чем надеется жить завтра. Точность и выдержанность публикуемых материалов разнообразной тематики, позволяет говорить о высоком профессионализме редактора и журналистов газеты, который является основой того, что издание имеет широкий круг читателей. § 1. В ожидании чуда Иркутск считается одним из самых театральных городов России. Театр всегда притягивает людей к себе, ведь он воспитывает зрителя, учит думать, сопереживать. Как надоела всем нам пошлость современного кинематографа и телевидения. Люди изголодались по натуральной духовной пище и идут теперь в театр, так как он, «…болея и страдая вместе с обществом, каким-то чудом бережет еще здравый смысл и тайную силу - великую классическую литературу, дающую ответы на мучительные вопросы бытия».1 На страницах газеты перед читателями предстает своеобразный журналистский путеводитель по театральной жизни Иркутска. Почти в 1 Дьяченко Н. О! Как хочется смутить веселость их…/Н.Дьяченко //Восточно- Сибирская правда. – 2002. – 17 окт. каждом номере газеты – рецензии на театральные спектакли, которые проходят в наших театрах: драматическом, музыкальном, ТЮЗе и кукольном. В газете создался интересный коллектив журналистов: Светлана Мазурова, Наталья Фёдорова, Светлана Жартун, Татьяна Ковальская, Марина Рыбак, Арнольд Беркович и другие, который освещает культурную жизнь нашего города. Материалы авторов отличаются особой глубиной и всегда наполнены собственными мыслями, впечатлениями, переживаниями об увиденном. С удовольствием я прочла статью критика Арнольда Берковича «Власть и страсти», где он анализирует работу режиссера Геннадия Шапошникова, поставившего трагедию У.Шекспира «Король Лир». Автор обращает внимание читателя на то, что пятиактная трагедия была сокращена до двух актов. Но, несмотря на это, режиссеру удалось «добиться выраженного динамизма и зрелищности действия…подчинить актерский темперамент общей идее и вовлечь зрителя в круговорот |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |