|
Иудаизмпреимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в 1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней Франции. С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов, сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, западнорусские земли). Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских странах благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний христианского населения Турции. Несмотря на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи ренегатства иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII века. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате событий Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. и последовавшей за этим разрушением средневековой изоляцией иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания. В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к достижениям европейской цивилизации, получившее название хаскалы (просвещение). У его истоков стоял выдающийся еврейский философ из Германии Мозес Мендельсон (1729 - 1786). Одновременно развернулась кампания за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов в иудаизме и внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским (так называемый "реформированный иудаизм"). С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще. К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев, сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский публицист из Австрии Теодор Герцль (1860 - 1904), автор книги "Еврейское государство". В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная сионистская организация. Имевший своими истоками догматические положения иудаизма об "избранном народе Божием", сионизм, тем не менее, сделался явлением не религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения - от религиозно-фундаменталистских до социалистических. В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста (катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей традиционной еврейской культуры погибло больше. Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства Израиль) и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев, получившее наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим оживление еврейской религиозной жизни, как в Израиле, так и в диаспоре . 1.1. Этническая картина современного иудаизма. К середине 1980-х годов общая численность еврейского населения в мире составила 12 млн. 988 тыс. человек, которые проживали в 81 стране. Наиболее многочисленное еврейское население было в США (5,7 млн. человек) и Израиле (3,4 млн. человек). Третью по численности территориальную группу еврейской диаспоры представляли евреи СССР (свыше 1,7 млн. человек). Единство иудейской религии на протяжении веков определяло и единство еврейского народа вне зависимости от регионов его проживания, являясь основным фактором самоидентификации и консолидации евреев в странах диаспоры. Вместе с тем уникальными особенностями этой национально-монотеистической религии явились соединение принципиальной ортодоксии и изоляционизма с гибкостью и приспособляемостью к конкретным условиям существования ее приверженцев в странах пребывания, а также сочетание высокой мессианской идеи грядущего воссоединения разрозненного народа с практикой его прочного укоренения на местах. Следствием этого стало разнообразие этнических групп евреев, имеющих свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы. Это европейские евреи, этнокультурный очаг которых сформировался в средневековой Германии в IX - XII веках (Ашкеназ - название Германии в средневековой раввинской литературе), а впоследствии сместился на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, Россия). В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык - идиш, сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности. Ашкеназская субэтническая группа стала основой (с разной степенью участия других групп евреев) нынешних еврейских общин большинства стран Европы, США, Латинской Америки (Аргентина) и Южной Африки. Ашкеназы - наиболее ассимилированная группа среди евреев, поскольку движение хаскала и "реформированный иудаизм" зародились именно в Германии. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство нынешних европейских и американских евреев считают родными языками языки стран проживания. Основной этнокультурный очаг восточно-европейских евреев, охватывавший территорию Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, со специфическим еврейским типом поселений, традиционным бытовым укладом и самобытной культурой, именуемой на идиш "голдене кейт" ("золотая цепь"), был практически полностью уничтожен гитлеровцами. Уцелевшие носители традиционной еврейской культуры в подавляющем большинстве эмигрировали в Израиль. Другая значительная субэтническая группа евреев, сложившаяся в средневековой Испании в период арабского господства, получила название сефардов (Сфарад - наименование Испании в средневековой раввинской литературе). После изгнания в 1492 г. они расселились, главным образом, в странах Ближнего Востока, в Турции, на Балканах, сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали именовать всех евреев азиатских стран, в противоположность европейским евреям. Это не вполне точно, так как восточные евреи составили большое число самобытных этноконфессиональных общин, в том числе изолированных от остального еврейства вроде фалашей Эфиопии, "черных евреев" Индии, китайских иселони. До образования Израиля наиболее крупной субэтнической группой восточных евреев были евреи арабских стран: Марокко, Йемена, Египта. До установления в 1979 г. исламско- фундаменталистского режима значительная еврейская община проживала в Иране. После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства, начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс этот пока далек от завершения. Израильские евреи - переселенцы с Востока и выходцы из Европы - все еще сохраняют обособленность в религиозном плане, имея двух самостоятельных главных раввинов: ашкеназского и сефардского. 2 . Священные книги иудаизма. Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ (это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен Ветхому Завету христианской Библии. Он составлен из текстов, датируемых XV - V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке. Если спросить человека "с улицы", что для него означает иудаизм, девять из десяти ответят: суббота, праздники, синагога, законы питания, обрезание, траурный обряд. Но все это лишь малая часть иудаизма — системы, которая охватывает все стороны жизни: отношения между личностью и обществом, личные взаимоотношения, типы поведения, отношения между мужем и женой, между начальником и подчиненным, профессиональную и деловую этику, домоводство, взаимоотношения в общине, обществе и государстве. Другими словами, иудаизм — это искусство жить во всех его проявлениях. Законы, которые регулируют отношения во всех сферах жизни, — такие же четкие, как и те, что определяют правила питания или порядок службы в синагоге. Все части Торы, взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели — созданию справедливого общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию Бога. Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых обязанностях еврейского народа. Тора неизменно упоминает и о своей универсальной цели: Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных на греческом языке в IV - 1 веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли. Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их каноническими, а православные - нет. Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н. э.-1 веке н. э. Окончательное оформление его текста произошло к VIII веку н. э. трудами масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил название "Масоретский канон". По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три отдела. Первый отдел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, является наиболее почитаемой частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В европейской традиции латинского перевода ТаНаХа пять книг Моисеевых называются соответственно Генезис, Эксо-дус, Левитикус, Нумери, Дейтерономия. Второй отдел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий отдел - Кетувим (Писания) вошли 13 книг. Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев, причем священное значение придается как звучанию древнееврейских текстов, так и их графической основе. ТаНаХ написан квадратным семитическим письмом, в котором контуры знаков вписываются в квадрат, с направлением строки справа налево и сверху вниз. По общесемитской традиции гласные звуки изображаются специальными знаками огласовки. В отличие от арабской графики еврейское квадратное письмо лишено слитности - буквы изображаются отдельно. Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга почитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего). В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма, именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая историческая ступень его формирования - толкования текстов ТаНаХа, так называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу (мидрашим). Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы • законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый Иерусалимский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н.э.- начала 1 века н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры. В конце II - начале III веков весь этот материал был обработан и объединен Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после чего получил название Мишна (Повторение). Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов: Зераим (Посевы) - аграрное законодательство; Моэд (Праздники) - праздничный ритуал; Нашим (Жены) -брачное законодательство; Незикин (Повреждения) - уголовные законы; Кодашим (Святыни) - порядок богослужения; Тегарот (Чистоты) - ритуальная чистота. В совокупности тексты этих разделов охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня рекомендаций по конкретным ситуациям. Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с Богом всяким правоверным иудеем. Особый интерес представляет трактат Авот ("Поучения Отцов"), включенный в раздел Незикин. В нем в афористической форме изложены религиозно-нравственные установления, принадлежащие еврейским ученым мудрецам III века до н. э. - III века н. э. В III-V веках н. э. в палестинских и вавилонских йешивах был составлен третий слой комментариев и толкований, получивших название Гемара (Заключение). В относительно упрощенном понимании Гемара - это комментарии к Мишне. Вместе с Мишной Гемара палестинских школ составила Иерусалимский Талмуд (Талмуд Иерушалми), сформированный в IV веке. В эпоху гаонов в Вавилонии был составлен Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавяи), включивший Мишну и Гемару вавилонских йешив. Завершение его формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у иудеев более высокий авторитет, чем Иерусалимский, поскольку он почти в четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и тщательнее откомментирован. Помимо композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна - Гемара) членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и Аггаду (Сказание). Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада - притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда. Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом" любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться. Многослойность и энциклопедичность содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно- проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и глубоко образный Коран). Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно продолжались и в раввинистическую эпоху. Наибольший авторитет в этой области приобрели труды выдающегося еврейского мыслителя Моисея Маймонида (1135 -1204), известного под именем Рамбам (представляет собой аббревиатуру от полного имени - раббейну Моше бен Маймон). Деятельность Маймонида, выходца из Испании, протекала при дворе мусульманских правителей Египта, где он служил Придворным врачом египетского султана. В числе других сочинений им был создан обширный трактат "Мишне-Тора" (Повторение Торы) - своеобразное энциклопедическое руководство к Торе и Талмуду. По словам российского исследователя иудаизма ХК века В. Григорьева, Маймонид "дал своими трудами зданию талмудизма, с одной стороны, целостность, стройность и полноту, которых оно до него не имело, а с другой - старался проникнуть мрак его светом разума, утвердить его на рациональных началах". В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485 - 1575) завершил кодификацию предписаний Талмуда. Он составил талмудический кодекс "Шулхан-Арух" (Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов: Ораххаим (порядок богослужения, праздники, субботний покой); Иоре-деа (домашний обиход, пища); Эвенха-эзер (брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский раввин Моше Иссерлис (1520 - 1572) дополнил кодекс Каро ашкеназскими обычаями в трактате-добавлении "Малпа" (Скатерть), после чего "Шулхан-Арух" сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей ортодоксального иудаизма. Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала (буквально "предание")- эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в 1-III веках н. э. в еврейских общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Одно из основных понятий Каббалы - сфирот, или десять ипостасей сокровенного Бога. Каждая из них наделена специфическими качествами, а все вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром. Наиболее важное каббалистическое сочинение - книга "Зогар" (Сияние), почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Предположительно, что ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон (умер в 1305 г.). "Зогар" представляет собой мистический комментарий к Торе, перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую связано богословие хасидизма. 2.1 Тора и ее развитие в веках. Здесь неоднократно упоминалась Тора, Мишна, Галаха, Агада, Талмуд, Гмара, Мидраш. Поэтому мы сочли уместным дать краткий обзор развития Торы во времени. Прежде всего, следует различать два значения слова "Тора": в узком значении Тора — это Пятикнижие, пять книг Моше-рабейну, в широком — все книги Священного Писания, все законы, практика, обычаи и понятия, которые составляют содержание иудаизма. ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ ТОРА. Тора, которую евреи получили на горе Синай, состоит из Письменной и Устной Торы. Письменная Тора — это то, что обычно называют Пятикнижием, а также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Исраэля вступил в завет с Богом; там же излагается основной смысл законов — мицвот, которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также практика их применения передавались устно из поколения в поколение на протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Еврейские мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни. Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Талахой. Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним единую книгу ТаНаХ. ТаНаХ — аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим. В Книги пророков входят записанные речи пророков Исраэля; это уникальное явление в мировой истории. Их страстные призывы к справедливости и братской любви во имя Бога и Его Торы находили отклик во все времена; отзвуки их нашли свое отражение и в настоящей работе. Святые Писания, включающие в себя Тегилим (Псалмы), Мишле (Притчи), Книгу Ийова и многие другие, — это ответ великих обладателей Святого Духа на духовный призыв Торы. МИШНА. В конце II в. н.э. раби Йегуда га-наси, предвидя длительное изгнание и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |