бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

страстной эмоциональностью являются такие уникальные творческие коллективы,

как хакасский национальный ансамблю «Улгер». В основе его репертуара лежит

фольклор, но он выступает не как верхний слой, не как внешняя сторона, он

как бы глубоко спрятан и переосмыслен с новых позиций. Найден такой аспект

его освоения, который делает фольклор не тяжеловесным и неподвижным

историческим грузом, а активно действующей и непрерывно обновляющейся

творческой силой. Фольклор не является архаическим экзотическим украшением,

способом погружения в мир сказаний, легенд и первозданных человеческих

ассоциаций и восприятий, а служит надежной исторической опорой для

дальнейшего самостоятельного движения и обретения многообразия.

Ценность традиций измеряется ее способностью быть основой для создания

новых культурных ценностей. Тем отраднее появление произведений, в которых

национальные традиции, соединенные с опытом музыкантов-профессионалов,

«работают» с полной силой, образуя оригинальное художественное сочетание. В

этом и заключается эволюция фольклорной традиции в процессе формирования и

развития хакасской музыкальной культуры.

Долгое время фольклор наполнял лишь вокальную музыкальную литературу,

но сегодня уже не всегда достаточно эстетических средств народной традиции

для создания музыкальных произведений, стоящих на высоком уровне

современного искусства. Лишь в сочетании вокальных (песенных) фольклорных

традиций с профессиональным мастерством инструменталистов можно воссоздать

многообразную динамику жизни. Значение фольклора как национального

культурного достояния сохраняется, но, осваивая новые идеи, общественные

явления, обогащая художественные выразительные средства, использование

фольклора приобретает бльшую жизнеспособность, устойчивость и гибкость.

Хакасская национальная культура, как и любая другая, имеет свои

традиции как в плане идейного содержания, так и в отношении конкретных форм

проявления. Эти традиции являются духовными ценностями, родившимися и

развивающимися в ходе длительной истории народа. Они обладают могучей

жизненной силой, вошли в плоть национальной культуры, укоренились в

сознании, в эстетических идеалах народа. Величественное по своим масштабам

и значению народно-художественное творчество – это философия, ум,

нравственность народа, выраженные в концентрированном виде. Свое – это то,

что завещано предками, сохранено и отшлифовано историей.

Традиции – неотъемлемая часть культуры, но, будучи историческими, на

новых этапах развития общества уже не могут полностью удовлетворить его

потребности. Поэтому они подлежат дальнейшему развитию, и сама история

создала условия для того, чтобы они вошли в контакт с лучшими достижениями

мировой общественной культуры. Этот контакт приводит к многообразию, к

органичным творческим формам взаимообогащения культур. Устарелые традиции

обновляются, поднимаются на новые высоты, приобретают современное звучание.

Хакасская музыкальная культура, опираясь на фольклорные традиции, вместе с

тем их преобразует.

Восьмым способом взаимодействия и взаимообогащения культур можно

назвать создание новых музыкальных жанров на основе полного освоения

общеевропейских. Многие сферы культурной духовной деятельности людей,

например, опера, кантата, балет, симфоническая музыка, до революции Хакасия

не знала. Опыт развития доказал, что любой народ в любой сфере человеческой

деятельности может достичь вершин при условии тесного взаимодействия с

другими культурами. Постепенно эстетический опыт одного народа становится

достоянием другого.

Высокий уровень народного песенно-художественного творчества был

важнейшим фактором взаимообогащения культур, что и обусловило в достаточно

короткий отрезок времени появление выдающихся произведений, становящихся

уже межнациональным достоянием: опера А. Кенеля «Чанар Хус и Ах Чибек»,

опера Г. Челборакова «Горная девушка», симфония Ал. Крюкова на хакасские

темы, «Праздничная увертюра» Н. Киркора, «Хакасская сюита» А. Новикова,

«Хакасская поэма» для симфонического оркестра А. Стоянова и другие

произведения.

Хакасская музыкальная культура в своем развитии прошла в высшей

степени насыщенный период. Исчезло понятие «инородец». Произошло событие

чрезвычайно знаменательное для судеб обеих национальных культур:

сократилось историческое расстояние. То, что хакасская культура не прошла

всех этапов развития европейской культуры не отразилось на ее эстетических

качествах, на полноте и силе художественного мышления. Другое дело, что,

как и любая другая культура, хакасская музыкальная культура развивается

неравномерно. В определенный период времени одни жанры музыкального

искусства развиваются успешнее других. Позже эти ранее отстававшие жанры

нередко выдвигаются на первый план, завоевывая новые художественные высоты.

Известная неравномерность свойственная и нынешнему этапу развития

музыкальной культуры Хакасии. То, чего достигло ее песенно-художественное

творчество, еще впереди у симфонической музыки. Решение проблемы не в том,

чтобы от «легких» песенных жанров поднимать людей к «серьезным» жанрам, а в

общем гармоничном широком прогрессе всех жанров искусства.

В достижении всестороннего подъема национальных культур большую роль

играет такой способ взаимосближения и взаимообогащения, как коллективное

творчество исполнителей разных национальностей.

Межнациональные явления в развитии культуры и искусства в известной

мере стали типичными для нашего времени. Многие творческие коллективы

Абакана, в том числе симфонический оркестр, духовые оркестры, оркестр

русских народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр стали центрами

воспитания интернационалистов. Именно в них создается благоприятные условия

и открываются большие возможности для осмысления культурного наследия и

прогрессивных традиций всех народов.

Совместный труд людей разных национальностей в многонациональных

коллективах, решение единых задач, постоянные контакты, живое общение друг

с другом – все это свидетельствует о духовном единстве общества.

Интенсивное взаимодействие и взаимообогащение национальных культур в

настоящее время является все более актуальным выражением их общности,

воплощая современный уровень их сближения и развития, диалектической

взаимосвязи национального в мировой системе культуры.

Коллективная работа исполнителей разных национальностей над созданием

художественных произведений является интересным и одним из наиболее

распространенных способов взаимодействия и взаимообогащения музыкальных

культур. Решающее значение здесь приобретает содержательный, идейный

критерий. Коллективы с большим успехом представляют лучшие образцы

искусства Хакасии, а также пропагандируют творчество хакасских композиторов

как у нас в стране, так и за рубежом.

Например, симфонический оркестр Абаканского музыкального колледжа в

1992, 1995 годах успешно гастролировал по странам Западной Европы. Концерты

были даны в Германии, Швейцарии, Италии и Франции совместно с хором

кафедрального собора города Фрайбурга. Или: духовой оркестр под управлением

Г. Жульмина неоднократно представлял культуру Хакасии на Всесоюзных и

Международных фестивалях и смотрах-конкурсах духовой музыки. Надо отметить,

что качественный уровень исполнения произведений этими коллективами очень

высок и вполне соответствует международному. Об этом свидетельствует то,

что в 1990 году на Международном смотре-конкурсе духовых оркестров в Москве

духовой оркестр из Хакасии занял почетное II-е место.

Произведения хакасских композиторов, профессиональное мастерство

исполнителей-оркестрантов таким образом становится общим достоянием,

получают признание и оказывают воздействие на развитие общества:

составляются и успешно осуществляются планы сотрудничества, исполнительские

коллективы вносят большой вклад в укрепление дружбы между народами. При

этом результаты совместных усилий и творческих экспериментов оказываются

исключительно успешными. Они способствуют ознакомлению с произведениями

других культур, а также познанию и использованию в разных формах ценных

традиций. Они призваны на языке музыки воплотить дух времени, красоту

человеческой души. Как следствие, многократно возрастает ответственность

авторов и исполнителей за свое творчество перед обществом.

Взаимодействие и взаимообогащение национальных культур означает не

просто выявление, не пассивную демонстрацию накопленного каждой культурой

прогрессивного художественного опыта, но, прежде всего, создание новых

духовных ценностей, новых черт, особенностей культур, которых не было в них

до процесса взаимообогащения. Открытия и плодотворные новаторские поиски

одной культуры могут стать и часто становятся надежными ориентирами для

других культур. Они помогают им в их собственном национальном развитии.

Взаимодействия и взаимообогащение насущно необходимы каждой национальной

культуре. Они продиктованы задачами, потребностями и необходимостью общего

и внутринационального художественного развития, самой логикой его

общественного развития. У национального искусства не может быть своей

независимой замкнутой жизни. Общность культур составляют: идеологическое

содержание культуры, многообразие ее форм, принципы взаимоотношений

культуры и народа, определяющее значение творческого метода, нацеленного на

правдивое отражение действительности. То есть, в каждом конкретном случае

представляется возможность ставить вопрос не о наличии или отсутствии этих

принципов, а о конкретном характере их действия и применения, отвечающем

национальным особенностям склада и развития той или иной культуры. В

общности этих принципов коренятся закономерности многоаспектного сближения,

взаимообогащения национальных культур и укрепления их межнациональных

связей.

«Национальные культуры наших народов, если так можно сравнить,

представляют многоцветный ковер лугов, где каждый цветок по-своему красив и

приятен, но все цветы вместе составляют еще большую красоту, вызывая

многостороннюю эстетическую радость и духовное наслаждение» (из письма Н.Г.

Доможакова Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву от 02.12.1958)12.

Сочетание всего лучшего, что есть в национальной культуре, с

передовыми достижениями мировой культуры – это залог формирования новых,

огромных по своему значению эстетических ценностей. Теперь возникает

необходимость отметить особенности и значение самих художественных

ценностей, в которых в единое целое сливаются познавательные, идейные,

эстетические и эмоциональные начала. Художественные ценности характеризуют

качества творческих созданий, которое обуславливает длительность и

своеобразие их функционирования. Поэтому художественные ценности следует

рассматривать не как отвлеченную категорию, не как нечто обособленное от

самих произведений искусства, а как их важнейшие свойства. Можно сказать,

что художественные ценности равнозначны силе и глубине образного

проникновения в процессы жизни, внутренний мир людей, равнозначны

объемности творческих обобщений. Нетрудно заметить, что художественные

ценности и творческие обобщения – понятия, тесно связанные между собой, но

не тождественные друг другу. Творческие обобщения в искусстве составляют

неотъемлемое свойство многих видов и жанров музыкального творчества. Само

это понятие предполагает образное претворение реальных явлений

действительности, духовной жизни людей, черты художественного анализа и

синтеза. Изучение процессов взаимодействия и взаимообогащения культур дает

возможность проанализировать и рельефно показать реальное функционирование

эстетических ценностей, созданных разными народами и в разных условиях.

Особенность произведений искусства, возникающих в той или иной

национальной культуре, заключается сегодня во все возрастающей общности

проблематики, которая не только не ведет к нивелированию особых черт, но и

является основой для раскрытия богатства культур. Они воспринимаются

другими национальностями не только как чужие, то есть возникшие в других

конкретно-исторических и национальных условиях, но и как свои, то есть

ставящие близкие всем проблемы, порожденные общими процессами. Внутреннее

содержание художественных ценностей характеризуется тем, что оно сильно,

концентрированно и ярко передает богатство и многообразие действительности.

Тематика и проблематика произведение на современном этапе широка и

разнообразна, она отражает многие стороны человеческого бытия.

Современные произведения воплощают гуманизм, широту философских

концепций, интернационалистический пафос, углубление национального

самосознания. Современное искусство талантливо, многозначно, прогрессивно,

утверждает нравственное значение и гуманистические ценности. Очевидно, что

своеобразие национальной художественной культуры не является свойством,

которое по самой своей природе ей присуще и вытекает из одних лишь

особенностей национального характера. Оно, это своеобразие, - результат

развития и неотделимо от тех реальных достижений крупных мастеров

музыкального искусства, которые основываются на глубоком осмыслении и

образном претворении исторического духовного опыта народа. Глубоким

содержанием, профессиональным мастерством и своеобразием отмечено

творчество композиторов Хакасии: А.А. Кенеля, Г. И. Челборакова, Н. В.

Катаевой, А.К. Стоянова и других.

Признавая важной особенностью эстетических ценностей высокую меру

раскрытия общезначимого, меру совершенства его воплощения, к

межнациональным явлениям может быть причислено творчество отдельных

исполнителей. Художественные произведения, созданные ими, их творческие

обобщения стали активным фактором взаимодействия и плодотворного

взаимообогащения культур. Сегодня Хакасия располагает многочисленными

исполнительскими кадрами разных национальностей. Расцветает национальное

музыкальное искусство. Его серьезные достижения продолжают богатые традиции

фольклора и обогащают профессиональное искусство.

Среди популярных и любимых в Хакасии исполнителей следует назвать

народных артистов Республики Хакасия, заслуженных артистов Тувинской АССР,

заслуженных работников культуры РСФСР Клару Сунчугашеву и Владимира

Чаптыкова, народного артиста Республики Хакасия, заслуженного работника

культуры РСФСР Владимира Терешкова, заслуженных артистов РСФСР, заслуженных

артистов Республики Хакасия и Республики Бурятия Екатерину Кыштымову и

Леонида Третьякова, заслуженного работника культуры Республики Хакасия

Ирину Малину и других.

Творчество отдельных исполнителей и их огромную роль в развитии

культуры, на наш взгляд, можно определить как один из самых активных

способов взаимообогащения культур.

Контакты между авторами и исполнителями произведений приносят богатые,

многообразные плоды и углубляют чувство сопричастности и ответственности за

общее дело. Произведения, в которых они раскрывают процессы глубоких

социальных преобразований на хакасской земле и духовного возрождения ее

народа, становятся подлинно общественно и художественно значимыми.

Художественные ценности не обособлены от ценностей, накопленных

искусством прошлого. В процессе дальнейшего функционирования крупные

художественные произведения прошлого раскрывают разнообразные свойства

воплощенных в них идейно-эстетических обобщений. Вступая в соприкосновение

с новыми явлениями действительности, с явлениями духовной жизни общества,

творческие обобщения загораются новым светом, причем более ярким. Так

произошло в 1996 году с постановкой оперы Верди «Травиата» в концертном

варианте силами артистов Хакасской филармонии, ими же в 1998 году была

поставлена и другая опера Верни – «Аида».

Важной особенностью современной художественной культуры Хакасии

является то, что она развивается усилиями не только профессиональных

мастеров искусства, но и активным творчеством самодеятельных композиторов.

В Хакасии имеется широкий простор для развития художественной

самодеятельности и большие возможности для раскрытия своих способностей и

дарований. Самодеятельное народное творчество является полноправным

компонентом многонациональной культуры Хакасии, поэтому творчество

самодеятельных композиторов следует определить как следующий, десятый,

способ взаимообогащения культур. В его основе лежат те же общие

закономерности сближения и взаимовлияния культур.

В Хакасии имеется Республиканский научно-методический центр народного

творчества, который способствует развитию художественного творчества масс.

Оно проявляется в различных формах, большое распространение получило

сотрудничество музыкантов-профессионалов с самодеятельными композиторами.

творчество народных талантов содействует повышению культурного уровня

народа и совершенствованию его эстетического восприятия. Безусловно, это

необходимо для дальнейшего обогащения национальной культуры.

Исходя из того, что народ является основным творцом культуры, и именно

он пользуется ее богатствами, необходимо заботиться о привлечении

самодеятельных музыкантов к активной творческой деятельности. Диапазон

проявлений у музыкантов очень широк: лирическая откровенность,

доверительность сочетаются с философскими размышлениями о проблемах жизни.

Эпик спокойно и неторопливо исследует события и характеры, обстоятельно, с

исторической точностью. Эмоционально приподнято может быть творчество

другого композитора, оно сродни шумному всплеску, переполнено неукротимой

энергией. Именно так можно охарактеризовать творчество Анатолия

Иннокентьевича Токмашова.

А. Токмашов - самодеятельный композитор, энтузиаст, талантливый певец,

разноплановый инструменталист, играющий на чатхане, баяне, рояле, гитаре.

Это человек увлеченный, ищущий, неугомонный. Самая характерная его черта -

доброта, и тем удивительнее его бесконечная доброта, чем больше узнаешь о

его детдомовском детстве. Его жизненная позиция выражена следующим образом:

"Меня окружали и окружают добрые люди, таких людей большинство в этой

жизни, иначе она бы прекратилась". С этой позиции и исходит его творчество,

его направленность: любовь к жизни, любовь к родному краю, любовь к

женщине, призыв к доброте и милосердию.

Общение с его произведениями - это всегда задушевный разговор, дающий

многое для сердца, для души. Его произведения лаконичны, задушевны,

отмечены господством светлого колорита с оттенками моментов грусти. это

лирические импровизации, картины-настроения, поэтические чувства,

охватывающие при созерцании просторов Родины. Сделать людям добро,

доставить человеку радость - такова суть его творчества.

Жанры творчества Токмашова разнообразны. Большое место среди них, как

у всех хакасских композиторов, занимают песни. В них поэтическое видение

композитора, принципы изображения действительности какое-то время остаются

в рамках фольклорного мышления. Именно фольклор стал основой его образности

и тематизма. Диапазон этой образности довольно большой: от лирических

образов покоя и созерцательности до активных народных празднеств. Наиболее

популярны его детские песни, песни об Афганистане и о скоротечности

времени.

Творческое общение с композиторами-профессионалами оказало на него

очень большое влияние. Желание учиться давало стимулы для творческого

развития и появления новых качеств его художественного мышления, что было

бы совершенно невозможно при вынужденной учебе. Как результат – творчество

Токмашова обогащается новыми формами и жанрами. Появилась 4-х частная

оркестровая сюита «Цвети, Хакасия», симфоническая поэма «Алтын-Арыг».

Из фортепианных пьес наиболее интересны, на наш взгляд, три. 1)

«Шаман». Это жанровая миниатюра, свидетельствующая об обращении композитора

к фольклору, к его истокам. 2) «У подножия Саян». Это лирическая камерная

пьеса прозрачного звучания, оставляющая тонкое ощущение пейзажа одного из

художников Хакасии А.Ф. Калинина. Пейзаж – очень трудный жанр, передающий

состояние природы, которая ассоциируется с человеческими чувствами. На

первом плане здесь находятся не виртуозно-технические задачи, а задачи

более высокие – эстетические, передающие восхищенное отношение к природе.

3) «Токката». Уже первыми звуками, тревожными ритмами, гулкостью фактуры

вызывающая ассоциации с работами другого художника Хакасии – В.А. Тодыкова:

мужественные всадники-хакасы на неутомимых конях несутся в стремительной

скачке, и кажется, ничто не в состоянии сдержать их бег навстречу свободе и

простору. Так в творчестве самодеятельного композитора А. Токмашова

происходит своеобразное и смелое использование фольклорных сюжетов и

мотивов. В концертной обработке преподавателей-пианистов музыкального

колледжа все эти пьесы часто звучат на сцене.

В результате творческого взаимодействия в современном музыкальном

искусстве Хакасии происходит своеобразный двойной процесс: во-первых,

благодаря развитию творческих сил и раскрытию духовного потенциала

самодеятельных национальных композиторов обогащается свое национальное

музыкальное искусство, во-вторых, благодаря формированию новых стилевых

форм и жанров происходит процесс дальнейшего взаимообогащения культур. При

этом новые жанры и идеи во многом обусловлены эстетическими нормами и

законами фольклора: в данное время А. Токмашов работает над 2-х актной

оперой в тахпаховом стиле «Лебединая песня» по произведению Н. Тинникова

«На рассвете». Так художественная энергия самодеятельных авторов, ранее как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.