|
Игровые моменты и опорные конспекты на уроках историиМессере Пьеро: Что скажешь, друг? Усиленно кланяясь, рыбак просит: Попросите вашего сына, молодого художника, намалевать на этой вывеске что-нибудь устрашающее, удивительное для вывески моему брату на лавочку. Я задумал вместе с братом торговать рыбным товаром. Что-нибудь поудивительнее, Ваша милость, уж сделайте одолжение! Тогда каждому покупателю захочется зайти в лавку поглазеть на чудеса. Глядишь, что-нибудь купят! Пьеро, смеясь, соглашается отдать щит своему сыну. В мастерской. Мессере Пьеро: Сынок, намалюй на доске что-нибудь особенное, чтоб мурашки по телу забегали! Молодой художник принимается за дело. Следуя своему принципу точно следовать природе, он собирает для щита всяких животных: бабочку, саранчу, кузнечика, змею, летучую мышь. Все это он достает из корзины и располагает так, что получается чудовище, туловище которого выползает из мрачной расщелины скалы. Кажется, что дыхание этого чудовища заражает воздух, дым клубится, выходя из раскрытых ноздрей. Наконец работа закончена. Мессере Пьеро: Это я, сынок. Ну и жара, открывай скорее, у меня руки полны - я принес яблоки. Молодой художник: Сейчас, отец, картину надо поставить на возвышение - будет виднее. Вот так... А теперь - пожалуйте... Он распахивает дверь, придвигает щит к окну. Яркие лучи солнца озаряют изображение. Кажется, что чудовище смотрит с мольберта, вот-вот бросится на человека и задушит его в своих объятиях. Лицо мессере Пьеро покрылось мертвенной бледностью, в глазах - ужас. Забыв, что это картина, он начинает креститься и бросается бежать. Молодой художник: Успокойтесь, батюшка, ведь это всего-то картина. Я достиг того, что хотел, - картина возбуждает ужас. Занавес закрывается. Ведущий: Назовите имя художника. Прикрепите свои банты к картинам, принадлежащим его кисти. На стене - Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком", "Джоконда", "Мадонна Литта", любые картины художников эпохи Возрождения. Ответ: "Мадонна с цветком", "Джоконда", "Мадонна Литта". Конец игры. приложение 5 Опорные конспекты Блок-тема 1 Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья разработка урока для седьмого класса 1-2. Цивилизационное развитие Европы идёт по пути взаимовлияния, борьбы и слияния двух составляющих. Первая из них — разрушение родоплеменной организации варваров и складывание раннефеодального государства; вторая — трансформация античной рабовладельческой цивилизации в средневековую. В пятом веке нашей эры, германцы переходят к двуполью и от родовой общины к соседской. Растёт производительность труда. Выделяется знать. Вожди. Хлодвиг. Галлия обретает самостоятельность после падения Западной Римской империи в 476 г. 2. В 486 году франки разбили войско римлян и подчинили Галлию. 3. Знатные франки и римские рабовладельцы постепенно превращаются в феодалов (крупные землевладельцы, правители областей, приближённые короля, дружинники). Феод, феодал, поместье. Формируется слой зависимых и крепостных крестьян. Три способа: за долги, отдача под покровительство, захват земель. 4. К 500 году завершается процесс образование раннефеодального государства у франков. Хлодвиг — король. Расцвет франкского государства при Карле Великом. Военные походы, увеличение территории. Система власти и управления в стране. Законы франков. Церковь. Роль насилия в государстве. Цивилизационные задачи государства. 5. Повинности крестьян. Оброк. Барщина. Десятина. Сопротивление крестьян. 6-7. Натуральное хозяйство. Слабость хозяйственных связей. Усиление крупных феодалов. Феодальная раздробленность. Сеньор. Вассал. Король — первый среди равных. Междоусобные войны. 8. Порядок жизни, слои населения раннесредневекового общества. 9. Пятый-одиннадцатый века в Европе — период раннего средневековья. Объяснение содержание знаков и элементов опорного конспекта по Истории средних веков для седьмого класса |Хозяйство, | |Трёхполье. | | |экономика в | | | | |целом. | | | | |Производительност| |Феодалы. | | |ь труда, | | | | |возрастание и | | | | |совершенствование| | | | |Натуральное | |Десятина церкви. | | |хозяйство. | | | | |Переход от | |Община, общество в| | |натурального | |целом. | | |хозяйства к | | | | |торговле, обмен | | | | |между городом и | | | | |с/х. | | | | |Междоусобные | |Выделение знати, | | |войны. | |неравенство. | | |Военные походы. | |Город, центр | | | | |ремесла и | | | | |торговли. | | |Угнетение народа,| |Распад | | |борьба за свободу| |государства, | | |и землю. | |раздробленность. | | |Церковь, | |Германия, | | |католичество. | |Священная римская | | | | |империя. | | |Православная | |Франция. | | |церковь. | | | | |Подсечное | |Италия, Рим. | | |земледелие. | | | | |Двуполье. | |Улучшения в | | | | |сельском | | | | |хозяйстве, тяжёлый| | | | |плуг. | | |Феодальная | |Торговля, торговые| | |лестница. | |пути. | | |Крестоносцы. | |Центр торговли, | | | | |пересечение | | | | |торговых путей. | | |Занятие арабов - | |Византия. | | |разведение | | | | |верблюдов. | | | | |Верблюд — | | | | |«корабль | | | | |пустыни». | | | | |Крестьяне. | |Христианское | | | | |учение о божьем | | | | |суде. | | |Сословия. | |Выступление | | | | |крестьян. | | |Столетняя война. | |Три пути | | | | |закрепощения | | | | |крестьян. | | |Централизованное | |Королевская | | |государство. | |власть, король. | | |Совершенствование| |Солнце, луна и | | |оружия. | |пять планет. | | |Верхнебойное | |Образование, | | |водяное колесо. | |школа. | | |Мореплавание. | |Города на | | | | |пересечении дорог.| | |Америка. | |Города у мостов. | | |Англия. | |Города у | | | | |монастырей. | | |Испания. | |Города у гаваней. | | |Раннефеодальное | |Цех, союз | | |государство. | |мастеров. | | |Культура. | |Насилие, разбой. | | |Ручное | |Мастер, | | |производство. | |подмастерья, | | | | |ученики. | | |Рабы. | |Деньги, доходы. | | |Рабы с хижинами. | |Препятствия в | | | | |торговле. | | |Колоны. | |Остров. | | |Объединение | |Полуостров. | | |страны в единое | | | | |государство. | | | | |Добыча металлов, | |Церковные обряды. | | |шахты. | | | | |Программы, | |Церковные | | |требования. | |должности. | | |Торговая | |Святыни церкви. | | |компания. | | | | |Поражение в | |Индульгенции. | | |войне. | | | | |Разделение труда | |Низовье рек | | |между областями | |Шельды, Мааса и | | |страны. | |Рейна. | | |Генеральные | |Еретик. | | |штаты. | | | | |Осада города. | |Парламент. | | |Восстание | |Европа. | | |крестьян. | | | | |Людовик 14. | |Африка. | | |Азия. | |Буржуа. | | |Рабочие. | |Античная культура.| | |Рабовладельцы. | |Разделение труда | | | | |на мануфактуре. | | |Огораживание. | |Кровавые законы. | | | | |Преследование и | | | | |казни огороженных | | | | |крестьян. | | |Нидерланды. | |Новые дворяне. | | |Ярмарки. | |Вторжение варваров| | | | |на территорию | | | | |Римской империи. | | |Торговые связи | | | | |между областями | | | | |страны. | | | | приложение 6 Опорные конспекты на уроках истории (примерный образец записей учащегося в тетради) |Под диктовку учителя: |Тема: «Развитие ремесла и торговли. | | |Рост городов в Европе». | | |Цель: Я должен уяснить, почему и как| | |рем. Отделяется от с/х и возникают | | |города, как организов. произв-во и | | |обмен товаров, каковы последствия; | | |знать быт, жизнь и взгляды горожан. | |Во время краткой развёртки опорного | | |конспекта записи не ведутся. | | |Подробная проработка материала урока|1. Успехи в с/х | |по опорному конспекту: |излишки обмен «умельцы» ( | | |жизнь — ремесло). | | | | | | | | |Но: | | | | | |И укрепления город Т+ Р =| | | | | | | | |Рем. Мастерская: — мелкое | | |— ручное | | |б/разд. Труда | | |Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр» | | |Товар торговля | | | | | |От к | | | | | | | | |Цехи — союзы М. Одной спец. | | |Устав. Качество! | | |Цех 11 - 12 вв. — прогресс | | |К 15 веку — тормоз. | |Все записи учитель делает на доске |2. Феодал | |по ходу рассказа и развёртки |город | |опорного конспекта. Материал |борьба за свободу. | |проговаривается в сжатом виде, не | | |менее трёх раз. |МЭР | | |Слои населения: | | |Элита | | |Город. Совет | | |Средние | | |Низы | | |Суд, казна, войско. Права,| | |свободы. | | |Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. | | |— пошлины | | |— что упало, то пропало | | |— разбойники, рыцари | | | | | |Города и купцы за объединение | | |страны. | | |Торг. Пути ярмарки-центры. | | |Шампань. | | | | | |Т — Д — Т. | | |Деньги — Банки, Ростовщики. | | |Вывод: | | | | | |Необходимость объединения страны. | |К следующему уроку. Задание учащимся|Домашнее задание: Развернуть и | |— сделать два (три) доклада о жизни |проработать опорный конспект, | |и быте горожан средневекового |материалы параграфа учебника. | |города. | | Приложение 7 Урок-аукцион (6 класс) «История России в датах» Цели урока: 1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи; 2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории; 3. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и исторической картой. Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с инграми по хронологии. Ход урока: Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом. Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней. Первый этап. 1547 – провозглашение царём Ивана Грозного. 1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии. 1700 – переход России на новое летоисчисление. Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ: «Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает». 1711 – создание Сената. Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого: «Повелеваю! Думным боярам! Отныне по бумаге не читать, Дабы дурость каждого узнать. Думные чины боярам не давать. Вместо Думы создать сенат». 1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны. Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы: - Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной! - Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы! - Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому? На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися. Второй этап 1565 – Учреждение опричнины. 1649 – Принятие Соборного Уложения. После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий. Предложенные картины: Иванов М. В. «Земской собор» (1549) Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582) Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698) Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703) Третий этап 1564 – Начало книгопечатания в России. 1605 – Воцарение Лжедмитрия первого. 1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. 1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены памятники культуры. На экран проецируются следующие иллюстрации: Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана четвёртого). Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани). Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков). Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого российского университета). Подведение итогов игры. 1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов. 2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов. 3. Артистизм исполнителей – 15 баллов. 4. Использование средств наглядности – 10 баллов. 5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному участнику. Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля. Приложение 7 Структура учебного процесса на основе дидактических игр Создание проблемной ситуации: введение моделирующей (игровой) ситуации Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в её игровом воплощении, действие учащихся по игровым правилам, развёртывание игрового действия Подведение итогов игры. Самооценка действий участников Обсуждение хода и результатов игры – игровых Действий и переживаний участников. Анализ игровой (моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью. Учебно-познавательные итоги игры Приложение 8 Технология организации дидактических игр |Этап подготовки игры |Разработка игры |Разработка сценария; | | | |План деловой игры; | | | |Общее описание игры; | | | |Инструктаж; | | | |Материальное | | | |обеспечение. | | |Ввод в игру |Постановка проблемы и | | | |цели; | | | |Условия игры; | | | |Регламент и правила; | | | |Распределение ролей; | | | |Формирование групп; | | | |Консультации. | | | | | |этап проведения игры |Групповая работа над |Работа с источником; | | |заданием |Тренинг; | | | |Мозговой штурм; | | | |Работа с игротехником. | | |Межгрупповая дискуссия |Выступления групп; | | | |Защита результатов; | | | |Правила дискуссии; | | | |Работа экспертов. | | | | | |этап анализа и | |Выход из игры; | |обобщения | |Анализ и рефлексия; | | | |Оценка и самооценка | | | |работы; | | | |Выводы и обобщения; | | | |Рекомендации для | | | |дальнейшей работы. | Приложение 9 Этапы организации деловой игры |Этап 1: |Этап 2: Ввод |Этап 3: |Этап 4: |Этап 4: | |Разработка |в игру. |Групповая |Межгрупповая |Анализ и | |(конструирование| |работа по |дискуссия. |обобщение. | |) игры. | |заданиям. | | | |Диагностика |Разъяснение |Поиск |Выступление |Вывод из | |учебно - |смысла игры и|информации. |группы (защита|игры. | |воспитательного |её программы.| |идеи, | | |процесса и | | |проекта). | | |определение | | | | | |задач, которые | | | | | |предстоит | | | | | |решить. | | | | | |План, сценарий, |Знакомство с |Разыгрывание |Открытый |Оценка игры | |ориентация |правилами, |игровой |микрофон. |экспертами. | |участников на |условиями и |ситуации. | | | |исполнение |регламентом. | | | | |игровой роли. | | | | | |Правила |Распределение|Мозговой |Коллективный |Анализ и | |(условия), |ролей |штурм. |анализ |рефлексия. | |инструкции для |(групповых и | |(взаимооценка)| | |команд и |личных). | |. | | |игроков. | | | | | |Проблема |Постановка |Подготовка | |Выводы, | |(название) игры,|конкретных |спикера | |рекомендации| |формулирование |задач, |(избранного | |, принятие | |общей и частной |определение |лидера). | |общего, | |цели для групп, |регламента | | |коллективног| |участников игры.|выступлений. | | |о решения. | | |Назначение | | | | | |(выборы) | | | | | |группы | | | | | |экспертов. | | | | |Игровое последействие! | 2.3 Деловая игра «Мозговой штурм» Правила "мозговой атаки". 1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников. 2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров. 3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам. 4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей. 5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма. 6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников. 7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде. 8. Оптимизм и уверенность. Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма». I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.) II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал. III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого, соблюдение ими правил. "Штурм" проблемы в группах длится 10-15 минут. IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп. V. Отбор и оценка наилучших идей. VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее). VII. Публичная защита наилучших идей. Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма». 1. Сравните культуру европейского и русского крестьянства. Найдите отличия между ними. 2. Л.Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига Руси не существовало. Приведите аргументы "за" и "против" данной точкой зрения. Аргументируйте свою позицию. 3. Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке. 5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейца. 6. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего между ними и в чем отличия ? 7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке. ----------------------- [1] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001. С. 3. [2] Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех кто учит. Воронеж, 2001. С. 26. [3] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. С. 8. [4] Эльконин Д. Б. Психология игры. С. 45. [5] Борзова Л. П. Игры на уроке истории. С.23. [6] Гуревич А. Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999. С. 15. [7] Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 38. [8] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю С. 29. [9] Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. № 4. С. 27. [10] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183. [11] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187. [12] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187. [13] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 18. [14] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 6. [15] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. С. 24. [16] Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх //Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 28. [17] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С. Новосибирск, 1987. С. 132. [18] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 130. [19] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. 1989. № 4. С. 36. [20] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С. С. 141. [21] Занько С. Ф., Тюнников С. Ф., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 132. [22] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 95. [23] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 37. [24] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей. С. 40. [25] Там же. [26] Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М., 1984. С. 173. [27] Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно- технических и деловых игр. Екатеринбург, деловая книга, 1999. С. 4. [28] Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос, 2000. С. 32. [29] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. С. 19. [30] Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 35. [31] Абрамова Г. С. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 12. [32] Ананьева В. Г. методические рекомендации по организации учебно- технических и деловых игр. С. 34. [33] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. С. 27. [34] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методика и практика. С. 78. [35] Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1985. С.275. [36] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. С. 4. [37] Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8. С. 40. [38] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С. 32. [39] Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999. С. 10. [40] Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1989. С. 41. [41] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. С. 54. [42] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 31. [43] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова //Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 21. [44] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос-пресс, 1999. С 54. [45] Там же. С. 34. [46] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 11. [47] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 6. [48] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998. С. 123. [49] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. С. 35. [50] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 98. [51] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова. С. 25. [52] Там же. С. 26. [53] Монахов М. В. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. С. 87. [54] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 64. [55] Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1996. № 3 . С. 20. [56] Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Владос, 1998. С. 47. [57] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 23. [58] Там же. С. 25. [59] Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 49. [60] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 78. [61] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 56. [62] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 39. [63] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 42. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |