|
Билеты: Билеты по административному правуУровень административно-правового регулирования с точки зрения структуры норм не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет свои пределы, и лишь глупость безгранична [ZB., в одном из американских штатов была установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате которого один из его участников погиб, то другой обязан незамедлительно сообщить первому своё имя, адрес, номер водительского удостоверения и т.д. (это означает, что не только у нас так всё прекрасно с глупостью)]. Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов: 1) [наиболее эффективная] При установлении определённых норм в одной статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция. 2) Санкция нескольких правовых норм выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким [такой порядок тж. допустим, т.к. если правила однотипны, то не имеет смысла загромождать нормативный акт. Но здесь есть определённая опасность: правила поведения обычно устанавливаются ведомством, а санкции – законодательным органом (УК): есть правила, за их нарушение определённые санкции; но ведомство придумывает новое правило, хотя это и недопустимо по логике, но не противоречит закону – а в 60-е гг. такого не допускалось....] 3) [смешанно-выборочная] В одном акте устанавливается несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций, ZB., Правила пользования Метрополитеном (наиб. сложная и неудачная форма, т.к. требует от правоприменителя наибольшего опыта и внимания). 4) Санкция изложена в другом нормативном акте [отсылочная форма]: ZB., административно-правовые нормы часто охраняются дисциплинарными санкциями. Кодификация и систематезация административного права. Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет собой единую систему, все отрасли увязаны между собой и друг друга дополняют. У нас же – «законодательная вермишель». Кодифицировать административное право в силу его разнообразия невозможно; ZB, какой смысл записывать все внутриорганизационные нормы отдельных учреждений. [ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал указ кодифицировать АП: его не поняли] Можно лишь систематизировать отдельные его части, примером чего может явиться КоАП. Действие нормы во времени Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке опубликования и вступления в силу фед. законов, актов палат ФС” 14 июня 1994 г.): зак. акты вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не оговорено. Указ ПРФ с изменениями на 18 августа 1998 г. “О порядке опубликования и вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ, нормативных актов ФОИВ”): подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме гос. тайны. Указы ПРФ вступ. в силу в течение 7 дней, иные - с момента подписания. Нормативы, затрагивающие права граждан вступают в силу после 7 дней. Акты, устанавливающие статус органов, проходят регистрацию в Минюсте. Действие нормы - немедленно, т. е. норма распространяется на вновь возникшие и на ранее возникшие правоотношения с момента вступления нормы в силу. С обратной силой - на возникшие правоотношения до вступления нормы в силу . Перспективное действие нормы - отношения, возникшие после вступления нормы в силу. Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий действие нормы. Фактическая замена - принятие новой нормы, заменяющей старую. Истечение срока - срочная норма. Пределы прекращения действия старой нормы: 1.Переживание нормы, старая норма продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы; 2.Немедленное прекращение - немедленно прекращает действия на все отношения ей регулируемые с даты утраты ею юридической силы; 3.досрочное прекращение - прекращает действия на правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с обратной силы. 2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, доказательства, участники, сроки. Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти: n АП направлен на решение определенных управленческих дел. n АП урегулирован нормами административного права. В зависимости от содержания делится на: n Процесс административного правотворчества. n Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая деятельность. n Административно-юрисдикционный процесс. Каждую из частей процесса можно разделить на производство; административное производство отличается содержанием решаемых проблем. Также можно отметить стадийность. Под стадией следует понимать сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности. Общими для административного правонарушения являются следующие стадии: 1.Условная - анализ ситуации, адм. расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта. 2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ и .т.д.). 3.Исполнение решения. Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра постановлений. В зависимости от сложности можно выделить: n Ускоренное; n Обычное; n Усложненное производство. Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе есть как материальные, так и процессуальные нормы. Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств: 1.По делам об административных правонарушениях (важнейший); 2.По применению мер адм. пресечения и восстановления; 3.По применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права. Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП содержит основу. Производство по делам об административных правонарушениях тесно связан с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении к адм. ответственности рассматривает по ГПК. Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях являются фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются основания дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного процесса делят док-ва в зависимости от источника сведений: 1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства. 2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации; 3.Непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки (исключительно для административного процесса). Участники производства по делам об адм. правонарушениях: 1.компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела; 2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к ответственности); 3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты и т.д.). Сроки производства об административных правонарушениях. Для административного процесса: 1.размер срока - в КоАП, в большинстве случаев четко устанавливается сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст. 238). 2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока связано с каким- нибудь юридическим фактом (получение повестки и т.д). Когда срок исчисляется днями и больше, его течение начинается с 00.00. Административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под стражу. 3.Правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в которое должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается тогда, когда завершено действие. Если действие не завершено, в порядке исключения восстанавливают сроки (ст. 268). Общие и специальные сроки (ст. 257 КоАП). Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают специальные сроки. По юридическому значению сроки делятся на: 1.процессуальные - когда уполномоченные органы обязаны совершить определенные процессуальные действия. 2.давностные сроки — привлечение к ответственности, исполнение постановления, погашение наложенного взыскания. Если давность истекает, дело прекращают. 3.Принудительные сроки — время осуществления отдельных мер административного принуждения. Устанавливаются законом или иным правоприменительным актом. Подведомственность дел по АП. Различают: n общую подведомственность; n специальную подведомственность; n кроме этого: видовую подведомственность — вид органа, который рассматривает дело (инспекция и т.д.); n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного вида будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту совершения правонарушения, граждане обращаются по месту жительства). n Должностная подведомственность - кто в данном конкретном органе должен заниматься этим делом. Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления. При ускоренных производствах все стадии “сливаются” в один процесс. Дела об АП рассматриваются: Административными комиссиями при местных администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными, городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами государственных инспекций. Принятие постановления. Дается окончательная оценка, определяется мера воздействия: о наложении адм. взыскания либо о прекращении делопроизводства. Решение - юрид. властный акт, должно быть оформлен и содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт, время и место принятия, данные о нарушителе, время, место и сущность нарушения, норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания). Билет №5 1. Административно-правовые отношения. Обычно их определяют как отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а также некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные нормами административного права. Для административно-правовых отношений характерно следующее: все правовые отношения, в т.ч. и административно-правовые, переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего административно-правовые отношения, также, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и обязанности субъектов правоотношений, которые должны быть взаимокорреспондированны что вовсе не означает, что у одной стороны должны быть только права, а у другой – лишь обязанности. Признаки административно-правовых отношений. 1) Административно-правовые отношения – это властеотношения [хотя есть и те, которые к таким причислены быть не могут, ZB., отношения между двумя министерствами]. 2) Административно-правовые отношения отличаются публично-правовым характером (государство и его органы выступают органами публичной власти). 3) Один из субъектов административно-правовых отношений является органом исполнительной власти [хотя во внутриорганизационных отношениях, ZB., прокурора со своим секретарём присутствия органа исполнительной власти не наблюдается]. 4) Административно-правовые отношения всегда являются организационными отношениями (т.к. на органы исполнительной власти возложена функция реализации закона и т.д. [хотя в наших органах отношения скорее дезорганизационные Þ акцент здесь надо делать на внешне-, а не внутриорганизационные отношения]). 5) Административно-правовые отношения могут возникать, как правило, по велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно (ZB., при правонарушении) [хотя и не всегда: есть отношения, когда вторая сторона будет противником таких отношений и они не состоятся, ZB., Минздрав субъекта федерации обратился к Минздраву РФ с просьбой соответствующим образом разделить полномочия, а тот отказался Þ отношения не состоялись]. 6) В административно-правовых отношениях ответственность наступает не перед другой стороной, как, ZB., в гражданском праве, а перед государством в целом [хотя необходимо иметь в виду ст. 52 К РФ – об ответственности государства перед гражданами: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Å есть ответственность органа перед органом]. ÞЖизнь богаче любых классификаций. Виды административных правоотношений. Административно-правовые отношения можно разделить на виды по нескольким критериям. Во-первых, по субъектам отношений их подразделяют на отношения вышестоящего органа исполнительной власти с нижестоящим органом исполнительной власти, отношения между органами исполнительной власти и негосударственными объединениями [партии и т.д.], отношения между органами исполнительной власти и другими органами государства [прокуратура, законодательные органы и т.д.] и отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Во-вторых, по сфере действия их подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные отношения. Кроме того, по выполняемым функциям эти отношения могут быть классифицированы на материальные и процессуальные. А также, исходя из положения субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные [примером последних может являться административно-правовой договор]. Основаниями возникновения административных правоотношений являются юридические факты – действия [результат нашего волеизъявления] и события [независимо от нашей воли]. Состав административно-правовых правоотношений. Обычно говорят о трёх элементах административных правоотношений: 1) субъектах (сторонах) [государственных органах, коммерческих структурах, органах местного самоуправления; тж., к субъектам относятся и физические лица, граждане, чей правовой статус определяется, прежде всего, К РФ, и, само собой разумеется, что их администативно-правовой статус неодинаков – граждане РФ, иностранные граждане и, тем более, лица без гражданства (ZB., избирательное право); кроме того статус физических лиц определяется Всемирной Декларацией прав и свобод человека 1948 и Конвенцией по правам и свободам человека 1956 г.]; 2) содержании [правах и обязанностях сторон]; 3) и объектах [право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше сознание и через сознание – на поведение Þ единственным объектом административно-правовых отношений является поведение людей]. 2. Понятие и виды государственных служащих. Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Признаки госслужащего: 1.гражданин РФ; 2.замещает государственную должность в государственном органе (служба в гос. предприятиях не является государственной); 3.замещает в таком органе должность государственной службы; 4.выполняет обязанности, определяемые данной должностью; 5.получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета. Существует несколько классификаций государственных служащих. Ключевым является деление в зависимости от характера полномочий. 1. Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления). Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам. а) Представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например,, главные санитарные врачи, работники милиции и др.). б) Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты. 2. Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты, государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др. К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу - младшие государственные должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д. Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения. 3. Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы. Билет №6 1. Источники административного права. Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и смешанных, многоотраслевых актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного, административного и гражданского). Источники административного права можно поделить на несколько типов: I. Российские акты. А. Акты федеральных органов: Законы PФ: 1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает понятие об административно-правовом законодательстве и формировании административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117); 2. Акты ФС (Верховного Совета) РФ: а) федеральные конституционные законы; б) федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др, «Об основах государственной службы РФ» 12 Авг. 1995 г.); Å) декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания (Съезда Советов народных депутатов Верховного Совета) РФ. Подзаконные федеральные акты: 1. Указы, распоряжения Президента РФ. В частности, современными указами сформирована исполнительная власть (“Указ о системе федеральных органах исполнительной власти”; “Указ о структуре органов исполнительной власти”. Указами президента утверждаются положения о министерствах №1039 “О МВД” 18 июля; 2. Постановления, распоряжения Правительства РФ. Нормативные постановления правительства. – ключевой вид источников административного права. “О лицензировании отдельных видов деятельности” – постановление от 24 дек 1994 г. Постановлениями утверждаются положения о министерствах, подчиняющихся правительству (13 января 1996 г “положения о Госкомитете по вопросам развития севера”;13 августа 1996 №994 “ о федеральной авиационной службе России”), утверждаются правила и положения, являющиеся административными источниками Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |