бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты: Билеты по административному праву

Билеты: Билеты по административному праву

Билет №1

1. Исполнительная власть и государственное управление.

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная

власть организационно и институционально подразделяется на три относительно

самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В

соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые

взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно

действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий

орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить

каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль

принадлежит представительным органам.

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение

– исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти

находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства.

[Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты

государственной власти как раз органами исполнительной власти] Поэтому в

демократическом государстве формирование и порядок деятельности

административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть

чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство

является правовой основой построения и эффективного функционирования самой

большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата –

исполнительной власти.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются

понятия: исполнительная власть, государственное управление,

государственная администрация, административная власть. Эти понятия

связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более

высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает

полностью. Управление – это деятельность, администрация –

основной субъект этой деятельности, власть –

главный способ её (деятельности)

осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего

раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная

администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и

«исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность

и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия

связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака:

управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность

служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую,

исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую

(исполнительно-распорядительную, административную) власть.

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть

производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только

ей задачи, документы и другие особенности.

Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют

этапы - группы взаимосвязанных действий:

1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)

n возбуждение дела;

n установление фактических обстоятельств;

n процессуальное оформление результатов расследования;

n направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)

n подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

n анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

n принятие постановления;

n доведение постановления до сведения.

3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)

n обжалование, опротестовывание решения;

n проверка законности постановления;

n вынесение решения;

n реализация решения.

4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)

n обращение постановления к исполнению;

n фактическое исполнение;

n окончание исполнения (дела).

Билет №2

1. Предмет и метод административного права.

АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает

человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная

сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать –

неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по дороге в

институт переходя улицу в неположенном месте мы вступаем в А.П/о). Известно,

что отрасли права определённым образом отличаются друг от друга.

В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в то время как

на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер

(от римских юристов – на частное и публичное). В СССР отрицалась

возможность подобного деления, т.к. отрицалась частная собственность и

возможность конфликта между частным лицом и обществом Þ всё право

считалось публичным. Сейчас нами оказался перенят западный способ деления

права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.

Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы публичного права

на отрасли – по предмету и методу.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных

отношений. Þ Предмет АП: т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП –

это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе

формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает

сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отн-я

.

Признаки управленческих отношений:

1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных.

2) Управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе. [Управление

оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы]

3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.

4) Управление может быть как внутрисистемным, так и внешнесистемным Þ

различают (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные отношения в АП и,

соответственно, в управлении. [2) – основные отношения, т.к. любой субъект

управления существует не для самосовершенствования, а для воздействия на

другие элементы] В социальном управлении объект воздействия – поведение

людей.

5) Властные полномочия субъекта управления. [В советской науке они считались

необязательными, т.к. считалось, что к административным отношениям относятся

также отношения между подвыпившим человеком, чинящим безобразия на

коммунальной кухне, и законопослушным гражданином, имеющим право вынудить

этого человека такого рода бесчинства прекратить (т.е. законопослушный

гражданин, не имея власти над подвыпившим человеком по должности, всё же

вынуждает его прекратить); однако на это можно возразить, что тот же самый

подвыпивший человек при определённых обстоятельствах на одном из иностранных

языков, обычно используемых на коммунальной кухне, может предложить

законопослушному гражданину покинуть кухню Þ А.П/о должны всё-таки быть

вертикальными. Хотя в определённых случаях они могут быть и горизонтальными,

ZB.: президент своим указом поручает различным ведомствам заняться одной и

той же проблемой (Полисинодизм – по М. А. Исаеву) ® тогда эти ведомства

работают над ней на равных условиях; но даже при таких условиях для того,

чтобы результаты этой их совместной работы были положительными, её необходимо

опр. образом организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно взять

на себя определённое ведомство – обычно первое в общем их списке, – которое и

осуществляет мягкое неформальное руководство]

6) Наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего

управленческую деятельность.

Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно регулирует

управленческую деятельность, как это было принято в советское t. Важно тж.

учитывать:

1) Новую организацию власти в РФ.

2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты).

3) Новые экономические основы государства.

1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было

органов власти – только органы управления. В РФ нет органов

государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются

управлением.

2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время

основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то сейчас, по

крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый приоритет – наши

права, и гражданин даже вправе предъявить иск государству в случае ущемления

его прав) Þ появилась новая группа отношений – отношения между

государством и частным лицом и защита частных лиц от государства [Хотя для

защиты этих отношений мало просто это продекларировать; важно установить

институт защиты граждан от произвола публичной власти – от уровня этой защиты

зависит, можно ли охарактеризовать это гос-во демократическим или нет Þ

важно, чтобы законы исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о

регулировании другой сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких

процедур принятия нормативных актов фавориты, ZB., президента могут подавать

ему на подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя,

– защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже

последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к народу. (И

не по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в развитых западных

странах являются предметом АП.

3) Изменились экономические отношения, появились различные формы

собственности. [В СССР все хозяйствующие субъекты находились в собственности

государства, которое и регулировало создание предприятий, назначение их

руководителей, определяло характер производства, поставщиков продукции, круг

покупателей, цены. Сейчас предприятия выведены из-под такого контроля

государства [результатом чего явилось снижение качества продукции – не

выполняются стандарты и т. д.] Þ сфера управления значительно сокращена

(за государством остались лишь функции контроля и т.д. – регистрация,

лицензирование...) [хотя аппарат государства, наоборот, только вырос – в два

раза по сравнению с СССР]. Те же тенденции и в социально-культурной сфере –

нет больше цензуры (которая поддерживала нравственность [хотя и с

идеологической окраской])

Т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера управления

, поменялось содержание управления и появились новые правовые

отношения. А, значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в

значительной корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:

АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере

деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и

функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в

остальных органах государства.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику

метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные

отношения?).

Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает

управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку

существует человеческое общество. Они появились намного раньше, чем

юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а

используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить,

охранить.

Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а

часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство,

этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода АП:

- юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия

субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны

другой, которое может быть а) линейным («начальник – подчиненный»), б)

функциональным («инспектор – контролируемый»);

- юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с

событиями, односторонними волеизъявлениями;

- права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами

точно определяются права и обязанности сторон;

- защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права

участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом

управления, который был (является) стороной административного правоотношения,

вышестоящим или иным органом исполнительной власти, права и интересы могут

также защищаться в судебном порядке.

В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим

ориентирован на способы правового регулирования: дозволение

(гражданское право), запрещение (уголовное право), обязывание

(АП строится на нём).

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической

деятельности

Общая компетенция

Полномочия Президента, Правительства

Разграничение компетенции (ст. 71, 72)

Смысл гос.управления в сфере ВЭД

Закон “о гос.регулировании внешнеторговой деятельности” 1995 - механизмы

ФОИВ:

n Министерство торговли

n Министерство по делам СНГ

n Служба по валютному и экспортному коптролю (Положение 1997)

Билет №3

1. Система административного права.

АП – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет

предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг

с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию.

Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и

специальных. А в целом отрасль создает специфический – административно-правовой

– режим регулирования, который строится на обязывании как способе правового

регулирования.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы,

охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в

пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана

общественного порядка и др.).

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):

1) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных

субъектов права);

2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти

(аппарата государственного управления);

3) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;

5) регулирующих принуждение по административному праву.

В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:

1) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства,

административно-политическую деятельность;

2) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной

администрации;

3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;

4) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и

осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами

(внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что

предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП –

самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой

не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно

стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют

управленческие отношения и в которых широко используется административно-

правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Общая компетенция

Полномочия Президента, Правительства

Разграничение компетенции (ст. 71, 72)

Смысл гос.управления в сфере ИД

Положение о МИД (1995). МИД подчинен непосредственно Президенту

Положение о консульском учреждении РФ (утвержденное УПРФ от 05 ноября 1998)

Билет №4

1. Нормы административного права.

Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и

охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере

функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций,

а тж. внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере деятельности других

органов.

Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма

правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм

правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых средств, с

помощью которых государство воздействует на общественно-правовые отношения

[кроме норм, к этим средствам относятся тж. нормативно-правовые акты,

индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и правосознание].

Функции административно-правовой нормы [применительно к России – функции,

которые должна выполнять административно-правовая норма]:

1) А/П-я норма обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-

правовых отношений;

2) А/П-е нормы определяют вариант должного поведения субъекта правоотношений;

3) А/П-е нормы предназначены для эффективного функционирования органов

исполнительной власти [все нормы, регулирующие систему и структуру

организации исполнительной власти – А/П-е нормы; за всё время независимости

России было издано 6 УПРФ О систематизации организации исполнительной власти

(т.е. почти по штуке в год) Å с приходом Примакова – ещё один Þ

почти каждый год структура исполнительной власти меняется Þ чиновники,

заслышав о грядущих изменениях в системе и структуре исполнительной власти,

перестают работать, больше опасаясь за свои задницы, не желая расставаться с

нагретым местом, или даже надеясь добиться повышения, а продолжается всё это

в течение нескольких месяцев; затем полгода уходит на то, чтоб новая система

начала работать, а там появляются слухи о возможности новой смены системы

Þ эта функция не выполняется Þ реорганизация очень вредна для

управленческой деятельности: реформы необходимы лишь в той мере, в которой

они необходимы, т.е. не надо сначала разрушать старое, а лишь потом пытаться

построить новое....];

4) А/П-е нормы обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов

исполнительной власти и, вообще... [должны, по крайней мере; однако, у нас

такого факта не наблюдается – это из области желаемого; ZB., стремление

Лужкова навести порядок в Москве вместе с его эвакуацией автомобилей (в

Питере и по сей день можно на улицах можно встретить таблички под знаками,

запрещающими остановку, предупреждающие о возможных последствиях оставления

транспортного средства в неположенном месте)!... но то – Лужков, однако, ведь

и ГДФСРФ может принять закон, противоречащий К РФ; кроме того, посчитать,

сколько из УПРФ ей не соответствуют, вообще, не представляется возможным];

5) А/П-е нормы несут двойную нагрузку и бывают правоисполнительными (а) и

правоустановительными (б):

а) устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не

законодательными органами;

б) устанавливаются законодательными органами и охраняются своими санкциями –

КоАП.

Механизм реализации административно-правовых норм.

[Механизм этот – забавная игрушка для депутатов, ZB., выступления депутатов о

том, что закон принят, а механизма его реализации нет! В результате

принимаются законы декларативного характера, т.е. основная задача

законодателя выполняется лишь формально, что очень выгодно чиновникам,

пишущим подзаконные акты, урегулирующие наши права в их интересах, в то t как

все законы должны быть прямого действия. ZB., закон о безопасности: даёт и

основные принципы безопасности, и др. не менее общие определения, но ничего

не говорит о том, кто несёт за неё ответственность Þ появились другие

законы – о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности и т.д. –

также не менее общие — а всё по декларативности характера закона]

Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые критерии

соотношения законов с различными подзаконными актами: можно, ZB.,

правительству делегировать определённый контроль за исполнением законов, но

под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.

Виды административно-правовой нормы.

Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии из

одной плоскости. Примеры:

1) В зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются

на нормы материальные и процессуальные (В административном

праве, в отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме

норм применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве

самостоятельной части, хотя попытка систематизировать административно-правовые

нормы ведётся.

2) В зависимости от содержания их делят на обязывающие,

уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и

рекомендательные.

3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные

гражданам, органам исполнительной власти, общественным

объединениям и т.д.

4) В зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные

, субъектов федерации и органов местного самоуправления. [Здесь

возникает множество проблем: ~70% Конституций и уставов субъектов федерации не

соответствуют или прямо противоречат К РФ – и это проблема сохранения России

как целостного государства!]

5) По характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые.

[Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт]

Реализация административно-правовых норм.

Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).

1) Для сферы деятельности исполнительной власти наиболее удобной является

именно эта форма, т.к. она не требует вмешательства государства – соблюдение

незаметно. Все граждане, незаметно для себя, их соблюдают, хотя если бы они

об этом знали, то уж постарались бы их не соблюсти.

3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для

нарушителя нормы форма её реализации.

Структура Административно-правовой номы.

В целом нормы административного права ничем не отличаются от норм других

отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и

санкции [условие, правило, мера государственного принуждения].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.