бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дворянская усадьба

позволяли дворя нским отрокам без особого труда поступать в различные

военные и учебные заведения. Например, получив домашнее образование и

воспитание И.И.Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку и

считался одним из самых блестящих представителей “золотой молодежи”.

Прекрасное домашнее образование получил знаменитый художник В.Г.Шварц: еще

до поступления в Лицей он знал три языка.

Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой

обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и

в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это

даже было его святой обязанностью – представитель господствующего сословия

должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он

“голубой крови”.

Дворянство дало России как большое количество образованнейших,

интеллигентнейших деятелей науки и культуры, политиков и военных,

заботившихся о благе родины, так и много лишних людей.

Конечно нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи,

отношения внутри каждой из них определялись, естественно, личными

качествами ее членов. Но, как отмечает О.С.Муравьева: ”Во всем многообразии

дворянского семейного быта просматриваются некоторые общие черты. С одной

стороны, воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры,

родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние

родственники, постоянные друзья дома – все воспитывают его по своему

усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться

единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или

неосознанно, учат его все понемногу. Такая ситуация могла сложиться лишь

внутри сословного

-40-

и традиционного общества. Беспорядочность различных влияний на ребнка

нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех “воспитателей” к одному и

тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во-

вторых, заметной патриархальностью быта,тяготеющего к воспроизводству в

каждом следующем поколении прежней, опробованной системы отношений ” [30,

146-147].

Результатом такого воздействия было как бы впитывание окружающей

атмосферы, перенятие молодым воспитанником в свой внутренний мир этой суммы

влияний, приобщение к дворянским ценностям. Уже с “младых ногтей” дворянин

сознавал важнейшее правило-честь превыше жизни. Это знание крепнет в нем из

года в год, именно оно делает из него дворянина. Первыми воспитателями и

примерами, каким должен быть дворянин становятся конечно же родители,

прежде всего мать. Рассмотрим по-подробнее функции родителей.

Забота о ребенке начиналась задолго до его рождения. Беременную

женщину отправляли из города в усадьбу, подальше от светской суеты. Будущую

мать огораживали от всяческих волнений, ничто не должно было тревожить ее

душу. Дворянку опекали заботой супруг и многочисленные слуги. Она совершала

прогулки по парку, музицировала, занималась рукоделием, читала.

В то время дворянкам прививалась мысль о том, что рождение и

воспитание детей является основной целью ее жизни и первейшим долгом.

Поэтому ради этого акта женщины расставались с ”высшим светом” чтобы

уединиться в деревне, надолго забыв о балах и раутах. “Женщина, готовящаяся

сделаться матерью, перестает выезжать и является только в дом своих

ближайших родственников. Как во избежание какой-нибудь случайности, так и

ради соблюдения приличий она не показывается ни в театре, ни на

общественных гуляньях и не ездит с визитами” [14, 105].

Отцы не оставались в стороне. Они выбирали еще не родившимся

детям род занятий, обычно это была военная служба. Еще не родившегося

ребенка записывали в какой-либо полк солдатом, чтобы по достижению

совершеннолетия у него было военное звание. Если рождалась девочка, в

полковых документах отмечали, что солдат такой-то умер.

Начинается поиск учителей. Обычно на должность гувернера

(гувернантки) приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и

швейцарцы. Это объясняется как отсутствием

-41-

большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить

ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру.

Таким образом, в дворянских семьях задолго до появления ребенка

начинается подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже,

забота о его карьере.

В предшествующие рождению ребенка дни за матерью был постоянный

присмотр. Часто пациентку навещал доктор, он же обычно и принимал роды в

подготовленной обстановке (горячая вода, чистые вещи, опытные служанки).

К новорожденному приставляли кормилицу и няню. Впрочем в XIX

веке дворянки чаще сами кормили грудью, но если по каким-либо причинам это

было невозможно, нанималась кормилица.

Младенца не оставляли ни минуты. Постоянно за ним кто-то

присматривал: днем с ребенком находилась мать, ночью - няня, часто

осматривал ребенка доктор. Многочисленные родственники и знакомые семьи

стремились засвидетельствовать свое почтение.

В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу

передвижения, физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много

не ходил, не бегал, не кувыркался и т.д.

Надо отметить, что в XIX веке начали “ценить ребенка, ценить

детство” [27, 53].

Ю.М.Лотман отмечает, что: ”Постепенно в культуру входит

представление о том, что ребенок – это и есть нормальный человек.

Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том,

что играть – это хорошо. Нетолько ребенка, но и взрослого надо учить,

играя. Учение с помощью розги противоречит природе” [27, 55].

Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к

ребенку. И это – заслуга в основном женщины…[27, 54]. Кстати, о прекрасном

поле. Путешевствовавший по России в середине XlX века француз Теофиль Готье

писал: ''Женщины очень развиты. С лёгкостью… они читают и говорят на разных

языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне…'' [10, 111].

Детям не только стали шить одежду и разрешили играть – дети

очень рано начинали читать. “Чтение вслух, а затем и самостоятельная

детская библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков путь, по которому

пройдут будущие литераторы, воины и политики” [27, 60].

Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала к

началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребенка были

очень интересные книги, - конечно, прежде всего романы: ведь дети читали

то, что читали женщины. Женская биб

-42-

лиотека, женский книжный шкаф формировали мир чтения и вкусы ребенка.

Романы кружили голову: в них героические рыцари…служат добродетели и

никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко

соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни” [27, 62].

Итак, отметим, что дворянские дети рано начинали приобщаться

к мировой литературе. Для этого были все условия. В усадьбах существовали

прекрасные библиотеки, о чем говорилось выше. Дворяне с измальства

готовятся ни к карьере или службе, а к подвигам. Совершить

недостойныйпоступок хуже смерти. “Смерть не страшит подростков и юношей

этого поколения… Люди живут для того, чтобы их имена записали в историю, а

не для того, чтобы выпросить у царя лишнюю сотню душ. Так в детской комнате

создается новый психологический тип” [27, 64].

В моду входят так называемые ”Записки о воспитании”, которые

писали отцы для своих сыновей. Ива Иванович Барятинский написал ”Мысли о

воспитании моего сына”, посвятив сочинение своему старшему сыну Александру.

В записке отразились взгляды князя на предназначение человека в обществе.

Согласно записке малолетний Александр до пятилетнего возраста

оставался под присмотром женщин, а затем должен был перейти на попечение

гувернеров. Два года посвящались развитию физических навыков: силы,

гибкости, ловкости. Это достигалось с помощью различных упражнений:

гимнастических занятий, езды на неоседланной лошади, холодных купаний. С

семи лет отрок должен был приступить к изучению языков - русского,

славянского, латинского и греческого. Основное внимание уделялось родному

языку. В то же время начиналось обучение рисрванию и арифметике. С

двенадцати лет надлежало приступить к изучению основ механики и прикладной

математики. Эти науки должны были подготовить юношу к занятиям земледелием

по мнению Ивана Ивановича очень важной науки. Для агрономических опытов

князю Александру предполагалось отвести отдельный участок и предоставить

земледельческие орудия. Он должен был основательно изучить многопольное

хозяйство и устройство машин, освоить искусство межевания. Много внимания

уделялось овладению столярными инструментами.

Такое практическое воспитание имело назначение выработать в князе

самостоятельность, деловитость, сознательное отношение к окружающей жизни.

-43-

В программу воспитания также входило развитие памяти путем

заучивания наизусть поэтических произведений. Красноречие вырабатывалось

произнесением вслух речей, написанных самим учеником.

В записке шесть лет отводилось на путешествия: четыре года на

европейскую часть России и два года на азиатскую. Во время странствий князя

Александра должны были сопровождать: врач; химик; ботаник; механик; немец;

знакомый с латинским и греческим языками; русский наставник, хорошо знающий

Россию, ее историю и законы; и главный педагог, на котором лежало

руководство всем воспитанием. Вышеобозначенные учителя должны были

ознакомить учащегося со своими предметами, а также с историей и статистикой

посещаемых мест.

По окончании путешествия князь Александр должен был поступить на

службу в министерство внутренних дел или финансов. Иван Иванович особо

настаивал чтобы сын ни в коем случае не поступил на военную или

дипломатическую службу: “Я прошу как милости, со стороны своей жены, не

делать ни военного, ни придворного, ни дипломата. У нас и без того много

героев, декорированных хвастунов, куртизанов” [29, 161].

После выхода в отставку, князь Александр должен был поселиться в

усадьбе, чтобы “позаботиться о просвещении и благополучии своих крестьян и

приучить их к занятию искусствами и ремеслами, которые увеличат его доходы

и дадут вместе с тем занятия толпе праздной челяди” [29, 164].

В этих наставлениях явно ощущается влияние педагогических идей

Руссо, ноеще больше отразился англдийский идеал богатого, родовитого,

образованного землевладельца, осевшего в своем родовом поместье, который

занимается окультивированием хозяйства и просвещением темного народа,

находящегося в зависимости. Эти взгляды князя Иван Ивановича Барятинского

сказались и в его духоаном завещании, по которому для князя Александра

определялась образование майората в восемь тысяч душ. Остальное имущество

распределялась между княгиней Марией Федоровной, тремя сыновьями и тремя

дочерями.

Образование обширного майората в пользу старшего сына имелось в виду

поддержание рода, поэтому на князе Александре сосредотачивались сель блеск

и роскошь княжеского рода Барятинских.

-44-

Надежды Иван Ивановича относительно будующей деятельности его

сына не осуществились. После смерти отца в 1825 году Александр Ивановича

отказался учиться в Московском университете. Поступив в школу гвардейцев и

прапорщиков, он был знаком с М.Ю.Лермонтовым и И.Висельгорским. В

последствии он станет генералом-фельдмаршалом, наместником Кавказа,

закончившим войну в этом регионе. Пленного имама Шамиля он привезет в

Марьино.

Таким образом, записку И.И.Барятинского можно назвать

“манифестом правительства, в полной мере отражающим идеалы эпохи”.

Заметим, что большое влияние на дворянскую культуру оказывала

крестьянская культура. Огромное значение для дворян имела общая с народом

религия. Даже на тех, кто был равнодушен к церкви, оказывали влияние

церковные праздники, соблюдение обрядов и постов, в которых вместе, как бы

на равных, принимали участие и помещики, и крестьяне. Исследователь темы

воспитания дворянства О.С.Муравьева пишет: ”Сам патриархальный семейный быт

дворянской, в особенности провинциальной, семьи перекликался с

патриархальными традициями крестьянской жизни” [30, 164].

В отдельных дворянских семьях уважали крепостных крестьян и их

труд.

Например, князь И.И.Барятинский пишет из далекого Парижа в письме

архитектору К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения своих крестьян из-

за постройки дворца.

Почитание труда крепостных крестьян, да и самих мужиков

подчеркивалось и прививалось детям. Последние ежедневно сталкивались в

усадьбе с крепостными, занятыми делом, которых трудно было не заметить.

Иногда сами помещики пробовали поработать как крестьяне. Подобные примеры

встречаются в разной по своим идеологическим воззрениям среде. Сергей

Аксаков в детстве считал за счастье поехать вместе с отцом в поле,

понаблюдать за работой крестьян. Лев Толстой внушал своим детям особенное

уважение к крестьянам, которых неизменно называл “кормильцами”.

Нельзя говорить о том, что дворяне понимали каково жить “в

шкуре” крепостного, но все же, несмотря на “созерцательное” знание труда

дворян, осознавали общность исторической и национальной среды.

-45-

Любопытно, что из-за такой общности крестьян и дворян последние

легко находили общий язык с крепостными. Ю.М.Лотман справедливо называл эту

способность без наигрыша, естественно быть “своим” и в светском салоне, и с

крестьянами на базаре, одним из “вершинных проявлений русской культуры”. “У

русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым

народом, которые вставали перед разночинной интеллигенцией, искренне

желающей этот народ осчастливить”, - подмечает О.С.Муравьева [30, 56]. В

отличии от разночинцев, дворяне народ знали очень хорошо – они среди него

жили. Так помещики волей – неволей должны были хоть как-то разбираться в

сельском хозяйстве и крестьянской жизни. Военные, естественно, постоянно

общались со своими солдатами, в сущности, теми же крестьянами. Наконец, у

каждого дворянского ребенка были друзья-товарищи по играм среди крепостных.

Насколько можно судить по мемуарам и художественной литературе,

дворянство сумело сохранить часть своих семейных традиций вплоть до

последних лет существования царской России. Однако в наиболее чистом виде

они представлены в первой половине XIX века.

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве

одного из основных элементов патриархального иерархического общества. В

почитающей традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не

подлежащим обсуждению.

К примеру, вспомним, как И.И.Барятинский настаивал, чтобы его

сын не был военным, либо дипломатом. И князь Александр подчинился отцовской

воле. Лишь смерть Ивана Ивановича освободила его в выборе карьеры.

О.С.Муравьева пишет: “Отношение к детям в дворянской семье с

сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестоким. Но эту

строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень

требовательности к дворянскому ребенку определялся тем, что его воспитание

было строго ориентированно на норму, зафиксированную в традиции, в

дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона” [30, 154].

В то же время “отцы семейств” стремились как бы то ни было

разнообразить досуг своих чад. В ход шли весьма громоздкие прожекты.

Большое распространение получили так называемые “провинциальные театры”.

Помещики занимались не только их

-46-

устройством и подбором репертуара, они на равных с крепостными участвовали

в постановках.

“Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели

оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на

которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные

артисты. Эти затеи бар, как ни были они иногда смешны и неудачны, но все-

таки развивали в крепостных людях, обреченных жить в невежестве,

грамотность и понятия об изящном”,- пишет Пыляев [33, 532].

Итак, театр был в то время не только данью моде и

способом удовлетворения личных нужд помещика, но и способствовал

некоторому просвещению “невежественных” крепостных. Встает вопрос:

сколько же театров было в Курской губернии( В целом по Российской

империи “из существовавших во второй половине XVIII и начале XIX века

173 театра…установлено местонахождение 155…103 относятся к городскому

типу, и 52 были устроены в усадьбах в 23 губерниях”,- приводит данные

Т.Д.Дынник [12, 327].

Любопытно, что в Курской губернии другое соотношение: ”на один

городской театр приходится 5 усадебных: в имениях Анненковых,

Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых” [15, 115]. Это только не

театры, репертуар и местонахождение которых точно известны.

На представлениях присутствовали соседи-помещики, друзья

хозяина, “чада и домочадцы”, а также крепостные окрестных деревень.

О создании театра Валькенштейна повествует М.С.Щепкин: ”Так как

граф имел хороший оркестр музыкантов и порядочный хор певчих, то для

разнообразия удовольствий основал домашний театр, чем забавлял детей,

которым было от десяти до двенадцати лет: равно и все дворовые люди

утешались этою забавою, а вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался своею

выдумкой. Он так рассуждал, что доставит детям забаву, музыкантам занятие,

а дворовым людям, которых, разумеется, было очень много, случай провести

время полезнее, нежели за картами или в питейном доме…” [49, 380].

Таким образом можно отметить еще одну функцию театра – замена

“вредного” досуга на полезное времяпровождение.

Итак, главной отличительной чертой дворянского воспитания была

нормативность. С ранних лет дворянина готовили к светской жизни, прививали

ему знания правил поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным

ориентирам, важнейшим из которых была честь. Именно усвоение мира ценностей

создавало дворянина. Быть дворянином – это не результат воспитания, это

образ жизни.

-48-

§3. Воспитание детей крепостных крестьян.

Воспитание крепостных детей в крестьянских семьях на протяжении

веков менялось незначительно, сохраняя присущие ему особенности и в XVIII,

и в XIX, и в начале XX в. Сразу необходимо отметить, что крестьянское

воспитание было во многом схоже во всех центральных регионах Российской

империи.

Так описывает семейное воспитание в русской деревне В.Ильинский:

« Вся северная и средняя Россия была покрыта деревьями с маленькими избами

под почерневшими крышами, с амбарами около изб и овинами позади деревень.

В крестьянской избе в правом переднем, или «красном» углу стояли на

полочках или в киоте образа. Так заведено было у русского крестьянина

исстари… чем крестьянин зажиточнее, тем больше образов у него было в доме.

В этом же углу находился стол, за которым ели и пили. Он потому

ставился там, что крестьяне не только садился за еду и вставал из=за нее с

молитвой, но и во все продолжение обеда не позволял себе ни пустых, ни

шутливых разговоров, считая это грехом. Правый угол около двери принадлежал

хозяину: там висели его армяк и шапка, сбруя… и т.п. Если он принимал у

себя гостей, которые оставались ночевать, место для ночлега отводилось ему

в этом же углу. Левая сторона избы считалась собственностью хозяйки. Левый

задний угол был занят печкой; на полках у печи была расставлена посуда. В

этом углу хозяйка в зимнее время занималась своими домашними работами:

ткала, пряла, шила и пр. На ночь семья располагалась на лавках вдоль стен,

на печи, на полатях - широких нарах над печкой, под самым потолком…

Крестьяне, как зажиточные, так и простые, вставали рано: Летом с

восходом солнца, а осенью и зимой за несколько часов до света. Вставая ото

сна, русский тотчас искал глазами образа, чтобы взглянуть на них и

перекреститься.

Характер крестьянина формировался под сильным влиянием всей

окружающей его с детства жизни. Жизни суровой и трудовой.

В крестьянском быту женщина, как и другие члены семьи, выполняла

много тяжелых работ: очень часто на нее, как на рабочую лошадь, взваливали

все, что было потруднее. Немного больше уважения от окружающих выпадало

лишь вдове, у которой были дети.

Суровая трудовая крестьянская жизнь выработала и суровую этику…

Весь склад крестьянской жизни был таков, что содержание

неработающего члена семьи тяжелым бременем ложилось на всех его членов.

Поэтому беременная женщина была для семьи в тягость, и в этом положении в

крестьянских семьях ей не уделялось особого внимания. Обычным было в семье

то, что женщина не имела никаких преимуществ, ни в труду, ни в пище, ни в

отдыхе. Она трудилась наравне с другими членами семьи, и ей приходилось

выполнять и во время беременности очень тяжелую работу. Еще меньше в

крестьянской среде считались с душевным состоянием такой женщины и редко

думали о сохранении ее душевного состояния. Тогда не понимали, что забота о

здоровье ребенка должна начинаться еще до рождения его…'' [18, 64].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.