|
Дворянская усадьбапозволяли дворя нским отрокам без особого труда поступать в различные военные и учебные заведения. Например, получив домашнее образование и воспитание И.И.Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку и считался одним из самых блестящих представителей “золотой молодежи”. Прекрасное домашнее образование получил знаменитый художник В.Г.Шварц: еще до поступления в Лицей он знал три языка. Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью – представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он “голубой крови”. Дворянство дало России как большое количество образованнейших, интеллигентнейших деятелей науки и культуры, политиков и военных, заботившихся о благе родины, так и много лишних людей. Конечно нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи, отношения внутри каждой из них определялись, естественно, личными качествами ее членов. Но, как отмечает О.С.Муравьева: ”Во всем многообразии дворянского семейного быта просматриваются некоторые общие черты. С одной стороны, воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома – все воспитывают его по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу. Такая ситуация могла сложиться лишь внутри сословного -40- и традиционного общества. Беспорядочность различных влияний на ребнка нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех “воспитателей” к одному и тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во- вторых, заметной патриархальностью быта,тяготеющего к воспроизводству в каждом следующем поколении прежней, опробованной системы отношений ” [30, 146-147]. Результатом такого воздействия было как бы впитывание окружающей атмосферы, перенятие молодым воспитанником в свой внутренний мир этой суммы влияний, приобщение к дворянским ценностям. Уже с “младых ногтей” дворянин сознавал важнейшее правило-честь превыше жизни. Это знание крепнет в нем из года в год, именно оно делает из него дворянина. Первыми воспитателями и примерами, каким должен быть дворянин становятся конечно же родители, прежде всего мать. Рассмотрим по-подробнее функции родителей. Забота о ребенке начиналась задолго до его рождения. Беременную женщину отправляли из города в усадьбу, подальше от светской суеты. Будущую мать огораживали от всяческих волнений, ничто не должно было тревожить ее душу. Дворянку опекали заботой супруг и многочисленные слуги. Она совершала прогулки по парку, музицировала, занималась рукоделием, читала. В то время дворянкам прививалась мысль о том, что рождение и воспитание детей является основной целью ее жизни и первейшим долгом. Поэтому ради этого акта женщины расставались с ”высшим светом” чтобы уединиться в деревне, надолго забыв о балах и раутах. “Женщина, готовящаяся сделаться матерью, перестает выезжать и является только в дом своих ближайших родственников. Как во избежание какой-нибудь случайности, так и ради соблюдения приличий она не показывается ни в театре, ни на общественных гуляньях и не ездит с визитами” [14, 105]. Отцы не оставались в стороне. Они выбирали еще не родившимся детям род занятий, обычно это была военная служба. Еще не родившегося ребенка записывали в какой-либо полк солдатом, чтобы по достижению совершеннолетия у него было военное звание. Если рождалась девочка, в полковых документах отмечали, что солдат такой-то умер. Начинается поиск учителей. Обычно на должность гувернера (гувернантки) приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и швейцарцы. Это объясняется как отсутствием -41- большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру. Таким образом, в дворянских семьях задолго до появления ребенка начинается подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже, забота о его карьере. В предшествующие рождению ребенка дни за матерью был постоянный присмотр. Часто пациентку навещал доктор, он же обычно и принимал роды в подготовленной обстановке (горячая вода, чистые вещи, опытные служанки). К новорожденному приставляли кормилицу и няню. Впрочем в XIX веке дворянки чаще сами кормили грудью, но если по каким-либо причинам это было невозможно, нанималась кормилица. Младенца не оставляли ни минуты. Постоянно за ним кто-то присматривал: днем с ребенком находилась мать, ночью - няня, часто осматривал ребенка доктор. Многочисленные родственники и знакомые семьи стремились засвидетельствовать свое почтение. В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу передвижения, физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много не ходил, не бегал, не кувыркался и т.д. Надо отметить, что в XIX веке начали “ценить ребенка, ценить детство” [27, 53]. Ю.М.Лотман отмечает, что: ”Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок – это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть – это хорошо. Нетолько ребенка, но и взрослого надо учить, играя. Учение с помощью розги противоречит природе” [27, 55]. Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это – заслуга в основном женщины…[27, 54]. Кстати, о прекрасном поле. Путешевствовавший по России в середине XlX века француз Теофиль Готье писал: ''Женщины очень развиты. С лёгкостью… они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне…'' [10, 111]. Детям не только стали шить одежду и разрешили играть – дети очень рано начинали читать. “Чтение вслух, а затем и самостоятельная детская библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики” [27, 60]. Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала к началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребенка были очень интересные книги, - конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская биб -42- лиотека, женский книжный шкаф формировали мир чтения и вкусы ребенка. Романы кружили голову: в них героические рыцари…служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни” [27, 62]. Итак, отметим, что дворянские дети рано начинали приобщаться к мировой литературе. Для этого были все условия. В усадьбах существовали прекрасные библиотеки, о чем говорилось выше. Дворяне с измальства готовятся ни к карьере или службе, а к подвигам. Совершить недостойныйпоступок хуже смерти. “Смерть не страшит подростков и юношей этого поколения… Люди живут для того, чтобы их имена записали в историю, а не для того, чтобы выпросить у царя лишнюю сотню душ. Так в детской комнате создается новый психологический тип” [27, 64]. В моду входят так называемые ”Записки о воспитании”, которые писали отцы для своих сыновей. Ива Иванович Барятинский написал ”Мысли о воспитании моего сына”, посвятив сочинение своему старшему сыну Александру. В записке отразились взгляды князя на предназначение человека в обществе. Согласно записке малолетний Александр до пятилетнего возраста оставался под присмотром женщин, а затем должен был перейти на попечение гувернеров. Два года посвящались развитию физических навыков: силы, гибкости, ловкости. Это достигалось с помощью различных упражнений: гимнастических занятий, езды на неоседланной лошади, холодных купаний. С семи лет отрок должен был приступить к изучению языков - русского, славянского, латинского и греческого. Основное внимание уделялось родному языку. В то же время начиналось обучение рисрванию и арифметике. С двенадцати лет надлежало приступить к изучению основ механики и прикладной математики. Эти науки должны были подготовить юношу к занятиям земледелием по мнению Ивана Ивановича очень важной науки. Для агрономических опытов князю Александру предполагалось отвести отдельный участок и предоставить земледельческие орудия. Он должен был основательно изучить многопольное хозяйство и устройство машин, освоить искусство межевания. Много внимания уделялось овладению столярными инструментами. Такое практическое воспитание имело назначение выработать в князе самостоятельность, деловитость, сознательное отношение к окружающей жизни. -43- В программу воспитания также входило развитие памяти путем заучивания наизусть поэтических произведений. Красноречие вырабатывалось произнесением вслух речей, написанных самим учеником. В записке шесть лет отводилось на путешествия: четыре года на европейскую часть России и два года на азиатскую. Во время странствий князя Александра должны были сопровождать: врач; химик; ботаник; механик; немец; знакомый с латинским и греческим языками; русский наставник, хорошо знающий Россию, ее историю и законы; и главный педагог, на котором лежало руководство всем воспитанием. Вышеобозначенные учителя должны были ознакомить учащегося со своими предметами, а также с историей и статистикой посещаемых мест. По окончании путешествия князь Александр должен был поступить на службу в министерство внутренних дел или финансов. Иван Иванович особо настаивал чтобы сын ни в коем случае не поступил на военную или дипломатическую службу: “Я прошу как милости, со стороны своей жены, не делать ни военного, ни придворного, ни дипломата. У нас и без того много героев, декорированных хвастунов, куртизанов” [29, 161]. После выхода в отставку, князь Александр должен был поселиться в усадьбе, чтобы “позаботиться о просвещении и благополучии своих крестьян и приучить их к занятию искусствами и ремеслами, которые увеличат его доходы и дадут вместе с тем занятия толпе праздной челяди” [29, 164]. В этих наставлениях явно ощущается влияние педагогических идей Руссо, ноеще больше отразился англдийский идеал богатого, родовитого, образованного землевладельца, осевшего в своем родовом поместье, который занимается окультивированием хозяйства и просвещением темного народа, находящегося в зависимости. Эти взгляды князя Иван Ивановича Барятинского сказались и в его духоаном завещании, по которому для князя Александра определялась образование майората в восемь тысяч душ. Остальное имущество распределялась между княгиней Марией Федоровной, тремя сыновьями и тремя дочерями. Образование обширного майората в пользу старшего сына имелось в виду поддержание рода, поэтому на князе Александре сосредотачивались сель блеск и роскошь княжеского рода Барятинских. -44- Надежды Иван Ивановича относительно будующей деятельности его сына не осуществились. После смерти отца в 1825 году Александр Ивановича отказался учиться в Московском университете. Поступив в школу гвардейцев и прапорщиков, он был знаком с М.Ю.Лермонтовым и И.Висельгорским. В последствии он станет генералом-фельдмаршалом, наместником Кавказа, закончившим войну в этом регионе. Пленного имама Шамиля он привезет в Марьино. Таким образом, записку И.И.Барятинского можно назвать “манифестом правительства, в полной мере отражающим идеалы эпохи”. Заметим, что большое влияние на дворянскую культуру оказывала крестьянская культура. Огромное значение для дворян имела общая с народом религия. Даже на тех, кто был равнодушен к церкви, оказывали влияние церковные праздники, соблюдение обрядов и постов, в которых вместе, как бы на равных, принимали участие и помещики, и крестьяне. Исследователь темы воспитания дворянства О.С.Муравьева пишет: ”Сам патриархальный семейный быт дворянской, в особенности провинциальной, семьи перекликался с патриархальными традициями крестьянской жизни” [30, 164]. В отдельных дворянских семьях уважали крепостных крестьян и их труд. Например, князь И.И.Барятинский пишет из далекого Парижа в письме архитектору К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения своих крестьян из- за постройки дворца. Почитание труда крепостных крестьян, да и самих мужиков подчеркивалось и прививалось детям. Последние ежедневно сталкивались в усадьбе с крепостными, занятыми делом, которых трудно было не заметить. Иногда сами помещики пробовали поработать как крестьяне. Подобные примеры встречаются в разной по своим идеологическим воззрениям среде. Сергей Аксаков в детстве считал за счастье поехать вместе с отцом в поле, понаблюдать за работой крестьян. Лев Толстой внушал своим детям особенное уважение к крестьянам, которых неизменно называл “кормильцами”. Нельзя говорить о том, что дворяне понимали каково жить “в шкуре” крепостного, но все же, несмотря на “созерцательное” знание труда дворян, осознавали общность исторической и национальной среды. -45- Любопытно, что из-за такой общности крестьян и дворян последние легко находили общий язык с крепостными. Ю.М.Лотман справедливо называл эту способность без наигрыша, естественно быть “своим” и в светском салоне, и с крестьянами на базаре, одним из “вершинных проявлений русской культуры”. “У русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым народом, которые вставали перед разночинной интеллигенцией, искренне желающей этот народ осчастливить”, - подмечает О.С.Муравьева [30, 56]. В отличии от разночинцев, дворяне народ знали очень хорошо – они среди него жили. Так помещики волей – неволей должны были хоть как-то разбираться в сельском хозяйстве и крестьянской жизни. Военные, естественно, постоянно общались со своими солдатами, в сущности, теми же крестьянами. Наконец, у каждого дворянского ребенка были друзья-товарищи по играм среди крепостных. Насколько можно судить по мемуарам и художественной литературе, дворянство сумело сохранить часть своих семейных традиций вплоть до последних лет существования царской России. Однако в наиболее чистом виде они представлены в первой половине XIX века. Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основных элементов патриархального иерархического общества. В почитающей традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. К примеру, вспомним, как И.И.Барятинский настаивал, чтобы его сын не был военным, либо дипломатом. И князь Александр подчинился отцовской воле. Лишь смерть Ивана Ивановича освободила его в выборе карьеры. О.С.Муравьева пишет: “Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестоким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентированно на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона” [30, 154]. В то же время “отцы семейств” стремились как бы то ни было разнообразить досуг своих чад. В ход шли весьма громоздкие прожекты. Большое распространение получили так называемые “провинциальные театры”. Помещики занимались не только их -46- устройством и подбором репертуара, они на равных с крепостными участвовали в постановках. “Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные артисты. Эти затеи бар, как ни были они иногда смешны и неудачны, но все- таки развивали в крепостных людях, обреченных жить в невежестве, грамотность и понятия об изящном”,- пишет Пыляев [33, 532]. Итак, театр был в то время не только данью моде и способом удовлетворения личных нужд помещика, но и способствовал некоторому просвещению “невежественных” крепостных. Встает вопрос: сколько же театров было в Курской губернии( В целом по Российской империи “из существовавших во второй половине XVIII и начале XIX века 173 театра…установлено местонахождение 155…103 относятся к городскому типу, и 52 были устроены в усадьбах в 23 губерниях”,- приводит данные Т.Д.Дынник [12, 327]. Любопытно, что в Курской губернии другое соотношение: ”на один городской театр приходится 5 усадебных: в имениях Анненковых, Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых” [15, 115]. Это только не театры, репертуар и местонахождение которых точно известны. На представлениях присутствовали соседи-помещики, друзья хозяина, “чада и домочадцы”, а также крепостные окрестных деревень. О создании театра Валькенштейна повествует М.С.Щепкин: ”Так как граф имел хороший оркестр музыкантов и порядочный хор певчих, то для разнообразия удовольствий основал домашний театр, чем забавлял детей, которым было от десяти до двенадцати лет: равно и все дворовые люди утешались этою забавою, а вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался своею выдумкой. Он так рассуждал, что доставит детям забаву, музыкантам занятие, а дворовым людям, которых, разумеется, было очень много, случай провести время полезнее, нежели за картами или в питейном доме…” [49, 380]. Таким образом можно отметить еще одну функцию театра – замена “вредного” досуга на полезное времяпровождение. Итак, главной отличительной чертой дворянского воспитания была нормативность. С ранних лет дворянина готовили к светской жизни, прививали ему знания правил поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным ориентирам, важнейшим из которых была честь. Именно усвоение мира ценностей создавало дворянина. Быть дворянином – это не результат воспитания, это образ жизни. -48- §3. Воспитание детей крепостных крестьян. Воспитание крепостных детей в крестьянских семьях на протяжении веков менялось незначительно, сохраняя присущие ему особенности и в XVIII, и в XIX, и в начале XX в. Сразу необходимо отметить, что крестьянское воспитание было во многом схоже во всех центральных регионах Российской империи. Так описывает семейное воспитание в русской деревне В.Ильинский: « Вся северная и средняя Россия была покрыта деревьями с маленькими избами под почерневшими крышами, с амбарами около изб и овинами позади деревень. В крестьянской избе в правом переднем, или «красном» углу стояли на полочках или в киоте образа. Так заведено было у русского крестьянина исстари… чем крестьянин зажиточнее, тем больше образов у него было в доме. В этом же углу находился стол, за которым ели и пили. Он потому ставился там, что крестьяне не только садился за еду и вставал из=за нее с молитвой, но и во все продолжение обеда не позволял себе ни пустых, ни шутливых разговоров, считая это грехом. Правый угол около двери принадлежал хозяину: там висели его армяк и шапка, сбруя… и т.п. Если он принимал у себя гостей, которые оставались ночевать, место для ночлега отводилось ему в этом же углу. Левая сторона избы считалась собственностью хозяйки. Левый задний угол был занят печкой; на полках у печи была расставлена посуда. В этом углу хозяйка в зимнее время занималась своими домашними работами: ткала, пряла, шила и пр. На ночь семья располагалась на лавках вдоль стен, на печи, на полатях - широких нарах над печкой, под самым потолком… Крестьяне, как зажиточные, так и простые, вставали рано: Летом с восходом солнца, а осенью и зимой за несколько часов до света. Вставая ото сна, русский тотчас искал глазами образа, чтобы взглянуть на них и перекреститься. Характер крестьянина формировался под сильным влиянием всей окружающей его с детства жизни. Жизни суровой и трудовой. В крестьянском быту женщина, как и другие члены семьи, выполняла много тяжелых работ: очень часто на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее. Немного больше уважения от окружающих выпадало лишь вдове, у которой были дети. Суровая трудовая крестьянская жизнь выработала и суровую этику… Весь склад крестьянской жизни был таков, что содержание неработающего члена семьи тяжелым бременем ложилось на всех его членов. Поэтому беременная женщина была для семьи в тягость, и в этом положении в крестьянских семьях ей не уделялось особого внимания. Обычным было в семье то, что женщина не имела никаких преимуществ, ни в труду, ни в пище, ни в отдыхе. Она трудилась наравне с другими членами семьи, и ей приходилось выполнять и во время беременности очень тяжелую работу. Еще меньше в крестьянской среде считались с душевным состоянием такой женщины и редко думали о сохранении ее душевного состояния. Тогда не понимали, что забота о здоровье ребенка должна начинаться еще до рождения его…'' [18, 64]. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |