|
Дворянская усадьбадворян и все окружающее великолепие. Покупка загородной резиденции обходилась очень недешево. К примеру, А.А.Фет купил имение Воробьевку (650 десятин) за 100 тысяч рублей. Нередко владельцы занимали высокие государственные посты. Так, А.И.Нелидов долгое время был губернским предводителем дворянства и губернатором, Иван Сергеевич Барятинский и его сын Иван Иванович были дипломатами, Г.А.Новосильцев находился в должности главы Курского городского самоуправления. Дворянин-владелец был человеком весьма образованным. Он обязательно учился ”в закрытом или военном заведении, затем, иногда, в западноевропейских университетах” [13, 175]. Тоже можно сказать о женщинах. Они получали прекрасное домашнее образование, обучались в пансионе, нередко в Смольном институте. Например, выпускницей этого заведения была мать А.И.Нелидова Наталья Александровна. Можно отметить, что владельцы усадеб были людьми по тем временам образованными, интеллигентными, а также высоко ценили произведения искусства. “Еще в конце прошлого века российское общество не представляло, какие огромные художественные ценности хранят усадьбы” ,- пишет Г.Злочевский [16, 77]. К сожалению, только национализация имущества и открытый грабеж дворянских усадеб показали малую толику этих ценностей. Попробуем воссоздать ту атмосферу гармонии и красоты, которая присутствовала в имении, окружала всех тех, кто в нем проживал. “Усадьба – это особый организм, модель культуры, которая выстраивается в пространстве как архитектурная модель мира. В этом ее всеобъемлюещее воздействие на душу человеческую. От хозяйского дома начинается “движение в природу”, которое ”обеспечивается” построением садово-паркового комплекса согласно классицистическому принципу трехслойного пространства. На переднем плане, перед домом размещался регулярный партер, служащий для постепенного перехода от форм архитектуры к ее природному окружению. На втором плане находились река или пруд, а третий план раскрывался как живописное полотно, представлявшее широкую панораму естественного окружения усадьбы. В ней находилось место и усадебной церкви, расположенной чаще всего на оси перспективы, и близлежащим -31- деревням, и лугам, и рощам”,- пишет М.Звягинцева [15, 19-20]. Таким образом, создавалась непосредственная связь архитектуры построек, садово- паркового ансамбля и окрестностей. Все планы в усадебном ландшафте были тщательно продуманы. Они составлялись талантливыми архитекторами с учетом природных особенностей, а также мировоззрения заказчика, его склонностей и вкуса. Есть мнение, что увлечение садами и парками породила мода на философию Руссо, его призыв “назад к природе”. Хотя В.О.Ключевский видит корни этого увлечения еще глубже: ” Лес, степь и река – это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них в отдельности сама по себе приняла живое и соеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека” [22, 66]. Сад в сознании русского человека ассоциировался с представлением о рае, о саде Эдемском. Поэтому на русских землях издревле получила развитие садовая традиция, связанная с монастырскими и княжескими садами. Образы, относящиеся к саду: деревья, кусты, цветы, птицы ”принадлежали к первому ряду в иерархии эстетических и духовных ценностей Древней Руси”,- замечает Д.С.Лихачев [25, 39]. К дошедшим из глубины веков садовым традициям добавляется нечто новое – искусственные вкрапления из отдельных построек и скульптур, которое впрочем находятся в гармонии с окружающей средой и лишь подчеркивают естественную красоту последней, ее эстетическую ценность. Любая скульптура или сооружение в парке наделяются особым смыслом, одухотворяются, приобретают некое особое содержание. Отдельного упоминания заслуживает любовь к античности, времени просторных и светлых храмов, ионических колонн, когда процветала богатейшая культура, давшая развитие всей Европе. Скульптуры и павильоны посвящали Аполлону, Венере, Флоре и другим мифологическим персонажам. “Часть сооружений посвящали нежным чувствам (храм Дружбы или Любви, Дом Амура и т.п.). Некоторые служат местами для размышлений и поэтического вдохновения (Приют муз, Хижина отшельника и т.п.). Иногда устраиваются “географические” остановки (Китайская беседка, Венецианский мост), различные лабиринты. Многие уголки парка носят имена близких или друзей хозяина, пробуждая милые сердцу воспоминания” [15, 51-52]. -32- Таким образом, создавалась миниатюрная “модель мира” в усадьбе, и каждый гуляющий по парку любовался красотами природы и зодчества, слитыми воедино, и проникался всепоглащающим чувством приятия к окружающей обстановке. Посещая “романтические”постройки, человек пропитывался их эстетикой, приобщался к мировой сокровищнице культуры. Но не только внешними атрибутами примечательны усадьбы. В ней находились богатейшие коллекции предметов искусства и книг, причем некоторые из них изготовлялись прямо тут, в усадьбе. Вообще, само имение мыслилось каждым помещиком, как приют спокойствия и вдохновения. Поэтому непременными элементами каждого усадебного дома становятся библиотеки, заставленные шкафами с книгами, картинные галереи, кабинеты, отражающие личные пристрастия владельца. Что касается последних, то, например, у А.А.Фета был даже не один кабинет, а целых два, на каждом этаже усадьбы. Примечательно, что вид из окна у кабинетов разный. Исследователи отмечают, что почти все “великие люди” творили за пределами городов. Творческая деятельность переносится из столиц в усадьбу, которая превращается в “кабинет” России. “Занятие ”изящными искусствами”, наличие эстетических взглядов рассматриваются современниками как важный показатель общего культурного уровня. Бывая за границей, дворяне не только знакомятся с художественными ценностями Европы, но и начинают создавать собственные коллекции” [15, 57]. Само присутствие в усадьбах большого числа произведений русского и европейского искусства составляет определенный эстетический фон. Создающиеся повсеместно картинные галереи являются своеобразным взаимопроникновением западноевропейской и русской культур. Они открываются для обозрения друзей и соседей, знакомя с последними европейскими находками в области изобразительного искусства. Но эти явления больше относятся к крупным и средним усадьбам. В небольших имениях чаще всего единственным жанром, представлявшим живопись, был портрет. Увлечение им в провинциальных усадьбах неслучайно. Изображения предков хозяев дома, самих владельцев и их ближайших родственников должны были давать наглядное представление о семье в целом и способствовать созданию в усадьбе атмосферы ”родового гнезда”. -33- Картины и другие предметы искусства практически не поддаются атрибуции. Весьма распространенным явлением была анонимность провинциальных мастеров. “Усадебное искусство – это искусство произведений, а не имен. В нем есть уникальные художественные вещи, но почти нет крупных художников”,- пишет Л.Смирнов [36, 64]. Художественная жизнь представителей петербургского “высшего света” отличалась особой насыщенностью. У высокородных господ было достаточно материальных возможностей для удовлетворения своих эстетических потребностей. В своих усадьбах они собирали художественные коллекции, способные соперничать с царскими. Примером тому может послужить коллекция Барятинских в усадьбе Марьино. Начало коллекции положил И.С.Барятинский, служивший посланником России во Франции. Его сын Иван Иванович, получивший высокое даже по европейским меркам образование, продолжил дело отца, имея достаточно средств и связей для приобретения понравившихся ему картин. “Его фамильная портретная галерея включала портреты Чернышевых, Келлеров, Нарышкиных, Гольштейн-Беков, Воронцовых – предков и ближайших родственных князя… Позднее к картинной галерее Марьино прибавятся реликвии, связанные с Кавказской войной…несколько картин, написанных Т.Горшельтом, находившемся при русском штабе, вазы с изображением Георгиевского ордена и фамильного герба Барятинских, личные вещи фельдмаршала…”,- описывает М.Звягинцева [15, 135-136]. В картинной галереи Марьино находились также произведения западноевропейского искусства, приобретенные князем в Италии. Несколько картин написали по заказу Барятинского Антонио и Федор Бруни. Они имели историческую тематику. Кроме того, зримо были привезены пейзажи и натюрморты. Всего в собрании И.И.Барятинского находилось около 20 тысяч гравюр и рисунков, выполненных русскими и иностранными мастерами (в том числе Рембрандтом, Тицианом, Гвидо, Рени, Гольбейном). Кроме произведений живописи, князь привез из Рима бюсты античных философов для украшения Марьинского дворца, а также статуи античных богов Аполлона и Венеры. В духе античности был выполнен скульптурный портрет Марии Федоровны Барятинской. Вообще, скульптурные портреты были редкостью в провинциальных -34- усадьбах Курской губернии, и свидетельство их присутствии в других усадебных домах не обнаружено. Следующий владелец Марьино, Александр Иванович Барятинский, внес свою лепту в дело деда и отца. Для картинной галереи приобретаются четырнадцать копий фресок Ватикана. Позднее появляются работы И.К.Айвазовского, акварели Е.Д.Поляковой, А.Я.Степанова, анималистические картины Н.Е.Сверчкова и другие работы русских художников. Художественную ценность Марьинской коллекции трудно переоценить. Эстетическое воздействие собранных произведений искусства несомненно. Вряд ли можно объяснить, продолжавшуюся три поколения традицию сбора картин, книг и других ценностей, простой жаждой наживы. Здесь скорее имеет место страсть ко всему гармоничному, красивому, стремление окружить себя эстетическими сокровищами. Кстати, в состав картинных галерей в знатных домах обязательно входили царские портреты. Например, в описи имения помещика Волжина в деревне Луговой упоминается: ”… портретов государя императора, императрица большой помоложе, в раме позлаченных два поменьше поблекче за стеклом в золотых рамах два…” [3, 76]. Обычно такие портреты подчеркивали знатность происхождения владельцев и заслуги семьи перед государством. Не только в богатых домах, но и в усадьбах средней руки береглись также военные реликвии, такие как холодное и огнестрельное оружие, награды за военные компании. В описи имения А.Фонвизиной упоминаются “…3 шпаги в том числе одна ветхая две серебряные ружье три пистолета…” [2, 12], свидетельствующие о военной карьере кого-то из предков владельцы. Такие предметы боевой славы в дополнение к портретным и картинным галереям в усадьбах были типичными. ”Своеобразные минимузеи, рассказывающие о заслугах какого-то представителя семьи, способствовали сохранению родовой памяти, “культа предков”, характерного для конца XVIII- начала XIX века” [15, 110]. В усадьбах Курской губернии были собраны коллекции ценнейших произведений искусства, составляющих сокровищницу русской культуры. Уединенности усадебной жизни способствовало религиозное воспитание. Оно “хотя иногда делало одних суеверными, но влагало страх закона божия, который утверждался в сердцах их ежедневною -35- домашнею божественною службою”,- пишет М.Щербатов [50, 66]. Книг для чтения было не много – Священное писание да Молитвослов. Роль религиозного мировоззрения в системе духовных ценностей того времени значительна. В Курских поместьях в конце XVII- начале XVIII века начинается активное строительство усадебных храмов, которое не прекращалось до начала XX века. Сейчас сложно судить об их общем количестве и внешнем оформлении, так как абсолютное их большинство было деревянными, и большая часть их разрушилась или стала жертвой многочисленных пожаров. Не редко на месте старой разрушенной деревянной церквушки ставили каменный храм. Так было в “Лебяжьем”, где в 1654 и в конце 1770-х годов строились деревянные Михайловские церкви, а уже на их месте в 1856 году поставили кирпичную церковь Святой троицы. Несмотря на популярность тезиса о том, что церковь это сосредоточие невежества и лжи есть и прямо противоположное мнение. Церковь много значила в общем повышении грамотности среди помещиков. ”Сознание необходимости дать своим детям образование начинало пробуждаться в среде дворянства. В деревнях учителей не было вовсе. Помещикам приходилось прибегать к сельскому дьячку или причетнику…” [15, 86]. Приходилось дворянским недорослям познавать азы грамотности по псалтырю и часослову. Исходя из этого можно считать усадебную церковь местным центром духовного просвящения в конце XVIII века. С этого времени складывается типовая структура усадебного комплекса с делением всего пространства усадьбы на несколько функциональных зон: жилую, парковую, хозяйственную и непременно – культовую. Возможно корни этой традиции следует искать в патриархальном укладе, всеобщей набожности, ведь в любой избе,хате найдется уголок, где висят иконы и лампадка. Дворяне же воплотили этот обычай на долее высоком уровне, строя в своих имениях целые храмы. И это явление захватило не только богатейших дворян, почти в каждом имении была своя небольшая церковь. В пространстве усадьбы можно выделить две архитектурные и смысловые доминанты. Воплощением светскости, столичности, “средоточием жизни” и порядка был господский дом. “Второй доминантой, выражением духовной сути усадьбы, являлась церковь. -36- Трудно переоценить значение усадебных храмов в формировании культуры русской усадьбы”,- пишет М.Звягинцева [15, 18]. Без церкви трудно представить саму усадебную композицию. Например, в усадьбе Шварца “Белый колодезь” сохранилась церковь-мавзолей. В Мокве “в 1848 году была построена кирпичная двухэтажная церковь Спасская, со склепом-усыпальницей в нижнем этаже” [46, 27]. Примечательно, что в Марьино И.И.Барятинский велел построить “кирху для Марии Федоровны (его жены), которая была лютеранкою”,- отмечает Д.Лотарева [26, 164]. В “Воробьевке”, имении А.А.Фета не было усадебного храма. И дело здесь не в каких-либо атеистических убеждениях владельца. Просто в нескольких километрах от усадебного дома находится весьма известный в Курске храмовый комплекс: ”С опушки виднелась вдали колокольня Знаменского Коренной пустыни Монастыря…Чудотворный Образ Знаменья Пресвятой Богородицы, вывезенный из России, особенно нам дорог…мы все благоговейно приветствовали святую Икону…” – так описывает свой визит в усадьбу А.А.Фета, его племянник С.Д.Боткин [8, 344]. Особое место занимала церковь в усадьбе. Именно в ней получила развитие идея равенства, равенства людей перед Богом. В поместье все занимали разное социальное положение. Понятно, что главенствовал хозяин дома, члены его семьи. Крепостные должны были подчиняться и молча сносить унижения. Однако же, “во время службы в церковь собирались все жители поместья – и обитатели господского дома и крестьяне. Постулируемое христианством равенство всех перед Богом находило подтверждение в самом укладе уединенной усадебной жизни. Создавалась атмосфера духовного единения всех, находящихся в храме, подкреплявшаяся определенной простотой взаимоотношений, характерной для деревенских условий…” ,- пишет М.Звягинцева [15, 15]. Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их контакты более тесными, более человечными. При этом хозяева усадьбы могли лучше узнать своих крепостных, а крестьяне приобщались к более высоким духовным и культурным ценностям, проповедовавшимся в “высшем обществе”. Из-за высокого образовательного и культурного уровня владельцев усадебных храмов в начале XIX века, приходилось и “святым отцам” не отдавть. ”Так… можно предположить, что требования к проведению религиозных обрядов, -37- к уровню образованности самих священнослужителей в усадебных церквях были более высокими, чем в обычных сельских храмах”,-пишет Ю.А.Веденин [9, 32- 33]. Итак, церковь являлась демократичным институтом, в котором пусть хоть и формально, но провозглашалось равенство людей независимо от их социального происхождения. Существовала еще одна немаловажная связь между помещиками и крепостными. В каждой дворянской семье были дети. Матери-дворянки часто не могли или не хотели кормить и воспитывать своих детей. На эту “должность” назначали женщин-крепостных. Кормилицы ухаживали за младенцами и кормили их грудью. Можно сказать, что младенцы-дворяне с молоком “впитывали народный дух”. Обязанности няни были гораздо шире и сопровождала она своего воспитанника почти всю жизнь. Классический пример нежных чувств в отношениях между няней и воспитанником, который сразу приходит на ум, это конечно же Арина Родионовна и Александр Сергеевич. Количество произведений посвященных няне лишний раз доказывают сыновью привязанность к ней А.С.Пушкина. Няня – это олицетворение народной культуры воплоти. Она безболезненно вливается в дворянский уклад жизни и ненавязчиво вносит свое мировоззрение,мироощущение. Нередко к няне воспитанники испытывают больше любви, нежности, чем к “биологическим”, но таким далеким матерям. Впрочем положение несколько изменилось с распространением “натурфилософии” Жан Жака Руссо. Вначале в Европе, а затем и в России в моду входит кормление грудью. Достаточно вспомнить Наташу Ростову, которая сама кормила и воспитывала своих детей. Несмотря на моду, няни оставались везде, где были дети. К сожалению, связь между ними и воспитанниками терялась, когда последние отправлялись на учебу. Впрочем даже такое кратковременное влияние, оказывало сильное воздействие, результатом чего было большое количество дворян, неравнодушных к тяжелому положению крепостных, стремящихся, в меру своих сил, улучшить жизнь своих крестьян. Домашние обряды составляли важную часть жизни семьи. Необходимо отметить, что обряды по своему содержанию были одинаковыми как в дворянской, так и в крестьянской семьях, различаясь лишь помпезностью, богатством и организованностью. К числу домашних обрядов Н.И.Костомаров относит: родины, крестины, брак, новоселье, смерть, погребение. Пиры и пьянства -38- сопровождали семейные события. Рождение младенца ознаменовывалось всигда домашним торжеством. Зажиточные люди, в том числе и дворяне, организовывали родинные столы, “а крестьяне приготовляли особое пивцо и брали для того разрешение от начальства. Родильницы получали лт гостей подарки, обыкновенно деньгами… Крещение происходило у всех сословий в церквах и допускалось в домах только в крайнем случае… При крещении на младенца надевали крест…, который оставался на нем во всю жизнь как символ его принадлижности к христианскому обществу.”-пишет Н.И.Костомаров [23, 206]. Духовное рождение считалось значительнее телесного, потому что перед богом и церковью все равны, и безземельный крепостной, и богатейший дворянин. Брак сопровождался самыми затейливыми обрядами, так как для русского человека это самые торжественное событие в жизни. Н.И.Костомаров отмечает, что: “ Смерть человека сопровождалась заветными обычаями. По понятию русских, умирать среди семейства в полной памяти считалось благодатью небесной для человека” [23, 230]. Чувствуя приближение смерти, дворянин составлял завещание, так же поступали грамотные крестьяне, неграмотные объявляли свою волю вовсеуслышание. Около умиравшего собиралось все семейство, слуги и близкие знакомые и он каждого особым образом благославлял. Заметим, что без обрядов невозможно представить быт крестьян и дворян, что делает их неким общим элементом в жизни двух таких далёких “близких” классов. Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в первой половине XIX века усадьбы Курской губернии были центрами домашнего воспитания. По своим воспитательным и образовательным возможностям усадьбы ничем не уступали другим педагогическим учреждениям. О том, как осуществлялся процесс воспитания речь пойдет в следующем параграфе. -39- §2. Воспитание юного дворянина. Центром дворянского воспитания была семья. Основной формой было домашнее воспитание. Дворянам вполне хватало средств и возможностей для обеспечения своим чадам всех условий для роста и развития. Распространившаяся в конце XVIII-начале XIX веков мода на философию Руссо внесла свою лепту в дело воспитания. Французский просветитель настаивал на ограждении ребенка от дурного влияния города, воспитание его на фоне природы. Домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты. Они |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |