|
Дворянская усадьбаизвивающимися дорожками и красивыми павильонами. К этому парку восточной стороною примыкает упомянутый нами дом… Вы выходите в кра -12- сивую комнату, где на одной из стен помещена большая семейная картина работы академика Ершова. Далее одна дверь ведет в столовую с двойным светом, а другая в прекрасную меблированную гостинную, в стенах которой выставлены фамильные портреты… Но чаще всего хозяин дома и его гости проводят время в… галерее, где из боковой, имеющей с ней сообщение, музыкальной комнаты слышатся звуки оркестра, выполняющие лучшие современные произведения с безукоризненной отчетливостью и артистическим знанием дела. Из галереи вы выходите на обширную полукруглую террасу, с которой открывается очаровательный вид. Терраса эта примыкает к западной стороне дома, и поэтому гулянья по ней в теплые дни имеет особую прелесть при захождении солнца. Гуляя и наслаждаясь приятными беседами, вы едва заметите, как луна взойдет и серебрит пруд, дышащие ароматом цветники, погруженный в тишину парк, золотой крест на куполе церкви и вершины леса, окружающие всю эту картину, которая невольно манит вас остаться как можно далее на прекрасной террасе. В верхнем этаже помещается библиотека и благотворительные заведения (заведение это называется “Семья Елисаветы”), где шесть девиц беднейшего дворянства, иждивением владельца, воспитываются с родительскою о них попечительностью. Вообще Моква есть самая любимая жителями Курска местность, а радушное гостеприимство хозяина, при условиях утонченного вкуса, привлекает сюда в известные дни значительное число посетителей. Если Знаменская роща по своему пустынному характеру представляет одну природу, то Моква, соединяя в себе природу и искусство, тешит посетителя не только красотами естественными, но и счастливо выполненными вдохновениями изящного… ” [31, 141-144]. В 50-х годах XIX века от туберкулеза умерли жена А.А.Нелидова и шестеро его детей. Их похоронили в Мокве в склепе- усыпальнице (цокольный этаж церкви Спасской). Современники отмечали, что Аркадий Аркадьевич настолько сильно переживал горечь утраты, что не смог далее оставаться на Родине. Нелидов уехал за границу, где и скончался. В соответствии с завещанием его похоронили в семейном склепе в Мокве. С конца XIX века и по 1917 год усадьба принадлежала племяннику А.А.Нелидова – Петру Петровичу Волкову, шталмейстеру императорского дворца (сын сестры А.А.Нелидова Любови Аркадьевны, в замужестве Волковой). -13- В Мокве на содержании Волкова размещалась одноклассная земская школа (рядом с церковью). В ней обучалось около восьмидесяти детей [1, 1-10]. Церковь Спасская из домашней превратилась в приходскую, где Петр Петрович тридцать лет был старостой (1886-1917) и оказывал храму постоянную материальную поддержку. В начале XX века приход церкви составлял более тысячи человек (жители деревень Моква и Духовец). За это время были продолжены работы по благоустройству парка: появился северный въезд в усадьбу, камнем вымостили дорогу от ворот ко дворцу; на поляне восточного партера высажены различные деревья-ель, клен, два сибирских кедра. После 1917 года усадьба претерпела значительные изменения. Имущество дворца в основном было разграблено, пропал семейный архив. Пруды были спущены. Самая малая часть мебели и художественных ценностей были вывезены музейными работниками и сейчас хранятся в краеведческом музее и картинной галереи города Курска. “Усадьба “Моква” – памятник истории и архитектуры республиканского значения, один из наиболее интересных объектов не только в окрестностях Курска, но и во всей лесостепной зоне России” [46, 33]. Усадьба “Марьино” возникла в начале XIX века на землях старинного села Ивановского. Переход курских владений гетмана Мазепы к роду князей Барятинских имеет свою историю, весьма интересную. После Полтавской битвы (1709 год) изменник Мазепа бежал за границу. Петр Великий конфисковал все поместья, принадлежавшие гетману, и пожаловал их своему ближайшему сподвижнику светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову. Впрочем после смерти Петра I (в 1727 г.) Меншиков оказался в опале и был сослан в Сибирь. Вновь владения оказались конфискованными, затем были приписаны к поместьям первой жены ПетраI царицы Евдокии Федоровны (Лопухиной). Хотя вскоре последняя, как и сестра Петра I Софья, были погребены под сводами Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Владения снова оказались в казне. По воле царицы Анны Иоановны они были пожалованы сенатору, вице-адмиралу флота графу Николаю Федоровичу Голо -14- вину. Внучка этого видного придворного вельможи Екатерина Петровна вышла замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла в качестве приданого все курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе. “Иван Сергеевич Барятинский, с которого начинается предыстория усадьбы “Марьино”, был внуком московского главнокомандующего, а зятем правителя Малороссии Ивана Федоровича Барятинского – одного из виднейших деятелей Петровской эпохи” [44, 23-24]. Во времена правления Екатерины П.И.С. Барятинский становится крупнейшим вельможей. Дело в том, что Иван Сергеевич участвовал в дворцовом перевороте 1762 года, когда группа офицеров, возглавляемая графом А.Г.Орловым, помогала занять престол Екатерине П. Поэтому императрица осыпала милостями князя И.С. Барятинского, а потом назначила его послом во Францию. Так курские поместья Мазепы перешли во владения князьям Барятинским, что привело позднее к созданию их новой усадьбы "Марьино”. Служба в Париже требовала немалого ума, знания тонкостей и хитростей, а также больших средств. Князь И.С.Барятинский с честью справляется с возложенными на него обязанностями. В1767 году у него родился сын - Иван, выбравший дорогу отца – дипломатию. В царствование Павла I Иван Иванович «… употреблен был по дипломатической части при посольстве в Лондоне, где, занявшись изучением сельского хозяйства и промышленности, пристрастился особенно к первому» [32, 114]. Постепенно И.И. Барятинский усвоил английский образ жизни и даже женился на англичанке Марии Деттон, дочери лорда Шербана. Изучив местные обычаи и порядки, он решил усовершенствовать по английскому образцу сельское хозяйство в своих курских имениях. “Мысль о постройке там (в Ивановском) роскошного дворца, вероятно, возникла у Ивана Ивановича Барятинского после смерти в 1807 году его первой жены и накануне нового брака с графиней М.Келлер” [44, 24]. В 1811 году после смерти родителей все курские поместья перешли по наследству Ивану Ивановичу Барятинскому. Он оставляет дипломатическую службу и ненадолго возвращается в Россию и приступает к строительству имения южнее палат Мазепы, пришедшим в упадок. Князь задумал создать себе усадьбу, которая -14- бы ни в чем не уступала подобным дворцово-парковым комплексам в Москве и Петербурге. Выбирая место строительства своей резиденции, И.И.Барятинский, конечно, учитывая не только живописнейший природный ландшафт, но и то, что здесь издавна земля давала высокие урожаи. Плодородные земли из года в год обеспечивали высокий доход. В своих обширных владениях И.И.Барятинский использовал передовой по тому времени опыт сельского хозяйства английских и немецких крупных помещичьих латифундий. Во владении князя находилось “34515 душ крепостных крестьян и 49621 десятина земли, вместе же с крестьянской землей – 100 000 десятины” [44, 25]. “Для строительства великолепного дворца был выбран высокий северный берег речки Избицы” [43, 56]. Поэтому первоначально дворец назывался “Избицкий дом” и лишь впоследствии (1817г.) Барятинский переименовал усадьбу в “Марьино”. Дело в том, что князь был женат дважды, и обе его жены именовались Мариями (Мария Франциска Деттон и Мария Федоровна, урожденная Келлер). Марьинский ансамбль был построен в течение очень короткого срока в 1815-1816 годах по проекту малоизвестного в России архитектора Карла Ивановича Гофмана. “В строительстве ансамбля принимали участие и крепостные мастера-самоучки” [47, 63]. Каждый крестьянин поучаствовал в строительстве. Одни пересаживали из леса в парк деревья, другие копали пруд, третьи ловили певчих птах и выпускали их рядос с дворцом. До нас дошли лишь имена некоторых талантливых мастеров: архитекторский ученик Шатихин, чертежник Казьма Шобрехин, кирпичных дел мастер Лаврентий Наседкин с сыновьями, механик Василий Лебедев, садовник Броун, мелиоратор Гулерт и другие. По мере строительства дворца и хозяйственных служб, создавались парк и пруд, а в последующие годы XIX-начала XX века в Марьино поступали редчайшие произведения искусства отечественных и зарубежных художников и скульптуров. “Во время основания усадьбы И.И.Барятинский жил за границей, но внимательно следил за ходом ее строительства. Об этом свидетельствует его переписка с архитектором К.Гофманом и управляющим Ф.Резниковым, где князь давал подробные советы по ведению строительных и хозяйственных работ в имении, изучая заграничный опыт различных систем хозяйства и последние достижения строительного дела” [46, 10-11]. -15- Впрочем необходимо отметить, что “знатоком и ценителем архитектуры он (И.И.Барятинский) не был, чем решительно отличался от других именитых людей такого же ранга” [47, 63]. По тому времени владения Барятинских слыли образцовыми, так как широко привлекались из Англии специалисты по разным отраслям сельского хозяйства и мануфактурного производства. Например, по проекту англичанина-мелиоратора были осушены обширные заболоченные земли, в знак чего был установлен обелиск с такой надписью:”Князь Иван Иванович Барятинский, отдавая признательность свою англичанину Ивану Гулерту за осушение ”Иван-болота” до 2900 десятин, создал в честь ему сей памятник. 1822 года, ноября 15-го дня” [17, 88]. Для той поры увлечения аристократии всем иностранным было обычным явлением, даже своего рода модой. Скорее всего поэтому И.И.Барятинский остановил свой выбор на неизвестном в России архитекторе иностранце К.Гофмане. И все же Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также своеобразной атмосферой праздничности, открытости, художественной утонченности. Желанием князя, умением его помощников и трудами крепостных “был создан замечательный памятник экономического, сельскохозяйственного, землеустроительного, архитектурного искусства ” [46, 11]. Князь Иван Иванович Барятинский умер 13 июня 1825 года и был погребен в фамильном склепе церкви Покровской села Ивановского. После смерти мужа Мария Федоровна прожила в “Марьино” шесть лет, воспитывая детей. Затем семья Барятинских уехала в Петербург. Владельцем усадьбы стал старший сын И.И.Барятинского – Александр Иванович (1815-1870), будущий наместник Кавказа. В 1850 году А.И.Барятинский отказался от своих наследственных прав в пользу брата генерал-адъютанта Владимира Ивановича (1817-1875). Новый хозяин редко посещал свое имение, хотя уделял ему немало внимания. В 1869-1873 годах по проекту известного петербургского архитектора И.А.Монигетти дворец в “Марьино” был кардинально перестроен. Строительными работами -16- руководил курский архитектор К.Ф.Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов – в неоклассическом стиле, очень популярном в 70-е годы XIX века. В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был установлен лифт. “Перестройка дворца в “Марьине” – редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда перестройка пошла на пользу” [46, 12]. В отличии от большого числа дворянских гнезд, “Марьино” оставалось во владении обной семьи вплоть до 1917 года. Во время войны и разрухи работникам Музейной комиссии при Наркомпросе удалось сохранить ценнейшую коллекцию и переправить ее в Москву в музейный фонд. Сейчас сокровища и картины из “Марьино” украшают Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку, Библиотеку иностранной литературы, музеи Петербурга, Махачкалы, Нальчика, Дагестана, Ульяновска, Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада, Ташкента, Ростова. Кое-что из мебели, картин, предметов интерьера попало в Рыльский и Курский краеведческий музеи. Недалеко от Коренной пустыни в живописном месте расположено село Воробьевка, более известное как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892), в котором поэт провел немалую часть своей творческой жизни. До конца XVIII века Воробьевка принадлежала князю Кантемиру, от наследников которого, перешла помещику М.С.Кодрину. В то время в Воробьевке находились лишь крестьянское поселение, да господская мельница. Позднее Воробьевка была приобретена у М.С.Кодрина Ртищевым. В начале XIX века она принадлежала колежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву. В селе появляется небольшой конный завод. После смерти владельца имение переходит к сыну Захару Петровичу Ртищеву, а затем к его сестре Настасье Петровне, в замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в 1877 году имение было приобретено А.А.Фетом и записано на имя его жены Шеншиной-Фет. -17- К приобретаемому имению Фет предъявлял следующие требования: “Имение должно быть в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной близости от железной дороги” [46, 18]. Фет продает свое имение Степановку в Орловской губернии и приобретает Воробьевку, отвечавшую всем его требованиям. Так описывает имение племянник поэта С.Д.Боткин: “Старинный помещичий дом с двумя флигелями и другими усадебными постройками стоял на крутом берегу речки Тускари, проходящей затем и через Курск. От усадьбы вела к речке многолетняя дубовая аллея, прерываемая изредка серебристыми тополями в несколько обхватов, таких серебристых тополей я вообще нигде не видел. По другую сторону речки были заливные луга, а вдоль нее, на пригорке, тянулся 20-десятинный старинный парк, кончающийся пшеничными и другими полями” [8, 343]. В строительстве усадьбы можно выделить два периода: Ртищевский и Фетовский. Сведения о первом периоде можно почерпнуть из воспоминаний Фета и плана 1838 года. Из “Воспоминаний” Фета о приобретении Воробьевки можно узнать сведения об усадьбе времен Ртищевых. Например, поэт говорит ”о прекрасных каменных амбарах, тридцать лет не засыпавшихся зерном” [45, 342]. На плане 1838 года показаны также кухня и флигель ртищевской усадьбы. После приобретения усадьбы Фет сразу же начал приспосабливать ее для жилья в соответствии со своими вкусами. Помогал А.А.Фету управляющий имением Александр Иванович Иост, весьма ценимый поэтом. Господский дом был несколько увеличен за счет поднятия крыши (проект придумал сам Фет) [46, 44]. Изменения, затронувшие дом, были скорее крупным ремонтом, чем коренной реконструкцией. “Конечно, при переделке и поправке запущенных построек надо было по возможности пользоваться старинным материалом…Так, превосходные полы парадных комнат следовало перестлать…а в парадные комнаты следовало положить паркет. Дом по очистке от пыли, грязи и плесени предстояло переклеить новыми обоями; из заброшенных кухни и флигеля вывезти целые горы грязи, кирпича и битой посуды, а затем переделать разрушенные печи и прогнившие полы” [45, 446]. Обстановка для дома была перевезена из бывшей усадьбы поэта: ”Прибывшая из Степановки мебель разместилась в прекрасных и пустых каменных амбарах...” [45, 447]. -18- С наступлением весны в дом переносили растение из оранжереи. Вьющиеся растения распределялись по стене таким образом, чтобы над окнами образовывались просветы в виде овалов. “Из описаний складывается образ дома, построенного помещиком средней руки. При перестройке здания Фет воспользовался сложившимся для него рациональным распределением комнат по назначению. Как правило, планировка всех господских домов в усадьбе основывалось на той разумной схеме, по которой жилые комнаты с кабинетом хозяина были обращены во двор, а парадные – для отдыха и приема гостей открывались в парк, дабы отрешившись от хозяйственных работ, можно было отдыхать и любоваться красотами природы ”,- пишет Е.Холодова [46, 21]. В своем имении Афанасий Афанасьевич занимался коневодством. Так, в 1880 году, он приобрел двадцать шесть лошадей, а через восемь лет еще четырнадцать рысистых жеребцов. Вообще, Фет считал “Воробьевку” второстепенным хозяйством, в отличии от “Грайворонки”, которой отводилось первоочередное внимание, но все же в ней были представлены все основные хозяйственные отрасли. В регулярной части воробьевского парка располагался фонтан. Он упоминается в стихах Фета: ”Ночь и я мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И безмолвные мы слышим, Что струей своей колышим, Напевает нам фонтан… ” Источник был создан, уже упоминавшимся выше, управляющим Иостом. Этот участок парка был излюбленным местом увесилений, где часто отмечали различные памятные даты. В Воробьевом парке было несколько прудов, один из которых, в центральной части, сохранился. Его еще называют рыбной сажалкой. На круглом острове когда-то располагалось обеденная родонта, на манер Марьинской, которая, к сожалению, не сохранилась. “Парк усадьбы, сформированный на основе естественной дубравы, обладал всеми признаками пейзажного парка: партер в нем сменился полянами и лужайками, геометрические по форме фонтан и пруд-рекой, прямые алеи – вьющимися дорожками. В то же время ему присущи традиционное для русских усадебных -19- парков сочетание декоративных качеств с утилитарными, вспомним – “плодовый сад”, “рыбный пруд”, “покосный луг”…[46, 24]. Воробьевский период творчества поэта был весьма плодотворным. В 1891 году Фет писал: “С 1860 по 1877 год во всю мою бытность мировым судьей и сельским труженником, я не написал и трех стихотворений, а когда освободился от того и от другого в Воробьевке, то Муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня так же часто, как на заре моей жизни” [6,48]. В эти годы, главным образом, Фет занимался переводами на русский язык латинских классиков: Овидия, Тибул, Марцеал, Катул; немецких: Шопенгауэр (Мир как воля), Гете (Фауст); написано много личных стихотворений. Что касается выпусков “Вечерних огней”, то их было не три как указывает Е.Холодова, а четыре и готовился пятый. В Воробьевке часто бывали гости: “За эти годы много не только литераторов побывало на берегах Тускари, бывали там и композиторы, как Чайковский, очень ценивший Фета… В Воробьевке побывал и Великий Князь Константин Константиныч… Постоянно чередовались в Воробьевке и разные филологи, с которыми Фет сверял свои переводы… Укажу между прочим, на известного латиниста Е.Ф.Корша. Обращаю особое внимание на графа А.В.Олсуфьева…”[8, 342]. Гордость Курской земли, гордрсть России, усадьба “Воробьевка” заслуживает внимания не только как мемориал, связанный с именем А.А.Фета, но и как памятник русской усадебной культуры последней четверти XIX века. Итак, вышеприведенное описание усадеб, относящихся к разным десятилетиям XVIII-XIX века, показывает, что усадебная культура Курского края по своему развитию не уступала столичным образцам архитектурно-парковых комплексов. Курская усадьба – яркий образец бытования русской культуры, дающий достаточно полное представление о развитии усадебной культуры в России. -20- 2. Усадьба как феномен культуры. Русская дворянская усадьба в качестве явления художественной культуры изучена мало, хотя существует литература, посвященная усадебным культурным центрам этого времени. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |