|
«Человек тыла» его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)Многие политпросветработники уходили в армию. Некоторые из них позднее оказывались во фронтовых ансамблях песни и пляски. Знаменательно, что из таких ансамблей вышли профессиональные артисты, такие, как заслуженный деятель искусств России, почётный гражданин города Омска В.Я.Тулупова, заслуженные артисты Н.А.Блохина, А.Ф.Липатов, артистка балета Е.Г.Мартен и другие. Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели «Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва – Седого «Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие. Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными артистами.[153] Разучивались песни по текстам, которые печатались в газетах, мелодию ловили по радио, воспроизводили на слух, а иногда и слова записывали по трансляции. В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения Симонова К., А.Твардовского, читались отрывки из статей И.Эренбурга, фронтовые зарисовки военных корреспондентов. Омские политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах в обеденные перерывы. А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или становились к станкам, самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали комсомольцы школьного возраста. Особой заботой омские политпросветчики стремились окружить раненых. Формировались библиотечки – передвижки, за право выступить в госпитальных палатах соревновались классы, отдельные школы. Там ставились такие же концерты «малых форм». Стремясь поднять настроение, самодеятельные артисты прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим», «Самовары – самопалы», «Вася – Василёк» и другие. Слушателей на таких концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи, вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина. Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина Павловна Бисярина:[154] «Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были школьники – дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного артиста Р.Н.Симонова. Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей – это был особый звук. Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами: «Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось…».[155] Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея театра. Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать, мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу. Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага, карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне. Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них несравнимое, лучшее духовное лекарство!»[156] Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров, преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.[157] Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов, тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора. Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 – 1944гг. смотре художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой. Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас. Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых – свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из них – участники самодеятельности военных лет.[158] Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская, был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли «Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах. Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых из госпиталей. В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с нашим драматическим театром поочерёдно – 3 дня в неделю шли спектакли вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого патриотического звучания – «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.[159] Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г. Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре «Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром – постановщиком спектакля «Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару. Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах. В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных зрителей и театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях – ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища находили живой отклик у горожан.[160] О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический» С.Яневская. «В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру: «Актёров тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.[161] «Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были уверены в своей необходимости там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают людей, им бы отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже первый концерт показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись к нам доверчиво и жадно, и хотелось отдать им всё, на что были способны».[162] Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей, юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька». …За полтора месяца поездки было немало трогательных встреч с земляками. Лишь приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей возгласами: «Наши приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их называли все, кто имел малейшее отношение к Сибири. Слово «наши» произносилось с такой теплотой и нежностью, словно артисты и солдаты жили рядышком – дом к дому, окно в окно. И когда они вернулись домой и прошло много времени, это душевное тепло людей фронта их грело – словно прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому…[163] Спектакли, фронтовые бригады, концерты в госпиталях, у сельского населения, в мобилизационных пунктах – так работал тогда весь советский театр. И в том числе Омский драматический. Сейчас трудно себе представить, что в городе, где рабочий день продолжался 12-14 часов, а транспортные связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало – кинотеатры «Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также деревянный «Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по нескольку раз. Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски: «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в борьбе», документальные фильмы «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали всеобщее тревожное внимание. С неменьшим интересом шли зрители на художественные фильмы «Секретарь райкома», в котором образ коммуниста-подпольщика с огромным мастерством был раскрыт актёром В.Ваниным, «Она защищает Родину», где В.Марецкой удалось создать подлинно героический образ партизанки Прасковьи, с болью в сердце смотрели омские зрители фильм «Радуга» о жестокости фашистов на оккупированных территориях, о мужестве и борьбе наших людей. В главной роли партизанки Олены в нём зрители познакомились с актрисой Н.Ужвий.[164] Особой теплотой и надёжностью веяло от фильмов о любви и фронтовой дружбе. После картины «Два бойца» с популярным дуэтом Б.Андреева и М.Бернеса песня «Тёмная ночь» звучала повсюду. Фильм по развёрнутому сюжету известного стихотворения К.Симонова «Жди меня» с участием В.Серовой, Б.Блинова, Л.Свердлина был у всех на устах. Вышедший в 1943г. «Воздушный извозчик» благодаря обаянию М.Жарова – исполнителя главной мужской роли – стал как бы рубежным фильмом, знаменующим скорую победу, так же как «В шесть часов вечера после войны». Спросите наших ветеранов, живших в то время в Омске, они обязательно вспомнят о том, как стояли в длинных очередях за билетами, мёрзли в плохо отапливаемых кинозалах, но всё равно по нескольку раз шли на свои любимые фильмы. Своё достойное место заняло с первых дней войны изобразительное искусство. Омское отделение Союза художников вело широкую выставочную деятельность. Выставки устраивались в краеведческом музее, на промышленных предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках города. Картины К.Белова, Т.Козлова, В.Волкова и А.Оськина репродуцировались и в центральных журналах.[165] Боевым направлением в работе художников стал плакат. Известно, что центральное издательство «Искусство» за годы войны выпустило около 1,5 тыс. плакатов. Первый из них – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». У многих в памяти остались плакаты «Родина – мать зовёт!», «Боец, спаси меня от рабства!», «Вперёд! На Запад!» и другие. Листая газеты того времени, дивишься изобретательности и мастерству карикатуристов. Но эти издания доходили до Омска в ограниченных количествах, и местные художники стали готовить свои военно-политические плакаты. По сводкам Информбюро готовились специальные Окна ТАСС с картами передвижения наших войск, краткими описаниями боевых и трудовых подвигов, карикатурами на фашистов. В связи с тем, что полиграфическая база была недостаточной, часто местные издания выходили рукописными и тиражировались, что называется, «под копирку». На агитпунктах, в витринах магазинов они выставлялись по нескольку раз в неделю, и около них всегда толпились люди. Мне удалось коротко рассказать, почти перечислить, как в годы Великой Отечественной войны омичи искали душевного отдохновения, черпали надежду в музыке и песне, в театре и кино, в изобразительном искусстве. Нет, не молчали музы на войне. Заключение. В 2003 году исполняется 58 лет со дня Победы Советского Союза над фашистской Германией. На мой взгляд, не многие среди нас придают должное значение этому событию. Ещё меньше тех, кто вообще задумывается над тем, какова роль этого события в истории. Но всё-таки есть такие, кто хочет знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1941 – 1945 годах, как это было на самом деле. Год за годом, из поколения в поколение, вновь и вновь оживая в памяти народной, творцы Победы постоянно будут рядом с потомками своими, и слава их деяний и подвигов будет вечно осенять Россию ореолом гордого величия. Священное пламя вечного огня славы полыхает незаживающей болью в народной памяти. Память о чудо-богатырях, шагнувших в бессмертие, будет жить из рода в род, из века в век. Она вечна, как сама жизнь. Такой народ, такую страну враг победить не мог.[166] Победа Советского народа в Великой Отечественной войне имела всемирно- историческое значение. Были защищены социалистические завоевания. Советский народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся страна – сражался фронт, сражался тыл, которые полностью выполнили стоявшую перед ними задачу. Победа СССР в войне с фашизмом явилась убедительной демонстрацией возможностей планово управляемого социалистического народного хозяйства. Его регулирование обеспечило максимальную мобилизацию и наиболее рациональное использование всех видов ресурсов в интересах фронта. Эти преимущества были помножены на существовавшие в обществе единство политических и экономических интересов, высокую сознательность и патриотизм рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, всех наций и народностей, сплочённых вокруг Коммунистической партии.[167] Перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики коренным образом изменили привычный уклад жизни населения в тылу. На советскую землю вместо растущего благосостояния пришли постоянные спутники войны – материальные лишения, бытовые невзгоды. Обозначился перелом в сознании людей. Весть о начале наступления под Сталинградом была встречена грандиозным ликованием всей страны. Прежние чувства тревоги и беспокойства сменились уверенностью в конечной победе, хотя противник находился еще глубоко в пределах СССР и путь к ней казался не близким. Общий настрой на победу стал важным психологическим фактором в жизни фронта и тыла. Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу, дать промышленности сырьё и помочь государству создать в стране устойчивые резервы хлеба и продовольствия – таковы были требования, предъявленные войной к сельскому хозяйству. Советской деревне пришлось решать столь сложные экономические задачи в исключительно трудных и неблагоприятных условиях. Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособную и квалифицированную часть тружеников села. Для нужд фронта понадобилось большое число тракторов, автомашин, лошадей, что значительно ослабило материально-техническую базу сельского хозяйства. Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс своим самоотверженным трудом обеспечил действующую армию всем необходимым и в достаточном количестве.[168] Исходя из проведённых исследований, можно заключить, что в годы Великой Отечественной войны Омская область превратилась в один из крупных центров страны, здесь нашли приют не только рабочие эвакуированных предприятий, учащаяся молодёжь, дети, но и тысячи раненых и больных. Чёткая работа тружеников промышленного Омска сыграла решающую роль в победе. Документы свидетельствуют о том, что крестьянство Исилькульского района Омской области в годы войны, проявив стойкость, самопожертвование, трудовой подвиг, обеспечивало фронт и тыл всем необходимым. Труженики сельского хозяйства делали всё, что было в их силах, во имя победы над врагом. В военные годы работники культуры чётко понимали свои задачи, предельно ответственно относились к возложенной на них миссии. Их творческий труд вдохновлял тыловиков, помогал мобилизации сил людей в тылу, работавших без устали, веривших, что своим трудом они приближают День Победы. Таким образом, история нашего края непосредственно вплетается в историю Великой Отечественной войны. У подавляющего большинства, если не у всего советского народа, не было сомнений в победе над врагом, ему были свойственны высокие патриотические чувства, настроения, устремления. Но отношение к действительности не было однозначным. Здесь сказывались не только атмосфера страха, присущая тому времени, но и уровень общей культуры, наличие информации, характер воспитания, гражданская позиция, прочие факторы.[169] Вместе с ростом самосознания и гражданской ответственности у людей росла внутренняя независимость и гражданская смелость, наблюдалось желание самостоятельно осмыслить происходящее. Народ в годы войны почувствовал себя ответственным за судьбу отечества, обрёл свободомыслие. Новое качество народного самосознания подрывало режим сталинщины морально. Этот процесс был вызван к жизни и в то же время ограничен экстремальными военными условиями. Стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев, заданности их объективным ходом истории, несокрушимой верой в правильность принимаемых решений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое расшатывание их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация личности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах всего общества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и непоколебимостью.[170] В годы войны все боялись – и это казалось естественным, потому что страх – чувство, с которым люди рождаются и живут каждый день. Тогда в годы войны всё привычное, нормальное, человеческое валилось, разрушалось. Страх перед углубляющимся продовольственным кризисом. Населению СССР годами внушалась мысль, что оно должно идти на всевозможные жертвы ради укрепления обороноспособности страны. И оно на эти жертвы шло.[171] Население СССР жило крайне трудно на протяжении четверти века, с небольшим перерывом – отдыхом от НЭПа до начала коллективизации. Народ привык к лишениям, к тому, чтобы недоедать, недосыпать, иметь плохое жильё. Поэтому он смог перенести такие невзгоды военных лет, которые не перенёс бы ни один народ западной культуры. Массовое сознание – явление чрезвычайно сложное и противоречивое, в нём переплетаются элементы социальной психологии, нравственные и мировоззренческие установки. При этом оно представляет собой синтез явлений, уходящий корнями в традиции, обыденную жизнь людей с идеологическими установками, целенаправленно формирующимися структурами власти. В полной мере это относится к сознанию людей в период Великой Отечественной войны, в том числе работников тыла. В самые тяжёлые времена советские воины были уверены в безраздельной |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |