|
США в послевоенный период \1945-1960 гг.\помощи безработным и больным без надзора над этими фондами со стороны предпринимателей. Каждый профсоюз должен был регистрироваться в министерстве труда и посылать туда отчеты, содержащие фамилии профсоюзных работников, данные об их окладах, о размерах членских и других взносов, о процедуре выработки решений по различным вопросам, а также представлять ежегодный финансовый отчет. При регистрации требовались показания под присягой, что никто из местных и центральных работников данного союза не является коммунистом. Такие же индивидуальные показания под присягой закон устанавливал для каждого профсоюзного работника. Наконец, закон Тафта-Хартли объявил незаконной систему “закрытой мастерской”. Правда, он разрешил существование “союзной мастерской”, но санкционировал и взял под защиту федерального законодательства действия законодательных 6. Новое соотношение мировых сил 6.1. НАТО Во внешней политике второе президентство Трумэна проходило под флагом усиления международной напряженности, обострения советско-американских отношений. 4 апреля 1949 г представители 12 правительств подписали в Вашингтоне договор о североатлантическом военном союзе, названным НАТО. Его подписали США, Канада и 10 западноевропейских стран. Вашингтон оказывал сильное давление на Стокгольм. Но Швеция, сохранявшая нейтралитет в двух мировых войнах, предпочла не вступать в военный союз, созданный для подготовки третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и Турцию... североатлантическими государствами и добились включения их в НАТО. Впоследствии (в 1955 г) по настоянию американцев полноправным членом этого военного союза официально стала и Западная Германия. В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продолжала оставаться центральным, самым важным из них, приковывавшим к себе основное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона, направленную на борьбу с мировой социалистической системой, с национально-освободительным и революционным движением во всем мире. Некоторые политические деятели США интерпретировали создание НАТО как распространения “доктрины Монро” на Европу. Сенатор Тафт писал, что это является характерной чертой североатлантического пакта. Но “доктрина Монро” не была военным союзом, не была даже договором. Формально она появилась как односторонняя декларация президента США против вмешательства великих держав Европы во внутреннюю жизнь стран Нового Света. Другое дело-эволюция этой доктрины, ее превращение в орудие реакции и империализма, в орудие дипломатии доллара. В защиту “доктрины Монро” США никогда не воевали с великими державами Европы, не воевали даже тогда, когда европейские державы явно нарушали эту доктрину. 6.2. “4-й пункт” Трумэн в речи, произнесенной в день начала второго срока его президентства, к которой он официально сообщил о создании Северо- Атлантического пакта, выдвинул программу из четырех пунктов так называемой американской помощи другим государствам. ;-й пункт предусматривал сильное увеличение роли американского капитал в экономике развивающихся стран. В дальнейшем проекты этой помощи, законодательство и дебаты о ней часто обозначались словами: “4-й пункт”. “План Маршалла” ставил своей задачей подкрепление пошатнувшихся позиций капитализма в Западной Европе. “4-й пункт” программы Трумэна, провозглашенный в период развала колониальной системы империализма, в дни исторических побед китайской народной армии, роста и укрепления своего лагеря социализма, ставил своей целью содействие развитию бывших колониальных и зависимых стран по капиталистическому пути, обеспечивающему экспансию и господство доллара в этих странах. Трумэн подчеркивал, что “4-й пункт” его программы выражает практические меры против роста влияния коммунизма, и подтверждал, что идея “4-го пункта” появилась на два-три года раньше, чем она была опубликована. Она зародилась вместе с возникновением “плана Маршалла”. Оба эти мероприятия носили сугубо политический характер. И “план Маршалла” , и “4-й пункт” были задуманы как оружие в “холодной войне”. Но, подобно тому как Маршалл пытался 5 июля 1947 г. в Гарвардском университете преподнести в свой план в качестве чисто экономического и филантропического мероприятия, так и его преемник в государственном департаменте Ачесон 30 марта 1950 г. перед комиссией по иностранным делам сенат пытался изобразить “4-й пункт” в качестве плана решения экономических и технических задач. 6.3. Интервенция в Корею Образованное летом 1948 г. в Сеуле, зоне оккупации вооруженных сил США, проамериканское южнокорейское правительство открыто говорило о намерениях силой распространить свою власть на Северную Корею. Это вынуждало Корейскую Народную-Демократическую Республику готовиться к отпору и постоянно быть на страже, рассматривать каждый пограничный конфликт как начало осуществления намерений правительства Сеула. Когда в конце июня 1950 г. на территории Кореи развернулись военные действия, войска южнокорейского правительства оказались деморализованными: они не желали воевать за ставленников США. К концу второго дня военных действий Макартур в телеграмме Трумэну сообщал : “Людские потери Южной Кореи в итоге сражения свидетельствуют об их недостаточной способности к сопротивлению и нежелании воевать. Мы считаем, что полный крах неизбежен”. После первого сильного удара армия южнокорейского правительства быстро покатилась на юг. “8 июня войска Корейской Народной-Демократической Республики заняли Сеул. В начале августа в их руках находилась уже вся Южная Корея за исключением небольшого клочка земли на юго-западе у Пузана. Военные действия приближались к своему завершению. Создались условия для образования в Корее единого независимого демократического государства. Но вооруженное вмешательство США ввергло Корею в длительную разрушительную войну. Американские самолеты годами беспощадно бомбили корейские города и села. Утром 27 июня 1950 г. Турмэн без, как полагается в таких случаях, санкций конгресса приказал морским и воздушным силам США оказать помощь южнокорейским войскам. “Корейская война стала войной Трумэна”, - писал связи с этим журнал Иельского университета. В тот же день вечером правительство США, пользуясь временным отсутствием представителя СССР на заседаниях Совета Безопастности, провело на заседании этого Совета резолюцию, рекомендующую всем членам ООН оказывать помощь Южнойкорейской республике. Таким образом, США, начав вооруженную интервенцию в Корее, оформили эту интервенцию постфактум под флагом ООН. 8 июля 1950 г. Трумэн назначил командующего вооруженными силами США на Дальнем Востоке генерала Макартура главнокомандующим вооруженными силами ООН в Корее. Так называемые вооруженные силы ООН по своему составу были в основном американскими. Англия, Франция, Австралия, Турция, Таиланд, Филиппины и еще восемь стран отправили в распоряжение Макартура лишь незначительные, символические военные части. 27 июня 1950 г. Трумэн приказал включится в войну только морским и воздушным силам. К концу же первой недели военных действий Макартуру было разрешено использовать для этой войны все виды войск США, находившихся в районе Дальнего Востока. Правительство Китайской Народной Республики заявило публично и через дипломатические каналы, что не останется безразличным к приближению к ее территории враждебных вооруженных сил и что оно вынуждено будет действовать, если иностранные ( некорейские) войска начнут продвигаться к северу от 38-й параллели. 10 июля 1951 г. по инициативе Советского правительства начались переговоры о перемирии в Корее. Переговоры затянулись на два гола и неоднократно прерывались. Но общие большие наступления со стороны стоявших друг против друга сухопутных армий не возобновлялись. Перемирие было подписано 27 июля 1953 г. За время интервенции в Корее, согласно официальным американским данным, вооруженные силы США потеряли убитыми в сражениях 33629 человек, а всего погибшими -54246 человек и 103284 человека ранеными. Потери американцев ранеными и убитыми в сражениях в Корее составили более половины их потерь во время первой мировой войны. По американским данным, южнокорейцы насчитывали убитых и раненых примерно в десять раз больше, чем войска США. В конце 1950 и начале 1951 г. вооруженная интервенция США в Корее серьезно угрожала превратиться в третью мировую войну. Макартур решил перенести военные действия на территорию Китая и использовать для этой цели войска Чан Кай-ши. 25 марта 1951 г. он угрожал нападением на Китай с воздуха и с моря. Он планировал применить против Китая от 20 до 30 атомных бомб. А главарь южнокорейского марионеточного “правительства” Ли Сын Ман просил Трумэна разрешить Макартуру сбросить атомные бомбы не только на Китай, но и на Москву. Угроза Макартура перенести военные действия на территорию Китая всполошила европейских союзников США Их недовольство приняло такие размеры, что руководители Пентагона заговорили об альтернативе: либо Макартур, либо НАТО. И даже государственный секретарь Ачесон, который одно время колебался, согласился с мнением тех генералов, которые считали, что курс, взятый Макартуром, курс на риск войны с Китаем и с СССР, прежде всего разрушит англо-американский союз. Длительная послевоенная борьба между двумя ориентациями во внешней политике США вылилась во время войны в Корее в острый конфликт внутри самих военных кругов США. Макартур не добился своего в 1951 г., как не добились своего сторонники превентивной войны в 1947-1948 гг. В 1951 г. разжигание третьей мировой войны было еще более авантюрным, рискованным и опасным для капитализма, чем тремя-четырьмя годами раньше. В этом удалось убедить большинство на комиссиях конгресса США. Через год, когда Макартур выступил с большой программной речью на национальном конвенте республиканской партии, в котором он опять заострил внимание на прошлых спорных вопросах во внешней политике и обвинил правительство в отсутствии решимости для войны с Китаем, а к нему-уважения, необходимого для руководства в мировых делах, его речь уже не вызывала на сенсаций, ни любопытства. План Макартура не прошел. До третьей мировой войны дело не дошло. НО вооруженная интервенция США в Корею училища международную напряженность, чрезвычайно обострила американо-китайские отношения. 6.4. Итоги внешней политики Трумэна Подводя самые общие итоги внешней политики правительства Трумэна, напомним, что Трумэн попал в Белый дом в дни победоносного завершения войны в Европе, менее чем за месяц до капитуляции Германии, в период между Ялтинской и Потсдамской конференциями, когда народы земного шара ожидали наступления длительного и прочного мира, согласия и сотрудничества между великими державами-победителями, союзниками в величайшей в истории войне против общего врага, угрожавшего человечеству. Однако уже в первый год своего правления Трумэн отклонил не только политику дружественных советско-американских отношений его предшественника, политику, которая после смерти Франклина Рузвельта защищал Генри Уоллес, но и отказался от умеренных предложений государственного секретаря Бирнса, направленных к некоторому смягчению напряженности, по инициативе американского правительства быстро нараставшей в отношениях между США и СССР. В декабре 1945 г., когда Бирнс в Москве вел переговоры на совещании министров иностранных дел трех держав, Трумэн в Вашингтоне в послании конгрессу провозгласил план американского руководства миром. Когда Бирнс, вернувшись в Вашингтон, доложил президенту об успешном окончании Московского совещания Трумэн в ответ на это заявил, что России необходимо противопоставить кулак “железный кулак и сильные выражения”. После этого Трумэн участвовал в подготовке провокационного выступления Черчилля в Фултоне. Через год он опубликовал свою “доктрину”, означавшую не только вмешательство США во внутреннюю жизнь стран Ближнего Востока, но и превращение Вашингтона в мирового жандарма. Все это сопровождалось “атомной дипломатией”. Затем последовали интервенции США в Китай, подготовка военных союзов, строительство американских военных баз во всех частях света и другие агрессивные мероприятия, названные в совокупности “холодной войной”, в которую Вашингтон втягивал Западную Европу и Южную Америку Ближний и Дальний Восток. Второе президентство Трумэна началось созданием главного военного агрессивного союза Вашингтона - НАТО. В дальнейшем оно “отличалось” бесславной интервенцией В Корею и нависшей угрозой третьей мировой войны. Хотя Трумэн по настоянию его военных и гражданских советников тогда не пошел на риск общего мирового побоища, он не отказался от разжигания третьей мировой войны, хранил втайне, как мы видели, соответствующий план. Однако ход мирового развития, вопросы войны и мира, судьбы человечества решали не тайные планы и соглашения Трумэна, не дипломатическая игра премьера лейбористского правительства Эттли во время его переговоров в Белом доме, не конфликт Макартура с Пентагоном, а соотношение в новой расстановке сил на мировой арене. 6.5. Поражение демократов С начала 1952 г. политическая жизнь страны с каждым месяцем все больше сосредоточивалась вокруг выборной кампании. Президентская кампания 1952 г. занимает особое место в политической истории США, в борьбе за правительственную власть между республиканцами и демократами. Престиж правительства Трумэна в стране резко упал. Пятилетние итоги “холодной войны” оказались безотрадными. К началу 1952 г. США ( по стравленную с 1947 г.) ослабили свои международные позиции. За это время изменилось соотношение сил на мировой арен: США лишились монополии на атомное оружие и потерпели исключительное по своим размерам и последствиям поражение в Китае. Компенсация, которую Вашингтон пытался получить в Западной Европе созданием и финансированием НАТО, не вызывала энтузиазма ни в Европе, ни в Америке. Наконец, в довершение всего правительство Трумэна втянуло страну в длительную, непопулярную, опасную для США и безнадежную войну в Корее. У республиканцев впервые за 20 лет появились реальные перспективы на возвращение в Белый дом. За год до выборов руководящие деятели обеих партий претендовали на то, чтобы заполучить согласие Д. Эйзенхауэра на выдвижение его кандидатуры в президенты. Каждая из этих партий считала его своим человеком и каждая из них была уверена, что этот генерал является тем наиболее популярным кандидатом, который соберет нужное количество голосов не президентских выборах. 16 февраля 1952 г. Эйзенхауэр сообщил через генерала Клея, что он согласен баллотироваться как кандидат в президенты США от республиканской партии. Эйзенхауэр победил. Однако Эйзенхауэр не набрал такого большинства поданных голосов, как кандидаты республиканской партии в 20-х годах и Рузвельт в 30-х годах. В 1920 г. У. Гардинг получил 64% всех голосов, в 1924 г. К. Кулидж - 65%, в 1928 г. Г. Гувер - 59%, в 1932 г Ф.Рузвельт - 59%, а в 1936 г. - 62%. Д. Эйзенхауэр получил в 1952 г. лишь 55% всех поданных голосов. Сопоставление выборов в конгресс с президентскими выборами показывает, что победа 1952 г. принадлежала не республиканской партии, а лично Эйзенхауэру. Эйзенхауэр получил большинство голосов даже Штате Иллинойс, где Стивенсон был губернатором, и в родном штате Трумэна-Миссури. Подобная картина наблюдалась на выборах в конгресс в 18 штатах, в которых Эйзенхауэр получил большинство голосов. Итак, республиканцы после 20-летнего пребывания в оппозиции стали хозяевами федеральной исполнительной власти. Хотя никто не может внятно сказать, какая разница между обеими партиями, успех республиканцев не президентских выборах 1952 г расценивался в руководящих капиталистических кругах США как их большая политическая победа. 7. Первое президентство Эйзенхауэра 7.1. Дуайт Эйзенхауэр Дуайт Эйзенхауэр-34-й президент США. У него не было, ни тех черт, ни тех интеллектуальных качеств, которыми отличались выдающиеся американские президенты. О не ученый, не энциклопедист и не мыслитель, как Джеферсон. Высказывания Эйзенхайэра не цитировали, как изречения Линкольна, которые гремели как удары грома и передавались из уст в уста по штатам страны. Он не мастер доходчивых лозунгов, как Франклин Рузвельт. Об эйзенхайре не пишут, как о Рузвельте, что он “величайший оратор своего времени”.Эйзенхайэр относится к тем “уважаемым” докладчикам, которым аудитория аплодирует больше до начала, чем после окончания их речей. он никогда не выдвигал новых творческих идей. Один из его биографов-Уильям Уайт выразился об Эйзенхауре так : “...никогда не сожжет ни одной ведьмы, но и никогда не загориться ни одной возвышенной или смелой мечтой.” Политическая карьера Эйзенхайэра феноменальна. Но партийные профессионалы США считали его политическим дилетантом. Ему уже исполнилось 60 лет, а он еще не знал, к какой партии примкнуть, еще не решил, от кого баллотироваться на выборах-от республиканцев или от демократов. Эйзенхайэр возглавлял правительство в условиях, когда сохранение м упрочение мира, смягчение или усиление международной напряженности во многом зависят от политики США, от политики главной, руководящей страны в лагере капитализма. А в США немало зависит от президента, от главы государства и правительства 50 штатов. В новых условиях деятельность президента США и его правительства приобретает особое международное значение. Воспитанный в духе преклонения перед богатством, перед преуспевающими капитанами индустрии, он утверждал, что Америка многим обязана капиталистам, выступая против классовой борьбы, за классовое сотрудничество. Довольный своими достижениями, он считал, что каждый должен сам прокладывать себе дорогу в жизнь. До того, как он стал президентом США, он высказывался против социального страхования. На словах он был против государственного вмешательства в экономическую жизнь. На деле, однако, его правительство активно вмешивалось в хозяйство. В 1952 г. (еще до того, как его официально выбрали кандидатом в президенты США) он признал, что правительство не может быть пассивным наблюдателем экономической жизни страны. Он говорил тогда, что бедствия, вызываемые экономическим кризисом, служат топливом для войны, что государство обязано использовать все ресурсы страны для предотвращения повторения несчастья начала 30-х годов. Во внутренней политике его считали сторонником “среднего курса”-среднего между политикой реакционной, трудолюбивой “старой гвардии” республиканской партии и “нью дил” Рузвельта. Сам он определил “средний курс” таким образом, что следует заимствовать от каждой стороны любую здравую идею и проводить ее в жизнь независимо от того, от кого бы она ни исходила. В действительности же, как это Эйзенхауэр сам отметил в своих мемуаров, уже в первом послании о положении страны, зачитанном перед конгрессом 2 февраля 1953 г., он намеревался разъяснить, что не будет продолжателем ни “нового курса” Рузвельта, ни “справедливого курса” Трумэна. Новый президент публично отклонил экономические программы своих двух предшественников. Во внешней политике его слова также не совпадали с его делами. Со времени окончания второй мировой войны он выражал пацифистские взгляды. Он утверждал, что война ничего не решает, что попытки разрешить проблемы человечества путем состязания в силе фатальны. Он неоднократно говорил о своем стремлении улучшить отношения с СССР, но и в этом вопросе его средства сплошь и рядом не совпадали со сформулированной им целью. 7.2. Маккартизм Первые годы президентства Эйзенхауэра, когда Даллес довел “холодную войну” до максимального напряжения, вошли в историю США как времена позорного маккартизма. В США, как и в других империалистических государствах, агрессивная внешняя политика всегда сопровождалась реакционными мероприятиями внутри страны. Маккартизм наглядно продемонстрировал это положение. Маккартизм снял покрывало с США и выставил перед всем миром разрекламированную свободу Соединенных Штатов в ее наготе, без маски и грима. Все увидели, какую опасность таят в себе политические нравы этой страны, увидели сущность ее хваленой демократии, ее близость к грубой милитаристической демагогии и склонной к фашизму реакции. Маккартизм-продукт определенной политической атмосферы, создававшейся в США по мере нарастания и углубления “холодной войны”. Маккарти не создал ни “холодной войны”, ни ее атмосферы. Напротив, атмосфера “холодной войны” породила то, что называли маккартизмом. Через два месяца после прихода в Белый дом, 27 марта 1953 г., Эйзенхауэр зачитал на заседании правительственного кабинета письмо, которое, по его утверждению, отражало общественное мнение страны. Автор письма считал, что не Эйзенхауэр, а Маккарти фактически руководит государством. В 1954 г. 83-й конгресс завершил свою работу принятием нового закона против Коммунистической партии США. Новый закон назван “актом 1954 г. о контроле над коммунистами”. Он объявил коммунистическую партию незаконной. Поэтому закону коммунистическая партия лишается “любых прав, привилегий и иммунитета, которыми пользуются законные учреждения, действующие под юрисдикцией Соединенных Штатов”. Это прежде всего означало лишение коммунистов права выдвигать своих кандитов по крайней мере в национальных выборных кампаниях. Закон 1954 г., как и принятый в 1950 г. “закон Маккарэна”, запрещал коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной службе в федеральном учреждении и работать на военном заводе. Закон принятый в дни произвола маккартизма, распространил жесткие правила на более широкий, фактически на неограниченный круг граждан США. Он установил 14 признаков, которые служили критериями для определения причастности любого лица в стране к Коммунистической партии или к коммунистическому движению. Эти признаки настолько неясны и неточны и в то же время настолько обширны, что они позволяли распространить правила акта 1954 г. на любого жителя США, имевшего когда-либо хотя бы отдаленную связь с какой-нибудь прогрессивной организацией или высказавшегося когда-либо за какое-нибудь прогрессивное |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |