бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

Советское правительство с самого начала относилось отрицательно к “

плану Моргентау” и к всяким другим планам расчленения Германии.

Поэтому по этому вопросу никаких резолюций не были приняты. 1 декабря

1943 г. в Тегеране была подписана декларация трех держав о совместной

работе для успешного завершения войны и о сотрудничестве послевоенное время

в целях сохранения длительного прочного мира.

с 13 по 16 сентября 1944 г. состоялась вторая конференция между

Рузвельтом и Черчиллем в Квебеке. К этому времени англо-американские войска

очистили от гитлеровских армий Францию и вышли к границе Германии.

В Квебеке обсуждались планы предстоявших военных операций на

территории Германии и Италии, а также в Тихом океане.

На второй конференции в Квебеке Рузвельт и Черчилль одобрили в

принципе “ план Моргентау” о расчленении, демилитаризации и принятии

других мер против возрождения военной мощи Германии. На этот раз в Квебеке

сам Моргентау излагал свои план. Этот план предусматривал, чтобы

послевоенная экономика Германии основывалась на сельском хозяйстве была

ликвидирована или сокращена до размеров, не допускающих возрождения

военного потенциала страны.

С 21 августа по 28 сентября 1944 г. происходили переговоры между

представителями СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе - усадьбе,

расположенной в предместье Вашингтона. С 24 сентября по 7 октября эти

переговоры

продолжались там же между представителями США, Англии и Китая.

9 октября 1944 г. были опубликованы выработанные на конференции в

Думбартон-Оксе предложения о целях, принципах, структуре, полномочиях легли

в основу устава ООН, принято в 1945 г.

По некоторым вопросам участники конференции в Думбартон-Оксе не

договорились. Вопросы , оставшиеся спорными, были разрешены на

международных конференциях в следующем году. Главным из них был вопрос о

процедуре голосования в Совете Безопасности. Он был разрешен на конференции

в Ялте.

Конференция в Ялте происходила с 4 по 12 февраля 1945 г. Она

подтвердила итоги военным усилиям трех союзных держав в войне с Германией,

наметила программу завершения этой войны и дальнейшей совместной работы

после безоговорочной капитуляции гитлеровской армии. В этом смысле она была

завершаюшей и вместе с тем самой важной из всех конференций, происходивших

в военное время между тремя великими державами-победителями. Конференция

была была довольно многолюдной, На ней присутствовали главы трех

правительств и министры иностранных дел трех держав, начальники штабов и

многочисленные советники.

5 февраля Рузвельт заявил, что американские войска останутся в Европе

не более двух лет после окончания войны.

Ялтинская конференция в отличие от других конференций военного

времени заняла известное место в послевоенной политической жизни США. Она

явилась предметом партийных споров в президентские кампании 1948 и особенно

1952 г. и позже. В 1956 г. на съезде республиканской партии лидер

республиканцев в сенате Ноуленд заявил, что секретное Ялтинское соглашение

омрачает внешнеполитическую картину США. Другие критики внешней политики

Франклина Рузвельта утверждали, что Ялтинская конференция является причиной

всех бед в послевоенных отношениях.

Все решения Ялтинской конференции не были секретными, за исключением

одного соглашения трех великих держав по вопросам Дальнего Востока. В этом

соглашении говорится, что через два-три месяца после капитуляции Германии

и окончания войны в Европе Советский союз вступит в войну против Японии на

стороне Союзников.

В Ялте обсуждался вопрос о репарациях, о возмещении ущерба,

нанесенного во второй мировой войне Германией союзным странам. Было

признано справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в

максимально возможной мере.

Также решался вопрос о границы с Польшой было решено : что она будет

проходить по линии “Керзона”.

В Ялте решили созвать на 25 апреля 1945 г. конференцию в Сан-

Франциско для принятия устава Организации Объединенных Наций на основе

положений, выработанных в Думбартон-Оксе.

Государственный секретарь США Э. Стеттиниус, возвращаясь с Ялтинской

конференции, отправился прямо в Мексику, где в окрестностях ее столицы, в

замке Чапультепеке по инициативе Вашингтона была созвана конференция

министров иностранных дел американских государств.

Чапультепекская конференция открылась 21 февраля и продолжалась до 8

марта 1945 г. В Чапультепеке США преследовали различные цели. Они старались

прежде всего закрепить и усилить экономические позиции, приобретенные ими

в странах Нового Света во время войны.

В Чапультепеке делегация США ставила вопрос о снижении таможенных

тарифов . Хотя, как всегда , планы Вашингтона, сводящиеся к подчинению

экономики латиноамериканских стран интересам капитала США, натолкнулись на

сопротивление представителей этих стран, все же на этот раз под флагом

“экономические хартии американских государств” капиталу США удалось

улучшить свои позиции в южных странах континента.

Основные вопросы в Чапультепеке, однако, были политическими:

отношение американских стран к сохданию Организации Объединенных наций и

усиление Панамериканского союза. В постановке этих вопросов преследовались

далеко идущие цели.

В Чапультепеке Вашингтону удалось создать блок американских стран

перед конференцией в Сан-Франциско, с тем чтобы выступая на конференции,

использовать этот блок всех стран Латинской Америки Аргентина, которая не

присутствовала на Чапультепекской конференции, получила приглашение

присоединиться к декларации этой конференции.

27 марта 1945 г. Аргентина присоединилась к решениям Чапультепека и

одновременно разыграла комедию объявив в этот день войну Германии и Японии.

25 апреля 1945 г. открылась конференция Организации Объединенных

Наций в Сан-Франциско. Конференция в Сан-Франциско решила наряду с Украиной

, Белоруссией и Данией пригласить Аргентину.

В Сан-Франциско стоял вопрос о принятии Устава Организации

Объединенных Наций. В основу Устава были положены решения совещания в

Думбартон-Оксе. ООН приняла следующую структуру: 1) Генеральная Ассамблея,

в которой каждое государство, входящее в ООН, имеет один голос; 2) Совет

Безопастности, в котором СССР, США, Англия, Китай и Франция имеют

постоянное место, а шесть других государств, периодически избираемых в

Ассамблею, имеют временное место; 3) Социальный и Экономический совет-из

представителей 18 государств, периодически избираемых в Ассамблею; 4)

Международный Суд.

Особыми полномочиями облечен Совет Безопасности. Он создан с цель

обеспечения мира, ликвидации конфликтов между государствами мирным путем.

Потсдамская конференция открылась 17 июля и продолжалась до 2 августа

1945 г. Учитывая быстрое восстановление военной машины Германии после

первой мировой войны , основное внимание конференции было уделено

мероприятиям, необходимым для того, чтобы оградить народы от возможной в

будущем агрессии со стороны Германии, от возможного восстановления ее

военной мощи после второй мировой войны. Этой задаче было подчинено

соглашение, достигнутое на конференции “ о политических и экономических

принципах координирования политики союзников в отношении побежденной

Германии в период союзного контроля.”

“Целью этого соглащения,-говориться в решениях Потсдамской

конференции, - является выполнение Крымской декларации о Германии.

Германский милитаризм и нацизм будут искорены, и Союзники, в согласии друг

с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того,

чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира

во всем мире”.1

В соответствии с поставленными задачами Потсдамская конференция

организовала союзные учреждения. Для составления мирных договоров с

Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, для подготовки мирного

урегулирования с Германией, а также для выработки решений по другим

политическим и территориальным вопросам был учрежден Совет Министров

иностранных дел СССР, Англии, КИТАЯ, США и Франции.

Верховную власть в Германии по вопросам, затрагивающим всю страну,

решено было возложить на Контрольный совет, состоявший из главнокомандующих

вооруженными силами четырех оккупационных зон-СССР, Англии, США и Франции,

а по остальным вопросам-на каждого главнокомандующего по его зоне.

Контрольный совет должен был осуществлять “полное разоружение и

демилитаризацию Германии и ликвидацию всей германской промышленности,

которая может быть использована для военного производства, или контроль над

ней”.2 Он

1 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной

войны, т. 3, с. 339.

2 Там же, с. 340.

должен был строго контролировать и ограничивать производство металлов,

химической продукции и машиностроения, ликвидировать монополистические

объединения в форме картелей, синдикатов, трестов и др.

При организации экономики Германии, главное внимание должно быть

обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для

внутреннего потребления... В период оккупаций Германия должна была

рассматриваться как единое экономическое целое.

В Потсдаме были в принципе определены восточные границы Германии.

За несколько месяцев до решения Потсдамской конференции, еще до

капитуляции Германии, в апреле 1945 г., Эйзенхауэр как командующий

вооруженными силами США в Германии получил из Вашингтона директиву № 1067,

составленную в духе будущих решений Потсдама.

3. Основные итоги войны

3.1. Экономические итоги

Вторая мировая война - последняя глобальная война, в которой США еще

могли воевать на чужой территории, вдали от Американского континента. На

территории США еще не было не только военных действий и воздушных

бомбардировок, но даже воздушных тревог.

Во время второй мировой войны произошли структурные изменения в

промышленности США. Те отрасли, которые сделали большой скачок вперед (

как

например, авиационная и химическая), увеличили свой удельный вес в

промышленности страны.

В США до второй миров войны в мирное время никогда не было большой

сухопутной армии. Поэтому там не было и военной промышленности такого

масштаба, как, например, предприятия Круппа в Германии, Шнейдера-Крезо во

Франции или Армстронга-Виккерса в Англии.

В годы второй мировой войны в США была создана мощная военная

промышленность, сохраняющаяся в значительных размерах и в мирное время и

играющая большую роль не только в экономической, но ив политической жизни

страны. Создание и сохранения крупной военной промышленности в стране

является одним из важнейших итогов второй мировой войны в США.

В итоге второй мировой национально богатство США в неизмеримых

ценах ( в ценах 1929 г.) выросло незначительно. Оно равнялось 445,8 млрд.

долл. в 1929г., 424,8 млрд. долл. - 1939 г. и 435,6 млрд. долл. - в 1945

г. Абсолютно и тем более на населения национальное богатство страны в 1945

г. не достигло уровня 1929 г. Это объясняется тем, что война поглощала

большую часть национальной продукции, а также несоответствием между ростом

продукции и производственного аппарата. В 1942 - 1943 гг. военное

производство занимало две трети промышленной продукции.1 Следует также

учесть огромную государственную задолженность США, выросшую вовремя

1 Американский экономист Хансен, работавший консультантом

Федерального резервного управления и правительственных органов США,

утверждал: ”К концу второй мировой войны в работу для военных целей было

включено около половины всех производительных ресурсов США”.

ХансенЭ.Послевоенная экономика США. М., 1966, с. 37.

войны: в 1944 г. эта задолженность равнялась трем четвертям национального

богатства, тогда как в 1939 г. - лишь половине его.

Итак, Америка в силу особых условий, отличавших ее экономику от

экономики других держав в военное время, увеличивала свое богатство в

военные и послевоенные годы. Владельцы этого богатства умножили свое

состояние.

Во время войны чрезвычайно усилился процесс концентрации

производства, а вместе с этим усилилась мощь монополистического капитала.

В итоге войны образовался так называемый “отложный спрос” внутри

страны и большой спрос на товары американской промышленности и сельского

хозяйства за границей.

Развернувшееся после войны жилищное строительство и обновление

автомобильного парка потянули за собой ряд отраслей производства, что

содействовало большим капиталовложениям в промышленность.

Создавшиеся условия имели глубокие и долгодействующие последствия,

они модифицировали весь ход послевоенного промышленного цикла.

Большой послевоенный экспорт товаров из США обуславливал значительный

рост экспорта капиталов.

Обогащение Америки на войне и ее последствиях колоссальных разрушений

хозяйства других великих капиталистических держав, намного увеличило

удельный вес США в экономике капиталистического мира.

3.2. Милитаризм

После второй мировой войны США превратились в крупнейшее

милитаристическое государство. Процесс милитаризации глубоко проник в

экономическую, политическую и общественную жизнь страны.

В прошлом США вели много малых войн и участвовали в больших

агрессивных

Войнах. И каждый раз милитаристический дух, воинственные страсти

разгорались и охватывали определенные круги населения. Но после окончания

военных действий всегда происходила полная демобилизация: военная,

политическая и даже психологическая.

В прежние времена профессиональные военные и военная карьера

котировались в США невысоко. В царстве доллара выше всего ставили

бизнесмена, промышленника, банкира. Военных людей, не имевших отношения к

экономической деятельности и кормившихся за счет налогов, практичные янки

не ценили.

А американские историки изучавшие своеобразный ход политической жизни

США, часто ссылались на отсутствие милитаризма, которое, по их мнению,

больше всего отличало Америку от Европы. Милитаризм, вызывающий большие

производственные расходы и отрывающий от учебы и полезного труда молодых

людей, говорили они, представляет угрозу для “американского образа жизни”.

Отсутствие в прошлом милитаризма, отсутствие в мирное время всеобщей

обязательной воинской повинности считали священной традицией США,

соответствующей наказу созидателей заокеанской республики, отцов

американской революции.

После второй мировой войны расходы США на содержание вооруженных сил

составляют не 10-15 млрд., а превышают 110 млрд., долл. в год. На таких

колоссальных ассигнованиях, намного превышающих максимальные годовые

расходы второй мировой войны, вскормлен крупнейший в мире милитаризм,

проникающий во все поры экономической, политической и общественной жизни

США.

До 1940 г. в США в мирное время не было обязательной воинской

повинности. Наемная сухопутная армия мирного времени всегда была

малочисленной. До 1940 г. ее считали чуть ли не на 20-м месте среди армий

других стран. В июне 1940 г. командующий национальной гвардией штата Нью-

Йорк генерал У. Хакскел утверждал, что, не считая 44 тыс. человек

гарнизонов колоний, на континенте вряд ли вся регулярная армия США соберет

75 тыс. обученных солдат. Территориальные войска отдельных штатов, так

называемая национальная гвардия номинально насчитывала 235 тыс. человек,

которые, по словам Хаскела, не были вооружены и обучены. К середине 1940 г.

во всей американской армии числилось около 400 танков. Тяжелых танков не

было артиллерия устарела.

Совершенно другая картина наблюдалась после второй мировой войны. США

сохраняли в мирное время около 1 млн. человек только в регулярной

сухопутной армии, а всего в их вооруженных силах насчитывалось около 3 млн.

человек. В 1968 г. это число дошло до 3500 тыс., в одной лишь сухопутной

армии содержалось 1522 тыс. человек. Если к этому прибавить 1300 тыс.

гражданских лиц, служивших в министерстве обороны, и 3800 тыс. рабочих

военной промышленности, то получится, что в 1968 г. на военные цели

работало не менее 8500 тыс. человек.

После войны вооруженные силы США вооружены новейшей техникой. И

армия, и флот, и авиация США занимают первое и главное место в вооруженных

силах капиталистического мира. За первые 15 послевоенных лет США

израсходовала более 15 млрд. долл. на вооруженные силы, примерно в 40 раз

больше , чем за 15 лет предшествовавших этой войне. За последующие 15 лет

(1961-1975) они израсходовали на содержание вооруженных сил около триллиона

долларов.

Переключение страны на рельсы милитаризма и военных союзов, полный

отход от вековой традиции требовали известного объяснения, тем более что

США долго утверждали, что высоким уровнем жизни страна во много обязана

отсутствию милитаризма. Искомое объяснение нашли в жупеле опасности,

которая якобы угрожает США со стороны Советского Союза.

Летом 1945 г., командовавший американскими воздушными силами во время

войны генерал Арнольд, называл СССР “следующим врагов Америки”, утверждал:

“Чтобы использовать нашу стратегическую мощь успешно, мы должны иметь базы,

расположенные вокруг света таким образом, чтобы мы могли достичь любую

цель, по которой мы найдем нужным ударить”.

Спустя несколько лет бывший американский посол в Токио и заместитель

государственного секретаря Дж. Грю писал: “Война с Советским Союзом в

будущем так же определена, как все, что в этом мире может быть

определено”.

В то же время в печатном органе конгресса США публиковались

выступления о неизбежности третьей мировой силы, о том, что Америка должна

быть воинствующей и непримиримой, “готовой ударить первой”.

Американский милитаризм ассоциируется с Пентагоном-зданием

министерства обороны США. Это колоссальное сооружение с коридорами общей

протяженностью 28 км, считающимся величайшим зданием и крупнейшим

помещением казенного учреждения в мире, это самая грандиозная в США

бюрократическая машина символизирующая американский милитаризм.

К концу 50-х годов гражданские служащие, занятые в министерстве

обороны, составляли больше половины всех государственных федеральных

служащих США. Собственность этого министерства оценивалась более чем в 150

млрд. долл. в 1959 г. и 210 млрд. долл. - 1960 г. Его активы превышали

более чем в 3 раза общие активы пяти крупнейших корпораций того времени.

К середине 60-х годов около 25 тыс. частных промышленных предприятий,

разбросанных по всей стране, работали на Пентагон, находясь под его

контролем и соблюдая установленные им правила.

Пентагону принадлежало 32 млн. акров земли в США и 2,6 млн. акров за

границей.

Верховное командование армии, флота и авиации подчинило себе

важнейшие ключевые отрасли науки.

Милитаризация науки приняла такие размеры, что ряд университетов и

научных институтов оказались в материальном отношении всецело зависимых от

штабов вооруженных сил.

Созданная после второй мировой войны новая военная каста США -

пентагон не только официально вмешивается, но и фактически превалирует в

решающих вопросах политической жизни государства.

Пентагон играет большую роль не только в политике, но и в экономике.

Львиную долю колоссальных военных расходов поглощают военные заказы

промышленности. Эти заказы преимущественно распределялись, как правило, без

торгов, преимущественно между крупными корпорациями, между

монополистическими компаниями, которые в конечном итоге определяют

поведение Пентагона, и Белого дома, и Капитолия.

В послевоенные годы в конгрессе США и в печати много говорилось о

заграничных базах, об их эффективности, о расходах на их содержание, об их

значении как орудия вмешательства в политическую и экономическую жизнь

других государств, как источника усиления международной напряженности и

т.д.

Многие в США признают наступательный, агрессивный характер военных

баз США, расположенных вдали от Американского континента, на территории и у

границ других стран. Но вместе с тем в официальных кругах Вашингтона и

в печати США, где всячески стараются доказать необходимость сохранения,

расширения и укрепления заграничных баз, утверждают, что эти базы имеют

большое значение для обороны США.

Создание и развитие всемирной системы военных баз США опровергает

теорию об оборонительном назначении этой системы. Не говоря уже о том, что

ни в Вашингтоне, ни в столицах других стран никто не считает серьезным

разговоры о готовящемся внезапном нападении на Америку, следует иметь

ввиду, что всемирная система военных баз была задумана и строилась в тот

период, когда США имели абсолютную монополию на атомное оружие и когда они

были уверены, что эта монополия сохранится у них надолго.

Как бы то ни было, после второй мировой войны под прикрытием якобы

нужд обороны США вопреки вековой традиции превратились в крупнейшее

милитаристическое государство с влиятельной военной кастой, проникающей во

все области экономической, политической, общественной и научной жизни

страны, с военными пактами, с многочисленными военными союзниками и

иностранными базами, предназначенными для наступательных операций, для

агрессивных военных действий.

3.3. Реакция во внутренней политике

В итоге второй мировой войны монополистический капитал, нажившийся на

военных поставках и увеличивший свой удельный вес в экономике США, еще

больше усилил свое влияние на политическую жизнь в стране. Непосредственное

участие руководителей монополий в управлении государством приняло небывалые

ранее размеры.

Монополии вообще служат движущей силой реакции. Их обогащение и

усиление активизировали реакцию в США.

В выборной кампании 1944 г. правительство США, возглавлявшееся

Рузвельтом, обещало трудящимся Америки “экономический билль прав”, не

только сохранить, но и расширить демократические свободы. Менее чем за

месяц до окончания войны в Европе, 12 апреля 1945 г. Франклин Рузвельт

внезапно умер. Вице-президент Гарри Трумэн занял пост президента США. Это

событие облегчило задачи реакции. Крупный монополистический капитал,

требуя реставрации “добрых” старых дорузвельтовских времен, стал с помощью

Трумэна поворачивать государственный корабль США вправо. Через два дня

после смерти Рузвельта реакционная нью-йоркская печать, ликуя, утверждала,

что ”правительство Трумэна будет постепенно, но неуклонно менять внутреннюю

политику с тем, чтобы покончить с радикальными принципами “ нового курса”.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.