бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ритуал прощания

веков сохраняли свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя.

Впервые их нашли археологи в Египетском оазисе Фаюм более ста лет назад

— в 1887 году. Несколько таких портретов хранится в Пушкинском музее,

наиболее известный из них — "Юноша в венке", относящийся ко II веку

нашей эры. Искусство древних художников и бальзаматоров, вместе

работавших над сохранением облика современников, сберегло их черты. И

спустя два тысячелетия можно увидеть, каким был человек не вообще, а

вполне определенный, конкретный.

Древние египтяне благоговейно относились к телу умершего, они

старались сохранить его, сберечь от разрушения возможно дольше, "дабы

душа не скиталась по свету", — такое представление соответствовало их

религиозным верованиям. В записках историка и этнографа графа Кайло

говорится: "Египтянин был бы казнен смертью, если бы он мертвому учинил

хотя бы малую обиду". Не только у египтян, но и у древних персов,

ассирийцев, исконных народов Южной Америки в их культах поклонения

предкам — знатным соплеменникам память о них была неразрывна с бережным,

любовным отношением к их внешнему облику. Религиозно-мистическое

проявление этих чувств воплотилось в искусстве бальзамирования умерших,

кажущемся непостижимым при отсутствии у древних анатомических знаний.

Поражает, как народы древнего мира, не обладая нужными сведениями в

области естественных наук, физики и химии, могли бальзамировать тела

покойных таким образом, что они пролежали в каменных гробах в течение

многих веков и сохранились до наших дней.

Первым бальзаматором, по древнеегипетскому преданию, был Анубис (он

же позже — Осирис) — бог покровитель умерших, царь загробного мира. Его

имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно

которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела

покойного к бальзамированию и превращение его в мумию. Анубису

приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью

магии в ах (в "просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря

этому жесту.

Особенности Египетской культуры удивительны для европейцев. Даже

древним грекам Египет казался страной чудес с ее мрачными святилищами,

громадными каменным изваяниями богов, высеченными из скал, сфинксами,

колоссами, огромными пирамидами, мавзолеями, гробницами, мумиями.

Первыми из европейцев попытались разгадать тайну египетских мумий

французские ученые Шампольон и Рупе — участники Наполеоновской

экспедиции. В многотомных трудах этой экспедиции находятся первые

сведения о загадочных мумиях, найденных в египетских пирамидах, и о

способах их бальзамирования. В конце 1799 года была понята письменность

Египта, стоящая более чем из трех тысяч знаков. В руках ученых появился

ключ, при помощи которого можно было проникнуть в глубь истории и читать

надписи на гробницах и мавзолеях,

Знаменитый русский биолог Д. Выводцев, живший в прошлом столетии

отмечает, что египтяне артистически бальзамировали тела умерших и ни

один народ мира не мог соперничать с ними в этой области. Русский ученый

указывает при этом, что, несмотря на многочисленные исследования, не

известны все вещества, которые применялись египтянами для сохранения тел

умерших. В своем стремлении противостоять разрушительным силам природы

они обращались к природным же средствам, выискивая все новые

возможности, совершенствуя в течение долгих веков искусство сохранения

нетленными своих дорогих покойников, бессознательно прокладывая путь

современной анатомической технике и способствуя ее развитию.

Процесс бальзамирования у древних египтян был очень длителен и

сложен. Почти все исследователи описывают этот процесс по двум древним

источникам: по Геродоту и Диодору Сицилийскому. Не всегда их данные

сходятся как в самой технике, так и относительно применявшихся веществ и

времени их воздействия (так, по Геродоту, погружение тела умершего в

натрон — сложный раствор, содержащий азотнокислый калий, хлористый и

сернистый натр, углекислый калий и известь, — занимало 70 дней, а по

Диодору — всего 30). По одному источнику цена бальзамирования по первой

категории, к которому прибегали самые знатные и богатые называется более

чем на треть дороже, чем по другому. В исследовании доцента Киргизского

университета Б.Ярославцева сообщается, что способ бальзамирования по

первой категории стоил в Древнем Египте дорого, что существовало четыре

категории бальзамирования; вторая стоила уже вдвое дешевле, а четвертая

была доступна даже для беднейших египтян.

Сговорившись о цене, родственники вместе с друзьями, знакомыми и

плакальщицами вносили умершего во двор храма. Все этапы бальзамирования

сопровождались ритуальными действами, плачами, церемониями.

Бальзамирование первой категории происходило со вскрытием полостей,

которые промывались пальмовым вином и квасией, наполнялись воском,

писифальтом, асфальтом с берегов и со дна Мертвого моря. После

погружения в натрон, просушивания, тело натирали магическими маслами,

щедро посыпали порошком благовоний и помещали в раствор меда и смол на

20 дней. Затем надевали рубаху, которая зашнуровывалась сзади, и 15-20

раз бинтовали шелком, пропитанным смолами (для этого требовалось до 1000

локтей шелка, т.е. около 500 метров). Руки бинтовались отдельно, а ноги

вместе. Лицо покрывалось целым, куском шелка и разрисовывалось. Очень

богатым покойникам на лицо накладывалась золотая или серебряная маска-

портрет. Для позднейшего периода был характерен портрет на досках на

месте лица — так называемый "фаюмский" портрет.

Забинтованное тело лакировали при бальзамировании как по первой, так

и по второй категории (вторая осуществлялась без вскрытия полостей). Для

обертывания тел бедняков вместо шелка использовался холст, их мумии

зарывали в пустыне без гроба (саркофага). Богатых египтян хоронили в

мавзолеях или в специальной заранее приготовленной каменной могиле в

дубовых или каменных саркофагах. Часто саркофаги вкладывались один в

другой, иногда их было до восьми. Причем для самых знатных египтян, для

фараонов их делали из чистого золота, украшали драгоценными каменьями.

Например, саркофаг фараона Тутанхамона был золотым и весил 4,5 центнера.

Саркофаги образовывали непроницаемый футляр, но это было, скорее, данью

роскоши, а не необходимостью герметизации для сохранения останков.

Природные условия Египта, с его сухими почвами, хорошо вентилирующимися,

содержащими минеральные и известковые отложения, способствуют

мумификации. Искусство бальзамирования возникло и развивалось там по

"подсказке" самой природы. В египетских пустынях, песчаниках, обвеваемых

сухим ветром, часто наблюдалось образование мумий естественным путем.

Так, обнаруживали высохшие нетленные останки людей из караванов,

заблудившихся в пустыне и погибших без пищи и воды. Аскетическая жизнь

египетских бедняков позволяла после их смерти бальзаматорам меньше

усилий тратить для обеспечения сохранности их останков. Это наблюдение

подтверждает и такой факт, что после битвы римлян с персами через много

лет на поле боя находили мумии персов, тогда как тела убитых римлян,

более невоздержанных в еде, тучных, не сохранились.

Исследователи отмечали также, что в Египте не бальзамировали тела

умерших детей, считая их безгрешными. Лишь однажды, как описывает граф

Кайло, была найдена мумия маленького мемфисского принца.

Эти представления египетских жрецов, врачей, бальзаматоров о

взаимообусловленности греха и тлена близки русскому православному

сознанию с его поклонением святым мощам — нетленным останкам, богомольем

с припадением ради исцеления к раке преподобных Сергия Радонежского,

Дионисия Глушицкого, других особенно чтимых в народе святых, традицией

долгого прощании с почившими отцами церкви. Известно, что в течение

восьми суток стоял гроб с телом преподобного Серафима Саровского в

Успенском соборе Дивеевского монастыря. В ночь с 12 на 13 августа 1783

года отошел епископ Воронежский Тихон Задонский, а отпевание и

погребение свершилось 20 августа.

Древние римляне оставляли для оплакивания тела умерших на 8—9 дней,

натирая их благовонными маслами и душистыми бальзамами. У римлян был

способ бальзамирования, который археологи и биологи находят достаточно

совершенным, но его секреты не дошли до наших дней.

Для древних греков бальзамирование покойных не было характерным,

однако и они прибегали к нему в исключительных случаях для очень знатных

людей.

Но далеко не все народы стремились сохранить тела умерших, полагая

это залогом их будущего воскресения. Например, народы арабского Востока,

Средней Азии, Индии, Кореи, Китая, Монголии, Калмыкии и др.

(исповедующие ислам, буддизм, индуизм) совсем по-другому понимали смерть

и загробный путь человека. Коран и Шариат не одобряли бальзамирования,

считая этот обряд языческим. Нет бальзамирования и в иудейской культуре.

Понятно, что по своим религиозным воззрениям такие народы не могли

создать своего направления в искусстве бальзамирования. Но и эти древние

народы тем не менее в некоторых случаях прибегали к нему, о чем

свидетельствуют как книги, так и археологические раскопки. В главе 50-й

книги Бытия: после кончины Иакова, нареченного Израилем, "Иосиф пал на

лице отца своего, и плакал над ним и целовал его. И повелел Иосиф слугам

своим — врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали

Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на

бальзамирование". (Здесь мы встречаемся с третьей, после Геродота и

Диодора, библейской версией относительно сроков бальзамирования). Перед

смертью Иаков заповедал похоронить его с отцами своими в земле

Ханаанской. Далее в этой главе подробно описываются похороны, 70-дневное

оплакивание в Египте, долгий путь на родину, прощание — как нечто

удивительное, особенное, необычное, несвойственное данной культуре.

Здесь обнаруживается сильнейшее влияние культуры египетской, которую

Иосиф воспринял с юности, будучи в семнадцать лет проданным братьями

измаильским купцам, везущим верблюжьим караваном в Египет бальзам и

ладан. В самом конце 50-й главы сообщается, что Иосиф тоже, как отец

его, просил перед смертью: "Вынесите кости мои отсюда". И далее: "И умер

Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в

Египте" для отправки на родину.

У арабов в их письменных источниках, естественно, нет упоминаний о

бальзамировании покойных. Не содержится их в медицинских трактатах

великого Авиценны, хотя философское обоснование его "Канона врачебной

науки" базируется на идеях Аристотеля и отчасти неоплатоников. Однако

ислам в те времена имел уже трехвековую историю и определяющее влияние в

Иране и Средней Азии. Отсутствие сведений о бальзамировании в письменных

источниках мусульманских народов не означает, что на практике оно не

осуществлялось. Так, в усыпальнице династии Тимуридов в самаркандском

мавзолее Гур-Эмир при вскрытии в 1941 году гроба основателя династии

Тамерлана, как свидетельствует известный антрополог, археолог и

скульптор М.М.Герасимов, ощущался сильный запах камфары, ладана,

канифоли, ароматических смол, который присутствовал затем длительное

время, что несомненно означает — проводилось бальзамирование.

Могила сына Тимура Шахруха находилась в таком месте мавзолея,

которое дважды оказывалось водой. Несмотря на то, что затопление крайне

неблагоприятно для сохранения останков, на них были обнаружены даже

мышечные ткани. Известно к тому же, что Шахрух умер в1447 году в Герате.

Долгий караванный путь из Герата в Самарканд к усыпальнице Тимуридов

тело покойного не выдержало бы без бальзамирования.

Таким образом, в XIV—XV веках в Средней Азии бальзамирование тел

умерших правитлей, хоть и далеко не всегда, но все-таки проводилось. В

ту пору и ранее, весь период Средневековья редко осуществлялись попытки

сохранения останков даже великих людей и в Европе, в частности, известно

проводилось бальзамирование тел некоторых французских королей.

Бальзаматоры называют этот период алхимическим, считая его вторым вслед

за религиозно-мистическим. Причем, если к первому они и по сей день

относятся с большим вниманием и уважением изучая его возможности,

осваивая в современной практике все полезное, что удается перенять, то

второй наименее интересен для науки и практического применения, так как

средневековые алхимики искали новые способы бальзамирования без всякого

логического и научного смысла, хотя и не щадили для этого ни сил, ни

времени, ни средств.

С наступлением XVIII века искусство бальзамирования прочно

становится на научную основу, опираясь ни достижения химии физики,

биологии. В Европе в то время работали в этом направлении известные

ученые Понтер, Палентано, Шассе, Гональ, Трончини Лясковский. Опыт

первых русских анатомов Щепина, Протасова, Мухина и других не сохранен,

так как не осталось их записей.

В России точные описания по бальзамированию появились в XIX веке,

это, в частности, руководство по хирургии бальзамирования академика

И.Буша, написанное в 1831 году, труды основоположника топографической

анатомии-профессора И.В.Буяльского. Интересные, вносящие новый вклад в

развитие науки монографии удавалось не всегда опубликовать сразу, при

жизни авторов. Так, одновременно с И.В.Буяльским, В.Грубером, Спасским

работал над созданием собственных препаратов и приемов их введения

профессор Харьковского университета А.Венедиктов. Он применял скипидар,

мед и воск, использовал в своей практике метод обмотки бинтами,

смоченными в растворе воска, как у египтян. А трактат его удалось

напечатать лишь в самом конце века профессору М.Попову, который сам

известен как один из искуснейших бальзаматоров своего времени,

добившийся очень стойких длительных результатов. Многие медики, его

современники, восхищались обликом прекрасной молодой девушки,

наблюдаемой ими в витрине кафедры анатомии: в волнах розового газа она

походила на спящую красавицу.

Профессор М.Попов вместе с известным биологом Д.Зерновым

бальзамировал тело покойного русского государя Александра III в 1894

году. Долгое время он применял раствор хлористого цинка в спирте и

карболовую кислоту. Он по достоинству оценил новое бальзамирующее

средство — формалин, открытый Блюмом в 1893 году.

Русские анатомы нередко работали вместе с европейскими. Так,

А.Виноградов подробно описал бальзамирование умершего 27 мая 1840 года

гениального скрипача Никколо Паганини (погребение его в земле римская

католическая церковь позволила произвести лишь в 1896 году, то есть

спустя 56 лет после смерти). Это показывает, что более чем за полвека до

открытия формалина, определившего на долгие годы, вплоть до наших дней,

новый этап в развитии анатомической консервации, европейская медицина и,

в частности, русская школа имели весьма впечатляющие успехи.

В 1935 году в Москве была создана Лаборатория под руководством

академика Б.И.Збарского, которая за полвека своего существования

забальзамировала тела многих исторических деятелей современности. Так, в

1945 году проводилась работа по сохранению тел Г.Димитрова в Болгарии и

К.Готвальда в ЧССР. В Монголии — тела Чойболсана. В настоящее время их

сохранение прекращено по причинам, не связанным с научными и

практическими возможностями, так же, как был прекращен уход за телом

И.В.Сталина, забальзамированным и помещенным в Мавзолей на Красной

площади в марте 1953 года.

Большим успехом Лаборатории является сохранение тела первого

президента ДРВ Хо Ши Мина в условиях тропического климата в саркофаге

Мавзолея в Ханое. Более десяти лет в специальном временном саркофаге

хранилось тело президента Анголы, председателя МПЛА партии труда А.

Нето, умершего в Москве в 1979 году.

В 1994 году в Лабораторию обратились представители Сибирского

отделения Академии наук с просьбой помочь в консервации останков мумий

из Алтайского захоронения. К содействию московских бальзаматоров

прибегают специалисты самых разных отраслей науки, культуры, а также

судебно-медицинской практики, велик их авторитет, признанный во всем

мире.

КАТФАЛЬНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ

Московские старожилы еще помнят те времена, когда на улицах города

можно было встретить похоронные процессии, следующие за медленными

дрогами с высоким балдахином. Еще в конце пятидесятых годов темный,

торжественно убранный возок с парой коней в черных покровах не был здесь

редкостью, хотя первые катафальные автобусы появились задолго до войны,

а специальная автобаза городской похоронной службы была создана в 1938

году. Она имела небольшой автопарк и находилась при Калитниковском

кладбище. В использовании на похоронах автобусов-катафалков, равно как и

других видов автотранспорта, не было особой необходимости, так как путь

был сравнительно недалек почти из любого места города до одного из

кладбищ, которые в большинстве своем были тогда действующими.

В середине 50-х годов автобаза городской похоронной службы

насчитывала всего полсотни катафальных автобусов. Потребность в

транспортных услугах значительно увеличилась в 60-е годы с ростом

городской территории более чем в два с половиной раза.

Если в траурной церемонии участвует духовой оркестр, то для

доставки оркестровой группы к выносу гроба у дома покойного и затем на

кладбище оформляется заказ на отдельный автобус. В прежние годы такие

заказы поступали очень часто, и оркестровых групп было вдвое больше, чем

в настоящее время, соответственно, и транспорта для них выделялось

больше. Затем традиция сопровождения похорон траурными маршами духового

оркестра стала несколько ослабевать, но в последние годы вновь оркестр

играет на траурных церемониях все чаще, особенно, если в последний путь

провожают военных или ветеранов армии, Великой Отечественной войны.

САРКОФАГ, ДОМОВИНА, ГРОБ

Традиция помещать умершего человека для захоронения в специальный

саркофаг восходит к глубокому прошлому. Первоначально в Древней Греции

для их изготовления использовалась особая разновидность известняка,

именуемая саркофагом. Как видим, название это перешло на само изделие из

этой породы. В древности саркофаги применялись только для погребения

наиболее знатных вельмож, были украшены скульптурой и росписью и даже

имели архитектурное оформление. Такие саркофаги, помимо своего основного

назначения, обладали художественной ценностью и впоследствии для других

поколений имели большое историческое значение, воссоздавая культуру и

быт древних народов.

До наших времен дошли древнеегипетские изделия для мумий фараонов и

знати. Они были прямоугольными и двойными. Внутренние, похожие на

современный гроб, были изготовлены из твердых пород дерева или из

драгоценных металлов: серебра и даже золота. Внутренний саркофаг, как

правило, повторял основные линии фигуры умершего, имел не только

мумиеобразную форму, но и чеканный или резной портрет покойного, а также

выбитые надписи молитв, магических заклинаний, изображения божеств,

мифологических и ритуальных сцен. Внешние саркофаги делали из камня.

Сказанное выше позволяет судить о том, что древний обычай помещать

тело умершего в специальный украшенный саркофаг чаще всего

предусматривал также и последующее строительство отдельного

архитектурного сооружения для самого саркофага. Они были разными по

размерам, материалу, из которого изготавливались, по форме, внешнему и

внутреннему убранству. Многие сооружения отличались монументальностью и

высокой художественностью оформления. К древнейшим из них относятся

египетские пирамиды, микенские купольные гробницы, скифские курганы, а

также скальные гробницы и мавзолеи.

Христианские гробницы часто помещали внутри храмов и церквей и под

ними — в подклете и склепах, называемых усыпальницами (например,

украшенная резным орнаментом, гробница Ярослава Мудрого — в Киевском

Софийском соборе, гробница М.И. Кутузова — в Казанском соборе Санкт-

Петербурга, гробницы патриархов и митрополитов — в Успенском соборе

Московского Кремля, гробницы великих князей московских и государей — в

Архангельском соборе Кремля).

Само общеславянское слово "гроб" имеет первоначальное значение —

"яма", "могила". Действительно, наши предки — древние славяне в

дохристианский период не хоронили своих покойных в том гробу, который

подразумевается современным значением этого слова. Умершего опускали в

могилу, выкопанную в земле в виде большого дома, клали туда дроги с

кучером, имевшие соответственное оформление.

Изготавливались гробы в небольших мастерских, разбросанных по всей

Москве. Со временем, естественно, их стало больше, некоторые из них

значительно укрупнились, потому что город рос и одновременно старел,

подобно большинству крупных европейских городов, но, как это ни странно,

традиция делать гробы силами небольших мастерских сохранялась очень

долго, вплоть до наших времен.

Лишь в годы после Великой Отечественной войны эти территориально

разрозненные мастерские были объединены в один небольшой заводик. Его

современное название — Участок по изготовлению похоронных

принадлежностей ГП "Ритуал", хотя никаких других принадлежностей, кроме

гробов, он никогда не выпускал.

Расположился Участок на севере Москвы при Миусском кладбище, которое

было основано во время эпидемии чумы в 1771 году за Камер-Коллежским

валом. Сейчас это кладбище закрыто, а в прошлом здесь хоронили в

основном простых горожан, среднее сословие: мещан и ремесленников из

соседних Марьиной рощи и Бутырок.

Продукция небольшого заводика предназначена для горожан со средним и

небольшим достатком. Многие работники участка еще помнят то время, когда

самый дешевый гроб стоил пять рублей. Первоначально он был крашеным, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.