|
Парки МосквыПарки МосквыТушинский район Северо-западного Административного округа, школа №644, 10 «а». РЕФЕРАТ по МОСКВОВЕДЕНИЮ Тема: “Парки Москвы ” Выполнил: Александр Братанов Учитель: Надежда Александровна Скачкова План – содержание. 1.Московские парки…………………1 2.Усадьба Кусково…………………..4 3.История Шереметьевской усадьбы………………………………..5 4.Кусковский дворец………………..9 5.Разбивка регулярного парка…..11 . Итальянский домик………...13 . Грот………………………….14 . Голландский домик………...17 . Эрмитаж…………………….18 . Оранжерея…………………..19 6.Постройка церкви……………….20 7.Заключение………………………..21 8.Список литературы…………….24 1.Московские парки. Москва возникла в лесной стороне и во все времена была окружена лесами. И в самом городе люди всегда стремились сохранить или создать зеленые массивы. Из истории вы помните, что еще в начале XVIII века в столице был разбит Ботанический (Аптекарский) сад, где выращивали не только лекарственные, но и диковинные для москвичей заморские растения. Примерно в это же время в Москве и ближайших окрестностях возникают первые распланированные (дворцовые) парки. В 1701 году, по переписи, в Москве и Подмосковье существовало 43 дворцовых сада. Многие из них являются настоящими шедеврами садово-паркового искусства и известны далеко за границей. Можно вспомнить знаменитые сады Кремля, Кускова, Коломенского, Царицына, Останкина, а также Нескучный сад. И каждый из них неповторим красотой своих аллей и газонов, изяществом архитектурного убранства. Первые бульвары в Москве возникли на месте крепостной стены Белого города. В XVIII веке ее сломали и посадили деревья. Само слово «бульвар» пришло к нам из Франции, хотя происходит от немецкого слова «Bolwerk», обозначающего крепостную стену. Так возникло зеленое ожерелье древнего города — Бульварное кольцо. А от Садового, к сожалению, осталось только одно название. В городе также много красивых скверов — площадей, засаженных деревьями и украшенных фонтанами. Есть в Москве зеленые спортивные парки, и даже зоопарк. Но самыми любимыми и наиболее посещаемыми москвичами являются парки культуры и отдыха, такие, как Центральный или Сокольники. Парки отдыха — это обилие зелени, цветники, тенистые аллеи и зеленые лужайки, пруды и фонтаны, уютные беседки и дорожки. Для прогулок. И конечно, множество веселых аттракционов и игровых автоматов, спортивных площадок и павильонов. Центральный парк культуры и отдыха был открыт в 1928 году на месте первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки (прообраз знаменитой Выставки достижений народного хозяйства – ВДНХ, ныне Всероссийского выставочного центра – ВВЦ). А ещё раньше на этом месте была огромная городская свалка. Этот парк спланировали с учетом особенностей рельефа — не стали практически ничего срывать, только засыпали землей мусор. Вместе с Нескучным садом и залесенным склоном Воробьевых гор парк образовал единый массив, протянувшийся вдоль правого берега реки Москвы на несколько километров. Старинный московский парк Сокольники расположен у Сокольнической заставы. В Сокольниках растут сосны и ели, березы и дубы, липы и клены, то есть все подмосковные деревья. Много здесь и завезенных издалека деревьев: лиственницы, кедра; были посажены и совсем диковинные виды: орех маньчжурский, дуб красный и другие. Много деревьев-долгожителей, их возраст достигает 150—200 лет. Постоянными жителями этого парка являются зайцы, белки и ласки. Много птиц, их насчитывают 76 видов. Свое название Сокольники получили от Сокольничьей слободы, места поселения в XVII веке ловчих государевых сокольников, обслуживающих цареву охоту. Своим возникновением Сокольники обязаны царю Алексею Михайловичу Романову, страстному охотнику, любившему в этой роще потешаться соколиною охотою. Во время войны 1812 года в чащах Лосиного острова и Сокольников укрывались жители столицы. После изгнания французов Москве нужен был строевой лес. Наряду с вырубками на территории парка было построено несколько дач, хотя по-прежнему его территория оставалась любимым местом отдыха москвичей. Ко второй половине XIX столетия в роще в основных чертах сложилась характерная планировка: от круга веером расходились просеки-лучи, замыкавшиеся поперечным просеком. Основу заложил еще Петр I, повелев прорубить первый просек (ныне — Майский). В 1900 году в Сокольниках разбивают «лабиринт» (сеть аллей на северо-западе). С 1931 года начинается этап развития Сокольников как парка культуры и отдыха. Как хороши в Москве Сокольники: Цветы, деревья и кусты, Аллеи, просеки раздольные — Зеленый остров красоты. Л.И. Ошанин Сокольники, по сути дела, являются продолжением лесного уникального массива Лосиный остров, сохранившегося в окружении города. Одна треть его находится в черте Москвы, в ее северо-восточной части, а за кольцевой дорогой его ограничивают городские кварталы Мытищ и Королёва (Калининграда). В Лосином острове отмечается Удивительное для городских условий разнообразие растительности и животного мира. Здесь обитает свыше 200 видов животных, многих из них и в глухом лесу не всегда встретишь: пятнистый олень и косуля, лось и кабан. Берега речек облюбовали бобры и ондатры. А есть и редкие виды птиц: фазан, серая куропатка и цапля. Лес — бесценное богатство парка, он занимает 85% его площади. На территории Лосиного острова сохранились редкостные по возрасту для Подмосковья лесные участки: Алексеевская роща с насаждениями сосны, возраст которой 180—200 лет; насаждения ели, возраст которых 100—170 лет. Они располагаются вдоль старинной дороги, которая проходила по Лосиному острову и соединяла Москву с Суздалем и Владимиром. Липовые насаждения существуют 100—130 лет. В наши дни Лосиный остров сохранил облик лесов 300-летней давности. По свидетельству многих исторических документов, лесные урочища Лосиного острова были одним из излюбленных мест соколиной и медвежьей охоты царя Ивана Грозного, а название «Лосиный остров» появилось позже, в первой половине XVII века. В это время здесь устраивались царские охоты «на всякую дичь, а особенно на лосей». В конце XVII — начале XVTII века издаются царские указы, по которым запрещается охота «около Москвы» всем без исключения. При нарушении указа взимался штраф или следовала ссылка в отдаленные края России. Начало организованному лесному хозяйству на территории Лосиного острова положено лесоустройством 1842 года, когда было проведено разделение лесного массива просеками на отдельные кварталы. В 1983 году территория Лосиного острова была объявлена государственным природным национальным парком. Любимым местом отдыха москвичей на протяжении многих веков является Измайловский парк. Подмосковное село Измайлово известно с конца XIV века. Тогда здесь начинался дремучий лес, который тянулся на восток на многие десятки километров. Вероятно, в основе названия лежит фамилия бояр Измайловых, которым в то время принадлежало это село. После войны со шведами царь Алексей Михайлович решил устроить в Измайлове образцовое хозяйство. За одно лето сюда было переселено более 700 крестьянских семей. Село Измайлово было огромной царской вотчиной. Здесь были разбиты плодовые сады, огороды, а в оранжереях выращивались даже дыни, арбузы, хлопок и виноград. В лесном зверинце были собраны редкие звери и птицы. На протекающих по парку речках Измайловке (Серебрянке) и Пехорке было выкопано около 20 прудов, а на плотинах поставили водяные мельницы. В прудах разводили рыбу, но были и специальные пруды: Пиявочный, Стеклянный, Зверинецкий. В Измайлове в детские и юношеские годы будущий император Петр Великий проводил свои первые военные учения потешных полков. На Измайловских прудах он совершил и первое плавание на маленьком ботике — «дедушке русского флота». Благодаря своему дворцовому положению Измайловский парк сохранил во многом первозданную красоту. Здесь распространены прекрасные смешанные леса и березовые рощи. Крупными московскими парками являются Кузьминский лес на юго-востоке города и Битцевский лесопарк на его южных окраинах. Кузьминский парк многие века был вотчинным[1] лесом, хорошо сохранились березовые рощи, сосновые боры и смешанные леса. В XIX веке князем Голицыным в Кузьминках была построена усадьба с архитектурными сооружениями и регулярным парком. В Битцевском лесопарке господствуют широколиственные липы, дуба и клена. По облику этих липодубрав можно леса в прошлом окружали Москву с юга. Битцевский возвышенный участок Теплостанской возвышенности, врезанными долинами рек Чертановки, Битцы и их притоков. Кроме этих парков в Москве существуют другие зеленые массивы: Филёвский парк на правом крутом берегу Москвы-реки и Серебряный бор на ее пойме и террасах. Крупными парками являются Тимирязевский Ботанический сад. Да и территорию ВВЦ можно назвать парком. Начиная с середины XIX века в Подмосковье стали сажать и выращивать леса. Устойчивость лесокультурных ландшафтов поддержививается лесохозяйственными мероприятиями: вырубкой ненужных и посадкой необходимых деревьев, их подкормкой удобрениями, защитой от вредителей и т.д. При хорошем уходе такие комплексы могут многие десятки лет и даже не одно столетие. Примером лесокультурного комплекса в городе Москве может служить Лесная опытная дача Сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Первые лесные культуры были заложены здесь в 1875 году. В настоящее время 70% всех насаждений, которые состоят из сосны, ели, лиственницы, дуба и липы, — искусственного происхождения. Значение этого лесного массива огромно — это настоящий живой музей рукотворного леса, доступный каждому москвичу. Многие поколения лесоводов учились и приобретали навыки практической деятельности на образцах этого уникального московского леса. В западном Подмосковье, в Можайском районе, на левом берегу Москвы-реки уже почти 150 лет существуют прекрасные хвойные смешанные (из сосны, ели и лиственницы) леса, выращенные замечательным русским лесоводом К.Ф.Тюрмером. Отдельные деревья лиственницы в этих лесах достигают в высоту 42—43 метров, диаметр их больше 50 сантиметров. В целом эти леса имеют рекордные показатели производительности, то есть количества древесины в пересчете на один гектар, превышающие аналогичные показатели в естественных лесах в несколько раз. Таких лесов больше нет, не только в Подмосковье, но и очень мало во всей Центральной России. Большое впечатление на меня произвела усадьба Кусково. О ней я хочу рассказать поподробней. 2.Усадьба Кусково. Кусково было великолепным поместьем, родовой вотчиной графов Шереметевых. Кусково - одна из жемчужин русской культуры 18 века. Возникшая некогда как подмосковная усадьба богатейшего крепостника России, она превратилась в музей. Резная и золоченая мебель стоит на старинном наборном паркете там, где ее расставили 200 и более лет назад; картины и гобелены старых мастеров развешаны на стенах в полном соответствии со вкусами и правилами давнего времени; скульптура 18 века украшает те же гостиные, что и раньше. Архитектура, живопись, скульптура и декоративные искусства, связанные прочными, освященными узами времени, образуют в усадьбе Кусково сложные и слаженные ансамбли. Одним словом, усадьба является выдающимся памятником Екатерининских времен. В Кусковском дворце богатая коллекция произведений живописи, насчитывающая более сотни произведений, портретная галерея и редкое собрание натюрмортов 18 века. Сокровища искусства в ансамбле Кусково - от парков и дворцовых построек до мельчайших произведений прикладного искусства - созданы художниками и архитекторами, декораторами и мастерами музыкальных инструментов, мебельщиками, ткачами, лепщиками из тех самых крепостных людей, отпустить которых на волю призывал П. Б. Шереметев, но сам никогда этого не делал. Плоды труда и замечательного таланта крепостных людей дошли до нас, но имена их в большинстве утрачены. Сами же Шереметевы, каждый шаг которых освещен письмами, донесениями и рескриптами, служили лишь направляющей силой и связующим звеном. Шереметевы были чутки к веяниям времени и обладали состоянием столь огромным, что могли украшать свои подмосковные постройки, картинами, скульптурой, произведениями художественного ремесла, отражая все капризные, изменчивые вкусы эпохи. Шереметевы, подобно многим современникам, в своих вкусах ориентировались на Запад. Однако сами они были порождением русской жизни, и, быть может, не сознавая того, участвовали в формировании ансамблей самобытно русских. Кусково не имеет прямых аналогий на Западе, и представляют собой явление русской культуры. 3.История Шереметьевской усадьбы. В первой половине 16 века боярин Василий Шереметев выменял одну из своих вотчин на тогда еще подмосковную деревню Кусково. Пахотной земли в Кускове, заболоченном и лесистом, было мало, но здесь водились кабаны, лоси, множество дикой птицы, а в те далекие времена охота служила необходимым дополнением к земледелию. Шереметевы были старинным родом. Как это велось исстари, они постоянно жили в Москве или по месту царской службы, а в вотчинах бывали наездами, однако Барский дом в Кускове был, тем не менее, рублен из бревен и крыт соломой. К сожалению, в 1611 году во время боев русского ополчения с поляками, захватившими Москву, Кусково выгорело, а крестьяне разбежались. От обезлюдевшего поместья доходов ждать было нечего, и Кусково превратилось в охотничье угодье. Тогда, в 30х-50х годах 15 века, усадьба состояла из нескольких обширных, чисто выметенных дворов с многочисленными постройками, но без единого дерева. Лес, шумевший сразу за огородами, был еще врагом, у которого с трудом отвоевали каждую пядь под пахоту или постройку. На берегу Кусковского пруда стаяла небольшая деревянная церквушка. Боярский дом, рубленный из бревен, под уже тесовой крышей, походил на избу, только в отличие от крестьянского жилища имел трубу. Двери низкие, до потолка не трудно дотянуться рукой. Из-за опасности пожара люди обходились как можно меньшим числом вещей, поэтому лавки, на которых сидели днем и спали ночью, и составляли всю обстановку комнат, предназначенную для коротких наездов. Занявший 1674 году трон царь Федор Алексеевич под влиянием группы бояр, не любивших независимого в своих суждениях Бориса Шереметева, послал его воеводой в далекий Тобольск. Кусково снова пришло в упадок, заросло бурьяном. О прошлом напоминала лишь посеревшая от непогоды церковь. Владельцем Кускова стал Петр Васильевич Шереметев, умерший при Петре I в 1709 году. Окончательно захиревшее поместье перешло по завещанию к его младшему сыну, который продал его своему старшему брату Борису в 1719 году. Борис, служивший полководцем, был натурой противоречивой. При Петре 1 с выходом России на мировую арену изменились вкусы и потребности русской знати. Возможно, поэтому Борис и начал строительство хором, по замыслу не уступавших Меньшиковским. В то время, когда были заложены хоромы, на одной половине хором должны были находиться покои хозяина с высокими, просторными помещениями. Другая половина, с душными и тесными комнатами, считалась половиной хозяйки; здесь размещались и дети приближенная челядь. Кухню, как и прежде, из опасения пожара выносили в отдельно стоящий флигель. Однако Борис Петрович свои хоромы не достроил. В 1719 году владельцем Кускова стал Петр Шереметев в возрасте шести лет. В Кускове к этому времени стены хором оклеили «бумажками». Бумагу ещё повсеместно выделывали листами, однако иноземные мастера сумели наладить изготовление полотнищ. Бумажные полотнища, покрытые орнаментом или изображением сценок из пастушеской жизни, ценились дороже шелковой ткани. В 1730 году Кусково выглядело так же, как и раньше при Борисе Петровиче. Одноэтажные хоромы, оштукатуренные под каменный вид (было запрещено строить дома из камня везде, кроме Петербурга), глядели на замёрзший пруд окнами в лепных наличниках. Только церковь за прошедшие годы поседела ещё более, да деревянная маковка с крестом покосилась набок. Несмотря ни на что, весной 1767 года Б. П. Шереметев затеял новую перестройку Старых хором. Однако бесчисленные перестройки прежних лет привели барский дом в Кускове в такое состояние, что новые переделки стали невозможны. Здание обветшало, и Шереметев приказал его разобрать. Смерть жены задержала закладку Новых хором, а затем начались работы в Доме уединения. С этого времени и начинается постройка Кусковского дворца. Усадебный ансамбль в главных чертах сформировался в 17 веке, когда его владелец граф П.Б. Шереметев превратил Кусково в свою загородную резиденцию. Наряду с крепостными мастерами в создании ансамбля принимали участие крепостные архитекторы графа - Ф. Аргунов, Г. Дикушин, А. Миронов. Руководил строительством известный московский архитектор К. Бланк. Ансамбль составляют дворец с примыкающей церковью и регулярный парк. Дворец, протяженное здание, обращенное своим фасадом к зеркалу пруда, построен в 1769-1775 годах. К дворцу примыкает регулярный парк, который был одним из самых больших в России 18 века. Парк был украшен декоративными скульптурами, традиционными для того времени: покровители красоты и искусства - Венера и Аполлон, фигуры, символизирующие страны света, и многочисленными парковыми постройками. В парке находилось три театра: Старый, Новый и Зеленый или Воздушный, устроенный на открытом воздухе. Стенами его зрительного зала служили искусно подстриженные кустарники, деревья служили кулисами сцены, к театру вела аллея из вековых деревьев. Когда в 1812 французы заняли Москву, в Кускове были расквартированы солдаты маршала Нея. Первой «заботой» маршалов стала отправка в Париж лучших картин. Были увезены гобелены, разбиты светильники, сорваны со стен штофные обои. «От оных стен осталось ободранного неприятелем малинового бархату семь лоскутов...»,— уныло гласят донесения управляющих. После изгнания французов в 1813—1815 годах в Кускове был произведен ремонт, однако первоначальный облик помещений не восстановили — и потому, что избегали затраты больших средств, и потому, что изменились вкусы. В 30-х годах XIX века в Кускове разобрали театр. Та же участь постигла обе беседки по сторонам Голландского домика. Павильоны французского парка теперь сдавали на летнее время внаем. Шереметеву было двадцать два года, когда прогремели выстрелы на Сенатской площади. Он находился среди войск, которые по приказу царя стреляли в восставших. Разгром восстания, казнь и ссылка декабристов потрясли его настолько, что он замкнулся в себе, стал искать уединения и постепенно превратился в нелюдимого, религиозного человека. Шереметев проводил дни в постах и молитвах, и рассказы о праздниках в Кускове уже при его жизни звучали как легенда. После отмены крепостного права в 1861 году содержание регулярных парков с десятками садовников стало Шереметевым не под силу. Аллеи еще кое-как поддерживались в порядке, но боскеты почти не подстригались. Французский парк Кускова разросся настолько, что ветви над некоторыми аллеями стали сплетаться наподобие сводов. В конце XIX века большая часть территории Кускова была нарезана на дачные участки и продана с торгов: престиж и семейная гордость не позволяли последним владельцам окончательно расстаться со старинными родовыми имениями, и в то же время имения, которые требовали затрат больших, чем приносили дохода, продолжали оставаться обузой. В конце концов, Шереметев построил себе деревянную дачу в Кускове, по соседству с вконец запустевшим дворцом. В ноябре 1917 года, через считанные дни после перехода власти в руки пролетариата. Советское правительство по личной инициативе В. И. Ленина создало при Народном комиссариате просвещения отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. До революции памятники искусства считались собственностью частных лиц, церквей и монастырей, никем не учитывались и государством не охранялись. Поэтому, какие именно комплексы целесообразно превращать в публичные музеи, а какие нет, что следует передавать в музейные фонды из бывших дворцов и имений, отходящих в распоряжение новых советских учреждений, и что не следует, было еще неясно. Естественно, что деятельность отдела началась с обследования дворцов и монастырей. В 1919 году становится краеведческим музеем Кусково. В Кускове экспонировались чучела животных, некогда водившихся в окружающих лесных массивах. Началось же изучение комплексов по документам Шереметьевских архивов в начале 20-х годов, когда группа сотрудников включилась в эту работу. В 30-х годах обнаружили подлинные чертежи XVIII века, однако, потребовались годы труда, чтобы в них разобраться. Шереметьевские дворцы не имели одного определенного автора — разные части строили разные архитекторы. К тому же дворцы много раз перестраивались, перед переделками заново обмерялись, и определить, кому принадлежит подпись на чертеже — автору здания или тому, кто это здание обмерял,— было очень трудно. Изучались тысячи счетов, платежных ведомостей, заказов, отчетов, чтобы собрать по крупицам драгоценные сведения о крепостных мастерах и их судьбах. Историк декоративного искусства К. Соловьев изучал, когда, каким путем попали во дворцы люстры, фарфор, стекло и другие произведения прикладного искусства. К началу войны завершила свой многолетний труд исследователь истории шереметьевского крепостного театра Н. Елизарова. Помимо восстановления истории дворцов, предстояла большая работа по изучению парков. Если былая планировка сравнительно легко восстанавливалась по чертежам, то «ботаническая» реконструкция была делом совершенно новым. За полтора столетия декоративное садоводство изменилось, и выяснить, какие именно породы росли в регулярном парке XVIII века, какими методами пользовались садоводы и парковые архитекторы, оказалось возможным лишь по косвенным свидетельствам. По мере того как картины, извлеченные из кладовых, куда их свалили в XIX веке, побывав в руках умелых реставраторов, возвращались в первоначальном виде на прежние места, диаграммы, схемы и плакаты, висевшие в залах в первые годы существования музеев, оттеснялись; экспонаты, касавшиеся фауны и флоры Подмосковья, изымались из экспозиции. Историко-бытовой и краеведческий музеи медленно превращались в художественные музеи-заповедники. 1932 год открыл новую страницу |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |