бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные этапы первобытного общества

разными критериями подсчета от 121 до 157 особей. Если учесть, что нам

известно до сих пор лишь ничтожное число местонахождений из общего их

числа, то можно предполагать, что порядок этих цифр более или менее

соответствует численности современных человекообразных обезьян. Таким

образом, численность человечества началась, надо полагать, с 10 – 20 тыс.

особей.[8]

Американский демограф Э. Диви определил численность

нижнепалеолитического человечества в 125 тыс. человек. Хронологически

эта численность относится – в соответствии с датировками процесса

антропогенеза, имевшими хождение в ту пору, – к 1 млн. лет от

современности; речь идет лишь о территории Африки, которая только и была

заселена первобытными людьми в соответствии со взглядами автора,

разделявшего гипотезу африканской прародины человечества; плотность

населения была при этом 1 человек на 23 – 24 кв. км. Этот расчет выглядит

завышенным, но его можно принять для более поздней стадии

нижнепалеолитической эпохи, представленной ашельскими памятниками и

следующей группой ископаемых гоминид – питекантропами.

Существует палеодемографическая работа немецкого палеоантрополога Ф.

Вайденрайха, опирающаяся на итоги изучения человеческих скелетов из

известного местонахождения Чжоукоудянь, близ Пекина, но она содержит данные

лишь об индивидуальном и групповом возрасте. Диви приводит для

неандертальцев цифру численности в 1 млн. человек и относит ее к 300 тыс.

лет от современности; плотность населения в пределах Африки и Евразии была

при этом, по его мнению, равна 1 человеку на 8 кв. км. Эти оценки выглядят

правдоподобными, хотя, строго говоря, их нельзя ни доказать сколько-нибудь

определенным образом, ни таким же образом опровергнуть.

В связи с заселением Америки и Австралии человеком в верхнем палеолите

ойкумена значительно расширилась. Э. Диви предполагает, что плотность

населения составляла 1 человек на 2,5 кв. км (25 – 10 тыс. лет от

современности), а численность его постепенно увеличивалась и была равна

соответственно примерно 3,3 и 5,3 млн. человек. Если экстраполировать

цифры, полученные для населения Сибири к приходу туда русских, то мы

получим более скромную численность для исторического момента перехода к

производящему хозяйству – 2,5 млн. человек. Эта цифра представляется

предельной. Такой демографический потенциал, видимо, был уже достаточен,

чтобы обеспечить формирование цивилизации в узком смысле слова:

концентрацию хозяйственной деятельности в определенных, локально четко

ограниченных районах, возникновение поселений городского типа, отделение

ремесла от земледелия, накопление информации и т. д.

3.1. Расселение древних людей на территории бывшего СССР.

Расселение древнего человечества по Земле не могло быть постоянным и

равномерным. Расселение становилось возможным при изменении климатических

условий на более мягкие, вслед за таянием ледников, вслед за миграциями

животных, вслед за распространением растительного мира.

Применительно к заселению территории нашей страны В.А. Ранов дает

следующую периодизацию.[9]

Первая фаза – древнейшая. Первоначальное появление человека на

территории бывшего СССР. Время – около 1 млн. лет, но, возможно, в

дальнейшем будут открыты еще более древние памятники. Достоверные стоянки

располагаются или на крайнем западе (Королево), или на крайнем юге (нижние

слои Азыха, Кульдара). Господствуют галечные индустрии.

В период раннего палеолита (примерно 700 тысяч лет тому назад)

заселение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших людей в

Крыму (пещера Киик-Коба), в Абхазии, недалеко от Сухуми (Яштух), в Армении

(холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), в Средней Азии (юг Казахстана,

район Ташкента). В районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания

здесь древних людей 500—300 тыс. лет тому назад.

Вторая фаза – средний ашель, 400 – 250 тыс. лет. Небольшое продвижение

к северу отмечается на Кавказе, в Средней Азии (возможно, вплоть до

Центрального Казахстана). Преимущественно индустрии с бифасами (Кавказ,

Закарпатье), но имеются и культуры без бифасов.

Третья фаза – поздний ашель, 250 – 100 (80) тыс. лет. Решительное

движение на север. Люди ашельского времени появляются на Кавказе, Кубани,

Дону, на Украине, Урале. Много бифасов собрано в степях Казахстана,

появляются они и в Южной Сибири. Крайние точки зафиксированы севернее 52°

широты. Одновременно, как показывают лёссовые стоянки Южного Таджикистана,

существуют локальные варианты ашеля без бифасов.

Четвертая фаза – период мустье, 100 (80) – 35 тыс. лет. Продолжается

увеличение количества стоянок, достигающих нескольких сотен. Интенсивно

идет заселение многих районов нашей страны – Кавказа, Средней Азии,

Украины, юга Русской равнины. Самый северный памятник достигает 55°

северной широты, где пока подлинные стоянки неандертальцев известны на

самом юге Сибири – в Хакасии и Туве. Появляются технические варианты

орудий, дающие богатейший набор изделий каменного века.

Пятая фаза – поздний палеолит, 35 – 12 тыс. лет. Человек освоил почти

всю Ойкумену. Общее количество палеолитических стоянок на территории нашей

страны по примерным подсчетам немного более 2 тыс. Они есть практически

везде или почти везде, но особой концентрацией отличаются Русская равнина,

Кавказ, Южная Сибирь, долина Алдана. В позднем палеолите выделяются уже не

технические варианты, а подлинные культуры эпохи палеолита. Палеолитический

человек заселил практически все природные зоны страны – от знойной Средней

Азии до берегов Ледовитого океана и от лесистых предгорий Карпат до

побережья Тихого океана. Людям мезолита и неолита уже почти не пришлось

делать географических открытий, разве что в освобождающейся ото льда

Прибалтике.

Из земледельческих культур на территории СССР можно выделить

неолитические поселения в Туркмении (близ Ашхабада) в Армении (близ

Еревана) и др. В Средней Азии в IV тысячелетии до н. э. были созданы первые

искусственные оросительные системы. На Восточно-Европейской равнине

древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу

Триполье близ Киева (V—III тысячелетия до н. э.). Поселения трипольцев

обнаружены на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой

большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых располагались по

кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса.

Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и

другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному веку –

энеолиту (III – 1 тысячелетия до н.э.).[10]

На территории бывшего СССР найдены археологические памятники бронзового

века, по которым можно проследить разложение первобытно-общинного строя.

Это Майкопский курган, Триалети (близ Тбилиси) и др. Например, в Майкопе

под десятиметровым курганом обнаружено богатое захоронение, относящееся ко

II тысячелетию до н. э. Здесь найдены золотые кольца, бляхи, бусы, 2

золотых и 14 серебряных сосудов, набор бронзового оружия и другие вещи.

Одновременно археологи открыли другие захоронения майкопцев с небольшим

числом вещей или вовсе без них, что свидетельствует о разделении общества

на богатых и бедных.

Широкое распространение железа на территории стран СНГ относится к 1

тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого

климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки –

славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной

собственности: возникало классовое общество, складывалась

государственность.

4. Эволюция человеческого сообщества.

Изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в

отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития

первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине,

ведшей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь

жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное распределение и

общая собственность; каждый член общины имел право на долю произведенного

продукта независимо от того, участвовал ли он в его производстве. В

позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или

высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей

относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило

развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в

распоряжение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная

собственность. Теоретический анализ позволил также определить

предшествовавшую первобытной родовой общине форму как праобщину

(первобытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как

первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной

экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало действенность

принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность

отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития

первобытной общины.

Этот типологический ряд – праобщина (первобытное человеческое стадо),

раннепервобытная и поздне-первобытная (раннеродовая и позднеродовая).

первобытная соседская (протокрестьянская) общины – и соответствует основным

этапам первобытной истории. Однако таксономия некоторых этапов остается

спорной, из-за чего их количество у разных ученых неодинакрво. Их четыре,

если рассматривать два средних как однопорядковые с первым и последним.

Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяющий

эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их три, если рассматривать

два средних как субэтапы одного этапа первобытной родовой общины. Такая

периодизация хорошо отражает то обстоятельство, что социально-экономические

последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству сказались

не сразу и позднепервобытные общины долгое время мало отличались от

раннепервобытных.

При трехчленной периодизации первобытной истории в советской науке

пользуются также и другими наименованиями основных этапов древнейшего

прошлого, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их

нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины и

классообразования.

Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного

человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением

целеполагающей орудийной деятельности и, следовательно, возникновением

древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее

аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи –

преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния,

унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение

социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития

самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются

спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на

различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за

неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и

палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это

время как время праобщины, не находя в нем признаков родового строя. Но

новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные

жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления,

которые раньше связывались только с наступлением верхнего (позднего)

палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи

праобщины должна быть отнесена до времени среднего палеолита и

палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Ведь биологический облик

палеоантропов продолжал меняться, а следовательно, биологическое развитие

человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, “снято”

социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.

Эпоха первобытной родовой общины открывается возникновением первых

упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины. Именно

здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя –

более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении,

общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко

выражены на стадии раннепервобытной (раннеродовой) общины и сохраняются,

хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой)

общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит (время палеоантропов) или

верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит.

Если эпоха праобщины – время становления, а эпоха первобытной родовой

общины – время зрелости, то эпоха классообразования – время распада

первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменуется

прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом

избыточного продукта. Общая собственность рода и общины начинает

вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств,

уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи

рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме.

Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный

продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной

собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница

эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в

менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница –

появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми обществами

перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не

перейдена и до настоящего времени.

Заключение.

Итак, квинтэссенция всего ранее изложенное может быть представлена

набором таблиц.

|Тип |Сущностная особенность |Месторасположение |

| | |археологических находок |

|Австралопит|"Южная обезьяна", ходила на двух |Южная Африка. 1924 г. |

|ек |передних конечностях - для добывания | |

| |пищи и защиты | |

|Питекантроп|Древний обезьяно-человек |О-в Ява, 1891 г |

|Синантроп |Древний предок современного человека. |Около Пекина, 1930 г. |

|Неандертале|Первобытный человек охотник эпохи |Долина Неандерталь, |

|ц |палеолита |Германия, конец XIX в. |

|Кроманьонец|Потомок неандертальца. Сложился 30 – |Деревня Кро-Маяьов, |

| |25 тыс. лет назад. Homo sapiens – |Франция,1868г. |

| |"человек разумный" | |

|Трипольцы |Предки праславян. Племена высокой |Село Триполье, Украина, |

| |земледельческой культуры эпохи |конец XIX в. Село |

| |энеолита. |Детчино[11], |

| | |Малоярославецкого р-на |

| | |(1880 г.), д. Гремячево |

| | |Перемышльского р-на (1898|

| | |г.) Калужской области |

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому

прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации,

уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа

нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть

современной жизни, в определенной мере оценка настоящего сквозь призму

исторического опыта. Историю нельзя знать “кусками”, она непрерывна.

Достижения последующих цивилизаций немыслимы без достижений предшествующих

обществ.

В дополнение к огромной археологической работе, имевшей на своем счету

немало открытий и показавшей более раннее, чем предполагалось до сих пор,

оформление многих общественных институтов и социальных явлений (например,

искусства), палеонтропологические исследования демонстрируют сложность и

извилистость путей общественного прогресса и оставляют нам все меньше права

на противопоставление доистории, или протоистории, и собственно истории.

Практически история начинается и выступает в многообразных локальных формах

с появления первых австралопитеков, и тому, что мы привыкли называть

цивилизацией в узком смысле слова, – земледельческому хозяйству со

стойловым скотоводством, появлению городов с ремесленным производством и

концентрацией политической власти, зарождению письменности для обслуживания

функционально усложнившейся общественной жизни – предшествовал путь длиною

в несколько миллионов лет.

|Исторические |Палеолит – |Мезолит – |Неолит – новый |Энеолит – |Бронзовый век |Железный век |

|эпохи |древнекаменный |среднекаменный |каменный век |меднокаменный | | |

| |век |век | |век | | |

|Хронологические |35 – 10 тыс. лет|10 – 6 тыс. лет |6 – 4 тыс. лет |4 – 3 тыс. лет |3 – 2 тыс. лет |С 1–го |

|рамки |до н.э. |до н.э. |до н.э. |до н.э. |до н.э. |тысячеле-тия до |

| | | | | | |н.э. |

|Тип человека |Неандерталец | | | | | |

| | Кроманьонец – Homo sapiens |

|Основные занятия|Собирательство, охота на животных|Земледелие |

|людей | |Скотоводство |

| |крупных |Крупных и мелких|Охота |

| | | Рыболовство |

| | | |Ремесла |

| | | |Гончарное, ткацкое, плотницкое, литейное, кузнечное |

|Орудия труда |Каменное рубило,|Лук, гарпун, |Топоры, долота, |Появление медных|Бронзовые мечи, |Железные орудия |

| |копье, изделия |крючки |мотыга, рало, |орудий труда и |ножи, серпы и |труда и оружие |

| |из кости | |гончарный круг |оружия |др. Изобретение | |

| | | | | |колеса | |

|Коллективы людей|Большие. Жили |Небольшие. |Усиление |Продолжение |Объединение |Усиление власти |

| |совместно. |Сохранились |неравенства, |усиления |племен и |вождей, |

| |Возникновение |родо-племенные |превращение |неравенства |создание |выделение |

| |рода и племени. |связи. Выделение|вождей и жрецов | |народностей, |воинов, создание|

| | |вождей и шаманов|в царьков | |имевших общий |племенных |

| | | | | |язык |союзов, |

| | | | | | |появление |

| | | | | | |государства |

Литература.

Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. Учебник для

вузов. М. 1990.

Амальрик А.С., Монгайт А.Л. “В поисках исчезнувших цивилизаций”. М. 1966.

Борисковский П.И. “Древнейшее прошлое человечества”. М. 1980.

Ранов В.А. “Древнейшие страницы истории человечества”. М.М. 1988.

Смолякова Н.В. “История Руси и России IX-XIX вв.” М. 1998.

Черниловский З.М. “Всеобщая история государства и права”. М. 1996.

“Древние цивилизации”. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 1986.

Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М. 1987.

Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.

Культура эпох.

К Культуре.

Расселение древнейшего человечества по земной поверхности столкнуло

его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими условиями и

разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение новых ниш было невозможно

без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлениями, охота –

без знания привычек животных, собирательство не могло быть эффективным без

запаса сведений о полезных растениях.

Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическому

искусству и попыткам реконструкции социальных отношений посвящены тысячи

статей и сотни книг. И лишь в единичных работах затрагивается вопрос о

положительных знаниях в коллективах людей эпохи потребляющего хозяйства. В

настоящее время вопрос этот интересно поставлен и рассмотрен в серии трудов

В. Е. Ларичева. В частности, им приведены заслуживающие внимания

соображения о невозможности представить себе развитие даже охотничьего и

собирательского общества без какого-то календаря и использования в

повседневной жизни астрономических ориентиров. Запас знаний, который

накопило человечество в ходе расселения по земной поверхности на протяжении

4 – 5 млн. лет, сыграл не последнюю роль в освоении навыков производящего

хозяйства и переходе к цивилизации.

Юридический институт МВД РФ

Кафедра _______________________ дисциплин

Контрольная работа

по истории на тему:

«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

(Вариант 5)

Подготовил студент группы

_____

Кулигин Александр Валерьевич

ТУЛА

1999

-----------------------

[1] В.П. Алексеев, А.И. Першиц. “История первобытного общества”. М. 1990.

С. 6 – 16

[2] Черниловский. Указ. соч. С. 9.

[3] Алексеев В.П., Першиц А.И. Указ. соч. С. 110 – 112.

[4] Алексеев, Першиц. Указ. соч. С. 115.

[5] Ранов В.А. Указ. соч. С. 119.

[6] Ранов В.А. Указ. соч. С. 132.

[7] “Древние цивилизации”. С. 12-13.

[8] “Древние цивилизации”. С. 20-21.

[9] Ранов В.А. Указ. соч. С. 153-154.

[10] Пособие по истории СССР. С. 11-14.

[11] Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.

-----------------------

Археологические культуры и физический тип человека.

Данная схема хотя и отражает совпадение этапов развития человека н эволюции

каменных орудий, но несколько упрощает взаимоотношение физического типа

человека и проявления его орудийиой деятельности. Особенно сложными

получаются стыки между крупными этанами. В основном можно уверенно

сопоставлять Олдувай с гомо габилис, ранний и средний ашелъ – с гомо

эректусом, поздний ашель и мустье – с человеком неандертальского типа, а

поздний палеолит – с гомо сапиенсом. Но, с одной стороны, выявлены

определенные промежутки сосуществования указанных каменных индустрий. Так,

в Африке известен период, когда одновременно имели место и олдувайская н

раннеашельская культуры.

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.