|
М.М.Сперанский-реформатор|государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и | |обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии | |права. | |Сперанский указывает на то, что живые силы государства могут проявляться | |либо в сосредоточенной форме (в единении друг с другом), либо порознь, | |будучи распределенными среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, | |они способствуют развитию государственной власти и ее политических | |привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных.| |Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны,| |если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких | |прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и | |правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство | |может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма | |исключает подданных не только из всякого участия в использовании | |государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться | |своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, | |также исключает подданных из участия в управлении государством, однако | |оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к | |имуществу. Следовательно при такой более мягкой форме подданные не имеют | |политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их | |означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но свобода эта| |не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны | |государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо | |предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного закона, то | |есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в | |ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав | |политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи | |которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою | |гражданскую свободу. | |Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно | |обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе| |бессильны, а следственно и излишни. Поэтому именно требование укрепления | |гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ | |Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе | |самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами Сперанский | |считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией | |гражданской свободы. Идея его здесь состоит в том, что государственную | |власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять | |на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти | |должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать | |строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить| |в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и | |свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с | |основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы. | |Сперанский в программе своих реформ говорит также о необходимости создания | |правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством | |конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это | |первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку | |неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют | |два вида : свобод личных и свобод вещественных. | |Содержание личных свобод: 1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто| |не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. | |Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей | |собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан ни| |платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу. | |Таким образом мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как | |метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы | |гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола | |законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового | |ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций | |принимало во внимание существующее право. Согласно Сперанскому это не | |привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей | |большую стабильность. | |Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не | |подлежащим изменениям, Сперанский считает необходимым наличие системы | |разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие | |тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать | |правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и | |исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство | |государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, | |исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. | |Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого | |количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие | |законодательную власть - Думы. Они должны состоять из избранных | |представителей. Но право избирать их не может принадлежать одинаково всем. | |Сперанский оговаривает, что целью законов является защита личности и | |собственности. Следовательно чем больше у человека имущества, тем больше он| |заинтересован в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что | |только люди обладающие собственностью больше заботятся «о | |доброкачественности законов» и правильнее могут о них судить. Поэтому те, | |кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса| |выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал Сперанский,| |потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить | |перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на | |законодательный процесс. Таким образом мы видим, что демократический | |принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он| |выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения | |власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть | |наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные| |думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что| |волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты | |от государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она призвана решать| |вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и | |депутатов в уездную думу. В свою очередь члены уездной думы занимаются | |делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской | |думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего | |представительного органа - Государственной думы. Таким образом она | |формировалась бы в результате трехстепенных выборов. | |Основной целью деятельности Государственной думы было обсуждение и принятие| |бюджета и законопроектов, предложенных правительством. Без согласия | |Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за | |исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в | |противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые | |выборы. Следовательно Государственная дума своим существованием как бы была| |призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль | |за исполнительной властью. | |Исполнительная власть в свою очередь у Сперанского представлена правлениями| |- волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, | |которые формировал сам император. Причем министры, как уже отмечалось, | |должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая | |наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также | |организовывать процедуры расследования с целью изобличения министров в | |злоупотреблениях служебным положением. В этом и заключается принципиально | |новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, | |как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. | |Судебная ветвь власти в проекте реформ была представлена областными, | |уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с| |участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены | |которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично | |императором. | |Поскольку каждая из трех ветвей в системе власти должна была располагать | |некоторой самостоятельностью по отношению к другим, то единство | |государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в| |личности монарха. Оно было обеспечивалось бы тем, что монарх, в качестве | |носителя государственного суверенитета, оставался единственным | |представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал| |, что нужно создать учреждение, которое будет заботится о плановом | |сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы | |конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства | |в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать | |Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых| |монархом сановников. В своей деятельности он как бы соединял в себе всю | |законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и | |корректируя их взаимодействие. На заседаниях совета планировалось обсуждать| |все крупные государственные мероприятия, законодательные предложения и | |финансовые проблемы до их внесения в Государственную Думу. Одновременно | |Государственный Совет должен был выступать блюстителем исполнения | |законодательства во всех областях управления, и через него планировалось | |поступление к государю всех дел от нижестоящих органов, что позволяло бы | |достигать единства в работе правительства. | |Таким образом в программе своих реформ Сперанский не только разработал но и| |заложил определенную систему сдержек и противовесов в деятельности высших | |государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал | |что уже на основе этого задается само направление реформ и речь может идти | |только о том, чтобы устроить новые государственные учреждения таким | |порядком, при котором они постепенно и все больше стали бы принимать | |характер подлинных конституционных институтов внутри самодержавной | |государственной формы. | |Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и | |получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и | |политическую свободу. В докладной записке Александру I он возлагает надежды| |на то, что "если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году... Россия| |воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится". | |Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный | |коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя | |избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу | |времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием| |общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого | |Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом - возникновение | |в России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной | |власти». | |Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы | |Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования | |крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными | |рассуждениями о законе и свободе. Хорошо знавший его А.Чарторыйский писал: | |«Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются | |зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; | |но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в | |действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру при| |том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле». В | |тоже время составленный план реформ Сперанского был близок государю, | |поскольку он более детально и глубоко раскрывал некоторые его идеи и не | |ставил под сомнение существование самодержавного строя, а лишь предлагал | |облечь его всеми, так называемыми формами закона. К этим внешним формам и | |относились элементарная законность, выборность части чиновников и их | |ответственность, создание новых начал организации суда и контроля, | |разделения властей и. т. д.. Александр I был готов принять все это. Но | |между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, | |включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных | |преобразований в России. В результате получившийся план реформ оказался | |несколько абстрактным и «преждевременным». По образному выражению В.О. | |Ключевского: «ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню| |действительных потребностей и наличных средств страны». Это была | |своеобразная политическая мечта двух лучших и светлых умов России, мечта - | |осуществление которой могло бы способствовать началу конституционного | |процесса в империи, более быстрой эволюции от абсолютной монархии в сторону| |монархии буржуазной. Однако слишком много препятствий стояло тогда на путях| |реформ, которые в конечном счете не были проведены в полном объеме… | | | |Глава III. | |Реформы М.М. Сперанского | |Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во | |многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал | |проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не | |сотнями, деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки | |российских чиновников. Да и сам являясь одним из них, он прекрасно понимал | |значение "чиновничьей армии" для будущих реформ и поэтому стремился сделать| |ее высокоорганизованной и работоспособной. | |Две частные меры, имевшие внутреннею связь с готовившимися реформами, | |указывали какие люди требуются для новых правительственных учреждений. 3 | |апреля 1809 г был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок, | |введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не | |состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или | |камергера, а следовательно и определенные привилегии. Отныне эти звания | |надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. | |Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ был | |подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его | |действительным автором. | |Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. Указ о новых правилах | |производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный | |Сперанским. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей и врагов | |появилось у Михаила Михайловича благодаря одному этому указу. Отныне чин | |коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, | |давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об | |успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или | |выдержавшим экзамены по специальной программе. Данная программа | |предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных | |языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, | |всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и | |статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу | |"Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие | |привилегии и высокие оклады. Кроме того, 8-й ранг давал право | |потомственного дворянства. Несложно догадаться, что желающих получить его | |было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило | |немолодых, было просто не под силу. Вполне понятно, что эти неожиданные | |преобразования Сперанского, направленные на укрепление государственной | |власти, были враждебно встречены частью дворянства и чиновничества. | |Ненависть к новому реформатору начинала возрастать. | |1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного | |совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом | |органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся | |проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к | |заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления их императору. | |Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный | |Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и | |разработкой законопроектов. Как уже отмечалось, эта роль предназначалась им| |Государственной думе. Но поскольку создание Государственного совета | |рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен | |был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были | |приданы широкие полномочия. При этом ,однако, было установлено, что решения| |Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, | |если по плану реформ Государственный совет должен был координировать | |деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и | |законосовещательные функции, потому как желаемой системы органов власти | |попросту еще не было и ее только предстояло создать. | |Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет | |и обсуждаться на его общем собрании. Общее собрание составлялось из членов | |четырех департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел, 3) дел | |гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. | |Председательствовал на нем сам государь или особое лицо, им назначенное. | |При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства | |общего собрания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в «Журнал» | |Государственного Совета вписывалось только мнение большинства, а мнение | |меньшинства и какие либо другие высказывания выступали в роли приложений. | |Таким образом появление Государственного Совета означало создание | |учреждения, имевшего законодательное и объединительное значение и | |состоявшего из назначаемых, а не избираемых лиц. Это во многом | |соответствовало духу замыслов Сперанского и явилось дальнейшим шагом России| |на пути к укреплению правового порядка, а также осуществлению либеральных | |принципов. | |В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 года состоялось | |обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский | |составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 | |февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного | |дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег - | |ассигнаций, который вели к обесцениванию рубля; сокращался объем финансовых| |средств, поступавших в распоряжение министерств; финансовая деятельность | |министров ставилась под контроль. Одновременно предусматривалось увеличение| |размера пошлин и налогов. С целью пополнения государственной казны подушная| |подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый | |прежде налог - «подоходный прогрессивный» облагающий доходы помещиков с их | |земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% | |последнего; высший налог падал на имения , дававшие более 18 тыс. рублей | |дохода и составлял 10% последнего. Меры эти дали положительный результат и | |как отмечал в дальнейшем сам Сперанский :"переменив систему финансов... мы | |спасли государство от банкротства". Дефицит бюджета сократился, а доходы | |казны возросли за два года на 175 миллионов рублей. | |Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств,| |завершившаяся к июню 1811 г. В ходе ее было ликвидировано министерство | |коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и | |внутренних дел. Из ведения последнего были выделены дела о внутренней | |безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме | |того были учреждены несколько особых ведомств, со значением близким к | |отдельным министерствам - государственного контроля, духовных дел | |иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Сами министерства делились | |на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из | |высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех | |министров - комитет министров для обсуждения дел административного и | |исполнительного характера.. Вместе с тем в законе стали четко прописываться| |пределы власти министров и их ответственность. | |К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |