бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


М.М.Сперанский-реформатор

|государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и |

|обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии |

|права. |

|Сперанский указывает на то, что живые силы государства могут проявляться |

|либо в сосредоточенной форме (в единении друг с другом), либо порознь, |

|будучи распределенными среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, |

|они способствуют развитию государственной власти и ее политических |

|привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных.|

|Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны,|

|если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких |

|прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и |

|правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство |

|может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма |

|исключает подданных не только из всякого участия в использовании |

|государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться |

|своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, |

|также исключает подданных из участия в управлении государством, однако |

|оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к |

|имуществу. Следовательно при такой более мягкой форме подданные не имеют |

|политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их |

|означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но свобода эта|

|не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны |

|государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо |

|предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного закона, то |

|есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в |

|ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав |

|политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи |

|которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою |

|гражданскую свободу. |

|Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно |

|обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе|

|бессильны, а следственно и излишни. Поэтому именно требование укрепления |

|гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ |

|Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе |

|самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами Сперанский |

|считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией |

|гражданской свободы. Идея его здесь состоит в том, что государственную |

|власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять |

|на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти |

|должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать |

|строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить|

|в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и |

|свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с |

|основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы. |

|Сперанский в программе своих реформ говорит также о необходимости создания |

|правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством |

|конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это |

|первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку |

|неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют |

|два вида : свобод личных и свобод вещественных. |

|Содержание личных свобод: 1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто|

|не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. |

|Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей |

|собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан ни|

|платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу. |

|Таким образом мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как |

|метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы |

|гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола |

|законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового |

|ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций |

|принимало во внимание существующее право. Согласно Сперанскому это не |

|привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей |

|большую стабильность. |

|Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не |

|подлежащим изменениям, Сперанский считает необходимым наличие системы |

|разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие |

|тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать |

|правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и |

|исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство |

|государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, |

|исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. |

|Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого |

|количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие |

|законодательную власть - Думы. Они должны состоять из избранных |

|представителей. Но право избирать их не может принадлежать одинаково всем. |

|Сперанский оговаривает, что целью законов является защита личности и |

|собственности. Следовательно чем больше у человека имущества, тем больше он|

|заинтересован в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что |

|только люди обладающие собственностью больше заботятся «о |

|доброкачественности законов» и правильнее могут о них судить. Поэтому те, |

|кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса|

|выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал Сперанский,|

|потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить |

|перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на |

|законодательный процесс. Таким образом мы видим, что демократический |

|принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он|

|выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения |

|власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть |

|наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные|

|думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что|

|волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты |

|от государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она призвана решать|

|вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и |

|депутатов в уездную думу. В свою очередь члены уездной думы занимаются |

|делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской |

|думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего |

|представительного органа - Государственной думы. Таким образом она |

|формировалась бы в результате трехстепенных выборов. |

|Основной целью деятельности Государственной думы было обсуждение и принятие|

|бюджета и законопроектов, предложенных правительством. Без согласия |

|Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за |

|исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в |

|противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые |

|выборы. Следовательно Государственная дума своим существованием как бы была|

|призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль |

|за исполнительной властью. |

|Исполнительная власть в свою очередь у Сперанского представлена правлениями|

|- волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, |

|которые формировал сам император. Причем министры, как уже отмечалось, |

|должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая |

|наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также |

|организовывать процедуры расследования с целью изобличения министров в |

|злоупотреблениях служебным положением. В этом и заключается принципиально |

|новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, |

|как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. |

|Судебная ветвь власти в проекте реформ была представлена областными, |

|уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с|

|участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены |

|которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично |

|императором. |

|Поскольку каждая из трех ветвей в системе власти должна была располагать |

|некоторой самостоятельностью по отношению к другим, то единство |

|государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в|

|личности монарха. Оно было обеспечивалось бы тем, что монарх, в качестве |

|носителя государственного суверенитета, оставался единственным |

|представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал|

|, что нужно создать учреждение, которое будет заботится о плановом |

|сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы |

|конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства |

|в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать |

|Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых|

|монархом сановников. В своей деятельности он как бы соединял в себе всю |

|законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и |

|корректируя их взаимодействие. На заседаниях совета планировалось обсуждать|

|все крупные государственные мероприятия, законодательные предложения и |

|финансовые проблемы до их внесения в Государственную Думу. Одновременно |

|Государственный Совет должен был выступать блюстителем исполнения |

|законодательства во всех областях управления, и через него планировалось |

|поступление к государю всех дел от нижестоящих органов, что позволяло бы |

|достигать единства в работе правительства. |

|Таким образом в программе своих реформ Сперанский не только разработал но и|

|заложил определенную систему сдержек и противовесов в деятельности высших |

|государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал |

|что уже на основе этого задается само направление реформ и речь может идти |

|только о том, чтобы устроить новые государственные учреждения таким |

|порядком, при котором они постепенно и все больше стали бы принимать |

|характер подлинных конституционных институтов внутри самодержавной |

|государственной формы. |

|Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и |

|получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и |

|политическую свободу. В докладной записке Александру I он возлагает надежды|

|на то, что "если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году... Россия|

|воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится". |

|Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный |

|коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя |

|избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу |

|времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием|

|общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого |

|Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом - возникновение |

|в России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной |

|власти». |

|Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы |

|Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования |

|крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными |

|рассуждениями о законе и свободе. Хорошо знавший его А.Чарторыйский писал: |

|«Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются |

|зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; |

|но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в |

|действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру при|

|том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле». В |

|тоже время составленный план реформ Сперанского был близок государю, |

|поскольку он более детально и глубоко раскрывал некоторые его идеи и не |

|ставил под сомнение существование самодержавного строя, а лишь предлагал |

|облечь его всеми, так называемыми формами закона. К этим внешним формам и |

|относились элементарная законность, выборность части чиновников и их |

|ответственность, создание новых начал организации суда и контроля, |

|разделения властей и. т. д.. Александр I был готов принять все это. Но |

|между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, |

|включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных |

|преобразований в России. В результате получившийся план реформ оказался |

|несколько абстрактным и «преждевременным». По образному выражению В.О. |

|Ключевского: «ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню|

|действительных потребностей и наличных средств страны». Это была |

|своеобразная политическая мечта двух лучших и светлых умов России, мечта - |

|осуществление которой могло бы способствовать началу конституционного |

|процесса в империи, более быстрой эволюции от абсолютной монархии в сторону|

|монархии буржуазной. Однако слишком много препятствий стояло тогда на путях|

|реформ, которые в конечном счете не были проведены в полном объеме… |

| |

|Глава III. |

|Реформы М.М. Сперанского |

|Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во |

|многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал |

|проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не |

|сотнями, деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки |

|российских чиновников. Да и сам являясь одним из них, он прекрасно понимал |

|значение "чиновничьей армии" для будущих реформ и поэтому стремился сделать|

|ее высокоорганизованной и работоспособной. |

|Две частные меры, имевшие внутреннею связь с готовившимися реформами, |

|указывали какие люди требуются для новых правительственных учреждений. 3 |

|апреля 1809 г был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок, |

|введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не |

|состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или |

|камергера, а следовательно и определенные привилегии. Отныне эти звания |

|надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. |

|Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ был |

|подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его |

|действительным автором. |

|Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. Указ о новых правилах |

|производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный |

|Сперанским. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей и врагов |

|появилось у Михаила Михайловича благодаря одному этому указу. Отныне чин |

|коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, |

|давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об |

|успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или |

|выдержавшим экзамены по специальной программе. Данная программа |

|предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных |

|языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, |

|всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и |

|статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу |

|"Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие |

|привилегии и высокие оклады. Кроме того, 8-й ранг давал право |

|потомственного дворянства. Несложно догадаться, что желающих получить его |

|было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило |

|немолодых, было просто не под силу. Вполне понятно, что эти неожиданные |

|преобразования Сперанского, направленные на укрепление государственной |

|власти, были враждебно встречены частью дворянства и чиновничества. |

|Ненависть к новому реформатору начинала возрастать. |

|1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного |

|совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом |

|органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся |

|проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к |

|заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления их императору. |

|Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный |

|Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и |

|разработкой законопроектов. Как уже отмечалось, эта роль предназначалась им|

|Государственной думе. Но поскольку создание Государственного совета |

|рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен |

|был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были |

|приданы широкие полномочия. При этом ,однако, было установлено, что решения|

|Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, |

|если по плану реформ Государственный совет должен был координировать |

|деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и |

|законосовещательные функции, потому как желаемой системы органов власти |

|попросту еще не было и ее только предстояло создать. |

|Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет |

|и обсуждаться на его общем собрании. Общее собрание составлялось из членов |

|четырех департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел, 3) дел |

|гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. |

|Председательствовал на нем сам государь или особое лицо, им назначенное. |

|При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства |

|общего собрания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в «Журнал» |

|Государственного Совета вписывалось только мнение большинства, а мнение |

|меньшинства и какие либо другие высказывания выступали в роли приложений. |

|Таким образом появление Государственного Совета означало создание |

|учреждения, имевшего законодательное и объединительное значение и |

|состоявшего из назначаемых, а не избираемых лиц. Это во многом |

|соответствовало духу замыслов Сперанского и явилось дальнейшим шагом России|

|на пути к укреплению правового порядка, а также осуществлению либеральных |

|принципов. |

|В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 года состоялось |

|обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский |

|составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 |

|февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного |

|дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег - |

|ассигнаций, который вели к обесцениванию рубля; сокращался объем финансовых|

|средств, поступавших в распоряжение министерств; финансовая деятельность |

|министров ставилась под контроль. Одновременно предусматривалось увеличение|

|размера пошлин и налогов. С целью пополнения государственной казны подушная|

|подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый |

|прежде налог - «подоходный прогрессивный» облагающий доходы помещиков с их |

|земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% |

|последнего; высший налог падал на имения , дававшие более 18 тыс. рублей |

|дохода и составлял 10% последнего. Меры эти дали положительный результат и |

|как отмечал в дальнейшем сам Сперанский :"переменив систему финансов... мы |

|спасли государство от банкротства". Дефицит бюджета сократился, а доходы |

|казны возросли за два года на 175 миллионов рублей. |

|Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств,|

|завершившаяся к июню 1811 г. В ходе ее было ликвидировано министерство |

|коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и |

|внутренних дел. Из ведения последнего были выделены дела о внутренней |

|безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме |

|того были учреждены несколько особых ведомств, со значением близким к |

|отдельным министерствам - государственного контроля, духовных дел |

|иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Сами министерства делились |

|на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из |

|высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех |

|министров - комитет министров для обсуждения дел административного и |

|исполнительного характера.. Вместе с тем в законе стали четко прописываться|

|пределы власти министров и их ответственность. |

|К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования |

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.