|
М.М.Сперанский-реформаторМ.М.Сперанский-реформаторМинистерство образования Российской Федерации. Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. кафедра отечественной истории. Реферат М.М. Сперанский - реформатор (1772 - 1839) Выполнил: студент ПЛ. - 12 П.В. Григорьев Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Л. А. Бухарин Ярославль 2001г. Содержание Введение Глава I. Восхождение Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач) Глава IV. Падение и жизнь в изгнании Глава V. Закат Заключение Список использованной литературы Приложение (Оценка использованной литературы) Защитил 11.01.02 на «отлично» [pic] М. М. Сперанский (1772-1839) |Введение. | | | |Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе | |пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их | |исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако | |нарастание элементов капиталистического развития, разложение | |феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы | |власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в | |экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не | |способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих | |внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. | |Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования | |России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно | |проводить политику абсолютизма. Первые его внутренние мероприятия были | |связаны с изменением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил | |против деспотизма и самодурства своего отца, обещая проводить политику «по | |законам и сердцу» Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные | |воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Ближайшими | |советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, | |образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно | |разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь | |некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад | |Российской империи. В 1802 году в замен петровских коллегий были введены | |новые органы управления - министерства: иностранных дел, военно-сухопутных | |сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, юстиций, внутренних дел и | |народного просвещения. Эта мера завершила процесс разграничения функций | |органов государственного управления. В этом же году был реформирован Сенат,| |ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе власти. Его | |участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил | |право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. | |Важной вехой был «указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому | |помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Это | |нововведение свидетельствовало о серьезных намерениях императора. Большие | |успехи были достигнуты в начинаниях царя в области образования. Но уже в | |1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия | |все больше втягивается во внешней политике в войны с Наполеоном. Участие в | |двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно | |охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. | |Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от него и их | |пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал | |единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович | |Сперанский. | |Глава I | |Восхождение | |Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в| |селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Он мало уделял | |внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком и | |полностью лежали на матери. С раннего утра и до позднего вечера она | |занималась хозяйственными делами. Сын же ее, бывший долгое время | |единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что| |как воздух необходима для возникновения из маленького человеческого | |существа большой личности. | |Слабому физически от рождения Сперанскому было трудно угнаться за своими | |сверстниками в их забавах и шалостях. Оттого почти все свое время он | |проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим | |замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил | |будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте | |человека в нем. | |Родительский дом Сперанский покинул на восьмом году жизни. Около 1780 года | |с помощью родственников он был устроен во Владимирскую епархиальную | |семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать | |дело отца. | |В середине 80-х годов XVIII в. во Владимирской семинарии существовали | |порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления | |Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко | |применялись телесные наказания, в том числе и битье провинившихся розгами. | |М. Сперанский сразу же проявил себя достаточно дисциплинированным | |воспитанником и бит не был. | |Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и | |Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в | |Суздале. Однако долго жить здесь Сперанскому не пришлось. Причиной тому | |были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской | |православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки| |священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не | |давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе | |Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском | |монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была | |преобразована в Духовную академию. | |Программа нового учебного заведения была составлена с учетом | |рационалистического и философского духа того времени. Она предусматривала | |безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, | |метафизики, риторики, так и дисциплин светских - математики, истории, | |греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека, в| |которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей. | |По решению Синода в Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие | |слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился | |чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в | |столицу. | |Чрезвычайно интенсивный характер обучения в «главной семинарии» вместе с | |суровым монашеским воспитанием воздействовали на семинаристов в сторону | |выработки у них способности к продолжительным и напряженным умственным | |занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки | |строгого, логичного письма. Господствовавший дух угождения старшему и | |сильному, порабощения младшего и слабого формировал страх перед власть | |предержащими, но и в условиях строжайшей дисциплины у семинаристов | |находились время и возможность "согрешить": выпить, поиграть в карты и т. | |д. Однако в отличие от большинства своих товарищей, Сперанский предпочитал | |проводить свои свободные часы не в доступных развлечениях, а в чтении | |имеющихся книг. Это время в его жизни было периодом интенсивных движений | |ума, и окончательного духовного созревания. В самообразовании своем он | |вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия человека и | |будто под воздействием некой внутренней силы заинтересовался существующим в| |человеческом обществе механизмом властвования и средствами управления | |людьми. Все это позволило Сперанскому стать одним из наиболее эрудированных| |семинаристов. | |Выпускникам Александро-Невской семинарии надлежало возвращаться | |преподавателями в те семинарии, откуда их направили. М. Сперанскому было | |сделано предложение остаться работать в Петербурге. Весной 1792 г. он был | |определен на должность учителя математики "главной семинарии" России. | |Несомненные успехи молодого преподавателя, не остались незамеченными | |руководством учебного заведения и через три месяца Сперанскому поручают | |вести курсы физики и красноречия, позднее - курс философии. Его жалованье | |при столь высокой загруженности составило 275 рублей в год. Эта была | |небольшая сумма, особенно для молодого человека, жившего в столице. | | В 1796 г. в жизни М. Сперанского произошли изменения, которые во многом | |определили его дальнейшую судьбу. В поисках дополнительных заработков он | |устроился личным секретарем к генерал-прокурору А. Б. Куракину и некоторое | |время стал совмещал преподавательскую деятельность с работой у князя. Но | |уже в конце декабря 1796 г. он прекращает преподавание, вероятно не | |предполагая, что вернется к нему в других условиях, и вливается в состав | |бесчисленной армии российского чиновничества. Впоследствии сам Сперанский | |не раз будет жаловаться на то, что выбрал себе эту долю, однако тогда в | |момент выбора он был полон благих надежд и уверенности, что станет | |знаменитым и непременно прославит свое имя какими-нибудь великими | |свершениями. | |Эти изменения в жизни Сперанского произошли в тот год, когда на российский | |престол взошел 42-летний Павел I. Исследователи отечественной истории | |по-разному оценивали деятельность этого императора. Дворянский историк Н. | |К. Шильдер считал правление Павла "временем слепой прихоти и насилия", | |"периодом бреда и хаоса". Совершенно противоположную оценку давал известный| |историк и дипломат второй половины XIX века Д. Д. Милютин, называвший | |царствование Павла "временем преобразований, которыми вводились порядок и | |управление". Именно в такой сложный и противоречивый период начинала | |складываться чиновничья карьера Михаила Михайловича Сперанского. | |Восхождение его по служебной лестнице было в полном смысле слова | |стремительным. Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую | |службу, он получил чин коллежского асессора, еще через девять месяцев - 1 | |января 1798 года - был назначен надворным советником. Спустя двадцать с | |половиной месяцев в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и| |трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года -| |Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с | |половиной года, мы видим, как из домашнего секретаря знатного вельможи он | |превратился в видного сановника Российской империи и как пишет первый | |биограф Сперанского, бывший соученик А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею | |барон М.А. Корф: "в четыре с половиною года наш семинарист, из домовых | |секретарей частного человека, достиг звания Государева статс-секретаря, | |важной должности в составе государственного управления, чина, называемого в| |просторечии генеральским, и не только значительного, по тогдашнему времени,| |служебного содержания, но уже и пожизненной пенсии". | |Однако не сама по себе быстрота продвижения Сперанского по служебной | |лестнице достойна здесь удивления, удивительно другое: как и каким образом,| |это ему удалось? | |Имея перед глазами его карьеру, вполне естественно предположить, что | |Сперанский пользовался постоянным покровительством какой-либо знатной | |особы. Но в том-то вся загадка и состоит, что не было за его спиной этой | |знатной особы и можно лишь строить догадки, что для успешной карьеры он | |обращал в покровителя каждого своего нового начальника. Особое отношение к | |Михаил Михайловичу со стороны руководства можно объяснить его умом, | |педантичностью, умением в кратчайшие сроки подготовить любой документ в | |рамках существовавших законов. | |Вступив на поприще статской службы, Сперанский постепенно проникся чувством| |безверия в возможности личности превозмочь обстоятельства, перестроить | |что-либо в них по собственному усмотрению, быть независимой. В связи, с чем| |в это время в его характере усматривают качества отсутствия твердых | |убеждений; возникает даже мнение о противоречивости его натуры. «Он не имел| |ни характера, ни политической, ни даже частной правоты» - замечает М.А. | |Корф. | |В последние годы правления Павла I Сперанский пребывал в состоянии | |душевного кризиса. Равнодушие, скука, недовольство своим положением явно | |преобладали среди его настроений. Он стал видеть себя, как «существо» | |бессильное, обреченное на покорность судьбе и неспособное справиться с | |общественным злом. Счастливец, сделавший блестящую карьеру, вдруг понял, | |что пирамида должностей есть не что иное, как пирамида клеток, поскольку, | |чем более высокой должности достигает кто-либо, тем в более тесную клетку | |попадает. | |Чиновничья жизнь стала явно тяготить Сперанского. «Я живу по-прежнему, то | |есть в хлопотах и скуке»,- читаем мы в его письмах начала XIX века. Однако | |в этих жалобах скрывается и неутоленная жажда настоящей, плодотворной | |деятельности и перемен. | |Восшествие на престол Александра I враз нарушило однообразный чиновничий | |мир. Кого-то отправили на пенсию, кого-то в провинцию, а кого и в ссылку, | |иных же ожидало повышение по службе. В марте 1801 г. Сперанский получил | |новое назначение. Ему повелевали состоять статс-секретарем при Д. П. | |Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного | |секретаря при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в | |кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. По своей | |должности Трощинский обязан, был представлять императору доклады и | |редактировать исходящие от него бумаги. Не имевший себе равных в тогдашней | |России по искусству составления канцелярских бумаг Сперанский неизбежно | |стал правой рукой своего нового начальника. Трощинский начал поручать ему | |составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра| |I было великое множество. | |Способности помощника Д. П. Трощинского привлекли к себе внимание членов | |Негласного комитета. Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою | |"команду". В это время в Негласном комитете шла работа по преобразованию | |созданных еще Петром I коллегий в министерства. Дело двигалось успешно, и | |указом от 8 сентября 1802 г. в России учреждались восемь министерств. | |Министры имели право личного доклада императору, который утверждал их | |мероприятия. Члены Негласного комитета были назначены на видные посты во | |вновь образованных министерствах. В. П. Кочубей возглавил Министерство | |внутренних дел. Он по достоинству оценил способности Сперанского и уговорил| |Александра I, чтобы тот позволил Михаилу Михайловичу работать под его | |руководством. В июне 1802 г., в возрасте тридцати лет, Сперанский возглавил| |в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить | |проекты государственных преобразований. | |Подготавливая документы, Сперанский существенно корректировал стиль их | |написания, отказываясь от стиля, сложившегося еще во времена Петра I. И. И.| |Дмитриев, возглавлявший в те времена Министерство юстиции, позднее | |вспоминал, что М. М. Сперанский был у В. П. Кочубея "самым способным и | |деятельным работником. Все проекты новых постановлений и его ежедневные | |отчеты по Министерству им писаны. Последние имели не только достоинство | |новизны, но и со стороны методического расположения, весьма редкого и | |поныне в наших приказных бумагах, исторического изложения по каждой части | |управления, по искусству в слоге могут послужить руководством и образцами".| |Фактически Сперанский положил начало преобразованию старого русского | |делового языка в новый. | |Время работы М. М. Сперанского в Министерстве внутренних дел, приходящееся | |на 1802- 1807 гг., - это относительно спокойный отрезок его жизни. Михаил | |Михайлович пребывал на вторых ролях, выступая по преимуществу исполнителем,| |хотя и наделенным даром и возможностью творчества. Тогда же он стал | |получать от императора, пока еще не лично, а через посредство Кочубея, | |более интересные поручения. Так в 1803 году Александр I поручил ему | |составить « Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в| |России». При ее разработке Сперанский проявил себя активным сторонником | |конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования | |общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического | |значения записка не имела. | |В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Часто | |болевший в тот год Кочубей начал посылать своего помощника с докладами к | |государю. Это дало Сперанскому широкую возможность показать себя, и можно | |сказать уверенно, что данной возможностью он воспользовался в полной мере. | |Александр I проявил интерес к нему, оценил его выдающиеся способности. | |Сперанский привлек императора тем, что не был похож как на екатерининских | |вельмож, так и на молодых друзей из «Негласного комитета». Император стал | |приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Уже в 1807 году | |Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору. Осенью этого же года| |ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год | |спустя, - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Согласно рассказам очевидцев, в| |Эрфурте каждый из императоров, желая показать собственное величие, | |стремился блеснуть своей свитой. Наполеон продемонстрировал сопровождавших | |его и полностью от него зависящих немецких королей и владетельных принцев, | |а Александр I своего статс-секретаря. О его роли в государственных делах | |Российской империи Наполеон, видимо, имел достаточную информацию и оценил | |способности молодого чиновника. Участники русской делегации с завистью | |отмечали, что французский император оказал большое внимание Сперанскому и | |даже в шутку спросил у Александра: «Не угодно ли Вам, государь, поменять | |мне этого человека на какое-нибудь королевство?». Примечательно, что через | |несколько лет эта фраза получила в общественном мнении другое толкование и | |сыграла определенную роль в судьбе Сперанского. | |Возвращаясь из Эрфурта в Петербург, Александр I назначил Сперанского | |товарищем (т.е. заместителем) министра юстиций и одновременно сделал его | |главным советником в государственных делах. Это был уже знак высокого | |доверия. Впоследствии в письме к императору Сперанский вспоминал: «В конце | |1808 года, после разных частных дел Ваше Величество начали занимать меня | |постояннее предметами высшего управления, точнее знакомить с образом Ваших | |мыслей… и нередко удостаивая меня провождать со мной целые вечера в чтении | |разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сил упражнений, из | |стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества | |надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего | |государственного образования». | |Таким образом, план реформ, составленный М. М Сперанским в виде обширного | |документа «Введение к уложению государственных законов», был как бы | |изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого | |государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С.В. | |Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский | |никогда не решился бы на предложение идей, чрезвычайно радикальных в | |условиях тогдашней России». Что же это были за идей? | | | |Глава II. | |Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ | |Наиболее полно взгляды нового реформатора М.М. Сперанского отражены в | |записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». В ней он| |высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |