|
История УкраиныИстория Украины1 Существуют 2 точки зрения на образование К. Руси: норманнская теория и теория естественно-исторического образования Киевской Р?сч. Норманнская теория — о несамостоятельном развитии ру91 — 159°i rr. под .руководством запоролсского гетмана Криштофа Кпсинского •— охватило районы Киевщины, Вольши, Житомира. Поводом послужило насильственное изъятие князем -Острожским владс1!;1Й Косинского, полученных им в числе других казаков за заслу-г,ч в борьбе с татарами. В ответ. Косннс.кий захватил Белую Церковь (резиденцию Острожского), Переяславль и др. города. Кроме казаков его поддержали крестьяне- и горожане, начавшие громить имения польских магнатов и вводить казацкие порядки на своих землях. Напуганная шляхта собрала огромное войско, которое после недельной битвы с Косииски.м, не сумев его разгромить, подписало с ним соглашение о том, что Косинскпи лишался гетманства, .повстанцы возвращали захваченное оружие, прекращали разбои и исключали из войска всех, кто вступил в него в ходе .].'1"'стан[1я, за что заслуживали прощение. После соглашения Косппгкий ушел в Запорожье, попросил помощи русского царя (Россия воевала со Швецией, подточу смогла прислать лишь деньги и гукно, пообещать также помощь донских казаков) и организовал новый поход, в ходе которого Косииский был заманен магнатом Вишне-всцким на переговоры, где и, был предательски убит (замурован в стену .монастыря). Восстание закончилось поражением, но подготовило почву для последующих выступлешш, в первую очередь восстания под руководством С. Налнвайко. Восстание 1594—1596 гг. под предводительством Северина На-ливэйио — приобрело еще больший размях, охватив почти все земли Украины и r^c'i очной Белоруссии. Возглавил его С. Наливайко, который, оудуч;! сптником надворных казаков у князя Острожского, предложил последнему сформировать добровольческое войско для отражения турецкого нападения. Собрав несколько десятков тысяч человек (вооруженных Острожскнм), Наливайко отогнал турок, взял богатые трофеи и, возвратившись домой, поднял восстание, .разгромив приехавших на 33 судебный съезд шляхтичей, захватил замок п хранившееся Р нр\1 °РУ" жие. Поддержанный крестьянами, .горожанами н г.ап"!"1.!"1»''" Иали- вайко взял Виннпцу, Бар, Кременец, Луик, a и:"!-". 4;in;i4i;:i" казаков в Южное Поднепровье для борьбы с местной шляхтой, повернул па север — в Белоруссию, _ взял Пинск, Бобруйск, Могиле];', чем расширил территорию восстания, и продолжал затем маневрируй •]. '"'подалеку от границы е Россией, чтобы в любой момент за ней yi;p,,Ki.cii. Объеди ненная польско-литовско-украинско-белорусская карате .ii,i4;i с- о.спедици;!. под командованием польского гетмана Жолковского iia!ie.";i:i гескольк') поражейий войскам Наливайко в Белоруссии, затем на У|;;||,"!!Г и окоч- чательно рахгромила повстанцев в 1596 г. в 2- 11еде.т»!;ом ""г) У горчдт Лубны, всего в 100 верстах от границы, с Россией.' IIa.ninaiiKo в ре зультате предательства верхушки реестрового казачества пыл схвачен, отправлен в 'Варшаву, где в 1597 г. ему отрубили голову 11 четверто вали. Деятельность Петра' Сагайдачного — выдающей";! гетмана Укра ины, боровшегося за национальное возрождение Украинской государ ственности и культуры. Прославился военными походами на турецкие , крепости Измаил, Кафу, Синоп, Царьград. В условиях запрещения пра вославной церкви боролся за ее возрождение (в 1620— lii21 гг. при нимал Иерусалимского патриарха Феофана, воссоздавшего руководство православной церкви на Украине: произвел в сан Киевского митропо лита и- 5 украинских и белорусских епископов, что вызвало ненависть Речи Посполитой). Вместе с Запорожским войском Сагайдачный вступил в. Киевское братство, что означало подчинение Запорожья "лее служения интересам Украины. (Братства '— организации правосланжц-о украин ского населения,, боровшиеся' против наступления католичества и униат ства). Стремясь добиться большей самостоятельности Запорожья, за игрывал то с Москвой (одарившей его н войско деньгами п тканями), то с Речью Посиолитой" (увеличившей число реестрового казачества г. I до 3 we.). Объективно выражал интересы зажиточных слоев каза чества, что подтверждается "'его противоречиями с ^народным» гетма ном Бородавкой (стоявшим во главе иереестропого купчее гв,т н при зывавшего к народному восстанию п распространению к.тачь!^ нрав на все население Украины). Во время Хотинской войны lf;21 г. в ус- .ловиях, когда Речь Посполита осталась беззащитной "гред турецкой агрессией (после разгрома турками польской армии в Молдлпни), Сагяй- дачныи и бородавка объединяют свои отряды (всего -10 '"..г. казаков) п в месячной битве под Хотпном совместно с Ю-п.^ячпоп польской армией останавливают Турецкую агрессию. По мирному договору Тур- ппя осязалась прекратить набеги на Украину, Речь Поспр.чит.а обещала запретить казакам нападать на Турцию. (Поражение Турции вызвало восстание в Стамбуле, в ходе которого был свергнут и уоит турецкий султан Осмаи II — руководитель похода па ""Украину). ..В ходе битвы 3^ Г.арайдччны'1 п"кл.-пл ерпя уме.-п.г.! п"лкоц"д';ем. Пастоял на аресте Бородавки п отправит его в кандалах в Варшаву. Сам Сагаидачный под Хотииом был" смертельно ранен п скончался от ран. Вывод: личность Сагайдачного была противоречивой,, но, несмотря на ряд опшбок, он боролся за возрождение украинской государственности и культуры, поднял славу запорожского казачества и защитил украин ский народ от установления турецкого ига. УСИЛЕНИИ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ В 20-30 гг.-17 ВЕКА Выло пылвачо усилением польского национального, феодального и религиозного гнета после- окончания Хотиискон войны. Вместо обещан ных во время войны послаблении, Речь Посполита расправлялась с села ми, вводившими казацкие порядки, запретила казакам принимать бегле цов, поддержиплу!, связи с. иностранными державами, вмешиваться в'ре лигиозные дела, поддерживать православную церковь и т. п. 1630 г. — восстание под руководством гетмана нереестрового ка зачества Ивана Федоровича (Трясялы). Собрав Ю-тысячный отряд ка-' заков, Трясило захватил Кбрсунь, расправился со шляхтой, пополнил свою армию крестьянами и горожанами, доведя се численность до 37 тыс. человек. После прибытия карательного отряда польского гетмана в 3- недельной битве, нанес ему большие потери (до 10 тыс.),' почти разгро мил, но под давлением казацкой старшины пошел на подписание догово ра, по которому реестр увеличивался с 3 до 8 тыс., казаки признавали свою 'вину, за что прощались, крестьяне возвращались в своп имения; после чего Толсто во-^эратилс;! в Запорожье, а разрозненные отряды не довольных к рестмпг еще некоторое Бремя вест борьбу, громя польские имения па Украпие. 1635 — восстание под руководством гет^на нереестрового казаче ства Ивана Михайловича Сулимы. Поводом стало строительство крепости Кодак на Днепре, предназ наченной. для поимки беглецов в Запорожье (крепость находилась на пра вом берегу Дненрл в месте его сужения н охранялась 200 немецкими наемниками, чаблюдлшппмп зл Днепром и с помощью конных разъездов — за прплугающрг округой). Гулимя, собрав "3-тыс. отряд, незаметно подошел к крепости, провел разведку п ночью за несколько часов захва тил ее, УНИЧТОЖИВ застигнутых врасплох наемников. Боясь, что захват крепости ПОСЛУЖИТ толчком к народному восстанию, польское правитель ство послало огряд реестровых казаков, которые схватили Сулиму и его .помощипков н отправили их в Варшаву на казнь. Восстание было по давлено. Причины поражения восстаний — были плохо подготовлены; кре стьяне и горожане плохо вооружены (вилами, косами, дубинами); не всегда казаки выстукали единой сплои с остальным населением; нереши тельность казацкой старшины, боявшейся потерять свои привилегии; ук- 35 раинские восстания не поддерживались польским ii литовским пяселени- ем, из-за чего правительство могло стягивать силы с других "б лагтей для подавления восстаний и т. п. Значение восстаний — сдерживали усиление польского националь ного, феодального и колониального гнета (т. к. польское правпюльство и магнаты помнили, чем это могло закончиться): допилчсь сгсггановле- ния православной церкви на Украине; выросли казацкие привилегии (рост реестра, жалования и др.); народные массы иаклплтшлп опыт на циональной и антифеодальной борьбы. РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ Братства — организации православного украингкот населения, вп:!- никли после принятия Люблинской унии 1569 г. Первиначальцо, органи зованные православной магнатско-шляхетской оппознцпги в" главе с князем Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Ук раины в- составе Речи Посполитой, для чего подавали nr;iiniui корплю и .„сейму, вели культурно-просветительную работу, выступали за восстанов ление православной церкви после 1596 г. и т. п. На рубеже 16—17 веков место магнатов в братствах заняли мел кие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина, боровшиеся за национально-культурно-религиозное возрождение Украины против засилпя польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку право славной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Ис пользовали кроме легальных 'форм борьбы и казацко-крестьянские вы ступления. ' . Крупнейшие братства находились во Львове, Кигве, Лунке и др. го родах. Сыграли важную роль в" общественно-политической ;I;II:!UH Украи ны. Противостояли наступлению католичества на Украине. 8. КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУ РЫ а) Развитие Украины в составе Речи Погиилитои инусловлпвялп развитие -украинской культуры, в условиях нациоиальнию, феодального н религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча ев, православной веры и т. п. б) Развитие экономик'!! способггшжало потребности ч 'и^лзовлшшх людях, развитию просвещения, высшего о"разпваш1л. '«'шг^ючатания и т. п. в) Гост национально- освободительного движения г" 2-й половины 16 века вызвал пробуждение национального сознания украпнскпго народа, его более внимательное отношение к своей культуре, ЯЗЫКУ, истории и традициям. Э6 г) Развитие укр. культуры шло в тесной взаимосвязи в под влия нием культурных ценностей 3. Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В обществе росла потребность в образованных людях как для раз вивающегося производства и торговли, так и для национально-освободи тельного движения — идеологов, способных вести борьбу против насаж дения униатства. Поэтому: а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, -католических, протестантских), обучавших старославянскому языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (сла вяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео метрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора — Герасима Смотрицкого, ставшего. впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя священника Демьяна Наливайко — брата руководителя восстания Севе рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе тов и др. б) братские школы открылись вначале при .Львовском (1585 г.), а затем при. Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитыва ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию; учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой. в) в начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лав ры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото рого являлись 3. Копыстенский, П. Беринда, Т. Земка, Л. Зизаний-Туста- новский, А. Митура и др. В декабре 1616 г. ими был подготовлен к печа ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 — «Визерунок цнот», в 1619 — «Анфолонион» объемом в 1048 страниц; г) высшее образование —первой высшей школой стала Киево-Моги-лянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киевской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Петром Могилой (отсюда название «могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. П. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе — иезуитских колледжах, обучение в коллегии совпадало с европейским типом. По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на при- 31 ГГ надлежащем ему хуторе Непологв, а также огромйую по тем временам сумму — 80 тысяч.злотых. • . Состояла из Т^классвв: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 высших. Учебная программа: славяне-греко-латинской школы; дополнительно преподавадись философия, география, истерия и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад- ннсвр'1пейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.). Она явилась образцом для создания- аналогичных учепных заведе'нпи в Яссах -(1640 год) и Москве (1687 тод). Академия в течение долгого времени готовила кадры общественно-культурных дсятеллй нс млько для Украины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославянских регионов. Книгопечатание — было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок. Основателями книгопечатания, стали Иван Федоров и Петр Мстисла-вец. В 1564 г. они издали в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на-Украину, работая и имении магната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573 г. Федоров основывает во Львове первую на Украике типографию я выпускает' церковную («Апостол», «Осгрожская Библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий). Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Лунке, Новгород-Северске и др. городах. Значение — книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т. к. издаваемая литература была известна во многих странах 3. Европы, УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДР. Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и отражали важнейшие события в жизни украинского народа: — героико- патриотическая тематика — о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей; — о борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой '(дума «Пвась Коновченко, Вдовиченко», «Дума об Алексее Поповиче» а ДР.); 38 — общечеловеческие ценнос-ги — о любви парня и девушки, предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений (песня-баллада «О казаке и девушке Кулине», песня «Пасту- nie, nacTvuie > » др.). БЫТ И ОБЫЧАИ УКРАИНСКОГО НАРОДА . Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с ба-.-тчями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — деревянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и кар-каспо^ (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней стороны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2—3 семыг в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — огород. .Размеры построек зависели от достатка хозяина. Одежда — из льняного пли конопляного полотна, обычно дома шили для мужчин рубахи с вышивкой (у панов — вышивка из шелка, серебра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. У женщин — сорочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы' (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой — длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили шубы изгдорогих мехов. Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки, вареникя, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др. Обычаи — народные (часто языческие) и церковные праздники —• Рождество (в ночь на него ходили колядовать), Пасха, праздник Янки Купалы (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы (4 октября,-окончание сельхозработ) и др. ТЕАТР — Школьный театр — при Оетрожской школе, Львовской братской школе — ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и приветствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиозные темы. и др. . _ — Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках и др. при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для развлечения зрителей. 39 ШЯГИОЗЯАЯ ЖИЗНЬ (см. подробнее вопрос «Захват Украины иностранными державами в 14—16 веках») После принятия Брестской унии 1596 г. православная церковь на Украине была запрещена и большая часть церквей и монастырей стала униатской. В 1620 г. при помощи запорожского гетмана Петра Сагайдач-ного, иерусалимский патриарх Феофан приезжает на Украину и восстанавливает Киевскую митрополию и всю православную иерархию па Украине (производит в сан Киевского митрополита -и 5 украинских и белорусских епископов), В результате Речь Посполитая лишь в начале 30-х г. 17 века под нажимом крупных крестьянских восстаний (С. Налисаико и дв.) и требований украинских братств —-. официально разрешает православную церковь на Украине, хотя по-прежнему нродолжает ее преследовать. В конце XVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Пигаса была проведена -реформа церковного пения, которая противопоставила католическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по- нотам. В XVII веке на Украине уже сложилась своеобразная школа- подобного Пения, а Киев превратился в центр, где оно достигло апогея, а позже было перенесено в Россию, заменив там монотонное пение. , ^ . В портретной -живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влияния. Произошло перемещение центра политической и культурной жизни в Киев, т. к.; — Киев был столицей Киевской Руси; а в начале "17 в. — крупнейший город в Приднепровье (15 тыс. жителей), важный ремесленный, торговый и культурный центр; — находился па юго-восточной окраине Речи Посполитой, что затрудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество; — с 1620 г. Киев — снова религиозный центр православия на Украине. 9. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА УКРАИНСКОГО НАРОДА СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА Весной 1648 г. на Украине'вспыхнуло грандиозное народное восстание, под руководством Богдана Хмельницкого, которое изменило политические отношения в Восточной Европе, а в истории украинского народа стало моментом переломного значения. 40 ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОСВОБОДЯТЕЛЬНОЯ ВОЙНЫ Причины освободительной войны: усиление феодальной эксплуатации со стороны польских помещиков, старост и арендаторов-евреев; насилие польской администрации над мещанами и мелкопоместной украинской шляхтой; недовольство реестровых казаков гнетом старшины; притеснение православия и распространение унии и католичества на Украине. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОЙНЫ: КАЧЕСТВО, КРЕСТЬЯНСТВО, МЕЩАНЕ Руководитель освободительной войны — Богдан Хмельницкий, родился в семье мелкопоместного шляхтича, закончил иезуитскую коллегию во Львове, служил в казацком войске, был илбран ввйсковым писарем, а затем переведен польской администрацией на должность чигиринского сотника. В 1646 г. поместье Хмельницкого разграблено подстаростой Чаплинским, при этом погиб младший сын. Попытки найти управу у короля в Варшаве ни к чему не привели. Вернувшегося Хмельницкого посадили в, тюрьму. С помощью друзей он бежит в Запорожье, где к нему сбегаются все недовольные и обиженные. В апреле 1648 г. запорожские казаки избирают его гетманом, и он обращается с универсалом к украинскому народу, с призывом подниматься на борьбу против польских панов. В ходе войны Хмельницкий проявил себя талантливым полководцем, искусным политиком и дипломатом, выдающимся администратором. '' НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОИНЫ (1648-1649 гг.) 5 мая 1648 г. под Желтыми Водами и 26 мая под Корсунем вое- . ставшие одержали первые победы над польско-шляхетскими войсками. Под |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |