|
ИсторияДнепр, освобождение Левобережной Украины, Донбасса, Киева Завершающий этап (1944 – 9 мая 1945 г.) 1944 г. Январь-май – наступательные операции под Ленинградом и Новгородом (снята блокада Ленинграда), на Правобережной Украине, под Одессой и в Крыму. Июнь-декабрь – операция «Багратион» и ряд других наступательных операций (полностью освобождена Белоруссия), Львовско-Сандомирская операция в Западной Украине, операция по освобождению Румынии и Болгарии, Прибалтики, Венгрии, Югославии. 1945: 12 января – 7 февраля – Висло-Одерская операция, освобождена большая часть Польши 2 мая – взятие Берлина 8 мая – капитуляция Германии. Разгром Японии (9 августа – 2 сентября). Великая Отечественная война была составной частью Второй мировой войны, в которой гитлеровской Германии и ее союзникам противостояла мощная антигитлеровская коалиция. Главными участниками коалиции были СССР, США, Великобритания. О решающем вкладе СССР в победу над общим врагом говорят следующие факты: на советскогерманском фронте в 1941—1944 гг. находились 70—75% всех вооруженных сил Германии (после открытия второго фронта в 1944 г. — более 65%). Безвозвратные потери, понесенные Германией (более 9 млн убитыми), на 80% состоят из потерь, понесенных в Великой Отечественной войне. Большая часть решающих сражений Второй мировой войны произошла на советско-германском фронте (Московская наступательная операция. Сталинградская битва, битва на Курской дуге, Берлинская операция и др.). 2. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. потребовала от общества и безоглядного мужества, и готовности сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения сил. Залогом победы было единство фронта и тыла, сделавшее реальным лозунг военных лет: «Все для фронта, все для победы! » Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия, оборудование, матери- альные ценности. Нужно было эвакуировать миллионы людей, разместить их, помочь в обустройстве. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, а 30 июня — Государственный Комитет Обороны. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более полутора тысяч предприятий и 10 млн человек. Каковы же итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны? Назовем некоторые из них: победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, подвергшихся фашистской агрессии; фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали; фашизм и нацизм были осуждены как идео ";о-гия агрессии, насилия, расового превосходства; в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова); вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и ЮгоВосточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его лря-мым контролем; возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира; был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы. К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война-и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем. 40. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Разделение мира на два лагеря—империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийногосударственного руководства СССР. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашение с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны). Начало «холодной войны». С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война»—такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х—начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода «холодной войны» были В. М. Молотов, а с 1949 г.—А. Я. Вышинский. Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы. Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоком способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого-решения. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской НародноДемократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. После длительных дипломатических переговоров. СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно- европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация—Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон. Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советскоюгославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней полигики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х—начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире. 41. Решение о создании новой универсальной международной организации, цель которой - предупреждение угрозы возникновения войны в любом регионе мира и развитие межгосударственного сотрудничества - было принято на Ялтинской (Крымской) конференции глав государств антигитлеровской коалиции (от СССР - Иосиф Сталин, от США Франклин Делано Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль), проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года. Ранее конкретные предложения по этому вопросу были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся 21 августа - 28 сентября 1944 года в г. Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила её структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласия на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей. Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций для выработки устава новой международной организации - ООН. Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Её созыв ещё до окончания Второй мировой войны символично свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания негосударственной организации, призванной обеспечить мир на планете. В работе конференции приняли участие делегации от 50 стран: 282 делегата и 1,5 тысячи вспомогатель- ного персонала. На открытие конференции прибыли министры иностранных дел ведущих стран антигитлеровской коалиции - В. Молотов (СССР), Э. Иден (Великобритания), Г. Стеттиниус (США). Единственным вопросом повестки дня была разработка устава ООН. Состоялось 7 пленарных заседаний, а работа комиссии шла в течение двух месяцев. Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 года. Именно эта дата считается Днем рождения ООН. По уставу ООН главными составляющими этой организации являются: 1) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, 2) Совет Безопасности, 3) Экономический Совет, 4) Социальный Совет, 5) Опекунский Совет, 6) Международный Суд и 7) Секретариат. Руководит работой Секретариата Генеральный секретарь ООН. С момента учреждения ООН и до сегодняшнего дня сменилось уже 7 Генеральных секретарей: 1-ый Трюгве Ли (Норвегия) 2-ой Даг Хаммершельд (Швеция) 3-ий У Тан (Бирма) 4-ый Курт Вальдхайм (Австрия) 5-ый Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) 6-ой Бутрос Бутрос Гали (Египет) 7-ой Кофи Атта Аннан (Гана). Генерального секретаря ООН выбирают на заседании Генеральной Ассамблеи ООН согласно рекомендациям Совета Безопасности. Генеральный секретарь имеет право участвовать в работе всех структур ООН, кроме Международного суда, причем его функции чисто координационные. Наиболее влиятельным органом, после Генеральной Ассамблеи ООН, является Совет Безопасности. Именно на нем, согласно Уставу ООН, лежит основная ответственность по поддержанию мира между народами Земли. Совет Безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных (СССР до 1991 года, затем Россия, США, Великобритания, Франция, с 1949 по 1971 годы Тайвань, а затем КНР) и 10 временных, которые избираются на заседании Генеральной Ассамблеи ООН сроком на 2 года. По Уставу постоянное представительство в Совете Безопасности ООН имеют те страны, которые в период основания ООН были наиболее влиятельными в мире. В мировой историографии в их отношении используют термин «великие державы». Каждый постоянный член Совета Безопасности имеет право «вето» (запрета) на решения, не отвечающие его интересам. Дело в том, что решения Совета Безопасности принимаются на основе принципа единогласия его постоянных членов. Решения Совета Безопасности обязательны для исполнения всем членами Организации Объединенных Наций. Именно Совет Безопасности выбирает пути и методы поддержания мира в любом регионе планеты. Во время учредительной конференции ООН в Сан-Франциско состоялось и учреждение Международного Суда, статус которого был результатом совещаний в апреле 1945 г. ООН стремится не только предотвратить новую мировую войну, но и улучшить социальное, экономическое, культурное и экологическое развитие Земли. С 1946 года в Париже действует особый специализированный орган ООН - ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), которая активно борется за сохранение памятников мировой культуры. Стремясь содействовать распространению в мире идей гуманизма и демократии, Генеральная Ассамблея в декабре 1948 года приняла Всемирную Декларацию прав человека, в разработке которой принимали участие делегации СССР, УССР и БССР. Эта декларация, как подчеркнуто во введении, была принята «как задание, выполнить которое должны стремиться все народы и все государства на Земле». В этом документе декларируется право каждого человека на жизнь, свободу, частную собственность, неприкосновенность личности и т.п. без различия расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения. Именно статьями Декларации прав человека руководствуется Комиссия ООН по правам человека, которая постоянно работает в Женеве. На сегодня 186 государств мира входят в ряды Организации Объединенных Наций. 42. Режим личной власти Сталина и его трагические последствия. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. На нём – замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был её mtccgjhysv? Абсолютным вождём. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся раннее и существенно разросшийся репрессионный аппарат. С конца 20-х годов волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928_, процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело акадкмиков» (1930), репрессии в связи убийством Кирова, политические репрессии. Почти 1 млн. чел. Были расстреляны, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. На стройках первых пятилеток трудились миллионы заключённых, внося свой вклад в экономическое развитие страны. В послевоенные годы власть сделала всё возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране. Проводя выборы в Верховный совет СССР, съезды партии, комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразую народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы. Вновь начались репрессии: сначала против советских военных, оказавшихся в немецком плену, и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые депортации населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины, и Белоруссии. Население ГУЛАГА росло. Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («ленинградское дело», расстрел Председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенского), деятелям искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева и др.), учёным (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии по проблемам языкознания, философии), представителям еврейской интеллигенции (убийство С. Михолэлса). 1952 г. – дело врачей, обвинённых в неправильном лечении 43. С 1953 г. начинается изменение экономического курса, которое выразилось в перенесении акцента с тяжелой промышленности на сельское хозяйство и легкую промышленность. Преобразования были вызваны пониманием перемен, крайне низким, буквально кризисным положением этих отраслей и исчерпанием прежних ресурсов. Огромную роль при этом играли политические амбиции лидеров. У руководства страны отсутствовала цельная концепция развития экономики. Существовало два варианта аграрной политики. Первый был предложен Г.М. Маленковым. Он заключался в ослаблении налогового пресса и административного давления на личное подсобное хозяйство, в увеличении материальной заинтересованности крестьян в результатах своего труда и в предоставлении им элементарных социальных прав (свобода передвижения, социальное и пенсионное обеспечение, гарантированная заработная плата и т.п.). Второй вариант, инициатором которого был Хрущев, заключался в «индустриализации» сельского хозяйства, в превращении колхозов в крупные хозяйства, оснащенные мощной технической базой. Механизация и автомати- зация, отказ от личного подсобного хозяйства, по мнению Хрущева, должны были максимально сблизить условия труда и жизни города с селом и ускорить переход к коммунизму. Перемены в аграрной политике начинаются с сентябрьского (1953 г.) Пленума. На нем декларируется переход от административно-бюрократического управления к экономическим методам. Практические шаги в этом направлении предполагали повышение в несколько раз закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличение капиталовложений в аграрный сектор, значительное снижение налогов с крестьянства, аннулирование всех прежних долгов колхозов. Изменялась система планирования. Отныне централизованно определялся лишь объем поставок государству. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы в зависимости от местных условий. Оплата услуг МТС ставилась в зависимость от урожая. Увеличились поставки колхозам и совхозам сельскохозяйственных машин. После проведения этих мероприятий ситуация в сельском хозяйстве заметно улучшилась. Впервые после коллективизации оно стало рентабельным. Заметно возросли объемы производства и доходы колхозников. Позитивные изменения в сельском хозяйстве проходили в условиях борьбы за власть между Маленковым и Хрущевым. С 1954 г. последний начинает постепенно одерживать верх и получает возможность определять экономическую политику страны. Для ускорения развития сельского хозяйства он предлагает существенно расширить посевные площади, распахав степи Северного Казахстана, Урала, Западной Сибири и Алтая. Февральско-мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС по его предложению принял постановление о начале освоения целинных и залежных земель. С этого времени можно говорить о фактической победе аграрного плана Хрущева. Освоение целины превращается в широкомасштабную плановую кампанию, якобы Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |