бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции

План:

Вступление

I. Гомеровский период(11-8 вв до н. э.)

а) изобразительное и декоративно-прикладное искусство

б) архитектура

Архаика(8-6 вв до н. э.)

а) градостроительство

б) архитектура

IV Классицизм (6-4 вв до н. э.)

V Эллинизм(середина 4-2 в до н. э.)

VI Заключение

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном

развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более

древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства.

Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения

Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом

историко-художественнолм процессе обычно выделяют 4 этапа, которые

соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8

вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в –

первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. –

эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходила

далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах,

значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на

Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов

Александра Македонского греческая художественная культура распространилась

по всему Ближнему Востоку.

Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в

период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия,

полисы(города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободные

ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами

общества. Результатом этого был и особо, более демократический характер

идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего

Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла

художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были

пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали

проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних

греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в

частности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальное

представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих

художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в

искусстве Древней Греции -это кристально ясная, очищенная от случайностей

концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.

Прогресс пластических искусств в античн6ой Греции был поистине огромен.

Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая

система реалистических принципов; наряду с культовыми развились

многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-

воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и

заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность

человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической

структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились

принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим

декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще

разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют

скульптурные фризы и фронтоны храмов , образцы монументальной живописи,

статуи, созданные с расчетом на

архитектурное окружение.

Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт

древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те

периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, и

античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готике и

барокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного

человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме,

которая была найдена древними греками.

Гомеровский период(11-8 вв. до н. э.)

Первый период в развитии собственно греческого искусства совпадает с

последней стадией первобытнообщинного строя. Наиболее отражена эта эпоха в

поэмах Гомера, именем которого ее и принято называть. До начала нашего века

единственным источником для изучения истории Греции XI-IX вв. до н. э. были

знаменитые творения Гомера “Илиада” и “Одиссея”, да немногие отрывочные

сообщения значительно более поздних греческих авторов. Однако,

археологические раскопки , которые, особенно на протяжении последних 4х

десятилетий, почти непрерывно велись на территории Эллады, дали возможность

накопить ряд важных данных. Новые открытия позволили значительно дополнить

данные эпоса.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство гомеровской эпохи носят

достаточно примитивный характер. Среди них относительно большего развития

достигает искусство керамики, подразделяемое на субмикенское(1я половина

11в. до н. э. ), протогеометрическое(2я половина 11-10в. до н. э. ) и

геометрическая(9-8вв. до н. э. ). Субмикенские гончары и вазописцы

опирались на позднемикенскую традицию; при этом усилилась тенденция к

геометризации орнамента: преобладают круги, волнистые линии, треугольники.

Сосуды протогеометрического периода более стройны, более четко расчленены

росписью. Состав орнамента сохраняется, но окружности наносятся циркулем.

Сложнее и совершеннее вазы геометрического стиля. Ее поверхность

целиком покрыта росписью, состоящей из полос лесандра, крестов, окружностей

и т. д. На вазах развитого стиля(“дипилонские” вазы, т. е. найденные на

Дипилонском некрополе в Афинах)появляется геометризованное изображение

человека.

Геометризмом форм отличается и мелкая пластика 9-8ии. До н. э. :

вотивные (т. е. приносимые в святилище во исполнение обета или с какой-либо

просьбой к божеству) фигурки животных, главным образом коней, бронзовая

статуетка воина с Акрополя, одна из многих подобных, многочисленные

терракотовые статуетки из Беотии.

Монументальная скульптура геометрической эпохи не сохранилась. В

древнейших храмах стояли деревянные, иногда обитые кованой бронзой статуи

богов(“ксоаны”). Они были предельно обобщены, геометризированы. Так,

статуя Аполонна в Амиплах, по словам греческого писателя 2в. н. э.

Павсанием, напоминала медную колонну.

К гомеровскому периоду относятся первые памятники греческого искусства

резьбы по камню. Резные камни с углубленными изображениями(инталии)

использовались как личные печати, амулеты, украшения. Они изготовлялись

преимущественно из мягких пород камня(гематит, стеатит и др. ). Изображения

на камнях напоминают геометрические рисунки на вазах. В числе

художественных изделий из металла сохранились украшенные рельефными

изображениями посуда, вотивные треножники, предметы вооружения.

Архитeктура

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают эпос,

немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные

при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических

данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В

отдельных местах”Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ-

свящeнных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой

усадьбы, группировавшейся вокруг двора(“ауле”), разделенной на мужскую и

женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным

помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольныйзал

с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в пoтолке и входным портиком,

образуемым выступающими концами продольных стен(“антами”) и столбами между

ними.

Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.

Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской

эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины

или сырцового кирпича(редко из плитняка) на фундаментах из бута,

скрипленного глиняным раствором; вытянуные в плане, они завершались

криволинейной апсидой. В 9-8вв. до н. э. Начали применять деревянный

каркас, укрепляющий стерцовую постройку(храм Артемиды Орвали в Спарте), что

способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма 8в.

до н. э. Из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной

кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный

портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые

стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в

Гермоне).

Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические

воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a

представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера,

сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.

Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сeрдце

Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами

архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой

по дереву, росписями , декоративными тканями; путника манят богатый дом,

искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей

усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

Архаика(8-6 вв. до н. э.)

Греческая культура VIII-VI вв. до н. э.- это культура общества, в

котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях,

требовавших высокой квалификации производителей, как, например,

художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

Эпоха архаики- это время постепенного формирования классового,

рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного и

черного морей , бурного роста городов и образования полисов, дальнейшая

история которых насыщена борьбой между аристократами и демосом, между

правящей верхушкой и большинством свободного населения. Кругозор человека,

вышедшего за пределы родовой общины, значительно расширяется. Колонизация

дала возможность грекам ближе познакомиться с художественными культурами

других народов. Становление греческой государственности сопровождалось

выработкой монументальных, изобразительных и архитектурных форм; возрастает

общественное значение искусства, становящегося выразителем новых,

гражданских и государственных идеалов. Напряженная борьба демоса с

аристократией в известном смысле проявилась и в искусстве.

Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Однако,

художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма

классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере

утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.

Архитектура

В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-

“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным

богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы;

их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились

отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”-

место политических собраний граждан.

В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются

различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место

принадлежало храмам.

Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий:

“булевтерий“- дом для собрания совета общины;”пританей”- дoм со священным

очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных

трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других

сторон, служившие местом oтдыха и прогулок.К числу общественных зданий

относились также “лесхи”(свoего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.

Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимнасиев”- школ для

физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных

сооружений свободно размещалось вокруг агоры.

Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более

внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм

знаменует храм Аполонна Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.

Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах

зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и

последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый

тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является

трехчастность(стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей

на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер

возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен,

заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях,

построенных из камня, как в метрополии(ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в

Дельфах), так и в дорийских колониях(храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона

в Сиракузах) . На первых порах дорические постройки имели много местных

особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие

колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из

употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях,

но иногда применявшаяся по традиции(сокровищница илоян в Олимпии).

Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида,

сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполонна в Коринфе, “базилика”и храм

Деметры в Пестуме.

Важным элементом архаической архитектуры был декор:cкульптура,

заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов(восковыми красками

по тончайшей мраморной шукатурке или прямо по камню). В дорических храмах

фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет, мутулы, триглифы

и регулы-в син6ий, нижние поверхности карниза тении; под капителями- в

красный. Основные, “работающие”части здания(архитрав, колонна) не

окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала

архитектуре праздничный, мажорный характер.

Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался

в богатых торговых городах островной и малоразийской Греции, испытавших

воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического

антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля,

уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит

свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх

архитрава. Ионический ордер встречается спервые в больших малоазийских

диптерах середины 6 в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Среди

них наиболее прославлен храм Артемиды(архитекторы Херсифон и Метаген) в

Эфесе.

В 6 в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании

архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и

акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в

основных чертах в 6 в до н. э., важным элементом архитектурного образа

является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на

восприятие человека, который в составе торжественной процесии поднимался по

зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и вотивными

статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно

крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на

высокой террасе.

Классика (6-4 вв до н. э.)

Великий расцвет

Золотому веку греческой культуры, знаменующему «высочайший внутренний

расцвет Греции»1 (К. Маркс), пред шествовало великое испытание, выпавшее на

долю греческого народа.

В эту пору персидская держава владычествовала над множеством разноязычных

народов. Персия Ахеменидов стремилась к мировому господству и уже почти

достигла его в масштабах того времени, властно утвердившись на землях, где

в свое время процветали другие древние культуры Востока. Борьба с грозной

персидской державой в чем-то означала для греков борьбу со Зверем, которого

они изгнали из своего сознания и своего мироощущения и который теперь

яростно обрушивался на них извне. Это была борьба цивилизации с

варварством, сил прогресса с реакцией и в то же время великая война

греческого народа против чужеземных захватчиков за свою культуру, свободу и

национальную самобытность.

Трижды персидские полчища вторгались в континентальную Грецию (492, 490 и

480 гг. до н. э.). Они разорили Афины и принесли греческому народу

неисчислимые страдания. Но, очевидно, символ Эллады — греческая колонна,

увенчанная геометрически стройным антаблементом, украшенным прекрасными

изваяниями, славящими человеческую отвагу и красоту, тверже стояла тогда на

земле, чем персидская, бесспорно величественная, но утверждавшая своей

капителью силу Зверя, а не Человека.

В этой великой войне греческий народ окончательно возмужал, осознал

свою силу, свое превосходство над варварским миром Востока. Главная роль в

одержанной победе принадлежала Афинам, где демократия была наиболее широкой

и прочной. Афины возглавили мощный греческий морской союз, обеспечивший им

гегемонию на море. Почти во всех греческих государствах рождалось

демократическое движение, властно освобождавшее духовные силы народа.

Следствием победы над персами явился экономический подъем греческой

культуры с главенством Афин.

Но полное торжество духа свободы не сразу еще проявилось в искусстве.

Окончательное овладение формой могло быть достигнуто лишь постепенно.

Мраморные изваяния эгинских фронтонов были исполнены уже после марафонской

победы. Но, как мы видели, еще не свобода, а лишь воля к свободе находит в

них свое воплощение. В 472 г., через восемь лет после решительной победы

при Каламине, Эсхил, старший из великих греческих трагиков, сам участник

этого сражения, посвятил ему свою героическую трагедию «Персы». Примерно с

этого же времени в греческом искусстве начинается период, который можно

назвать раннеклассическим. Ведь почти вся греческая скульптура V в.

погибла. Так что по позднейшим римским мраморным копиям с утраченных,

главным образом бронзовых, оригиналов часто вынуждены мы судить о

творчестве великих гениев, равных которым трудно найти во всей истории

искусства.

Мы знаем, например, что Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был

знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы

два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через

мгновение), он мощно содействовал развитию реалистического искусства

ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью

его образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его

работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо

консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого

новатора.

Ныне всемирно известный «Возничий» — редкий образец бронзовой скульптуры,

случайно уцелевший фрагмент групповой композиции, исполненной около 470г.

...В 70-е годы прошлого века немецкие археологи предприняли раскопки

Олимпии в Пелопоннесе. Там в древности про исходили обще греческие

спортивные состязания, знаменитые олимпийские игры, по которым греки вели

летосчисление В угоду христианской церкви византийские императоры запретили

игры и разрушили Олимпию со всеми ее храмами, алтарями, портиками и

стадионами.

Раскопки были грандиозны: шесть лет подряд сотни рабочих вскрывали огромную

площадь, покрытую многовековыми наносами. Результаты превзошли все

ожидания: сто тридцать мраморных статуй и барельефов, тринадцать тысяч

бронзовых предметов, шесть тысяч монет, до тысячи надписей, тысячи глиняных

изделий были извлечены из земли. Отрадно, что почти все памятники были

оставлены на месте и, хотя и полуразрушенные, ныне красуются под привычным

для них небом, на той же земле, где они были созданы.

Метопы и фронтоны храма Зевса в Олимпии, несомненно, самые значительные из

дошедших до нас изваяний второй чет верти V в. Как бы ни били искалечены

мраморные скульптуры фронтона, это звучание полностью доходит до нас

Потому что в отличие от эгинских фронтонов, где фигуры не спаяны между

собой органически, здесь все проникнуто единым ритмом, единым дыханием.

Вместе с архаической стилистикой совершенно исчезла архаическая улыбка.

Аполлон царит над жаркой схваткой, верша ее исход. Только он, бог света,

спокоен среди бури, бушующей рядом, где каждый жест, каждое лицо, каждый

порыв дополняют друг друга, составляя единое, неразрывное целое, '

прекрасное в своей стройности и исполненное динамизма. Так же внутренне

уравновешены величественные фигуры восточного фронтона и метоп олимпийского

храма Зевса (Олимпия. Музей). Мы не знаем в точности имени ваятелей (их

было, по-видимому, несколько), создавших эти скульптуры, в которых дух

свободы празднует свое торжество над архаикой.

Классический идеал победно утверждается в скульптуре. Бронза становится

излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче

придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас

даже «выдуманное». И это отнюдь не нарушает реализма. Ведь, как мы знаем,

принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы,

творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько

более того, что видит глаз. Ведь не грешил против реализма Пифагор

Регийский, запечатлевая в едином образе два разных движения!..

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал

статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства.

Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким мраморным римским

копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то

воссоздать утраченный образ. Искусство другого великого ваятеля — Поликлета

— устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с

упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой

фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная

римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом

образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и

одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и

доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура

его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только

статуя, а канон в точном смысле слова.

Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры,

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.