|
Иракимпортировать Ирак. Факт: Никогда не было ограничений на количество продовольствия, которое может импортировать Ирак. Миф: Запреты на исполнение контрактов мешают поступлению в Ирак большинства товаров. Факт: С начала реализации программы "Нефть в обмен на продовольствие" в марте 1997 года Комитет по санкциям ООН утвердил около 90% представленных иракских контрактов. Миф: Иракское правительство делает все от него зависящее для обеспечения осуществления программы "Нефть в обмен на продовольствие". Факт: Режим с задержками заказывает и распределяет товары, а отказ Саддама от сотрудничества в вопросе о контроле затрудняет справедливое распределение товаров среди иракского народа. Багдад отверг рекомендации ООН об улучшении снабжения продуктами, обогащенными белками, недоедающих детей и беременных. Иракское правительство также отвергло помощь со стороны всех, кроме немногих, неправительственных организаций (НПО) и других сторонних групп. Миф: В рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие" ООН поставляет товары, не отвечающие стандартам. Факт: В рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие" Саддам, а не ООН решает, что и у кого покупать. Выбор Саддамом поставщиков политически мотивирован. Более трети всех контрактов идет трем наиболее явным сторонникам Ирака в Совете Безопасности. Ирак также продолжает возражать против развертывания мобильных лабораторий для проверки товаров гуманитарного назначения, поставляемых по программе "Нефть в обмен на продовольствие", в пунктах въезда ООН, что позволило бы обеспечить качество поставляемых товаров. Миф: У Ирака нет ресурсов для поддержки иракского населения. Факт: Багдад располагает достаточными ресурсами, чтобы в значительной мере ослабить страдания Ирака, но Саддам не тратит деньги на иракский народ. Согласно программе "Нефть в обмен на продовольствие" Ираку разрешено продавать столько нефти, сколько требуется для удовлетворения гуманитарных потребностей. С декабря 1999 года по июнь 2000 года Ирак заработал от сбыта нефти примерно 8,3 млрд. долларов. Миф: Ирак не располагает достаточным объемом продовольствия. Факт: С начала первых поставок по программе "Нефть в обмен на продовольствие" в Ирак поступило более 13 млн. тонн продуктов питания. На самом деле выявилось, что Ирак вывозит финики, кукурузу и зерно за пределы страны, в то же время заявляя, что иракский народ голодает. Миф: Ирак соблюдает резолюции Совета Безопасности ООН. Факт: Ирак не выполняет резолюции Совета Безопасности ООН, которые призывают к демонтажу программ оружия массового уничтожения, а также возврату пропавших без вести граждан и военнопленных Кувейта и других государств и кувейтского имущества, захваченного в ходе войны в Персидском заливе. Миф: Ирак отчитался о судьбе всех кувейтских военнопленных и пропавших без вести в ходе войны в Персидском заливе. Факт: Ирак еще не отчитался о судьбе около 600 пропавших без вести кувейтцев. Более года режим отказывается сотрудничать с Международным комитетом Красного Креста в этом гуманитарном деле. Багдад также не разрешает координатору ООН по кувейтским вопросам приехать в Ирак, чтобы обсудить судьбу военнопленных и имущества, похищенного Ираком у Кувейта. Миф: Инспекторы Комитета ООН по санкциям плохо себя вели и заслужили изгнания из Ирака. Факт: Инспекторы не были изгнаны из Ирака. Обструкционистская позиция Ирака и его отказ сотрудничать с инспекторами по вооружениям, которые исполняли мандат Совета Безопасности ООН, помешали инспекторам выполнить свое задание, и у них не было иного выбора, кроме как уехать. Миф: Саддам не более жесток, чем другие диктаторы. Факт: Газовая атака Саддама против курдов в северном Ираке в 1988 году стала одним из крупнейших в истории ударов с использованием химического оружия по гражданскому населению. Даже сегодня Саддам продолжает систематически применять пытки, казни, принудительное выселение и прибегать к репрессиям против иракского народа. В настоящее время США добиваются вынесения обвинительного акта против высших представителей режима за эти зверства. Миф: Жестокому обращению со стороны режима в Ираке подвергаются только этнические меньшинства (не сунниты). Факт: Зверским репрессиям подвергается любая группа, оппозиционная режиму Саддама Хусейна. Режим выступает против своего народа - будь то арабы, курды или туркмены, сунниты, шииты или христиане - путем выселения из дому, сноса деревень, произвольных арестов, казней и пыток. Миф: Ирак больше не представляет угрозы для соседей. Факт: В результате отказа от сотрудничества в рамках режима разоружения ООН Ирак сохраняет возможности для производства ракет, а также химического, биологического и ядерного оружия. Отсутствие в Ираке инспекторов ООН дает Саддаму возможность восстановить свой арсенал оружия массового уничтожения. Саддам уже развязал две кровавые войны: одну против Ирана в 1980 году и другую против Кувейта в 1990 году. За последние несколько лет Саддам Хусейн неоднократно выступал с публичными угрозами против своих соседей, включая призывы к свержению ряда режимов. Миф: Авиаудары коалиции нацелены на иракский народ. Факт: Авиаудары коалиции не нацелены на иракский народ. Они являются прямым актом самообороны сил, которые защищают курдов на севере и шиитов на юге от репрессий режима против гражданского населения. Миф: Дворцами Саддама пользуется иракский народ. Факт: Почти 80 дворцов и резиденций для высокопоставленных лиц, существующих в Ираке, предназначены исключительно для использования Саддамом, его семьей и основными сторонниками в награду за их верность. Приближенным Саддама не угрожают тяжелые условия жизни, с которыми сталкивается население в целом. Американское присутствие в регионе до начала войны: где и сколько В странах, примыкающих к региону Персидского Залива, Соединенные Штаты располагают военными базами и пунктами временной дислокации в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, ОАЭ, Пакистане и Афганистане. Маловероятно, отмечают эксперты, что для проведения операции в Ираке США используют военные базы, которые получили войска антитеррористической коалиции в республиках бывшей Советской Средней Азии, поскольку они слишком далеко расположены и слишком малы. Однако они могут быть использованы, как запасные аэродромы или аэродромы поддержки, особенно если США столкнутся со стойким противодействием Саудовской Аравии. Для начала военной операции против Ирака на американские военные базы необходимо доставить примерно 200 тыс. т. тяжелых вооружений и 350 тыс. т. продовольствия и военных материалов. [pic] Агентство The Washington ProFile характиризует американское присутствие в регионе следующим образом. Узбекистан. На территории военной базы Ханабад находится примерно 1.5 тыс. американских военнослужащих, в основном, солдат и офицеров 10 Горнострелковой Дивизии. Договор США и Узбекистана предусматривает использование этой базы только для проведения гуманитарных и спасательных операций. Кыргызстан. Авиабаза "Манас" - бывший аэродром советских ВВС. На базе расквартированы транспортные самолеты и истребители Корпуса Морской пехоты США. Здесь находится примерно 3 тыс. солдат и офицеров. Таджикистан и Казахстан. Действия ВС США в этих регионах покрыты завесой тайны. Правительства этих стран стараются привлекать минимум внимания к этому аспекту своей политики. Возможно эти государства предоставят американским ВВС право использования своего воздушного пространства и возможности для приземлений военных самолетов в экстренных случаях. Афганистан. Бывшие базы советских ВВС в Кандагаре и Баграме. В настоящий момент в Афганистане расквартировано около 8 тыс. американских военнослужащих, в том числе спецподразделения. Пакистан. США получили разрешение использовать военно-воздушные базы "Джакобобад", "Далбандин" и "Панси" для транспортных операций. Кувейт. Ближайшие к Ираку военные базы. На территории страны находятся две базы США - "Аль Салем" и "Ахиед Аль Джабер". Они постоянно используются ВВС США для патрулирования воздушного пространства Ирака в зонах, запрещенных для пролетов иракской военной авиации. На базе могут быть размещены антиракетные комплексы Patriot и командный центр. Турция. Крупная база ВВС США Инджирлик постоянно используется для патрулирования воздушного пространства Ирака. Военные США рассматривают ее как место базирования самолетов F-117A Nighthawks, способных действовать ночью. Бахрейн. Столица страны Манама - главная стоянка Пятого Флота США. На авиабазе "Шейх Иса" базируются самолеты-заправщики. Саудовская Аравия. База "Принц Султан", на которой размещен Центр Управления Аэрокосмическими Операциями США на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия отказывается поддержать США в иракском вопросе, поэтому командный центр может быть перебазирован в Катар. Катар. Военно-воздушная база "Аль Удейд" используется как база хранения вооружений, амуниции и военных материалов. В ее модернизацию за последние годы было вложено более $100 млн. На взлетной полосе могут разместиться до 100 боевых самолетов. База оснащена самыми современными системами связи и управления. Оман. На территории султаната находятся две базы ВВС США ("Сиб" и "Мазира") и база ВМС "Тумрат". Объединенные Арабские Эмираты. Военно-воздушная база "Аль Дхарфра". Один из важнейших складов горючего ВС США в этом регионе. Иордания. В этой стране нет постоянных военных баз, однако военные объекты иорданской армии неоднократно предоставлялись американцам во временное пользование. Иордания считается идеальным местом для подготовки спецопераций против Саддама Хуссейна. Персидский Залив и Индийский Океан. В конце 2002 - начале 2003 года здесь будут находиться шесть авианосных групп ВМС США - 250 ударных самолетов и примерно 2 тыс. крылатых ракет "Томагавк"\Tomahauk. Остров Диего-Гарсиа (британское владение в Индийском океане), находящийся в центре Индийского океана, может быть использован для базирования "самолетов-невидимок" B-1 и В-52. /20.03.2003/ Первый удар по Багдаду. Первые впечатления Президент США Джордж Буш официально объявил о начале боевых действий против Ирака. Сразу после первых налетов на Багдад Джордж Буш выступил с телевизионным обращением к нации. Он заявил, что начался первый этап разоружения Ирака и уничтожения нетрадиционного оружия. Напомним, атака началась сегодня в 5:30 по Москве, через 1,5 часа после истечения срока ультиматума. Вооруженные силы США в первую очередь ударили по некоторым специально отобранным объектам, чтобы парализовать оборону Саддама Хусейна. В своем выступлении Президент США указал на то, что действия Вашингтона поддерживают 75 стран мира. Кроме того, по его словам, все государства понимают важность начатой кампании. Буш заверил, что США будут стремиться к минимальному количеству жертв среди гражданского населения. Однако какую-либо ответственность за эти жертвы Буш на себя брать не стал. Вместе с тем американский президент упрекнул Саддама в том, что тот скрывает солдат среди мирных жителей. Как и ожидалось, война с Ираком началась. Однако никто не может предугадать ни ее ход, ни ее итог. Приблизительно через 95 минут после истечения срока ультиматума, поставленного Бушем Саддаму Хусейну, вооруженные силы США нанесли по Багдаду первый удар, применив невидимые для радаров самолеты «Стелс F-117». Также были выпущены ракеты типа «Кросс» с бортов американских кораблей и подлодок, расположенных в Персидском заливе. Языки пламени и столбы черного дыма видны над разными районами иракской столицы. Согласно сведениям из Пентагона, первый налет на Багдад был нацелен на физическое уничтожение президента Ирака Саддама Хусейна и части его свиты. Военной операции дали название «Удобный случай». Бомбардировки, однако, не привели к желаемым результатам, и час спустя после их завершения Саддам выступил с телевизионным обращением к народу. Американская администрация, возможно, пытается «сгладить углы», ожидая многочисленных жертв среди мирного населения. Заявления высокопоставленных лиц в США свидетельствуют о желании показать, что удары наносились только по объектам, связанным с военным командованием и аппаратом Саддама Хусейна. Кто обещал быструю победу На десятый день войны американцы пришли к выводу, что она затянулась. 42% американцев сообщили, что уже "устали смотреть телевизор". Опрос, проведенный в США авторитетным вашингтонским центром Pew Research Center, показал, что за последние несколько дней число американский граждан, уставших от нескончаемого иракского видеоряда и мелькания военных сводок на телеэкранах, выросло на 12%. При этом на 13% увеличилось число американцев, которые находят войну "пугающей". На 10% возросло число тех, кто находит ее "депрессивной", и на 9% стало больше респондентов, на которых из-за войны "находит уныние". Известный американский журналист и политобозреватель Дана Милбанк из газеты Washington Post констатировала в одной из телевизионных дискуссий, что сейчас в США налицо резкая "смена настроений", которая застала администрацию Джорджа Буша врасплох. Что происходит? Лучше всего это объясняет опрос, проведенный два дня назад по заказу телекомпании CBS. Исследование показало, что большинство американцев (55%) сейчас признают, что США "недооценили иракцев", и только 37% по-прежнему уверены, что Белый дом с Пентагоном к войне подготовились "правильно". Сухие выкладки социологов лишь подтверждают то, что видно невооруженным глазом: администрация Буша начинает нервничать, внутри президентской команды растет напряженность. В американской столице ни для кого не остался незамеченным тот факт, что сам глава Белого дома уже трижды заявил, что "война может быть дольше, чем предсказывали" и что "мы не знаем, сколько она продлится". При этом президент умалчивает, что завышенные ожидания в американском обществе, предвкушавшем быструю и эффектную победу в Ираке, были порождены его ближайшим окружением. Джордж Буш не уточняет, кто предсказывал быстрое завершение военной операции, но в Вашингтоне все помнят программное выступление вице- президента США Ричарда Чейни, который 16 марта во всеуслышание заявил, что война завершится в течение "нескольких недель". "Народ Ирака, вне всякого сомнения, хочет избавиться от Саддама Хусейна и встретит США как освободителя, когда мы появимся там, чтобы это сделать",– уверенно сообщил один из главных "архитекторов" силового решения иракского вопроса. По его прогнозу, после первых американских ударов исход операции будет предрешен. Чейни сказал, что только лично преданная Саддаму Хусейну республиканская гвардия Ирака "может попытаться бороться, но регулярная армия этого делать не будет", добавив, что "отдельные части республиканской гвардии также будут избегать столкновения с американскими вооруженными силами" и, "вероятно, отойдут в сторону". Входящий в команду "ястребов" министр обороны США Дональд Рамсфельд в течение первых дней войны как мог поддерживал линию Ричарда Чейни, но в минувшую пятницу, после града тревожных сообщений с фронта, был вынужден признать на сенатских слушаниях, что война в Ираке пока "ближе к началу, чем к концу". После этого нервозность в вашингтонских коридорах власти явно усилилась. Иракцы встали не в ту позу Задолго до того, как американские "Абрамсы" и "Брэдли", грохоча гусеницами, двинулись из Кувейта в Ирак, вся территория будущего театра военных действий была засыпана миллионами листовок, подготовленных управлением Пентагона по "психологическим операциям". Исходя из опыта "Бури в пустыне" и ожидая массовой сдачи в плен иракских военных, министерство обороны США заготовило и разместило на этих листовках инструкции, как это лучше всего сделать. "Для вашей собственной безопасности покиньте системы вооружений, которые будут уничтожаться",– гласит надпись на одной такой листовке, где изображены улыбающиеся иракские солдаты с поднятыми вверх руками, а на дальнем плане горит оставленная ими ракетная установка. Другая картинка еще доходчивее: "Если ваша поза будет угрожающей, вы будете уничтожены" – при изображении танка с поднятым дулом пушки. "Если поза не будет угрожающей, вас не уничтожат" – башня у иракского танка повернута назад, а пушечный ствол смотрит вниз. Но похоже, что массированная психологическая обработка, развернутая перед началом войны, сработала не в ту сторону. На третий день войны, когда массовой сдачи иракских войск так и не случилось, когда шииты в Басре не подняли восстание, а наступающие американские части столкнулись с партизанской тактикой, в Вашингтоне забили тревогу. Поползли слухи о том, что предупреждения о беспрецедентной бомбовой кампании "Шок и трепет" и о новых сверхточных бомбах и ракетах на самом деле были тоже частью психологической операции, рассчитанной на запугивание Ирака, но военные перестарались, и в результате обработке подверглись не столько иракцы, сколько американцы. "Мы думали, что это будет современная, стерильная и похожая на игру 'Нинтендо' военная кампания",– указывает бывший полковник морской пехоты США и специалист по холодной войне Дж. Вильсон. По его словам, американцы убедили себя в том, что все военные задачи решит их преимущество в технологиях. Кто виноват? Когда к десятому дню войны стало ясно, что ситуация в Ираке оказалась намного сложнее, что жуткая песчаная буря может остановить любую технику, что в условиях городского боя вооруженные до зубов ракетами и радарами вертолеты Apache можно сбивать стрелковым оружием с крыш высоких зданий, в Вашингтоне начали искать виноватых. Первыми прикрыли свой тыл традиционно более сообразительные разведчики из ЦРУ, которые тут же организовали утечки в прессу, сообщив, что они давно предупреждали и Пентагон, и Белый дом об опасности созданных в Ираке военизированных формирований, которые могут использовать партизанскую тактику против войск коалиции. Затем разоткровенничались кадровые военные, в том числе командующие американскими войсками непосредственно в Ираке, которые сообщили прессе о том, что еще на этапе планирования иракской операции призывали увеличить численность войск и осуществлять вторжение по классический схеме – с более мощной броневой и огневой поддержкой. Давно известно, что американский генералитет среднего звена пытался отговорить руководство от войны с Ираком. Сейчас же военные открыто валят всю вину на "гражданских" – Дональда Рамсфельда и его первого зама Пола Вулфовица, обвиняя их в чрезмерном увлечении быстрыми и мобильными ударными силами, способными при мощной поддержке с воздуха выполнять задачи в любой точке мира. Из-за них, говорят военные, коалиция вступила в войну "налегке", и теперь ей, судя по всему, придется в пожарном порядке перебрасывать в Ирак 120-тысячное подкрепление. Попав под огонь критики, представители лагеря "ястребов" пытаются перевести стрелки на "голубей", в первую очередь на госсекретаря США Колина Пауэлла. Госсекретарю пеняют за то, что Турция так и не дала разрешение на использование своей территории и из-за этого США пришлось кардинально менять планы открытия северного фронта в Ираке. Кроме того, сторонники жесткой линии указывают на провал американской дипломатии в ООН и говорят, что с самого начала попытка договориться с неблагодарным международным сообществом была идеей Колина Пауэлла – если бы не его "гнилая дипломатия", утверждают они, операцию можно было бы начать гораздо раньше. Бывший госсекретарь США Джордж Шульц, болеющий за команду "ястребов", открыто призвал госсекретаря уйти в отставку и, как утверждает известная американская журналистка Андреа Митчелл, главному "голубю" сейчас нелегко. Примечательно, что госпожа Митчелл не только дипломатический обозреватель NBC, но и жена председателя федеральной резервной системы США Алана Гринспена. Так что она знает, что говорит. По ее словам, старый солдат Пауэлл не захочет подвести президента и сейчас, скорее всего, никуда не уйдет, но уже принял решение о том, что не останется в администрации, если Джордж Буш попадет в Белый дом на второй срок. |Исламский религиозный фактор стремительно становится политической платформой | |для «мировой улицы» | Над США витает тень поражения. Если до сих пор многие не могут поверить в военное поражение американской армии (главный образом потому, что помнят успех «Бури в пустыне» 12 лет назад), то уж моральное и политическое поражение кристаллизуется на глазах. При условии продолжения сопротивления еще в течении, по крайней мере, месяца, Ирак может с полным основанием считать себя победителем. Затянувшаяся на месяц война приведет к радикальному преображению политической картины мира в направлении, которое правителям Америки не виделось и в страшном сне. Уже сегодня антивоенные выступления в исламском мире трансформируются в антиправительственные. Миллионы мусульман требуют ухода своих беспомощных и коррумпированных режимов. Однако это далеко не все, что на самом деле содержится в социально-политических последствиях вашингтонской авантюры. По мнению некоторых экспертов института Ляруша (Канада) ислам превращается в главную мобилизационную форму международного социального протеста. Многомиллионные выступления населения практически всех стран мира, включая инициаторов войны США и Великобританию, явно указывают на то, что вектор солидарности и моральной поддержки «мировой улицы» все больше склоняется к политическому исламу. Именно ислам находится сейчас в прицелах силовых структур империализма и ведет борьбу на передней линии против прихода нового мирового порядка, в котором не будет места ни для демократии, ни для социальной защиты населения в любых странах, включая европейские. Эксперты Ляруша отмечают, что массы, выходящие на улицы с протестом против агрессии США, испытывают заново мощную реидеологизацию, впервые после молодежной волны протеста, прокатившейся по миру в 1968-м в связи с агрессией США во Вьетнаме и надеждами на обновление мирового коммунистического движения, связанными с именем Мао Дзедуна. Тогда политбюро КПСС, солидаризовавшись с капиталистической правящей верхушкой, много сделало для того, чтобы изолировать и загасить революционный подъем в Западной Европе. Парадокс сегодняшней ситуации в том, отмечают эксперты, что отсутствие «красного полюса» СССР дает новые возможности для развития международного протестного движения, которое стихийно ищет в условиях постмарксистской ментальности новую идейную базу. Истеблишменту и нанятым им политикам нечего противопоставить набирающему размах снизу движению, кроме своих интриг. Главным орудием современного контроля со стороны правящих кругов оказывается информация, монополия на которую практически полностью сосредоточена в руках так называемого «политического класса». Однако в том-то и состоит специфика весны 2003-го, что эффективность воздействия информационных потоков на сознание широких слоев населения, участвующих в протестном движении, снижается ниже того порога, который считается критическим для сохранения государством способности манипулировать своими гражданами. Что будет после? Новая администрация для Ирака По имеющимся сведениям, к "реконструкции" Ирака после свержения нынешнего режима в США готовились столь же тщательно, как и к военным действиям. Так, в марте 2002 года государственный департамент финансировал некий проект названием "Будущее Ирака" для разработки планов политической, военной, правовой и экономической структур постсаддамовского Ирака. К работе над проектом были привлечены иракские эмигранты в Европе и Америке. Кроме того, за три месяца до начала войны с Ираком в Лондоне прошла конференция более 50 иракских оппозиционных групп и партий с целью разработки единой политической платформы и обсуждения реорганизации Ирака после свержения Саддама Хусейна. Более 300 делегатов от 50 партий и группировок под присмотром представителя американского госдепартамента Залмая Хализаде яростно спорили в зале лондонского отеля "Метрополь" о будущем Ирака. США не поддержали высказывавшуюся на конференции идею создания иракского правительства в изгнании. Одна из причин: уже в Лондоне выяснилось, что оппозицию составляют группировки, имеющие друг с другом очень мало общего. Это, например: Иракский национальный конгресс, Иракское национальное единство, Верховный совет исламской революции Ирака, Демократическая партия Курдистана, Патриотический союз Курдистана, Движение за конституционную монархию. Наиболее влиятельными политиками оказались те, за которыми стоят военные и деньги. Прежде всего это лидер Иракского национального конгресса Ахмед Чалаби и оба курдских руководителя - Марсуд Барзани и Джалал Талабани. Чалаби, штаб-квартира которого находится в Лондоне, уже перебрался на север Ирака, в Иракский Курдистан, где ожидает падения Багдада. Однако, по мнению британских аналитиков, реальной властью будут обладать лица, работающие в американском проекте "Будущее Ирака". Именно из них будет создано переходное правительство нового Ирака. Один из кураторов этого проекта в госдепартаменте США Дэвид Стейплс, например, рассказал Е. Барбану, автору статьи в "Московских новостях": "Одна из групп, в которую, в частности, входит бывший генерал иракской армии, должна будет укрепить министерство обороны будущего переходного правительства Ирака. Ее планом предусмотрено создание новой армии Ирака и спецподразделений для охраны нефтяных полей. Эти группы уже разработали детальные планы необходимых преобразований в области экономики, права, судебной власти, сельского хозяйства и других сферах. Все они будут переданы администрации Белого дома и руководству госдепартамента: В кратчайшие сроки будет образовано переходное правительство из иракцев, способное сотрудничать с военными властями. В этот период политические партии Ирака должны начать консультации для разработки и принятия новой конституции. И уже после этого последуют выборы и формирование законного правительства нового Ирака, которое заменит временную и чисто техническую администрацию." Рабочая группа проекта "Будущее Ирака" уже обсудила проблемы демобилизации иракской армии и демилитаризации страны, а также новую военную доктрину. В новом Ираке военным будет запрещено заниматься политикой, а военная доктрина страны будет носить исключительно оборонный характер. При этом очевидно, что в этой реорганизации иракской армии не последнюю роль сыграют американские советники. А экономическая рабочая группа проекта уже сформировала Иракский совет развития и реконструкции, на который ляжет основная тяжесть решения не только экономических, но и социальных проблем. Ирак после Саддама Война и политическая нестабильность, которые были характерны для государств Персидского залива в последние десятилетия, постепенно исчезнут. Угроза применения военной силы в этом регионе уменьшится. Однако дружественные США режимы, в частности, Кувейта и Саудовской Аравии, столкнутся с серьезными проблемами, главной из которых будет неприятие населением этих стран политических и военных связей с США. К такому выводу пришли Дэниел Биман и Джон Вайз, аналитики корпорации RAND, опубликовавшие книгу "Персидский Залив в Будущем Десятилетии". Этот прогноз предназначен для военно-воздушных сил США. Персидский залив последние 25 лет занимает малопочетный титул "пороховой бочки" планеты. Военные конфликты здесь происходят постоянно. В 1971 году Иран захватил несколько островов, принадлежащих Объединенным Арабским Эмиратам. В 1980-1988 годы шла кровопролитная ирано-иракская война за контроль над несколькими богатыми нефтяными месторождениями. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Ирак и Иран поддерживали и поддерживают международные террористические организации, действующие в регионе Персидского залива. Спецслужбы Ирана предпринимали определенные усилия, чтобы свергнуть консервативные монархии, правящие в большинстве государств этого региона. Биман и Вайс считают, что угроза применения военной силы в зоне Персидского залива в ближайшее время резко уменьшится. Ирак, даже если Саддам Хуссейн останется у власти, в ближайшие годы не сможет угрожать своим соседям, потому что его вооруженные силы находятся в очень плохом состоянии. Причиной этого стали санкции ООН. Это подталкивает Ирак к попыткам вновь увеличить свои арсеналы оружия массового уничтожения, чтобы компенсировать таким образом слабость своей армии. В последние годы значительно более активен в этом регионе стал Иран, который ныне стремится укрепить свою армию и, возможно, получить доступ к ядерному оружию. Однако, в ближайшие 10 лет Иран не получит возможностей вести крупномасштабные атакующие военные операции. Главной проблемой остается слабость местных режимов, в том числе, традиционно дружественных к США. Экономики Саудовской Аравии, Бахрейна и Омана не диверсифицированы, основаны исключительно на экспорте нефти и зависят только от уровня мировых цен. Малейшие колебания курса мгновенно отражаются на положении дел в этих странах. Нефтедобывающая промышленность составляет 98% экономик Саудовской Аравии и Кувейта, 96% экономики Ирака. Ежегодно население стран Персидского залива увеличивается на 3%. Последние 10 лет безработица в этих странах растет (в Саудовской Аравии, где половина населения моложе 18 лет, она достигла 14%), и правительства оказываются часто неспособными предоставить своим гражданам тот уровень жизни, на который те рассчитывают. Несмотря на огромные доходы от продажи нефти, эти государства отличаются высочайшим уровнем коррупции, отсутствием гражданских свобод, что приводит к низкому качеству образования, отсутствию высококлассных специалистов абсолютно во всех отраслях (кроме богословия) и, следовательно, к неудовлетворительной работе государства и экономики. Рост экономических, социальных и политических проблем может уже в ближайшие годы поставить эти страны в трудное положение. Так как реформы в большинстве этих государств маловероятны, то вполне возможно, что в ближайшие 10 лет страны этого региона столкнутся с очередным кризисом. В связи с этим RAND рекомендует администрации США резко уменьшить военное присутствие в регионе Персидского залива, чтобы не давать местным режимам возможность направлять общественное недовольство против американцев. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |