|
Иракконцентрация частиц песка и пыли, которые окрашивают его в желто-красный цвет. Даже при запертых дверях и закрытых окнах в помещениях чувствуется присутствие пыли, принесенной этим ветром, она легко проникает под одежду и забивается в поры кожи. В странах Ближнего Востока (Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Сирия) и Северной Африки период песчаных бурь известен как "хамсин", поскольку считается, что ветер из пустыни дует 50 дней в году (отсюда и арабское название - "хамсин" - "пятьдесят"). Согласно другому поверию, "хамсин" дует 25 дней до и 25 дней после дня весеннего равноденствия. На самом деле это не так. Продолжительность такой бури составляет от одного до нескольких дней, а их период может закончиться выпадением "грязевого" дождя. В Ираке, лежащем несколько в стороне от Восточного Средиземноморья, собственно хамсина не бывает, бывает просто период песчаных бурь. Он может начинаться отдельными бурями в марте, а в мае - июне здесь непрерывно дуют северо-западные ветры, несущие массу песка. Режим санкций: за что и как наказали Ирак В международной практике словом "санкции" обозначают экономические, а также политические и военные меры, предпринимаемые с целью изменить политическое и военное поведение той или иной страны. |Что такое санкции | Санкции используются для того, чтобы предотвратить распространение оружия массового уничтожения, укреплять права человека, покончить с терроризмом, остановить торговлю наркотиками, не допустить вооруженной агрессии, расширить доступ к рынкам, охранять окружающую среду и менять правительства. В последние 20 лет они все в большей степени становятся излюбленным политическим инструментом Соединенных Штатов. США и их союзники являются инициатором большинства санкций, применяемых на международном уровне. Сами США в настоящее время применяют санкции к семи странам; эта мера стала настолько популярной, что санкции вводятся даже отдельными штатами и городами. По мнению Ричарда Н.Хаасса, руководителя программы изучения международной политики в Институте Брукингса (Brookings Institution) и внештатного редактора IntellectualCapital.com, "бум санкций" объясняется и нежеланием использовать военную силу ("эффектом CNN"), и тем влиянием, которым в политической жизни Америки обладают активно интересующиеся тем или иным вопросом избиратели. |Когда и за что | После того как в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. иракские войска оккупировали Кувейт, а 8 августа Багдад объявил о "слиянии" Кувейта с Ираком, Совет Безопасности ООН осудил агрессию, потребовал незамедлительного и безусловного вывода иракских войск. Тогда же резолюциями Совета Безопасности были введены всеобъемлющие торгово- экономические санкции, установлена его морская, сухопутная и воздушная блокада Ирака. После освобождения территории Кувейта войсками антииракской коалиции были приняты резолюции 686 и 687 (3 апреля 1991 г.) Совета Безопасности ООН об условиях перемирия и общих параметрах послевоенного урегулирования. Ирак официально объявил о признании этих резолюций и отмене всех решений СРК, принятых в отношении Кувейта после 2 августа 1990 г. 17 декабря 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1284, которая предусматривает возможность приостановки санкций в обмен на возобновление Ираком сотрудничества с контрольно-мониторинговым органом ООН - ЮНМОВИК. В демилитаризованной зоне на ирако-кувейтской границе функционирует группа наблюдателей ООН (ИКМООН). |В чем состоят эти санкции | Действующий режим санкций запрещает импорт любых товаров из Ирака, любые виды переводов туда финансовых средств (исключая предназначеные для гуманитарных целей), какое-либо военное сотрудничество. Разрешены только поставки продовольствия и медикаментов с уведомления Комитета по санкциям, а также поставки для удовлетворения "основных потребностей гражданского населения" - только с разрешения комитета. В России список товаров, разрешенных для экспорта в Ирак, называется списком 24. Вместе с тем в результате реализации гуманитарной программы ООН в Ираке номенклатура поставляемых туда товаров существенно расширилась, в том числе за счет экспорта машинотехнических изделий и оборудования для энергетического, нефтяного, транспортного и других секторов иракской экономики. Западные страны в целом проводят в Комитете ООН по санкциям линию на блокирование поставок, способных хотя бы косвенно укрепить военный и экономический потенциал Ирака. В 1996 г. резолюцией 1051 СБ ООН утвержден механизм экспортно-импортного контроля за поставками в Ирак продукции двойного назначения. |Последствия | Международные санкции в отношении Ирака оказали разрушительный эффект на все стороны жизни страны. Промышленность и сельское хозяйство функционируют соответственно на 20% и 30% от уровня 1990 г. По оценкам гуманитарных учреждений ООН, в Ираке распадаются системы здравоохранения, образования и др. На фоне прогрессирующей люмпенизации населения серьезно выросла преступность. Реализация запущенной в декабре 1996 г. программы "Нефть в обмен на продовольствие" на базе резолюции 986 СБ ООН не привела к существенному улучшению гуманитарной ситуации. Однако, как свидетельствует журнал "Ньюсуик", Саддам Хуссейн и его окружение сумели наладить контрабанду нефти, и вырученных денег иракской верхушке хватает для поддержания высокого даже по западным стандартам уровня жизни, а заодно возводить повсюду статуи Саддама Хусейна и престижные объекты, призванные стать символом незыблемости иракского режима. Например такие, как отстроенная в центре Багдада "башня Саддама" - взамен той, что была разрушена британской авиацией. Или строящаяся ударными темпами в иракской столице самая крупная в мире мечеть - говорят, что она будет видна даже из космоса. |Что будет после отмены санкций | Эксперты Института финансовых исследований называют Ирак в числе факторов, способных существенно нарушить баланс спроса и предложения на рынке нефти. В рамках программы 'нефть в обмен на продовольствие' Ирак может продавать нефть на сумму до 5,2 млрд. долл. каждые полгода. До введения международных санкций Ирак добывал 3,6 млн. баррелей нефти в день. На сегодняшний день его добыча составляет около 2-2,4 млн. баррелей в сутки, что соответствует ценам 12-14 долл. за баррель иракской смеси Kirkuk. В случае отмены эмбарго Ирак быстро увеличит добычу до 2,85 млн. баррелей в сутки, которая уже через 6-10 лет может достичь 6 млн. баррелей в день. В настоящий момент Ирак добывает около 120 млн. тонн нефти в год (около 2-2,4 млн. баррелей в сутки) согласно квотам, предоставленным ООН. До введения санкций Ирак добывал 138 млн. тонн нефти в год. Всего же эта страна может добывать около 180 млн. тонн нефти в год (до 2,85 млн. баррелей в сутки). Уже через 6-10 лет добыча нефти в Ираке может достичь 6 млн. баррелей в день. По мнению руководителя Центральной топливной компании Юрия Шафраника, риск увеличения добычи нефти Ираком может резко пошатнуть мировой рынок нефти. С другой стороны, бывший министр топлива и энергетики РФ, депутат Госдумы РФ Сергей Генералов считает, что серьезного увеличения предложения нефти от Ирака после снятия санкций не будет. Причина в том, что Ирак "уже сегодня недовыполняет те квоты, которые ему разрешены программой ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Комитет по санкциям блокирует закупки новой нефтедобывающей техники, пояснил он. По мнению С.Генералова, при отмене санкций Ираку предстоит оснастить нефтедобывающую промышленность новым оборудованием, что потребует времени, поэтому никаких "рывков" в поставках нефти на мировой рынок после снятия эмбарго произойти не должно. Факторы распада: сохранится ли Ирак после войны Хотя американцы считают, что оккупационный корпус наведет в стране порядок, приведет к власти демократические силы и обеспечит мирное развитие самой воинственной из арабских стран, многие специалисты-востоковеды, уверены, что так не будет. Потому что Ирак сегодня это:арабы-шииты, арабы-сунниты и загадочные сабеи, туркоманы, курды-барзанисты и курды-талабанисты, йезиды и христиане- ассирийцы, коммунисты и левые баасисты, националисты и пансирийские национал-социалисты, могущественные бедуинские племена. Этнические противоречия таким образом тесно переплетены с религиозными, политическими и региональными. Сегодня его единство обеспечено диктатурой Саддама Хусейна, опирающегося, помимо армии, на партийные структуры Партии арабского социалистического возрождения (Баас). Ликвидация или отстранение Саддама приведет к мгновенному развалу обруча, скрепляющего страну). |Этнический фактор | Курдские лидеры, декларирующие стремление превратить Ирак в федерацию, на самом деле будут стремиться к сохранению своего непризнанного государства, причем попытаются присоединить к нему богатые нефтью Мосул и Киркук и вообще усилить свое влияние в жизни страны. Это неизбежно приведет к столкновениям как с арабами-суннитами, так и с мосульскими туркоманами. Последнее особенно опасно, так как на контроль над этим районом претендует Турция. Скорее всего, негласный контроль над Мосулом - та цена, которую США заплатят Турции за участие в иракской операции. Находящееся под протекторатом Анкары туркоманское квазигосударство априорно будет находиться в конфликте с курдами, составляющими большинство населения района. Нельзя забывать также, что сама курдская автономия расколота - Демократическая партия Курдистана (ДПК) Масуда Барзани и Патриотический союз (ПС) Джеляля Талабани объединяются только под сильнейшим давлением извне или при серьезной угрозе со стороны Багдада. В Курдистане действуют также враждебные и ДПК, и ПС многотысячные отряды Рабочей партии Курдистана (ныне - Народные силы самообороны), вытесненные из Турции, сторонники бен Ладена, обосновавшиеся в многострадальной Халабдже, 'Партия Аллаха' - организация курдов-шиитов, ополчения ассирийцев и йезидов, балансирующие между ДПК и ПС, закаленные в боях иранские моджахеддины - фанатичные сторонники Саддама Хусейна. Стабильность Иракского Курдистана - явление временное, и любое нарушение баланса сил вокруг него приведет к новому витку междоусобной войны. |Политическая оппозиция | Сильнейшей оппозиционной организацией Ирака является Высший совет исламской революции (ВСИР), в состав которого входят шиитские движения, многие из которых экстремистски настроены. Глава ВСИР, бывший главный муфтий Ирака шейх Мухаммед Аль-Хаким Бакр, ведет переговоры с США. Совет, конечно, заинтересован в свержении Саддама, хотя бы и руками американцев, - входящие в состав Совета движения ведут партизанскую войну с баасистским режимом с 1981 года, но успеха не достигли. ВСИР базируется в Иране, опирается на фундаменталистское крыло иранского духовенства и рассчитывает создать в Ираке исламскую республику наподобие соседнего Ирана. Как сложатся отношения между американской оккупационной армией и ВСИР? Трудно представить, что они будут безоблачными, особенно в условиях противостоянияВашингтона и Тегерана. Если иметь в виду, что вооруженные силы ВСИР, по разным данным, насчитывают от 60 до 200 тысяч бойцов, положение американцев в болотах Южного Ирака может оказаться трудным. Кроме того, ВСИР может рассчитывать на вооруженную помощь иранских пасдаранов - бойцов Корпуса стражей исламской революции и ополченцев-басиджей: обе эти организации контролируются реакционным крылом иранского духовенства. В случае конфликта с американской армией хорошо обученные и фанатичные пасдараны могут оказаться очень опасным противником. Ираком традиционно правят арабские суннитские кланы. Отдавать власть шиитам они не согласятся, да и США этого не позволят. Именно на суннитскую общину опирается Баас,в том числе диссидентские группировки, готовые сотрудничать с американцами. Помимо партии Саддама, в суннитской среде действуют малочисленные исламистские группировки: Исламское движение, 'Молодежь Мухаммада', 'Молодые мусульмане' и даже 'Партизаны-сунниты'. Идеологически они дрейфуют к 'талибскому' типу и будут пытаться воспользоваться падением режима для расширения своего влияния. Среди суннитов действуют и остатки недобитых Саддамом коммунистов, социалистов, насеристов. Арабы-сунниты, составляющие 30-40% населения Ирака, попытаются сохранить свое доминирующее положение в стране, но сделать это им будет трудно: более многочисленные и пользующиеся поддержкой Ирана шииты и курды могут выставить сильные армии, а суннитам придется опираться на остатки саддамовской армии и баасистской милиции. Скорее всего, США не допустят полномасштабной войны между различными иракскими общинами и движениями, но сохранить Ирак единым не удастся - общих интересов у курдов, суннитов и шиитов нет, хотя вожди всех общин и партий говорят о приверженности единству страны, рассчитывая получить власть над всем Ираком. США и Ближний Восток США были одним из инициаторов создания независимых арабских государств, которые до Первой Мировой войны, в основном, были провинциями Османской Империи. Президент США Вудро Вильсон (был президентом в 1913 - 21 годах) был сторонником самоопределения всех народов, и когда США вступили в первую Мировую войну (1917), он выступал за расчленение Османской империи. В 1930-е годы нефтяные компании США начали устанавливать тесные связи с арабскими лидерами в районе Персидского залива. В 1950-е годы США поставили своей целью установить союз со всеми прозападно настроенными арабскими государствами. Ирак и Ливия, с которыми ныне у США крайне напряженные отношения, тогда были ближайшими союзниками Америки. При этом США часто мирились с не вполне правильным поведением своих арабских друзей. К примеру, в 1963 году дружественный Египет захватил Йемен и установил в этом государстве марионеточный режим - США довольно быстро признали легитимность новой йеменской власти. Между режимом Саддама Хуссейна и США до определенного момента существовали вполне мирные отношения: Ирак, воевавший с Ираном, где прошла исламская революция, рассматривался, как один из потенциальных союзников США в этом регионе. Ситуация в корне изменилась в 1991 году, после нападения Саддама Хуссейна на Кувейт. После образования еврейского государства в 1948 году (любопытно, что США первыми признали Израиль "де-факто", а СССР - "де-юре"), арабские государства пытались заставить США сделать однозначный выбор между Израилем и ними. Эти попытки до сего дня остаются безуспешными. В 1948 году позиция США по отношению к Израилю не была однозначной. Когда началась война между Израилем и его арабскими соседями, США ввели режим эмбарго на поставку оружия в этот регион, что объективно играло на руку арабским армиям. США часто выступали против Израиля. Так произошло, например, во время Суэцкой войны (1956), когда Англия Франция и Израиль выступили против Египта. Тогда США выступили в поддержку Египта. До 1972 года США не применяли право "вето" в Совете Безопасности ООН, чтобы блокировать резолюции, направленные против Израиля. Тем не менее, за период после окончания Второй Мировой войны Израиль получил от США большую помощь, чем любая другая страна мира. По предварительным данным в 2002 году Израиль получит от США $720 млн экономической помощи и $2.04 млрд - военной. Вторым крупнейшим получателем американской помощи является Египет. Впрочем, до распада СССР многие арабские государства получали экономическую и военную помощь сразу из двух источников - от США и СССР. [pic] Нефть или Саддам? В эти дни пропаганда США особо подчеркивает, что вовсе не борьба за контроль над иракской нефть является главной причиной того, что США предлагают провести военную операцию по свержению Саддама Хусейнаа. США утверждают, что их более всего беспокоит оружие массового уничтожения, предположительно имеющееся у Ирака, и агрессивный характер Хусейна. Ныне иракская нефть значительно менее важна для США чем, например, нефть Мексики или Канады. Режим Саддама Хусейна обладает богатым опытом создания и использования оружия массового уничтожения. Ирак - первая и пока единственная страна мира, которая применяла нервно-паралитический газ. Всего за два года иракские специалисты смогли создать горчичный газ и табун. Ирак ранее успешно использовал баллистические ракеты против Саудовской Аравии, Ирана, Бахрейна и Израиля. Кроме того, режим Саддама Хусейна неоднократно обвинялся в проведении политики геноцида. К примеру, Хусейна лично отдал приказ уничтожить всех жителей во возрасте от 15 до 70 лет в курдских деревнях на севере Ирака. 40 деревень были уничтожены с помощью химического оружия. В ходе инспекций ООН были обнаружены неопровержимые доказательства того, что иракский режим испытывал биологическое оружие на людях. Не опровергнуты подозрения, что Ирак сохранил возможности для производства и применения оружия массового уничтожения. Это вызывает в США опасения за собственную безопасность, поскольку Саддам может сам использовать оружие массового уничтожения против Соединенных Штатов, а также может передать его в руки террористических организаций, многие из которых давно базируются в Багдаде. По мнению администрации Джорджа Буша, сегодня не существует рычагов, способных удержать иракского лидера от принятия подобных решений. США также не очень доверяют эффективности действий инспекторов ООН, поскольку, например, для обнаружения иракской программы создания биологического оружия им в свое время потребовалось четыре года работы. Так, Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Центра Оборонной Информации считает, что если бы США были заинтересованы лишь в доступе к иракской нефти, то им не надо посылать туда четверть миллиона солдат, часть которых будет неизбежно убита, и тратить на военную операцию колоссальные деньги. Они могут просто купить нефть у Хусейна. Злобин пишет: "Восстановление нефтяной индустрии Ирака хотя бы до уровня 1990 года потребует не менее трех лет и еще $5 миллиардов, но при этом увеличит мировое производство нефти лишь на 4%. Наивно думать, что это повлечет за собой стабилизацию цен на нефть, тем более что ничто не помешает странам - членам ОПЕК сократить на этот объем свое производство. Ирак никогда не будет в состоянии гарантировать США низкие цены на нефть". Ныне иракская нефть значительно менее важна для США чем, например, нефть Мексики или Канады. По мнению Макса Бута, старшего научного сотрудника Совета по Внешней Политике простейшие расчеты показывают, что США экономически невыгодно пытаться захватить контроль над иракской нефтью военным путем. Никакое понижение цен на нефть не способно в ближайшие десятилетия компенсировать эти колоссальные затраты. Американский контроль над Ираком недостижим. При всей своей мощи США не в состоянии контролировать нефтяную политику иных государств. Американский экономист Стивен Дэвид подсчитал, как мировые цены на нефть зависят от ситуации в Персидском заливе. Периоды войн и нестабильности обязательно сопровождались скачками цен на нефть. В 1973 году с началом войны Судного Дня (арабские государства, включая Ирак, против Израиля) цены на нефть поднялись на 400%. В 1979 году (попытка исламских радикалов захватить власть в Саудовской Аравии) они поднялись на 150%. В 1990 году (захват Ираком Кувейта) - на 50%. Ожидание войны с Ираком подняло мировые цены на нефть с $24 за баррель (1 баррель составляет примерно 158,8 л) в сентябре до $30 за баррель в ноябре 2002 года и $36 за баррель в феврале 2003 года, что, как минимум, на $10 дороже, чем ожидалось. Однако причиной скачков цен было отнюдь не приобретение или утрата контроля за теми или иными месторождениями. А по данным Brookings Institution, если события в Персидском заливе приведут к уменьшению добычи нефти на 4 млн баррелей в день (примерно 6% мировой нефтедобычи), то это может вызвать удвоение мировых цен на нефть и, в перспективе, привести к застою и даже кризису в мировой экономике. Однако наихудший вариант развития событий - не прекращение доступа иракской нефти на мировой рынок. Саддам Хусейна несколько раз прекращал продажу нефти, что не оказывало серьезного влияния на уровень цен, поскольку другие государства-экспортеры нефти легко компенсировали это. Гораздо большую угрозу представляют теракты на нефтяных объектах Саудовской Аравии, единственной страны региона, которая в состоянии быстро увеличить объемы добычи нефти. По прогнозу консалтинговой фирмы Fahnestock & Co, атаки саудовских месторождений это может вызвать рост цен на нефть до $80 за баррель и серьезно ухудшить положение дел в мировой экономике. Кроме того, зависимость экономики мира и США от нефти стран Персидского залива постепенно уменьшается. По подсчетам Раджива Дхавана, директора Центра Экономического Прогнозирования Университета Джорджии, в 1973 году Ближний Восток производил примерно 38% мировой нефти. Ныне это значение уменьшилось до 30%. По данным Администрации Энергетической Информации в 2001 году главным поставщиком нефти в США была Саудовская Аравия. В 2002 году крупнейшим поставщиком нефти на рынок США стала Канада (1 926 тыс. баррелей в день). В десятку крупнейших стран-поставщиков нефти в США ныне входят лишь две страны из Персидского залива - Саудовская Аравия (1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |