бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анархическое движение в Мексике

жандармерией «руралес» в северо-восточном Морелосе, восточном Мехико,

керетаро и Идальго. Восставшие захватили множество поместий и роздали их

земли крестьянам. В конце концов правительственные войска схватили

Салакосту около Керетаро и, вероятнее всего, убили его. Но волна восстаний

продолжала расти, и лишь в 1884 г. правительство вернуло себе военный

контроль над ситуацией. (J.M.Hart. Anarchism... P.63-69).

Посреди аграрных бунтов, охвативших Центральную Мексику, выступил со своим

аграрным проектом полковник Альберто Санта-Фе. Это была вершина аграрной

революционной идеологии 19-го века. Документ был известен как «Закон

народа». В его преамбуле указывалось, что закон основывается на концепции

социального и духовного равенства людей. Предлагалось распределить участки

размером 276 на 184 рода (1 род равен примерно 5 метрам) на млад-шего сына

между всеми крестьянскими семьями, при условии что весь капитал и

собственность семьи не будет превышать 3 тысячи песо. Муниципии должны были

определять, какие именно земли будут отторгнуты от поместий. По-мещик мог

получить компенсацию, обратившись в ближайшее отделение Аграрного и

промышленного банка, который определял стоимость земли на открытых и

публичных слушаниях. Банку, который должен был иметь отделения в каждом

штате, предстояло определять, какое количество земли полагалось на

«пуэбло», чтобы обеспечить достаточную обработку. Распределять землю между

ее пользователями должны были муниципальные или деревенские советы в со-

ответствии с местной традицией. Получатель должен был выплатить

установленную стоимость земли в сельскохозяйственный банк из расчета 10% в

год плюс 6% в качестве процентов на неоплачиваемый основной капитал в

течении 10 лет. Собственность на землю не могла передаваться тому или иному

лицу, пока условия соглашения не будут выполнены. Наконец, банку должно

было поручено предоставление низкопроцентных кредитов крестьянам через

муниципальные советы.(J.M.Hart. Anarchism... P.69-70)

А.Санта-Фе работал вместе с Родаканати, Гонсалесом и Салакостой в редакциях

«Эль Хихо дель трабахо» и «Ла Интернасиональ». В 1878-1879 гг. он развернул

агитацию за аграрную реформу в штате Пуэбла, поддерживал контакт с

повстанцами в Гуанахуато и Мичоакане. Ряд активистов создал «Мексиканскую

коммунистическую партию» (первую в мире организацию под таким именем),

которая существовала недолго, но действовала в различных районах страны и

издавала газеты, в том числе «Ла Револусьон сосиаль» в Пуэбло под

руководством А.Санта-Фе (J.M.Hart. Anarchism... P.70, 77, 194; «Communisme.

Organe central en francais du Groupe Communiste Internationalistr».

Bruxelles. Decembre 1992. #37. P.12). В июне 1879 г. Санта-Фе был арестован

в Пуэбло и заключен в тюрьму «Сантьяго Тлате-лолько» в столице. После

освобождения он жил на севере страны в «ссылке», а много позднее был прощен

и даже избран в парламент как сторонник Диаса! Сторонники Санта-Фе подняли

восстание после его ареста, но оно было подавлено (J.M.Hart. Anarchism...

P.70,77).

В 1880 г. в Чалко вернулся Родоканати с намерением восстановить свою школу.

Но он натолкнулся на сопротивле-ние помещиков и местных властей. В регионе

действовала «Аграрная лига Мексиканской республики». Ее члены в Идальго,

Мехико, Морелосе и Пуэбло действовали против помещиков легальными методами.

Глава лиги Тибурсил Монтиель участвовал раннее вместе с Салакостой в

создании «Большого комитета комунерос», регулярно печатался в «Эль

Сосиалиста», защищал идею вольных муниципий и аграрной реформы и написал

памфлет в поддержку «коммунизма». Но на сей раз он не нешел общего языка с

Родоканати. Разочарованный Родоканати вернулся назад в столицу, а в 1886 г.

навсегда покинул Мексику.

Однако временный разрыв с Родоканати не спас Монтиеля и его организацию. В

августе 1881 г. он был арестован. Затем его ненадолго освободили, так что

он еще успел в сотрудничестве с Родаканати и другими возглавить издание

«Эль Сосиалиста». Но затем он был вновь арестован и сослан в Нижнюю

Калифорнию. Выступления крестьян в Чалко были подавлены федеральной армией.

Крестьянские выступления продолжались весь период правления Диаса до 1910

г., но так и не достигли прежней высоты. Особого упомингания заслуживает

движение генерала Мигеля Негрете, который выступал в оппозиции к режимам

Хуареса, Лердо и Диаса в Пуэбле, Чалко, Морелосе и Герреро. Он выступал за

аграрную реформу и социальные преобразования, за вольные муниципии,

оказывал некоторую поддержку восстаниям Чавеса Лопеса и Салакосты. В 1879

г. он поднял собственное восстание и сумел удержаться в районе до начала

1890-х гг. Гарсиа де ла Кадена был в 1886 г. схвачен и убит «при попытке к

бегству».

Революционный синдикализм

(конец XIX века - 1931 г.)

Несмотря на спад анархистского движения и исчезновение организованных

групп, мексиканский рабочий класс продолжал бороться и в годы диктатуры

Порфирио Диаса. В 1885-1889 гг. прокатилась волна выступлений против

сокращения заработной платы и диктаторского режима на производстве.

Бастовали рабочие текстильных фабрик «Эль Валор» в Тласкале, «Серритос» в

Орисабе, «Ла-Магдалена» в Контрерасе, «Сан-Антинио-де-Абад» в Мехико,

работ-ники «Ла-Виктория» в Пуэбле, «Эль-Молино» в Веракрусе, «Сан-

Фернандо» в Тлапане. В 1890-х гг. стачки сотрясали фабрику «Сан-Антонио-

де-Абад», «Ла-Кольмена» в Тлалнепантле. Двадцатый век открылся первой

всеобщей стачкой в истории страны: в 1900 г. за забастовкой на фабрикой

«Эль-Майорасго» последовала стачка 3000 текстильщиков штата Пуэбло.

Помощь в становлении мексиканского рабочего движения оказали и

американские революционные синдикалисты. «Рыцари труда» содействовали

организации железнодорожных рабочих в Нуэво Ларедо в 1887 г., в Монтеррее

и Пуэбло в 1898 г., в Агуаскальентесе и Мехико в 1900 г. В начале 20 в.

члены «Западной федерации горняков» и Индуст-риальных рабочих мира (1906

г.) активно работали в Кананеа (J.M.Hart. Anarchism... P.83-84).

Большой вклад в становление анархо-синдикализма в Мексике сыграли 2

эмигранта - каталонец Амадео Феррес и колумбиец Хуан Франсиско

Монкалеано. Хорошо образованный, либертарный социалист Феррес был одним

из тех испанцев, которые в начале века отправлялись в Латинскую Америку,

чтобы распространять идеи анархизма. В последние годы диктатуры Диаса он

начал организовывать подпольные собрания ремесленников и рабочих, прежде

все-го печатников. Благодаря своей энергии и ораторским способностям

Феррес приобрел большую популярность среди печатников. Его идеи сочетали

анархистские концепции личной свободы и «естественного закона» и трудовую

этику, которая должна предохраняет человека от моральной деградации. Он

выступал за свободное и совершенное человеческое общество, в котором мир

стал бы «единым зданием». Национальное государство было для него

защитником привилегий паразитического класса, насильственным подавлением

исконных стремлений человека. Феррес резко кри-тиковал правительство,

законы, религию и политиков. «Правительственная тирания порождена

капиталистическим угнетением и ненасытной алчностью буржуазии, которая в

погоне за прибылями ввергла рабочие классы города и деревни в невыносимые

условия». По его мнению, буржуазия и государство являются врагами потому,

что действуют вопреки принципу взаимопомощи и тем самым враждебны самой

жизни, разрушают и коррумпируют натуру человека. Пролетариат должен вести

борьбу за свои классовые требования еще и потому, что это борьба за

выживание самого человека, ибо «вне принципа взаимопомощи мы все обречены

на забытье».

Феррес приветствовал «революцию Мадеро» как событие, расширявшее

возможности для организации рабочих. Он полагал, что свобода

организационной, просветительской и культурной жизни будет способствовать

повышению общего уровня рабочего класса и, следовательно, его социальному

и экономическому освобождению. В то же время он наставал на полном

отделении рабочих организаций от политики. Феррес заявлял, что с

изменением в самих средствах производства и утверждением фабричной

системы растут знания и способности рабочих, которым достаточно вырвать

экономическую и социальную жизнь из-под контроля государства, капитала и

церкви и поставить производство на службу общества. Он выступал активным

поборником рационального образования, предложенного Ф.Феррером.

В мае 1911 г., за неделю до бегства Диаса из Мехико, печатники столицы,

вдохновляемые анархистами, создали Конфедерацию печатников Мексики. После

падения диктатуры они смогли провести легальное общее собрание, на

котором выступили Феррес и Сото-и-Гама. Участники высказались за создание

наряду с Конфедерацией особого «общества сопротивления». Двое из

печатников - ученики Ферреса Хосе Лопес Донес и Рафаэль Кинтеро позднее

стали ведущими активистами рабочего движения страны. Обладавшим

грамотностью печатникам, «интеллектуальным рабочим», по планам Ферреса,

предстояло сыграть роль катализатора в организации всего рабочего класса.

Среди них бы-ли также другие будущие активисты «Дома рабочих мира» -

Федерико де ла Колина, Энрике Арсе, Фернандо Родарте, Лоренсо Масиас,

Педро Ортега, Альфредо Перес.

Сам Феррес был сторонником более осторожной тактики, чем многие из его

последователей. Он выступал за создание небольших групп сторонников -

своего рода ядер, которым предстояло затем способствовать организации и

образованию других промышленных и сельскохозяйственных трудящихся, пока

массы не станут единым и мобилизованным целым. Он настаивал на том, что

синдикаты должны быть легальными и приобрести достаточную силу, чтобы

взять затем в свои руки контроль над производством. Но начать они должны

с борьбы за частичные требования, с образовательной работы, с практики

взаимопомощи. Таким образом, анархистское общество должно было стать

плодом длительной подготовки.

Однако сторонники Ферреса не обладали его терпеливостью и требовали

стачек, всеобщих забастовок, атаки на капитализм и его социальные

институты посредством создания «обществ сопротивления», саботажа. Однако

первые годы организация печатников работала в рамках закона, а Феррес

хотя и не возражал против идеи всеобщей стачки, настаивал на длительном

периоде подготовки. Конфедерация быстро росла. Через 2 месяца в ней уже

состояло 500 членов, каждую неделю вступали по 15-20 новых членов. В

короткое время были организованы работники основных типографий столицы,

возникли группы в Монтеррее, Тепике, Гвадалахаре, Оахаке, хотя и менее

радикальные, чем в столице. 8 октября 1911 г. начался выпуск газеты «Эль

Типографо мексикано», целью которой было образование и мобилизация

городских рабочих. В ней соблюдался умеренный тон, публиковались статьи

европейских интеллектуа-лов, разъяснялось, что такое синдикализм,

рациональное образование и т.д. Газета выходила каждые 2 недели тиражом в

2000. Члены Конфедерации распространяли газету на организационных

собраниях других рабочих в столице и по стране, выступали на них.

Рассылались письма в другие города с призывом создавать рабочие общества.

Множество агитационных статей было написано Лопесом Донесом. В Мехико

возникла профсоюзная организация каменщиков, потребовавшая лучшей оплаты

труда и лучших условий работы (позднее ее члены участвовали в создании

тайной анархистской рабочей группе «Свет»). Печатники и каменщики

некоторое время вместе издавали «Ла Вос дель опри-мидо» («Голос

угнетенного»).

Пополнившись секциями в других городах, конфедерация печатников в 1912 г.

сменила имя на Национальную конфедерацию графических искусств (НКГИ); на

ее первом собрании новую организацию приветствовал и секретаоь каменщиков

Северино Родригес Вильяфуэрте. НКГИ возглавлял комитет директоров, в

котором преобладали «образо-ванные рабочие»; во главе его стоял секретарь

по внутренним вопросам, который координировал работу организации, созывал

собрания, обращался к делегатам, вел протокол, отвечал за финансы и

общественные связи и т.д. Первым секретарем по внутренним вопросам был

избран Амадео Феррес. Число членов НКГИ росло. Общие сессии в 1912 г.

проходили еженедельно в Ринконада-де-ла-Соледад а Нижнем городе в Мехико;

помимо этого каждую пятницу проводились собрания по специальным вопросам.

Хотя НКГИ предпочитала «идеологическую борьбу с капитализмом», она

действовала, во многом, как профсоюз. Хотя и с неохотой, организация

стала поддерживать проведение стачек - елгда условия благоприятствовали

этому. В 1911 г. печатники заставили уступить издателей «Ла Пренса» и

«Эль Модело» в вопросе о сверхурочных (в первом случае потребовалась

забастовка, во втором хватило угрозы). На следующий год в течение 3

недель бастовали работники фирмы «Эль Либро меркантиль»; НКГИ собирала

средства в их поддержку по всей стране. Конфедерация помогала и

бастовавшим печатникам Торреона, хотя те и не входили в нее. Большинство

в НКГИ (Лопес Донес и другие) продолжали предпочитать умеренную тактику;

однако Кинтеро и другие ученики Ферреса среди «образованных рабочих»

проявляли все больше нетерпение. В 1914 г. они взяли верх и

присоединились к «Дому рабочих мира», заявив о готовности «прибегнуть ко

всем необходимым средствам для победы революционного рабочего класса».

Ведущую роль в создании «Дома рабочих мира» сыграл колумбийский беженец

Хуан Франсиско Монкалеано. Он был профессором университета в Колумбии, но

вынужден был покинуть свою страну как анархист и сторонник рево-люции. 2

года Монкалеано провел в Гаване, откуда вместе с женой и 3 кубинскими

товарищами приехал в Мексику, вдохновленный сообщениями о «революции

Мадеро», конфедерации печатников и движении Эмилиано Сапаты. Он был

горячим поклонником либертарного педагога Франсиско Феррера и его

«рационалистических школ» для рабочих и попытался убедить печатников в

необходимости организовать такую школу. Феррес и большинство

«образованных рабочих» отнеслись к этому прохладно, не желая пока идти на

открытый конфликт с церковью и государством. Но за-тем ему удалось

привлечь к этому делу некоторых из них - будущих деятелей «Дома»

Анастасио Марина, Лоренсо Масиаса, Энрике Арсе и самого Ферреса. Затем

Монкалеано встретился с каменщиками и уговорил присоединиться четырех

ведущих членов, также игравших позднее ключевую роль в «Доме» - Луиса

Мендеса, Элоя Арменту, Пьокин-то Рольдана и Хасинто Уитрона.

Первоначально группа Монкалеано насчитывала 8 членов (Родольфо Гарсиа

Рамирес, Э.Армента, Х.Уитрон, П.Рольдан, Л.Мендес, Киро Эскивель,

Х.Тринидад Хуарес). Они тайно собирались на квартирах членов. На одной из

первых встреч 29 июня 1912 г. было решено создать своего рода учебно-

агитационный центр под названием «Лус» («Свет»). Несмотря на финанесовые

трудности удалось выпустить три номера «либертарного рабочего издания»

под тем же названием - «Лус». В нем пропагандировались идеи Флореса

Магона и МЛП, анархистские взгляды. Был опубликован «Анархистский

манифест группы «Свет»» из 10 пунктов: просвещать порабощенный и

необразованный народ, свергнуть церковь, правительство и капитал, ни в

коем случае не служить какому-либо политику, требовать отчета у богачей,

государства и церкви, разрушить несправедливые общественные институты,

добиться свободы для порабощенных рабочих, использовать правду как оружие

против несправедливости, бороться со страхом, идти вперед к всемирной

нации, живущей в состоянии абсолютной свободы и взаимного уважения, без

богачей и национальных государств.

В конечном счете, союз каменщиков принял решение поддержать Монкалеано и

помог ему издать статьи Феррера и листовки с призывом к созданию

«рационалистической школы», которые распространялись среди профсоюзов и

ра-бочих. На 8 сентября было намечено открытие школы и рабочего центра,

но правительство Мадеро не допустило это-го. В ходе полицейского рейда

П.Рольдан, Х.Уитрон, Альфонсо Ортега и 5 других членов группы «Свет» были

заключены в тюрьму Белен, а Монкалеано выслан из страны. Арестованных

пришлось отпустить 3 недели спустя после многодневных массовых протестов.

22 сентября 1912 г. на собрании членов группы, освобожденных из тюрьмы и

их сторонников - каменщиков, наборщиков, другие представителей

организованного рабочего класса и даже интеллигентов из среднего класса -

был открыт первый центр Дома рабочих и Рационалистической школы. При этой

новой модели Дом должен был стать своего рода центральным рабочим

Советом, занимающимся организационными, культурными и агитационными

вопросами. Во главе Дома стояли члены группы «Свет» - они планировали и

координировали эту работу. Дом стал проводить публичные заседания по

воскресеньям, классы с возможностями записи были открыты ночами в будни.

Была даже создана небольшая анархистская библиотека. Открытые классы,

которые вели члены группы «Свет», привлекли такое количество рабочих, что

группа разработала новую, расширенную программу. Дом стал учебным

центром, в котором существовали курсы по моделированию, личной гигиене,

архитектуре, химии, арифметике, физике, английскому и ис-панскому языкам,

музыке, литературной композиции, ораторскому искусству, истории. Все

классы работали по будням с 6 до 9 вечера; запись была открыта. По

четвергам и воскресеньям в конце 1912-1913 гг. проводились специальные

дневные сессии, обсуждавшие проблемы синдикализма, философии и экономики.

Вечером в воскресенье работало ка-зино.

В классах преподавали члены ассоциации граждан («независимой гражданской

конфедерации») и члены группы «Свет» - П.Рольдан, А.Диас Сото-и-Гама,

Рафаэль Перес Тэйлор, Х.Уитрон. Активисты группы работали внутри «Дома»

как группа контроля бакунистского типа. В первую очередь, они

концентрировались на образовательной програм-ме «Дома».

Успех «Дома рабочих» в Мехико послужил примером для других городов

страны. В марте 1913 г. возникла группа «Свет» в Монтеррее, которая с 1

апреля начала выпуск одноименной газеты. В монтеррейскую группу входили

преимущественно радикально настроенные рабочие из Союза плотников и

рабочие-каменщики. Организация клялась в верности «учению Феррера

Гуардии», но на деле проявляла немалую идейную путаницу.

По мере роста образовательных программ «Дома» и увеличения числа

участвующих в них рабочих группа «Свет» в Мехико приняла в январе 1913 г.

решение расширить свои ряды. Она сменила свое название на «Борьба»

(«Луча») и начала активную программу создания общенациональных анархо-

синдикалистских профсоюзов. Эти союзы должны были иметь общенациональное

представительство в «Доме» в Мехико и состоять из автономных локалов на

уровне предприятий или провинций. Организация местных синдикатов в

региональные «Дома» или сохранение их в качестве отдельных союзов должна

была зависеть от силы движения в том или ином регионе.

Правительство Мадеро попыталось создать лояльное профдвижение в лице

«Большой рабочей лиги Мексиканской республики». Однако мадеризм терял

популярность соеди рабочих, и членам группы «Борьба» удалось в январе

1913 г. выиграть выборы руководства в «Большой лиге»; через некоторое

время большинство из входивших в нее рабочих присоединились к «Дому».

Группа «Борьба» решительно возражала против государственного арбитража в

трудовых конфликтах, считая допустимым только прямое действие - стачки,

бойкот, занятие предприятий и демонстрации. Зимой 1913 г. «М.т.алистско-

кооперативный союз работников ресторанов Федерального округа» и

радикальный союз «Свободных и космополитических рабочих» пригласили «Дом

рабочих мира» принять участие в стачке против владельцев «Английского

кафе» в столице. Выступление превратилось в испытание новой тактики.

Сочетание стачки и сидячей стачки внутри кафе парализовало работу

ресторана, и администрация быстро выполнила требования работников,

касавшиеся зарплаты и рабочего времени. За этим последовали и другие

случаи применения тактики прямого действия. Так, когда управляющий

магазином одежды «Город Гамбург» уволил одного из работников за

профсоюзную деятельность, члены «Борьбы», «Дома рабочих мира» и его

отделения - «Общества взаимопомощи свободных рабочих» собрали 2-тысячную

демонстрацию перед магазином. Опасаясь обычного в таких случаях

разрушения витрин и столкновений с полицией, власти усилили охрану

близлежащих административных зданий и назначили специальную комиссию,

кото-рая предписала администрацию принять требования бастующих и

выплатить профсоюзу компенсацию. В итоге в январе-марте 1913 г. «Дом»

пополнился новыми профсоюзами и тысячами новых членов - «Мютюалистско-

кооперативистским союзом работников ресторанов Федерального округа»,

«Обществом взаимопомощи свободных ра-бочих» и «Космополитическим

обществом работников» (оба представляли работников розничной торговли).

Демонстрации продолжались, и через некоторое время ткачи и работники

пошивочной промышленности объединились в «Рабочую федерацию ткачей» и

вступили в «Дом рабочих мира».

Акции прямого действия превратили ДРМ в самую мощную рабочую организацию

страны. Одновременно расширялась культурная работа, пополнялась его

библиотека. Теперь она включала произведения Бакунина, Прудона,

Кропоткина, Штирнера, Фабри, Прата, Лоренсо, Малатесты и др.

Когда в феврале 1913 г. правительство Мадеро было свергнуто правым

генералом В.Уэртой, ДРМ отказался встать на его защиту, заявив, что он не

вмешивается в политику. Но конфликт рабочих с новым режимом был

неизбежен.

Мексиканский анархо-синдикализм после августа 1916 г.

После всеобщей стачки в июле-августе 1916 г., закрытия «Дома рабочих

мира» и преследования многих из его наиболее активных членов,

синдикалистское движение в Мехико было задавлено. Рабочие собрания не

допускались. Хасинто Уитрон был один раз арестован за проведение собрания

в годовщину казни Франсиско Феррера. Синдикаты распадались. Прошло 9

месяцев, прежде чем новые анархистские группы рискнули появиться на

поверхности в столи-це.

В июне 1917 г. была сформирована новая группа «Свет» во главе с Уитроном.

В ней согласились открыто участвовать лишь немногие из старых лидеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.