|
Анархическое движение в Мексикеотносительно того, чтобы блага, которые они обнаружат в магазинах, в амбарах... , были собраны в легко доступном месте, где все мужчины и женщины доброй воли могли бы составить тщательный список всех расходов», а затем перейти к совместной обработке земли. Речь шла о создании общества анархистского коммунизма. По мнению Р.Флореса Магона, эти принципы были заложены в самой сердцевине индейской традиции крестьян-ской общины. 2 сентября 1911 г. в газете «Рехенерасьон» появилась статья Р.Флореса Магона «Мексиканский народ готов к коммунизму». В ней отмечалось, что в организации индейской общины имеются три соответствующих элемента: 1) общая собственность на землю и свободный доступ ко всем естественным ресурсам (лесам, водам, месторождениям); 2) совместный труд, как в производстве, так и в социальной сфере (строительство домов), что, более обобщенно, означает наличие взаимопомощи как организационной оси; 3) отсутствие власти и необходимости в ней. Общая собственность на землю, отмечал Р.Флорес Магон, включает свободный доступ к ее обработке. Иными словами, можно было после длительной обработки участка менять его. Следует упомянуть и общую собственность на орудия труда. Взаимопомощь служит формой производства и распределения потребительских благ (без всяких денег) и формой удовлетворения индивидуальных потребностей (строительство домов). (Заметим, что для Флореса Магона была важна не столько конкретная форма и масштабы взаимопомощи в данных общинах, сколько сам принцип). Метисы, по его словам, также организованы в соответствии с теми же коммунальными принципами. Все это означает, что элементы коммунизма уже осуществляются большинством населения, а следовательно, в Мексике возможна революцию, создающая общество на коммунальной основе. Социальную революцию Р.Флорес Магон представлял как вооруженное восстание сельских жителей, которое перекинется и на города. Рабочие экспроприируют фабрики и заводы и будут продолжать производить на основе самоуправления. К профсоюзам и их забастовкам Р.Флорес Магон одно время относился со скептицизмом. Он считал, что рабочие организации не могут добиться полного освобождения рабочего класса до тех пор, пока они не ставят под во-прос частную собственность и ведут борьбу только за зарплатные требования. Позднее он смягчил свою критику и его позиция сблизилась с анархо-синдикалистской. Под влиянием призывом МЛП индейцы в Халиско и крестьяне в Веракрусе в 1911 г. стали захватывать землю и обрабатывать ее сообща. В декабре 1911 г. индейцы яки выдвинули лозунг МЛП «Земля и воля!» и захватили землю для общинной обработки. В марте 1912 г. группы МЛП возобновили деятельность в ряде штатов. МЛП, которую Р.Флорес Магон рассматривал теперь как «революционный рабочий союз» (Флорес Магон 19 сен-тября 1915 г. в «Трибуна роха»), продолжала свои попытки превратить мексиканскую революцию в анархо- коммунистическую, но уже не могла больше оказать существенное влияние на происходящие события. Ее силы находились в эмиграции, где подвергались жестоким репрессиям и многократным арестам В Мехико взгляды Флореса Ма- гона и МЛП пропагандировал анархо-синдикалист Монкалеано, создавший группу «Свет». Бывшие члены МЛП Антонио Диас Сото-и-Гама, Ласаро Гутьеррес де Лара, Мануэль Сарабия и Сантьяго де ла Вега стали в 1912 г. основателями синдикалистского «Дома рабочих мира». Однако отношения между «Домом» и «магонистами» далеко не всегда были безоблачными. Р.Флорес Магон придавал большое значение свержению отстранившей и убившей Мадеро военной диктатуры В.Уэрты в Мехико (июль 1914 г.) и росту влияния анархо- синдикалистов, чем они сами. Некоторые деятели «Дома» отвергали более революционную тактику Флореса Магона. Один даже назвал его и его товарищей «ренегатами, на тысячи миль удаленными от Мексики». Анархо-коммунисты вели активную анитимилитаристскую пропаганду, призывали солдат противоборствующих армий дезертировать. Они осуждали империализм США, но не выступали в поддержку мексиканского национализма и патриотизма: «Что такое родина? Родина - это смесь вещей, идей, традиций, предрассудков, понятных немногим; однако же как непостижимо много тех, кто готов подставлять себя под неприятельские пули, чтобы защищать то, чего он не знает и что не дает ему никаких благ... Родина, пролетарии, - это то, что не является нашим и потому не дает нам ничего. Родина - буржуев и идет на пользу только им одним. Родина изобретена паразитическим классом, классом, ко-торый живет, не трудясь, чтобы разъединить трудящихся на национальности и не допустить (или, по меньшей мере, затормозить) таким образом их соединения в единую всемирную организацию, которая сотрет с лица земли старую, угнетающую нас систему», - писала «Рехенерасьон» 18 апреля 1914 г. Р.Флорес Магон надеялся после свержения В.Уэрты на углубление революции. Он возлагал надежды на революци-онную крестьянскую самоорганизацию. «Люди в уараче и белых штанах распоряжаются, прежде всего, в районах, где действуют подлинно революционные силы, экспроприируют... буржуазию и власти...; люди в уараче и сомбреро... взяли закон в свои руки, неписаный закон, прекрасный естественный закон, который гласит, что все равны, все имеют право на место на великом банкете жизни...», - писал он в «Рехенерасьон» 12 декабря 1914 г. Флорес Магон противопоставлял «движение пролетариев - сторонников прямого действия» (жителей деревень Морелоса, Оахаки, Пуэблы, Герреро и Мехико, «уничтожающих судебные архивы и собственность и передающих в распоряжение трудящихся общественное богатство», крестьян Дуранго, захвативших поместья, индейцев яки) борьбе сторонников «политического действия» и противостоящих друг другу фракций (сторонников Вильи, Каррансы, Ф.Диаса и др.) - армию самообороны Э.Сапаты. Сапата не был анархистом, но читал «Рехенерасьон», воспринял лозунг: «Земля и воля!» и некоторые положения программы МЛП. Правда, он не требовал всеобщей экспроприации земли. Выдвинутый и осуществляв-шийся сапатистами «План Айяла» был гораздо более умеренным: в нем предусматривалось возвращение общинам и гражданам земель, отобранных у них помещиками и компаниями во время режима Диаса, при чем помещики должны были получить компенсацию в виде трети стоимости земли. Только в случае их сопротивления земля могла конфисковаться безвозмездно. Сапатисты не добивались и ликвидации государства, но лишь его демократизации и расширения прав местного и общинного самоуправления. Однако, как заявлял Э.Флорем Магон, «единственная близкая к нам группа - это группа Сапаты». Диас Сото-и-Гама участвовал в разработке аграрных планов сапатистов. По некоторым сообщениям, Сапата встречался с эмиссаром Р.Флореса Магона и по его совету выдвинул лозунг «Земля и воля!». Комментируя манифест Сапаты осени 1914 г., в котором тот заявлял о своей оппозиции против правительства Каррансы, газета «Рехенерасьон» 14 ноября 1914 г. писала: «По этому документу видно, что революционное движение носит экономический и социальный характер, что в Мексике идет борьба не за то, кто займет пост президента Республики, а за завоевание экономической свободы, то есть за возможность обеспечить себе существование посредством труда, не завися от богачей. То, что движение Юга (Сапаты, - прим. перевод.) не является исключительно коммунистическим и анархистским не мешает всем честным революционерам отдать ему всю нашу симпатию. И кто может осмелиться сказать, что это великолепное движение не может сомкнуться с анархистским коммунизмом? Достаточно прочитать приведенные параграфы, чтобы убедиться, что в этом движении есть анархический дух». Несмотря на победу «политиков» в мексиканской революции, Р.Фылорес Магон и его товарищи были по-прежнему убеждены в своей вере в грядущую социальную революцию. 16 марта 1918 г. в «Рехенерасьон» было опубликовано «Воззвание к анархистам и рабочим мира», в котором они призывались принять участие в социально-революционных преобразованиях, позволяющих положить конец Первой мировой войне, и создать либертарное общество. 21 марта 1918 г. Р.Флорес Магон и Либрадо Ривера были арестованы властями США. На основании этой статьи суд приговорил их в августе того же года к 25-летнему тюремному заключению. 22 ноября 1922 г. Рикардо Флорес Магон был обна-ружен мертвым в своей камере в американской тюрьме Ливерворт. В январе 1923 г. тело революционера было перевезено в Мексику. Перевозка оплачивалась за счет пожертвований, поскольку товарищи отказались принять деньги, предложенные «революционным» мексиканским правительством. В каждом городе, через который проходил кортеж, его провожали тысячи трудящихся под красно-черными знаменами. В столице более 10 тысяч человек приняли участие в доставке гроба на Французское кладбище (там он пробыл до 1944 г., когда был перезахоронен в «Ротунда-де-лас-Омбрас-и-бустре». Л.Ривера был освобожден в 1923 г. Он продолжал активную пропаганду анархизма вплоть до своей гибели в автомобильной катастрофе в 1932 г. Умирая, он отказался дать показания против виновника аварии - водителя грузовика, поскольку тот был рабочим... Начало движения У истоков мексиканского анархизма стоял Плотино Родаканати. Сын греческого аристократа и матери-австрийки, он родился в Афинах в 1828 г. После смерти отца мать увезла его в Вену. В 1848 г. Родаканати участвовал в венгерском восстании, затем жил в Берлине, стал поклонником сперва Гегеля, а затем Фурье и Прудона. Привлеченный либеральными реформами мексиканских президентов Комонфорта и Хуареса, он в феврале 1861 г. приехал в Мексику, намереваясь создать там аграрную коммуну. По приезде он обнаружил, что аграрно-поселенческие планы Комонфорта давно оставлены. Но Родаканати увидел, к своему изумлению, что общинное крестьянство Мексики живет в условиях, близких к идеалам Фурье и Прудона. Он принял решение остаться и заняться организацией мексиканских крестьян, чтобы основать систему социалистических аграрных поселений уже по собственной инициативе. Стремясь найти сторонников, он опубликовал памфлет «Картилья сосиалиста», в котором изложил принципы аграрной общины. Следуя за Фурье и Прудоном, Родаканати утверждал, что человек хорош по своей природе, но частная собственность, имущественное неравенство и эксплуатация портит человеческую природу и натравливает людей друг на друга. Однако иммигранту не удалось найти достаточно людей для создания коммуны. Тогда он стал работать учителем. Под его влиянием многие ученики стали «либертарными социалистами», и в 1863/1864 г. возникла группа, принявшая в январе 1865 г. название «Социалистический клуб студентов». Участники считали себя мексиканской ветвью бакунизма. Среди них были будущие активисты мексиканского социализма - Франсиско Салакоста, будущий предводитель крестьянских движений, Сантьяго Вильянуэва, организатор городских рабочих, и его товарищ Эрменгильдо Вильявисенсио. (J.M.Hart. Anarchism and Mexican Working Class, 1860-1931. Austin, 1987. P.30). После школы они стали ремесленни-ками и начали организовывать столичных работников физического труда. В этот период ремесленники были недовольны ростом системы фабричного производства и, верные наследию своих гильдий, были восприимчивы к идеям прудоновского мютюализма. В 1864 г. Родаканати выпустил эссе «Неопантеизм», которое помогло сплотить его сторонников. Его идеи стали основой для философского развития мексиканского анархизма. Они совмещали фурьеристскую идею поселений- фаланстеров с прудоновскими обществами взаимопомощи и кооперативами. В политической области Родаканати ратовал за федералистскую структуру. Он требовал преобразовать частную собственность в кооперативную, ликвидиро- вать политику и партии, освободить человека от всяческих ограничений, ликвидировать национальные границы и установить всемирное братство людей. «Вначале будет равное распределение промышленного производства и благ. За- тем эта практика очень быстро распространится благодаря усилиям братьев, объединенных общим интересом. Так мы пойдем по социальному пути, который является естественным» - к новому общественному строю. В философской области Родаканати был позитивистским неопантеистом. В изданном им в 1874 г. журнале «Эль Кранеоскоп» он попытался обосновать социализм историей западной мысли (Гораций, Паскаль, Декарт, Лейбниц, Гердер) и вывести его из поступательного развития человечества согласно «универсальным законам Космоса» (с кото-рыми он отождествлял бога). В том, что касается тактики, Родаканати был осторожнее большинства своих учеников, например, Салакосты. Будучи скорее человеком идеи, нежели человеком действия, он стремился избегать насилия и портясений, надеясь на по-степенное мирное превращение общества в добровольную федерацию на основе идей Прудона и Бакунина. Он рассчитывал на распространение ассоциаций, ликвидирующих политическую иерархию и наемный труд, на вытеснение ими капиталистического общества и замену его социальным и экономическим равенством, взаимопомощью, свободным кредитом и филантропией. Параллельно капитализму должна была вырасти и заменить его кооперативная система ремесленных мастерских, трудовых коллективов, аграрных коммун и других ассоциаций. Родаканати даже призывал капиталистов вступить в новые ассоциации, добровольно отказаться от своей собственности и привилегий и жить в соответствии с естественным законом и инстинктом взаимопомощи. По его мнению, для человека естественна не конкуренция, а солидарность и взаимная помощь. Предвосхищая идеи Кропоткина, он полагал, что распределение благ должно скорее основываться на потребностях, чем на измерении трудового вклада. Можно, таким образом, считать, что он выходил за рамки прудоновских идей и в ряде моментов был близок к анархо- коммунизму. В то же время, Родаканати выступал за создание тайного общества бакунистского типа с целью пропагандировать социалистическую теорию и способствовать ее распространению с помощью выдвижения программы конкретных требований для рабочего класса (J.M.Hart. Anarchism and the Mexican Working Class, 1860-1931. Austin, 1987. P.19-28). В 1865 г. «Группа студентов-социалистов» создала тайную анархистскую организацию «Ла сосиаль - Интернационалистская секция» во главе с Родаканати. «Ла сосиаль» объявила о своей симпатии бакунистской фракции. Ее про-граммой был провозглашен «всемирный союз»: «Она (организация) не признает национальности. Ее три символа - свобода, равенство и братство - Святая Идея». Через несколько лет организация распалась и была реорганизована только в 1871 г. Но ее основателям - Родаканати, Ф.Салакосте, С.Вильянуэве и Э.Вильявисенсио предстояло сыграть важнейшую роль в возникновении мексиканского аграрного и рабочего движения. Ф.Салакоста, родившийся в 1844 г. в семье офицера либеральной армии, в 1854 г. оказался вместе с ней в столице. Он посещал подготовительную школу, где преподавал Родаканати, а затем медицинскую школу. Салакоста стал одним из самых пламенных учеников Родаканати и самых активных организаторов «Ла сосиаль». С.Вильянуэва родился в Мехико в 1838 г. в бедной семье, ра-ботал ремесленником-мебельщиком, изучал искусство, затем анатомию в медицинской школе, где он и познакомился с Салакостой, а через него с Родаканати. Так он стал анархистом. Э.Вильявисенсио родился в штате Мехико в 1842 г., учился в медицинской школе и познакомился с Салакостой и Родаканати. В октябре 1864 г. группа Вильянуэвы приступила к работе с рабочими. Для этого студенты - ученики Родаканати возродили созданное еще в 1853 г. шляпниками мютюалистское «Отдельное общество взаимной помощи». Однако теперь оно стояло на совершенно иных идейных позициях, поскольку в 50-е гг. социалистические идеи в Мексике были еще неизвестны. Мютюалистские общества занимались первоначально созданием кассы взаимопомощи и социальными услугами. Теперь им предстояло стать «ассоциациями сопротивления», вести борьбу за увеличение зарплаты и сокращение рабочего времени. В ноябре 1864 г. было точно также реорганизовано «Взаимное общество портных». В марте 1865 г. оба общества взаимопомощи установили связь с рабочими текстильных фабрик «Сан-Ильдефонсо» в Тлалнепантле и «Ла-Кольмена» в Мехико и помогли им создать «Взаимное общество отрасли прядильщиков и ткачей Долины Мехико». Вскоре после этого на фабриках возник конфликт: владельцы приняли решение увеличить продолжительность рабочего дня. 10 июня забастовали рабочие «Сан- Ильдефонсо», на следующий день - рабочие «Ла-Кольмена». Это была первая забастовка в истории Мексики. Представитель правительства императора Максимилиана отдал приказ стрелять по толпе бастующих рабочих «Сан- Ильдефонсо». Множество человек было ранено, 25 арестовано. Стачка была подавлена (J.M.Hart. Anarchism... P.20-21, 29-32). После этого поражения Вильянуэва и Вильявисенсио создали новую группу - «Индустриально-художественное общество». Оно стало главным центром анархистской деятельности и организации городских рабочих в 1860-х - 1870-х гг. Среди его членов вначале преобладали граверы, художники, скульпторы, перед которыми члены «Ла сосиаль» вели пропаганду прудоновских идей. Родаканати в это время начал работу с крестьянами. В январе 1865 г. он создал школу для крестьян в Чалко (юго-восточный уголок штата Мехико). Эта «Школа луча и социализма» должна была обучать крестьян читать, писать, владеть ораторским искусством, а также научить их методам организации и объяснить им либертарные социалистические идеалы. В ноябре 1865 г. на помощь учителю из Мехико приехал Салакоста. В течение 2 последующих лет они вместе работали в школе, учили и агитировали крестьян. Ученики, особенно привлекший их внимание Хулио Чавес Лопес, проявляли большой интерес к социализму и жаждали перемен в аграрном строе. Родаканати, который не любил насилия, в 1867 г. вернулся на свое преподавательское место в столице, передав школу Салакосте, человеку действия, «поскольку школа уже больше не школа, а клуб свободы для свободы». Родаканати и Салакоста оказали глубокое влияние на Чавеса Лопеса, который писал о себе: «Я коммунист-социалист. Я социалист, поскольку являюсь врагом всех правительств, и я коммунист, поскольку мои братья желают обрабатывать землю сообща». Вскоре после отъезда Родаканати он создал небольшой отряд стороников и начал нападать на поместья-асиенды между Чалко и Тескоко. В течение нескольких месяцев его действия распространились на юг до Морелоса, на восток до Сан-Мартин-Тесмелукен и на запад до Тлалпана. Власти отнеслись к нему сперва как к бандиту, однако выяснилось, что они столкнулись с широким народным движением за захват помещичьей земли. Восстание ширилось, к нему примыкали все новые люди. В марте 1868 г. в район были введены правительственные войска генерала Куэльяра. Но справиться с партизанской тактикой Чавеса Лопеса он не мог. В попытке запугать население, поддерживающее революционеров, он распорядился выслать на Юкатан значительное число жителей Акуантлы, Чалко, Коатепека и все население городка Чиколоапан. «Революционное» правительство президента Бенито Хуареса поддержало эту меру, твердо решив подавить восстание. Однако движение устояло и даже продолжало расти. В 1869 г. Чавес Лопес переместился в Пуэблу и выдвинул идею всеобщего вооруженного восстания: «Что вы думаете насчет того, чтобы сделать социалистическую революцию?» - писал он Салакосте. В юго-восточном углу штата Мехико он был окружен батальоном правительственных войск, но вырвался с кличем: «Да здравствует социализм! Да здравствует свобода!». Чавес Лопес опирался на традиции мексиканской общины - «пуэбло» с ее общинной собственностью на землю (хотя и с посемейной обработкой) и «свободной муниципией». 20 апреля 1869 г. он выпустил манифест, призывая мексиканский народ к оружию для установления нового аграрного строя и сопротивления угнетению со стороны господствующих классов и политической тирании центрального правительства. Национальное правительство, поддер-живающее помещиков, должно было быть заменено автономными населенными пунктами. После резкой критики помещичьего землевладения и эксплуатации и церкви, документ формулировал программу восставших: «Чего мы хотим?.. Мы хотим: земли, чтобы возделывать ее в мире и собирать с нее урожаи в спокойствии; ликвидировать систему эксплуатации и дать свободу всем, чтобы они могли селиться в местах, которые смогут их прокормить, не платя никакой дани; дать народу свободу объединяться в той форме, которую он сочтет более приемлемой, создавая крупные или небольшие сельскохозяйственные общества, которые будут сохранять бдительность в деле совместной обороны, не нуждаясь в тех, кто будет отдавать им приказы извне и наказывать...Как либералы, мы отвергаем любое угнетение. Оно ранит нас, как социалистов. Как люди, мы отвергаем его. ЛИКВИДАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ! Мы хотим земли, мы хотим порядка, мы хотим воли. Мы должны сами освободить себя от всех наших бед; мы хо-тим мира и стабильности. Наконец, мы хотим установления общественного договора между людьми на основе взаим-ного уважения. Да здравствует социализм! Да здравствует свобода!». Вскоре после издания манифеста силы генерала Куэльяра окружили и схватили Чавеса Лопеса. Но уже через несколько дней крестьяне напали на солдат и отбили его и его товарищей. Укрывшись в холмах, Чавес Лопес создал новую армию восстания и атаковал город и поместье Сан-Мартин-Тесмелукан между Чалко и городом Пуэбла. Войска в панике бежали, побросав оружие. Восставшие собрали деньги и оружие и, создавая прецедент, сожгли муниципальные архивы, фиксировавшие права собственности. То же самое произошло в городе Аписако в Тласкале. К восстанию присоединялись все новые отряды. Расширяя агитацию и сферу действия, Чавес Лопес послал 50 человек во главе с Ансельмо Гомесом на север, в штат Идальго. Занимая местность, Чавес Лопес зачитывал и разъяснял манифест, экспроприировал поместье и раздавал землю крестьянам. Продвигаясь на север, он умело уклонялся от столкновения с главными силами генерала Куэльяра. Отряд Гомеса тоже вырос до 150 человек и 11 июня занял город Чиконтепек в Веракрусе. Но восставшим не хватало оружия. Чавес Лопес переместил лагерь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |