|
Александр Ярославович НевскийАлександр Ярославович НевскийСанкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет) Кафедра Всемирной истории Реферат по истории отечества На тему: «Александр Ярославович Невский» Студента факультета ИТП I курса Группы 117 кафедры КТ Куркина Андрея Владимировича Проверила Чепагина Наталья Ивановна Санкт–Петербург 2001 Оглавление 1. Введение…………………………………………………………....3 1. Феодальная раздробленность………………………………….…3 2. Владимиро-Суздальская княжество……………………….……..4 3. Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество)…………..4 4. Новгородская феодальная боярская республика………………...5 2. Предки Св. Александра Невского…………………………………6 3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского……7 4. Нашествие Батыя………………………………………………….12 5. Невская битва………………………………………………………13 6. Ледовое побоище…………………………………………………..15 7. Походы Св. Александра на Литву………………………………17 8. Западная политика Св. Александра…………………………….18 9. Поездка к Батыю…………………………………………………19 10. Новгородский мятеж 1255 г. Завоевание Тавасландии……….21 11. Татаро-монголы………………………………………………….22 12. Смерть Александра Ярославовича Невского…………………..23 13. Воля Петра Первого……………………………………………..24 14. Рассуждения об Александра Невского………………………..24 15. Список литературы………………………………………………25 1. Введение. Удельный порядок был причиной упадка земского сознания и нравственно-гражданского чувства в русских князьях, он гласил мысль об единстве и целостности Русской земли, об общем народном благе. Из пошехонского или Ухтомского миросозерцания разве легко было поднять до мысли о Русской земле Святого Владимира или Ярослава Мудрого? Историк Ключевский о характере эпохи. 1. Феодальная раздробленность Период XI–XIII веков в истории Руси Известны как время феодальной раздробленности. Причина этого явления заключена в самом ходе экономического и политического развития Руси как феодального государства. Укрепление крупного землевладения – вотчина, в которых господствовало натуральное хозяйство, привело к тому, что они стали самостоятельными производственными комплексами, связанными только с ближайшим их окружением. Торговые и ремесленные потребности также удовлетворялись в соседних городах и центрах ярмарочной торговли. С другой стороны, для управляющих вотчинами землевладельцев были выгодны различные формы зависимости от него землевладельцев и ремесленников. Все эти условия превращали феодалов в полных хозяев на своей земле, независимых от центральной власти. Кроме того, они не хотели делиться доходами и собираемой с населения данью с великим князем киевским. Победы Владимира Мономаха над половцами временно устранили военную угрозу, что также способствовало разобщению отдельных земель. Внешний распад Киевской Руси выглядел как раздел территории между членами княжеской семьи. Процесс начался после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. Борьба между его потомками, которые поддерживали местные бояре, привели к тому, что н Руси возникла система обособленных княжеских владений. Она была признана Любечским съездом князей в 1097 году. Из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества, каждое из которых было равно по территории западноевропейскому королевству: Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское и Новгородская земля. В каждом из княжеств не только существовал свой внутренний порядок (строй земельный), но и проводилась самостоятельная внешняя политика. Вместе с тем начавшийся процесс открыл дорогу для упрочения системы феодальных отношений. Однако у него оказалось несколько отрицательных моментов. Прежде всего, разделения на княжества не прекратило княжеские усобицы, а сами княжества начали дробиться между наследниками. Кроме того, внутри княжеств проявились конфликты между князьями и местным дворянством. Каждая из сторон стремилась к наибольшей полноте власти. И наконец, была ослаблена обороноспособность Руси. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV века, когда большая часть территорий Киевской Руси объединилась в составе Московского государства. Говоря о дроблении древнерусского государства, не следует впадать в негативизм. Обратим внимание, что на территории бывшей Киевской Руси в XII–XIII вв. образовалось несколько жизнеспособных государственных центров, независимых друг от друга. 2. Владимиро-Суздальская княжество. Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Благоприятное географическое положение обусловило экономическое развитие княжества, выразившееся и в появлении ряда новых городов, среди которых была Москва. Она ранее принадлежала боярину Степану Кучке. После того как он был казнён, эта небольшая крепость оказалась в руках Юрия Долгорукого. По данным летописи, в 1256 г. в Москве была построена деревянная крепость. Однако временной отсчёт существования города отмечается с первого упоминания его в летописи и датируется весной 1147 года. Самостоятельное развитие Владимиро-Суздальской земли началось в правление младшего сына Владимира Мономаха – Юрия Долгорукого (1154-1157 гг.). Он сделал своей столицей Суздаль. Стабильному экономическому развитию княжества помогало и то, что он был удалён от степей, где жили враждебно настроенные к славянам половцы, а также загорожен непроходимыми лесами. Ряд исследователей полагают, что в Северо-восточной Руси уже на рубеже XII–XII вв. наметились объединительные тенденции, выразителями которых выступили главным образом Андрей Боголюбов и Всеволод Большое Гнездо. Основные направления их политики можно представить так: во-первых, замещение ослабевшей родовой, а затем внутриродовой связи между княжествами линиями, а также во многом изжившем себя вассально-дружинных отношений связью государственной; во-вторых, «собирание» русских земель под властью одного государя, стремившегося опереться на административный аппарат пополнявшийся в основном из председателей младшей дружины. В начале XIII в. после смерти Всеволода княжество распадается на 7 княжеств-уделов. В них утверждается потомки. С развитием удельного порядка роль вече постепенно снижается. 3. Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество). Территория Галицко-волынской земли располагалась в юго-западной части тогдашних русских земель, около Карпатских гор. Она захватывала бассейны рек Днестр, Прута, Буга, Припяти. Природные условия – плодородная земля и мягкий климат – способствовали развитию земледелия. В предгорьях Карпат добывали соль. Близость к Западной Европе позволяла вести интенсивную торговлю с другими странами. Столицей княжества был город Галич на реке Днестр, а торговыми центрами – Перемышль и Владимир Волынский. Спокойному развитию Галицкого княжества помогало и то, что его достигали половецкие набеги. Активную роль в управлении княжеством играли бояре. Следует также отметить, что на ситуацию в княжестве влияла политика соседних государств – Венгрии, Польши, Литвы, за помощью к которым обращались и князья, и представители боярских группировок. Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187 гг.). Когда Ярослав был ещё молод, по инициативе бояр был заключён брак с дочерью Юрия Долгорукого. В дальнейшем бояре использовали княгиню для воздействия на князя. Отмечается случай, когда они даже арестовали князя Ярослава. Однако наибольшей интенсивности борьба боярства с князьями достигла после смерти Ярослава. Смута, начавшаяся со смертью князя, прекратилась только в 1199 г., когда на Галицком престоле утвердился волынский князь Роман Мстиславич (1199-1205 гг.). Он объединил под своей властью Галицкую землю и большую часть Волынской земли, поэтому княжество и стало называться Галицко-волынским. Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли южной Руси, но не успел этого сделать, поскольку умер в 1205 г. После смерти Романа его владения распались, поскольку наследником стал его старший сын Даниил (1205-1264 гг.), которому было тогда всего лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, поскольку Галицию и Волынь пытались поделить между собой Польша и Венгрия. Только в 1238 г. Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче. После завоевания Руси монголо-татарскими войсками Даниил Романович оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды. В это время в полной мере раскрылись дипломатические способности князя. Правитель Золотой Орды сохранили княжество, поскольку рассчитывали использовать его в качестве заслона от угрозы с запада. В свою очередь Ватикан планировал расширить сферу своего влияния и за это обещал князю поддержку в борьбе с татарами, и даже королевский титул. В 1255 г. Даниил Романович был коронован, однако католичество не принял и поддержки от Рима в борьбе с татарами не получил. После смерти князя Галицко-волынского княжество распалось, к середине XIV века Галицкая Земля была захвачена Польшей, а Волынь – Литвой. 4. Новгородская феодальная боярская республика. Феодальное государство на Руси XII-XV вв. Тенденции к обособлению от Киева в Великом Новгороде проявлялись уже в начале XI в. Их выразителем являлось новгородское боярство, подержанное городским населением, обязанным платить дань и поставлять для походов киевского князя. В начале XII в. Новгород уже начинает приглашать князей без согласования с киевским великим князем. В 1136 г. боярство и купеческая верхушка добились политической самостоятельности. В XII-XV вв. происходит расширение территории республики в восточном и северо-восточном направлении. Высшим органом власти в республике являлось вече, на которое собиралось как городское, так и свободное сельское население. Вече избирало посадника и тысяцкого, фактическая власть находилась в руках боярства. Во главе исполнительной власти Новгорода стоял архиепископ, В его ведении находилась казна, внешние сношения, право суда и др. Новгородский князь приглашался из других княжеств вечем, которое заключало с ним договор. Функции князя были ограничены: он был, прежде всего, военачальником. Новгородская федеральная республика вела борьбу с агрессией шведских, а затем немецких феодалов. Новгородская земля не испытала ужаса монголо- татарского нашествия, но признала себя зависимой от Золотой Орды. И стала платить ей дань. С XIV в. начинаются попытки Твери, Москвы и Литвы подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе победила Москва. С 1478 г. новгородские земли были включены в состав Русского централизованного государства. Новгородская феодальная республика перестала существовать. 2. Предки Александра Ярославовича Невского. Отец Св. Александра – князь Ярослав Всеволодович – сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого – был типичным суздальским князем. В его образе уже слагается облик будущих скопидомных собирателей земли – московских князей. Некоторые черты особенно сближают Ярослава с его дядей Андреем Боголюбским. В их характере и во всём их образе чувствуется кровная, родовая связь. Они оба наиболее ярко воплотили особенности своего рода. Юрий Долгорукий (?-1157 г.) – князь суздальский с 1125 г., великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157 гг. сын Владимира Мономаха. Во время его княжения произошло оформление границ Ростово-Суздальского княжества. С начала 30-х годов боролся за южный Переяславль и Киев, за что получил прозвище «Долгорукий». При Юрии Долгоруком была впервые упомянута в летописи Москва (1147 г.). В 1156 г. он укрепил Москву новыми деревянными стенами и рвом. Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212 гг.) – сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, дед Александра Невского великий князь владимирский с 1176 г. Свое прозвище получил за многочисленное семейство (восемь сыновей, четыре дочери). Разгромив князей, претендовавших на Владимир, и ростовских бояр, противившихся усилению его власти, Всеволод III конфисковал их земли и имущество. Активно боролся за усиление своей власти над русскими землями, подчинил своему влиянию Рязань, Киев, Чернигов. В период его княжения продолжался расцвет культуры Владимирского княжества. Ярослав II Всеволодович (1191-1246 гг.) великий князь владимирский в 1238-1246 гг., третий сын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 г. начал княжить в Переяславле Южном, принимал активное участие в борьбе с половцами и междоусобицами южнорусских князей. После смерти отца получил во владения Переяславль Залесский. В 20-30 годы XIII в. Ярослав II неоднократно княжил в Новгороде Великом, активно воевал с его соседям. В 1238 г. после гибели своего брата, великого князя владимирского Юрия, в битве с татарами Ярослав занял владимирский великокняжеский стол. Основной чертой суздальских князей было глубокое и коренное благочестие. Они глубоко чувствовали красоту церковных служб, церковного пения и храмостроительства. Каждый из них оставил по себе храмы, которые он любил крепкой любовью, как своё творение и как свой дар Богу. Суздальские князья-хозяева держали землю крепкой рукой, и для многих эта рука была тяжёлой. В них чувствуется тяжёлая, но верная поступь, знающая, куда она направляет шаги. Они умели смиряться и выжидать. Но, выжидая, они не забывали. Их отличает не забывчивость, подчас злопамятность. В своих войнах они предпочитали медлить, утомлять противника, пользоваться распутицами, разливами рек, холодами. Но, раз уверившись в победе, они шли решительно и становились беспощадными к врагам. На большинстве суздальских князей и, главным образом, на Андрее и Ярославе, лежит печать медлительности, тяжести расчётливого взгляда. Но эта медлительность не была равнодушием или апатичностью. Под этой сдержанностью лежит большая страстность, большое властолюбие. Андрей в молодости любил врываться в самую гущу сечи и рубился, не замечая, что с него сбивали шлем. Вся его жизнь – это прорывы страстности и честолюбия через внешнюю оболочку выдержки. Вспышки необузданной натуры и сгубили его. Ярослава отличает та же страстность. В свои молодые годы он вполне отдался ей, пошёл на Мстислава с новгородцами и старшего брата, не слушая доводов своих бояр и самонадеянно отвергнув предложение мира. Липецкий разгром и изгнание из удела послужили ему уроком на всю жизнь. Он сделался выдержанным и расчётливым. Глубоко верующий, благочестивый, суровый и замкнутый, с прорывами гнева и милосердия – таким встаёт перед нами образ отца Св. Александра. О его матери — княгине Феодосии — известно очень мало. Летописные сказания противоречивы даже в указаниях того, чьей она была дочерью. Её имя изредка и кратко упоминается в летописи и всегда только в связи с именем мужа или сына. Житие называет её «блаженной и чудной». У неё было девять человек детей. Через житие Св. Александра она проходит тихой и смиренной, отдавшей себя своему женскому служению. 3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского. Св. Александр вырастает из своего рода. Вместо неподвижной, медленной тяжести характера отца и дедов в нём есть ясность, лёгкость сердца, быстрота мысли и движений. Но он унаследовал от них серьёзность взгляда, сдержанность и умение переживать и таить в себе свои думы. Во всей своей деятельности он является преемником суздальских князей, ни в чём не ломает родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своей святости. Святой Александр Невский родился 30-го мая 1219 года в уделе своего отца – Переяславле Залесском. Над впадением Трубежа в глубокое и волнистое Клещино озеро Переяславль белелся своим каменным собором Спаса Преображения – постройкою Юрия Долгорукого – четырёхугольным с тяжёлою главою на тонком барабане, с высокими узкими окнами, массивным и тяжёлым, но в котором уже сквозит будущая стройность суздальских храмов. Город окружали земляные валы и деревянные стены детинца. За стенами взгляд захватывал светлый круг озера, кайму поемных лугов и леса и перелески, наступавшие на низменные и болотистые берега. У города на холме стоял Никитский монастырь. За три четверти века до рождения Св. Александра Невского Переяславский купец Никита, стяжавший себе неправедное богатство, раскаялся в сотворённых неправдах и обидах, оставил дом и имущество и ушёл в этот монастырь спасаться на столпе. Там он прославился под именем Никиты Столпника. Прямые сведения о детстве Св. Александра очень скудны. Но летописные сведения, намечающие внешние вехи его жизни, рассказ жития и сведения о воспитании княжичей восстанавливают обстановку его детства. До трёх лет Св. Александр, как и все княжичи его времени, жил в тереме, при матери. В этих годах, по-видимому, была детская тишина, отгороженность от мира. Кругом были только княгинины покои, внутренний быт семьи и церковь. По достижении трёхлетнего возраста над Св. Александром был совершён обряд пострига. После молебна священник, а, может быть, и сам епископ, первый раз обстриг ему волосы, а отец, выведя из церкви, впервые посадил на коня. С этого дня он был взят из княгинина терема и сдан на попечение кормильцу или дядьке — ближнему боярину. После пострига начиналось воспитание, которое вёл кормилец. Воспитание заключало в себе две стороны: обучение грамоте и письму по Библии и Псалтири и развитие силы, ловкости и храбрости. Княжича сызмала брали на лов. С своего коня он видел облавы на туров, оленей и лосей. Потом, когда он подрастал, его приучали поднимать с рогатиной медведя из чащи. Это была опасная охота. Но и впереди княжича ждала опасная жизнь. Молодые князья рано узнавали жизнь со всей её суровостью и грубостью. Иногда уже шестилетних княжичей брали в поход. Поэтому для них с молодых лет, наряду с играми, благостью церковной жизни и тишиной терема, были ведомы война, кровь и убийство. То постепенное познавание жизни, которое совершается в годы детства, имеет неизгладимое значение на всю последующую жизнь человека. Миросозерцание начинает складываться именно в детские годы. Две стороны суздальской жизни должны были оказывать особое влияние на выработку миросозерцания молодых князей. Во-первых, это была церковь и церковная жизнь. Княжеский терем внутренним ходом сообщался с церковью. С самых ранних лет князья ежедневно ходили на раннюю обедню и на все другие церковные службы. Вся жизнь княжеской семьи определялась кругом богослужений. Церковное благолепие было главной заботой. Вся красота жизни сосредотачивалась в церкви. Поэтому и для молодого князя церковь была первым откровением иного мира, отличавшегося от всей окружающей жизни. «Занеже Церковь наречется земное небо» - это свойственное всей древней Руси ощущение церкви входило в сознание с ранних лет. Вся внешняя обстановка церкви – красота храма и икон, горящие свечи и лампады, облачения, курящийся фимиам – было для княжича самым ярким впечатлением детства. Последующее воспитание не разрушало этого первого детского впечатления. Княжич обучался письму и грамоте по Библии и Псалтири. Он постоянно слышал жития святых. Древнерусская письменность указывает, насколько библейский мир был реален для Руси. На старинных иконах события Ветхого и Нового Заветов изображены на фоне русских городов и русской природы. Таким же было и русское миросозерцание. В нём не было отрыва жизни от Библии. При появлении чего-либо непонятного и нового древняя Русь пыталась найти объяснение в Писании. Так, например, неизвестно откуда пришедшие татары были для Руси библейскими народами, вышедшими из «пустыни Ефровския, их же загна тамо (судия) Гедеон». Эта цельность церковного миросозерцания сказывалась и в воззрениях на жизнь и долг князя. Церковь была мерилом жизни. Многие из князей самым грубым образом попирали церковное учение. Но всё же и у них было церковное сознание добра и зла. Древняя Русь не создала внецерковных ценностей. Церковь входила с детства в жизнь как высшая ценность и так сопутствовала человеку до самой его смерти. Второй особенностью суздальской жизни, накладывавшей отпечаток на князя с молодых лет и дававшей ему особое восприятие предстоящей ему государственной деятельности и власти, было сближение княжеского двора со всем княжеством. Ко времени Св. Александра суздальский удельный княжеский двор уже совмещал в себе хозяйство и быт княжеской семьи с управлением княжества. Грань между государственными делами и делами хозяйственными помещика- вотчинника уже стиралась. Поэтому княжич, постепенно выходя из замкнутости терема на княжий двор, начинал узнавать жизнь не только двора, но и всего княжества. Для него всё княжество, с сидевшими на волостях боярами и тиунами, казалось расширенным княжеским двором. Это первое детское восприятие в известной мере также оставалось на всю жизнь. В князьях складывалось новое, для Киевской Руси не известное понимание своей власти над княжеством как над своим хозяйством и достоянием. В них выковывалась твёрдая воля к единодержавию и к стяжанию земли, которая так ярко проявилась у московских князей. Эти два главных влияния суздальской жизни наложили сильный отпечаток и на Св. Александра Невского. Во всей своей жизни он не только не нарушает, но наоборот, наиболее ярко и полно проявляет древнерусское суздальское миросозерцание. И начало этого миросозерцания восходит к первым детским годам в Переяславле. Житие указывает на способности Св. Александра, проявившиеся ещё в детстве. Он быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению и целыми часами сидел над книгами. Он был силён, ловок и красив. Поэтому во всех играх, на лове, а потом и на войне он был всегда первым, как и за чтением Псалтири. Житие повествует, что ещё мальчиком он был серьёзен, не любил игр и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |