|
Деньги и денежная система| | | | |г. |г. | | | |1985 |1990 | | | | | |(%) |(%) | | | |г. |г. | | | | | | | | | | |(%) |(%) | |Герма-| | | | | | | | | | | |ния | | | | | | | | | | | |кредит|9,53|11,5|11,4|122 |99 |314,5|551,9|732 |175,0|133 | | | |9 |8 |159 |63 | | | | | | |депози|4,44|7,07|4,47| | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | |Китай:| | | | | | | | | | | | |7,74|9,36|10,9|121 |117 |301,7|700,9|215,4|232,0|307 | |кредит| | |8 |120 |127 | | | | | | | |7,20|8,64|10,9| | | | | | | | |депози| | |8 | | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | |США: | | | | | | | | | | | |кредит|9,93|10,0|7,14|101 |71 |655 |925 |1232 |141 |133 | | | |1 | |101 |56 | | | | | | |депози|8,05|8,16|4,63| | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | |Япония| | | | | | | | | | | |: |6,60|6,95|4,13|105 |59 |98,2 |119,6|151,7|122 |127 | |кредит| | | |102 |48 | | | | | | | |3,50|3,56|1,70| | | | | | | | |депози| | | | | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | * Ml (деньги в узком понимании) - наличные деньги и вклады до востребования в депозитных учреждениях. ** Данные 1993 г. Другой важный вывод состоит в том, что спрос на финансовые активы и их предложение по своему объему превосходят денежную массу. Эмиссия ГКО и ОФЗ в 1996 г. составила 479,8 трлн. руб., денежная эмиссия - 29,6 трлн. руб., денежная масса (М2) - 278,8 трлн. руб. Такой перекос спроса связан с многократным превышением нормы доходности части финансовых активов по сравнению с рентабельностью реального сектора экономики. Проводимая в 1996- 1998 гг. политика Банка России по понижению учетной ставки и ставок ГКО недостаточна для создания условий для перетока средств в реальный сектор. Эту политику нужно скоординировать с политикой кредитования, точнее, с политикой удешевления кредита для реального сектора. Такую задачу ЦБ очень трудно решить, поскольку ставки рефинансирования пока еще слабо синхронизированы со ставками кредитования, находящимися в юрисдикции коммерческих банков Но ЦБ может проводить более взвешенную политику денежной массы, ее взаимоувязки с другими макроэкономическими параметрами (ВВП, цены, инвестиции). Наконец, ЦБ может прямо регулировать депозитные и кредитные ставки, устанавливая определенные пределы. Предложение денег. В условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от которого США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком соответствии с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом от "золотого правила" денежного обращения главная роль в формировании денежного предложения принадлежит политике правительства и Центральному банку. Исходной основой определения объема денежной массы является ранее рассмотренный нами принцип соответствия денежной массы объему валового внутреннего продукта и уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота денег. Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти (Центральный банк) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей признавал приемлемым среднегодовой прирост денежной массы на 4-5% при среднегодовом приросте реального ВНП на 3% и незначительном снижении скорости обращения денег . Деньги настолько конкретный товар, что они не любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и прогноз производства любой продукции — это недостаточное условие формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан и выручка поступила на счета продавца. Так что основной категорией, определяющей формирование денежной массы в наличной и безналичной формах, служит выручка, которая и есть финансово-денежное измерение ВВП и других стоимостных измерителей результатов экономической деятельности. Политика правительства и Центрального банка зажата в жесткие рамки формирования выручки. Оно не может прибегнуть к простому способу увеличения денежного предложения "разброса денег с вертолета", как это считали некоторые западные экономисты. Вспомним идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90- е годы полагали, что "деньги всегда найдутся, были бы материальные ресурсы". Конечно, деньги можно разбросать с вертолета, но сколько потребуется таких вертолетов при больших денежных аппетитах? Поэтому главная задача денежных властей состоит в создании условий и механизмов слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка, самого Центрального банка, с тем чтобы реализация продукции и всего объема ВВП заканчивалась поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их поступает больше, чем авансируется в момент начала производства. Обычно подчеркивается значение выручки как базовой категории для организации налично-денежного обращения. Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного оборота не в меньшей мере зависит от формирования и использования выручки на счетах фирм и организаций. Например, выручка ОАО "Газпром" лишь на 61% состоит из денежных поступлений, 39% составляют прочие виды расчетов неденежного характера. Естественно, такая структура выручки не может не сказаться на структуре платежей в бюджет, на формировании различных денежных фондов компаний. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями не просто "живыми" деньгами, а в значительной мере наличными, то становится понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной компоненты в ее структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но и налично-денежного оборота. Назовем основные факторы, определяющие предложение денег: 1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта; 2) поступление налогов и сборов с населения; 3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки; 4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг; 5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег; 6) общин дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка, либо путем приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег; 7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики, способствующий увеличению предложения денег; 8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от других статей платежного баланса (см. гл. 24). Так, отрицательный баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами в 1994-1997 гг. (-60,2 млрд. долл.) даже при увеличении внешнего финансирования за этот период (46,7 млрд. долл.) и использованных кредитов и займов МВФ (11,8 млрд. долл.) показывает, что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что создает дополнительную нагрузку на денежное обращение и увеличение предложения денег; 9) состояние баланса Центрального банка. Например, в 1997 г. Центральный банк активы в виде кредитов Минфину заменил активами в виде операций с ценными бумагами. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г. до 44,2% на 1 декабря 1997 г. Такая операция поставила баланс Центрального банка в зависимость от состояния фондового рынка, кроме того, увеличились затраты Минфина на обслуживание госдолга. Последовавший в 1998 г. (август) финансовый кризис потребовал от ЦБ дополнительных ресурсов на реструктуризацию долга, что и осложнило формирование в 1999 г. денежной массы (М2). Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными учреждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность или избыток денег, т.е. эмиссионный результат. Эмиссия денег (по международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория, тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия - результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия денег. Представление о масштабах денежной эмиссии дают данные табл. 2.5. Таблица 7.5 Денежная эмиссия (трлн. руб.) | |1994 г. |1995 г. |1996 г. | |I квартал |2,7 |-0,9 |7,2 | |1-е полугодие |10,5 |19,2 |25,1 | |9 месяцев |16,7 |30,6 |18,6 | |Год |23,2 |45,6 |29,6 | Эти данные в сопоставлении с данными, приведенными в табл. 2.1, о сумме наличных денег (М0) показывают, что эмиссия оказывает влияние на количество наличных денег (М0) с некоторым лагом. Так, эмиссия в 1994, 1995 гг. была больше суммы наличных денег в эти годы, но меньше их суммы в последующем году: в 1994 г. М0 составил 13,3 трлн. рублей, а эмиссия - 23,2 трлн., в 1995 г. М0 - 36,5 трлн., а эмиссия -45,6 трлн. руб. В 1996 г. произошло такое насыщение денежного оборота, что эмиссия существенно сократилась до 29,6 трлн. руб., а масса наличных денег составила 80,8 трлн. руб. Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают использовать денежный мультипликатор: М = n x В, где М - денежная масса; n - мультипликатор; В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка). В свою очередь: В=К + А + К1 + А1, где К - кредиты Центрального банка правительству (размещенные в Центральном банке государственные ценные бумаги); А - чистые иностранные активы Центрального банка; К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам; А1 - прочие чистые активы. Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения доходов); соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования (зависит от уровня процентных ставок по срочным депозитам). Подводя итог, следует выделить элементы формирования денежного предложения. Предложение денег не искусственная, не волюнтаристская категория. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также с возможностями его роста. Формирование предложения денег - это важная сфера денежно-кредитной политики ЦБ. Определяя объемы роста денежной массы М2, ЦБ необходимо принимать во внимание перечисленные выше факторы. Недостаточность денежной массы для экономического оборота определяется слабыми стимулами инвесторов к сбережениям, именно по этой причине медленно развивается безналичный денежный оборот и денег не хватает на обслуживание важнейших циклов воспроизводства. Одной из главных категорий денежного предложения является выручка, т.е. поступление денег на счета в банках. От умелого управления и регулирования процессов формирования и использования выручки как на макроуровне, так и на микро- и мезоуровне зависит устойчивость денежного обращения. 3. Денежная система и ее элементы. 3.1. Типы и структура денежных систем. Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна. Денежные системы сформировались в Европе в XVI-XVII вв. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили следующие причины: феодальная раздробленность, в том числе в монетном деле, которая препятствовала образованию национального рынка; товарно-денежные отношения периода капитализма свободной конкуренции, которые требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы. В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем: системы металлического обращения, при которых денежный товар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл; системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. При металлическом обращении в зависимости от металла, который в данной стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм - это денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их неофаниченное обращение. Существовали три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке; система двойной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось государством в зависимости от спроса на металлы, от экономической и политической ситуации в стране и мире; система "хромающей" валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными средствами платежа, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. Это фактически система двойной валюты, "хромающая" на серебряную ногу, т.е. золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги. Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII вв., а в ряде стран Западной Европы - и в XIX в. В Англии биметаллизм господствовал с середины XIV в. до конца XVIII в. Однако при использовании двух металлов в качестве денег возникала трудность установления стоимостного соотношения между золотом и серебром. В 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм путем подписания международного соглашения о поддержании твердого соотношения между золотыми и серебряными монетами. Так возник Латинский монетный союз - первая попытка межгосударственного регулирования денежной системы. В заключенной Монетной конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов достоинством от 5 фр. и выше с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Биметаллическая денежная система была противоречива и неустойчива. Она не соответствовала потребностям развитого товарного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра - противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. Рыночное соотношение золотых и серебряных монет составляло 1:20, 1:22. В результате удешевления производства серебра в конце XIX в. и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В этом проявилось действие закона Грешэма: монеты из обесценившегося металла вытесняют из обращения монеты из другого металла («"плохие" деньги вытесняют из обращения "хорошие"»). В 1878 г. в странах - членах Латинского монетного союза была прекращена свободная чеканка серебряных монет, хотя серебряные монеты достоинством в 5 фр. продолжали некоторое время сохранять неограниченную платежную силу. В итоге всеобщим стоимостным эквивалентом стал служить один металл - золото, несмотря на формальное равноправие обоих металлов. Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму. Монометаллизм - это такая денежная система, при которой один денежный металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на этот денежный металл (золото или серебро). Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843-1852 гг., в Индии - в 1852-1893 гг., в Голландии - в 1847-1875 гг. Золотой монометаллизм был впервые установлен в Великобритании фактически в конце XVIII в., законодательно - в 1816 г.; а в последней трети XIX в. большинство стран перешло к монометаллической денежной системе на золотой основе. Золотой монометаллизм был введен в Германии в 1871-1873 гг., в Швеции, Норвегии и Дании - в 1873 г., во Франции - в 1876-1878 гг., в Австрии - в 1892 г., в России и Японии - в 1897 г., в США - в 1900 г. В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты. Золотой монометаллизм существовал до первой мировой войны (1914- 1918 гг.) в форме золотомонетного стандарта. Золотомонетный стандарт характеризуется тем, что исчисление цен товаров осуществляется в золоте; во внутреннем обращении страны находятся полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег; производится свободная чеканка золотых монет для частных лиц с фиксированным содержанием золота; находящиеся в обращении денежные знаки (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты по нарицательной стоимости (например, в России 5-рублевый кредитный билет обменивался на 5 руб. золотом); допускаются свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота. Все это обеспечивало относительную устойчивость и эластичность денежной системы. Излишние по сравнению с требованиями закона денежного обращения золотые монеты уходили из обращения в сокровище. При расширении потребности хозяйственного оборота в деньгах золото поступало из сокровища в обращение. Поэтому золото-монетный стандарт в наибольшей степени соответствовал требованиям народного хозяйства, способствовал развитию производства, кредитной системы, международной торговли и кредита, вывозу капитала. Вместе с тем функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия определенных золотых запасов у центральных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото. Следует отметить, что даже в период расцвета золотомонетного стандарта обмен банкнот на золото часто приостанавливался в периоды войн, когда государство вынуждено было финансировать военные расходы за счет бумажной эмиссии. Так было в Великобритании в период наполеоновских войн, в Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. Первая мировая война, потребовавшая больших финансовых затрат на военные нужды, вызвала рост дефицита бюджетов воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта. Во всех воевавших странах (кроме США) был прекращен размен монет на золото и запрещен вывоз его за границу; золотые монеты ушли из обращения в сокровище. После первой мировой войны ни одно развитое государство не смогло вернуться к золотомонетному стандарту. В условиях послевоенной стабилизации экономики в 20-е гг. в ряде стран был установлен золотослитковый стандарт. При золотослитковом стандарте в отличие от золотомонетного в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка. Обмен банкнот и других неполноценных денег производился только на золотые слитки весом около 12,5 кг, для чего требовалось предъявить в банк довольно крупную сумму денег. Так, в Великобритании цена стандартного золотого слитка весом 12,4 кг равнялась 1700 ф. ст., во Франции цена золотого слитка весом 12,7 кг стоила 215 тыс. фр. Золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот. В большинстве стран непосредственный обмен неполноценных денег на золото не был восстановлен даже в такой форме, а применялся обмен кредитных денег на иностранную валюту (девизы), так называемый золотовалютный (золотодевизный) стандарт. При золотодевизном стандарте также отсутствуют свободное обращение золотых монет и свободная чеканка. Обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена на валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем сохранялась косвенная связь денежных единиц стран с золотодевизным стандартом с золотом. После первой мировой войны золотодевизный стандарт, базирующийся на золоте и ведущих валютах мира, был положен в основу денежных систем 30 стран, в том числе Австрии, Германии, Дании, Норвегии. В Германии, например, золотодевизный стандарт был введен в 1924 г. и просуществовал до середины 1931 г. Официальный курс рейхсмарки с прежним довоенным золотым содержанием поддерживался к доллару США на уровне паритета 4,2 марки за 1 долл. Хотя золотослитковый и золотодевизныи стандарты представляли собой форму "урезанного" стандарта золотого монометаллизма, именно благодаря им после первой мировой войны экономически развитым странам удалось восстановить устойчивость денежных систем, сконцентрировать в центральных банках национальные запасы золота и валютных резервов, повысить регулирующую роль государства в организации денежного обращения, а также сократить издержки обращения, связанные с обслуживанием денежного обращения. "Урезанные" формы золотого стандарта (золотослитковый и золотодевизный) просуществовали недолго. В результате мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма (в Великобритании - в 1931 г., в США - в 1933 г., во Франции - в 1936 г.) и утвердилась система неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. Знаки стоимости -банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты - вытеснили золото из обращения. Оно осело в центральных банках, тезаврировалось в частных руках. К началу второй мировой войны ни в одной стране, кроме США, банкноты не обменивались на золото, а в США обмен долларов на золотые слитки (фактически продажа золотых слитков за бумажные доллары по твердой цене американского казначейства) производился только официальным органам иностранных государств. С середины 30-х годов XX в. в мире начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков. Для денежных систем, построенных на обороте кредитных денег, характерны: вытеснение золота как из внутреннего, так из внешнего оборота и оседание его в золотых резервах (в первую очередь в банках), при этом золото продолжает выполнять функцию сокровища; выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков; развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного денежного оборота; создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны государства. После второй мировой войны в мире сложилась так называемая Бреттон-Вудсская денежная система, которая юридически была оформлена в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон- Вудсе (США). Основные черты Бреттон-Вудсской системы были определены принятыми на Бреттон-Вудсской конференции статьями Соглашения (уставом) Международного валютного фонда (МВФ). Они состояли в следующем: функция мировых денег по-прежнему сохранялась за золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства; наряду с золотом в качестве международных платежных средств и резервных (ключевых) валют в международном обороте использовались национальная денежная единица США - доллар и в значительно меньшем объеме фунт стерлингов Великобритании; резервные валюты могли обмениваться на золото: доллар - в Казначействе США по официальному, установленному в 1934 г. соотношению (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота) центральными банками и правительственными учреждениями других стран; обе резервные валюты - на золотых рынках (в первую очередь на лондонском) центральными банками и правительственными учреждениями, а также частными лицами. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 1968 г. почти не отклонялась от нее; приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официально согласованных странами - членами МВФ валютных паритетов (соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в официальном порядке), выраженных в золоте и в долларах США; эти паритеты были стабильными, их изменение могло производиться только с санкции МВФ при определенных условиях и на практике происходило сравнительно редко; рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, т.е. все валюты жестко привязывались к доллару; обратимые национальные валюты свободно обменивались на валютных рынках на доллары и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в указанных выше пределах; на базе свободной обратимости производились многосторонние расчеты между странами; межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял МВФ; он обеспечивал соблюдение странами-участницами официальных валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют; в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в необходимых случаях к взаимопомощи, которая осуществлялась путем предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями кредитов в иностранной валюте для финансирования дефицитов платежных балансов. Таким образом, Бреттон-Вудсская валютная система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного стандарта - по существу, золото-долларового стандарта. В 50-60-е годы она способствовала расширению международного торгового оборота, а также росту промышленного производства. В 70-е годы связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система, основанная на использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, потерпела крах. С 1 августа 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото, отменена официально долларовая цена золота, роль резервных валют стали выполнять марка ФРГ и японская иена, а также СДР и ЭКЮ. С крушением Бреттон-Вудсской валютной системы в начале 70-х годов снова предпринимались попытки обосновать необходимость восстановления золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время предвыборной борьбы считал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта нецелесообразным. На смену Бреттон- Вудсской денежной системе пришла Ямайкская денежная система, оформленная Соглашением стран - членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами: мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ - СДР, которые становились международной счетной единицей; доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР; юридически была завершена демонетизация золота, т.е. утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото оставалось резервом государства и использовалось для приобретения ключевых денежных единиц других стран. 2. Элементы денежной системы. Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются следующие элементы денежной системы: название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара; масштаб цен; виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством; порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение; методы регулирования денежного обращения. Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. Так, 1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам. Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Наполеон, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как "наполендор". В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: "рубль" и "червонец". Масштаб цен - это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар - металл -выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайкского соглашения) официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране. Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 рублей. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки. Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |