бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

Банке, увеличение процентной ставки, ослабление контроля над ценами и

экспортными операциями, поощрение перелива капитала в экспортный сектор

экономики, девальвация денег для оздоровления платёжного баланса. Однако

для результативного применения монетаристской, так называемой

«ортодоксальной» программы необходимы следующие условия:

o высокая эластичность цен по отношению к денежной массе,

o достаточная эластичность цен внутреннего рынка к общемировым,

o достаточная эластичность предложения (производства товаров и услуг) по

отношению к ценам,

o значительная взаимозаменяемость народнохозяйственных ресурсов в связи с

быстрым изменением предложения.

Современные кейнсианцы считают, что спад производства в

постсоциалистических странах вызван чрезмерным увлечением монетаризмом -

нарушением совокупного спроса в результате ограничительной финансовой

политики. Ключевая проблема по их понятиям - преодоление спада

производства, а главная угроза для правительства - безработица и

значительное сокращение инвестиций в социальную сферу, снижение уровня

жизни населения. Бюджетный дефицит, с которым борются монетаристы, они

рассматривают в качестве возможного позитивного стимулятора конъюнктуры.

Монетаристы в свою очередь замечают, что в годы расцвета

кейнсианства инфляция была невысока, а безработица велика.

С конца 70-х гг. Формируется новое течение в направленности

государственного регулирования экономики - концепция предложения. Она

исходит из недостаточности использования одной лишь финансовой и денежной

политики, воздействия на спрос и включение механизма целенаправленного

воздействия на предложение. Делается ставка на меры по снижению издержек

производства, что приведёт к уменьшению инфляционных ожиданий населения и

предпринимателей. Тем самым снижение темпов инфляции будет достигнуто не за

счёт увеличения безработицы, а в результате поведения субъектов рынка,

ориентированных на снижение издержек. Среди типичных мер по стимулированию

предложения:

o сокращение подоходного налога,

o расшивка узких мест в производстве (в том числе улучшение маркетинга,

повышение качества профессионального образования),

o создание служб трудоустройства,

o сдерживание ставок заработной платы вплоть до замораживания при снижении

налогов,

o создание благоприятной атмосферы для предпринимательства, особенно

инновационного.

При условии снижения издержек кривая предложения сместится вправо вниз (см.

рис. 3), что означает и снижение инфляции, и рост производства.

Рис. 3

[pic]

Использование в качестве антиинфляционной меры снижение налогов было

подвергнуто критике в плане сокращения налогов в годы инфляции. Кейнсианцы

и другие экономисты однозначно утверждали, что сокращение налогов вызовет

крупный бюджетный дефицит, который в свою очередь вызовет новый виток

инфляции.

Однако А.Лаффер установил, что более низкие ставки налогов вполне

совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями.

Сокращение налогов не должно вызвать инфляционные дефициты. Его взгляд

основывался на том, что известно теперь, как кривая Лаффера, которая,

согласно рис. 4 описывает связь между ставками налогов и налоговыми

поступлениями. Основная идея заключается в следующем:

по мере роста ставки налога от 0 до 100 % налоговые поступления будут

расти до некоторой точки максимума, а затем снижаться до нуля.

Налоговые поступления после этой точки падают потому, что более высокие

налоговые ставки, по предположению сдерживают экономическую активность

и, следовательно, сокращают налогооблагаемую базу. Т.е. при условии

нахождения точки ставки налогов выше оптимума снижение ставки налога

приведёт не к снижению, а к росту налоговых поступлений.

Рис. 4

[pic]

Механизм государственного регулирования политики цен.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и

производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит

глобальным целям государственного регулирования, целям конъюнктуры и

структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной

конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной

напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие

объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования

цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже

экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с

другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного

регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и

стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных

железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных

запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное

налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены -

вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки

регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой

политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих

развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие

государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания,

и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным

элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого

права уполномоченные государственные органы

осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики,

финансов и Центральный Банк. В каждой стране при правительстве существуют

экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны

консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое

мнение по поводу ценовых законопроектов.

Наблюдение и воздействие на цены.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит

основой , на которой базируются все государственные акции в этой области.

Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления.

Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-

исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям

международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

их социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а

также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и

национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие

на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во

внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,

варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены

оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы

цели они ни служили.

Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного

правительственными органами завышения издержек производства через включения

в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие

фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “

издержки подпирают цену “, то есть расчетные ( а не действительные )

издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате

объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен

становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю

отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной

конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования

является государственная политика установления цен на так называемые

акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают

государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -

предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или

потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в

отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна,

например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей

строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями

или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм,

устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые

становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную

стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и

дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно

воздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической

политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.

Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортёров от налогов , а

в некоторых странах -экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов

и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой

конкуренции на мировом рынке.

Установление фиксированных цен на товары и услуги.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных

шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и

железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары

и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют

снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной

конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или

дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или

установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное

средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно

редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным

в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в

исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной

напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров

осуществляется национальными органами.

Другим важным инструментом государственной политики является

налогообложение .

Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с

рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят

видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны,

поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и

воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на

товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов

в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов

всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового

бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии

прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде

налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

o пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

o регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже,

чем выше доход работника);

o прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше

налог).

Представляется, что наиболее справедливым является прогрессивный

налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным,

чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам.

Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако

налоги с продаж и акцизы являются фактически регрессивными, так как они

в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых

одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить

потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства

налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается

массовое уклонение от уплаты налогов (см. рис. 4).

Государственное предпринимательство.

Оно осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит

природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск.

Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что

первоочередная цель государственного предпринимательства - не

получение дохода, а в решение социально-экономических задач, таких как

обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,

поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных

предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для

воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры

(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным

предпринимательством, относится также предоставление населению льгот

в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным

науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-

технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом

хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в

экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих

мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных

исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной

монополией.

Развитие государственного предпринимательства следует ограничивать в

тех сферах, где отсутствует или недостаточно присутствие частного сектора,

а также в этих секторах, если того требует напряжённая социально-

экономическая ситуация. Дело в том, что по сравнению с частными

государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное

предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и

ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной

самостоятельности и быстроте реагирования на изменения в экономической

конъюнктуре. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как

рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические

мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств

и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной

обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем

предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения

которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять

политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному

поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить

штаты и повысить заработную плату и т.д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному

соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое

отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в

рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед

акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно

сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий

качестве организации производства и т.д.

2. Реалии государственного регулирования экономики.

Современное положение с государственным вмешательством в экономические

процессы на примере отдельных стран.

Экономисты США называют экономическое устройство своей страны

«смешанным капитализмом». Лишь в последние десятилетия государство

постепенно сдаёт свои позиции в регулировании экономики, но только в

определённых областях согласно вышеописанному направлению стимулирования

предложения. В настоящее время на долю налогов в США приходится около 30 %

ВВП. В то же время отлаженное антимонопольное, простое налоговое и детально

проработанное законодательство по социальному обеспечению, а также

лидирующее внешнеполитическое и экономическое положение страны сопутствуют

успешному функционированию и развитию рыночного хозяйства.

Во Франции с 1945 года, в соответствии с провозглашённым принципом

«дирижизма» происходило постоянное глубокое регулирование экономических

процессов государственными органами. Лишь в середине 80-х годов произошла

либерализация цен, и вмешательство государства перестало нести на себе

основную нагрузку по поддержанию темпов экономического роста. По сути, в

этом находит своё отражение неоклассическая модель, согласно оценкам

французских экономистов, дающая при реальном применении неплохие

результаты.

В России до последнего момента преобладал в государственном

регулировании принцип монетаризма. Однако применение именно этого метода

отнюдь не было подкреплено наличием необходимых для его успешного

применения условий, что , в общем, и привело к столь плачевным

экономическим результатам. Управляемость экономики государственными

структурами в настоящее время критически низка. Однако, нередки случаи,

когда государство, стремясь быть сильным и проявить политическую волю,

навязывает основной массе субъектов рынка и населению спорную линию

поведения, отвечающую фактически интересам лишь одного слоя общества.

И снова о причинах и целях государственного регулирования.

Особенностью России, усугубляющей её и без того сложное экономическое

положение, является неоднородность экономического пространства, различие

условий перехода регионов к рыночному хозяйству, включая аспекты природно-

экономического неблагополучия. Поэтому необходима оптимальная связь

процессов территориального развития с целями и задачами государственной

стратегии регионального развития. Центробежные силы в государстве,

проявление сепаратистских настроений в некоторых регионах угрожают, в

частности, единству экономического пространства России, как необходимому

фактору стабильности жизни населения, что требует немедленного

вмешательства государственной власти. Нарушение федерального бюджетного

законодательства следует рассматривать, как посягательство на устои

бюджетного федерализма и конституционного единства государства, и

автоматически прибегать к экономическим, административным и политическим

санкциям в отношении органов власти соответствующего субъекта Федерации. В

этом свете недавние решения некоторых губернаторов не перечислять налоги в

Федеральный бюджет, создание административных препятствий свободному

перемещению грузов по территории РФ требуют немедленного и самого жёсткого

вмешательства государственной власти.

Существуют и другие, сугубо Российские проблемы:

o огромные территории страны, обязывающие государство ради сохранения

целостности жёстко держать в руках транспорт, единую энергосистему

страны, системы связи. Отдельным предприятиям и предпринимателям явно не

под силу организовать заселение пустующих территорий, исследование и

разработку новых месторождений на Дальнем востоке и в Сибири. Тем более

не под силу им управлять Единой, не допускающей расчленения

энергосистемой, и так уже значительно пострадавшей от распада СССР.

o большая часть сельхозугодий находится в зоне рискованного земледелия,

однако не следует «выбрасывать на помойку» отечественный агропромышленный

комплекс как минимум в целях достижения продовольственной безопасности

страны.

o огромный, неповоротливый, умирающий оборонный комплекс, нуждающийся в

помощи государства по реформированию и нахождению рынков сбыта. По

оценкам российских специалистов, до 70 - 80 % денежных средств,

выделенных на конверсию, не дошло до ВПК, осев на счетах коммерческих

банков. К 92 - 94-х гг. Конверсия приобрела неуправляемый и необратимый

характер, что привело к срыву разработанных конкретными предприятиями ВПК

мер по выходу из кризиса.. В данной плоскости государство должно решить

как задачу обеспечения обороноспособности страны, так и предотвращения

социального взрыва в самом незащищённом секторе госэкономики.

- вот лишь некоторые важнейшие причины вмешательства государства в

экономику, среди которых ещё не указаны и общие для всех стран

теоретические предпосылки.

Целевая направленность в госрегулировании России недостаточно ясна.

Нередко в политических заявлениях цели подменяются средствами (реформы в

экономике проводятся ради стабилизации и роста экономики, а не

производство, социальная политика и пр. приносится в жертву рыночным

преобразованиям.) Ярким примером подмены целей можно привести выдержку из

Правительственной программы «Реформы и развитие экономики в 1995 - 1997

гг.»: «Анализ выполнения программы «Развития реформы и ... на 93 - 95 гг.»

показывает, что в РФ были созданы основы рыночной экономики ... государство

перестало контролировать цены на подавляющее большинство товаров и услуг. В

настоящее время свободно формируются хозяйственные связи ... свободно

определяется курс рубля...» Эти слова произносились в момент, когда

обесценивались в банках вклады граждан, предприятия лишались оборотных

средств и хозяйственных связей. Следует ещё раз напомнить, что цели

государственного регулирования экономики - это экономический рост, полная

занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен и т.п. Для

индикации процессов в нашей экономике следует установить так называемые

критериальные цели: развитие производственных сил, интеллекта,

информационной базы, научно-технического потенциала, предпринимательского

таланта, труда, его мотиваций, техники, технологии, энергетической базы,

материально-сырьевой базы, культурной среды. Развитие рыночных реформ

должно определяться по этим критериям, а не возведением в ранг идола

капитализма без оглядки на негативные диспропорции, разъедающие экономику и

государство в целом.

Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и некоторые

необходимые меры.

Продолжить начатую тему можно множеством примеров из самых

разнообразных сфер приложения государственной экономической политики.

Разумеется, разгосударствление собственности предприятий, реорганизация

банковской системы, либерализация цен и другие решения направлены на

создание условий для развития конкуренции и повышение действенности

рыночных методов саморегулирования и стимулирования производства. Однако

поспешность реализации программ приватизации и акционирования

госсобственности привели не к ожидаемому наполнению бюджета и появлению в

России мощного класса государственников - собственников, а к продаже

огромного по количеству и стоимости государственного имущества по бросовым

ценам представителям криминальных структур и теневого бизнеса. Это

обусловлено как отсутствием у населения реальных денег, так иисторически

сложившимся в стране преобладанием крупных и очень крупных предприятий с

очень дорогими основными фондами

То же случилось и с банками - попавшим в руки либо теневиков, либо

партноменклатурного аппарата, совершенно не умеющих делать вложения в

производство, зато прекрасно уловивших способы и методы игры на повышение

курса доллара, а так же выгоды цепочки «экспорт сырья - импорт ширпотреба»

с оставлением всех излишков валюты за рубежом. Коммерческое использование

инвестиционных денежных средств увеличивало рублёвые ресурсы в кредитно-

финансовой сфере, откуда их относительный избыток переводился на валютный

рынок, подталкивая и без того обессиленный рубль к экономической пропасти.

В результате - крах банковской системы, так и не научившейся инвестировать

развитие производственного сектора, однако научившейся заводить частные

коллекции произведений искусства. Между тем, создать реальную

производственную инвестиционную активность предприятий и ограничить

отвлечение их денежных средств в финансовые операции на денежном рынке

можно, изменив критерии функционирования денежного капитала. Для этого

следует восстановить государственное регулирование кредитно-финансовой

инфраструктуры, сферы вторичной по отношению к производству. Нельзя

допускать, чтобы банки и другие организации денежного рынка обогащались за

счёт ограничения поступления инвестиционных финансовых ресурсов в

производственную сферу, угнетения производства.

В рамках государственной инвестиционной программы:

o осуществить комплекс мер промышленной политики по ускорению развития

машиностроения , промышленности стройматериалов, капитального

строительства, производства товаров народного потребления;

o придать действенность амортизационной политике.

Экономисты сходятся во мнении, что для обвального освобождения цен не

было реальных экономических предпосылок: конкуренции, антимонопольного

регулирования, инфраструктуры рынка и пр. Отпустив, а точнее, бросив цены,

правительство фактически нарушило собственное «О государственном

регулировании цен и тарифов на 1992 - 1993 гг.» Следствием данных решений

стал резкий скачёк инфляции, лишивший предприятия оборотных средств, а

население - сбережений. В условиях отсутствия конкуренции цены из свободных

мгновенно превратились в произвольно диктуемые продавцами, ничуть при этом

не стимулируя экономический рост производства, а, наоборот, являясь одной

из причин неплатежей и сокращения его объёмов.

Получилось так, что цена, являющаяся важнейшим экономическим рычагом

рыночного механизма стимулирования и регулирования производства, в течение

ряда лет фактически не выполняя своих функций. Соответственно и рубль

последовательно уступал свои позиции доллару. Мировая практика

хозяйствования свидетельствует, что при приверженности к свободе импорта и

экспорта, закреплённой в международных договорах и декларируемой на словах,

развитые страны не задумываясь вводят меры государственного протекционизма

при малейшей угрозе собственному производителю. И практически ни одно

государство не допускает при товарообороте хождения внутри страны

иностранной валюты, причём более сильной и поэтому более привлекательной.

Эффект «инвестирования России в экономику США» проявляется в том, что за

реальные нефть, газ, лес мы получаем необеспеченную бумагу, которая

навсегда останется по большей части под подушкой или замороженной в банке.

Необходимость отвлечь деньги из долларовых вложений, собственно, послужила

одной из причин возникновения ГКО - попытки составить доллару конкуренцию,

как средству сбережения. Инфляцию в наибольшей мере стимулирует именно

хождение на внутреннем рынке более предпочтительного средства платежа и

накопления. Кроме того, многое свидетельствует о том, что искусственная

слабость рубля - огромный подарок игрокам «сырьё - ширпотреб», а также для

США и других развитых стран в плане сказочной дешевизны для них проведения

и поддержки любых акций внутри РФ, выгодных им. Следовательно, без жёсткого

удаления доллара административным путём и замещения его собственным

платёжным средством невозможно рассчитывать на успех реформ.

В качестве промышленной политики государства на первое место для вывода

экономики из кризиса ставится перевод на дотацию государства цен на

энергоносители и железнодорожные транспортные перевозки. В агропромышленном

комплексе необходим сложнейший набор мер стимулирования, кредитов, цен,

дотаций и т.д. В общем виде вмешательство государства в экономику в

максимально возможном виде необходимо для преодоления глубокого кризиса,

поразившего все сферы нашей жизни.

Общие выводы.

1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка

определяются организацией денежного обращения, производством общественных

товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы

вмешательства государства в экономику определяются перераспределением

доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием

монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением

региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой

экономике.

2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и

административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.

Существуют области, где применение административных методов эффективно и не

противоречит рыночному механизму.

3. Предоставляемые государством общественные товары призваны

удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в

денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок.

Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, с

другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства

общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое в

соответствии с критерием Виксселля должно формироваться по

прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов должна соответствовать

структуре спроса на общественные товары.

4. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически

обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах

рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и

обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог

Пигу) оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет

не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы

цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

Заключение.

Государство может проводить экономическую политику только в тех

интервалах, в каких она соответствует интересам налогоплательщиков. В

демократическом обществе неприемлема ситуация, когда правительство

существует благодаря только лоббированию интересов наиболее сильных

обладателей финансового капитала. В этом ракурсе весьма симптоматичной для

настоящего момента является попытка создания «параллельного правительства»

из крупнейших олигархов в мае этого года.

Следует помнить также о том, что мы нанимаем правительство для

решения наших как насущных, так и перспективных проблем. Однако и мы -

налогоплательщики, предприниматели, и правительство об этом совсем забыли.

Как и о том, что с нерадивым работником можно расторгнуть контракт, а

хорошего - поощрить. В этом и заключается высшая форма государственного

регулирования экономики - регулирование деятельности самого госаппарата.

Список литературы.

Кушмян В. Государственное регулирование экономики // Экономист, 1995, № 2

Безруков В. Правительственная программа «Реформа и развитие экономики в

1995 - 1997 годах» // Экономист, 1995, № 6

Борисов В. Перспективы структурных изменений в машиностроении. //

Экономист, 1995, № 4

О концепции региональной политики. // Экономист, 1995, № 4

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. // Республика, 1993

Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики. // Москва,

1994

Киперман Г., ..Белялов А Налогообложение предприятий и граждан в

Российской Федерации. // Москва, МВЦ «АЙТОЛАН», 1992

Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь,

Москва, «Дело ЛТД», 1994

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.