бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

производственного цикла, в которой находится экономика страны.

Государственное регулирование при помощи самофинансирования базируется на

возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада.

Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями

бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы

сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено

предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для

самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составной

частью самофинансирования являются нераспределенные прибыли. Поощрение

роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не

беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших

и действенных средств госрегулирования экономики и главным элементом

самофинансирования является ускоренное амортизационное списание основного

капитала. Но и этот действенный инструмент сам оказывается в сильной

зависимости от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессии

сокращается загрузка производственных мощностей и выпуск продукции, а

правительство разрешает списывать все большую часть основного капитала в

амортизационный фонд. Но издержки и без того растут -затрудняются платежи

покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт

продукции. Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним

нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в

связи с сокращением производства. Возможности роста цен в кризисной

ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с

периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может

привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в

амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для

финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные

разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут

использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной

прибыли.

Государственное регулирование экономики через налоги и ставки

амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы:

o бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов;

o социальные, связанные с готовности физических и юридических лиц мириться

с налоговым гнетом;

o границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы

продукции по мере сокращения производства и достижения предела

амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным

образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях

недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность регулирования через

государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании

государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда

возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.

Главная граница государственного регулирования экономики - возможное

несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в

условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный

капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной

программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он

мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство

может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в

меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.

Перечисленные границы госрегулирования в условиях рыночного

хозяйства носят относительный характер. В этих границах оно продолжает

развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность.

Его механизм постоянно совершенствуется. В современных условиях практика

регулирования оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить

всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы в наиболее

развитых странах с рыночным укладом экономики.

Объекты государственного регулирования.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,

регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни

страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не

разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при

помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно

необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания

социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования это:

o экономический цикл;

o секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

o условия накопления капитала;

o занятость;

o денежное обращение;

o платежный баланс;

o цены;

o условия конкуренции;

o социальные отношения, социальное обеспечение;

o подготовка и переподготовка кадров;

o окружающая среда;

o внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклитической политики, или регулирования

хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и

депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и

занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные

финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В

условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные

явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение

платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда

необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача

регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства,

чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление

капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры государственное

регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых

стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются

привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае

поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся

в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых

отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к

прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во

всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и

конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию

чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является

накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли

всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной

экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время

всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям,

регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и

структуру экономики.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения

рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.

Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в

квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых

служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между

спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной

платы, которая может негативно отразиться на национальной

конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости ведет к

увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых

поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным

последствиям.

Особое внимание государство уделяет денежному обращению. Основное

направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией,

представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем

экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством

государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое

регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,

движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют,

участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и

структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно

влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость

национальной валюты.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие

объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных

исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции,

социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач.

Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли;

сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в

целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный

(экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные

процессы).

Средства государственного регулирования экономики.

Средства государственного регулирования подразделяются на

административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они

базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета,

разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить

предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто

прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно охарактеризовать тем,

что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах

производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых

на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с

рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера

деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании

условий для социально слабо защищенных слоев населения и обеспечении

конкурентной среды. Основные инструменты государственного регулирования:

o фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и

налогов;

o денежная политика;

o политика регулирования доходов;

o социальная политика;

o государственное регулирование ценообразования;

o внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным

комплексным инструментом регулирования является государственный сектор в

экономике. Основные экономические средства - это:

o регулирование учетной ставки (дисконтная политика,

осуществляемая центральным банком);

o установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

o операции государственных учреждений на рынке ценных

бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств,

торговля ими и их погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить

соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров

налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют

две роли:

а) это главный источник финансирования государственных расходов;

б) это инструмент регулирования. В задачу государственных бюджетных

органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и

создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Особое место среди средств государственного регулирования,

осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное

списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация

скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных

условиях является одним из важнейших средством стимулирования накопления,

структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на

хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного

списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой

прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в

издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для

финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации

регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного

регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в

амортизационном фонде с целью принудительного использования для новых

капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет ряд

иных последствий:

o дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по

мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за

прогрессивного характера налоговых ставок сокращается.

o ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных

средств от их реальной цены.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в

производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы

благоприятной конъюнктуры, когда в экономике не наблюдается кризисных и

застойных явлений. Льготы по ускоренному амортизационному списанию

равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный

бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост

государственной задолженности. В качестве инструментов государственного

регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это

могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку

товаров и услуг в частном секторе.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в

государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном

регулировании. Государственный сектор включает в себя комплекс

хозяйственных объектов, целиком и полностью принадлежащих государству,

функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно

с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это

объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также

предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные

инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть

государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-

государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства

секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами,

отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор

для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как

средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры,

когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный

сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится

противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет

заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает

новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал

перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней

торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит

целям повышения эффективности народного хозяйства.

Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического

опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и

инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры

по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику

страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных

объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики

могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в

конкретный период.

Государственное экономическое программирование.

Высшей формой государственного регулирования экономики является

государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное

использование в глобальных целях всех элементов регулирования. По мере

усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и

долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные

за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять

порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются

отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных

исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные

среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на

пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы

разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой

безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами

административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной

экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация

новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами

экономического программирования являются государственные учреждения,

ответственные за составление программ, их осуществление и контроль над их

исполнением. Программы разрабатываются специальным государственным органом

или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также

разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также

широко привлекаются представители центрального банка, союзы

предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и

финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное

экономическое программирование является достаточно эффективным при решении

ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование

может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-

стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством

решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы

обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать

противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных

государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы

и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и

неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий,

положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление

тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие

органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы

отдельных групп.

Возможные теоретические модели осуществления государственного

регулирования.

В настоящее время, как основные, рассматриваются следующие модели:

кейнсианство и монетаризм. Для иллюстрации этих моделей приведём два

рисунка (см. рис. 1 и 2).

В первом случае нахождение макроравновесия между спросом и предложением в

точке N1 соответствует неполной занятости. Полная занятость при этом

находится в точке N3. Достижение макроравновесия в точке N3 возможно при

условии стимулирования совокупного спроса согласно теории Д.Кейнса - т.е.

увеличению расходов государства, стимулирование инвестиций и т.д. Во втором

случае макроравновесие находится правее точки полной занятости N2. В точке

N2 спрос превышает предложение.

Рис 1 Рис 2

[pic]

Достижение равновесия возможно за счёт снижения спроса. Это означает,

что государство проводит рестриктивную политику сдерживания экономики, т.е.

политику урезания государственных расходов и повышения налогов. Типичные

меры монетаризма - сокращение бюджетного дефицита (секвестирование

государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на

продукцию в государственном секторе экономики и т.д.), ограничение роста

заработной платы трудящихся, ограничительная кредитно-денежная политика,

введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Центральном

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.