бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование рынка труда

этой связи можно отметить, что принятая в доперестроечный период доктрина

приоритета производства предметов потребления над производством средств

производства без качественного, причем кардинального, изменения последних,

в конечном счете инициировала, как ни парадоксально, дефицит, а затем и

кризис на рынке потребительских товаров.

В случае, если безработица превышает естественную норму, вмешательство

государства в экономику вполне оправдано. Пуская в ход инструменты

макроэкономической политики, оно добивается снижения безработицы вплоть до

естественного уровня. При этом, правда, неизбежно кратковременное

повышение темпа инфляции. Достижение естественного уровня означает, что

государству необходимо полностью прекратить макроэкономическое

регулирование занятости , дать ей возможность совершить рыночные колебания

в районе естественного уровня, при необходимости корректируя их с помощью

методов макроэкономической политики. Главной заботой государства

становится поддержание темпа роста цен на сравнительно низком уровне.

Сделать это можно посредством правильной денежной политики и других

способов антиинфляционного регулирования. Государство может продолжать

макроэкономическое регулирование рынка труда, но уже за пределами

разумного. Увеличивая предложение денег, наращивая субсидии и дотации,

расширяя поток инвестиций из бюджета, оно способно сократить безработицу до

уровня, меньшего естественной нормы.

Длительность экономических взаимодействий на регулирование рынка рабочей

силы определяется двумя основными факторами. Первый – сроки действия

основных соглашений. Если они не содержат обязательства корректировать

заработную плату в соответствии с темпом роста цен, трудящиеся вынуждены

мириться с падением реальных доходов вследствие ускорения инфляции. Только

когда начнется заключение новых трудовых контрактов и в дело вступят

профсоюзы, они вправе добиваться пересмотра ставок заработной платы, что

изменит ситуацию и на рынке труда , и в экономике в целом.

Второй фактор – инфляционные ожидания занятых. Поскольку в их основе лежит

инфляционный опыт, характеризующийся темпом роста цен, обладаетли рабочих

мест какое-то время надеются на лучшее, рассчитывают на его стабильность,

мирятся со снижением реальных доходов. Поэтому в течение определенного

времени наминальная заработная плата не растет. При условии повышения

эффективности труда это обарачивается уменьшением удельных затрат,

увеличением прибыли, инвестиций и занятости. Затем трудящиеся расстаются с

иллюзиями по поводу стабилизации инфляционного процесса, полностью осознав,

что инфляция сократила их реальные доходы, и будущее не обещает ничего

другого. Начинается давление в сторону повышения номинальной и реальной

заработной платы. Поддерживаемые профсоюзами занятые добиваются своего. Но

приращение заработной платы носит сугубо инфляционный характер, вызванные

не увеличением спроса на рабочую силу, а очередным скачком цен, что

является средством неверной денежной политики государства. Поскольку

новая, более высокая, заработная плата имеет нерыночное происхождение,

связана с деятельностью государства, рынок труда окажется

разбалансированным. В результате владельцы рабочей силы, торгующие своим

товаром по искусственно высоким ценам, уже не смогут продать его в прежнем

количестве, произойдет рост безработицы. В итоге достигается естественный

уровень безработицы, но при более значительном темпе инфляции. Становится

очевидным, что предыдущие действия государства привели к ускорению инфляции

и лишь кратковременному снижению безработицы, за которым обязательно

произойдет ее рост. Отсюда следует, что какими бы не были действия

государства, механизмы рынка будут неумолимо продвигать экономику в

направлении долгосрочного развития. Когда государство ведет себя неверно,

поступает вопреки силам рынка, механизмы последнего рано или поздно

«подтянут» безработицу к естественным нормам, но только при исключительно

высоком уровне инфляции. В этом случае общество неизбежно страдает от

стагфляции. При правильной постановке экономической политики естественную

безработицу сопровождала бы умеренная , управляемая инфляция.[2]

1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка

труда

Поскольку в России ещё не сложился рынок в общепринятом понимании, а

некоторые эмпирические данные за период интенсивных реформ в силу

ограниченной по времени и недостаточных масштабов преобразований не дают

возможности выявить тенденции в развитии рынка, постольку для анализа рынка

труда, уяснения механизма его функционирования, целесообразно привлечь

теоретические воззрения учёных зарубежных стран с рыночной экономикой.

Прежде всего необходимо отойти от известной, недавно господствующей

точки зрения, что в централизованной командной экономике не может быть

безработицы. В любой экономике – командной, рыночной – одновременно могут

наблюдаться как свободные рабочие места и их дефицит, так и запас рабочей

силы и её дефицит. Но если в целом для командной экономики больше

характерен дефицит рабочей силы, то доля рыночной её избыток: безработица.

Помимо указанной существует ещё несколько концепций, объясняющих

механизм рынка труда и наличие безработицы.

Основные выводы неоклассической теории о проблемах безработицы

состояли в следующем:

1. Рыночная система обладает автоматическим саморегулированием. При

чрезвычайных внешних воздействиях равновесие на рынке труда (и других

рынках) временно нарушается и возможно появление безработных. Затем

равновесие восстанавливается.

2. Регулировка осуществляется за счёт гибких цен, ставок зарплаты и

процента. Эластичность регуляторов обусловлена совершенной конкуренцией.

3. В условиях совершенной конкуренции рыночная система способна

обеспечить полную занятость трудоспособного населения, что соответствует

нормальным условиям функционирования рынка труда.

4. Существование длительной безработицы невозможно. Если она всё

-таки повысилась, то это объясняется негибкостью цен, ставок зарплаты и

процента.

5. Государство не должно вмешиваться в действие рынка труда.

Классическая школа исходит из того, что в условиях рынка каждый товар

подчиняется закону спроса и предложения. На рынке труда это касается прежде

всего самого труда (рабочей силы). Если спрос больше предложения, то растёт

цена труда - зарплата и занятость работников, соответственно уменьшается

безработица и, наоборот. Таким образом, весьма детально разработанную

микроэкономическую теорию спроса и предложения классики, в известной

степени автоматически, перенесли на макроуровень.

W1 безработица S

количество труда (L)

где S -линия предложения; D - линия спроса;

W - линия заплаты; L - количество занятых

Рис. 1.2 Классическая безработица

В принципе на рынке труда теоретически возможно установление

равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической

школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников,

предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной

заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места;

во втором - появление безработных, готовых трудиться за более низкую

заработную плату.

Исходя из этого, причину безработицы представители классического

направления видели в требованиях наёмными работниками высокой зарплаты.

Соответственно безработица, по их мнению, могла быть устранена

автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие “давления” предложения

труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции

экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и

повышать занятость.

Из классической концепции вытекает однозначный ответ о роли

государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными

обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то

вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории

был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и

в сферу рынка труда, в частности.

Теория Дж.Кейнса. В конце 20-х начале 30-х годов страны с рыночной

экономикой поразил экономический кризис, приведший к значительной по

масштабам и срокам безработице. Он продемонстрировал, что выводы

неоклассической теории о принципиальной невозможности длительной

безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс в работе “Общая теория

занятости, процента и денег” дал объяснение экономических проблем, отличное

от неоклассической теории. Основные его выводы по проблемам занятости

сводились к следующим положениям:

1. Рыночная экономика не является саморегулирующей системой. При

достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен

значительный уровень безработицы и инфляции.

2. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются не

эластичными, они не могут служить регуляторами экономики и восстановить

полную занятость. Их жёсткость объясняется несовершенной конкуренцией на

рынках; наличие монополий, препятствующих снижению цен; существованием на

рынке труда объединений – профсоюзов, препятствующих снижению рыночных

ставок заработной платы.

3. В рыночной экономике желательно достижение полной занятости, что не

тождественно 100%-ному вовлечению в производство всех трудоспособных.

Полная занятость – это максимально достижимая на практике занятость,

соответствующая примерно 96-97% всего трудоспособного населения. Полной

занятости сопутствует безработица (3-4%), так называемый естественный

уровень безработицы, поскольку некоторые её формы (фрикционная ,

структурная) принципиально не устранимы.

ВНП, произведённый в условиях полной занятости называется

потенциальным.

4. В рыночной экономике не существует механизма, автоматически

обеспечивающего полную занятость при всех условиях. Так, при равновесии

совокупного спроса и совокупного предложения реальная занятость может быть

меньше полной, величина произведённого ВНП меньше потенциального. Возможно

длительное существование безработицы.

5. Необходимо систематическое вмешательство государства в экономику

для достижения полной занятости и потенциального ВНП, которые рынок

самостоятельно не обеспечивает. Однако, при любых вариантах вмешательства

государства в рыночную экономику ведёт в конечном счёте к инфляции [26].

При анализе ситуации в России элементы “классической” концепции

применимы как ретроспективно, так и применительно к нынешней ситуации. В 90-

е годы в России падение уровня производства и уровня доходов населения в

разные годы происходило в целом параллельно. В результате общая тенденция

занижения уровня оплаты труда сохранилась. В терминологии СНС (системы

национальных счетов), в 1995 году “доля расходов на конечное потребление

домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние

хозяйства”; в ВВП составила в России 45,5%, в то время как в Германии –

55,4%, Великобритании 63,9%, США – 68,7%. Отметим также, что в США в 1992г.

среднемесячная зарплата в обрабатывающей промышленности составила около

1900 долларов, что в пересчёте на год составило 22800 долларов при величине

произведённого ВВП на одного занятого в экономике 51190долларов в год

(соотношение равно 44,5%). В России в 1995 году средняя заработная плата в

обрабатывающей промышленности составила 1318 долларов в год (по

среднемесячному курсу валют) против 5433 долларов ВВП на одного занятого в

экономике (соотношение 25,4%) [21].

В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась

инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование рыночной

экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало

неэффективным.

Кейсианская теория подверглась критике со стороны монетаристов

(М.Фридмен и др.), основные положения которых по проблемам занятости

таковы:

1. Длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке

труда достигается при естественном уровне безработицы, при этом темп

инфляции может быть любым.

2. Условия функционирования рынка труда задают естественный уровень

безработицы, который превышает безработицу, соответствующую полной

занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная

безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-

95%.

3. В долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на

экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы.

4. В краткосрочном периоде государство может добиться безработицы

ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения

её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая

попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления

всё более высокого фактического темпа инфляции.

5. Государство не должно вмешиваться в рынок труда, если

безработица не превышает естественный уровень. В противном случае в

результате его ошибочной политики занятости развивается стагфляция -

одновременный рост инфляции и безработицы [26].

В современной рыночной экономике меняется представление о полной

занятости, бытовавшей в течении многих лет в советской экономической науке.

В условиях рынка труда речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего

трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной

занятости трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость

воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует

считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность

получить её с учётом профессиональной принадлежности.

Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс

трудовой деятельности, отсутствие безработицы.

Рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением

работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной

эффективности их использования. Совершенствование отношений занятости

необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных

социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых

в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и

других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально трудовой

деятельности, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских

хозяйствах, в частных предприятиях.

Во всех этих формах трудовые отношения складываются по - разному, в

зависимости от отношений непосредственных производителей к средствам

производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная

занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых

регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на

государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других

фирмах [24].

1.3. Формы безработицы

В настоящее время существует два вида безработицы – естественная и

вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые не

устранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к

вынужденной – формы, существующие помимо естественных и повышающие общий

уровень безработицы.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономике резерв

рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и

межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и

обусловленных им потребностей производства.

Существует и иной подход, когда в естественную безработицу включаются

фрикционную, институциональную и добровольную.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежние

места работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным

признаком такой безработицы является её небольшая продолжительность.

Циклическая безработица - вызвана спадом, то есть той фазой

экономического цикла, который характеризуется недостаточностью общих, или

совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги

уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине

циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом

спроса.

Структурная безработица возникает, когда под влиянием НТП происходят

масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растёт

инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свёртываются

производства и сокращаются рабочие места.

Структурная безработица сопровождается ожесточённым сопротивлением

профсоюзов, пытающимся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных

договоров и т.д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка

труда, но не решают проблем социальной защиты людей, пострадавших от

структурной безработицы, максимальное снижение её продолжительности обычно

находятся в центре государственной политики в области занятости.

Когда безработица превышает естественную, то это свидетельствует о

наличии вынужденной. Кроме вышеперечисленных, имеют место следующие виды

безработицы.

Институциональная безработица - произведена правовыми нормами,

устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на её спрос и

предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение

предложение труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того,

чем выше размер пособий, тем длительнее поиск нового рабочего места и

продолжительность безработицы.

Институциональная безработица может быть вызвана введением

гарантированного минимума заработной платы.

Иногда институциональная безработица провоцирует несовершенство

налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения,

сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным

программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются

сроки безработицы.

Рынок рабочей силы инерционен и, судя по практике, не способен

перестраиваться с той скоростью, что и производство. Структура профессий,

уровни квалификаций и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно

медленно, в результате чего появляется особая разновидность

институциональной безработицы. Безработицу, возникающую из-за

несовершенства информации о свободных рабочих местах также следует считать

институциональной.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где НТП

сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение

рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.

Технологические нововведения делают ненадёжными даже рабочие места,

сосредоточенные даже в новейших отраслях экономики. Компьютерные технологии

радикально меняют само понятие “рабочее место”. Например, распространение

персональных компьютеров, подключённых в интегрированные коммуникационные

сети, ведёт к увеличению надомной занятости.

Региональная безработица формируется под воздействием сложной

комбинации исторических, демографических, социально – психологических

факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической

политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти

тоже не по силам справится с этой проблемой, которую обычно приходится

решать на основе общегосударственных целевых программ.

Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими

деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду

ведёт к низкой производительности труда, когда работу одного человека

выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а

уровень скрытой безработицы достиг 50%. Скрытую безработицу пополняют люди,

которые трудятся не полный рабочий день или неделю, а так же те, кто

отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий,

отказались регистрироваться на бирже труда [27].

Безработица порождая у “лишних” людей синдром ненужности, среди прочих

факторов, ведёт к росту преступности, социальной опущенности, создавая

трагедию личности и общества в целом.

Безработица в нашем обществе отражает динамические процессы, оценить

её без исследований специфических характеристик невозможно. Полную картину

безработицы может дать совокупность абсолютных и относительных показателей,

наиболее важным из которых является уровень безработицы. В практике нашей

страны коэффициент рассчитывается как отношение числа безработных,

зарегистрированных на данную дату службой занятости, к численности

трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

1.4. Российский рынок труда:

особенности формирования, перспективы

Реформирование российской экономики показало, что наряду со

свойственными промышленно - развитым странам противоречиями между задачей

ускорения НТП и задачами сокращения безработицы и им подобными

противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие

проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К

ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников

учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение

масштабов занятости в теневой экономике и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.