бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство и экономика

Государство и экономика

Колледж Академии Юридических Наук РФ

“ ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА ”

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

тема : “Государство и рыночная экономика”.

студента Бирюкова Алексея Вячеславовича

форма обучения: очно-заочная

г. Москва

1999 г.

Содержание.

I. Введение.

1.

1. История государственного регулирования экономики.

1.

2. Направления государственного регулирования экономики.

1.

II.Экономический прогресс и роль государства.

1.

1. Чем обусловлено активное участие государства в экономической

2.

жизни.

2. Административные методы государственного регулирования.

2.

3. Экономическая роль государства.

2.

3.1 Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее

2.

блага, которые общество не может получить "на рынке",

способствует благосостоянию всей страны, НО...

3.2 Государство ( затычка не для каждой бочки. Оно не может

3.

быть использовано для исправления всех недостатков общества.

3.3 Цена государственного налогообложения.

4.

3.4 Группы интересов могут использовать политический

5.

механизм государства, чтобы обирать налогоплательщиков и

потребителей.

5. Государство часто создает угрожающий экономике бюджетный

6.

дефицит.

6. Издержки перераспределения доходов намного превышают

7.

выгоды тех, кому предназначаются перераспределяемые средства.

7. Централизованное планирование — это всего лишь подмена власти

8.

рынка политической властью, ведущая к пустой растрате

ресурсов и экономическому упадку.

8. Конкуренция между властями так же важна, как и конкуренция

9.

между фирмами.

9. Конституционные нормы должны обеспечивать гармоническое

10.

сочетание демократии с крепкой экономикой.

III. Экономические функции правительства.

10.

1. Центральные вопросы экономики

11.

2. Экономические задачи правительства

11.

3. Экономические функции правительства

12.

IV. Предпринимательская деятельность государства.

13.

V. Налоги и бюджетное регулирование.

14.

1. Принципы налоговой системы

14.

2. Кредитная политика государства.

15.

VI. Заключение.

16.

Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от

причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном

полную свободу занятий, и не отнимая у них ими

заработанный

хлеб... Это все, что требуется от хорошего

государства.

Томас Джефферсон, Из письма к Эндрю Джексону

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика

здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал

централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг,

процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века — пионеры нормативной экономической теории —

писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства

способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в

государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную

справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди

меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической

экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в

хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени

вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом

смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом

право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 — 19

веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих

первичных прав.

В настоящее время в мире существуют два наиболее распространенных

направления в регулировании экономики: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление стоит на позициях автоматического

саморегулирования рыночной системы.

Кейнсианское направление исходит из необходимости вмешательства

государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с

ней безработицы.

После второй мировой войны большинство развитых стран мира проводило

экономическую политику, отражающую идею Кейнса, что способствовало

смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Начиная со второй

половины 70-х годов активно стали обсуждать негативное влияние этой

политики на производство и предложение. Новые практические рекомендации

были выдвинуты сторонниками монетаризма, которые считают, что главным

инструментом регулирования экономических процессов является денежное

обращение.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило четко

обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и

усиления его роли в экономической сфере. Вместе с тем общепризнанно, что

экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях

действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной

экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его

свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где

возможно регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

Экономический прогресс и роль государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как

минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует "стержень" рыночного механизма -

конкуренция. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной

экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем,

ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию

монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная

антимонополистическая деятельность государства. Первый опыт организованной

антимонопольной деятельности государства был положен принятием

антитрестовского законодательства в США в 1890 г. ("Закон Шермана"). Позже

аналогичные законы появились в других странах.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой

структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться

конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна

производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Предусмотрены

ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная

корпорация. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному

поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и

предложением.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые

"отторгает" рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным

сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а

результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная

наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка,

содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение,

создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической

структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей

рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе,

поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение

функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного

выбора и принципов рационального экономического поведения.

В развитии экономики государство призвано корректировать те

недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует

сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может

регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству

(рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение

запросов тех, кто имеет деньги.

Административные методы государственного регулирования находят

эффективное применение в таких основных направлениях:

1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное

регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к

монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких

ставок акцизных налогов;

2. Обеспечение экономической безопасности производства;

3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов

производственной и экономической деятельности и контроля за их

выполнением;

4. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни

населения;

5. Защита национальных интересов в сфере международных и экономических

отношений.

Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений

довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно "работают" на

повышение эффективности экономических отношений.

Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые

общество не может получить "на рынке", способствует благосостоянию всей

страны.

Государство может способствовать совместной деятельности членов

общества и увеличивать экономическое благосостояние страны двумя путями:

а) обеспечивать защиту жизни людей, их свободы и собственности (если

последняя была приобретена без применения силы, обмана или воровства);

б) предоставлять некоторые блага со специфическими свойствами,

затрудняющими их получение через рынок.

Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен называет это соответственно

защитной (protective) и производительной (productive) функциями

государства.

Защитная функция состоит в поддержании безопасности и порядка,

включая контроль за исполнением законов, запрещающих воровство,

мошенничество и насилие. Государство обладает монопольным правом на

применение силы в целях защиты граждан друг от друга, а также от внешних

угроз.

Другими словами, государство стремится предотвратить ущерб, который

люди могут нанести друг другу, и следит за соблюдением свода законов, в

рамках которого люди могут мирно взаимодействовать. В этой связи критически

важными для благосостояния страны являются контроль за соблюдением

контрактов и отказ от всяких ограничений, регулирующих предписаний и

дифференцированных налогов, препятствующих обмену.

Экономическое значение защитной функции достаточно очевидно. Если

государство выполняет ее достойно, люди верят, что не будут обмануты и все

произведенное ими будет ограждено от посягательств не только грабителей, но

и государства с его высокими налогами и разрушительной инфляцией. Иначе

говоря, защита гарантирует, что засеявшему поле будет позволено собирать

урожай. Урожай в результате оказывается обильным.

Когда государство плохо справляется с этой защитной функцией,

возникают серьезные проблемы. Если права частной собственности не

определены четко или же не соблюдаются, люди будут присваивать чужое

имущество, ничего не платя его владельцам. В условиях, когда одни могут

заставлять платить за себя других, рынок не сможет нормально

функционировать, поскольку механизм определения истинных издержек

производства товаров, на котором он основан, не будет действовать.

Кроме того, ресурсы, права собственности на которые нечетко

определены или не достаточно защищаются, подвергаются чрезмерной

эксплуатации. Загрязнение окружающей среды является классическим примером

такой ситуации.

Вторая важнейшая функция государства( производительная ( заключается

в обеспечении граждан так называемыми общественными благами, которые имеют

две отличительные черты:

(1) их нельзя предоставить кому-то одному, не сделав их в то же время

доступными для остальных, и

(2) трудно, а иногда и невозможно, ограничить круг потребляющих эти блага

лишь теми, кто за них платит.

Национальная оборона, проекты по предотвращению наводнений или по

борьбе с насекомыми ( примеры общественных благ.

Частным фирмам очень сложно производить и продавать подобные блага. В

силу самой природы этих благ, установить непосредственную связь между

платой за них и их предоставлением практически невозможно, а следовательно,

у потребителя отсутствует стимул приобретать их. Их оплатят другие, а он

сможет потреблять их даром.

Законное право государства ( делать то, что люди в одиночку либо не

могут осилить вообще, либо не в состоянии сделать очень хорошо.

Государство ( затычка не для каждой бочки.

Оно не может быть использовано для исправления всех недостатков

общества. Люди склонны считать, что правительство, особенно избранное

демократическим путем, может исправить все недостатки общества.

Государственное вмешательство по их мнению в состоянии решить любые

общественные проблемы: помочь бедным, повысить качество медицинского

обслуживания, поднять уровень образования, снизить стоимость жилья и т. д.

Эта точка зрения неверна по двум причинам. Во-первых, правительство

отнюдь не всегда принимает решения в "интересах общества", что бы ни

скрывалось за этим туманным понятием. Во-вторых, оно отнюдь не всегда в

состоянии улучшить дело там, где рыночная экономика не дает желаемого

результата.

Государство ( это всего навсего форма организации общества ( институт

власти, в рамках которого люди коллективно принимают решения и ведут

определенную деятельность. Поэтому нет никакой гарантии, что политика,

одобренная большинством избранных представителей народа, будет

содействовать экономическому прогрессу. Наоборот, есть все основания

опасаться, что всенародно избранные власти могут принимать решения,

подрывающие общественное благосостояние, если большинство избирателей не

сможет самоограничить свои намерения.

Многие ставят знак равенства между политической демократией и

рыночной экономикой. Действительно, большинство стран с рыночной экономикой

имеют демократические политические институты.

Могут быть, однако, и иные варианты. Например, в Гонконге с его

динамичной рыночной экономикой никогда не было демократических выборов:

будучи британской колонией, в течение почти целого века Гонконг находился

под политическим контролем метрополии. В Сингапуре, Южной Корее и Чили —

странах с бурно развивающейся в последние годы рыночной экономикой —

политический режим был в определенные периоды репрессивным и авторитарным.

И наоборот, политическая демократия не всегда обеспечивает простор

для развития рыночной экономики. Некоторые демократические страны(в

частности, Израиль и Индия ( в распределении товаров и ресурсов больше

полагаются на административные методы и высокие налоги, нежели на рынок.

Важно понимать фундаментальные социальные различия между политической

демократией и рыночной экономикой. Когда демократическое государство

облагает население налогами, чтобы финансировать предоставление своим

гражданам определенных благ, имеет место принуждение. Несогласное

меньшинство должно платить налоги и финансировать расходы на общественные

блага независимо от того, получают ли и ценят ли они их. Право

налогообложения позволяет государству, не спрашивая разрешения, забирать у

людей их собственность, например, доход. В частном секторе подобной

принудительной силы не существует. Частные фирмы могут назначать более

высокие цены на свои товары и услуги, но они не могут заставить покупать

их.

Неограниченная политическая демократия ( это система власти

большинства, в то время как рыночное распределение ( это система

пропорционального представительства всех.

В условиях рынка каждый может получить то, чему он отдает

предпочтение. Для этого не нужно принадлежать к большинству; любое

меньшинство имеет возможность "голосовать" своими потребительскими

деньгами. Пока человек или группа людей готовы оплачивать издержки, рынок

будет откликаться на их пожелания. В рыночной сфере каждый представлен

пропорционально своим затратам. Поэтому процесс выбора на рынке не

порождает конфликты, возникающие при принятии решений в государственном

секторе.

Цена государственного налогообложения.

Политики часто говорят, что налоги ( издержки государственной власти.

Издержками приобретения любого продукта является то, от чего приходится

отказываться, чтобы его получить. Государство не является исключением.

Существуют три вида издержек, возникающих, когда государство

предоставляет гражданам блага и услуги.

Во-первых, это потеря продукции в частном секторе, которую можно было

произвести из ресурсов, потраченных в государственном секторе. Ресурсы,

направляемые на строительство дорог, производство ракет, содержание

правоохранительных органов, образования, здравоохранения или на

производство других "продуктов" государственного изготовления, имеют

альтернативные сферы использования. Они могли бы найти применение в частном

секторе, если бы не были потрачены государством. Данный вид издержек

возникает независимо от того, финансируется ли государственный сектор

посредством налогов, увеличения государственного долга или эмиссии денег.

Эти издержки можно сократить, лишь снизив государственные расходы.

Во-вторых, немалые издержки возникают при сборе налогов и исполнении

налогового законодательства: налогооблагаемые доходы должны быть подсчитаны

и проконтролированы, налоговые законы ( приведены в действие. Ресурсы,

идущие на эти цели, недоступны для производства других благ ни в частном,

ни в государственном секторах. Исследования показывают, что в Соединенных

Штатах требуется ежегодно около 5.5 млрд. человеко-часов (что эквивалентно

годовой работе 2 млн 750 тыс. служащих, занятых полный рабочий день) для

выполнения одной только бумажной работы, связанной с налогообложением. Эти

издержки "съедают" примерно 20 центов от каждого доллара, полученного

правительством в форме налогов.

Наконец, в-третьих, в результате налогообложения сделки, которые были

бы взаимовыгодными, становятся неприбыльными и потому неосуществленными.

Также, люди отводят больше времени досугу и неэффективной деятельности.

Отказ от этих потенциальных выгод означает урон для экономики в целом.

Кроме того, налоги поощряют непродуктивную деятельность по уклонению от

них, что также приносит экономические потери.

Таким образом, государство обходится обществу значительно дороже

суммы всех налоговых сборов или суммы всех государственных расходов.

При анализе достоинств той или иной государственной программы необходимо

учитывать все ее издержки.

Политики всегда пытаются скрыть издержки своей деятельности.

Политическая привлекательность бюджетных дефицитов, избыточной эмиссии

денег и различных косвенных налогов состоит в возможности скрыть реальные

издержки государственных программ. Особенно широко распространен обман

в отношении налогов на бизнес. Политики часто говорят о налогообложении

бизнеса так, как если бы налоговое бремя перекладывалось с плеч граждан на

нечто бесплотное. Однако налоги на бизнес, так же как и все остальные,

целиком и полностью оплачиваются гражданами. Корпорация или фирма сама не

платит налоги, а лишь собирает деньги со своих клиентов, служащих или

держателей акций, чтобы затем передать их государству.

Группы заинтересованных лиц могут использовать политический механизм

государства, чтобы обирать налогоплательщиков-потребителей.

Когда деятельность государства ограничена жесткими рамками, оно

способно внести неоценимый вклад в экономическое процветание. Для этого,

однако, требуется нечто большее, чем демократия. В условиях современной

демократии, к сожалению, демократически избранным политическим деятелям

выгодно поддерживать интересы отдельных групп в ущерб обществу в целом.

Осуществляемые с этой целью государственные меры сулят существенные

выигрыши членам хорошо организованных групп (скажем, промышленникам, членам

профсоюза или фермерам) в противовес интересам массы налогоплательщиков или

потребителей. Если группа относительно невелика, то выигрыш каждого из ее

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.