бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Глобальные экономические проблемы

высокотехнологическая, демократизированная экономика – фактор в пользу

демилитаризации общества.

2.2.ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

И ПРИРОДНОГО БАЗИСА

История цивилизации включает сложные отношения общественных и

природных систем. Их можно проследить через процесс перехода от

материальных культур с относительно низкими нагрузками на природные

комплексы к материальным культурам с более высокими параметрами данных

нагрузок.

Особо следует выделить период после второй мировой войны. Общество

вышло на совершенно новый уровень нагрузки на природные комплексы, что

связано с исключительно быстрым ростом масштабов производства, численности

населения и его концентрацией в городах, крайне неравновесно вписанных в

природные комплексы. Характерным для данного этапа является отставание

накопления экологических знаний и использование технических систем с крайне

высокими нагрузками на природные комплексы, а также отсутствие общего

регулирования развития производства в соответствии с потенциалом допустимой

нагрузки на природные комплексы. Значительно ухудшается состояние земельных

ресурсов, обостряется проблема антропогенной нагрузки водных ресурсов и

воздушной среды, лесов, почвы, Мирового океана и климата.

Это привело к кризису жизненных ресурсов, который распространился на

энергетическое обеспечение человека, его продовольственный фонд,

возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Так, за последние 25-30 лет в

мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. При

этом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное – в

отходы, загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий,

технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда

возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными.

За все развитие человечества из-за непродуманного ведения земледелия

и животноводства, привело к эрозии и опустыниванию, оно потеряло почти 2

млрд.га продуктивных земель. Если этот процесс не будет остановлен, то,

согласно прогнозу ООН, к концу тысячелетия планета утратит 1/3 земель,

которыми люди располагали еще в 70-е гг.н.в.

В нашей стране объективные эколого-экономические противоречия,

обусловленные харктером производства, усугубились господством порочного

отношения к природе как к ресурсу. Зонами экологического бедствия стали

целые регионы бывшего СССР. Это районы, пострадавшие от Чернобыльской

катастрофы, Приуралье, на грани экологического кризиса Калмыкия,

Приднепровье, Донбасс, Урал, Кузбасс, Байкал и т.д.

В государствах бывшего СССР 70 млн.человека проживает в городах, где

количество вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимые

концентрации в 5 раз, а 43 млн.человек – в 15 и более раз. Эрозии

подвержены 373 тыс.кв.км леса.

В 68 индустриальных центрах бывшего СССР уровень загрязнения в 10 раз

превышал установленные нормы, а уровень заболеваемости здесь в 1,5-2 раза

выше, чем в целом по стране.

Сложная экологическая обстановка сложилась в Беларуси. В результате

Чернобыльской аварии стали непригодны около 20% сельскохозяйственных

угодий. Кроме того, в атмосферу ежегодно выбрасывается 3 млн.т вредных

веществ; усугубляют положение 45 млн.т отходов и 63 млн.куб.м сточных вод.

В республике уже не существуют как экосистемы более 1500 малых рек и

водоемов. По данным органов здравоохранения, около 20% заболеваний

обусловлено ухудшающимися условиями окружающей среды, а в некоторых районах

и более. Изменилась и структура заболеваний в сторону увеличения гепатита,

легочных и онкологических заболеваний, вызванных некачественной питьевой

водой, продуктами питания и грязным воздухом. Детская смертность превышает

в 3-5 раз этот показатель в развитых странах. Доля же национального дохода,

затрачиваемая на здравоохранение, в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.

Основными причинами этих явлений стали непродуманный процесс

индустриализации советской экономики, государственная политика

эксплуатации природных ресурсов, сам способ организации производства,

подорвавший заинтересованность в экономике и ее эффективности. В последнее

время к этому добавилось разрушение хозяйственных связей, использование

низкокачественного сырья и топлива, нарушение технологических режимов и

недостаточное финансирование воспроизводства окружающей среды.[6,с.27-29]

Под воздействием экологических изменений снижается продуктивность

многих отраслей, ускоряется физический износ средств производства,

замедляется ресурсооборот, следовательно, падает эффективность затрат

живого труда, все большая часть национального дохода вынуждена отвлекаться

на предотвращение деградации природной среды. И напротив, повышение ее

качества ускоряет ход воспроизводственных процессов, увеличивает степень

производительного потребления производственных ресурсов, обеспечивает

снижение удельных затрат совокупного труда, способствует рациональному

использованию капитальных вложений с точки зрения их ориентации на

ускорение НТП и более полное удовлетворение потребностей членов общества.

Таким образом, состояние природной среды во многом обусловливает

необходимость перехода от экстенсивных к интенсивным методам ведения

хозяйства, основанным на ресурсообеспечении с применением средозащитных

технологий.

Переход экономики на интенсивный путь развития должен охватывать все

взаимосвязанные природные компоненты, так как под влиянием отдельных

направлений НТР происходит углубление негативных изменений. Например,

химизация земледелия ведет к росту урожая, но вызывает загрязнение водных

ресурсов; только 10% пестицидов дают эффект, а остальные разрушают

природную среду и губят здоровье человека; гальваническое производство

обеспечивает защиту от коррозии, но ежегодно в стоки только по Беларуси

попадает 1,5 тыс. т тяжелых металлов, поражающих генетический аппарат

человека. Поэтому общество вынуждено затрачивать все больше средств на

поддержание самовосстановительного потенциала природы. Темпы роста этих

затрат по Беларуси превышают общие темпы роста капитальных вложений. Однако

большинство природных ресурсов остаются невоспроизводимыми.[7,с.392]

Все это свидетельствует о том, что каждый воспроизводимый элемент или

фактор производства должен включать экологическую составляющую, которая

обеспечивает сохранение и поддержание саморегулирующей функции природы.

Экономический потенциал можно увеличивать без отрыва природоохранной

деятельности членов общества от хозяйственной.

Экология и экономика – слова одного корня и умение вести хозяйство

непосредственно связано с бережным отношением ко всему, что окружает

человека в жизни. Экономическая наука и экология – это союзники, а не

конкуренты или противники.

Новый подход предполагает взаимопроникновение биологического и

социального, их взаимодополняемость и сопряженность, сращивание экономики и

экологии в единую систему на локальном, региональном и глобальном уровнях.

В рамках такой системы каждая ее подсистема – экономическая и природная –

равнозначны и ориентированы как на достижение высоких экономических

результатов, так и на поддержание равновесия в кругообороте окружающая

природная среда – ресурсы – производство – окружающая среда.

Важнейшим направлением формирования эколого-экономической системы на

всех уровнях является ресурсосбережение. Например, получение 1 т стали из

лома обходится в 20 раз дешевле, чем из железной руды, и снижает

загрязнение воздуха на 80% и воды – на 75%.

Эффект ресурсосбережения несводим только к опережающему росту

конечного продукта по сравнению с промежуточным (сырье, полуфабрикаты,

топливо). Он должен включать в себя снижение потерь в народном хозяйстве,

связанных с ущербом, наносимым окружающей среде производственной

деятельностью определенного вида. Для этой цели может использоваться

показатель «ущербоемкость ресурса (продукции, работ)», разработанный

учеными экономистами.

Ресурсосбережение непосредственно связано с разработкой и внедрением

принципиально новых технологий – мало- и безотходных. Правительством

республики был принят ряд постановлений по этому вопросу, но большинство из

них оказались невыполненными в переходный период.

В начале 90-х гг. начал формироватться производственный комплекс

нового поколения, позволяющий совмещать интенсивные методы хозяйствования с

требованиями средозащиты, но формирование его идет медленно, так как

капитальные вложения, выделяемые государством на охрану окружающей среды,

осваиваются только на 20-25%, затягивается внедрение в производство мало- и

безотходных технологий, не утилизируются в достаточной мере вторичные

ресурсы и отходы. Это относится и к выпуску средств автоматизированного

контроля за процессами природопользования, который весьма низок из-за

дефицита госбюджета.[8,с.25-27]

Наше отставание особо проявляется по сравнению со странами Запада,

где уже образовался емкий рынок экотехники и возникли целые отрасли,

специализирующиеся на выпуске противозагрязняющего оборудования,

оказывающего положительное влияние на экономический рост.

Не менее актуальна, в том числе и для нашей республики, проблема

энергообеспечения. Даже при рациональном использовании энергии 70% ее

теряется, из-за чего происходит дополнительный обогрев окружающей среды.

Растущая мощь энергетики должна быть безопасна для человека и среды

его обитания. Использование имеющихся энергоисточников приводит к выбросу в

атмосферу 200 млн.т оксидов серы и азота ежегодно. Это также усиливает

парниковый эффект и изменяет климат. Не решена проблема захоронения

радиоактивных отходов и их транспортировки.

Среди путей решения проблемы энергообеспечения можно назвать

следующие:

развитие самой системы энергообеспечения, снижение энергоемкости

производства (это наблюдается в ряде развитых стран, особенно в США);

интернационализация мировой энергетики;

переход на возобновляемые источники энергии – солнечной, ветра,

океанической, гидроэнергии (в отличии от возобновляемых источников,

которые будут исчерпаны в обозримом будущем (40-60 лет), они безвредны и

беспредельны).

Стало очевидным, что решение ряда проблем может быть только

комплексным и интернациональным.

В Беларуси из-за неблагоприятной экологической обстановки признано

нецелесообразным размещение новых предприятий химической, нефтехимической,

микробиологической промышленности и металлоемких отраслей машиностроения.

Не является оптимальной и сложившаяся структура народнохозяйственного

комплекса по отношению к окружающей среде.

Разработана государственная программа охраны окружающей среды,

включающая широкое введение и увеличение платы за загрязнение окружающей

среды, обеспечение возможностей рациональной эксплуатации природных

ресурсов, регулирование цен на природоемкую продукцию. В числе элементов

механизма рационального природопользования используется платное потребление

лесных и водных ресурсов. Плата за землю взимается в форме земельного

налога или арендной платы в размерах, зависящих от качества и

месторасположения участка. Однако эти меры не всегда выполняют регулирующие

и стимулирующие функции.

Для установления должного уровня платы за природные ресурсы

необходимо, чтобы она включала в себя не только затраты на сохранение

экологического равновесия, но и дифференциальную ренту. По мере истощения

лучших природных ресурсов она будет расти, вызывая изменения в динамике

оптовых цен на сырье. В решение этой проблемы должны включиться рыночные

силы: спрос, предложение, изменения конъюктуры.[5,с.207]

Центральным звеном экономического механизма природопользования на

современном этапе является система платности, объединяющая платежи за

природные ресурсы, выбросы. Экономические платежи позволяют решить

следующие задачи:

. обеспечить учет природного фактора в составе производственных затрат и

результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и

(или) используются ресурсы природы;

. согласовать интересы предприятий сферы природопользования и потребителей

естественных ресурсов между собой, а также с интересами народного

хозяйства в целом;

обеспечить изъятие дифференциальных доходов рентного происхождения и

нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной

деятельности предприятия;

. отразить специфику процесса природопользования при организации

взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой

системой, государственным и местным бюджетами;

. компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних

их сферы традиционного использования или ухудшении их качества; хотя бы

частично возместить ущерб реципиентам от загрязнения и истощения

окружающей среды.[12,с.96]

Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная

на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашей

республике с начала 90-х годов. Постановлением Совета Министров БССР с 1

июля 1990 г. впервые были введены платежи за выбросы загрязняющих веществ в

воздушный бассейн и их сбросы со сточными водами в водные источники, а 23

декабря 1991 г. платность природопользования в Беларуси закреплена

законодательно принятием закона «О налоге за пользование природными

ресурсами (экологический налог)». С этого времени все природопользователи

независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности стали

облагаться экологическим налогом, который состоит из платежей за

пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в

окружающую среду. Ставки налога и лимиты добываемых природных ресурсов и

допустимых выбросов в окружающую среду определены в соответствии с

утвержденными нормативами. Так, были установлены ставки налога за

фактический объем добычи калийной и каменной соли, строительного и

формовочного песка, песчано-гравийной смеси, глины, доломита, торфа,

сапропелей, строительного и облицовочного камня, воды из поверхностных и

подземных источников, минеральных вод, а также ставки налога за выбросы

(сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные источники.

Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных

лимитов относятся на издержки производства, то есть включаются в

себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов – изымаются из

прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. За превышение

установленных объемов добычи природных ресурсов экологический налог

взимался в 3-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх

установленных лимитов – в 5-кратном.

Суммы налога за использование природных ресурсов и выбросы

загрязняющих веществ полностью зачислялись в доходы местных бюджетов, за

исключением налога за добычу нефти, калийной и поваренной солей, 50%

которого подлежали зачислению в доход государственного бюджета.

Несколько ранее Законом Республики Беларусь «О платежах за землю»

(принят 18 декабря 1991 г.) установлены ставки платежей за земли

сельскохозяйственного назначения (в зависимости от кадастровой оценки),

земли населенных пунктов (в зависимости от категории населенного пункта) и

средние ставки земельного налога по административным районам.

С учетом инфляционных процессов ставки экологического и земельного

налогов неоднократно пересматривались.

Дальнейшее развитие системы платности природопользования было

определено законами Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране

окружающей среды», от 25 ноября 1993 г. «Об отходах производства и

потребления», от 1 декабря 1994 г. и 23 февраля 1996г. «О внесении

изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование

природными ресурсами (экологический налог)», постановлениями Совета

Министров и Кабинета Министров Республики Беларусь об утверждении новых

ставок экологического налога и лимитов добычи природных ресурсов.

В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления»

предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах

(полигонах или территориях предприятий – юридических лиц) с дифференциацией

в зависимости от токсичности отходов, а также промышленных радиоактивных

отходов на специальных полигонах. За размещение всех видов отходов в

санкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкции

в 5-кратном размере норматива, за самовольное размещение отходов в

несанкционированных местах или с нарушением санитарных норм и

экологических требований, а также за сжигание их с целью сокрытия

предусмотрен штраф в 10-кратном размере. С учетом инфляции ставки платежей

индексировались.[13,с.156]

Законом «Об охране окружающей среды» (1992 г.) регламентировано

создание внебюджетных фондов охраны природы, одним из основных источников

формирования которых стали платежи за загрязнение окружающей среды. С этого

времени платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также за

размещение твердых отходов стали поступать не в местные бюджеты, поскольку

расходовались они чаще всего безадресно, а во внебюджетные фонды охраны

природы (10% - в республиканский, 30% - в областные, 60% - в районные и

городские фонды), средства которых идут только на цели оздоровления

окружающей среды, строительство очистных сооружений, внедрение экологически

чистых технологий, научные исследования в области экологии, развитие

экологического воспитания и образования и прочие нужды, связанные с охраной

окружающей среды.

Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь

«О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 1

декабря 1994 г. были ужесточены ставки налога за сверхлимитное

природопользование. С начала 1995 г. за превышение установленных объемов

добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за

выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов -–в 15-

кратном. Поскольку в этом случае налог изымается из прибыли предприятий,

такое ужесточение должно послужить стимулом к соблюдению природоохранных

норм, снижению природоемкости производства.[13,с.159]

Установленный механизм изъятия экологического налога вызвал критику

многих ученых и специалистов-практиков, поскольку включение суммы налога в

себестоимость и цену продукции означает перекладывание платы за выбросы в

окружающую среду с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. Таким

образом нарушается основной принцип платного природопользования

«загрязнитель платит», который реализуется у нас только в случае

сверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налог

изымается из прибыли предприятия.

Однако в данном случае законодатели реалистично подошли к

экономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительный

налог, не компенсированный в ценах продукции, явился бы бременем, делающим

их убыточными. Угроза же выплат из прибыли удерживает природопользователей

от превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды и

ресурсопотребления.

Анализ сложившейся в последнее пятилетие в Беларуси системы платности

природопользования показывает, что ее функционирование принесло

определенные положительные результаты. Большинство экологических платежей –

за выбросы (сбросы) загрязнений в окружающую среду, за размещение отходов,

штрафы за нарушения природоохранного законодательства, компенсационные

выплаты по возмещению ущерба (за исключением платежей за природные ресурсы,

земельный налог и лесной доход, которые зачисляются в местные бюджеты) –

составляют основной источник формирования внебюджетных природоохранных

фондов всех уровней. Поступление экологических платежей во внебюджетные

фонды способствовало некоторой активизации природоохранной деятельности в

республике.

2.3.УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОГРАММ

Научные исследования последних десятилетий и накопленный мировой опыт

свидетельствуют о том, что самым первым шагом к достижению равновесия между

нагрузкой общественных структур и природным базисом является курс на

установление все более и более жестких норм хозяйственного использования

природных ресурсов, который нашел свое отражение в разработке национальных

и региональных экологических программ. Здесь накоплен большой мировой опыт,

в котором мы выступаем в роли учеников.

Механизм природопользования включен в общую проблематику глобалистики

и реализуется на началах таких идей, как:

приоритет общечеловеческих ценностей;

необходимость глобального мышления;

важность долгосрочного планирования;

необходимость развития целостного подхода к проблемам и понимание их

взаимосвязи с мировыми.

Данные проблемы стали отправными для деятельности Совета Безопасности

ООН по окружающей среде и ряда центров по разработке чистых технологий,

которые закрепляют новое отношение человека к природе. Постепенно

утверждается концепция ограниченной ответственности человека за сохранение

природы. Можно выделить следующие подходы к их решению:

национальный, т.е. стремление решать задачи в рамках данной

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.