|
Экспорт нефти и газа в Россиинеблагоприятная конъюнктура мирового рынка нефти. Из-за избыточного предложения нефти на рынке цены упали до минимальных за последние 10 лет значений. В конце июня цена на российскую нефть составляла около $74 за тонну, что на 40 с лишним процентов ниже, чем год назад. И если еще в 1 квартале 1998 г. добыча нефти по-прежнему росла, то по результатам 2 полугодия наблюдается спад: добыча нефти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 0,5%, производство нефтепродуктов – на 7,5%. Лишь две крупнейшие нефтяные компании – Лукойл и Сургутнефтегаз - увеличили добычу нефти на 1% и 3,4% к уровню прошлого года соответственно. Рис 3 Структура и объемы переработки нефти в 1990-1997 гг. Одной из “больных” проблем отрасли является чрезмерная фискальная нагрузка. Доля налоговой составляющей в валовой выручке нефтедобывающих предприятий достигает 45-60% (в среднем по промышленности России – 22%). Хотя правительством и предприняты некоторые шаги по облегчению налогового бремени (снижена валютная составляющая тарифа за прокачку нефти по магистральным трубопроводам), но из-за тяжелейшего бюджетного кризиса эти меры приняты с запозданием. В связи с этим следует ожидать дальнейшего упрочения позиций сильнейших нефтяных компаний, у которых есть резервы для маневра; вероятно поглощение ими некоторых более мелких компаний. В газовой промышленности в 1997 г. продолжилось сокращение добычи, вызванное снижением спроса со стороны как отечественных, так и зарубежных потребителей (рис 4)[9]. Всего в России в 1997 г. было добыто 571,1 млрд. куб. м. природного газа (94,9% к уровню 1996 г.) Основная проблема отрасли – неплатежи за газ со стороны потребителей. За 1997 г. их задолженность увеличилась на 34% и на начало 1998 г. составляла 23,7 млрд. руб. Несмотря на многократные попытки стимулировать своевременные расчеты снижением тарифов для добросовестных плательщиков и ограничениями поставки газа должникам, средний срок расчета с поставщиками в газовой промышленности превысил 40 месяцев. Низка и доля оплаты газа денежными средствами - за первые 5 месяцев 1998 г. доля оплаты за газ “живыми деньгами” составила 14% по России и 8,1% по СНГ. В отличие от нефтяной промышленности, здесь 1998 г. был более благоприятным, чем предыдущий: по итогам 1 квартала 1998 г. прирост выпуска продукции газовой промышленности составил 2,1%, за январь-май 1998 г. газа в России добыто на 3,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По прогнозам, в текущем году ожидается подъем производства в отрасли на 1,0 - 2,9%. Рис. 4 Добыча газа в 1990-1997 гг. Структура отрасли. В процессе реорганизации и приватизации в России сформировались 13 крупных нефтяных компаний: Лукойл, Сургутнефтегаз, Юкос, Татнефть, Сиданко, Тюменская нефтяная компания, Сибнефть, Роснефть, Башнефть, Славнефть, Восточная нефтяная компания, Онако, КомиТЭК. Всего же на начало 1998 г. добычу нефти в России осуществляли 149 предприятий (рис.5)[10]. Две трети переработки нефти приходится на компании-добытчики. Кроме того, в отрасли есть ряд крупных компаний, осуществляющих переработку нефти, но практически не имеющих собственной добычи: Башнефтехим, НК НОРСИ, Центральная топливная компания. Рис.5 Структура добычи нефти в России в 1997 г. . В большинстве компаний добыча и переработка нефти не сбалансированы, за исключением, может быть, “Сибнефти”. Сохраняющаяся низкая загрузка большинства нефтеперерабатывающих заводов побуждает компании, не имеющие своей добычи, к попыткам обеспечить себе сырьевую базу путем заключения соглашений с нефтяными компаниями, имеющими недостаток перерабатывающих мощностей (Татнефтью, Лукойлом, ТНК). Особенно активна ЦТК – ею заключены соглашения о продаже по 13% своих акций компаниям “Лукойл” и “Татнефть”, учреждена Удмуртская национальная нефтяная компания совместно с местным правительством, она намерена начать собственную добычу в Казахстане и на азербайджанском шельфе Каспия (рис.6)[11]. Рис.6 Структура первичной переработки нефти, 1997 г. Добыча природного и нефтяного попутного газа осуществляется ОАО “Газпром”, акционерными обществами “Норильскгазпром”, “Якутгазпром” и рядом нефтедобывающих компаний. Подавляющая часть производства и транспортировки газа обеспечивается ОАО “Газпром”. В 1997 г. его предприятиями добыто 533,8 млрд. куб. м. газа, что составляет 93,5% от общего объема. ОАО “Газпром” - крупнейшая интегрированная газовая компания мира. Она контролирует 70% запасов газа России. Свыше 90% объема добычи природного газа Общества приходится на уникальные западносибирские месторождения. В1997 г. снижение добычи по ОАО “Газпром” составило 31 млрд. куб. м. (5,5%) по сравнению с предыдущим годом. Основными причинами снижения добычи газа явились сокращение платежеспособного спроса внутри страны, а также уменьшение объемов закачки в подземные газохранилища. Нефтегазовый комплекс характеризуется высокой капиталоемкостью. По данным за 1997 г. в общем объеме производства его доля составляет 15%, а в общей величине производственных фондов промышленности - 20%. Причем износ основных фондов составил в нефтедобыче 54,1%, в нефтепереработке - 65,1% и в газовой промышленности - 45,3% при среднем уровне 46,2%. Поэтому резкое сокращение финансирования капитальных вложений в отрасль - еще одна причина спада производства в нем. В большей мере это относится к нефтяной промышленности, в которой из-за отсутствия средств резко сократился объем бурения и ввода в эксплуатацию новых скважин. И это при том, что крупные высокопродуктивные месторождения уже истощаются. Кроме того, технология нефтедобычи находится на достаточно низком уровне: удельный вес нефти, добытой с применением современных методов повышения нефтеотдачи пластов, в 1997 г. составлял лишь около 11%, в результате чего из нефтеносных пластов извлекается, по оценке, не более 25 - 40% нефти.[12] 2.2. Особенности экспорта нефти и газа в России. 2.2.1. Роль экспорта нефти и газа на экономическом развитии России на современном этапе. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинотехнических, в своем экспорте. Несмотря на разговоры о распродаже невосполнимых природных ресурсов России, экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений, и следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров. Вопрос заключается не в том: вывозить или не вывозить нефть и нефтепродукты, а в обеспечении максимально возможной эффективности экспорта жидких углеводородов. После акционирования предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной эффективности реализации жидких углеводородов становится не только общегосударственной задачей, но и проблемой, которую, ради обеспечения собственных интересов, должна решать каждая из новых компаний нефтяной промышленности России. Традиционно в СССР и в России проблемы торговли нефтью и газом были не только и не столько экономическими, сколько политическими. Стратегия развития отрасли и экспортной политики определяется исходя из интересов сиюминутной внешней и внутренней политики страны и правящих групп. В настоящее время в стране отсутствует долгосрочная стратегия использования нефтяных и газовых ресурсов. Правительство России не осознало необходимость проведения целенаправленной политики защиты интересов своих нефтегазовых компаний за рубежом. Руководители исполнительной власти еще не привыкли рассматривать топливно-энергетический комплекс как средоточие рабочих мест, как один из немногих конкурентоспособных сегментов отечественной экономики. 2.2.2. Государственное регулирование экспорта нефти и газа. Государственное регулирование экспорта нефти и газа осуществляется в соответствии с постановлением правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года №7 «О регулировании поставок нефти и продуктов ее переработки за пределы РСФСР» (действующая редакция от 15.09.97) и указом президента Российской Федерации «Об упорядочении экспорта природного газа» (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 N 491). В целях усиления контроля за вывозом энергоресурсов Государственный таможенный комитет Российской Федерации приказом от 10 ноября 1994 года №576 утвердил «Положение об энергетической таможне». Энергетическая таможня осуществляет контроль за таможенным оформлением товаров в соответствии с Приказом от 30 ноября 1995 года «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом». На энергетическую таможню возложены обязательства по декларированию товаров и валютному контролю. Задача валютного контроля за экспорт нефти и газового конденсата является одной из наиболее важных, т.к. 70% валютной выручки экспортеры обязаны продать государству по курсу ЦБРФ на момент поступления средств на счет экспортера. Министерство экономики и финансов и Министерство топлива и энергетики формирует и распределяет генеральные квоты на экспорт нефти (включая квоты на доступ к основным нефтегазопроводам, по котором осуществляется экспорт энергоресурсов за пределы РФ) и продуктов ее переработки с выдачей их только производителям этой продукции, за исключением поставок на экспорт для республиканских государственных нужд. Важной формой регулирования экспорта нефти и газа за пределы Российской Федерации является и ставка акциза. В соответствии с Федеральным законом «Об акцизах» ставка акциза для всех предприятий была единой. Для более эффективного регулирования экспорта Правительство РФ 15 января 1997 года приняло постановление «Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации». В соответствии с данным постановлением при экспорте по решениям Правительства Российской Федерации нефти и газового конденсата организациями, закупающими нефть и газовый конденсат у нефтедобывающих предприятий по внутренним ценам российского рынка, взимание акциза таможенными органами производится по установленной для соответствующего нефтедобывающего предприятия ставке акциза. 27 февраля 1998 года Министерство топлива и энергетики Российской Федерации приняло приказ «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт». В целях повышения эффективности экспорта российской нефти, совершенствования организации государственного контроля при планировании экспорта и повышения ответственности работников центрального аппарата Министерства и нефтедобывающих организаций и предприятий топливно - энергетического комплекса с 1 марта 1998 г. вводится новый порядок разработки, движения и утверждения документов, касающихся поставок нефтяногосырья за пределы таможенной территории Российской Федерации, утвержденный Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В соответствии с данным приказом начата работа по совершенствованию координации поставок нефти по экспортным направлениям и подготовка предложения по организации работы координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортных схем экспорта, структуры нефтяных компаний ТЭК и условий рынка сбыта российской нефти. Некоторые нефтяные компании России после введения с 1 июля новых правил по доступу к экспортной трубе, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 15 июня N599, могут прекратить свое существование, заявил вице-президент группы РОСПРОМ-ЮКОС Александр Самусев[13]. В случае отлучения от трубы нефтедобывающих организаций, имеющих недоимку по налоговым платежам в федеральный бюджет, для них практически не останется возможности решать свои проблемы, в частности выплату зарплаты, так как никаких заемных средств им в этой ситуации никто не предоставит. В настоящее время экспорт нефти и нефтепродуктов для российских нефтяных компаний является вынужденной мерой, но практически единственной возможностью получения реальных денег, на внутреннем рынке только 10-15 процентов платежей за поставки осуществляется «живыми» деньгами. При дальнейшем сохранении сложившейся ситуации на нефтяном рынке (падение цен на нефть в два раза, до 8-9 долларов за баррель) и без принятия правительством позитивных шагов в сторону ТЭК экспорт нефти станет убыточным для всех. 2.2.3. Основные рынки сбыта российской нефти и газа. Европа не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками ОАО «Газпром». Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн. куб. м., имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами. В целом около 40% потребностей Западной Европы покрывается за счет импорта. Доля России (ОАО «Газпром») в западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29 %[14]. Самый серьезный потенциальный конкурент России в торговле газом на континенте – Норвегия. Крупнейшим на сегодняшний момент проектом «Газпрома» по увеличению поставок газа за рубеж является строительство трубопроводной системы «Ямал-Европа». Страны Восточной и Центральной Европы являются для России также важными рынками сбыта энергоносителей и источниками получения свободно конвертируемой валюты. На долю топливно-энергетических ресурсов приходиться 78% российского экспорта в этот регион, здесь потребляется около 35% экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа.[15] В наибольшей степени от ввоза энергоносителей зависят Словакия, Болгария, Венгрия. По объему экспорта газа в страны ЦВЕ Россия превысила максимальный уровень докризисных лет. Более 30% общего объема газа экспортируется из России в счет участия стран ЦВЕ в освоении и обустройстве газовых месторождений на территории бывшего Советского Союза, а так же для оплаты транзита по их территории в Западную Европу, Грецию, Турцию, государства бывшей Югославии. Поставки российского газа по существу являлись безальтернативными для всех стран ЦВЕ. Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%)[16], Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.[17] Девяносто пять процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно[18]. Страны ЦВЕ и Западной Европы принимают меры по уменьшению доли России в импорте энергоносителей. Стремление этих стран диверсифицировать импорт топлива по политическим соображениям продиктовано и желанием усилить надежность своего энергообеспечения, дистанцироваться от политически и экономически нестабильных партнеров в лице России и Украины. Практикуемые последней «заимствования» нефти и газа из трубопроводов, проходящих по ее территории, неоднократно приводили к перебоям российских поставок нефтегазового сырья. Перспектива разработки и расширения рынков сбыта российской нефти и газа рассмотрена в главе 3. 2.3. Последствия кризиса на мировом рынке энергоносителей для России. Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился и на положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в 1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года. Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96% от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т. по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В четвертом квартале 1998 года компаниям было разрешено вывести в дальнее зарубежье 26,4 млн. т. нефти. Таким образом, экспорт во втором полугодии составил около 55 млн. т., что на 3 млн. т. меньше, чем в первом. ОПЕКу же Россия обещала снизить экспорт на Запад во втором полугодии по сравнению с первым на 2 млн. т.[19] До критически низкого уровня сократились объемы геологоразведочных работ. Прирост разведанных запасов нефти лишь наполовину компенсирует ее добычу. Из-за отсутствия средств продолжают снижаться объемы эксплуатационного бурения (в I квартале 1998 г. к соответствующему периоду прошлого года - на 16,5%). Количество простаивающих скважин на 1 апреля 1998 г. составило 27,5% от всего эксплуатационного фонда ввиду тяжелого финансового положения нефтедобывающей отрасли, прежде всего из-за неплатежей потребителей нефти. Качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым стандартам и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке. Особенно после 1 октября 1996 г., когда вступила в силу директива ЕС о снижении предельно допустимой нормы содержания серы в импортном моторном дизельном топливе с 0,2% до 0,05%. Низкая платежеспособность потребителей нефтепродуктов лишает нефтеперерабатывающие заводы средств, необходимых для реконструкции и модернизации. В результате продукция большинства российских НПЗ и по цене, и по качеству становится неконкурентоспособной даже внутри страны. Объем переработки нефти в России может снизиться по итогам 1998 г. на 9%. В случае, если стабилизации цен на сырую нефть не произойдет, последствия для России могут быть довольно серьезными. Российский ТЭК экспортирует треть от общего объема добываемой нефти (в прошлом году было получено 305,6 млн т нефти, на экспорт пошло 108,6 млн т; причем у некоторых компаний это соотношение на порядок выше)[20] и естественно, что снижение цен выводит многие предприятия за рамки рентабельности. Сокращение реальных валютных поступлений от экспорта нефти (по усредненным оценкам, нефтяные компании теряют ежемесячно более $ 400 млн) приводит к резкому ухудшению счета текущих операций платежного баланса - важного индикатора для иностранных инвесторов; уменьшаются доходы государства, в результате чего возрастает дефицит государственного бюджета. Попытка "отыграться" на внутреннем потребителе неизбежно вызовет инфляционный всплеск*. Пострадают и бюджеты всех уровней, поскольку на налоги у нефтяников уходит более половины всей выручки. Причем налоги в федеральный бюджет с 1998 года следует платить исключительно живыми деньгами, априносит их только экспорт. В этих условиях правительство вынуждено или ужесточать кредитно- денежную политику, или проводить девальвацию рубля, в которой объективно заинтересованы экспортеры, или в очередной раз сокращать расходные статьи бюджета. Кроме того, по сравнению с зарубежными нефтяными компаниями у российских основным неблагоприятным фактором является высокая себестоимость добычи нефти ($35, тогда как в государствах Ближнего Востока она составляет порядка 15-20%)[21], что изначально снижает конкурентноспособность отечественных компаний. Поэтому девальвация может быть воспринята ими как подарок судьбы. Еще одна причина, по которой России невыгодно идти на снижении нефти сейчас, состоит в том, что она не сможет компенсировать потери за счет последующего увеличения поставок. Дело в том, что, несмотря на огромные объемы добычи нефти в СССР, на экспорт в советские времена поставлялось |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |