бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экспорт нефти и газа в России

столько же нефти, сколько и сейчас – 100-110 млн. тонн в год. Именно на

такой объем поставок была рассчитана советская система экспортных

трубопроводов и морских портов. В неизменном виде она сохранилась и до

наших дней.

Таким образом, если меры ОПЕК и приведут в недалеком будущем к

повышению цен, то выиграют от этого прежде всего страны ОПЕК, которые в

отличие от Росси, могут легко увеличить объемы поставок на мировой рынок.

Наконец. Россия связана обязательствами с МФ/ВФ не принимать на себя

никаких добровольных обязательств по сокращению экспорта.

Нельзя исключать и такой вариант, как централизация экспортных

поставок в руках государства, позволяющая уменьшить конкуренцию между

отечественными нефтяными компаниями на внешних рынках. В большинстве стран-

экспортеров нефти экспорт жестко контролируется государством. До недавнего

времени в России существовало более 150 экспортеров нефти, сбивавших цену

на рынке, при том, что добывающих компаний на порядок меньше.

Ответные меры нефтяных компаний могут включать:

- увеличение объемов переработки сырья внутри страны и повышение цен на

нефтепродукты на внутреннем рынке;

- резкое усиление конкурентной борьбы, наиболее явным следствием которого

стала отчетливая тенденция к созданию межкорпоративных союзов - часто с

подключением крупнейших иностранных компаний или российских партнеров из

смежных отраслей (ЛУКОЙЛ - ГАЗПРОМ – ШЕЛЛ);

- консолидация руководства компаний для давления давления на

правительство. Вряд ли правительство, озабоченное перманентным бюджетным

кризисом, пойдет навстречу пожеланиям нефтяных гигантов по поводу снижения

акцизов и налогообложения в целом.

На фондовом рынке, несмотря на сильную зависимость от общерыночных

тенденций, поведение бумаг предприятий нефтяного сектора имело свои

специфические особенности.

* Бюджет 1998 г. рассчитывался исходя из цены $115 за тонну, а при

нынешней ситуации ее падения до $ 102 налоговая нагрузка на нефтяной

комплекс уже на 20% превысила средства, остающиеся у предприятий, и дефицит

составил 16,8 млрд руб. Годовая же сумма налоговых начислений на

предприятия составила 100,5 млрд руб., или 78% от их доходов. При этом

бюджетом предусмотрено повышение внутренних цен на нефтепродукты на 10-20%,

что уже выше среднего роста цен в промышленности, следовательно,

дополнительное удорожание топлива, на которое вынуждены будут пойти

компании, даст новый толчок инфляции[22].

Во-первых, прирост их курсовой стоимости был заметно ниже, чем

остальных бумаг. Во-вторых, рассматриваемые акции демонстрировали

значительные ценовые колебания, что, по мнению экспертов, было вызвано как

раз нестабильностью мировой конъюнктуры рынка нефти. Причем последняя

причина была во многом определяющей не только для российских бумаг: цены

акций зарубежных компаний, таких как, например, Mobil corp, Texaco Inc.,

также испытывали ощутимые колебания. Резко снизилась эффективность

экспорта, наличие которого во многом определяет инвестиционную

привлекательность предприятий. Результатом стала убыточность продажи нефти

за рубеж для многих компаний отрасли. Однако, несмотря на высокую

значимость рассматриваемого фактора в формировании динамики котировок бумаг

нефтегазодобывающих компаний, преувеличивать его влияние все же не следует

- доля экспорта в суммарном объеме добычи различных предприятий показана в

таблице 4[23].

Политические события в России и ее отношения с другими странами, в том

числе ранее входившими в состав Советского Союза, нельзя рассматривать без

увязки с проблемами топливно-энергетического комплекса.

Таблица 4

Добыча нефти и газового конденсата предприятиями России в январе 1998 года.

|Компании |Добыча нефти|Темпы роста,|Экспорт |Доля |

| |в январе |1998 год к |нефти в |экспорта в |

| |1998 года, |1997 году, %|январе, тыс.|общем объеме|

| |млн. т | |т |добычи нефти|

| | | | |в январе |

| | | | |1998 года в |

| | | | |% |

|КомиТЭК |0.31 |108.1 |137.0 |44 |

|ЛУКОЙЛ |4.62 |105.8 |424.7 |9.1 |

|Роснефть |1.11 |105.6 |408.6 |36.8 |

|Сургутнефтегаз|2.92 |103.1 |1106.1 |37.8 |

|ОНАКО |0.67 |103.0 |179.3 |26.1 |

|ЮКОС |2.99 |101.5 |923.2 |31.6 |

|ВНК |0.93 |98.7 |244.5 |26 |

|СИДАНКО |1.69 |98.5 |572.3 |33.8 |

|Сибнефть |1.48 |97.0 |528.3 |35.7 |

|Славнефть |1.03 |97.8 |261.2 |25.3 |

|Тюменская |1.67 |93.7 |727.2 |43.5 |

|нефтяная | | | | |

|компания | | | | |

В преддверии отставки кабинета в России должна была произойти крупнейшая

сделка, связанная с нефтью, к которой шла подготовка уже в течение

длительного времени. Речь идет о продаже "Роснефти" - ведущей нефтяной

государственной компании, на покупку которой претендовали крупнейшие

финансово-промышленные группировки России. Отставка правительства, как

выясняется, определенным образом была связана и с продажей "Роснефти", что

разделило историю приватизации этой компании на этапы - до отставки

правительства и после нее. Как известно, после отставки правительства был

отменен намеченный на эти же дни аукцион, на котором должна была

продаваться "Роснефть". Уменьшение цен на нефть может значительно сократить

стартовую цену за эту компанию, чего и добивались потенциальные

покупатели.[24]

Сегодня Россия осознает, что мировой нефтяной кризис, снижение мировых

цен на нефть касается ее самым непосредственным образом, чем в основном и

объясняются происходящие в настоящее время политические игры, включая и

правительственный кризис.

3. Основные направления развития экспорта нефти и газа из России.

3.1. Внешнеэкономическое сотрудничество в нефтегазовой области.

По прогнозам экспертов в начале 21 века предложение нефтепродуктов на

мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран перейдет на

дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже открытых

крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти

международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих

условиях возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную

стратегию.

Многочисленные исследования, проводимые международными организациями и

национальными коллективами ученых, в том числе в России, свидетельствуют о

том, что при всей важности и значимости энергосбережения рост

энергопотребления и, следовательно, производства энергии в мире неизбежен,

по крайней мере, на ближайшие 25-30 лет. Этому выводу полностью

соответствует наметившаяся тенденция сокращения разрыва в уровнях жизни

населения в развивающихся и развитых странах

Энергетическая стратегия исходит из того, что внешнеэкономическое

сотрудничество может стать важным дополнительным фактором стабилизации

положения в ТЭК страны и его дальнейшего эффективного развития,

одновременно обеспечивая России важную роль в удовлетворении потребностей в

энергоресурсах (особенно в природном газе) большинства европейских стран и

ряда других регионов мира.

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является

значительное повышение его эффективности путем изменения структуры

присутствия России на зарубежных энергетических рынках и созданию

необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на

взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения

конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России.

Для достижения этой цели необходимо:

создание условий для реализации эффективной ценовой политики;

-продвижение на новые зарубежные энергетические рынки;

переход от преимущественного экспорта первичных энергоносителей к более

широкому экспорту продуктов их переработки;

совершенствование контрактно-договорной базы межгосударственных отношений,

включая систему гарантий платежей, принятую в международной практики;

расширение участия российских производителей энергоресурсов в розничной

торговле ими в странах-импортерах;

создание стабильной законодательно-правовой среды, привлекательной для

экономических интересов зарубежных инвесторов на приемлемых для России

условиях;

урегулирование валютно-финансовых проблем в долгосрочном плане с

кредиторами и должниками;

обеспечение эффективной защиты внешнеэкономических интересов России путем

создания действенного валютного, экспортного, таможенного контроля,

разумной налоговой политики и др.

3.2. Разработка экспортной политики России.

Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной

экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны,

необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие

виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой - возможности широкого

доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами

организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе

для нужд экспорта. Все это в корне изменит отношение к оценке эффективности

экспортных проектов, заменив прежнюю практику «получения валюты любой

ценой» тщательным экономическим обоснованием каждого проекта, независимо от

того, в какой мере его продукция пойдет на экспорт. Тем самым будут

поставлены реальные экономические, а не лозунговые препоны разбазариванию

природных ресурсов России.

Основные принципы взаимоотношений с зарубежными партнерами строятся на

основе следующих положений:

отношения со всеми зарубежными государствами, организациями и фирмами

строятся, исходя из национальных интересов Российской Федерации на

взаимовыгодных началах. Признавая равные возможности зарубежных и

отечественных структур, государство оставляет за собой право оказывать

протекционистскую поддержку национальным предприятиям;

особый приоритет имеют отношения со странами СНГ;

допускаются любые формы участия иностранного капитала в топливно-

энергетическом комплексе России (иностранные кредиты, в том числе под

залог месторождений топливно-энергетических ресурсов, создание совместных

предприятий с расчетом за внесенный капитал частью добытых, произведенных и

сэкономленных энергоносителей, сдача месторождений в концессию и иные

формы) за исключением ограничений, предусмотренных законодательством

России и субъектов Федерации;

допускаются любые формы участия национального капитала в энерге-тике

зарубежных стран в целях повышения эффективности и надежности

энергообеспечения отечественных потребителей, в целях контроля со стороны

государства за внешнеэкономической деятельностью субъектов ТЭК и процессами

ценообразования на топливо и энергию на внутреннем рынке. Правительство

Российской Федерации устанавливает экспортные пошлины на продукцию ТЭК.

Одним из наиболее ярких примеров интеграции российской экономики в

мирохозяйственные отношения является деятельность РАО «Газпром». Одним из

важных направлений внешнеэкономической деятельности которого является

создание стратегических альянсов с ведущими зарубежными нефтегазовыми и

другими энергетическими компаниями. Это позволяет компании на принципах

равноправного взаимовыгодного партнерства более глубоко интегрироваться в

мирохозяйственные связи, существенно расширить сферу деятельности, более

полно использовать новейшие технико-технологические решения и, как

следствие всего этого, повысить прибыльность Общества. Тесная координация с

зарубежными партнерами открывает перед Обществом широкие перспективы в

области нефтяного бизнеса, освоения новых месторождений углеводородного

сырья, а также транспортировки энергоносителей и маркетинга.

Яркими примерами стратегического партнерства РАО «Газпром» являются

соглашения, подписанные с «Ройял-Датч/Шелл» (Нидерланды) и «ЭНИ» (Италия).

Альянс с «Ройял-Датч/Шелл» предполагает сотрудничество в области разведки,

добычи и маркетинга природного газа и нефти при реализации конкретных

проектов, реконструкции газотранспортных систем в ряде восточноевропейских

стран.

Первоочередным проектом альянса с Ройял-Датч/Шелл является совместная

добыча нефти, газового конденсата и газа на крупнейшем месторождении

Заполярное в Западной Сибири. Для его обустройства предусмотрено создать

совместную компанию на паритетных началах, которая будет добывать на этом и

других месторождениях около 25 млн.т нефти и газового конденсата в год.

По соглашению с компанией «ЭНИ» предусматриваются разведка и последующее

освоение ряда перспективных месторождений углеводородов в Астраханской

области, а также участие в строительстве газопроводов в Европе и Азии.

Долгосрочные планы альянса с компанией «ЭНИ» включают также строительство

электростанций, работающих на газе; совместные поиски новых углеводородных

запасов в Азии и на африканском континенте.

Создание упомянутых стратегических альянсов -это крупный шаг с расчетом на

перспективу. Оценивая основные тенденции развития мировой энергетики, можно

считать, что глобальные задачи в области обеспечения энергоресурсами,

встающие на пороге нового тысячелетия, требуют объединения усилий ведущих

мировых компаний

Исходя из этих целей и принципов, Энергетическая стратегия предусматривает

в течении всей рассматриваемой перспективы сохранение значительных объемов

экспорта энергоресурсов, особенно природного газа и жидкого топлива, в

страны как ближнего, так и дальнего зарубежья.

3.3. Перспективные рынки сбыта российского газа и нефти.

Следует отметить большие возможности поставок природного газа на зарубежные

рынки. Газовая промышленность России, обладающая крупнейшими в мире

ресурсами природного газа на суше и море, а также мощной Единой системой

газоснабжения, связывающей Россию со странами СНГ и Европы, и имеющая

большое геополитическое значение для евроазиатского региона, объективно

призвана оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование

международных энергетических отношений на рубеже XXI столетия. В качестве

подтверждения этого достаточно привести тот факт, что доля России в

общемировых ресурсах газа составляет 38 %, а в добыче - 27 %[25].

Международные рынки газа имеют ярко выраженный региональный характер. В

настоящее время сформировалось три крупнейших рынка: европейский,

североамериканский и восточно-азиатский. Все они находятся в стадии

дальнейшего развития, особенно восточноазиатский. Формируются еще два

региональных рынка - южноамериканский и южноазиатский. Интернационализация

мировых экономических отношений и дальнейшее развитие научно-технического

прогресса в части транспортировки газа на сверхдальние расстояния приведут,

по всей видимости, к постепенному сращиванию ряда региональных газовых

рынков, особенно на Евразиатском континенте, где со временем может

сформироваться крупнейший в мире рынок сетевого газа.

Евразиатское геополитическое положение России дает возможность строить свою

работу с учетом дальнейшего формирования газовых рынков как стран

Европейского сообщества, так и азиатских стран. Эти два рынка, сопряженные

с газовой промышленностью России, находятся на совершенно различных

стадиях, и характер их дальнейшего становления будет значительно отличаться

друг от друга. Россия является одним из важнейших участников европейского

рынка газа. Остальные региональные рынки газа находятся на значительном

удалении от основных добывающих центров РАО "Газпром", что сегодня

объективно сужает возможности присутствия российского газа на этих рынках.

Однако можно утверждать, что в перспективе Россия будет играть не меньшую

роль и на азиатских газовых рынках. Это может быть связано как с экспортом

российского газа, так и с непосредственным участием России в освоении

газовых ресурсов стран Азии.

С вводом в эксплуатацию месторождений п-ва Ямал и российского арктического

шельфа создаются предпосылки для поставки сжиженного газа на

североамериканский и южноамериканский рынки. Это будет способствовать

дальнейшей диверсификации российского газового рынка, а также более

независимой и эффективной транзитной

Цивилизованный способ перераспределения энергоресурсов между странами -

реальное достижение XX века. В ближайшие десятилетия объемы глобальных

энергетических потоков еще более возрастут, локальные и региональные

энергетические рынки перерастут в трансконтинентальные. В результате

человечество будет обладать более совершенной и надежной системой

энергообеспечения. И природный газ должен сыграть здесь свою весомую роль.

Но для этого нужно не только решить экономические и научно-технические

проблемы, но осуществить соответствующие преобразования газовых компаний и

определенную корректировку основных правил взаимоотношений партнеров на

этих рынках.

К настоящему времени на европейском газовом рынке произошли серьезные

изменения - ужесточение конкурентной борьбы среди основных экспортеров

природного газа в условиях либерализации рынка, на котором явно

прослеживается тенденция превышения предложения над спросом, по крайней

мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Совершенствование

процессов развития и образования газовых рынков рассматривается в увязке с

реализацией Европейской энергетической хартии. Страны Европейского

сообщества проводят единую политику энергетической безопасности,

предусматривающую необходимость энергоснабжения. Российская газовая

промышленность учитывает это при взаимодействии со странами европейского

газового рынка. Вместе с тем мы полагаем, что предельно возможная доля

одного поставщика в основном должна определяться его надежностью и

ресурсной обеспеченностью газовой промышленности.

Газовые проекты всегда требовали широкого участия правительственных органов

в принятии решений, поскольку нуждались в долгосрочных гарантиях, очень

важных как для поставщиков, так и для потребителей. По мере усложнения и

удорожания проектов сохранение такого положения будет весьма актуально.

Более того, могут потребоваться какие-то новые формы межгосударственных

отношений для реализации крупных трансконтинентальных газовых проектов.

Так, одной из проблем являются транзитные ставки на транспортировку газа,

которые могут оказать решающее влияние на его межконтинентальные потоки.

Эти ставки сейчас настолько велики, что природный газ в Европе может

оказаться неконкурентным по сравнению с другими топливами. Один из

возможных путей решения данной проблемы - совместная разработка механизма

перераспределения прибыли между поставщиками газа и его

транспортировщиками.

В ближайшие 15-20 лет для России наиболее важными и прогнозируемыми из

экспортных рынков остаются рынки стран Европы, включая европейские страны

СНГ и Балтию, которые превратились из внутренних рынков в Газовый рынок

стран СНГ и Балтии. Для Украины, Белорусии и Молдавии, а также для стран

Балтии российский газ - практически основной источник газоснабжения. В

закавказские страны СНГ он подается за счет перераспределения туркменского

газа. Такое положение сохранится и в последующие годы.

К наиболее крупным импортерам российского газа на рынках СНГ относятся

Украина и Белоруссия, Поставки российского газа в эти государства, также в

Молдавию и страны Балтии осуществляются по созданной ранее в СССР Единой

системе газоснабжения. Нынешний уровень поставок газа в страны СНГ и Балтии

будет возрастать по мере их выхода из экономического Газовый рынок

Центральной, Западной и Юго-Восточной Европы. Более 25 лет Россия

поставляет природный газ в европейские страны. В начале 90-х гг. рынок

российского газа в странах Центральной и Восточной Европы в связи с

экономическим спадом несколько уменьшился. В последние годы здесь начался

рост газопотребления. С выходом государств этого региона из экономического

кризиса потребность в импорте газа, несмотря на намечаемые меры по снижению

энергоемкости валового внутреннего продукта, к 2010 г. может возрасти на 30-

50 млрд. м3 по сравнению 1995 г[26].

В настоящее время основным источником газоснабжения стран Западной Европы

является собственная добыча газа. Имеющийся дефицит покрывается импортом из

России и Алжира. В будущем эта тенденция сохранится. В ближайшие 10-15 лет

в этом регионе конкурентом российскому может стать ближневосточный газ. Тем

не менее РАО "Газпром" рассчитывает, что российский газ сможет выдержать

конкуренцию, и его поставки на этот рынок возрастут. В целях обеспечения

предусмотренного роста поставок российского газа в Европу и повышения их

надежности начато строительство системы магистральных газопроводов Ямал -

Европа. Этапы реализации этого проекта сформированы таким образом, чтобы

можно было наиболее гибко и экономически эффективно реагировать на

возможные изменения рынка газа как в России, так и в зарубежных странах.

Для обеспечения потребности стран Юго-Восточной Европы (включая Турцию) в

российском газе предусматривается реконструкция действующих и строительство

новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Румынии,

Болгарии, Турции, Греции и ряда других стран. Один из ныне проектируемых

газопроводов мощностью до 16 млрд. 3/год соединит Россию и Турцию через

Черное море, что позволит не прибегать к транзитным услугам третьих стран.

Назначение Североевропейского проекта, который сейчас изучается, -

обеспечение поставок газа в страны Северо-Западной Европы путем его

транспортировки из России в Западную Европу через Финляндию, Швецию и

Данию. И если это окажется экономически целесообразным, то будут приняты

меры для проектирования, финансирования и строительства Североевропейского

газопровода.

На масштабы экспорта природного газа из России в Европу будет оказывать

влияние конкуренция как между газом и нефтепродуктами, а также другими

энергоносителями, так и между различными поставщиками газа. При этом оба

вида конкуренции, которую российскому газу предстоит преодолеть, будут

определяться уровнем цен. По ценовому фактору и надежности поставок для

европейского потребителя российский газ окажется предпочтительней газа из

других регионов мира (иранского, ближневосточного и нигерийского газа).

За пределами 2020 г. можно предположить формирование новых рынков, в том

числе для российского газа. В первую очередь, это связано с ожидаемым

ростом спроса на газ в Испании, Португалии, Греции и некоторых других

западно-европейских странах. Вместе с тем рост затрат на разработку новых

месторождений в отдаленных труднодоступных районах, высокие тарифы на

транспортировку газа приводят к тому, что РАО "Газпром" осторожно подходит

к освоению новых рынков и увеличению поставок газа.

Спрос на газ в странах Восточной Азии (в первую очередь в Японии,

Республике Корея и КНР) обусловлен прежде всего экологическими причинами, в

частности, необходимостью наращивания энергопотребления без дальнейшего

техногенного воздействия на окружающую среду. Перспективы роста

потребления газа здесь будут во многом определяться конкурентоспособными

ценами и надлежащей степенью надежности поставок. Как только возрастет

доступность газа, спрос может очень быстро увеличиться.

В ближайшей перспективе страны Восточной Азии будут по-прежнему

удовлетворять свои потребности в газе в основном за счет импорта сжиженного

природного газа (СПГ). После 2005-2007 гг. им, по-видимому, потребуются

новые источники газа. Одним из таких источников может стать Россия. В

настоящее время рассматривается несколько проектов, предусматривающих

поставки российского газа в страны Восточной Азии. В Иркутской области

после 2000 г. намечается создание нового газодобывающего центра. В

перспективе на базе этого центра и месторождений сопредельных юго-западных

районов Республики Саха возможно формирование крупной газодобывающей базы,

связанной магистральными газопроводами не только с южными районами

Восточной Сибири и Дальнего Востока России, но и с Китаем, КНДР,

Республикой Корея и, возможно, Японией. В ближайшие годы начнет

формироваться самая восточная газовая база России - на шельфе о. Сахалин.

Здесь на рубеже 2010 г. намечается добывать не менее 20 млрд. м3 газа, из

которых половина будет поступать российским потребителям, а вторая половина

- экспортироваться. В более отдаленной перспективе, после 2010 г., газовые

потоки, берущие начало на западе (север Иркутской области, юго-запад

Республики Саха) и на востоке (шельф о. Сахалин), могут стать основой

единой газотранспортной системы востока России. Она будет обеспечивать

газом не только огромную территорию от Иркутска до Владивостока, но и

подавать в государства азиатско-тихоокеанского региона до 50 млрд. м3 газа

в год.

Так же одной из важнейших задач в перспективе является стабилизация добычи

нефти. Но для этого требуются значительные капиталовложения. По расчетам

Минтопэнерго до 2000 г., чтобы сохранить достигнутый уровень добычи нефти,

необходимо вложить в нефтяную промышленность около 50 млрд. долларов (в

среднем по 7-8 млрд. долларов в год). В таблице 5[27] приведены данные,

рассчитанные в соответствии с прогнозом Мирового банка, которые

свидетельствуют о росте потребности в импортируемой нефти как на

Европейском континенте, так и в растущих экономиках Азии, включая Китай.

Необходимо однако понимать, что точность данных оценок в значительной

степени зависит от того, насколько верны предположения относительно

развития России в прогнозируемом периоде (в данном прогнозе среднегодовой

рост производства ВВП в период 1995-2000 гг. предполагался на уровне 2,8%,

а в период 2000-2010 гг. - 5%).

Таблица 5

Прогноз потребности в импорте нефти.

| |1995 |2000 |2005 |2010 |

|Доля экспорта в общей величине предложения |

|Республики |35.3 |31.4 |37.6 |42 |

|бывшего СССР | | | | |

|Доля импорта в общей величине спроса |

|Европа |56.9 |55.8 |58.7 |63.1 |

|Азия и Китай |53.6 |58.7 |61.3 |65.7 |

Наиболее приемлемо решать проблему новых инвестиций в нефтяную и газовую

промышленность за счет внутренних накоплений самих нефтегазодобывающих

объединений. Это возможно при условии коренного пересмотра многоуровневой

запутанной налоговой системы, не позволяющей предприятиям ТЭК

аккумулировать средства в фонд накопления. Только в этом случае можно

добиться общего оздоровления положения в нефтяной и газовой промышленности

России и оживить инвестиционный процесс в этих отраслях.

Поддержать экспортный потенциал России по нефти и нефтепродуктам можно

путем модернизации и ввода мощностей по вторичным процессам на

нефтеперерабатывающих заводах с целью повышения глубины переработки нефти и

получения дополнительного объема светлых нефтепродуктов. При повышении

глубины переработки нефти с существующего уровня 62% до 80% (в США глубина

переработки свыше 85%) можно получить дополнительные 40-42 млн. т светлых

нефтепродуктов, часть которых может быть экспортирована[28]. Поэтому одной

из приоритетных задач по повышению эффективности функционирования отраслей

ТЭК должна стать модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Из-за низкой обеспеченности мощностями по переработке газа (не более 12.5-

15% от объема добычи) Россия недополучает в год более 30 млн. т сжиженных

нефтяных газов, которые теряются или просто сжигаются в топках котлов.

Решение этой проблемы, а так же проблемы переработки сжиженных газов в

нефтехимическую продукцию способствовало бы повышению экспортного

потенциала России.

3.4. Энергетическая дипломатия.

Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а

также объективно влиятельное положение российского ТЭК в мировой

энергетической системе выдвигают энергетический фактор в число элементов,

на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное

участие России в мировых делах.

Одним из инструментов такого участия является Европейская энергетическая

хартия и соответствующие протоколы к ней. Энергетики и различные аспекты

международного обращения энергоносителей, включая экспорт/импорт, транзит,

двухсторонние и многосторонние льготы и ограничения, договоренности о

взаимодействии двух или группы стран в общих интересах или в целях давления

на третьи страны или группы стран - все эти факторы приобретают

возрастающую значимость в международной политике, в том числе и во внешней

политике России. Особое важное значение они имеют во взаимоотношениях между

стран СНГ, где состояние сотрудничества в области энергетики зачастую

определяет общее социально- политическое положение отдельных стран, в том

числе и России.

В отношениях с дальним зарубежном внешнеполитическое обеспечение

Энергетической стратегии России строится с учетом того, что наши западные

партнеры, прежде всего европейские страны, разрабатывая свою собственную

стратегию отношений с Россией и другими государствами СНГ, стремятся в

первую очередь обеспечить надежность и увеличения поставок энергоресурсов в

качестве альтернативы арабской нефти и газу, добиваясь при этом

соответствующих гарантий и выгодных условий для своих инвесторов и

потребителей.

Между тем, основным ориентиром энергетической дипломатии России в отношении

этой категории стран является тезис о том, что наша долгосрочная политика в

области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли России

исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика

энергетического сырья.

По мере структурной перестройки российской экономики для ее топливно-

энергетического комплекса открываются новые потенциальные возможности на

мировом рынке и в системе мирового сотрудничества.

Заключение.

Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим

источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов

Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых

изделий и, прежде всего машинотехнических, в своем экспорте. Экспорт жидких

углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником

внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником

финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения

потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития

промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных

высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Высокую значимость экспорта нефтегазового сырья для экономики России и

глобальный характер энергетических проблем подчеркивает влияние кризиса

мирового рынка энергоносителей не экономическую и политическую жизнь новой

России. Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился на

положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в

1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем

нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с

учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96%

от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства

заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь

глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение

экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т.

по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В случае, если

стабилизации цен на сырую нефть не произойдет, последствия для России

могут быть довольно серьезными. Российский ТЭК экспортирует треть от общего

объема добываемой нефти и естественно, что снижение цен выводит многие

предприятия за рамки рентабельности.

Сокращение реальных валютных поступлений от экспорта нефти (по усредненным

оценкам, нефтяные компании теряют ежемесячно более $ 400 млн) приводит к

резкому ухудшению счета текущих операций платежного баланса - важного

индикатора для иностранных инвесторов; уменьшаются доходы государства, в

результате чего возрастает дефицит государственного бюджета.

Политические события в России и ее отношения с другими странами, в том

числе ранее входившими в состав Советского Союза, нельзя рассматривать без

увязки с проблемами топливно-энергетического комплекса. Сегодня Россия

осознает, что мировой нефтяной кризис, снижение мировых цен на нефть

касается ее самым непосредственным образом, чем в основном и объясняются

происходящие в настоящее время политические игры, включая и

правительственный кризис.

Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные положительные

причины для дальнейшего развития. По прогнозам экспертов в начале 21 века

предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно

развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе

разработка уже открытых крупных месторождений (в частности на российском

Севере). Будет расти международная конкуренция в сфере экспорта и

транспортировки. В этих условиях возникает необходимость выработать

оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической

дипломатии России стран является тезис о том, что наша долгосрочная

политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли

России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика

энергетического сырья.

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является

значительное повышение его эффективности путем изменения структуры

присутствия России на зарубежных энергетических рынках и созданию

необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на

взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения

конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России.

Следует отметить большие возможности поставок природного газа на зарубежные

рынки. Газовая промышленность России, обладающая крупнейшими в мире

ресурсами природного газа на суше и море, а также мощной Единой системой

газоснабжения, связывающей Россию со странами СНГ и Европы, и имеющая

большое геополитическое значение для евроазиатского региона, объективно

призвана оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование

международных энергетических отношений на рубеже XXI столетия.

Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной

экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны,

необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие

виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой - возможности широкого

доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами

организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе

для нужд экспорта.

Требует так же более тщательной проработки система государственного

контроля над экспортом энергоносителей. В последние годы был сделан ряд

объективных шагов, обеспечивающих более эффективный экспорт нефтегазового

сырья за пределы РФ. Для более эффективного регулирования экспорта

Правительство РФ 15 января 1997 года приняло постановление «Об установлении

дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории

Российской Федерации». 27 февраля 1998 года Министерство топлива и

энергетики Российской Федерации приняло приказ «О совершенствовании

организации поставок нефти на экспорт». Однако до сих пор действия

правительства РФ в отношении экспортеров нефти и газа остаются во многом

противоречивыми.

По мере структурной перестройки российской экономики для ее топливно-

энергетического комплекса открываются новые потенциальные возможности на

мировом рынке и в системе мирового сотрудничества. После акционирования

предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной эффективности реализации

жидких углеводородов становится не только общегосударственной задачей, но и

проблемой, которую, ради обеспечения собственных интересов, должна решать

каждая из новых компаний нефтяной и газовой промышленности России.

-----------------------

[1] Землянский С.А. Сырьевые промышленные товары. Нефть и газ // БИКИ.-

1998.- №86.- С.14-15.

[2]Землянский С.А. Сырьевые промышленные товары. Нефть и газ // БИКИ.-

1998.- №86.- С.14-15.

[3]Землянский С.А. Сырьевые промышленные товары. Нефть и газ // БИКИ.-

1998.- №86.- С.14-15.

[4] Русаков С. Анализ ситуации на мировом рынке нефти. Прогноз на 1998 год.

// Аналитический центр Инкомбанка .http:// www.incom.ru. - 1998.- 18 марта

[5] Алесин А. Из Лондона через Москву в Минск // Белорусский рынок. – 1998.-

№14.-С.25

[6] Там же. С.27.

[7] Обзор нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ и

рынка акций предприятий отрасли // Бизнес-Нефть.- 1998.-№37.- С.3-15.

[8] Обзор нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ и

рынка акций предприятий отрасли // Бизнес-Нефть.- 1998.-№37.- С.3-15.

[9] Обзор нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ и

рынка акций предприятий отрасли // Бизнес-Нефть.- 1998.-№37.- С.3-15.

[10] Обзор нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ и

рынка акций предприятий отрасли // Бизнес-Нефть.- 1998.-№37.- С.3-4.

[11] Обзор нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ и

рынка акций предприятий отрасли // Бизнес-Нефть.- 1998.-№37.- С.3-15.

[12] Нефтегазовый комплекс: возможности роста и конкурентные стратегии //

Электронная национальная библиотека // Итоги 1997 года-1998.

[13] Отлучение от трубы // Нефть и газ приморья. – 1998.- №49 (1377).- С.2-

3.

[14] Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя политика России // Финансовые

известия. – 1998.- №19.- С. 6.

[15] Чеклина Т.Н. Российский экспорт топлива в страны Восточной Европы //

Бизнес и Политика. – 1997. - №8. – С. 58.

[16] Там же. С. 59.

[17] Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя политика России // Финансовые

известия. – 1998.- №19.- С. 6.

[18] Митрофанов С. За сырьевую державу обидно // Эксперт. – 1998. -№12. –

С. 15.

[19] Малютин А. Российская нефть попала под опеку // Коммерсант-власть.–

1998.-№12.- С.3.

[20]

[21]

[22]

[23] Ситуация на мировом рынке сырой нефти и ее возможное влияние на

российскую экономику (аналитический обзор) // Официальный сервер компании

ЛУКОИЛ // Новости.- 1998.-15 мая.

[24] Гуревич А. Политика и пироги с нефтяной начинкой или политические игры

как отражение битв за нефть и газ // Вестник.- 1998- №7

[25] Вяхирев Р.И. Будущее российского Природного газа. Роль на мировом

рынке // Газовая промышленность 1997.- N8.- С. 4-9

[26] Там же.

[27] Источник: Shane S. Streifel Rewiew and Outlook for the World Oil

Market, The World Bank,

Washington, D.C., 1995

[28] Байков Н. Топливно-энергетический комплекс // МЭ и МО.- 1998.- №8.-

С.49.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.