бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономические системы

специфических формах, централизованное экономическое планирование как

основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд

особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми

предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти,

что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых,

государство полностью контролирует производство и распределение продукции,

в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между

отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит

хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-

распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в

результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается

бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей

природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост

эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том,

что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим

масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские

монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и

поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не

заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой

монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных

материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности

народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических

задач имело свои специфические особенности. В соответствии с

господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и

структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы

передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным

предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно

центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и

предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах

принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно

задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями

и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть

ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками

направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами посредством повсеместно

применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых

нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию

уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-

командной системе являлось привилегированное положение партийно-

государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и

неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического

развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования

во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в

этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные

модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем

экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в

административно-командной системе существовали советская модель, китайская

и др. В современной капиталистической системе также существуют различные

модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения

предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части

населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за

счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще

не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда

и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни

населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности

труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое

повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий

имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при

исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете

интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения

идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на

сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения

национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь

в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля

государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП [2], причем

более половины из этих расходов направлялось на социальные цели.

Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой

функция производства ложится на частные предприятия, действующие на

конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни

(включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов

инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы

экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное

хозяйство, — рыночная экономика и смешанная экономика и две

нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той

или иной экономической системы существуют многообразные модели

экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

2.2 Рыночная экономика

2.2.1 Характеристика рыночной системы

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции

(laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы и

использованием системы рынков и цен для координации экономической

деятельности и управления ею. Основные вопросы были рассмотрены выше.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода

всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-

предпринимателя, но и наемного работника.

В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными,

эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится

максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений.

Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого

индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются.

Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в

условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно

действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В

результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием

экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности

тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого

фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и

капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты

рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право

свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу

передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу,

реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник

обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей.

Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за

поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого

решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в

рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через

цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат

индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка,

уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему

распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются

спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно

экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и

максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и

организационные (так называемые предпринимательские) способности в

избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и

совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности

частной собственности.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система

благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности

производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь

очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном

планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический

процесс. В самом деле, сам термин laissez faire в приблизительном

переводе означает "пусть идет, как идет" ("let it be"), то есть пусть

правительство не вмешивается в экономику. Резон здесь в том, что такое

вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы.

Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и

установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование

свободных рынков.

2.2.2 Оценка роли рыночной системы

Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов

на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос:

любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в

царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на

такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много

альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных

экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках

эффективности рыночной системы.

2.3. Смешанная экономика

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных

формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более

сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных

экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность

— гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различных исторических условиях.

Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе

соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме.

Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в

следующих укрупненных формах:

— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в

которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых

экономических форм;

— смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и

получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в

социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период.

Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и

государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и

процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в

структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его

первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на

сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на

разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от

кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного

механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная

разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании

капитала частного предпринимательства и социальности, общественных

социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из

цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических

и неэкономических начал в структуре современного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не

противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий

формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных

параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов

экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических

тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной

самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного

параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных

структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их

сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-

государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения

государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей

адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы

опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции

социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения

рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы —

социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру

общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является

конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности

составляющих ее элементов.

2.3.1 Модели смешанной экономики

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и

стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели

смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными

коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и

государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и

постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов:

уровня и характера материально-технической базы, исторических и

геополитических условий формирования общественного устройства, национальных

и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-

политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило,

может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель,

предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-

конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень

социальной дифференциации.

Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая

расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной

инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием

многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В

германской экономической модели государство не устанавливает экономические

цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст

надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации

экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском

обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых

возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных

частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер

по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства -

обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной

справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых

норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не

выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание

государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной

экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях

представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного

интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и

децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие

обеспечивается активной государственной политикой поддержания

конкуренции;

- социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом

вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как

достижение относительного равенства требует энергичной социальной

политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между

группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие

государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном

строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской

модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной

экономики, первым из которых является органическое единство рынка и

государства.

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма,

в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с

активной ролью государственного регулирования в сферах программирования

экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической

политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит

государству место верховной социально-экономической силы. Демократически

избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по

регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что

концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и

"скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-

регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная

система хозяйства".

2.3.2. Характеристика смешанной системы хозяйства

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства

направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы,

экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается

как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами

социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной

справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости -

отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство

олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей

покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе

производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении

рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено

возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие

фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно

решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление

социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников

экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и

состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество

экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами.

Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в

целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние

окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной

сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща

сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности,

т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки

"благосостояния для всех", и представляет экономические свободы,

ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.