бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономические системы

социальный характер;

2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы

к социально нежелательным результатам или же результаты свободного

экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно

ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на

выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя

широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

. обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

. социальная обеспеченность и социальная справедливость;

. содействие конкуренции;

. обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный

механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в

рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же

время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным

регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к

требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития

получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой

продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а

также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных

потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно

сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым

моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством

создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные

затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в

соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также

оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и

услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным

потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе

стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то

же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей

происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных

и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях

НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы

«Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта

решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется

выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством

для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем

образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации,

совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с

бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех

государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной

экономикой.

2.4. Административно-командная система

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в

ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита»,

«административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает

название «командно-административная система». Экономической основой

анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование.

Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде

экономических планов. В экономике господствует государственная

собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку

директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и

сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная

коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию

трудовой частной собственности, насильственное объединение частных

товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые

централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и

власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание

доводится до каждого субъекта планирования

2.4.1. Механизм принятия экономических планов

Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в

командно-административной системе. План принимается на высшем форуме

правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что

освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур

общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого

контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может

осуществляться на основе административно-уголовной и партийной

ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для

производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых

административным центром страны. Общий центр определяет не только объем

выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя

бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна

располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о

директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.

Руководящий центр является безраздельным, т. е. абсолютно монопольным

собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная

экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному

результату — производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны

экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права

выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что

им выделено производителем по воле центра (см. рис. 2). Принцип

соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей

принятые политические и идеологические решения.

2.4.2 Факторные доходы

В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль,

земельная рента) выполняют роль стимулом, способствующих наиболее

эффективному распределению ресурсов.

В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного

распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне

зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат —

отсутствие стимула к производительному труду (механизм установления

заработной платы будет рассмотрен далее в связи с мотивизацией труда и

принуждением).

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством

эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования,

хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой

эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из

идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой

цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и

землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными

ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике в принципе невозможно существование такой

категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и

разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор

промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все

они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все

эти предприятия находятся в собственности государства.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние

предельной фирмы а также нет предприятия, получающего квазиренту или

фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные

— переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма

определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей

роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия

необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой

директивы.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный

характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном

порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы,

вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым

демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля

центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными

платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром.

Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются

центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую

систему, является исключительной монополией государства, и эта система

неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому

добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-

административной управленческой элите, то картина социалистической

экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения

кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание

задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к

финансовому укреплению центральной власти.

2.4.3 Бюджетное ограничение

Предприятия в любой хозяйственной системе стремятся смягчить жесткое

бюджетное ограничение. Отчасти это удается сделать и в условиях рыночной

экономики; монопольная власть на рынке позволяет фирме в той или иной

степени диктовать цены; обращение к кредиту позволяет смягчить условия

пункта 4 и т.д., но заметим, что и в этих обстоятельствах бюджетное

ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегда

предоставляется на жестких условиях и только в том случае, если есть

гарантии его возврата, да и в области ценообразования монополии всегда

ограничены платежеспособным спросом покупателей.

Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву,

сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного

ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его

денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия

за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному

ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

1. Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не

«ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и

отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены,

по которым реализуется продукция.

2. Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги,

а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения,

не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.

3. Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что

государство не дотирует текущее производство и не покрывает

безвозмездно расходы на капиталовложения.

4. Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов

оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.

5. Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что

собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права

вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

В командной экономике предприятие действует в условиях мягкого бюджетного

ограничения. Достаточно обратиться к указанным пяти пунктам и увидеть, что,

во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих

ресурсов на потребителей — ведь в такой системе господствуют фирмы-

монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия

систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-

третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация,

субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда,

когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые

вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для

покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет

государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка

ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

3. Проблема координации в различных экономических системах

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия

экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект

оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с

необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов,

которая включает в себя необходимость:

1) согласовать между собой решения производителей;

2) согласовать решения потребителей;

3) согласовать решения о производстве и потреблении в целом. Эта

необходимость порождается многими причинами, в том числе

специализацией экономических субъектов на определенных видах

экономической деятельности.

В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а

следовательно, и координации экономической деятельности, различают

определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие

особенности данной экономической системы различия в способах размещения

благ и координации экономической деятельности определяются различиями в

регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных

структурах, о которых говорилось выше.

В административной системе косность патриархального общества отчасти

преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм

его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и

параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ

определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой

является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни

принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим

воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами,

помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация

экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития

за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также

концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым

местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у

подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях

экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития

чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе

взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной

стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и

правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с

другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность

экономических субъектов в таком развитии при использовании института

частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются

единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого

обязательными для всех нормами права и границами его владения, но

обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической

активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая

упорядоченность и регламентированность экономической деятельности

существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений

могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических

субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и

прежде всего система цен.

В каждый данный момент времени все системы координации экономической

деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в

различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды

и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической

деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок

(transactions), приобретают форму трансакционных издержек (transaction

cost). В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные

с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации,

определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о

желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия

решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его

оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и

юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и

иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав

собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения

соблюдения условий соглашения.

Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием

административной системы, принимают вид административных издержек. К ним

относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о

состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки

административных решений (выработки проектов решений, их согласования в

различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими

право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до

непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения,

включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций,

функционирования системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек

определяет соотношение и границы действия рыночного и административного

механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает

наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из

частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.

Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели

кругооборота и модели спроса и предложения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние

хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они

получают от продажи своих ресурсов — труда, капитала и земли, для покупки

товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от

продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

[pic]

рис.1 Рыночный механизм

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно — что

производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов

фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию

ограниченных ресурсов.

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок

производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и

предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и

сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу

купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество

продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на

рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.

4. Выводы по курсовой работе

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты,

части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна.

Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика

системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем.

Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при

типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее

значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в

валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается

дискуссионной, этот признак является решающей при классификации

экономических систем.

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее

элементов. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости

частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак

имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических

систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней

системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая

терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру

взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь

определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак

составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация

экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной

целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во

внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством

коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более

высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что

данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого

оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не

может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или

субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие

этого атрибута.

Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы

ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают

возможные направления поисков в экономической теории.

В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической

системы главным условием недопущения окончательного ее распада является

"плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать

возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости

элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного

исследования составлена табл. 2 в которой сведены основные отличительные

черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических

систем.

Таблица 2. .

|Основные черты |Рыночная экономика |Командно-административная |Смешанная экономика |

| | |экономика | |

|Масштабы |Обобществление производства|экспроприацию трудовой частной |Обобществление и огосударствление |

|обобществления |в рамках предприятия |собственности, насильственное |части хозяйства в национальном и |

|производства | |объединение частных |интернациональном масштабах |

| | |товаропроизводителей в колхозы и | |

| | |совхозы | |

|Преобладающая |Экономическая деятельность |господствует государственная |Экономическая деятельность на базе |

|форма |единоличных |собственность |коллективной частной и |

|собственности |предпринимателей-капиталист| |государственной собственности |

| |ов | | |

|Форма бюджетного|Жесткая |Мягкая |- |

|ограничения | | | |

|Стимул к |Факторные доходы |Социалистическое соревнование |Факторные доходы |

|производительном|(заработная плата, прибыль | | |

|у труду |и т.д.) | | |

|Основной принцип|Принцип соответствия спроса|воля центрального органа власти, |Принцип соответствия спроса и |

|производства |и предложения |материализующая принятые |предложения |

| | |политические и идеологические | |

| | |решения. | |

|Регулирование |Саморегулирование |жесткий контроль централизованным |Активное государственное |

|экономики |индивидуальных капиталов на|государством, полностью |регулирование национальной экономики|

| |основе свободного рынка при|монополизировавшим экономику и |для стимулирования потребительского |

| |слабом вмешательстве |власть. |спроса и предложения, предотвращения|

| |государства | |кризисов и безработицы и т.д. |

|Конкуренция |Есть |Нет |Есть |

|Теневая |Отсутствует |Присутствует |Только на запрещенный государством |

|экономика | | |товар (наркотики) |

|Координация |Роль координации действий |Правила и параметры экономического|роль координации действий |

| |экономических субъектов и |поведения, и соответствующее |экономических субъектов и размещения|

| |размещения благ в экономике|размещение благ определяются |благ определяется и рыночным |

| |выполняет рыночный |воздействием командующей |механизмом и государственным |

| |механизм, и, прежде всего, |(управляющей) подсистемы, которой |регулированием. |

| |система цен. |является, государство | |

|Ценообразование |ориентируется на |Государство устанавливает |гибкие цены |

| |предотвращение спада в |постоянные (фиксированные) цены | |

| |производстве. | | |

|Заработная плата|устанавливается в процессе |административное установление |устанавливается в процессе |

| |конкуренции при соотношении|заработной платы |конкуренции при соотношении спроса и|

| |спроса и предложения на | |предложения на рынке труда, но |

| |рынке труда | |государство устанавливает |

| | | |минимальную заработную плату. |

|Социальные |Социальная незащищенность |Гарантированное трудоустройство, |Создание государственных и частных |

|гарантии |граждан в случаях |бесплатная медицина и образование,|фондов социального страхования и |

| |безработицы, болезни и |социальное обеспечение |социального обеспечения |

| |старости | | |

Заключение

в заключение хотелось бы сказать о нашей стране; что ее ждет в ближайшем

будущем, какой путь экономического развития она изберет?

Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с

некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то

есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения

без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав

собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с

капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно

отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти

первичное накопление капитала.

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики

на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то

есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен

как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность

установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской

специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый

мир" от "второго мира" - Центральной Европы.

Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами

производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного

спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и

региональной.

Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой

регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства.

Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для

всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это

именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская

вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать

этого правила.

Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в

следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского

общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это

как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в

олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации

такого сценария является усиление центральной государственной власти,

которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону

авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе

финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем

и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что

наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно

вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком

случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным

субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты?

Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений,

опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов,

чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный.

Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей,

способных предложить план развития, который найдет отклик у населения.

Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии.

Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких

предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры,

действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные

приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно

поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское

общество может модернизироваться "снизу".

В следующее тысячелетие Россия войдет с проблемой бедности. В числе

"новых бедных" больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и

менее образованные работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности,

отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих.

Нуждающимися и необеспеченными могут стать значительные контингенты

квалифицированных, хорошо образованных молодых работников ВПК, гигантов

промышленности, а также депрессивных регионов. Именно в среде

квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки

локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности. В

ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового

потенциала России.

Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия

ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического

роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов

посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной

политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи:

регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и

поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования

и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения

доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и

значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле". В

рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом

свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного

от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам

предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по

заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль

государства при такой системе - определение законодательных рамок,

регулирующих трудовые отношения.

Главной проблемой современного периода формирования научных экономических

систем в отечественной экономической науке можно считать проблему

совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической

мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной

экономической действительности.

Литература

1. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для

вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и

политика. М, Республика, 1992, С.47, 118

3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А.

Киров, 1994

4. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,

1994.-632 с.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,

микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие

/под. Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.-

734 с.

6. Л.Ходов административное воздействие и моральное убеждение в

госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал

№4, 1997

7. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В.

Ломоносова, 1999

8. А. Нестеренко Социальная рыночная экономика: концептуальные основы,

исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998

9. И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998

10. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной

политики. //Вопросы экономики. - 1996. - № 10.

11. Е. Платонова. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998,

№ 7, с.З0-40.

-----------------------

[1] См., например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; ГайдарЕ. Экономические

реформы и иерархические структуры. М., 1990.

[2] ВВП — валовой внутренний продукт; ВНП — валовой национальный продукт

(см. гл. II).

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.