|
Экономический механизм охраны окружающей природной средыЭкономический механизм охраны окружающей природной средыНИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА Контрольная работа по дисциплине: Экологическое право на тему: Экономический механизм охраны окружающей природной среды ПЛАН 1.Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды 2.Кадастры природных ресурсов 3.Финансирование экономического механизма 4.Задача СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………1 Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды……………..2 Задачи экономического механизма охраны окружающей среды……………….3 Кадастры природных ресурсов Земельный кадастр………………………………………………………………………4 Состав комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов…………………………………………………….…6 Формирование комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов……………………………………………7 Финансирование природного механизма Планирование и финансирования материально-технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды…………………………………………..9 Платность использования природных ресурсов………………………………………9 Экологические фонды…………………………………………………………………10 Экологическое страхование……………………………………………………………10 Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды………...11 Заключение…………………………………………………………………………….12 Задача……………………………………………………………………………………15 Список литературы……………………………………………………………………..18 Список НПА…………………………………………………………………………….19 ВВЕДЕНИЕ Данная работа посвящена теме: «Экономический механизм охраны окружающей природной среды» - тема поистине огромная и уложиться в требования контрольных работ в полном объёме практически не возможно, но всё же попытаюсь кратко осветить данную мне тему. Начну наверное с того, что общественные отношения в области взаимодействия общества и природы регулируются экологическим законодательством, которое в свою очередь преимущественно начало развиваться в РФ в 50-60 годах, тогда это была можно сказать иная страна СССР, другие идеи, другие цели и т.п. Хотя и до этого предпосылки экологического права были. С каждым годом интерес к проблемам экологического законодательства возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не о эволюции /рост, процветание и т.п., а о выживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняют бездумно на мой взгляд, преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания. Для пресечения, исправления и контроля и существует механизм охраны экономический механизм один из самых эффективных по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Наверное можно закончить введение на донной ноте и перейти что же это такое «Экономический механизм охраны окружающей природной среды»? ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.[1] Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработавать у субъектов права отношение, такое как - не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков. Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, - наверное стать органической составной системой управления и регулирования экономики. Платежи на основании письма МНС РФ[2] за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности[3]. Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов. Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего. Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества. За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности. За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться: 1.Планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; 2.Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; 3.Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; 4.Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; 5.Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природою пользователей[4]. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые. Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории. А отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. Земельный кадастр Одним из самых важных кадастров является земельный, спросите почему? Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить. По Земельному кодексу[5] земельный кадастр[6] включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по категориям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель. Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации. Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ «О недрах»[7]. Ведение его поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки. Из закона всего выделяются девять кадастров и реестров. Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (далее КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации. КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Комплексность информации в КТКПР достигается путем использования расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа кадастровых и других данных по учету отдельных природных ресурсов, а также данных экологического мониторинга и государственной статистики. Информация КТКПР используется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями в целях: 1. разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий и обеспечения экологических приоритетов этого развития; 2. гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями; 3. выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации; 4. определение стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих не истощаемое использование его природно-ресурсного потенциала; 5. в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных ресурсов. КТКПР создается на основе современных технологий, что означает включение в него систем создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету природных ресурсов и загрязнения природных сред, а также технических и программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа. Таким образом, КТКПР представляет собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией на конечного пользователя, можно выделить три подсистемы: 1. информационно-справочная подсистема; 2. сопровождающая подсистема; 3. подсистема расширения. Назначение информационно-справочной подсистемы - обеспечение структурных подразделений органов государственной власти необходимой информацией по объектам охраны природы и рационального использования природных ресурсов в интересующем их масштабе и с заданной детализацией, представляемой в виде документов установленной формы и средств наглядного представления информации (карт, схем, графиков, и т.д.). Назначение сопровождающей подсистемы - поддержание в актуальном состоянии баз графической и семантической информации, а также математического обеспечения для работы информационно справочной подсистемы. Система должна функционировать в рамках региональной вычислительной сети на уровне двух первых подсистем. Назначение подсистемы расширения - организация пополнения баз графической и семантической информации принципиально новыми слоями и реквизитами, подключение новых математических моделей и организация интерфейса для автоматизированного обеспечения новых моделей данными из ранее созданных баз, исключая дублирование информации. Следует подчеркнуть, что подсистема расширения работает на первые две и является главнейшим элементом обеспечения жизнеспособности столь крупной информационной системы как КТКПР при изменяющихся внешних условиях, начиная с нормативно- законодательной базы и кончая уровнем программных и технических средств В состав КТКПР на первом этапе входят автоматизированные базы кадастров, ряд из которых уже разработаны и проходят опытную эксплуатацию: 1. земельных ресурсов; 2. водных ресурсов; 3. лесных ресурсов; 4. геоботанических ресурсов; 5. животного мира; 6. месторождений полезных ископаемых; 7. атмосферных загрязнений и охраны атмосферного воздуха; 8. промышленных и бытовых отходов. Информация КТКПР хранится на машинных носителях и адаптирована для пользования лицами, принимающими решения, в области: 1. обеспечения управленческих решений в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов Российской Федерации и ниже; 2. проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию; 3. организации и реорганизации размещения производительных сил; 4. реализация инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий; 5. изменения структуры и базы налогообложения в регионе; 6. ресурсосбережения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; 7. обеспечения санитарной и экологической безопасности; 8. разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; 9. приватизации природных объектов. При формировании и ведении КТКПР используются компьютерные системы сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой информации. Вопросы выбора масштабов, программного обеспечения и видов технических средств для применения в целях ведения КТКПР решаются органами государственного управления субъектов Федерации при участии заинтересованных ресурсных ведомств и Федеральной службы геодезии и картографии, исходя из необходимости обеспечения сопоставимости, сопряженности систем управления базами данных и геоинформационных систем, используемых в различных отраслевых и территориальных кадастрах и реестрах. Данные КТКПР подлежат обязательному применению при установлении и изменении режимов использования территорий, при лицензировании природопользования и проведении экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности, а также при формировании налоговой политики в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Состав комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов Комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов включает в себя предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов. Сведения о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется в полном соответствии с данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию. Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных. По ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно- исторического значения. Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Унификация и согласование форм предоставляемых данных осуществляется ведущими отраслевые кадастры природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти на основании возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций. Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Мин. природы России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и утверждается Мин. природы России. Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории. Формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать территориальные кадастровые центры (государственные предприятия или учреждения - далее ТКЦ). По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ТКЦ могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы. Финансирование материально-технической части работ по созданию и функционированию ТКЦ в рамках эксперимента осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых субъектами Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных единиц. ТКЦ решают следующие основные задачи: 1. классификация природных ресурсов и объектов и определение первоочередных по значимости объектов для включения их в КТКПР; 2. разработка требований к объемам и формам представления отраслевой кадастровой информации по дополнительному перечню кадастровых показателей для решения задач Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |