|
Экономика Китаявоздействие рыночных механизмов. В этот период в основном были устранены разрушительные для национальной экономики последствия периода культурной революции. Однако экономические реформы и ориентация экономики на рыночные методы ведения хозяйства принесли с собой рост инфляции, возрастание коррупции, повысили уровень безработицы и увеличили неравенство в доходах. По некоторым оценкам, в настоящее время в сельской местности до 100 млн. крестьян не имеют работы, а к 2000 г. эта цифра может возрасти до 300 млн. человек, которые наводнят города в поисках работы. Экономические реформы 80- х годов произошли без сопутствующего политического реформирования, однако начали раздаваться призывы к большему развитию демократии. К несчастью. как для народа Китая, так и для его экономики события на Тяньанмыньсхой площади в июне 1989 г. отбросили страну назад в экономическом и социальном отношении. Существенные изменения произошли и в уровне развития химической промышленности, среднегодовой темп роста которой в начале 90-х годов составлял 10,5%, а доля в промышленном производстве — 14 %. В 1979 г. был узаконен термин «промышленная компания типа предприятия, или трест»; в 1982 г. законодательно закреплена непринадлежность этого типа предприятий Госсовету КНР. Важные изменения к середине 80-х годах произошли в структуре топливно- энергетического баланса в пользу таких компонентов, как нефть, природный газ, гидроэнергетика. Тем не менее для экономики Китая к настоящему времени остается актуальной проблема структурных перекосов. В частности, не удалось преодолеть характерное для КНР хроническое отставание энергетики и транспорта. Из-за нехватки электроэнергии в начале 90-х годов простаивало 20% всех производственных мощностей, а имеющиеся мощности железнодорожного транспорта способны обслужить лишь 70% необходимого объема перевозок. Остается нерешенной и в ходе реформ обостряется всегда характерная для КНР проблема несовершенства и неравномерности территориальной структуры производства. Наиболее экономически развитая прибрежная зона на востоке страны занимает 11% территории. При этом численность населения, сосредоточенного в этой зоне, составляет 37% общей численности населения. К концу 80 — началу 90-х годов здесь производилось 56% ВНП, обеспечивая объем производства на душу населения на 70% выше, чем в центральном, и в 1,2 раза выше, чем в западном регионах. Производство в центральном регионе давало 30% ВНП, а на западе страны производилось около 14% ВНП. Экономический рост ускорил расслоение между приморскими и внутренними провинциями. В 1995 г. ВНП западного региона вырос менее, чем на 8%, в то время как в центральных провинциях был зафиксирован рост 9,5%, а в приморских — 15%. В зоне Пудун (Шанхай) в 1995 г. прирост составил 20%. Большой разрыв существует и в уровнях дохода на душу населения в регионах. В 1996 г. показатель среднедушевого дохода во Внутренней Монголии составлял 3 тыс. юаней в год (362 долл.), в то время как в экономической зоне Шэньчжэнь — 11,7 тыс. юаней. Растущий разрыв в уровнях развития и все большая региональная обособленность привели к тому, что в стране фактически существует несколько региональных экономик. Усиление позиций Китая в мирохозяйственных связях. Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимущественно экономическими методами. Наиболее развитой формой международных связей в настоящее время является внешняя торговля. За годы реформ внешнеторговый оборот Китая вырос с 10 млрд долл. в 1978 г. до 325 млрд долл. в 1997 г. (положительное сальдо при этом составляет более 40 млрд). По объему экспорта КНР находятся на шестом месте в мире. Существенно усилилась зависимость экономики Китая от внешней торговли, доля экспорта в ВНП возросла с 10% в 1978 г. до 40% в 1996 г., что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности экономики КНР в мирохозяйственные связи. Однако доля страны в мировой торговле за период с 1979 по 1998 г., выросшая почти в четыре раза, по-прежнему остается низкой, составляя около 2%. Низкий удельный вес в мировой торговле объясняется прежде всего невысоким качеством большинства товаров обрабатывающей промышленности КНР, не выдерживающих конкуренции на мировом рынке, а также отсутствием возможности увеличить экспорт сырьевых товаров. Экспортная политика КНР, главной задачей которой является обеспечение валютного финансирования импорта, строится с учетом мировой конъюнктуры. Усилия направляются на стимулирование преимущественного роста вывоза готовой продукции при повышении в ее общем объеме доли фондо- и наукоемких товаров, а также достижение соответствующего мировым стандартам качества экспортируемых изделий. В течение 80-х годов был достигнут значительный рост в общем объеме экспорта доли готовой промышленной продукции, составившей в начале 90-х годов 2/3 экспорта Китая. При этом первое место в нем (около 50%) принадлежит товарам народного потребления, в числе которых ткани, обувь, игрушки и т.п. Видное место во внешней торговле Китая в настоящее время занимает переработка сырья с последующим экспортом готовой продукции, на нее приходится около 50% общего товарооборота страны. По экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка Китаю принадлежит мировое первенство. Текстильная промышленность является важнейшим источником инвалютных доходов. На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится менее 20% экспорта. Рост удельного веса этой продукции в мировом экспорте сдерживается тем, что она пока не в состоянии конкурировать с продукцией других поставщиков. Доля продукции машиностроения Китая в мировом экспорте не превышает 0,3%. В период 80-х годов неуклонно снижалась доля сырья и полуфабрикатов в китайском экспорте: с 49% в 1980 г. до 25—30% в 1990 г. Экспортная квота в наименее зависимой от экспорта отрасли — химической промышленности — составляет 5%. Главной задачей в области импортной политики в настоящее время является получение новых техники и технологии для модернизации народного хозяйства. В период 1981—1996 гг. количество импортируемого оборудования и его стоимость по лицензионным соглашениям увеличилась в 18 раз. При этом основная часть прироста пришлась на Японию (около 50% закупок). Соединенные Штаты лидируют в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. По мере роста импорта машин и оборудования снизилась доля закупок сырья и полуфабрикатов, составляя около 20% импорта. Тем не менее сохраняется довольно высокая импортная зависимость по таким сырьевым товарам, как лес и лесоматериалы, каучук, металлы, целлюлоза, химические товары. Во внешней торговле Китая в настоящее время преобладает доля промышленно развитых стран. В 1997 г. на них приходилось 64% внешнеторгового оборота страны, 42% составляет доля основных партнеров — США, Японии и Гонконга. Во внешней торговле сокращается удельный вес государственных компаний КНР. Их место занимают предприятия с участием иностранного капитала, на долю которых в 1997 г. приходилось 46% всей внешней торговли Китая. Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого неуклонно растет. За 1979—1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10% общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных инвестиций составили кредиты и займы, до 50% — кредиты иностранных правительств и международных финансовых организаций, предоставляемых, как правило, на льготных условиях. В период 1991—1996 гг. объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем иностранного капитала, поступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997 гг. было получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового положения КНР не вызывают опасения. Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга к ВВП) не превышает 15% при опасном пределе 20%. Коэффициент задолженности (отношение внешнего долга к годовому объему экспорта) не превышает 80% при опасной отметке 100%. Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно существующей в Китае классификации, подразумеваются вложения в совместные предприятия, чисто иностранные предприятия, совместные проекты, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации, к 1997 г. составили 42,5 млрд долл. В роли основных инвесторов выступают США, Япония и Гонконг. На долю последнего приходится до 60% зарубежных капиталовложений в континентальном Китае и около 80% — в южных приморских районах. Совместные предприятия в промышленности позволяют только за счет улучшения организации труда повышать его производительность в 5—6 раз и приблизиться к мировым показателям. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР выросла с 15% в 1989 г. до 24,8% в 1996 г. Такой рост объясняется сложившимся в КНР довольно благоприятным инвестиционным климатом, которому способствует ряд факторов. Среди них — относительная политическая стабильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых странах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинированность, исполнительность, стремление перенимать опыт); размеры и возможности китайской экономики; удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и близлежащих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная национально ориентированная политика в области привлечения иностранных инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с китайской диаспорой. Однако инвестиционной политике Китая свойственны и существенные недостатки: значительная степень государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность; увлечение всякого рода приоритетами; отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием экономики Китая, является сосредоточение иностранного капитала в первую очередь в прибрежных районах. В целях смягчения этой проблемы правительство рассчитывает направить инвестиции в более бедные внутренние районы. В любом случае достигнутое КНР в ходе реформ усиление позиций в мирохозяйственных связях (по мнению многих специалистов, возрождение Китая в качестве влиятельной мировой силы является главным событием десятилетия для мировой экономики) сделает КНР серьезным конкурентом на международных рынках, и его шансы потеснить многие страны достаточно велики. По мнению специалистов ООН, в XXI веке (к 2015-2020 гг.) Китай будет иметь самый большой в мире ВНП по стоимости. В это время объем экспорта будет также самым большим в мире. Резко возросшая роль внешнеэкономического фактора будет основываться на ярко выраженной экспортной ориентации многих отраслей хозяйства, привлечении иностранного капитала, где ведущую роль играют и будут играть капиталы хуацяо (китайской диаспоры). Существенной прибавкой является воссоединение Гонконга с Китаем, что еще более усилит внешнеэкономический потенциал Китая. В 1997 г. доля государственного сектора в валовой промышленной продукции Китая составила 26,5%, коллективного сектора - 40,5%, индивидуального сектора -15,9%, прочих укладов -17,1%. В системе производственных отношений Китая, как следует из приведенных данных, произошли серьезные изменения: негосударственный сектор в экономике в количественном отношении стал преобладающим. Однако, несмотря на это, экономической основой китайского общества по-прежнему остается государственная собственность на средства производства, ей принадлежит ведущая роль в экономике. В собственности государства находятся предприятия ключевых отраслей (машиностроения, металлургии, химической промышленности, энергетики), обеспечивающих технический прогресс и повышение производительности труда во всем народном хозяйстве их реконструкция требует значительных инвестиций, обеспечить которые частный капитал пока не в состоянии. По этой же причине государство сохраняет сильные позиции в отраслях добывающей промышленности. Добывать топливо и сырье становится все труднее и дороже, так как их источники находятся в наименее развитых районах Китая. В руках государства сохраняется также часть капитала предприятий самых разных форм собственности. Доминирующая роль государства в экономике неоднократно подчеркивается партийными и государственными руководителями КНР. Например, Генеральный секретарь ЦК КПК, выступая на XV съезде Компартии Китая, заявил, что «государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского социализма». В процессе производства люди вступают в определенные отношения друг с другом, необходимые, не зависящие от их воли, - производственные отношения. Нужно иметь в виду, что в производстве складываются и существуют двоякого рода отношения. С одной стороны, имеют место отношения, связанные с организацией процесса производства, отражающие взаимодействие различных элементов производительных сил. Например, соотношение между массой средств производства и количеством рабочей силы на том или ином предприятии, распределение работающих на различные профессии, соотношение между ними, установление хозяйственных связей внутри и между предприятиями, последовательность технологических процессов. Эти отношения составляют необходимый момент любого производства и их называют технико- производственными. С другой стороны, в общественном производстве между людьми возникают и другие производственные отношения, связанные с присвоением средств и результатов производства. Эти отношения выражают деление людей на различные классы и группы, определяют их положение в производстве и обществе, выражают характер взаимных отношений между ними. Именно об этих производственных отношениях и идет речь в экономической теории. В основе любой системы производственных отношений лежит способ присвоения, или форма собственности на средства производства. И в зависимости от того, кто ими владеет, пользуется и распоряжается, складывается тот или иной тип отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Развитие многоукладной экономики (в стране насчитывается 9 хозяйственных укладов) при сохранении решающей роли государства в воспроизводственном процессе позволило добиться положительных результатов. В период с 1993 по 1997 гг. экономический рост в Китае в среднегодовом расчете в текущих ценах составил 11 %. Несколько выше этот показатель был только в Омане - государстве по масштабам с Китаем несопоставимом. Валовой внутренний продукт существенно вырос. В 1995 г. доля Китая в мировом ВВП составляла 8% (доля в мировом населении - 21%) В относительно короткие сроки была решена проблема обеспечения многомиллионного населения страны продовольствием и одеждой. За годы реформ реальный уровень потребления в КНР вырос в 3 раза. Внешнеторговый оборот Китая составил в 1997 г. 325 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз. Активное торговое сальдо достигло в 1997 г. 40 млрд. долл. Китай уверенно наращивает экспорт, основой которого (более 80%) является промышленная продукция. В импортной политике Китая упор сделан на преимущественный ввоз в страну высокотехнологичного оборудования и машин, «ноу-хау», комплектующих изделий для экспортоориентированного производства. Затраты в этом случае окупаются быстро и дают внушительный результат. Закупкой этих товаров в годы реформ было обеспечено, по китайским оценкам, около 2/3 прироста промышленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, металлургия, химия, транспорт. К середине 90-х родов Китай вошел в десятку крупнейших торговых стран мира (4% оборота мировой торговли). Внешний долг страны находится на нормальной отметке в 16% ВВП. Постепенно ослабляя государственный контроль над внешней торговлей, Китай стремится к ее дальнейшей диверсификации. По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места в мире на четвертое. По производству цемента и хлопчато-бумажных тканей вышел на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и второе места. При этом была реально решена проблема самофинансирования. Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные вложения значительно увеличилась. Все это послужило основой ускоренного технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации всего народного хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотрено удвоение ВВП, а среднегодовой темп прироста - 7,2%. Немаловажную роль в решении назревших экономических и социальных проблем в Китае играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством создания предприятий с участием зарубежных фирм, формирования и развития свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай составила около 638 млрд. долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции. Значительные объемы привлеченного иностранного капитала обусловлены следующими обстоятельствами: Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к началу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально- политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали этому процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора. Государство стимулирует высокотехнологичные инвестиции. Льготой пользуются те зарубежные предприниматели, которые действуют в соответствии с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии. В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет активно привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фактором обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привлечения зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркистского курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти прежде всего на основе собственных усилий. На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала. Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России. Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические преобразования в Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоковой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. В-третьих, все внедряемые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распространение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в экономической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к социалистической рыночной экономике. В- восьмых, реформы в Китае направлены на развитие производительных сил, повышение эффективности производства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управляемость, превращение государственных |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |