бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика Китая

воздействие рыночных механизмов. В этот период в основном были устранены

разрушительные для национальной экономики последствия периода культурной

революции.

Однако экономические реформы и ориентация экономики на рыночные методы

ведения хозяйства принесли с собой рост инфляции, возрастание коррупции,

повысили уровень безработицы и увеличили неравенство в доходах. По

некоторым оценкам, в настоящее время в сельской местности до 100 млн.

крестьян не имеют работы, а к 2000 г. эта цифра может возрасти до 300 млн.

человек, которые наводнят города в поисках работы. Экономические реформы 80-

х годов произошли без сопутствующего политического реформирования, однако

начали раздаваться призывы к большему развитию демократии. К несчастью. как

для народа Китая, так и для его экономики события на Тяньанмыньсхой площади

в июне 1989 г. отбросили страну назад в экономическом и социальном

отношении.

Существенные изменения произошли и в уровне развития химической

промышленности, среднегодовой темп роста которой в начале 90-х годов

составлял 10,5%, а доля в промышленном производстве — 14 %.

В 1979 г. был узаконен термин «промышленная компания типа предприятия,

или трест»; в 1982 г. законодательно закреплена непринадлежность этого типа

предприятий Госсовету КНР.

Важные изменения к середине 80-х годах произошли в структуре топливно-

энергетического баланса в пользу таких компонентов, как нефть, природный

газ, гидроэнергетика. Тем не менее для экономики Китая к настоящему времени

остается актуальной проблема структурных перекосов. В частности, не удалось

преодолеть характерное для КНР хроническое отставание энергетики и

транспорта. Из-за нехватки электроэнергии в начале 90-х годов простаивало

20% всех производственных мощностей, а имеющиеся мощности железнодорожного

транспорта способны обслужить лишь 70% необходимого объема перевозок.

Остается нерешенной и в ходе реформ обостряется всегда характерная для

КНР проблема несовершенства и неравномерности территориальной структуры

производства. Наиболее экономически развитая прибрежная зона на востоке

страны занимает 11% территории. При этом численность населения,

сосредоточенного в этой зоне, составляет 37% общей численности населения. К

концу 80 — началу 90-х годов здесь производилось 56% ВНП, обеспечивая объем

производства на душу населения на 70% выше, чем в центральном, и в 1,2 раза

выше, чем в западном регионах. Производство в центральном регионе давало

30% ВНП, а на западе страны производилось около 14% ВНП.

Экономический рост ускорил расслоение между приморскими и внутренними

провинциями. В 1995 г. ВНП западного региона вырос менее, чем на 8%, в то

время как в центральных провинциях был зафиксирован рост 9,5%, а в

приморских — 15%. В зоне Пудун (Шанхай) в 1995 г. прирост составил 20%.

Большой разрыв существует и в уровнях дохода на душу населения в регионах.

В 1996 г. показатель среднедушевого дохода во Внутренней Монголии составлял

3 тыс. юаней в год (362 долл.), в то время как в экономической зоне

Шэньчжэнь — 11,7 тыс. юаней. Растущий разрыв в уровнях развития и все

большая региональная обособленность привели к тому, что в стране фактически

существует несколько региональных экономик.

Усиление позиций Китая в мирохозяйственных связях.

Переход экономики Китая к открытой политике в области

внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет

расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в

производительной форме и использования иностранных кредитов.

Основным направлением демонополизации и децентрализации

внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого

административно-директивного управления к регулированию внешних

хозяйственных связей преимущественно экономическими методами.

Наиболее развитой формой международных связей в настоящее время является

внешняя торговля. За годы реформ внешнеторговый оборот Китая вырос с 10

млрд долл. в 1978 г. до 325 млрд долл. в 1997 г. (положительное сальдо при

этом составляет более 40 млрд). По объему экспорта КНР находятся на шестом

месте в мире.

Существенно усилилась зависимость экономики Китая от внешней торговли,

доля экспорта в ВНП возросла с 10% в 1978 г. до 40% в 1996 г., что

свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности экономики КНР в

мирохозяйственные связи. Однако доля страны в мировой торговле за период с

1979 по 1998 г., выросшая почти в четыре раза, по-прежнему остается низкой,

составляя около 2%. Низкий удельный вес в мировой торговле объясняется

прежде всего невысоким качеством большинства товаров обрабатывающей

промышленности КНР, не выдерживающих конкуренции на мировом рынке, а также

отсутствием возможности увеличить экспорт сырьевых товаров.

Экспортная политика КНР, главной задачей которой является обеспечение

валютного финансирования импорта, строится с учетом мировой конъюнктуры.

Усилия направляются на стимулирование преимущественного роста вывоза

готовой продукции при повышении в ее общем объеме доли фондо- и наукоемких

товаров, а также достижение соответствующего мировым стандартам качества

экспортируемых изделий. В течение 80-х годов был достигнут значительный

рост в общем объеме экспорта доли готовой промышленной продукции,

составившей в начале 90-х годов 2/3 экспорта Китая. При этом первое место в

нем (около 50%) принадлежит товарам народного потребления, в числе которых

ткани, обувь, игрушки и т.п. Видное место во внешней торговле Китая в

настоящее время занимает переработка сырья с последующим экспортом готовой

продукции, на нее приходится около 50% общего товарооборота страны. По

экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка Китаю принадлежит

мировое первенство. Текстильная промышленность является важнейшим

источником инвалютных доходов.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится менее

20% экспорта. Рост удельного веса этой продукции в мировом экспорте

сдерживается тем, что она пока не в состоянии конкурировать с продукцией

других поставщиков. Доля продукции машиностроения Китая в мировом экспорте

не превышает 0,3%. В период 80-х годов неуклонно снижалась доля сырья и

полуфабрикатов в китайском экспорте: с 49% в 1980 г. до 25—30% в 1990 г.

Экспортная квота в наименее зависимой от экспорта отрасли — химической

промышленности — составляет 5%.

Главной задачей в области импортной политики в настоящее время является

получение новых техники и технологии для модернизации народного хозяйства.

В период 1981—1996 гг. количество импортируемого оборудования и его

стоимость по лицензионным соглашениям увеличилась в 18 раз. При этом

основная часть прироста пришлась на Японию (около 50% закупок). Соединенные

Штаты лидируют в поставках высокотехнической продукции, самолетов и

электронно-вычислительной техники. По мере роста импорта машин и

оборудования снизилась доля закупок сырья и полуфабрикатов, составляя около

20% импорта. Тем не менее сохраняется довольно высокая импортная

зависимость по таким сырьевым товарам, как лес и лесоматериалы, каучук,

металлы, целлюлоза, химические товары.

Во внешней торговле Китая в настоящее время преобладает доля промышленно

развитых стран. В 1997 г. на них приходилось 64% внешнеторгового оборота

страны, 42% составляет доля основных партнеров — США, Японии и Гонконга. Во

внешней торговле сокращается удельный вес государственных компаний КНР. Их

место занимают предприятия с участием иностранного капитала, на долю

которых в 1997 г. приходилось 46% всей внешней торговли Китая.

Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого

неуклонно растет. За 1979—1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10%

общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных инвестиций

составили кредиты и займы, до 50% — кредиты иностранных правительств и

международных финансовых организаций, предоставляемых, как правило, на

льготных условиях. В период 1991—1996 гг. объем иностранных инвестиций

вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем

иностранного капитала, поступающего в страну в виде кредитов и займов,

вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997

гг. было получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового положения КНР

не вызывают опасения.

Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга

к ВВП) не превышает 15% при опасном пределе 20%. Коэффициент задолженности

(отношение внешнего долга к годовому объему экспорта) не превышает 80% при

опасной отметке 100%.

Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно существующей в

Китае классификации, подразумеваются вложения в совместные предприятия,

чисто иностранные предприятия, совместные проекты, компенсационные сделки и

различные формы промышленной кооперации, к 1997 г. составили 42,5 млрд

долл. В роли основных инвесторов выступают США, Япония и Гонконг. На долю

последнего приходится до 60% зарубежных капиталовложений в континентальном

Китае и около 80% — в южных приморских районах. Совместные предприятия в

промышленности позволяют только за счет улучшения организации труда

повышать его производительность в 5—6 раз и приблизиться к мировым

показателям. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР

выросла с 15% в 1989 г. до 24,8% в 1996 г.

Такой рост объясняется сложившимся в КНР довольно благоприятным

инвестиционным климатом, которому способствует ряд факторов. Среди них —

относительная политическая стабильность; существенная разница между уровнем

оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых странах;

особенности китайской рабочей силы (дисциплинированность, исполнительность,

стремление перенимать опыт); размеры и возможности китайской экономики;

удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и

близлежащих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная

национально ориентированная политика в области привлечения иностранных

инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с

зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с

китайской диаспорой.

Однако инвестиционной политике Китая свойственны и существенные

недостатки: значительная степень государственного вмешательства в

предпринимательскую деятельность; увлечение всякого рода приоритетами;

отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи

земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием экономики

Китая, является сосредоточение иностранного капитала в первую очередь в

прибрежных районах. В целях смягчения этой проблемы правительство

рассчитывает направить инвестиции в более бедные внутренние районы.

В любом случае достигнутое КНР в ходе реформ усиление позиций в

мирохозяйственных связях (по мнению многих специалистов, возрождение Китая

в качестве влиятельной мировой силы является главным событием десятилетия

для мировой экономики) сделает КНР серьезным конкурентом на международных

рынках, и его шансы потеснить многие страны достаточно велики. По мнению

специалистов ООН, в XXI веке (к 2015-2020 гг.) Китай будет иметь самый

большой в мире ВНП по стоимости. В это время объем экспорта будет также

самым большим в мире. Резко возросшая роль внешнеэкономического фактора

будет основываться на ярко выраженной экспортной ориентации многих отраслей

хозяйства, привлечении иностранного капитала, где ведущую роль играют и

будут играть капиталы хуацяо (китайской диаспоры). Существенной прибавкой

является воссоединение Гонконга с Китаем, что еще более усилит

внешнеэкономический потенциал Китая.

В 1997 г. доля государственного сектора в валовой промышленной продукции

Китая составила 26,5%, коллективного сектора - 40,5%, индивидуального

сектора -15,9%, прочих укладов -17,1%. В системе производственных отношений

Китая, как следует из приведенных данных, произошли серьезные изменения:

негосударственный сектор в экономике в количественном отношении стал

преобладающим. Однако, несмотря на это, экономической основой китайского

общества по-прежнему остается государственная собственность на средства

производства, ей принадлежит ведущая роль в экономике.

В собственности государства находятся предприятия ключевых отраслей

(машиностроения, металлургии, химической промышленности, энергетики),

обеспечивающих технический прогресс и повышение производительности труда во

всем народном хозяйстве их реконструкция требует значительных инвестиций,

обеспечить которые частный капитал пока не в состоянии. По этой же причине

государство сохраняет сильные позиции в отраслях добывающей промышленности.

Добывать топливо и сырье становится все труднее и дороже, так как их

источники находятся в наименее развитых районах Китая. В руках государства

сохраняется также часть капитала предприятий самых разных форм

собственности.

Доминирующая роль государства в экономике неоднократно подчеркивается

партийными и государственными руководителями КНР. Например, Генеральный

секретарь ЦК КПК, выступая на XV съезде Компартии Китая, заявил, что

«государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского

социализма».

В процессе производства люди вступают в определенные отношения друг с

другом, необходимые, не зависящие от их воли, - производственные отношения.

Нужно иметь в виду, что в производстве складываются и существуют двоякого

рода отношения. С одной стороны, имеют место отношения, связанные с

организацией процесса производства, отражающие взаимодействие различных

элементов производительных сил. Например, соотношение между массой средств

производства и количеством рабочей силы на том или ином предприятии,

распределение работающих на различные профессии, соотношение между ними,

установление хозяйственных связей внутри и между предприятиями,

последовательность технологических процессов. Эти отношения составляют

необходимый момент любого производства и их называют технико-

производственными. С другой стороны, в общественном производстве между

людьми возникают и другие производственные отношения, связанные с

присвоением средств и результатов производства. Эти отношения выражают

деление людей на различные классы и группы, определяют их положение в

производстве и обществе, выражают характер взаимных отношений между ними.

Именно об этих производственных отношениях и идет речь в экономической

теории. В основе любой системы производственных отношений лежит способ

присвоения, или форма собственности на средства производства. И в

зависимости от того, кто ими владеет, пользуется и распоряжается,

складывается тот или иной тип отношений между людьми в процессе

производства, распределения, обмена и потребления.

Развитие многоукладной экономики (в стране насчитывается 9 хозяйственных

укладов) при сохранении решающей роли государства в воспроизводственном

процессе позволило добиться положительных результатов. В период с 1993 по

1997 гг. экономический рост в Китае в среднегодовом расчете в текущих ценах

составил 11 %. Несколько выше этот показатель был только в Омане -

государстве по масштабам с Китаем несопоставимом. Валовой внутренний

продукт существенно вырос. В 1995 г. доля Китая в мировом ВВП составляла 8%

(доля в мировом населении - 21%) В относительно короткие сроки была решена

проблема обеспечения многомиллионного населения страны продовольствием и

одеждой. За годы реформ реальный уровень потребления в КНР вырос в 3 раза.

Внешнеторговый оборот Китая составил в 1997 г. 325 млрд. долл. и

увеличился по сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз. Активное торговое

сальдо достигло в 1997 г. 40 млрд. долл. Китай уверенно наращивает экспорт,

основой которого (более 80%) является промышленная продукция. В импортной

политике Китая упор сделан на преимущественный ввоз в страну

высокотехнологичного оборудования и машин, «ноу-хау», комплектующих изделий

для экспортоориентированного производства. Затраты в этом случае окупаются

быстро и дают внушительный результат. Закупкой этих товаров в годы реформ

было обеспечено, по китайским оценкам, около 2/3 прироста промышленного

производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника,

металлургия, химия, транспорт. К середине 90-х родов Китай вошел в десятку

крупнейших торговых стран мира (4% оборота мировой торговли). Внешний долг

страны находится на нормальной отметке в 16% ВВП. Постепенно ослабляя

государственный контроль над внешней торговлей, Китай стремится к ее

дальнейшей диверсификации.

По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места в

мире на четвертое. По производству цемента и хлопчато-бумажных тканей вышел

на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и

второе места. При этом была реально решена проблема самофинансирования.

Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные

вложения значительно увеличилась. Все это послужило основой ускоренного

технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации

всего народного хозяйства, развития производственной и социальной

инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотрено удвоение ВВП, а

среднегодовой темп прироста - 7,2%.

Немаловажную роль в решении назревших экономических и социальных проблем

в Китае играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством

создания предприятий с участием зарубежных фирм, формирования и развития

свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая

сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай составила около 638 млрд.

долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции.

Значительные объемы привлеченного иностранного капитала обусловлены

следующими обстоятельствами:

Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к началу

реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в

международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально-

политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных

инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали этому

процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала

сыграла богатая китайская диаспора.

Государство стимулирует высокотехнологичные инвестиции. Льготой

пользуются те зарубежные предприниматели, которые действуют в соответствии

с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля

иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии.

В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет активно

привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фактором

обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привлечения

зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркистского

курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что

развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти

прежде всего на основе собственных усилий.

На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку

продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными

принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм

хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и

развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за

макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей»,

способствующей притоку иностранного капитала.

Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их

результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные

с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается

достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических

преобразований, применяемых в России.

Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае

осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных

принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных

форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной

регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические преобразования в

Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоковой терапии» и

рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к

рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными

социальными издержками. В-третьих, все внедряемые нововведения проходят

опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных

результатов происходит их повсеместное распространение. В-четвертых, сдвиг

в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за

счет их более быстрого развития, а не путем форсированного

разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых,

государственный, коллективный и частный сектора функционируют на основе

паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того,

чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых,

проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и

производственного, достижения равновесия в экономической системе - одна из

ключевых проблем в движении Китая к социалистической рыночной экономике. В-

восьмых, реформы в Китае направлены на развитие производительных сил,

повышение эффективности производства и рост жизни населения. Для китайских

реформ также характерно: управляемость, превращение государственных

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.